Целевая направленность результата технико-криминалистического обеспечения диктует необходимость не только теоретического обоснования факта существования и природы самого явления, но и процесса организации и применения. Аналогичные модели исполнительской составляющей как системной реализации результатов исследовательских разработок также существуют в своем роде в контексте многих других наук.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 29.07.2019) // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http ://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 10699 /.(Дата обращения 30.11.2019).
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2002 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве, и
незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в ред. от 03.12.2013 № 34) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2019).
3. Андреев С.Ю. Особенности системы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования незаконного оборота оружия, его составных частей, боеприпасов и взрывчатых веществ периода войн первой половины ХХ в. / Военно-юридический журнал. 2018. № 5. С.3-7.
4. Белкин Р.С. Курс криминалистики, т. 1. М., 2001. С.279.
5. Беляков А.А. Криминалистическое взры-воведение: проблемы теории и практики. Красноярск, 2003. С.34.
6. Корецкий Д.А. Криминальная армалогия: Учение о правовом режиме оружия. СПб., 2006. С.29.
GOALS AND METHODS OF USING SPECIAL ECONOMIC ZONES IN INTERNATIONAL
ECONOMIC COOPERATION
Veselkova E.
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor in the Department of Civil Law Disciplines ofMFLA
ЦЕЛИ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Веселкова Е.Е.
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин МФЮА
Abstract
This article considers special aspects in legal regulation of creation and functioning of zones with special economic regimes in some countries of the world. Separate attention is given to the activity of foreign investors on these territories.
Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового регулирования создания и функционирования зон с особыми экономическими режимами в отдельных странах мира. Отдельное внимание уделяется деятельности иностранных инвесторов на этих территориях.
Keywords: special economic zones, foreign investments, foreign investors
Ключевые слова: особые экономические зоны, иностранные инвестиции, иностранный инвестор
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны являются фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Особые экономические зоны многие рассматривают как нововведения развивающихся стран последнего десятилетия. Однако первые ОЭЗ появились еще три столетия назад - на Гибралтаре в 1704
году, в 1819 году в Сингапуре и в 1848 году в Гонконге. Сегодня в мире функционирует несколько тысяч особых экономических зон.1
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах.
В настоящее время в мире существует около 2000 зон с особыми экономическими режимами.
Среди классических особых экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:
1 www.wikipedia.ru Дата обращения 10.03.2024
1) беспошлинные зоны, расположенные на основных перекрестках международных транспортных систем;
2) экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю торговлю;
3) парки технологического развития, которые создаются на основе существующего в принимающей стране научно-технического потенциала, но с участием иностранного капитала и с использованием прогрессивного оборудования, ноу-хау, а также зарубежного управленческого, коммерческого или маркетингового опты;
4) зоны страховых и банковских услуг, способствующие укреплению этой сферы экономики;
5) зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными товарами. А местные предприятия - передовой технологией.
На практике в чистом виде перечисленные зоны встречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание нескольких составляющих указанных особых экономических зон.2
Создание особых экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение следующих целей:
- обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно в особой экономической зоне, так и за ее пределами;
- активизация внешнеэкономической деятельности;
- привлечение инвестиций;
- организация в особых экономических зонах таких производств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие местные предприятия, действующие на внутреннем рынке;
- подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий.
Многие страны, создающие особые экономические зоны, способствовали развитию отсталых в экономическом отношении регионов, модернизации технологий, получении ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, управления и сбыта, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции. В то же время согласно мировому опыту первоначальные цели и задачи, декларированные при создании особых экономических зон, часто не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития. При функционировании особых экономических зон часто отклоняются от первоначальных проектов. Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям, а также слабым взаимодействием зональных предприятий,
" 3
национальных и иностранных компаний.3
Ниже рассмотрен опыт правового регулирования создания и функционирования зон с особыми
экономическими режимами в отдельных странах мира.
В США как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов отсутствует понятие «особая экономическая зона» и «зона свободной торговли». Вместе с тем в США существуют зоны внешней торговли, которые в процессе своего функционирования предусматривают предоставление отдельных льгот в отношении ввозимых на их территорию товаров. Основным законом, регулирующим вопросы функционирования зон внешней торговли, является закон о зонах внешней торговли 1954 г.
Имеются два вида зон: зоны общего назначения (предназначены для многоцелевого использования) и субзоны специального назначения (подчинены зонам общего назначения, льготы предоставляются в отношении конкретных пользователей и осуществлении конкретных операций).
В настоящее время в США работают двести пятьдесят три зоны общего назначения и около четырехсот субзон.
Действующим законодательством предусмотрен ряд ограничений в отношении некоторых видов деятельности на территории зон внешней торговли: запрещена розничная торговля импортными товарами без специального разрешения, производство алкогольных напитков, табачных изделий, спиртосодержащих духов, огнестрельного оружия, наручных и настенных часов.
Предоставляются льготы в отношении квотирования, таможенного законодательства, налогообложения.
Создание различных типов льготных режимов для инвестирования на ограниченных участках территории является важной составляющей проводимой в Китае политики открытости внешнему миру, и прежде всего в области привлечения иностранных инвестиций.
В Китае существует несколько типов зон с особыми экономическими режимами: специальные экономические зоны, зоны экономического и технологического развития, бондовые зоны, зоны приграничного экономического сотрудничества. Правовая база деятельности различного вида зон с особыми экономическими режимами является достаточно запутанной, отсутствует единый законодательный акт, который бы детально прописывал порядок создания, функционирования и управления зонами, а также содержал бы перечень предоставляемых льгот. Действующее законодательство формировалось по мере необходимости.
На указанных территориях предоставляются такие льготы, как особый порядок валютного контроля, упрощенная схема регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготы по налогообложению, уплате таможенных пошлин.
2 www.underlaw.ru Дата обращения 10.03.2014
3 www.underlaw.ru Дата обращения 10.03.2014
В Бельгии существует два вида зон с особыми экономическими режимами: центры по координации деятельности многонациональных предприятий; технопарки и технополисы.
Центры по координации деятельности многонациональных предприятий создавались с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, в то время как технопарки и технополисы ориентированы на задачи активизации инновационного процесса в Бельгии.
Деятельность в первом виде зон регулируется соответствующим законом 2002 г., а второго вида -региональным законодательством. В зонах предоставляются налоговые льготы, льготы, позволяющие снизить затраты на текущую деятельность, оказываются информационные и консалтинговые услуги.
В Румынии к категории зон с особыми экономическими режимами относятся свободные зоны (СЗ). Основными актами, регулирующими правовой режим свободных зон, являются закон от 1992 г. «О режиме свободной зоны», отдельные положения закона 1997 г. «О Таможенном кодексе», закона 2002 г. в части ставок налогов на прибыль, постановления Правительства от 1994 г. «О концессионной деятельности».
Для привлечения инвесторов, а речь идет в основном об иностранных инвесторах, в СЗ действует ряд льгот и преимуществ, а именно: льготы по налогообложению, освобождение от уплаты таможенных пошлин, введение законных финансовых операций в свободной зоне в свободно конвертируемой валюте, акцептованной Национальным Банком Румынии, возможность репатриации прибыли и капиталов, возможность выплаты заработной платы иностранному персоналу как в леях, так и в валюте.
В настоящее время в Румынии существует шесть свободных зон, расположенных в крупных морских и речных портах и транспортных узлах.
В Македонии основным правовым актом, регулирующим правовой режим особых экономических зон, является закон о свободных экономических зонах 1999 г.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) - часть территории Республики Македония, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных законом о СЭЗ и другими законами, и в которой применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные законом о СЭЗ.
В настоящее время функционирует одна СЭЗ -«Долина никеля», создаются еще две СЭЗ.
Законодательство Македонии предусматривает в основном налоговые льготы для инвесторов в СЭЗ.
Пользователь СЭЗ также освобождается от уплаты платежей, налогов и других обязанностей, касающихся использования земли, подключения к воде, канализации, отоплению, газу и электросети.
В Таиланде в настоящее время нет реальных свободных экономических зон или зон свободной
торговли. В то же время в так называемых промышленных зонах действуют таможенные склады и упрощенный порядок таможенных процедур.
Предоставление налоговых и прочих льгот регулируется инвестиционным законодательством, в частности законом о поощрении инвестиций 1977 г., в соответствии с которым был создан Совет по инвестициям Таиланда и который устанавливает виды льгот и порядок их предоставления. Данные вопросы регулируются также извещениями Совета, которые являются подзаконными нормативными актами.
Основными актами, регулирующими правовой режим свободных зон в Сирии, является декрет Президента САР 2003 г. № 40, декрет Президента САР 1971 г. № 18.
Под свободной зоной понимается огражденная и ограниченная территория САР, на которую не распространяется внутреннее таможенное и внешнеторговое регулирование. Для создания каждой отдельной свободной зоны в Сирии необходимы соответствующие декрет Президента и постановление Правительства. В настоящее время в Сирии действуют восемь свободных зон.
Льготы и преимущества резидентов СЗ заключаются в предоставлении налоговых и таможенных льгот. В отношении предприятий СЗ, их инвестиционных прав, товаров и имущества не применяются нормы о конфискации.
В Великобритании нет зон с особым экономическим режимом в их традиционном понимании. Однако с высокой доли условности к подобного рода образованиям можно было бы отнести так называемые свободные зоны (СЗ) и зоны предпринимательства (ЗП).
Основными актами, регулирующими правовой режим свободных зон, являются Директива КЕС № 2504/88, резолюция ЕС № 2562/90 с дополнениями и изменениями от 1991 г. № 2485, положения 1991 г. о СЗ, изданные на основе указанных документов Королевской службой таможен и акцизов, подзаконные акты об учреждении отдельных СЗ.
Под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС.
В СЗ не применяются какие-либо налоговые льготы, включая местные.
Под зоной предпринимательства (ЗП) понимается определенная правительством на срок десять лет ограниченная территория, создаваемая в целях стимулирования экономической деятельности, на которой в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической деятельности. Главными характеристиками значительного экономического спада являются хроническая и высокая безработица и низкие доходы. Сейчас таких зон тридцать. К основным преимуществам деятельности фирм в ЗП можно отнести приоритетный порядок обработки заявок от фирм на определенные таможенные услуги, освобождение от корпоративного и подоходного налогов средств, направляемых
на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и другие виды услуг), освобождение от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов, остающиеся в силе законные контрольные меры осуществляются в ускоренном порядке, сотрудники освобождаются от уплаты сбора за производственно-техническое обучение и от обязанности направлять информацию в комитет по производственно-техническому обучению, упрощенный режим планирования застройки, сниженные требования по предоставлению статистической информации.
Стимулирование деловой активности осуществляется также за счет продажи в частные руки городской собственности и отмены некоторых видов местного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.
В Нидерландах зоны с особым экономическим режимом имеют место на принадлежащих им Антильских островах, которые являются частью Королевства Нидерландов. Экономические зоны (ЭЗ) функционируют на острове Кюрасао, где сконцентрирована основная часть экономики Нидерландских Антильских островов. В настоящее время таких зон три - экономическая зона порта Виллемстад, аэропортовая особая экономическая зона около аэропорта Кюрасао, а также особая экономическая зона «Промышленный парк Бривенгат».
Основным актом, регулирующим правовой режим экономических зон, является закон № 18 2001 г., принятый Правительством Антильских островов.
Экономическая зона - территория, признанная таковой, где товары могут храниться, дорабатываться, упаковываться, подвергаться другой переработке, где и откуда могут предоставляться услуги.
Резидентам ЭЗ предоставляются следующие льготы и преимущества:
1) не взимаются импортная пошлина и налог с оборота, установленный законом о национальном налоге, в случаях размещения в ЭЗ товаров, предназначенных для ЭЗ, и вывоза из ЭЗ товаров, предназначенных для хранения на таможенном складе, в другую ЭЗ при соблюдении определенных условий;
2) отсутствие экспортных пошлин;
3) поставки на внутренний рынок Антильских островов облагаются импортными пошлинами и налогом на прибыль, действующим на территории страны, но не могут превышать 25 % с общего объема продаж;
4) не взимается акциз в случае размещения товаров, подлежащих обложению акцизом, которые предназначаются для ЭЗ;
5) отсутствие налога с продаж;
6) отсутствие налогов на недвижимость и собственность.
В Бразилии действует одна свободная экономическая зона (СЭЗ) «Манаус». Решение о создании свободной экономической зоны было принято
Национальным конгрессом в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон № 3173 от 1957 г. о создании свободной экономической зоны «Манаус» предусматривал выполнение программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически свободная экономическая зона «Манаус» была создана через десять лет декретом № 288/67 1967 г., в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ «Манаус» представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на тридцать лет.
На территории СЭЗ «Манаус» предприятиям предоставляются налоговые и финансовые льготы.
Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям, функционируюшим в СЭЗ «Манаус», предоставляются также налоговые льготы штатом Амазонас и муниципалитетом города Манауса.
Италия не имеет опыта создания особых экономических зон свободной торговли. Законодательная база, регулирующая деятельность в этой области, отсутствует. Однако законодательство Италии предоставляет особый режим предпринимательской деятельности ряду таможенных зон, наиболее крупной из которых является зона свободного порта Триеста. Последней предоставляются следующие основные преимущества для обращения товаров и предпринимательской деятельности:
1) ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара 9за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги;
2) владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления в случае дальнейшего перемещения товара как в виде транзита для отправки в третьи страны, так и импорта на рынок ЕС;
3) товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время (за исключением случаев передачи товаров по требованию владельца на складское хранение при необходимости получения особых налоговых льгот);
4) при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов (налог на доходы, НДС и прочие) максимальным сроком до ста восьмидесяти дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке, периодически устанавливаемой минфином Италии;
5) для товаров, ввозимых на имя иностранного получателя, допускается производить без каких-либо ограничений так называемые сопутствующие
операции с товаром (упаковка и переупаковка, отбор образцов и так далее), для осуществления промышленной переработки товара требуется разрешение таможенных органов или минфина с определением конечного получателя товара, подвергнутого переработке. В отличие от обычного режима временного импорта при осуществлении таких операций на территории свободного порта от владельца товара не требуется внесения авансовых таможенных платежей на всю партию товара, ввезенного в режиме временного порта;
6) используя залоговую стоимость некоторых товаров, размещенных на складе свободного порта, их владелец может получать банковские гарантии для краткосрочного кредитования своих операций.
В Малайзии деятельность свободных зон регулируется законом о свободных зонах № 438 1990 г., другими федеральными законами, в том числе таможенным кодексом, законом об акцизах, законом о налоге с продаж, законом о налоге на услуги, законом о поощрении инвестиций.
Свободные зоны считаются территориями вне таможенной территории страны. В стране в настоящее время созданы и функционируют двадцать пять свободных зон, в том числе одиннадцать зон свободной торговли, а также четырнадцать свободных промышленных зон. В настоящее время в свободных зонах осуществляется разукомплектование крупных партий товаров, их сортировка и переупаковка, маркировка, ведется транзитная (реэкспортная) торговля. Промышленные зоны полностью ориентированы на экспорт. В отдельных случаях таким предприятиям разрешается поставлять часть продукции (до 20 %) на внутренний рынок.
В таких странах, как Финляндия, Мексика, не существует особых экономических зон и соответственно отсутствует законодательство, регулирующее вопросы деятельности таких зон. Однако в этих странах имеются специальные территории, на которых установлен особый статус и порядок предоставления льгот для осуществления предпринимательской деятельности.
Во Франции в соответствии с законом № 2003-710 о путях направления и планирования развития городов и обновлении городского хозяйства 2003 г. создается сорок одна свободная городская зона. Основная цель создания зон - помощь неблагополучным в социальном плане районам. К числу основных преимуществ для предприятий и инвесторов относятся льготы по налогообложению и социальным выплатам.4
В Белоруссии работа по созданию и развитию ОЭЗ в Беларуси была начата в 1990-е годы. В качестве территорий под создание ОЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Грод-
ноинвест». Все ОЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В стадии разработки находится проект по организации специализированной ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск».
Создание особых экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт ОЭЗ Беларуси в 2009 году составил 1176,86 млн. долл., а импорт — 1146,94 млн. долл. Сальдо равняется +29,91 млн. долл. Ситуация изменилась в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил — 1571,24 млн. долл., а импорт — 1588,89 млн. долл. Соответственно сальдо внешней торговли -17,65 м млн. долл.
Наибольшее количество резидентов занято в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48 % всех резидентов ОЭЗ.
Свободными экономическими зонами Белоруссии за период с 1998 по 2011 годы накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн. долларов. В абсолютном выражении наибольший объём ППИ поступил из ОЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов ОЭЗ составили только 166,52 млн. долл., соответственно 8 % от общего объёма прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования ОЭЗ Беларуси. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты ОЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Правовое обеспечение создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. Издание Государственной Думы.// Сост. Филиппов И.В. и др. М.: 2006.
2. Лейфер Т.И. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в свободных экономических зонах России//Экономика строительства. № 1. 1998.
3. Лешина И.Е. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ//Экономика и право. № 1. 2007.
4. Фурщик М., Ушаков Е. Перспективы особых экономических зон в условиях финансового кризиса//Менеджмент и Бизнес-Администрирование. № 3. 2009.
5. www.wikipedia.ru
6. www.underlaw.ru
4 См.: Правовое обеспечение создания и функционирова-
ния особых экономических зон в Российской Федерации.
Издание Государственной Думы.// Сост. Филиппов И.В. и др. М.: 2006.
5 www.wikipedia.ru Дата обращения 14.03.2014