Научная статья на тему 'Целевые программы в управлении санитарно-эпидемиологическим благополучием в мегаполисе'

Целевые программы в управлении санитарно-эпидемиологическим благополучием в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иваненко А.В.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, представляя профилактическое направление системы здравоохранения, является одним из основных звеньев реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом принимаемые целевые комплексные программы, которыми она руководствуется, отражают технологию принятия управленческих решений по совершенствованию политики государства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иваненко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевые программы в управлении санитарно-эпидемиологическим благополучием в мегаполисе»

другого нет у нас пути,

в руках у нас...

целевые программы в управлении санитарно-

эпидемиологическим благополучием в мегаполисе

ИваненкоА.В.

канд. мед. наук, первый заместитель главного врача Центра

госсанэпиднадзора г. Москвы, заместитель главного

государственного санитарного врача г. Москвы

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, представляя профилактическое направление системы здравоохранения, является одним из основных звеньев реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом принимаемые целевые комплексные программы, которыми она руководствуется, отражают технологию принятия управленческих решений по совершенствованию политики государства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В период, когда на базе рыночной экономики государство переходит к устойчивому развитию, который сопровождается комплексом негативных экологических и социально-демографических явлений, именно через специальные целевые программы оно реализует свои функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основной целью разработки таких программ является достижение лучших условий жизнедеятельности человека, включая среду его обитания и состояние здоровья населения в целом.

Основными задачами, решаемыми при выполнении целевых программ, являются: - мероприятия, которые должны проводиться федеральными и местными органами исполнительной власти, юридическими лицами, ин-

дивидуальными предпринимателями, гражданами и общественными объединениями, по профилактике заболеваемости, улучшению условий проживания населения и снижению уровня загрязнения объектов среды обитания человека;

- соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов всеми субъектами предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами;

- широкое информирование населения через средства массовой информации о возможности возникновения заболеваний или других изменений в состоянии здоровья из-за ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в районе проживания и проводимых для ее улучшения профилактических мероприятий;

- разработка системы мер по формированию у населения навыков здорового образа жизни и повышения уровня санитарно-гигиенической культуры.

Анализ показывает, что целевые программы, в условиях нестабильности функционирования социальных институтов переходного периода, являются ключевым звеном стабилизации в системе общественного здоровья и здравоохранения в целом, в повышении эффективности деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, способствуют оптимизации ее финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Целевые комплексные программы включают в себя разработку как качественных, так и экономических критериев управления здоровьем населения и улучшения его санитарно-эпидемиологического благополучия. Это своего рода оптимизация государственных мер воздействия на санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Принцип заключается в том, чтобы при помощи минимального воздействия получить максимальный эффект. Важнейшим звеном обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является контролируемое обеспече-

целевые

комплексные

программы

включают в себя

разработку как

качественных, так

и экономических

критериев

управления

здоровьем

населения

целью разработки

и реализации

целевых

комплексных

программ является

_интенсификация

решения проблемы за счет концентрации

_усилий,

воздействующих на определенный _объект

ние управления медико-экологической ситуацией на федеральном, региональном и местном уровнях.

В целях реализации этой политики Центром госсанэпиднадзора в г. Москве совместно с заинтересованными организациями и ведомствами, а также с привлечением научно-исследовательских институтов гигиенического и эпидемиологического профиля определяются приоритеты в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения мегаполиса Москвы и разрабатывается комплекс мер для их решения. Последние следует рассматривать как важнейший путь управления санитарно-эпидемиологической обстановкой в городе я улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Целью разработки и реализации целевых комплексных программ является интенсификация решения проблемы за счет концентрации усилий воздействия на определенный объект или явление. Данные программы опираются на принятые управленческие решения по оценке ситуации и представляют собой системы мероприятий, различных по способам реализации, но направленных на достижение конкретной цели в определенные сроки. Воздействие на выбранные элементы системы будет наиболее эффективным в случае комплексного, направленного изменения их свойств. При этом следует учитывать, что изменение ситуации чаще всего должно быть обеспечено в сжатые сроки, отсюда все программы имеют четко определенные сроки реализации. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что управление медико-экологической ситуацией рационально строить на базе целенаправленной программы (программно-целевой метод), имеющей четкие цели и ясную ориентацию. В рамках системного подхода это можно выразить как концентрацию действий, направленных на изменение отдельных элементов системы с целью улучшения ее качества в целом. В условиях ограниченных сил и средств, что характерно для настоящего времени, концентрация усилий на одном элементе (направ-

лении) связана с уменьшением интенсивности действий по модификации других элементов системы. Поэтому целесообразно комплексные программы осуществлять в отношении приоритетных направлений, изменения в которых приводят к хорошо прогнозируемым последствиям, а также к модификации всей системы.

Следует подчеркнуть государственный характер целевых программ, т.к. деятельность по их разработке базируется на положениях Конституции Российской Федерации, требованиях федеральных законов, указов Президента России, постановлениях Правительств Российской Федерации и Москвы, приказах, постановлениях и указаниях Министерства здравоохранения Российской Федерации. Федеральным Законом от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 6) определено участие субъектов РФ в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных и научно-технических программ в этой области. Это закреплено и в «Положении о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании». Начиная с 1995 года, вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Москвы нашли отражение в таких целевых программах социальной направленности, утвержденных постановлениями Правительства РФ и Правительства г. Москвы, как:

- «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

- «Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы»;

- «АнтиСПИД»;

- «Охрана территории», «Дети России», «Вакци-

в условиях ограниченных сил и средств концентрация усилий на одном элементе (направлении) связана с уменьшением интенсивности действий по модификации других элементов системы

_в 2003 году

структурные подразделения

_Центра

Госсанэпиднадзора

_г. Москвы

принимали участие в реализации пяти целевых комплексных программ

нопрофилактика»;

- «Медико-социальная реабилитация инвалидов»;

- «Санитарно-профилактическая и медицинская помощь при инфекциях»;,

- «Охрана работающих на промышленных предприятиях»;

- «Основные организационные мероприятия по профилактике зоонозных инфекций»;

- «Безопасность Москвы»;

- «Подготовка к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

Количество целевых программ постоянно растет, что свидетельствует о расширении круга приоритетных направлений по актуальным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оптимизации общественного здоровья. Анализ деятельности центров Госсанэпиднадзора г. Москвы по региональным целевым программам осуществляется по учетно-отчетной форме № 2-96-санэпид, утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 11.09.96 №143.

Проведенный нами ретроспективный анализ этой отчетной формы показал, что если в 1995 г. в разработке целевых комплексных программ участвовали только четыре структурных подразделения Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы (отделы надзора за условиями обучения и воспитания детей и подростков, за условиями труда, за инфекционными заболеваниями и за особо опасными инфекциями), то с каждым годом количество разрабатываемых целевых комплексных программ растет. Наиболее значимыми из них явились программы «Безопасность Москвы», «Городская комплексная программа по охране труда на 1998-2000 гг.» и «Подготовка к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В 2003 году структурные подразделения Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы принимали

участие в реализации пяти целевых комплексных программ.

В целом с 2001 г. по настоящее время по центрам Госсанэпиднадзора в административных округах г. Москвы реализовывалось 84 целевые программы. Наиболее активным в разработке и реализации программ является Центр Госсанэпиднадзора в Северном административном округе (20 программ). По 9 программам работал Центр Госсанэпиднадзора в Западном административном округе, по 7 - Центры Госсанэпиднадзора в Юго-Западном и Зеленоградском административных округах. При этом базовая информация по результатам реализации целевых комплексных программ определяется Инструкцией по составлению ведомственного статистического наблюдения по форме № 2-96-санэпид «Сведения о разработке и реализации региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологическо благополучия».

Ivanenko A. V.

The candidate of Medical science The first assistant to the head physi Gossanepidnadzor The assistant to the main state sa

We don't have another way

Target programs at management of sanitary-and-epidemiological well-being in megapolis

Target complex programs are the main tool of state way of decision making. The programs are directed on the improvement of politics of sanitary-and-epidemiological well-being of the population. The state sanitary-and-epidemiological service plays the main role in politics of sanitary-and-epidemiological well being of the population.

анализ показал, что в 1995 г. в разработке целевых комплексных программ участвовали только

4 структурных

подразделения

Центра

Госсанэпиднадзора г. Москвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.