Научная статья на тему 'Цели деятельности педагога как компонент непрерывного развития его профессиональной культуры'

Цели деятельности педагога как компонент непрерывного развития его профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4024
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурация / социализация и профессионализация учащихся / их конкурентоспособность и творческий потенциал как целевые компоненты непрерывного развития профессиональной культуры педагогов. / culture / socialization and professionalization of students / competitiveness / creative capacity / key components of educators’ continuous professional culture development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Александр Сергеевич

В статье раскрывается совокупность целей деятельности педагогов, которые выступают важнейшими компонентами механизма непрерывного развития профессиональной культуры педагогов, позволяющего результативно и эффективно отвечать на сложные вызовы современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reveals a set of goals for educators’ activities as the most important components of mechanism of their continuous professional culture development assisting them in meeting the modern life challenges efficiently and effectively.

Текст научной работы на тему «Цели деятельности педагога как компонент непрерывного развития его профессиональной культуры»

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

А. С. Мищенко

В статье раскрывается совокупность целей деятельности педагогов, которые выступают важнейшими компонентами механизма непрерывного развития профессиональной культуры педагогов, позволяющего результативно и эффективно отвечать на сложные вызовы современной жизни.

The paper reveals a set of goals for educators' activities as the most important components of mechanism of their continuous professional culture development assisting them in meeting the modern life challenges efficiently and effectively.

Ключевые слова: культурация, социализация и профессионализация

учащихся, их конкурентоспособность и творческий потенциал как целевые компоненты непрерывного развития профессиональной культуры педагогов.

Key words: culture, socialization and professionalization of students,

competitiveness, creative capacity, key components of educators' continuous professional culture development.

Профессиональная культура педагогов опирается на целевые компоненты их деятельности. Они определяют её непрерывное развитие. В целевых компонентах деятельности педагога имплицитно присутствуют и ценностно-смысловые структурные единицы образовательного процесса.

Наши исследования целей деятельности педагогов средней профессиональной школы Санкт-Петербурга (2009-2014 гг.) показали, что более половины наставников стремятся (ставят перед собой цель) сформировать у своих учащихся: (а) ответственность за свои поступки, трудолюбие и упорство, (б) коммуникативные навыки; высокую культуру и эрудицию; менее трети педагогов: (а) конкурентоспособные качества; (б) умение учащихся сделать свою работу интересной; (в) сформировать у интерес к будущей профессии; (г) способности подавать новые идеи; (д) умение сделать работу лучше всех, приверженность профессиональным традициям семьи; (е) желание возглавлять любое дело и т. д. В перечисленных целях деятельности педагогов отражается их активная роль в организации социокультурного развития и воспитания учащихся, в становлении подростков как субъектов производительного труда, их конкурентоспособности и творческого, инновационного потенциала.

В частности, в социокультурном целевом компоненте педагогической деятельности интегрально представлена воспитательная роль наставников, обеспечивающих выполнение учащимися своих основных социальных и культурных функций. С точки зрения данного целевого компонента непрерывное развитие профессиональной культуры педагогов оказывается сопряженным с решением сложной задачи по формированию такой личности учащегося, который способен осуществлять все социальные и гражданские функции в процессе своей жизнедеятельности; в этот процесс входят: семья, быт, досуг постоянная или периодическая включенность в самые разные социальные системы (коллективы, общности), деятельность в сфере производства и т. д.

328

В основе реализации такой цели лежит принцип интеграции непрерывного развития деятельности, общественных отношений и профессиональной культуры педагогов. Сущность данных процессов заключается в признании материальной человеческой деятельности первичным, основополагающим и интегративным фактором развития всех физических, психических, социальных и собственно культуральных качеств педагогов. Еще один важный аспект исследования данных целей связан с тем, что их достижение выступает в качестве критерия эффективности непрерывного развития профессиональной культуры педагога. Чем активнее, сознательнее, целеустремленней вовлечены будущие профессионалы в творческое осуществление своих социальных и гражданских функций, чем более универсальный спектр способностей будет у них сформирован педагогами, чем гармоничнее и плодотворнее будет сформировано их взаимодействие с окружающей действительностью, тем эффективнее протекает процесс непрерывного развития профессиональной культуры их наставников. Однако характер этой закономерности зависит не только от позиции, которую занимают в обществе педагоги, но и от развития всей системы социальных и экономических факторов, которые не менее активно влияют на современную учащуюся молодежь.

Таким образом, непрерывное развитие культуры педагогов лицеев и колледжей органично сопряжено с целями социализации учащихся. Достигая их, педагоги способствуют повышению эффективности взаимодействия подростков с социальными общностями и государственными институтами. В результате такого взаимодействия учащиеся принимают, или не принимают (полностью или частично) сложившуюся к этому времени систему знаний, норм и ценностей конкретного общества. Это позволяет или не позволяет им участвовать в его жизнедеятельности. Социализация личности, таким образом, может быть рассмотрена не только как достигнутая педагогом интегральная цель образовательной деятельности, но и как критерий непрерывного развития его профессиональной культуры. Сама по себе такая цель деятельности педагогов имеет не только целенаправленный характер, но и сопряжена со стихийными процессами и взаимодействиями субъектов образования и общества. Последние также влияют на непрерывное развитие профессиональной культуры педагогов. В этом случае промежуточным итогом и показателем её развития выступают жизненные позиции учащихся, уровень усвоения ими нового социального и профессионального опыта.

Непрерывное развитие профессиональной культуры педагогов лицеев и колледжей естественным образом сопряжено и с профессионализацией учащихся. По своему содержанию профессионализация учащихся имеет сложный междисциплинарный характер. Её сущность можно раскрыть только на стыке культурологии, социологии, демографии, психологии и профессиональной педагогики. В ней интегрально представлено взаимодействие культурного, социального и профессионального развития, как педагогов, так и учащихся. Сложный дисциплинарный характер данного явления, определяясь тремя группами признаков, аналогичным образом отражается на степени непрерывного развития профессиональной культуры педагогов: во-первых, через участие педагогов в переходе учащихся от нормативной внешней регуляции к внутренней саморегуляции трудового и профессионального по-

329

ведения; во-вторых, через формирование внутренне обусловленных профессионально-ценностных и профессионально-культурных ориентаций учащихся; и, наконец, в-третьих, через процесс формирования у учащихся деятельностных и смыслообразующих мотивов и ценностей труда, практического опыта и получения общественного признания в качестве субъекта образовательной и трудовой деятельности, общения и познания, наконец, в качестве актора, благодаря которому его подопечные обретут свою социальную и профессиональную зрелость. Все это, в конечном счете, выражается в жизненных идеалах и стремлениях молодежи как субъекта образовательного процесса. Таким образом, участие педагогов в профессионализации учащихся выступает компонентом, показывающим через инобытие другого, непрерывное развитие их профессиональной культуры. Оно отражает базовую целевую черту педагогической деятельности, а также социологические и культурологические подходы педагогов к организации взаимосвязанных процессов социализации и профессионализации (через обучение и воспитание) учащихся.

Непрерывное развитие профессиональной культуры педагогов, через реализацию ими целей учебной и воспитательной деятельности, определяет превращение учащихся в субъектов производительного труда общества. В данный процесс входит целый комплекс действий педагогов, связанных с формированием у молодежи различных культурных, социальных и профессиональных знаний, умений и навыков. Взятые вместе, они составляют культуру учебного и реального производительного труда. В неё вовлечены как педагоги, так и учащиеся. Это следующие компоненты: технический, организационный, гигиенический, социальный, личностный и культурный. Когда мы говорим о формировании учащихся в качестве субъектов производительного труда, как о базовой цели деятельности и компонента непрерывного развития профессиональной культуры педагогов, имеются в виду следующие обстоятельства. Производительный труд выступает как фактор включения педагогов и учащихся в реальную сферу действия производственных отношений. Это позволяет рассматривать важнейшие факторы совместного перекрестного формирования ценностей и профессиональной культуры как педагогов, так и учащихся. Это, в свою очередь, становится возможным благодаря тому, что сам производительный труд обладает рядом интегральных характеристик. А именно: сущностно выражает связь между развитием производства и культурой общества; позволяет предметно рассмотреть единство социальнопрофессионального творчества и нравственного облика личности; раскрывает наиболее глубокие пласты социально-экономических отношений современного производства; выражает не только структуры трудовой деятельности, но и состав её субъектов; фиксирует основные системообразующие факторы развития производительных сил общества. Производительный труд как институциональное и общественное явление позволяет категориально связать в единый континуум социологические, психологические и профессиологические представления о непрерывном развитии профессиональной культуры педагогов через анализ механизма формирования ими сущностных социальных и профессиональных характеристик учащихся, выразить принцип, согласно которому индивидуальность и личность человека

330

в производительном труде, будь то педагог или учащийся, не только не теряется, но и обретает свои онтологические культурные характеристики.

Важнейшей характеристикой непрерывного развития профессиональной культуры педагогов выступает их нацеленность на формирование конкурентоспособности учащихся средней профессиональной школы. К показателям данной цели воспитания учащихся, на наш взгляд, можно отнести: (а) достижение учащимися высокого уровня профессионализма, мобильности и способность к постоянному совершенствованию своего мастерства, (б) нацеленность на непрерывное образование; (в) адаптивность учащихся к резко меняющимся условиям жизни и производства; (г) ответственность, исполнительность, инициативность и творческий подход к своей профессии и т. д. Другими словами, перед педагогами, стремящимися придать развитию своей профессиональной культуры непрерывный характер, объективно стоит задача воспитания у молодежи особой системы потребностей и интересов, связанных с её ориентацией на успех, на уверенность в своих силах и профессиональных возможностях. Это требует от педагогов применения перекрёстного культурологического, социологического и экономического подходов к воспитанию и обучению молодежи.

Еще одной важной целью, имплицитно связанной с непрерывным развитием профессиональной культуры педагогов, выступает воспитание ими инновационного потенциала учащихся. Реализация данной цели позволяет педагогам четко и конкретно выразить сущность конкурентоспособности учащихся в сфере общественного производства и на рынке труда, а также системно выстроить весь процесс воспитания у них профессионального и ценностного отношения к продуктивной и творческой деятельности в производственной сфере.

Подводя итог, отметим, что перечисленные выше цели деятельности педагогов дают возможность коллективам образовательных организаций по-новому осознать и сформировать механизмы непрерывного развития профессиональной культуры своих педагогов, тем самым результативно и эффективно ответить на сложные вызовы современной жизни.

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.