УДК: 796+06
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Т. А. Путилина, В. В. Мноян1
В статье рассматриваются основные цели и задачи занятий физической культурой в специальной медицинской группе. Указана необходимость индивидуального подхода и дифференциации нагрузок при работе с данной категорией учащихся. Показаны особенности контроля и регуляции нагрузок.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа.
Физкультура входит в образовательный стандарт, как один из основных предметов. Значимость физкультуры проявляется в улучшении и поддержании здоровья. Специалисты отмечают, что в условиях современной окружающей среды у студентов крайне низкий уровень здоровья и физической активности [1, 5]. Статистика показывает, что число студентов с разнообразными заболеваниями увеличивается из года в год и примерно составляет от 25% до 67 %. Применение физкультуры с лечебной и реабилитационной целью широко используется со студентами специальных медицинских групп [2-4].
Правильное выполнение физических упражнений значительно ускоряет выздоровление, помогает восстанавливать утраченные функции тела. Часто оказывается так, что некоторые студенты с отклонением в здоровье не могут выполнять физические нагрузки. Занимающихся можно разделить на три группы.
1. Основная — практически здоровые.
2. Подготовительная — студенты, имеющие небольшие отклонения в здоровье.
3. Специальная медицинская группа — студенты, у которых есть серьезные отклонения в здоровье.
Специальную медицинскую группу можно разделить на 2 группы:
• группа «I» — Студенты с проблемами по здоровью, которые можно исправить, проведя оздоровительные работы и дальнейшим переводом во вторую основную группу.
• группа «II» — Студенты с болезнями, которые получены с рождения или те болезни, которые нет возможности вылечить.
1 Путилина Татьяна Александровна, Мноян Ваган Вачаганович — ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону
Распределение студентов с отклонениями в здоровье по разным группам должно проводиться при участии участкового терапевта и студенческой поликлиники. Медицинский осмотр таких студентов рекомендуется проводить не реже двух раз в год. Эту работу должны выполнять врачи — специалисты, помогающие участковым терапевтам в определении степени заболевания каждого отдельного студента. В зависимости от результатов медицинских обследований, занимающимся назначаются специальные упражнения, которые наиболее эффективны для каждого случая. Занятия физической культурой для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья в вузах, включает в себя теоретические, практические, в том числе и консультативно-методические разделы. В содержании занятий студентов специального медицинского отделения большое значение отводится средствам для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Практические занятия проводятся с учетом работоспособности и функциональных возможностей обучающихся. Главными задачами специальной медицинской группы являются:
• Укрепление здоровья.
• Исправление отклонений в организме или компенсация их последствий.
• Развитие устойчивости к заболеваниям.
• Развитие физических качеств.
• Повышение работоспособности.
• Адаптация к повышающимся нагрузкам.
• Обучение специальным упражнениям с учетом заболевания.
• Развитие навыков самостоятельных занятий: дозирования нагрузки, интенсивности и т. д.
• Привитие интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.
Физкультура со студентами, у которых есть отклонения в здоровье,
проводится на протяжении всего обучения в форме:
• Учебных занятий.
• Утренней гигиенической гимнастики.
• Самостоятельных занятий физкультурой.
• Оздоровительных мероприятий.
В специальной медицинской группе находятся студенты с различными нарушениями здоровья, не имеющие возможности выполнять некоторые физические упражнения. Для них необходимо проводить специальные занятия с адекватной нагрузкой, которая подходит для каждого индивидуально. Разделение занятий основной группы с теми, у кого наблюдаются серьезные проблемы в здоровье, позволяет контролировать получаемую нагрузку в медицинской группе и реакцию на нее.
Перед тем как проводить тренировку в специальной медицинской группе необходимо, чтобы все студенты данной группы прошли тест:
1. физическое состояние и пропорции студента (рост, вес, объём легких, пульс в покое);
2. функциональные возможности кардиореспираторной системы и основные параметры ее работоспособности (приседания, РШС 125, 155 подъёмы на ступень);
3. показатели двигательных качеств (координация, зрительно-двигательная реакция, гибкость).
После получения данных тестирования преподаватель дает ряд упражнений в зависимости от заболевания студента. В реабилитационные занятия входят легкая физическая культура на улице, велоспорт, лыжный спорт. Также нужны бег, плаванье для студентов с излишним весом, проблемами сердца, легких. При заболеваниях эндокринной системы и сердечно-сосудистой-это должны быть ходьба или бег, велоспорт и ходьба на лыжах. Упражнения должны быть максимально разнообразными, в них могут входить дыхательные упражнения, игры на воздухе.
Упражнения в специальной медицинской группе имеют ограничения на скорость, силу, выносливость. Полностью убираются упражнения с большим весом и гантелями в положении стоя. Подготовка таких студентов должна проходить с учетом их состояния и степени заболевания, иначе можно усугубить проблему. Для работы со студентами данной группы требуются специалисты, имеющие знания по лечебной физической культуре и обладающие основами медицинских знаний.
На уроках физической культуры со специальными медицинскими группами огромное значение имеет индивидуальный подход к занимающимся, и, в зависимости от их состояния — дифференцирование нагрузки. Например, учащимся с проблемами зрительного аппарата противопоказаны прыжки, различные напряжения, наклоны и вращательные движения туловища.
Интенсивность и объем нагрузки занимающихся, изменяются на протяжении всего цикла занятий. Так, в 1 и 2 семестре плотность занятий должна составлять 5560%. Относительно небольшая нагрузка объясняется принципом постепенности врабатывания организма при изучении нового учебного материала. Плотность занятий должна плавно увеличиваться на втором курсе, так как студенты уже освоили необходимые двигательные действия, приобрели необходимые умения и навыки, повысили уровень физической подготовленности. Интенсивность занятий в четвёртом семестре может составлять 65-75%.
Преподаватель физкультуры должен иметь дополнительные специальные знания в области основ патологии и влияния физических нагрузок на нездоровый организм. Он обязан соблюдать предписания врача, поставившего диагноз и рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физкультурных и закаливающих процедур. В течение урока должен осуществляться контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки
утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании и контроле нагрузок могут появиться в неоднородных по характеру заболеваний группах. Поэтому рекомендуются занятия в малых группах, распределённых по типу заболевания.
Специфика занятий в специальной медицинской группе заключается в особенностях методики: время и темп выполнения упражнений, амплитуда движений (ходьба, бег, лыжные, конькобежные, велосипедные занятия), длина дистанции и т. д. Преподаватель физкультуры должен учитывать низкую адаптацию занимающихся данной категории к выполнению физических нагрузок. Особое внимание стоит обратить на: состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др. Различные исследования показывают, что адекватное применение физической культуры во всех случаях оказывает положительное влияние на организм. И, если физические нагрузки не будут соразмерны возможностям студента, то могут возникнуть серьезные осложнения, и физкультура вместо пользы принесет вред.
Интенсивность занятий определяется по ЧСС и зависит от характера и этапа занятий. Так, при обучении двигательным действиям ЧСС студента должна составлять 95-135 уд/мин. На занятиях, где данное двигательное действие закрепляется и совершенствуется, ЧСС возрастает до 130-170 уд/мин.
Повышенного контроля со стороны преподавателя требует проведение игр (особенно баскетбола и футбола) из-за их высокой интенсивности, эмоциональности и постоянного контакта играющих. Для соответствующей дозировки нагрузок рекомендуется:
- регулировать нагрузку перерывами, через определённые участки времени;
- упрощать правила игры;
- уменьшать размеры площадки;
- контролировать проявления внешних признаков утомления (цвет лица, потливость, одышку, нарушение координации, снижение игровой активности).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что основными целями и задачами занятий в специальной медицинской группе являются: нормализация моторных (двигательных) процессов, восстановление утраченных (сниженных) функций организма, сохранение и укрепление здоровья, развитие навыков самостоятельных занятий, адаптация организма к заболеваниям, успешность и долголетие будущей профессиональной деятельности молодых специалистов. Совместная работа преподавателей физкультуры и медицинских работников должна положительно сказываться на здоровье студентов: у них должна нормализоваться работа сердца, легких, почек, печени и т. д., улучшаться общее физическое и эмоциональное состояние.
Литература
1. Бондин В. И., Жаброва Т. А., Каплиев В. А., Лебедева И. А., Лысенко А. В., Мануйленко Э. В., Марченко С. В., Попова Т. В., Почекаева Е. И., Хренкова В. В. Образование. Экология. Здоровье. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. - 278 с.
2. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие./ Булич Э. Г. 3-е изд., перераб. // М.: Высшая школа, 2003. — 325 с.
3. Евсеева С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник/ под ред. Евсеева С. П. — 2-е изд., испр. и доп. // М: Советский спорт, 2007. — 291 с.
4. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы занятий: учебное пособие / Лукьяненко В. П. — 3-е издание, перераб. и дополненное // М.: Советский спорт, 2007. — 228с.
5. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Лушпаева О. А., Лысенко Д. С., Таютина Т. А., Недоруба Е. А. Потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1-2. — 297с.
GOALS AND OBJECTIVES OF PHYSICAL CULTURE LESSONS IN THE SPECIAL
MEDICAL GROUP
Putilina T.A., Mnoyan V.V.
Putilina Tatiana Aleksandrovna, Mnoyan Vahan Vachaganovich — Rostov state University of railway transport, Rostov-on-Don
Abstract. The article discusses the main objectives and tasks of physical culture in special medical group. Specified the necessity of individual approach and differentiation of the loads during the work with this category of students. The features of the control and regulation of loads.
Keywords: physical education, special medical group.
References
1. Bondin V.I., Zhabrova T.A., Kapliev V.A., Lebedeva I.A., Lysenko A.V., Manujlenko Je.V., Marchenko S.V., Popova T.V., Pochekaeva E.I., Hrenkova V.V. Obrazovanie. Jekologija. Zdorov'e. - Rostov n/D: SKNC VSh, 2012. - 278 s. (in Russian)
2. Bulich Je.G. Fizicheskoe vospitanie v special'nyh medicinskih gruppah: ucheb. posobie / Bulich Je.G. 3-e izd., pererab. // M.: Vysshaja shkola, 2003. - 325 s. (in Russian)
3. Evseeva S.P. Teorija i organizacija adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnik/ pod red. Evseeva S.P. - 2-e izd., ispr. i dop. // M: Sovetskij sport, 2007. - 291 s. (in Russian)
4. Luk'janenko V.P. Fizicheskaja kul'tura: osnovy zanjatij: uchebnoe posobie / Luk'janenko V.P. - 3-e izdanie, pererab. i dopolnennoe // M.: Sovetskij sport, 2007. - 228s. (in Russian)
5. Lysenko A.V., Stepanova T.A., Lushpaeva O.A., Lysenko D.S., Tajutina T.A., Nedoruba E.A. Potencial massovogo sporta v sohranenii zdorov'ja v uslovijah formirovanija u molodezhi klipovogo myshlenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2015. - №1-2. - 297s. (in Russian)