Научная статья на тему 'Целевые ваучеры как эффективная форма поддержки инновационных предприятий'

Целевые ваучеры как эффективная форма поддержки инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВАУЧЕР / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОНДЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельский Валерий, Тригубович Лариса, Батова Надежда

В статье рассматривается механизм стимулирования инновационного развития экономики с помощью целевых ваучеров, предназначенных для решения конкретных проблем, связанных с осуществлением инновационной деятельности субъектами малого и среднего бизнеса. Анализируются опыт Китайской Народной Республики по эффективному использованию ваучерной системы в поддержке инновационного предпринимательства и предложения по его применению в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельский Валерий, Тригубович Лариса, Батова Надежда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Targeted vouchers as an effective form of supporting the innovative potential of enterprises

The article considers the stimulating mechanism of the economy innovative development with the help of targeted vouchers aimed to solve specific problems related to the SME innovative activity.

Текст научной работы на тему «Целевые ваучеры как эффективная форма поддержки инновационных предприятий»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

ЦЕЛЕВЫЕ ВАУЧЕРЫ

как эффективная форма поддержки инновационных предприятий

Аннотация. В статье рассматривается механизм стимулирования инновационного развития экономики с помощью целевых ваучеров, предназначенных для решения конкретных проблем, связанных с осуществлением инновационной деятельности субъектами малого и среднего бизнеса. Анализируются опыт Китайской Народной Республики по эффективному использованию ваучерной системы в поддержке инновационного предпринимательства и предложения по его применению в Беларуси. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный ваучер, инновационные фонды, финансирование инноваций.

Валерий Бельский,

директор Института экономики НАН Беларуси, кандидат

экономических наук, доцент

Лариса Тригубович,

ученый секретарь Института экономики НАН Беларуси, кандидат

экономических наук

Надежда Батова,

завсектором эколого-экономическихпроблем Института экономики НАН Беларуси, кандидат

экономических наук

Ключевые проблемы реализации инновационных процессов в Беларуси связаны с финансовой составляющей их обеспечения. В то же время анализ показывает, что выделяемые государством ресурсы для инновационных целей не всегда используются эффективно. С 2013 г. в нашей стране действует механизм поддержки инновационного предпринимательства в форме выдачи Белорусским инновационным фондом на конкурсной основе инновационных ваучеров и грантов юридическим лицам, являющимся субъектами малого предпринимательства, индивидуальным предпринимателям для реализации отдельных инновационных проектов на ранних стадиях. Однако, как показало наше исследование, данная разновидность финансовой поддержки в настоящее время остается невостребованной, а сам механизм требует совершенствования и развития.

Проекты, для осуществления которых может быть предоставлен ваучер, должны удовлетворять следующим требованиям:

■ соответствовать приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь;

■ предусматривать создание, производство и реализацию инновационных и (или) высокотехнологичных товаров, включенных в соответствующие перечни;

■ реализовываться на основе патента, выданного в установленном законодательством порядке субъекту, претендующему на получение ваучера;

■ выполняться с использованием секретов производства (ноу-хау), обладателем которых является претендент на получение ваучера, при наличии материальных объектов (образцов новых материалов, приборов, установок, изделий различного назначения и другого), подтверждающих техническую возможность использования указанных секретов производства (ноу-хау) [1]. Механизм поддержки малого и среднего бизнеса с помощью ваучеров имеет важное значение для развития инновационной сферы, поскольку обеспечивает предприятиям доступ к недостающим финансовым ресурсам. Среди стран бывшего СССР только в Беларуси и Молдове функционирует подобная система. Однако в нашей стране она не отражает интересы предпринимательства, и Белинфондом инновационные ваучеры практически не выдаются. Основными причинами, по нашей оценке, являются: во-первых, узкая целевая направленность поддержки,

связанная непосредственно не с осуществлением деятельности субъектом хозяйствования, а с конкретным проектом, что значительно ограничивает интересы и возможности предпринимателя; во-вторых - необходимость выполнения достаточно жестких условий, которые не всегда могут быть реализованы в рамках малого и среднего бизнеса.

В целях концентрации ресурсов для развития высокотехнологичных отраслей и выполнения новейших исследований и разработок в стране сформированы республиканский централизованный и местные инновационные фонды, в которых аккумулируются значительные ресурсы, призванные обеспечить реализацию актуальных инновационных разработок. В 2017 г. объем фактических доходов всех инновационных фондов составил 292,8 млн руб., что на 28,9% больше, чем в 2016 г. Процент фактического освоения этих средств составил 76,7% (225,8 млн руб.). Рассматривая использование данного ресурсного потенциала в разрезе отдельных инновационных фондов, можно отметить, что уровень освоения средств республиканского централизованного инновационного фонда составляет 90,3% (93,2 млн руб.), местных инновационных фондов - 69,5% (132,6 млн руб.). Всего на начало 2018 г. остаток средств местных инновационных фондов составил 52,6 млн руб., что сопоставимо с величиной всех осуществленных расходов за полгода. То есть выделяемое финансирование остается невостребованным [2].

Считаем, что неиспользованные средства инновационных фондов могут быть эффективно включены в инновационную

деятельность в рамках совершенствования ваучерной системы поддержки инновационного предпринимательства. Организации и индивидуальные предприниматели нуждаются не только в финансировании конкретных проектов, но и в доступе к результатам научно-технической деятельности, созданным академической и вузовской наукой, а также консультационным, маркетинговым, информационным и образовательным услугам, непосредственно связанным со спецификой реализации инновационных процессов. Узкая направленность на осуществление конкретного, уже запатентованного проекта значительно сдерживает возможности взаимодействия заинтересованных сторон в цепи «наука - производство». Поэтому целесообразно оказывать поддержку инновационным предпринимателям с помощью различных типов ваучеров,

éé

ОРГАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НУЖДАЮТСЯ В ДОСТУПЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫМ, МАРКЕТИНГОВЫМ, ИНФОРМАЦИОННЫМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

которые можно было бы использовать для решения разнообразных задач, возникающих в ходе реализации инновационных проектов. Данная практика широко распространена в мировой экономике.

С учетом высокой степени государственного участия в управлении инновационными процессами для Беларуси особый интерес представляет опыт функционирования ваучерной системы поддержки инновационного предпринимательства, характерный для Китайской Народной Республики. Создание и целевое использование различных источников финансирования и адресного стимулирования производителей инновационной продукции является одним из ключевых элементов механизма стимулирования инновационного развития в стране, в том числе и коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

Так, в Китае выделение предприятиям инновационных ваучеров, предназначенных для решения конкретных проблем, связанных с осуществлением субъектами малого предпринимательства инновационной

ёё

ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОКАЗЫВАТЬ ПОДДЕРЖКУ ИННОВАЦИОННЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ВАУЧЕРОВ

деятельности, - один из наиболее востребованных в реальном секторе экономики методов стимулирования. Данная инициатива проводится в КНР с 2012 г. на экспериментальной площадке в г. Суцянь провинции Цзянсу. Суть метода заключается в следующем: правительство разрабатывает и выпускает так называемые инновационные купоны, которые используются субъектами малого предпринимательства в качестве своеобразной ценной бумаги для приобретения научных услуг у специализированных организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Данная практика в области науки и технологий широко распространена по всей стране. Источниками финансирования купонов выступают специальные фонды, создаваемые местной администрацией для поддержки и проведения инновационно-технических мероприятий [3].

Для научно-исследовательских структур инновационные купоны являются не только возможностью реализации своего потенциала, но и дополнительным средством информационного обеспечения и широкого представления своих результатов. В активе предприятий данные средства рассматриваются и учитываются в качестве ценных бумаг и позволяют при недостаточности собственных ресурсов получить доступ к высокотехнологичным и наукоемким продуктам.

Такая политика направлена на поддержку инновационного потенциала малого бизнеса в широких масштабах и укрепление связей между образованием, наукой и производством, поскольку в данной программе активно участвуют и учреждения высшего

образования, и крупнейшие научные организации страны, в том числе Китайская академия наук, Университет Цинхуа, Университет Фудана, отдельные колледжи, а также представители зарубежных высших школ. Ваучеры представляют собой мощный мобилизующий инструмент, позволяющий не только широко задействовать научный потенциал страны для активизации инновационного предпринимательства, но и способствовать эффективному развитию его производственных возможностей. Например, когда в 2013 г. в г. Суцянь были выпущены инновационные купоны на сумму 10,2 млн юаней, это позволило обеспечить реализацию 137 инновационных проектов, результатом от внедрения которых стала прибыль в сумме 132 млн юаней. Таким образом, эффективность вложений достигла соотношения 1:12,9 [4].

Рассматриваемый механизм реализуется на постоянной, систематической основе и важным его элементом является строгий контроль со стороны государства за целевым использованием выделяемых средств. С одной стороны, это усиливает ответственность участвующих в проектах сторон, с другой - позволяет руководству страны в реальном режиме времени отслеживать, координировать и в случае необходимости уточнять направленность и масштабность происходящих инновационных процессов в соответствии с принятыми государственными приоритетами инновационного развития.

По нашему мнению, опыт Китая по выпуску и целенаправленному использованию инновационных ваучеров - весьма перспективен для развития инновационной сферы Беларуси, поскольку

данный механизм расширяет возможности взаимодействия и партнерства в инновационных процессах, способствует ускорению адаптации субъектов хозяйствования в условиях неопределенности и повышенного риска, обусловленных стремительным развитием научно-технического прогресса.

Внедрение инновационных ваучеров в отечественную практику позволит решить следующие актуальные задачи:

■ расширит горизонтальные связи инноваторов (представителей науки и производства);

■ обеспечит импортозамеще-ние продуктов и технологий посредством целенаправленной поддержки отечественных разработок;

■ ускорит продвижение результатов научно-технической деятельности посредством формирования базы данных для предложения предприятиям реального сектора экономики;

■ повысит ответственность и значимость труда создателей инноваций за счет их непосредственного включения в процесс купли-продажи продуктов, технологий и услуг и заинтересованности в получении материальной выгоды от собственных разработок. Выделение инновационными фондами целевых ваучеров различного номинала в качестве специфической ценной бумаги, используемой для расчетов, которую субъекты малого и среднего предпринимательства смогут направлять на приобретение исследовательских услуг, технологий, проведение научно-технических мероприятий, патентование, реализацию проектов, связанных с трансфером технологий и т.д.,

является эффективной альтернативой прямому выделению средств под конкретные проекты. Цель данного инструмента -повышение мотивации субъектов экономической деятельности к активному участию в выполнении высокорисковых инновационных проектов, базирующихся на знаниях и технологиях, накопленных научными и образовательными отечественными учреждениями.

К тому же инновационные разработки не обязательно должны быть источником создания нового производства, довольно часто они способны существенно улучшить результативность давно функционирующего бизнеса. Кроме того, возможность получения квалифицированных консультационных и образовательных услуг в рамках оказываемой помощи будет способствовать снижению рисков для предпринимателей, впервые планирующих участие в инновационных процессах. Целевой характер использования инновационных ваучеров позволит в реальном режиме времени контролировать и в случае необходимости корректировать происходящие в стране инновационные преобразования.

Совершенствование механизма поддержки инновационного предпринимательства посредством инновационных ваучеров требует разработки комплексных методических подходов к организации данной системы, включающих определение:

■ спектра видов деятельности, финансируемых таким образом;

■ оснований и условий предоставления ценных бумаг субъектам хозяйствования;

■ номиналов ваучеров, выделяемых на конкретные цели;

■ требований к организациям, оказывающим услуги путем оплаты через данную систему;

■ степени сотрудничества организаций науки и производства, учитываемой при финансировании инновационной деятельности посредством ваучеров;

■ критериев эффективности использования выделенных финансовых средств и др. Данный метод стимулирования инновационных процессов, эффективность которого подтверждена китайской практикой, в Беларуси вполне реализуем при условии обеспечения системности и скоординированности действий органов государственной власти и заинтересованных субъектов. Кроме того, он может рассматриваться в качестве укрепляющего звена в цепи «наука -производство», поскольку, с одной стороны, расширяет информационную базу действующих и потенциальных НИОКР страны и доступность высокотехнологичных и наукоемких продуктов для инновационных предпринимателей, с другой - обеспечивает приоритетность технологической модернизации производства за счет внедрения отечественных результатов научно-технической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 №229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

2. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2017 года:аналитический доклад / ГКНТ, НАН Беларуси. - Минск, 2018. - 354 с.

3. ЯМ^ШШ^П!^ // http:// www.qstheory.cn/kj/yjsk/201310/t20131028_283131.htm.

4. : жт^тттш

ШШШ // http://www.crsp.org.cn/xueshuzhuanti/ yanjiudongtai/062 020002017.html.

rjJSE^b http://innosfera.by/2019/03/vouchers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.