УДК 1
Степанов А.В.
преподаватель кафедры физической подготовки Владимирский юридический институт ФСИН России (Россия, г. Владимир)
Кочунова Е.С.
курсант 4-го курса очного обучения юридического факультета Владимирский юридический институт ФСИН России (Россия, г. Владимир)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности физическая подготовки курсантов в высших учебных заведениях ФСИН России. Занятия по физической подготовке в высших учебных заведениях ФСИН России являются обязательной частью учебного процесса, предусмотренные учебной программой по физической культуре для каждого факультета.
Ключевые слова: физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, развитие физических качеств, прикладные физические качества.
Физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, навыков и умений курсанта с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.
Успешное решение задач физической подготовки обеспечивается за счёт:
• подбора средств, методов и форм обучения;
• высокого уровня практической и методической подготовленности научно-педагогического состава и проведения на высоком уровне учебных занятий;
• моделирование на занятиях ситуаций максимально приближенных к условиям, возникающим при несении службы сотрудниками органов внутренних дел;
• обучения различным тактикам обеспечения личной безопасности при нападении вооруженного правонарушителя и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
• обязательной сдачей контрольных нормативов, предусмотренных данной программой.
Целью физической подготовки является формирование физической подготовленности личного состава к успешному выполнению оперативно-служебных и правильному применению физической силы, а также в процессе служебной деятельности сохранение высокой работоспособности. Развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, быстроты и ловкости, является основной задачей физической подготовки курсантов ФСИН России.
Неотъемлемой частью подготовки в учебных заведениях является достижение всестороннего, гармоничного развития курсантов, поскольку определяет в дальнейшем профессиональную готовность к выполнению служебных обязанностей и инструкций. Период обучения в вузе занимает особое место в жизни курсанта, существенно влияет на формирование личности и его физических качеств. Для будущих офицеров это важная часть периода обучения, она определяет их готовность к дальнейшей службе. В процессе физического воспитания формируются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость и ловкость, а уже после - теоретические знания и навыки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка - это целенаправленное и конкретное использование средств физической культуры и спорта для подготовки кадров к профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая культура как целая профилированная отрасль физической культуры, сложилась в соответствующих сферах, с постепенным, многолетним накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных, значительное место в общей системе физического воспитания молодого порастающего поколения и профессиональных кадров на рабочих местах занимает педагогически направленный процесс использования прикладной физической культуры.
Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической культуры, заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный багаж двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных и нужных в процессе Профессионально-прикладной физической культуры средств физической культуры;
2) развить важные профессиональные физические и непосредственно связанные способности, на этой основе обеспечить устойчивость организма к повышенному уровню работоспособности. Профессионально важными способностями или качествами занимающегося принято считать те, от которых значительно зависит не только результат (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможность совершенствовать их, а также адекватность поведения при возможных в ней экстремальных ситуациях;
3) повысить степень резистентности организма содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и укреплению здоровья.
Обязательной частью профессиональной подготовки является физическая подготовка личного состава, способствующая сохранению высокой
работоспособности, укреплению здоровья, воспитание прикладных психофизических качеств, позволяющих успешно выполнять оперативно служебных задачи, стоящие перед сотрудниками ФСИН.
Главной предпосылкой достижения цели физической подготовленности является тенденция к приобретению у курсантов мотивационно - ценностного отношения к физической подготовке, жизненной установки на здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих основных задач:
1) Воспитание прикладных физических качеств;
Прикладные физические качества - это перечень необходимых физических качеств, предназначенных для каждой профессиональной группы, которые формируются на занятиях по физической подготовке.
На теоретических и практических занятиях по курсу «Физическая культура» курсанты получают прикладные навыки, которые имеют непосредственную связь с профессиональной деятельностью курсантов.
2) Формирование морально - волевых и качеств;
Проявление волевых качеств лежит в основе практических действий, которые проявляются в различных ситуациях и требуют преодоления трудностей в характере человека. Развитие морально - волевых качеств занимающихся успешно проходит на занятиях физической культуры.
Повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно- профессиональной деятельности
3) Физическое самосовершенствование и самовоспитание;
Каждый курсант должен быть заинтересован в физическом воспитании и совершенствовании. Уделять время для совершенствования физической подготовки не только на занятиях по «Физической культуре», но и в свободное от учебы время, совершенствуя свои физические качества. Физическое
воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры
4) Установка на здоровый образ жизни;
Ведение здорового образа жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно осуществлять свои планы и справляться с поставленными задачами профессиональной деятельности. Для крепкого здоровья человека нужно поддерживать и укреплять, что позволит прожить долгую и полную радостей жизнь, а физическая культура будет этому способствовать.
Задачи для подготовки к профессиональной деятельности должны решаться регулярно и постепенно должны реализовываться в комплексном сочетании с другими факторами физического воспитания в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Антонов, А. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях МВД РФ[Текст]: Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВД РФ: Межвузовский тематический сборник научных статей/А.В. Антонов.- Минск, 2009. - С. 45 -48;
Астафьев, К.А. Проблемы развития основных физических качеств у курсантов на начальном этапе обучения в военном инженерном вузе[Текст]/К.А. Астафьев //Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни: материалы 3 Всероссийской научно-практической конференции.- Тамбов:Изд-во Тамбовского гос. университета им. Г.Р.Державина, 2006. -С.31- 36;
Бугаков, А.И. Спортивная деятельность в формировании физической культуры студентов [Текст]/А.И. Бугаков, А.В. Васильев, А.С. Шевелев// Физическая культура как вид культуры: межвузовский сборник науч.трудов.- Воронеж, 2003.- С. 221 - 223;
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. 2007. № 50. ст. 62;
Акулова Л. Н., Кузнецов Б. В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу вузов силовых ведомств России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 13-18.
Stepanov A.V.
Lecturer at the Department of Physical Training Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
(Russia)
Kochunova Е.С.
4nd year full-time cadet of the Faculty of Law Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
(Russia)
GOALS AND OBJECTIVES OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Abstract: this article examines the features of the physical training of cadets in higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Physical training classes in higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia are an obligatory part of the educational process, providedfor by the physical education curriculum for each faculty.
Key words: physical training, professionally applied physical training, development of physical qualities, applied physical qualities.