Научная статья на тему 'Цели создания институтов благородных девиц, как важная ступень на пути к формированию женского образования в России'

Цели создания институтов благородных девиц, как важная ступень на пути к формированию женского образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / INSTITUTE OF NOBLE MAIDENS / WOMEN'S EDUCATION / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садовская Ярослава Романовна

На основе анализа научной литературы, мемуаров и воспоминаний учениц институтов благородных девиц рассматривается процесс формирования целей, которые способствовали созданию института благородных девиц. В данной статье также показывается, как изменялись задачи образования воспитанниц институтов, и какие условия содействовали этим изменениям. Весьма характерно, что женское институтское образование исторически стало одним из атрибутов культуры дворянского сословия и существовало в России с момента основания первого женского института в 1764 и до последних дней Российской империи. Цель работы исследовать развитие женского образования в институтах благородных девиц с воцарения Александра II до последних дней существования женских институтов в Российской империи, то есть до 1917 г., рассматривая именно цели и задачи формирования институтов.The article on the base of the analyses of the scientific literature, memoirs and reminiscences of students of the institutes of noble maidens, examines the process of forming goals that contributed to the creation of the Institute of noble maidens. It is shown how the tasks of girls ' education in institutions changed, and what conditions contributed to these changes. It is very common that women's Institute education has historically become one of the attributes of the culture of the noble class and existed in Russia since the foundation of the first women's Institute in 1764 and until the last days of the Russian Empire. The purpose of the work is to study the development of women's education in the institutes of noble girls from the reign of Alexander II to the last days of the existence of women's institutions in the Russian Empire, that is, until 1917, considering the goals and objectives of the formation of institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели создания институтов благородных девиц, как важная ступень на пути к формированию женского образования в России»

STUD NET

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТОВ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ, КАК ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ НА ПУТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЖЕНСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

GOALS OF CREATING THE INSTITUTE OF NOBLE MAIDENS AS AN IMPORTANT STEP ON THE WAY TO THE FORMATION OF WOMEN'S

EDUCATION IN RUSSIA

УДК 94

Садовская Ярослава Романовна

Студент магистратуры исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия, Москва

E-mail.ru: yaroslava9704@mail.ru Sadovskaia Iaroslava Romanovna

Master's degree student at the faculty of history of Lomonosov Moscow State University

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia yaroslava9704@mail .ru

АННОТАЦИЯ

На основе анализа научной литературы, мемуаров и воспоминаний учениц институтов благородных девиц рассматривается процесс формирования целей, которые способствовали созданию института благородных девиц. В данной статье также показывается, как изменялись задачи образования воспитанниц институтов, и какие условия содействовали этим изменениям. Весьма характерно, что женское институтское образование исторически стало одним из атрибутов культуры дворянского сословия и существовало в России с момента основания первого женского института в 1764 и до последних дней Российской империи. Цель работы - исследовать развитие женского образования в институтах благородных девиц с воцарения Александра II до последних дней существования женских институтов в Российской империи, то есть до 1917 г., рассматривая именно цели и задачи формирования институтов.

ANNOTATION

1526

The article on the base of the analyses of the scientific literature, memoirs and reminiscences of students of the institutes of noble maidens, examines the process of forming goals that contributed to the creation of the Institute of noble maidens. It is shown how the tasks of girls ' education in institutions changed, and what conditions contributed to these changes. It is very common that women's Institute education has historically become one of the attributes of the culture of the noble class and existed in Russia since the foundation of the first women's Institute in 1764 and until the last days of the Russian Empire. The purpose of the work is to study the development of women's education in the institutes of noble girls from the reign of Alexander II to the last days of the existence of women's institutions in the Russian Empire, that is, until 1917, considering the goals and objectives of the formation of institutions.

Ключевые слова: институт благородных девиц, женское образование, система воспитания.

Keywords: Institute of noble maidens, women's education, education system.

В наше время перемен и постоянного переосмысления жизненных ценностей, в котором мы сейчас живем, обострился также наш интерес и к женской истории в связи с частыми гендерными противопоставлениями. Вследствие этого появляется масса современных гендерных исследований, которые в острой, полемической форме возбуждают вопросы, новые для нашей историографии. Однако мы не сможем ответить на эти вопросы, как и понять истинного положения женщины без глубинного изучения изменения положения женщины в обществе и культуре в недалеком прошлом.

Эпоха екатерининского Просвещения в России ознаменована идеей воспитания нового просвещенного человека, готового служить на благо государства и государя. Для осуществления такого грандиозного замысла необходимо было создать определенные условия, в которых и будет воспитываться, рождаться человек «новой пароды». Одно из таких условий -образование, а точнее система образовательных учреждений.

Екатерина Великая, чье правление прошло под эгидой идей Просвещения, чуть больше чем через год после начала своего правления издает указ об основании «Воспитательного общества благородных девиц», за которым позже утвердиться название Смольного института. Екатерина, воплощая идею «воспитания обоего пола юношества», в конечном счете, преследовала цель перевоспитания русского общества, избавление от дурных нравов и предрассудков [4, 54]. Образовательная политика императрицы

1527

основывалась на утверждении, что необходимо не только учить, но и воспитывать человека.

На бумаге, в проекте задумка института была такова. Девочек с очень маленького возраста забирали из семьи и отдавали в институтские руки, в руки классных дам, преподавателей и начальниц. Под пристальным надзором и контролем они воспитываются. Но воспитываются они в абсолютно закрытом обществе, не видя окружающий мир совсем. Девочкам не разрешается уезжать на каникулы к себе домой, свободно выходить на улицу. Все строго регламентировано, и все находится в четком порядке. Таким образом, институт как бы олицетворял микромодель идеального общества (в духе Екатерины). Все находится в порядке, все контролируется, и младшие неукоснительно слушаются старших. В этом месте царит чистота: как внешняя, так и нравственная.

По задумке Екатерины и Бецкого в институте создается в течение многих лет новый тип человека, новый тип женщины: образованной, светской и с твердыми нравственными устоями [4, 61]. И, окончив институт, институтки должны нести нравственность в общество через свое поведение, общение, через воспитание своих собственных детей или детей других людей, в роли гувернантки. Одним словом, воспитанницы женских институтов предназначались для духовного преобразования светского быта.

Таким образом, в задумке институт благородных девиц - это кузница нового типа людей, нового типа женщин, кардинально отличавшихся от женщин, получивших домашнее образование. Но понимание этих целей менялось со сменой и определенных исторических эпох: если Екатерина Великая «во многом лишь намечала пути будущего развития» [6, 17], то Мария Федоровна уже «закладывала традиции институтского образования» [6,18]. Также, если Екатерина II «взывала к созданию нового человека в широком смысле» [6,17], то Мария Федоровна «возвращала воспитание в русло традиционных гендерных ролей» [6,17].

Главной задачей Мария Федоровна считала «воспитание женщины -доброй супруги, хорошей матери и хорошей хозяйки» [6,17]. При Марии Федоровне несколько меняется и приоритет в составе институток: институт становится шансом для девочек из родовитых семей, но по каким-то обстоятельствам неспособных дать достойное воспитание и образование дочкам, то есть семей с трудной жизненной ситуацией (сиротство или недостаточность материальных средств). Таким образом, при Марии Федоровне институт стал местом, где девочки путем стараний и усердий могут проложить себе дорогу в будущую жизнь.

1528

Когда в 1828 году императрица Мария Федоровна умерла, эстафету подхватил ее сын, император Николай I, оказавшийся достойным преемником императрицы - труженицы. Он сохранил и преумножил наследство: «Мария Федоровна опекала около 40 учебных и богоугодных заведений, а к концу правления ее сына их было уже около 90, число учащихся возросло с двух тысяч до двадцати. Известно, что Николай Павлович знал все подробности жизни Мариинских заведений, каждодневно занимаясь их делами» [5, 35]. Каждая императорская чета, наследуя российский трон, вместе с ним наследовала и попечение над Мариинским ведомством. Постоянный пристальный надзор и внимание императорской семьи, удачный выбор сотрудников, привлечение материальных ресурсов приносили свои результаты.

Тем не менее, цель, которую действительно преследовали в стенах заведения, была смягчение нравов, развитие гуманности в отношениях между людьми путем просвещения ума и сердца, что должно было отражаться и во внешних проявлениях у воспитанниц. «Просвещенческий идеал веры в Разум обращался к сознанию ребенка. Вся система нового воспитания требовала очень рано рассудительности и самоконтроля» [6, 36].

Одна из мемуаристок, Стерлигова, пишет, что люди, отдававшие своих детей в женские институты, преследовали такую цель, как социализация дворянок и приобщение их к благородному сословию: «они [родители] отдавали своих детей <...> радовались, что дочери их получат образование, подобающее высшей касте, будут себя держать прилично в обществе, говорить на иностранных языках, танцевать и пр., а не для того, чтобы добывать себе кусок хлеба» [7, 92]. Из этих строк, одной из бывшей когда-то институтки, видно, что институт воспринимается ей как место приобщения дворянок к своей культуре, к тому типу поведения, которое ждало от них общество, а не для того, чтобы благодаря навыкам, полученным во время пребывания в институте, служить обществу через работу. Другая мемуаристка в своих воспоминаниях обосновывает целесообразность получения образования женщиной: «Быть наставницею молодого поколения - великая и благородная задача, но в то же время в высшей степени трудная и сложная. Выполнить ее с успехом женщина может, только основательно вооружившись серьезными знаниями. Следовательно, женщины, так же как и мужчины, должны получить высшее образование» [3, 366].

Таким образом, обобщив все выше сказанное, можно заключить, что Екатерина, основываясь на идеях Просвещения, видит общественную необходимость и потребность образования женщин - от образованности

1529

женщины во многом зависит нравственность и благополучие общества. По задумке институты благородных девиц были призваны именно воспитать «новую пароду» женщин: гражданок, матерей и жен.

Однако с течением времени развитие женского образования во многом способствовало тому, что на рубеже Х1Х-ХХ веков степень свободы, доступная женщинам, многократно увеличилась. Девушкам нередко приходилось покидать свои семьи, уезжать учиться в Петербург, Москву, Киев или Харьков, где они устраивались на работу (чаще всего гувернанткой). Девушке из приличной семьи, твердо решившейся самой зарабатывать себе на жизнь, требовалась не меньшая решительность, чтобы подать объявление о поиске места в газету.

Девушки конца XIX - начала ХХ вв. по окончании учения в гимназии или училище «ходили на курсы медицинские, сельскохозяйственные, бухгалтерские» [1, 43], а «вернувшись домой... работали в больницах, в учреждениях, на показательных фермах. Росло хорошее, живое поколение» [1, 43]. В ответ на все повышающийся спрос повсеместно начали открываться коммерческие конторы по трудоустройству, облегчавшие поиски выпускницам институтов. С другой стороны, нужно отметить, что гораздо чаще к ним прибегали девушки из менее обеспеченных слоев общества. Девушки из состоятельных семей предпочитали находить работу, благодаря «личным связям» своей семьи [2, 7].

Однако гораздо больше на рубеже веков открывались конторы на общественных началах, кроме того, уже упомянутые многочисленные общества при учебных заведениях подыскивали работу выпускницам. Конторы по «приисканию мест» открывались и при всех женских курсах. Так, при высших московских курсах курсистки сами организовали Бюро труда, которое рекомендовало студенток «в качестве учительниц, гувернанток, конторщиц, корректорш и фармацевтов» [6, 5].

Совсем иное отношение к образованию начинает вырабатываться в обществе еще в 1860-е гг. с распространением нигилизма, отходом общества от традиционной парадигмы православного мировоззрения и патриархальных взглядов. Женщины не просто активно участвуют в светской жизни, но и выполняют все чаще работу, которая раньше полагалась мужчинам (не считая, заводской работы, горнопромышленных работ и пр.) - преподавание, издательство, канцелярные дела и пр. В связи с этим менялись и задачи учебных учреждений - т.е. помимо задачи «особой породы» возникала задача подготовки специалистов с требуемым уровнем образования.

1530

Таким образом, основной и самой главной целью создания женских институтов было изначально воспитание «новой пароды» женщины, которая органично сочетает в себе христианские ценности, образованность, светское поведение и умение держать себя в обществе. Такая женщина являет собой достойнейший пример поведения и образованности, и может достойно исполнить долг любящей жены и заботливой матери.

Однако со второй половины XIX в. перед образовательными учреждениями, включая женское образование все чаще встает вопрос подготовки специалистов с общими знаниями. Изменения в среде институтов благородных девиц во многом было связано с изменением восприятия роли и положения женщины в обществе, постепенным отходом от патриархальности установок и традиционных парадигм, как религиозность и монархизм. К концу века острота «женского вопроса» постепенно ослабевала, в России распространялись разные формы учебных заведений, доступные женщинам, -гимназии, профессиональные училища, разнообразные высшие женские курсы.

Литература

1. Белова А.В. Женское институтское образование в России // Педагогика. 2002. № 9. С. 41-62.

2. Белоусов А.Ф. Институтки. // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 576 с.

3. Водовозова Е.Н. На заре жизни // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 576 с.

4. Лихачева Е.И. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). - Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1899. 887 с.

5. Пономарева В.В. Ведомство императрицы. Свой. 2013. № 62, С. 34-39.

6. Пономарева В. В., Хорошилова. Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века. М.: Русское слово, 2009. 320 с.

7. Стерлигова А.В. Воспоминания // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М.: Новое лит.обозрение, 2008. 576 с.

Literature

1. Belova A.V. Women's Institute education in Russia // Pedagogy. 2002. No. 9. P. 41-62.

2. Belousov A. F. Schoolgirls. // Institutes: Memoirs of pupils of institutes of

1531

noble maidens. Moscow: New literary review, 2008. 576 p.

3. Vodovozova E. N. At the dawn of life // Schoolgirls: Memoirs of pupils of institutes of noble maidens. Moscow: New literary review, 2008. 576 p.

4. Likhacheva E. I. Materials for the history of women's education in Russia (1086-1856). - Saint Petersburg: M. M. Stasyulevich type, 1899. 887 p.

5. Ponomareva V. V. Department of the Empress. Own. 2013. no. 62, P. 34-39.

6. Ponomareva V. V., Khoroshilova L. B. the World of the Russian woman: upbringing, education, fate. XVIII-beginning of XX century. Moscow: Russian word, 2009. 320 p.

7. Sterligova A.V. Memories // Institutes: Memories of students of the Institute for noble maidens. M.: New literary.review, 2008. 576 p.

1532

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.