Научная статья на тему 'Целевые показатели (индикаторы) как критерии комплексной оценки эффективности реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства'

Целевые показатели (индикаторы) как критерии комплексной оценки эффективности реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3850
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / TARGET INDICATORS / STATE PROGRAM TO SUPPORT SMALL AND MIDDLE BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Михайлович, Маркова Анна Сергеевна

В статье осуществляется группировка целевых показателей (индикаторов) государственных программ (подпрограмм) поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) регионов СЗФО. Выявляется наличие в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО показателей (индикаторов), относящихся к выделенным классификационным группам. Предлагаемая группировка направлена на решение проблемы комплексной оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марков Сергей Михайлович, Маркова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET INDICATORS AS THE CRITERIA OF A COMPLEX ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF STATE PROGRAMS OF SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISES

The article is group of target indicators of government programs (subprograms) support SMEs in the northwestern Federal district. Revealed the presence of programmes (subprogrammes) of the subjects of the northwestern Federal district of the indicators related to the selected classification groups. The proposed group would solve the problem of complex estimation of efficiency of implementation of government programs.

Текст научной работы на тему «Целевые показатели (индикаторы) как критерии комплексной оценки эффективности реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства»

Вестник Псковского государственного университета

УДК 332.025

С. М. Марков, А. С. Маркова

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) КАК КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье осуществляется группировка целевых показателей (индикаторов) государственных программ (подпрограмм) поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) регионов СЗФО. Выявляется наличие в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО показателей (индикаторов), относящихся к выделенным классификационным группам. Предлагаемая группировка направлена на решение проблемы комплексной оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ.

Ключевые слова: целевые показатели, государственная программа, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Государственная деятельность в любой сфере в современных условиях сопровождается разработкой и реализацией государственных программ, представляющих собой долгосрочные планы мероприятий, направленных на достижение стратегических целей развития объекта государственного управления. Оценка результатов достижения целей осуществляется через целевые показатели (индикаторы), которые являются обязательным элементом любой государственной программы. Каждый показатель (индикатор) должен являться количественной или качественной характеристикой реализации мероприятий государственной программы [1], учитывающей особенности сферы государственной деятельности, а также региональную специфику.

Так, в сфере государственного регулирования развития МСП на федеральном уровне в настоящее время реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013-2020 гг.) [2], которая в качестве целевых показателей (индикаторов) выделяет:

- количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации;

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно);

- объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (гарантиям) субъектам МСП и поручительств по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- количество субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно);

- количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;

Серия «Экономика, право и управление». 5/2017

- количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий;

- годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам индивидуального и малого предпринимательства с использованием гарантий и поручительств в рамках национальной гарантийной системы, а также кредитов субъектам индивидуального и малого предпринимательства, предоставленных акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства

Таким образом, указанная выше подпрограмма содержит семь целевых показателей (индикаторов), позволяющих прежде всего оценить динамику количества субъектов МСП, занятость населения в сфере МСП, развитость инфраструктуры поддержки МСП и вовлеченность молодежи в предпринимательскую деятельность.

Данные целевые показатели (индикаторы) являются базовым ориентиром при формировании совместных мероприятий региональных программ (подпрограмм) развития МСП. Но специфика и более значительное многообразие реализуемых мероприятий обуславливает широкую номенклатуру показателей (индикаторов) принятых субъектами Российской Федерации программ (подпрограмм) развития МСП.

Авторами были изучены целевые показатели (индикаторы), нашедшие свое отражение в актуальных программах (подпрограммах) поддержки МСП субъектов СЗФО.

В настоящее время во всех субъектах СЗФО реализуются программы (подпрограммы) поддержки малого и среднего предпринимательства, перечень которых представлен в табл.1.

Согласно данным табл. 1, большинство программ (подпрограмм) рассчитано на период до 2020 г., как и подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», реализуемая на федеральном уровне. Данные программы (подпрограммы) содержат порядка пятидесяти разнообразных показателей (индикаторов), позволяющих оценивать степень достижения целей и результативности мероприятий. Все они могут быть сгруппированы по ряду признаков:

1) оборот продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) количество субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) объем инвестиций, осуществляемых в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) активность региональных и муниципальных органов исполнительной власти по стимулированию развития МСП;

6) занятость населения в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

8) состояние бизнес-среды;

9) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

В табл. 2 представлена информация о наличии в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО целевых индикаторов и показателей, относящихся к представленным группам.

Таблица 1

Программы (подпрограммы) поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемые в СЗФО

№ п/п Субъект СЗФО Название программы (подпрограммы) Объем финансирования программы (подпрограммы), тыс. руб.

1. Архангельская область Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 гг.)» (утв. постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 462-пп) (в ред. от 27.12.2016) 1 747 054,8

2. Вологодская область Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2020 гг.» (утв. постановлением Правительства Вологодской области отЗ октября 2012 г. № 1156) (на 26.12.2016) 1 385 095,6

3. Калининградская область Подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2014-2020 гг.» государственной программы Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства» (в ред. постановления Правительства Калининградской области от29 мая 2015 г. №291) 490 702,0

4. Ленинградская область Подпрограмма «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» (2014-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394) (с изменениями на 2 февраля 2017 года) 1 768 214,8

5. Мурманская область Подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» (2014-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 г. № 557-1111) (в ред. от 21.05.2014 N262-101) 1 671 259,9

6. Ненецкий автономный округ Государственная программа Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе» (2014-2017 гг.) (утв. постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 №223-п) (в ред. на 15.10.2014) 115 413,6

7. Новгородская область Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Новгородской области «Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2014-2019 гг.» (утв. постановлением Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 г. № 267) (в ред. на 10.02.2017) 273 715,3

8. Псковская область Подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на 2014-2020 годы» (утв. постановлением Администрации Псковской области от28 октября 2013 г. № 499) (в ред. на 07.04.2016) 802 794,0

Продолжение таблицы 1

9. Республика Карелия Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» (2014-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года № 49-П) (в ред. на 3.06.2015 г) 423 950,0

10. Республика Коми Подпрограмма «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» государственной программы Республики Коми «Развитие экономики» (2013-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 418) (в ред. на 29.03.2017) 912 578,1

11. г. Санкт-Петербург Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынкав Санкт-Петербурге» на2015-2020 гг. (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года № 554) (в ред. на 09.11.2016) 1 927 211,5

Таблица 2

Наличие в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО показателей (индикаторов), относящихся к классификационным группам

№ п/п Группа целевых показателей (индикаторов) Субъекты СЗФО

Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий а. о. Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми г. Санкг -Петербург

1 Оборот продукции субъектов малого и среднего предпринимательства + + + + + + + +

2 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства + + + + + + +

3 Налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства + +

4 Объем инвестиций, осуществляемых в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства + + +

5 Активность региональных и муниципальных органов исполнительной власти по стимулированию развития МСП + + + + + + + +

6 Занятость населения в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства + + + + + + + +

7 Развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса + + + +

8 Состояние бизнес-среды + + + +

9 Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность + + +

Вестник Псковского государственного университета

По данным табл. 2 можно сделать вывод о том, что Новгородская область и Республика Карелия используют в своих подпрограммах целевые показатели (индикаторы) практически всех выделенных групп (7 из 9). В то же время, подпрограмма г. Санкт-Петербурга включает целевые показатели (индикаторы) только двух групп. Если вернуться к показателям подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», реализуемой на федеральном уровне, несложно заметить, что они являются представителями следующих выделенных групп: количество субъектов МСП; занятость населения в деятельности субъектов МСП; развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса; вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, на основе изучения опыта реализации региональных программ (подпрограмм) развития МСП были выявлены основные группы целевых показателей (индикаторов), являющихся характеристиками направлений развития малого и среднего предпринимательства, придерживаясь которых возможно комплексное решение проблемы оценки эффективности реализации. Для этого необходимо в число целевых показателей (индикаторов) программы (подпрограммы) включать представителей из каждой выделенной группы показателей. При этом в саму формулировку показателя можно вкладывать элементы, учитывающие специфику номенклатуры мероприятий, финансирования (софинансирования) и региональные особенности.

Литература

1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Утв. Приказом Минэкономразвития России № 582 от 16 сентября 2016 года [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/420377385

2. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316) (с изменениями и дополнениями на 31 марта 2017 г.) [Электронный ресурс]: URL: // http://base.garant.ru/70644224/#block_12000#ixzz4fpZkR4zi

Об авторах

Марков СергейМихайлович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: serggms@mail.ru

Маркова Анна Сергеевна — старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: mas_ppi@mail.ru

Серия «Экономика, право и управление». 5/2017

S. M. Markov, A. S. Markova

TARGET INDICATORS AS THE CRITERIA OF A COMPLEX ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF STATE PROGRAMS OF SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISES

The article is group of target indicators of government programs (subprograms) support SMEs in the northwestern Federal district. Revealed the presence of programmes (subprogrammes) of the subjects of the northwestern Federal district of the indicators related to the selected classification groups. The proposed group would solve the problem of complex estimation of efficiency of implementation of government programs.

Key words: target indicators, state program to support small and middle businesses.

About the authors

Markov Sergey Mikhailovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management at the Enterprise,Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: serggms@mail.ru

Markova Anna Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Economics and Management at the Enterprise,Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: mas_ppi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.