Научная статья на тему 'Целевой процесс ведения штатного расписания в вузе и необходимые для его реализации мероприятия'

Целевой процесс ведения штатного расписания в вузе и необходимые для его реализации мероприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / ВЕДЕНИЕ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ В ВУЗЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ВЕДЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ / THE STAFF LIST / MAINTAINING THE STAFF LIST IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INFORMATION SUPPORT OF MAINTAINING THE STAFF LIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна

Обеспечение работы вуза во многом зависит от того, насколько оптимальна его организационная структура. При этом важным является кадровое обеспечение образовательного процесса, административной и вспомогательной деятельности. Актуальное штатное расписание обеспечивает постоянный доступ к имеющейся кадровой информации и дает возможности для ее анализа и корректирующих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET PROCESS OF CONDUCTING THE LIST OF STAFF IN HIGH SCHOOL AND ACTIONS NECESSARY FOR ITS REALIZATION

Functioning of higher education institution is ensured by optimum organizational structure. Staffing of educational process, administrative and auxiliary activity is very important. The actual staff list provides access to personnel information and gives the chance of the analysis and correcting actions.

Текст научной работы на тему «Целевой процесс ведения штатного расписания в вузе и необходимые для его реализации мероприятия»

УДК 378.12

© 2013

ЦЕЛЕВОЙ ПРОЦЕСС ВЕДЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ В ВУЗЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ

А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества

и оптимизации бизнес-процессов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Обеспечение работы вуза во многом зависит от того, насколько оптимальна его организационная структура. При этом важным является кадровое обеспечение образовательного процесса, административной и вспомогательной деятельности. Актуальное штатное расписание обеспечивает постоянный доступ к имеющейся кадровой информации и дает возможности для ее анализа и корректирующих действий.

Ключевые слова: штатное расписание, ведение штатного расписания в вузе, информационная поддержка ведения штатного расписания.

Штатное расписание вуза - это организационно-распорядительный документ, отражающий его структуру, в котором содержится полный перечень подразделений и должностей с указанием их количества, размеров должностных окладов и всех доплат и надбавок согласно действующему положению об оплате труда работников, которые существуют по отношению к той или иной должности. Штатное расписание позволяет проследить организационную структуру вуза и действующую в нем систему оплаты труда сотрудников, регламентирует штатную численность структурных подразделений, устанавливает и закрепляет размеры доплат и надбавок, значительно облегчает отслеживание вакансий и подбор персонала.

Типовое штатное расписание для образовательных учреждений законодательством РФ не предусмотрено. Вследствие особенностей финансирования в штатном расписании вуза фонд оплаты труда (ФОТ) не всегда учитывается полностью. Основой для определения ФОТ профессорско-преподавательского состава (III 1С) являются нормативы количества студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, приходящихся в среднем на одного работника III 1С. действующие на момент расчета в вузе и утверждаемые приказом ректора. В качестве расчетного контингента принимается:

по очной форме обучения - сумма контрольных цифр планов приема студентов, аспирантов и докторантов за установленный срок обучения (без учета отсева) или фактический прием - в случае недобора;

по очно-заочной и заочной (включая дистанционную) формам обучения - фактический контингент студентов без выпускного курса и с учетом плана приема на первый курс, по состоянию на 1 июня текущего года.

Объем нагрузки ППС устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы и наличия ресурсов и в соответствии с максимальной недельной продолжительностью рабочего времени ППС. Численный состав административно-управленческого персонала (АУП), учебно-вспомогательного персонала (УВП) и работников хозяйственной части должен быть достаточным для гарантированного выполнения его функций, задач и объемов работ, прописанных в уставе вуза. При этом структурные подразделения вуза могут самостоятельно определять необходимое количество штатных единиц в пределах предоставленного ФОТ.

Наиболее разработанным методом планирования численности АУП является метод укрупненных нормативов, который устанавливает зависимость затрат труда от содержания действующих положений о подразделениях и должностных инструкций. Это означает, что при составлении штатного расписания АУП необходимо опираться на существующую организационную структуру в зависимости от реальной потребности подразделений, объем выполняемых ими работ, обслуживаемых площадей, сооружений и оборудования, наличие тех или иных фондов и ресурсов, сложившуюся инфраструктуру и структуру управления.

Штатное расписание УВП составляется с учетом численности студентов и других категорий обучающихся: имеющегося на факультетах, институтах, кафедрах, в учебных и других лабораториях и используемого в учебном процессе оборудования, объема и сложности лабораторных занятий; должностных обязанностей и уровня квалификации сотрудников. Норматив соотношения численности ППС к численности УВП по факультетам и институтам может быть определен с учетом специфики основных образовательных программ и согласно внутреннему распорядку проведения занятий в вузе.

В случае производственной необходимости вуз обычно имеет право вводить в штатное расписание дополнительные ставки, финансируемые за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Для выполнения работ, связанных с временным расширением охватываемой области деятельности или увеличением объема работ, вуз может осуществлять привлечение помимо основных сотрудников, занимающих должности, предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора и договоров гражданско-правового характера за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Перечисленные действия никак не отражаются в штатном расписании.

Штатное расписание в вузе необходимо утверждать и вводить в действие приказом ректора. Обычно штатное расписание утверждается для ППС 1 января и 1 сентября каждого года, для АУП и других категорий - 1 января. Вносить изменения целесообразно не чаще 1 раза в месяц. С учетом того, что заработная плата начисляется помесячно, ШР и изменения в нем логично вводить в действие с 1 числа месяца.

Любые вносимые в штатное расписание вуза изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом - приказом ректора. Они могут быть следующего характера:

- исключение отдельных должностных позиций или целых подразделений в связи с организационными изменениями в работе вуза;

- ввод новых единиц в штатное расписание при необходимости увеличения объема оказываемых услуг;

- сокращение штатных единиц, связанных с сокращением штата вуза;

- изменение окладов сотрудников;

- формирование новых подразделений;

- переименование подразделений и должностей и др.

Каждой должности в штатном расписании соответствует один размер оклада, то есть введение так называемых «вилок», когда на одной и той же должности человек может получать заработную плату «от и до», некорректно. Если все же возникает необходимость установить различную оплату труда сотрудникам, занимающим одинаковые должности, ее размер регулируется при помощи надбавок или премиальных выплат. Это обусловлено необходимостью исполнения Трудового кодекса РФ (ст. 22: «Оплата должна быть равной за равный труд»). Дополнительно к штатному расписанию

вуза необходимо вести формирование кадрового резерва и профилей должностей, что позволит более эффективно управлять персоналом.

На рис. 1 и 2 представлены основные типовые подпроцессы ведения штатного расписания: утверждение и внесение изменений в штатное расписание АУП и III 1С. Для их реализации обычно используются элементы информационной поддержки от программ Microsoft Office или Open Office до мощных интегрированных пакетов программного обеспечения, например, Галактика-ERP или др.

тах, поддерживающих работу со штатным расписанием, этот подпроцесс реализован уже давно. Ярким примером является система Галактика-ЕЯР, позволяющая не только вести профили должностей, но и осуществлять аналитическую обработку хранящейся информации. Галактика-ЕЯР предоставляет инструментарий для учета качественной потребности в кадрах - потребности в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации и поддерживает процессы развития персонала.

Рис. 1. Утверждение нового штатного расписания АУП или внесение изменений в существующее Формирование приказов по штатному расписанию сегодня поддерживается в вузах различными программными средствами и информационными технологиями. При этом возникающие локальные проблемы решаются в рабочем порядке. Данный подпроцесс обычно является наиболее отлаженным и требует минимальной корректировки при обнаружении сбоев. С другой стороны, такой важный аспект ведения штатного расписания, как формирование профилей должностей в большинстве учреждений не учитывается, эта работа откладывается или не планируется вовсе. Однако необходимо рассмотреть возможность ее выполнения, поскольку это обеспечивает централизованное хранение должностных инструкций и личностных спецификаций с возможностью вывода на печать и другие преимущества.

В информационных системах и программных паке-

Рис. 2. Утверждение нового штатного расписания ППС или внесение изменений в существующее Важным аспектом ведения штатного расписания в вузе является подготовка различных отчетов по запросу заинтересованных структур. Этот подпроцесс и его составляющие зачастую являются наиболее проблемными именно с точки зрения реализации в программных средствах. Регулирующие органы год от года меняют формы отчетности для вузов. Любой из них в силу объемов аналитических данных внутри вуза невозможно подготовить без использования средств информационной под-

держки. Но программные средства не всегда обеспечивают соответствие быстро меняющимся требованиям к отчетности. В результате складывается ситуация, когда практически ни один из необходимых отчетов не формируется без проблем и «по нажатию кнопки» после задания условий.

Для решения данной проблемы возможны два варианта:

- регулярная подготовка технических заданий на все необходимые отчеты с последующей передачей их разработчикам программного обеспечения;

- обучение сотрудников информационно-технической службы вуза работе с отчетами для последующего их написания и корректировки.

Первый вариант является временным и дорогостоящим, поскольку рано или поздно возникнет необходимость в написании нестандартных отчетов. Возникнет необходимость в таких отчетах, как отчеты по отпускам; отчеты по табелям отработанного времени; отчеты по сотрудникам, находящимся в различных отпусках; баланс использования рабочего времени по разрезам (вид деятельности, категория, тарифная сетка и т.д.); отчеты по начислениям и надбавкам; контрольные отчеты (проверка заполняемости данными) и др. Большинство из них необходимо дописывать.

Также частой проблемой в информационной поддержке ведения штатного расписания является некорректная ситуация с привязкой персонифицированных доплат. Несмотря на то, что их получают конкретные люди, и они не являются атрибутами той или иной должности, обычно они привязаны к ставкам в штатном расписании. Это, например, надбавки за ученую степень и звание. При смене сотрудника на ставке, ему автоматически полагаются все надбавки, привязанные к ней. Из-за этого сотрудник, ответственный за штатное рас-

писание, вручную вынужден корректировать состояние доплат в нем, отслеживая изменения штатного наполнения. Наличие этой проблемы обусловлено в основном несовершенством системы отчетов, о чем говорилось ранее.

Для оптимизации процесса ведения штатного расписания в вузе необходимо четко определить направление решения имеющихся конкретных проблем и разработать план соответствующих мероприятий, а также оценить необходимость использования расширенных возможностей, предоставляемых используемым программным обеспечением, таких как аттестация сотрудников, составление профилей должностей, развитие персонала и др. Процесс ведения штатного расписания в вузе должен быть выстроен таким образом, чтобы обеспечивать актуальную информацию о расстановке и структуре персонала. Эффективная информационная поддержка ведения штатного расписания позволит не только оптимизировать сам процесс, но и в значительной степени облегчить ведение и предоставление отчетности в любом виде. В этом случае штатное расписание становится для ректора и администрации вуза удобным инструментом, выполняющим множество важных функций кадрового регулирования и контроля организационной структуры учреждения в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазова А.В. Использование новых информационных технологий // Инженер. Технолог. Рабочий. 2003. №7.- С. 2-3.

2. Лукаш Ю.А. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. - М.: Книжный мир, 2004. - 1504 с.

3. Положение об оплате труда сотрудников ТГУ [Электронный ресурс] Режим доступа Ы1р://ИЬгагу.Ш5и. ru/sites/site.php?s=122&m=1284 - свободный.

TARGET PROCESS OF CONDUCTING THE LIST OF STAFF IN HIGH SCHOOL AND ACTIONS NECESSARY FOR ITS REALIZATION

© 2013

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Functioning of higher education institution is ensured by optimum organizational structure. Staffing of educational process, administrative and auxiliary activity is very important. The actual staff list provides access to personnel information and gives the chance of the analysis and correcting actions.

Keywords: the staff list, maintaining the staff list in higher education institution, information support of maintaining the staff list.

УДК 338.431.02

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВСЕМИРНУЮ

ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)

©2013

Т.И. Голуб, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены основные изменения и последствия для аграрной сферы производства после вступления Украины в ВТО.

Ключевые слова: интеграция, аграрная сфера, ВТО, государственная поддержка.

Анализ социально-экономических процессов, которые происходят в последнее время на рынке, четко доказывает, что ни одна страна мира не в состоянии существовать отдельно. Процессы глобализации настолько тесно связали экономику, что дальнейшее продвижение вперед возможно только при согласовании внутреннего развития с общемировыми тенденциями. Всемирная торговая организация (ВТО) является тем флагманом международной торговли, который определяет вектор развития более 150 стран мира.

Украина в 2008 году приняла условия данной организации, обязавшись уменьшить государственную поддержку многих отраслей, одной из которых является и

аграрный сектор. И если раньше существовало только два кардинально противоположных мнения по этому поводу, то после пяти лет членства уже можно оценить последствия для аграрной сферы от вступления в ВТО. Именно исследованию вопросов возможных изменений и последствий для аграрной сферы после обретения Украиной членства в ВТО и посвящено данное исследование.

Многие ученые (Амбросов В.Я., Михайлова Л.И., Клочко В.Н., Кваша С.М.) пытались дать свои прогнозы относительно последствий для аграрной отрасли вступления Украины в ВТО. Сегодня исследователи (Мудрак Р.П., Коваль Л.М., Диброва А.Д., Мовчан В.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.