О.Н. ШИРОКОВ
ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СЭВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ
Вопрос о целях, методах и функциях социалистического экономического сотрудничества вне зависимости от того, связано это с двусторонними или многосторонними отношениями, представляет собой вопрос о критериях социалистического сотрудничества, взаимопомощи и интеграции как высшего выражения развития экономических отношений.
Условно определяя экономические взаимоотношения стран социалистического содружества термином «интеграция», что стало общепринятым в исследованиях, начиная с конца 1960-х годов, необходимо отметить, что интеграция мировой экономики является объективным процессом, который исторически закономерен. Поэтому-то главный вопрос заключается не в самой интеграции,а в тех целях, методах и функциях, которые она преследует. И дело здесь не в идеологии либерализма или марксизма, а в том, как в реальности проходила капиталистическая и социалистическая интеграция, на каких исходных принципах она строилась.
Социалистическая интеграция впитала в себя экономические принципы советского «реального социализма», основанные на государственной собственности на средства производства, планировании в качестве важнейшего метода управления народным хозяйством. Широкое использование методов экономической помощи и взаимопомощи должно было позволить восточноевропейским союзникам СССР, не замыкаясь в рамках натурального хозяйства, развивать стратегические отрасли экономики, покрывая спрос на недостающую продукцию путем взаимной торговли со странами СЭВ. В качестве экономической стратегии виделся постоянный рост темпов экономического развития и народного благосостояния стран СЭВ. Объективно СЭВ не мог не отражать особенности развития народнохозяйственных единиц (позднее, комплексов).
Необходимо убедиться в корректности тех терминов, которые стали употребляться в 1960-е годы в социалистических странах. Среди них нам представляется необходимым уточнить такие понятия, как «интернационализация», «взаимопомощь» и «интеграция».
Наиболее общим понятием, отражающим процесс послевоенного развития мировой экономики, является понятие интернационализации. Под интернационализацией хозяйственной жизни понимается объективный процесс установления, дальнейшего расширения и углубления хозяйственной взаимосвязанности разных стран и регионов мира [1].
Интернационализация хозяйственной жизни свойственна всей современной экономике. Этот процесс был присущ обеим мировым системам: капитализму и социализму и носит общемировой характер. В основе процесса интернационализации хозяйственной жизни лежит растущая концентрация и специализация производства, вытекающая из развития производительных сил, совершенствования техники и технологии, роста и удешевления транспорта и т.п. Под влиянием этого процесса все больше углубляется международное разделение труда [2].
Другим важным понятием является взаимопомощь, которая стала скрепляющим фундаментом развития экономических отношений стран Восточного блока. Вопреки западной оценке этого процесса и принципов экономических связей СЭВ невозможно определить с правовой и экономической точки зрения как фактический диктат со стороны СССР, как структуру негибкую и обязывающую.
Природа социалистической экономики, законы ее функционирования позволяли отойти от таких целей, как принципы полезности, эффективности, прибыльности, столь характерные для западного понимания. Преобладающая роль неэкономических целей социалистического развития создавала методологические трудности в понимании сущности экономических процессов в СССР и странах СЭВ в целом.
Терминология конца 1940-1950-х годов строилась исходя из стратегических целей социализма, высокой моральной составляющей его содержания. Иначе трудно понять, почему для руководства СССР было естественным не считаться с прямым экономическим интересом. Цели ставились настолько высокие, что экономический интерес был величиной второстепенного порядка. Термины «помощь», «взаимопомощь», «братский союз», «содружество социалистических наций», характерные для определения процессов в странах СЭВ, отражают не риторические фигуры, а реальный континуум понятийного ряда, сочетающий моральные, политические, идеологические и экономические принципы. Взаимопомощь не рассчитывалась изначально как метод поглощения экономикой СССР экономик Восточной Европы и ряда других стран, вошедших в СЭВ. Экономический диктат в контексте развития обязательных правовых, экономических и политических процедур больше был характерен как раз для ЕЭС-ЕС, изначально развивавшегося как наднациональная структура.
СЭВ не представлял собой интеграции в западноевропейском смысле. Тем не менее углубление процессов взаимопомощи стало постепенно выходить за первоначальные рамки. К 1970-м годам в СССР и странах-членах СЭВ стали все больше говорить не о взаимопомощи, а именно об интеграции. Причиной тому послужил успех в развитии стран СЭВ, постепенный процесс экономической унификации, а также быстрый рост западноевропейской экономической интеграции в рамках «Общего рынка». Но, поскольку в дефинициях скрывалось существенное различие, то в исследовательской практике сложилось понятие особого качества - «социалистическая интеграция».
Согласно мнению одних ученых, интеграция - объединительный процесс интернационализации производства и всей общественной жизни страны. Вторая точка зрения определяет интеграцию как регулируемый процесс сближения определенных групп стран, их срастания в единый международный комплекс. Третья группа исследователей видела интеграцию как способ перераспределения рынка [3]. В зависимости от ряда показателей в 1970-е годы установились новые трактовки интеграции, в основе которых были положены причины интеграции: у одних авторов ее движущие импульсы лежат в развитии производительных сил, у других - в комбинации экономических и политических факторов, у третьих преобладают сугубо политические мотивы. В соответствии с избранными позициями некоторые авторы считали географическими границами интеграции границы мировых - социалистической и капиталистической - систем, для других речь может идти лишь об интеграции стран-участниц СЭВ, с одной стороны, «Общего рынка» - с другой [4].
Экономическую интеграцию видели не обязательно сразу во всей мировой социалистической системе, а в ограниченной группе стран, экономические связи которых развиваются наиболее тесно. Данная ступень развития международных экономических связей свидетельствовала о возникновении нового качества в сотрудничестве социалистических стран [5]. Экономическая интеграция социалистических стран виделась как планомерно регулируемый процесс сближения, взаимного приспособления и оптимизации народнохозяйственных структур в международном хозяйственном комплексе этих стран. Наибо-
лее развернутую характеристику социалистической интеграции приводит советский исследователь социалистической интеграции П.М. Алампиев, выделяя пять ее основных признаков:
1. Социалистическая интеграция выступает как продукт согласованной экономической политики группы стран, нацеленной на последовательное использование возможностей регионального сотрудничества в интересах решения крупных народнохозяйственных и политических задач. Она осуществляется на основе согласованной международной программы, которая определяет конечные и промежуточные цели, этапы и конкретный механизм реализации системы интеграционных мероприятий.
2. Возрастающая степень интернационального объединения производственных ресурсов в интересах ускорения технического развития, эффективного решения топливно-сырьевой проблемы, формирования оптимальных интернациональных производственных комплексов в обрабатывающей промышленности, а также инфраструктуры, обслуживающей международные связи, взаимная адаптация внутренних производственных структур стран и возникновение элементов интернациональной структуры, возрастание роли совместного планового регулирования долгосрочных экономических процессов на многосторонней основе.
3. Интеграция характеризуется системным подходом к решению крупных народнохозяйственных задач, предполагающих органическую взаимосвязь в сферах производства, науки и техники, а также обращения.
4. Реализация интеграционной программы предполагает формирование экономического механизма международного сотрудничества, адекватного ее целям и задачам.
5. Согласованное усовершенствование систем управления внешнеэкономической деятельностью в интегрирующихся странах [6].
Термин «экономическая интеграция» не использовался применительно к социалистическим странам и их экономическому сотрудничеству вплоть до конца 1960-х годов. Только заметное развитие интеграционных процессов в несоциалистическом мире привели к признанию того, что и в рамках СЭВ идут фактически интеграционные процессы. В официальных документах СЭВ и работах отечественных исследователей на протяжении почти всей его истории преобладал принцип признания различных типов интеграции, которые характеризовались своеобразием социально-экономической, идеологической и политической основы.
По мнению автора, принятие чуждых терминов в конце 1960-х годов серьезно осложнило процесс понимания особенностей социалистической взаимопомощи, поскольку вместе с экспортом в советскую экономическую науку взаимосвязанных с западноевропейской интеграцией понятий проникли также идеи и представления, ранее не характерные для социализма как экономической модели развития. Все это не могло не отразиться на формулировке целевых задач развития СЭВ.
Если взять за основу определение интеграции в Комплексной программе 1971 г. как «сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран-членов СЭВ процесс международного социалистического разделения труда, сближения их экономик и формирования современной, высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенного сближения и выравнивания уровней их экономического развития, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономики, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствования товарно-денежных отношений» [7], то мы можем сделать вывод о ком-
мерциализации сущности экономических отношений в рамках СЭВ на рубеже 1960-1970-х годов. Такое понимание интеграции не было свойственно «антитоварникам» 1960-х годов и звучало для них как предупреждение о возможных негативных следствиях для судьбы не только СЭВ, но и социализма как системы в целом.
Это исходное положение лежит в основе большинства определений социалистической интеграции. В итоге утвердилась концепция, обосновывающая постепенное формирование новой интернациональной экономической общности суверенных социалистических государств. Этой концепции придерживаются, по существу, все авторы, характеризующие интеграцию как процесс сближения, взаимодополнения экономических структур отдельных стран, формирования целостной межгосударственной экономической системы, включающей взаимодействующие народнохозяйственные комплексы суверенных социалистических государств. В 1990-е годы интеграцией стали условно называть весь процесс формирования восточного военно-политического и экономического блока, начиная со второй половины 1940-х годов. Поэтому, используя термин «интеграция» в данной работе, следует учитывать эти возникающие коннотации.
Социалистическую попытку создать единое хозяйство в нескольких восточноевропейских странах предприняли 56 лет назад, когда в январе 1949 г., был основан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). 23 декабря 1948 г. было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) об экономических отношениях между СССР и странами народной демократии [8]. На его основе и был вскоре создан Совет Экономической Взаимопомощи. Проходившее 5-8 января 1949 г. экономическое совещание в Москве, в котором участвовали представители Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, исходили из того, что «правительства Соединенных Штатов Америки, Англии и некоторых других стран Западной Европы по сути дела бойкотируют торговые отношения со странами народной демократии и СССР, так как эти страны не считают возможным подчиниться диктату «плана Маршалла», поскольку этот план нарушает суверенитет стран и интересы их национальной экономики» [9]. Для того чтобы противостоять экономическому панамериканизму, страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи.
Безусловно, торжественность, характерная для учредительных документов, не может претендовать на роль определителя сути причины формирования СЭВ, но выделение геополитической составляющей было вполне объективно, если учесть факт обозначившегося острого противостояния. Начавшаяся холодная война привела к тому, что граница, отделяющая советскую зону влияния от западного мира, становилась все более непроницаемой. Традиционные экономические связи стран Восточной Европы, ослабленные за годы войны, рушились, приходилось искать новые источники продукции, которая ранее поступала из западных стран. Поэтому началась географическая переориентация экономики стран народной демократии на Восток и вынужденное в связи с этим относительное замыкание социалистических стран друг на друге.
Суммируя основные причины формирования СЭВ, следует отметить:
во-первых, завершился процесс восстановления экономики. Перед восточноевропейскими странами встали задачи всеобъемлющей модернизации, проведения ускоренной индустриализации;
во-вторых, к 1949 г. был накоплен опыт взаимопомощи, внешнеторговых, кредитных и научно-технических отношений между странами народной демократии, а с марта 1948 г. стал работать чехословацко-польский Совет Экономического Сотрудничества (СЭС);
в-третьих, к 1949 г. в странах-учредителях СЭВ началась унификация общественно-политической системы, достиг определенной глубины процесс социалистических преобразований;
в-четвертых, к этому времени стала складываться методика народнохозяйственного планирования;
в-пятых, действовали новые международные условия «холодной войны» против СССР и стран народной демократии, режим экономических санкций и бойкотов в отношении наших союзников; в-шестых, появилось взаимное доверие.
Все это вызывало необходимость военно-политической и хозяйственной консолидации восточного блока.
Первые послевоенные годы были насыщены проблемами восстановления экономик стран Восточной Европы и СССР. Следует учесть и тот факт, что не все страны народной демократии могли на равных вести переговоры с СССР, который еще продолжал в то время получать репарации с бывших союзников третьего рейха (в частности, с Румынии и Венгрии), а также с ГДР. Более того, объем торговли был ограничен, так как по логике социализма в то время экспорту и импорту отводилась вспомогательная роль. Поэтому на протяжении 1950-х годов. СЭВ не играл еще заметной роли в жизни социалистических стран, что станет характерным для 1960-х годов. В этот период страны, объединившиеся в Совет Экономической Взаимопомощи, не имели возможности обеспечить преобладающую долю своих потребностей в оборудовании для крупной машинной индустрии за счет других источников, кроме взаимных его поставок [10]. Поэтому в таких условиях действовали наиболее понятные и простые правила взаимного обмена и взаимной помощи.
На I Сессии Совета, проходившей 26-30 апреля 1949 г. в Москве, были определены основные направления его деятельности, создано постоянно действующее исполнительное Бюро Совета (позднее Исполком СЭВ). В состав Совета вошли по одному представителю от каждой страны. Был создан также небольшой по численности технический аппарат во главе с секретарем Совета. Одной из важных задач СЭВ, определенной на январском совещании 1949 г. и I Сессией Совета, было установление более тесных экономических связей между Советским Союзом и странами народной демократии.
Второй важной задачей деятельности Совета была организация научнотехнического сотрудничества между странами-учредителями, постановке которой была посвящена II Сессия СЭВ, состоявшаяся 26-27 августа 1949 г. в Софии. На Сессии были разработаны принципы научно-технического сотрудничества (НТС) и обмена техническим опытом [11].
Определение Совета как системы экономической взаимопомощи легко обнаружить в провозглашенных принципах НТС. Согласно последним, обмен научно-технической документацией между странами СЭВ осуществлялся безвозмездно. Взаимопомощь осуществлялась на неэкономической основе. Разумность и оптимальность неэкономических принципов организации СЭВ объяснялись самой природой социализма. В начале 1950-х годов страны народной демократии только приступали к индустриализации. Они испытывали острый дефицит многих видов материальных ресурсов. Внешняя торговля, как ее сегодня понимают, не принесла бы необходимой отдачи. Применение таких терминов, как «внешняя торговля», не позволяет адекватно оценить сущность многосторонней «торговли» в рамках содружества. В реальности органы СЭВ в первоначальный период занимались взаимными поставками продукции, т.е. осуществляли экономическую помощь.
Основные расходы по содержанию СЭВ нес СССР. Согласно договору об утверждении сметы расходов на 1949 г. (он имел гриф «Совершенно секретно»), на содержание аппарата СЭВ в том году выделили около 6,5 млн руб. Расходы поделили между странами в такой пропорции: СССР - 34%, Польша и Чехословакия - по 15%, Румыния и Венгрия - по 12%, Болгария - 9% и Албания - 3%. Кроме того, СССР единолично брал на себя расходы по ремонту и оборудованию здания, где располагался аппарат СЭВ [12]. Судя по запланированным расходам, трудно было предположить, что СЭВ превратиться в серьезную экономическую силу. В реальности помощь странам СЭВ была значительно выше, поскольку она фактически не рассчитывалась при составлении сметы расходов.
В силу названных выше причин, в 1950-е годы СЭВ ставил перед собой задачу помощи странам народной демократии в импортозамещающей индустриализации. сЭв призван был способствовать развитию взаимной помощи и торговли, оказанию материальной помощи и осуществлению широкого обмена научно-техническими разработками, причем практически на безвозмездной или льготной основе. Следует учитывать также, что модель экономического роста, свойственная социалистической экономике, всегда обращена в будущее. Она характеризуется высоким уровнем инвестиций, что выражается в опережающем росте капиталовложений по сравнению с ростом производства. Речь идет о «спартанском» способе ведения народного хозяйства, когда относительно медленно растет производство предметов потребления, так называемая «группа Б», а приоритет отдается производству средств производства, т.е. «группе А» [13].
Таким образом, первоначальное функционирование СЭВ определялось задачами организации обмена опытом, научно-техническими достижениями, взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами и оборудованием между странами-членами СЭВ, развития товарооборота между ними. Эти задачи были обусловлены необходимостью скорейшего восстановления послевоенной экономики стран, учредивших СЭВ, переориентации их внешних экономических связей в условиях предпринятого в тот период ведущими странами Запада бойкота торговых отношений с Советским Союзом и другими социалистическими странами [14]. Изменение народнохозяйственных планов в 1950-1951 гг., внесло в них существенные коррективы. Конечно, в силу пионерского опыта подобного сотрудничества данный процесс приводил и к ряду негативных моментов. Так, в отдельных странах имело место экономически необоснованное строительство ряда предприятий без учета имеющихся ресурсов и потребностей. В машиностроении наблюдался параллелизм в развитии производственных мощностей, в то же время отставало развитие химической промышленности и некоторых других отраслей [15].
Вследствие возникших несогласованностей в 1954-1955 гг. СЭВ принимает меры по перестройке экономических связей. На трех сессиях Совета, прошедших уже после политических изменений 1953 г. (IV в марте 1954 г., V в июне 1954 г. и VI в декабре 1955 г.) были приняты решения о согласовании планов капитального строительства, развитии взаимопомощи в расширении сырьевой базы, совершенствовании машиностроения с учетом международной специализации производства. Тем не менее в середине 1950-х годов европейские страны-члены СЭВ завершили выполнение своих первых долгосрочных планов развития народного хозяйства. В этот период взаимный товарооборот стран СЭВ вырос почти в 2 раза: с 4,5 до 8,5 млрд руб. Несмотря на сложную международную обстановку, доля этих стран в мировой торговле увеличилась с 6,5% до 8,5%. Товарооборот между странами СЭВ - Болгарией, Венгрией, ГДР,
Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией - вырос за 1950-1955 гг. в два раза, достигнув показателя 8,53 млрд руб. [16].
В первой половине 1950-х годов необратимо произошла экономическая переориентация стран Центральной и Восточной Европы на Советский Союза и друг на друга. Так, в 1955 г. во внешней торговле Болгарии на долю социалистических стран приходилось 87,6% товарооборота, Венгрии - 61%, ГДР - 72%, Польши - 63,9%, Чехословакии - 65,7%. В 1951-1955 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода в целом по странам-членам СЭВ достиг 9% [17]. В 1947-1957 гг. общая сумма кредитов в рамках СЭВ составила 30 млрд руб., из них 28 млрд были кредиты, предоставленные СССР [18].
Таким образом, преобладание задач форсированной индустриализации, помощи и взаимопомощи, безвозмездный принцип НТС не вызывали до середины 1950-х годов необходимость в применении критериев товарно-денежных отношений. Такие вполне рыночные категории, как эквивалентность и взаимовы-годность товарообмена, не стали еще предметом глубокого анализа. До 1958 г. в странах СЭВ так и не установилась общепринятая система ценообразования, точнее, в ней не было острой необходимости. Начальный период в развитии СЭВ может быть определен как своеобразный барометр чистоты сталинского социализма и социалистической взаимопомощи. Но следует учитывать простоту механизма работы СЭВ в этот период и недостаточный уровень развития стран народной демократии.
Литература и источники
1. Алампиев П.М. и др. Экономическая интеграция - объективная потребность развития мирового социализма. М., 1971. С. 27.
2. Асланова Т. СЭВ: в поисках новой формы развития // Экономическое сотрудничества стран-членов СЭВ. 1990. № 8.
3. Бауман Л., Гоебенников Л. Горизонты социалистической интеграции // Международная жизнь. 1978. № 9. С. 61-79.
4. Бутенко А.П. Социалистическая интеграция. Ее сущность и перспективы. М.: Мысль, 1971. С. 9.
5. Алампиев П.М. и др. Указ. соч. С. 29.
6. Там же. С. 31-32.
7. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. М.: Политиздат, 1971. С. 7.
8. Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953 гг. М.; Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997. Т. 1. 1944-1948 гг. С. 944-946.
9. Гибианский Л.Я. Форсирование советской блоковой политики / Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Рос. акад. наук. Ин-т всеобщей истории / Отв. ред. Н.И. Егорова, А.О. Чубарьян. М.: Наука, 2003. С. 176-177.
10. Ширяев Ю.С. СЭВ: 40 лет сотрудничества. М.: Знание, 1989. С. 7.
11. Гибианский Л.Я. Указ. соч. С. 177.
12. Фасиль Р. Строительство общего рынка социалистических стран обошлось Советскому Союзу почти в 200 миллиардов долларов // Ра^у I коттег^агп. 11 февраля 2004 г.
13. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. М.: Юрист, 2001. С. 78-79.
14. Международные экономические и научно-технические организации стран-членов СЭВ: Справочник. М.: Междунар. отношения, 1980. С. 31.
15. Барковский А.Н., Ладыгин Б.Н. СЭВ: история и современность. М.: Секретариат СЭВ, 1989. С. 25.
16. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Т.1. Становление «реального социализма» (1945-1965). М.: Наука, 2000. С. 274-275.
17. Развитие экономики стран народной демократии. Обзор за 1957 г. М.: Внешторгиз-дат, 1958. С. 607.
18. Там же. С. 607.
ШИРОКОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ родился в 1970 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат исторических наук, доцент. Докторант кафедры «Отечественной истории ХХ-ХХ1 веков» Чувашского университета. Автор 28 научных работ, в том числе 1 монографии, 1 учебно-методического пособия. Занимается изучением внешнеэкономических связей ВВЭР со странами СЭВ в 1949-1991 гг.