Научная статья на тему 'Цели и задачи экономического развития России'

Цели и задачи экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3704
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТРАСЛЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / NATIONAL SAFETY / NATIONAL INTERESTS / ECONOMIC SAFETY / BRANCH SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Владимир Иванович

В статье исследуется категория экономической безопасности - исторические аспекты ее формирования, ее содержание, место в структуре безопасности в целом, ее системный характер и соотношение с такими подсистемами системы безопасности, как политическая; социальная; информационная; научно-техническая; экологическая; демографическая; рассматриваются цели экономической политики России, согласующиеся с ее национальными интересами и стратегическими национальными приоритетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSES AND PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

In article the category of economic safety historical aspects of its formation, its maintenance, a place in safety structure in whole, its system character and a parity with such subsystems of system of safety, as political is investigated; the social; the information; scientific and technical; the ecological; the demographic; the purposes of economic policy of Russia, consistent with its national interests and strategic national priorities are considered.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи экономического развития России»

УДК 656.078.13

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В.И. КОСТИН

Статья представлена профессором, доктором экономических наук Фридляндом А.А.

В статье исследуется категория экономической безопасности - исторические аспекты ее формирования, ее содержание, место в структуре безопасности в целом, ее системный характер и соотношение с такими подсистемами системы безопасности, как политическая; социальная; информационная; научно-техническая; экологическая; демографическая; рассматриваются цели экономической политики России, согласующиеся с ее национальными интересами и стратегическими национальными приоритетами.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, экономическая безопасность, отраслевая безопасность.

Понятие безопасности используется наукой со времен Античности. Преимущественно применяются два подхода к этому понятию. Первый связан с возможностью защиты государства и индивидов от разного рода угроз в политических и хозяйственных отношениях (Платон), второй - с возможностью приспособления человека к среде (Аристотель, Демокрит) [1], т.е. акцент делался либо на общественной и государственной безопасности, либо на безопасности индивидуальной. Второй подход представлен в психологии, где безопасность рассматривается как базовый уровень жизнедеятельности, составляющий основу потребностей человека и предоставляющий возможность максимального развития способностей и самореализации (А. Маслоу)1. Первый подход остается доминирующим вследствие своей комплексности и рассмотрения безопасности человека в тесной взаимообусловленности с общественной безопасностью.

Однако и первые, и вторые авторы увязывали это понятие с хозяйственно-экономическими отношениями, создающими условия для безопасности государства и его граждан. С правовыми аспектами это понятие стало соотноситься в Римской культуре, где законодательство рассматривалось как условие регламентации общественно-экономических и политических отношений и соответственно безопасности. Безопасность соотносилась с включением недружественных варварских племен в состав Римской империи. Мыслители Средневековья в границах христианской телеологии связывали это понятие с верой и божественным провидением, соотнося безопасность либо с действиями по защите Христианства (католицизм), либо с индивидуальным поиском спасения (протестантизм), либо с соборностью (православие). В словаре 1190 г., составленном английским мыслителем Роббером, понятие безопасность определяется как «спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности» [2].

Мыслители Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Г оббс, Дж. Локк) безопасность связывали с возможностями государства, которое они - в рамках теории общественного договора - трактовали как созданное «для охраны и защиты» человека [3]. Они акцентировали внимание на том, что «при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания принуждающей к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов» [4]. Функция обеспечения безопасности как отдельного человека, так и человеческого сообщества выдвигалась мыслителями как основная функция государства, которое создано людьми «для общей защиты» и сделано

1 Как известно, «пирамида» состоит из пяти иерархизированных уровней потребностей: 1 - физиологических, направленных на поддержание функционирования организма; 2 - в самосохранении и безопасности как условиях существования человека; 3 - в любви и общении; 4 - в самоутверждении, самоуважении, признании; 5 - в творчестве, красоте, самосовершенствовании.

«путем договора ответственным за обеспечение мира» [4]. В соответствии с этим безопасность трактуется как ситуация спокойствия, связанная с отсутствием реальной опасности и обусловленная материальными и политическими условиями, созданными соответствующими органами и организациями.

Понимание безопасности как основной функции государства было развито французскими просветителями Д. Дидро, П. Гольбахом, К. Гельвецием, представителями английской классической политэкономии А. Смитом и Д. Риккардо, идеологами США Дж. Вашингтоном и Т. Джефферсоном - автором «Декларации независимости», а также основоположниками марксизма. А. Смиту принадлежит одно из первых исследований рыночной экономики как экономики стихийного рынка, кризисов и безработицы. В XX в. к этой проблеме подойдет экономист Дж. М. Кейнс, который в книге «Общая теория занятости, процента и денег» представит обоснование необходимости государства регулировать эти процессы.

Документом, который стал предшественником современных концепций безопасности в России, явилось «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1861 г., где общественная безопасность трактуется как деятельность, направленная на борьбу с государственными преступниками и являющаяся прерогативой политического сыска [2].

Одним из основоположников современной концепции безопасности считается итальянский социолог начала XX в. В. Парето. Он увязывал безопасность с комплексом факторов, обусловленных развитием экономики, политики, обороноспособности. Парето считал, что безопасность связана не только с внешними факторами и угрозами, но и с внутренними. Среди внешних выделяются: угроза военной экспансии, глобальные экономические кризисы, мировая политическая нестабильность, волатильность рынков ценных бумаг. Идея о существовании внутренних угроз, в том числе угрозы техногенных катастроф, различного рода кризисов, террористической агрессии, несбалансированности рынка стала особенно актуальной в связи с осложнением политико-экономической ситуации не только на международном уровне, но и на национальном.

Характерно, что безопасность до недавнего времени понималась исключительно как внешняя безопасность или внутренняя политическая безопасность. Об этом свидетельствует то, что в США стратегии внутренней безопасности не существовало до 2002 г. Ведущим документом, отражающим положение страны в глобальном пространстве и определяющим ее цели и задачи, была Стратегия национальной безопасности США, разрабатываемая ежегодно. Она включала в себя определение интересов, целей и устремлений США, направления внешней политики, предложения по использованию стратегического потенциала страны для защиты национальных интересов, оценку ее возможностей по обеспечению национальной безопасности. После теракта 11 сентября 2001 г. стало очевидно, что безопасность определяется не только международным положением страны, но и многими внутренними факторами. В результате появился новый документ - Национальная стратегия внутренней безопасности.

Недооценку внутренней - общественно-политической и экономической безопасности наглядно иллюстрирует и пример России. В Советском Союзе уровень межнациональной безопасности (оборонной и государственной) был очень высоким. В России в 1934 г. понятие безопасности соотносилось с политической безопасностью - созданием объединений, организаций, союзов, попыткой проведения в жизнь конституционного принципа свободы совести. Все это привело к ослаблению безопасности общества и личности [2]. Вместе с тем, уровень внутренней - экономической - безопасности, связанной с государственным плановым управлением экономикой, ее производственной и ресурсной составляющими, не был достаточным для сохранения СССР паритетного с США положения сверхдержавы. Ослабление экономической безопасности стало причиной нарушения общественно-политической безопасности, что и привело к распаду Советского Союза.

Сегодня очевидно, что необходимым условием обеспечения национальной безопасности является внутриполитическая и экономическая безопасность, которая обеспечивает националь-

но-государственные интересы и цели. Они существуют не только внутри страны, но и вне ее, влияя на международное положение государства, определяя его место в международном разделении труда, обусловливая его конкурентоспособность и безопасность.

Таким образом, безопасность можно определить как такое состояние системы, которое характеризуется устойчивостью, способностью к развитию и противостоянию внешним и внутренним угрозам, в качестве которых выступают как целенаправленные действия отдельных субъектов взаимодействия, так и факторы саморазвития системы. Иными словами, безопасность выступает как сложная система, состоящая из различных уровней и подсистем, каждый из которых обеспечивает сохранение и развитие как собственной подсистемы, так и системы в целом.

Безопасность носит системный характер, подсистемами (сферами) системы безопасности являются:

• экономическая (в том числе финансовая);

• политическая;

• социальная;

• информационная;

• научно-техническая;

• экологическая;

• демографическая.

Экономическая безопасность является одной из подсистем национальной безопасности в целом, тесно связанной с политической, социальной, экологической, научно-технической и т.п., так как не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, точно так же, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе с социальными конфликтами [5].

Понятие экономической безопасности является сегодня одним из основных, наиболее непосредственно связанным с национальной безопасностью страны. Это связано, во-первых, с различиями в национальных интересах разных государств, которые неизбежны даже несмотря на интеграционные процессы между ними и которые требуют прочного экономического состояния страны для обеспечения ее конкурентоспособности; во-вторых, с обострением политической борьбы между странами ввиду их различной обеспеченности природными ресурсами; в-третьих, с усиливающейся конкуренцией между странами в сфере финансово-банковских услуг, в производстве и сбыте товаров.

Основными уровнями в системе безопасности являются:

• международный;

• национальный;

• региональный;

• отраслевой;

• уровень хозяйствующих субъектов, предприятий и корпоративных образований;

• личностный.

На уровне международной глобальной экономической безопасности затрагиваются интересы практически всех государств мирового сообщества. Международная безопасность направлена на предотвращение глобальных угроз человечеству, таких как глобальные экологические катастрофы, в частности, глобальное потепление, пандемии смертельно опасных вирусных заболеваний, международный терроризм, и международной региональной безопасности, затрагивающей государства определенного региона - Тихоокеанского, Евразийского, Азиатского. Соответственно международная экономическая безопасность - это такое состояние мировой экономики, которое обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество государств в решении национальных и глобальных проблем, позволяющее осуществлять странам собственную политику и реализовывать выбранную ими стратегию социально-экономического развития.

Национальная безопасность связана с безопасностью отдельного государства. Национальный уровень экономической безопасности выступает как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, обеспечение невмешательства в развитие государства со стороны иных государств; предотвращение экологических угроз национального масштаба; гарантия рационального использования природных ресурсов, обеспечение развития сферы науки и образования, повышение эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе транспортных инфраструктур, экономической свободы и социальной справедливости, реализация социальной защиты населения и повышение уровня его жизни, обоснование системы приоритетов решения социально-экономических задач, сохранение национальных ценностей и образа жизни, как обеспечение развития страны.

Подобное понимание национальной безопасности позволяет не только нейтрализовать угрозы, действующие в настоящем времени, но и предотвращать возможные будущие угрозы, обеспечивая устойчивость системы национального государства к вызовам современности. Этот аспект национальной безопасности подчеркивался ещё в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1996 г., где обращалось внимание на то, что «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и национальных ценностей и их приумножение. Она, однако, не сводится к защите. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия ее реализации».

Региональный уровень экономической безопасности связан с концентрацией в регионах ресурсных, экологических, демографических факторов развития производства. Актуализация регионального подхода организации политической и экономической деятельности связана с развитием рыночной экономики и большей экономической самостоятельности регионов. Региональная экономическая безопасность связана со способностью региона обеспечивать функционирование экономики в режиме расширенного воспроизводства и обусловлена:

• сбалансированным участием региона в системе национального хозяйственного развития;

• рациональным использованием ресурсов - природных, демографических, социальных; созданием экономических и правовых условий, исключающих теневую экономику, коррупцию и криминализацию общества;

• развитием научного и технологического потенциала;

• обеспечением приемлемого уровня жизни населения;

• устойчивостью банковско-финансовой системы.

Региональный уровень экономической безопасности сочетается с отраслевым, связанным с конкурентоспособностью, проявляющейся в востребованности продукции на рынке, технологическом совершенствовании, инвестиционной привлекательности. Отраслевой принцип функционирования экономики доминировал в условиях планового хозяйства, где в границах отрасли были налажены горизонтальные связи между предприятиями и вертикальные между отраслями и где были - согласно плановым заданиям - гарантированы не только поставки сырья и оборудования, но также сбыт и цены на продукцию. В условиях рыночной экономики отрасли функционируют менее слаженно, в их работе проявляется значительное число факторов, связанных со свободной конкуренцией, что препятствует развитию экономики в границах устойчивости, предсказуемости и управляемости и влияет на их экономическую безопасность.

Экономическую безопасность транспорта можно определить как такое состояние данной экономической системы, при котором она - в соответствии с целями и задачами отрасли - проявляет способность к эффективному развитию и стабильному функционированию, созданию условий для предотвращения внутренних и внешних угроз. Сущность экономической безопасности транспорта состоит в том, чтобы удовлетворять спрос населения, хозяйствующих субъектов и государственных органов на перевозки грузов и пассажиров при соблюдении безопасно-

сти, которая выражается в соответствующих отраслевых стандартах, нормативах и нормах, применяемых как в РФ, так и в странах ЕС.

Уровень безопасности хозяйствующих субъектов, предприятий и корпоративных образований связан со снижением угроз их деятельности и созданием условий их стабильного функционирования. Обеспечение безопасности предприятий и корпораций проявляется в таких качествах, как стабильность роста, финансовая устойчивость, эффективность использования капитала, правовая, коммерческая, имущественная и информационная защищенность, защищенность персонала, конкурентоспособность, независимость, эффективность менеджмента, обнов-ляемость технологий и информационной базы.

Уровень экономической безопасности личности связан с ее биосоциальной природой, где человек выступает одновременно и социальным существом, развивающимся в условиях человеческого сообщества, и биологическим существом, функционирующим в окружающей среде. В первом случае безопасность человека определяется таким состоянием его жизнедеятельности, которое обеспечивает правовую и экономическую защиту его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей, возможности самореализации и саморазвития. Во втором случае необходимо поддержание основных параметров среды обитания человека: физической, химической, биологической, радиационной и т.п., а также наличие ряда физических, социальных и индивидуальных условий, необходимых для поддержания безопасности: соматической (защита от травм), энергетической (защита от голода, истощения), физиологической (поддержание здоровья), психической (поддержание нормального функционирования мозга и нервной системы), духовной (поддержание морали, ценностной системы, целевых установок на созидающую деятельность). В числе ведущих факторов, характеризующих личную безопасность, являются экономические факторы, связанные с возможностью обеспечения вышеназванных условий.

Иерархия уровней безопасности России имеет специфику, связанную с тем, что отечественная экономика в отдельных своих проявлениях имеет черты переходного типа от командноадминистративной системы управления к рыночной.

Обеспечение экономической безопасности государства соотносится с целями экономической политики, согласующимися с национальными интересами РФ и стратегическими национальными приоритетами. Национальные интересы - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества, государства. Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Наиболее важными национальными интересами России являются:

• в сфере государственной безопасности и национальной обороны - предотвращение войн и конфликтов, обеспечение суверенитета Российской Федерации, ее территориальной целостности и военной безопасности, стратегического сдерживания в интересах сохранения стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, призванных обеспечить основные права и свободы граждан, политической, социальной стабильности;

• в сфере экономического развития - создание условий для обеспечения национальной безопасности и возможности независимого автономного устойчивого развития, достижение необходимого уровня экономической безопасности, вхождение России в среднесрочной перспективе по объему валового внутреннего продукта в число пяти стран-лидеров;

• в сфере науки и образования - сохранение и развитие научно-технического потенциала, необходимого для обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики и обороны, повышение уровня общего и профессионального образования граждан России и обеспечение его доступности;

• в сфере здравоохранения и здоровья нации - увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности за счет улучшения уровня медицины и качества медицинского обслуживания;

• в сфере экологической безопасности - обеспечение сохранения и защиты природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности;

• в информационной сфере - развитие современных информационных технологий и обеспечение гражданам РФ равного доступа к информации, обеспечение безопасности функционирования государственных информационных ресурсов;

• в сфере культуры - сохранение духовных и нравственных ценностей нации, традиций гуманизма и патриотизма, обеспечение возможности творческой самореализации личности, сохранение культуры народов и этносов и развитие национальной культуры.

В соответствии с национальными интересами России основными целями и задачами ее экономического развития являются:

• создание условий устойчивого экономического роста для обеспечения национальной безопасности и повышения уровня жизни населения;

• повышение экономической эффективности развития регионов и отраслей на основе эффективности управления, рационального использования сырья и природных ресурсов, увеличения производительности труда;

• развитие внешней торговли в соответствии с экономическими интересами России;

• проведение политики импортозамещения за счет производства высокотехнологичных товаров и оборудования;

• восстановление и сохранение позиций отечественных экспортеров на внешних рынках;

• поддержание достаточного уровня производственного и научно-технического потенциала;

• укрепление финансово-кредитной системы, повышение эффективности налоговой системы;

• обеспечение благоприятных для России условий обслуживания внешнего долга, в том числе его погашения;

• упрочение положения рубля как национальной валюты на внешнем рынке ликвидности;

• обеспечение материальной и социальной стабильности на основе стабильности цен, социальной справедливости, гарантии социальных прав и свобод;

• предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, имеющих экономические причины;

• обоснование системы приоритетов в решении социально-экономических задач;

• обеспечение полной занятости трудового населения с учетом квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. - М., 1982. - Кн. 2.

2. Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учеб. пособие / Л.П. Гончаренко, Е.С. Куценко. - М.: КНОРУС. - 2010. - С. 20-22.

3. Гоббс. Т. Соч.: в 2 т. - Т. 1. - М. - 1965. - С. 47.

4. Гоббс Т. Левиафан // Соч.: в 2 т. - Т. 1. - М., 1965. - С. 192-197.

5. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. - М. : Институт экономики РАН, 2002.

THE PURPOSES AND PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

Kostin V.I.

In article the category of economic safety - historical aspects of its formation, its maintenance, a place in safety structure in whole, its system character and a parity with such subsystems of system of safety, as political is investigated; the

social; the information; scientific and technical; the ecological; the demographic; the purposes of economic policy of Russia, consistent with its national interests and strategic national priorities are considered.

Key words: safety, national safety, national interests, economic safety, branch safety

Сведения об авторе

Костин Владимир Иванович, 1959 г.р., окончил МФТИ (1982), Финансовую академию при Правительстве РФ (2000), кандидат физико-математических наук, доцент, ректор МГАВТ, автор более 30 научных работ, область научных интересов - численное моделирование задач аэрогидродинамики, вопросы анализа рисков и экономической безопасности, организация и управление образовательными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.