Научная статья на тему 'Категоризация интегративно-целевых компонентов деятельности педагогов профессиональных лицеев как задача их непрерывного образования'

Категоризация интегративно-целевых компонентов деятельности педагогов профессиональных лицеев как задача их непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категоризация интегративно-целевых компонентов деятельности педагогов профессиональных лицеев как задача их непрерывного образования»

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЕВ КАК ЗАДАЧА ИХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. С. Мищенко

Проведение социально-педагогического исследования жизнедеятельности профессиональных лицеев Санкт-Петербурга (19942008) показало два важнейших направления модернизации непрерывного образования педагогов: (1) умение сущностно («категориально») представлять себе современную систему интегрально-целевых компонентов учебной и воспитательной деятельности; (2) новый «социально-эталонный» вектор их развития в качестве субъектов системы отношений с учащимися. В силу краткости данных тезисов мы осветим только несколько моментов, раскрывающих сущность этих двух направлений.

Как показывает наше исследование, при разработке первого направления модернизации непрерывного образования педагогов профессиональных лицеев необходимо исходить из многоцелевого характера их деятельности. Дело в том, что современное содержание деятельности педагога профессионального лицея интегрирует в себе систему целей обучения и воспитания учащихся. Это следующие цели: социокультурное становление учащихся; обеспечение их социализации; становление подростков как субъектов производительного труда; формирование их инновационного, конкурентоспособного и социально-гражданского потенциала. Другими словами, перед педагогами профессиональных лицеев стоит целая система целей воспитания качеств молодежи, связанных с ее ориентацией на успех, на уверенность в своих личностных, профессиональных и гражданских возможностях. Все эти цели должны быть глубоко прочувствованы (и осознаны) педагогами в процессе их непрерывного образования, поскольку они, на наш взгляд, адекватны сущности современной экономики как в России, так и в мире (рис.).

При разработке второго направления модернизации непрерывного образования педагогов, на наш взгляд, необходимо исходить из возможности реализации ими трех вариантов значимых взаимодействий с учащимися: ролевых; субъектно-субъектных; личностных. Ценность такой группировки заключается в том, что данные социальные взаимодействия педагога с учащимися символизируют переход от до-

183

минирования в них принципа «иметь» к доминированию диспозиции «быть». В процессе исследования нам удалось выстроить и теоретически обосновать социально эталонный вектор развития личности педагогов в ходе непрерывного образования.

Формирование социально-гравданского потенциала учащихся

ш III

Формирование социокультурного потенциала учащихся

Формирование учащихся как субъектов производительного труда

Формирование инновационного потенциала учащихся

Воспитание учащихся как конкурентоспособных специалистов

! - „ 1 tr

Рисунок. Система интегрально-целевых компонентов деятельности педагогов профессиональных лицеев, формируемых в процессе непрерывного образования

184

Такая направленность организации непрерывного образования педагога создает условия, при которых вся его личностная эволюция и динамика его взаимодействий с учащимися проходят путь от определенной замкнутости и «глухоты» (объектных отношений) через комплекс гармоничных (субъектно-субъектных) связей педагога с учащимися к системе их глубинных подлинно человечных (личностноличностных) отношений общения. Наше мониторинговое социологическое исследование показало, что социально эталонный вектор развития педагогов профессиональных лицеев динамично изменяется как раз в этом направлении. Это позволяет надеяться, что в современных условиях данные процессы станут своего рода «базисом» коренной модернизации начального и среднего профессионального образования нашей молодежи.

Таким образом, социальный и воспитательный смысл непрерывного образования педагогов, на наш взгляд, должен быть связан с такой их подготовкой, которая позволит им на профессиональном уровне развивать свои представления о глубинных механизмах современной социализации и профессионализации молодежи, формировать ее социокультурный потенциал. Это сопряжено с обучением педагогов самостоятельным «микроисследованиям» системы социально-

экономических и духовных условий жизнедеятельности молодежи, с изучением сущности личностного потенциала учащихся, формирования у них потребности быть активным субъектом современного гражданского общества. В частности, наши многолетние исследования показывают, что современное непрерывное образование педагогов профессиональных лицеев должно сущностно вооружить их умениями и навыками разрешения проблем, связанных с интеграцией учащейся молодежи в современное гражданское общество, их профессионализацией и формированием у них системы профессиональных ценностей. Конечно, необходимо учитывать, что с точки зрения содержания непрерывное образование педагогов, категоризация ими интегральноцелевых компонентов своей деятельности реально обусловлены следующими тенденциями.

Во-первых, произошли резкие изменения социальных ценностей в обществе и молодежной среде. На смену ранее пропагандируемым и ценностно одобряемым средствам интеграции индивидов в общество - учеба и работа на общество, самоотдача, помощь товарищу, укрепление коллективизма, отказ от чрезмерного материального благополучия и т. п. - приходят новые принципы: для одних - погоня

185

за частной собственностью и капиталом, стремление к самонаслаждению; для других - обыденная борьба за рабочее место и условия труда, за элементарное физическое выживание, за нормальное образование; для третьих - овладение профессиональными методами работы на базе частной или коллективной собственности, использование новых свобод для творческой деятельности, изыскание возможностей для развития национально-культурных традиций и т. д.

Во-вторых, изменились методы социализации. Если раньше социализация молодежи происходила в основном под патронажем взрослого поколения, то в современных социально-экономических и социально-политических условиях такое воздействие воспитателей всех видов ослаблено уже в силу того, что они сами подвержены социальным сдвигам, колебаниям, утряскам и стрессам. Социализация и интеграция подростков в гражданское общество шла и сегодня идет по пути усиления их личностной самоориентации и самоорганизации. Все это происходит в условиях, когда сами новые социальные изменения и ценности еще не стали легитимной критериально-нормативной парадигмой формирования и воспитания личностных качеств подрастающего поколения.

В-третьих, существенно усилился процесс индивидуализации молодых людей. Этому способствует замена типовой советской модели «правильного человека» на гораздо большее разнообразие конкурирующих между собой поведенческих линий, но при доминировании модели «эгоистического человека». Это, на наш взгляд, вызывает «экстремальные» варианты расслоения молодежи на «антагонистические» социальные группы. В этих рамках педагоги в ходе своего непрерывного профессионального образования должны овладеть «технологиями коррекции» тех разных наборов критериев, норм и правил, которыми руководствуются подростки.

В-четвертых, процесс интеграции личности в гражданское общество в большей мере связан с ее профессиональной подготовкой. Здесь уровень потенциальной и реальной конкурентоспособности индивида становится сердцевиной, а творчески-инновационный потенциал «ядром», глубинной сущностной характеристикой его

включенности в современный граждански организованный социум.

Таким образом, мы видим, что научный анализ категоризации интегрально-целевых компонентов деятельности и социально эталонного вектора развития современных педагогов в процессе их непрерывного образования позволяет: во-первых, комплексно рассмотреть

186

его важнейшие задачи; во-вторых, выразить их через особые профессиональные позиции педагогов; в-третьих, учесть не только содержание функциональной подготовки педагогов, но и общественные механизмы включения их постоянного профессионального роста в деятельность системы институтов начального и среднего специального обучения молодежи. Все это открывает новые возможности для организации реальной помощи педагогам в рамках их непрерывного образования. Такой подход к непрерывному образованию педагогических работников позволяет «подсказать» им следующую парадигмаль-но важную мысль: в современных условиях трудовое обучение молодежи необходимо понимать не только в качестве социальноэкономического и функционально-инструментального технологического процесса (с узкой точки зрения его объективных содержательных характеристик). Труд учащихся - это, прежде всего, особая ценностнопредметная субстанция их отношения к профессии, их особая лично-стно спроецированная форма присвоения духовно-материальной культуры конкретного общества.

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.