УДК 338.28
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» В РОССИИ
Р.Я. Минапова
Внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни порождает новые возможности социально-экономического развития, в том числе в секторе малого и среднего предпринимательства. Опираясь на анализ итогов выполнения запущенных в последнее десятилетие в России крупномасштабных проектов, автор рассматривает проблемы реализации нового национального проекта «Цифровая экономика» и прогнозирует результаты цифровизации страны.
В статье утверждается, что научные разработки и исследования в сфере цифровой экономики в ближайшие годы будут приобретать особую актуальность в связи с увеличением риска отставания от глобальных трендов цифровой перестройки. Цифровая трансформация меняет отношение к традиционным формам отраслевых рынков, усиливает уровень конкурентной борьбы участников экономических процессов. «Цифровая экономика» - это мегапроект, он создает основу для успешной реализации других российских национальных проектов. Нет оснований сомневаться в его необходимости, так как он предлагает совершенно новый формат управления как производством, так и жизнедеятельностью общества.
Ключевые слова, цифровая экономика; реализация национального проекта; инвестиции; уровень жизни населения; цифровизация в России.
R.Ya. Minapova. TARGET GUIDELINES AND ACTUAL DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «DIGITAL ECONOMY» IN RUSSIA
The introduction of digital technologies in all spheres of public life gives rise to new opportunities for socio-economic development, including the country's small and medium-sized businesses. In anticipation of the recent launch and operation of the new national Russian project, Digital Economy, this article summarizes the implementation of other similar large-scale projects launched in the last decade. Scientific developments and research in the field of the digital economy in the coming years will become especially relevant in connection with the increased risk of lagging behind global trends in digital restructuring.
In connection with the rapid changes taking place in engineering, technology, and the organization of production, the importance of managing the activities of Russian enterprises is growing. The digital era is changing the attitude to traditional forms of industry markets, increasing the level of competition among participants in economic processes. «Digital Economy» is a megaproject, it creates the basis for the successful implementation of other Russian national projects. There is no reason to doubt its necessity, since it offers a completely new format for managing both production and the life of society.
Keywords: digital economy; implementation of a national project; investment; living standards of the population, digitalization in Russia.
Устойчивое повышение уровня жизни населения страны способно обеспечить лишь поступательное развитие экономики. Экономика России развивается в основном планомерно, что основывается на принципах:
- планирования;
- организованности и согласованности всех действий;
- применения соответствующих методик и передового опыта зарубежных стран.
Однако кроме разработки и установления руководством страны системы количественных и качественных показателей экономиче-
ского и социального развития, в которых закладываются темпы, пропорции и тенденции развития государства, в последнее десятилетие в Российской Федерации активно запускаются различные единичные проекты. Все они, естественно, направлены на улучшение качества жизни россиян, но не все из них оказываются жизнеспособными и эффективными.
Например, 18 декабря 2018 г утвержден и вступил в действие национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который представляет собой дальнейшее развитие одно-
именного приоритетного проекта, реализовы-вавшегося с 2016 г Несмотря на активную поддержку правительством представителей малого бизнеса, крупные вложения и инвестиции, предусмотренные программой, развитие предпринимательства не смогло стать основополагающим фактором роста экономики. По данным Росста-та России по итогам I полугодия 2019 г, на долю малого и среднего бизнеса приходится не более 20 % ВВП [6].
Другое крупномасштабное целевое направление - инновационное развитие экономики, активно пропагандируемое в течение последних десятилетий, - также не стало определяющим трендом развития экономики. Доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции в России за аналогичный период составила чуть более 7 % [6].
Таким образом, совершенно справедливо можно отметить, что не все масштабные, а следовательно, требующие больших инвестиций российские программы развития генерируют необходимые стране эффекты.
Внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни порождает новые возможности социально-экономического развития, включая сектор малого и среднего предпринимательства [1]. Научные разработки и исследования в сфере цифровой экономики в ближайшие годы будут приобретать особую актуальность в связи с увеличением риска отставания от глобальных трендов цифровой перестройки. В связи с быстрыми изменениями, происходящими в технике и технологии, в организации производства, возрастает значимость управления деятельностью предприятий. Цифровая экономика меняет отношение к традиционным формам отраслевых рынков, повышает уровень конкурентной борьбы участников экономических процессов.
«Цифровая экономика» - это мегапроект, создающий основу для успешной реализации других российских национальных проектов. Проект «Цифровая экономика» имеет сквозной и системный характер, и он должен внести коренные изменения во все без исключения сферы жизнедеятельности россиян, начиная от промышленного производства и строительства и заканчивая медициной и образованием.
Реализация нацпроекта «Цифровая экономика» началась 1 октября 2018 г., на обеспечение целей и задач проекта в течение 2019-2024 гг. в общей сложности планируется выделить 1,8 трлн руб. [5]. В нацпроект «Цифровая экономика» включены шесть подразделов - федеральных проектов:
1. Информационная инфраструктура.
2. Цифровые технологии.
3. Цифровое государственное управление.
4. Нормативное регулирование цифровой среды.
5. Кадры для цифровой экономики.
6. Информационная безопасность.
Всего программа «Цифровая экономика» включает в себя более десяти целевых показателей.
В период реализации проекта планируется:
1) увеличить количество специалистов, обученных по компетенциям цифровой экономики, с 30 тыс. до 270 тыс. чел.;
2) повысить количество опорных центров обработки данных в федеральных округах Российской Федерации от трех до восьми единиц;
3) снизить средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак с 48 часов до 1 часа [5].
В рамках национального проекта «Цифровая экономика» к 2024 г. предполагается:
1) создать универсальную цифровую платформу инвентаризации, учета и контроля состояния всех видов энергоресурсов имущественных комплексов;
2) создать защищенную цифровую среду аудиовизуального взаимодействия государственных органов, организаций и граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
3) обеспечить функционирование «электронного паспорта» гражданина РФ;
4) создать единую электронную картографическую основу.
В ходе реализации проекта предполагается в несколько раз увеличить и довести до 97 % подключенность к высокоскоростному Интернету домохозяйств и учреждений социальной сферы. Планируется создание условий для развития сетей связи нового поколения, систем обработки и облачного хранения данных и вычислительных мощностей.
Соответствующий федеральный проект призван обеспечить высокий уровень устойчивого функционирования российского сегмента Интернета. При этом предполагается в 65 раз сократить время простоя в результате сбоев и компьютерных атак в информационной инфраструктуре страны [2].
Комплексную поддержку в области математики и информатики получат талантливые школьники и студенты. К 2024 г. предполагается обучить 10 млн чел. по программам повышения цифровой грамотности, включая основы цифровой безопасности и цифровой гигиены.
Цифровым навыкам работы с данными будет обучено также более 100 тыс. государственных и муниципальных служащих [5]. Планируется развивать довольно успешное функционирование государственных сервисов электронного правительства. Уже сейчас более 65 млн чел. являются активными пользователями портала государственных услуг.
Следующая задача - переход от электронного правительства к управлению на основе потоков данных. В частности, планируется внедрение в российскую реальность цифровых систем «умного транспорта»:
1) виртуально-физическое моделирование «безпилотников» и автомобилей с ADAS-сис-темами;
2) система визуального информирования водителя автомобиля, интегрированная в стойки ветрового стекла;
3) функционирование роботов-спасателей для поиска и эвакуации людей с терпящих бедствие технических объектов в условиях Крайнего Севера;
4) нейросетевые технологии;
5) искусственный интеллект и киберфизи-ческие механообрабатывающие системы и т.д.
Независимо от отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, в рамках цифровизации экономики предусматривается увеличить во много раз рентабельность работы всех российских компаний. При этом целенаправленное управление финансовой стабильностью предприятий позволит более эффективно контролировать доходы и расходы, управлять производственными запасами и себестоимостью выпускаемой продукции (услуг). В условиях современной высококонкурентной среды особенно актуально встает задача выбора наиболее эффективных форм и способов управления финансовой устойчивостью с целью поддержания финансового равновесия, стабильной платежеспособности и инвестиционной привлекательности организации. Задача цифровизации - максимальное использование возможностей информационно-технологических ресурсов и систем, в частности для повышения производительности бизнеса и снижения затрат.
Повсеместная цифровизация предполагает работу с большими объемами информации, которая обеспечивает эффективность различных видов производства, технологий и оборудования, качество хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Необходимо отметить, что цифровая и системная экономики тесно связаны между собой. Под системой принято понимать относительно
обособленную и устойчивую часть окружающего мира, характеризующуюся, во-первых, внешней целостностью, а во-вторых, внутренним многообразием. Система, в свою очередь, становится экономической, если она участвует в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Таким образом, компонентами системной экономики являются:
1) экономические системы;
2) экономические блага и системы таких благ.
По сути, в основе цифровой экономики лежит технология построения, анализа и применения цифровых моделей всех видов систем: экономических, социальных, инженерно-технических и природно-экологических. В таких моделях должны и будут использоваться комплексные знания о человеке, природе и обществе. Исходя из этого будут подвергаться усовершенствованию методология и методики построения цифровых моделей, а также создаваться программно-технические платформы, обеспечивающие интеграцию моделей.
Из определений системной и цифровой экономик следует, что они непосредственно связаны с процессом воспроизводства: системная экономика выражает методологическую сущность, содержание кругооборота элементов процесса воспроизводства как методологическая основа процесса моделирования экономических процессов (создание функциональных моделей); цифровая экономика основана на ИКТ и обеспечивает преобразование социально-экономической информации системной экономики в цифровые модельные формы для осуществления электронного управления процессом воспроизводства.
Цифровая экономика является электронным элементом выражения методологических положений системной экономики и, соответственно, ее продолжением. Она - электронный механизм функционирования и развития системной экономики. Системная экономика является «заказчиком» по отношению к цифровой экономике и определяет содержание и направленность ее развития. Таким образом, мы можем вести речь о создании системно-цифровой (электронной) экономики. Механизм создания системно-цифровой экономики изображен на рисунок.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что цифровая экономика сегодня - это один из главнейших приоритетов и единственно правильный ориентир развития страны, так как значительная часть проектов цифровой экономики имеет социальную направленность. Имеющийся хороший задел в реа-
Системная экономика
• Экономические системы > Системы экономических благ
Программно-техническая платформа цифровизации
3
Цифровые модели экономических систем
Цифровые модели систем экономических благ
Системно-цифровая экономика
Механизм создания системно-цифровой экономики
лизации рассмотренного национального проекта должен обеспечить резкий скачок уровня развития экономики и общественного благополучия.
Список литературы
1. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9-25.
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения: офиц. сайт. URL: https://wciom.ru.
3. Гнездова Ю.В. Развитие цифровой экономики России как фактор повышения глобальной конкурентоспособности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 5. С. 16-19.
4. Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник / Г.И. Абдрахманова [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
5. Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://digital.gov.ru/ru.
6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): офиц. сайт. URL: https:// gks.ru.
References
1. Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Kosten D.G., Vorobyev Yu.N. Formirovanie tsifrovoj ekonomiki v Rossii: sushchnosf, osobennosti, tekhniches-kaya normalizatsiya, problemy razvitiya [Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems] // Nauch-no-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomi-cheskie nauki. 2017. T. 10. № 3. S. 9-25.
2. Vserossijskij tsentr izucheniya obshchestven-nogo mneniya: ofits. sajt. URL: https://wciom.ru.
3. Gnezdova Yu.V. Razvitie tsifrovoj ekonomiki Rossii kak faktor povysheniya globalnoj konkuren-tosposobnosti [The development of the digital economy of Russia as a factor in increasing global competitiveness] // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2017. № 5. S. 16-19.
4. Indikatory tsifrovoj ekonomiki: 2018. Statis-ticheskij sbornik / G.I. Abdrakhmanova [i dr.]. M.: NIU VShE, 2018. 268 s.
5. Ministerstvo tsifrovogo razvitiya svyazi i massovykh kommunikatsij Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http://digital.gov.ru/ru.
6. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki (Rosstat): ofits. sajt. URL: https://gks.ru.
МИНАПОВА Роза Явдатовна - магистрант. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: Roza.Minapova@mail.ru.
MINAPOVA, Roza Yavdatovna - Undergraduate. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: Roza.Minapova@mail.ru.