УДК 336.2(57) О. В. Батурина
ББК 65.261.41-18(253.7) Читинский институт
Байкальского государственного университета экономики и права
ЦЕЛЕВОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА*
Целевое налоговое регулирование представляет собой деятельность участников налоговых отношений, которая проводится в рамках государственной налоговой политики, с четкой постановкой целей и результатов для создания особых условий социально-экономического развития конкретной территории. Однако в настоящее время не во всех субъектах РФ целевое налоговое регулирование используется на практике. В данном исследовании, во-первых, сформулирована необходимость разработки целевого налогового регулирования на территории Забайкальского края, во-вторых, предложены практические рекомендации по применению целевого налогового регулирования, в-третьих, отобраны и описаны инструменты налогового регулирования, которые необходимы для внедрения на территории края. Результаты исследования позволяют более дифференцировано подойти к регулированию социально-экономического развития соответствующей территории.
Ключевые слова: целевое налоговое регулирование; инструменты налогового регулирования; социально-экономическое развитие Байкальского региона.
O. V. Baturina
Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law
SPECIAL-PURPOSE TAX REGULATION AS INSTRUMENT OF ENHANCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TRANSBAIKAL TERRITORY
Special-purpose tax regulation is a purpose-and-result-oriented activity of parties of tax relations in the context of government tax policy to provide conditions for successful socio-economic development of a territory. However, special-purpose tax regulation is not practically used in all Russian regions. This study, firstly, states the necessity of working out special-purpose tax regulation on the Zabaikalye territory; secondly, it contains practical recommendations on applying special-purpose tax regulation; and thirdly, it selects and describes instruments of tax regulation that are to be introduced in this particular region. The results of the study show a more differentiated approach to regulating socioeconomic development of the territory.
Keywords: special-purpose tax regulation; instruments of tax regulation; socio- economic development of Transbaikal region.
В современных условиях социально-экономическое развитие субъекта РФ является приоритетом региональных органов власти. Многие субъекты РФ, в том числе и входящие в состав Байкальского региона, характеризуются большими диспропорциями и неустойчивым развитием. Основы социально-экономического развития отдельных регионов, хотя и учитывают общероссийские подходы к управлению устойчивым развитием, однако, в большей степени, формируются под влиянием особенностей конкретного региона.
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-130 «Экономический механизм компенсации ущерба здоровью населения от загрязнений окружающей среды в целях устойчивого развития Байкальского региона» (номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201267858).
© О. В. Батурина, 2013
Оперативное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставляют по-новому взглянуть на место Байкальского региона в политическом, социально-экономическом развитии страны и его роль для РФ с глобальной точки зрения в стратегической перспективе. Степень интеграции экономики субъектов РФ Байкальского региона можно охарактеризовать как невысокую. За прошедшие годы сложился интенсивный отток населения с территории Байкальского региона.
Социально-экономическое развитие региона зависит от множества факторов — это и масштаб региона; размеры и многообразие национального богатства субъекта; соотношение между существующим уровнем развития и дальнейшим потенциалом развития; возможность включения региона в состав государственной и межрегиональной системы; соотношение социальной и экономической составляющей региона и т. п.
Разница субъектов РФ по уровню социально-экономического развития не позволяет проводить с равным успехом единую налоговую политику, поэтому, в настоящее время, назрел вопрос о возможности реализации целевого налогового регулирования, для достижения конкретных результатов на определенной территории.
Таким образом, нами определено, что целевое налоговое регулирование — это деятельность участников налоговых отношений, которая проводится в рамках государственной (региональной) налоговой политики с четкой постановкой целей и желаемых результатов для создания особых условий социально-экономического развития конкретной территории (субъекта, муниципалитета).
Преимуществом целевого налогового регулирования является адресный и дифференцированный характер налогового регулирования на конкретной территории, с помощью которого регулируются отдельные сферы экономики, создаются благоприятные условия для развития бизнеса, для труда и проживания человека, а также повышается инвестиционная привлекательность региона (рис. 1).
Улучшение демографической ситуации
Инструменты
Снижение ставки по налогу на прибыль по строительству жилья для своих работников
Уплата НДФЛ в размере 50 % предприятиями, создающими новые рабочие места
Цель
Целевое налоговое регулирование, необходимое для Забайкальского края
Цель
Снижение ставки по налогу на прибыль для строительной отрасли
налогов «Пионерным» предприятиям по месту организации производства
Введение экологического вычета по НДФЛ для экологически неблагоприятных территорий
Инструменты
Создание новых производств
Снижение уровня заболеваемости и смертности населения
Целевое налоговое регулирование, необходимое для Забайкальского края
Рассмотрим практические рекомендации по применению целевого налогового регулирования на примере Забайкальского края. В Забайкальском крае, как и в других субъектах Байкальского региона, уже длительное время наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, что связано с рядом причин: оттоком населения в другие регионы РФ, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения, низкой продолжительностью жизни. Президент РФ своими указами «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 г. № 598, «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. № 606 обращает внимание на данную проблему.
Одной из причин сложной демографической ситуации является неблагоприятная экологическая ситуация в регионе. На конкретном инструменте налогового регулирования, а именно, экологическом вычете по НДФЛ, сформулируем цели и задачи налогового регулирования, оценим влияние различных ограничений на эффективность процесса налогового регулирования и синтезируем оптимальные воздействия на процесс налогового регулирования [1].
Сумма экологического вычета будет дифференцирована в зависимости от степени загрязненности территории. Если происходит загрязнение воздуха, то сумма налога на доходы физических лиц, уплачиваемого населением будет меньше, а их совокупный доход — выше. Это позволит частично компенсировать людям вред, наносимый проживанием на загрязненных территориях. Экологический вычет будет действовать как другие вычеты по НДФЛ — на сумму вычета будет уменьшаться облагаемый доход. Учесть компенсацию неработающим группам населения можно будет через предоставление вычета на иждивенцев работающим гражданам. Кроме этого, социальная значимость вычета может быть учтена за счет установления максимального уровня дохода, до которого будет предоставляться вычет. Все эти механизмы уже имеются в расчете стандартного вычета по НДФЛ.
Отток населения из Забайкальского края связан не только с экологической обстановкой, но и с отсутствием возможности применить на практике свои трудовые навыки (отсутствие свободных рабочих мест), а также низким уровнем заработной платы. Президент РФ своим указом «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 предлагает обратить внимание на необходимость создания новых рабочих мест. Забайкальский край, в настоящее время, не является тем регионом РФ, который особо привлекателен для создания новых производств, это связано с низкой инвестиционной активностью, высоким уровнем тарифов, удаленностью региона от центральной части России. Поэтому при проведении целевого налогового регулирования в Забайкальском крае, считаем целесообразным для предприятий, которые создают на территории края новые рабочие места, оставлять предприятию налог на доходы физических лиц в размере 50 %. Обязательным условием для пользования данной мерой должны стать следующие условия: удержание новых работников и новых рабочих мест в течение трех лет.
На наш взгляд, эта мера должна стать действенным толчком для выработки каждым предприятием такой стратегической производственной политики, которая обеспечивала бы не только рост производства, но и создавала высокопроизводительные рабочие места.
Данный инструмент налогового регулирования, позволит приостановить отток населения (особенно молодых специалистов), однако, одного этого инструмента недостаточно. Любому человеку для нормального существования на
определенной территории недостаточно иметь рабочее место, для комфортного проживания и осуществления трудовой деятельности необходимо иметь жилье. В настоящее время в Забайкальском крае говорить о доступности жилья не приходится, стоимость 1 м2 колеблется около 40-45 тыс. р., при средней заработной плате в месяц — 16 тыс. р. Поэтому проблема доступности жилья в Забайкальском крае стоит очень остро. Для изменения существующей ситуации необходимо введение действенных мер, в том числе и мер целевого налогового регулирования.
На наш взгляд, было бы целесообразно простимулировать социально ответственных предпринимателей, которые для привлечения сотрудников на новые производственные площадки строят новое жилье для своих работников (в том числе для предприятий, сдающих в наем жилье на льготных условиях). Снижение ставки налога на прибыль для таких предприятий должно составить до 50 % (данную меру можно распространить и на суммы погашения кредитов, которые были взяты предприятием для целей строительства). Особое значение данного инструмента налогового регулирования должны оценить предприятия, занимающиеся разработкой крупных месторождений, так как коммерческой застройки в отдаленных районах края недостаточно для покрытия жилищных потребностей. Вследствие дефицита квалифицированной рабочей силы в Забайкальском крае, предложенный нами инструмент налогового регулирования, позволит предприятиям привлекать на работу нужных специалистов и даст возможность работникам приобретать жилье в собственность или наем по льготным условиям, при возможности сохранения у специалиста прежнего жилья (в случае его наличия). На наш взгляд за несколько лет данная мера может привлечь в край не одну сотню специалистов как из других регионов РФ, так и соотечественников из-за рубежа. Возможно, это будет аналог льготы, существовавшей до введения гл. 25 Налогового кодекса РФ — на капитальные вложения, в социально значимые объекты.
Помимо этого, для снижения цены за 1 м2 необходимо увеличивать предложение жилья на рынке недвижимости Забайкальского края, а это невозможно без развития строительной отрасли. Поэтому предлагаем снизить ставку по налогу на прибыль до 50 % для всех предприятий строительной отрасли — как социально значимой для региона, в том числе учесть те предприятия, которые занимаются ремонтом тепловых сетей и инженерной инфраструктуры ЖКХ. В настоящее время со стороны федерального центра уделяется особое внимание к вопросу доступности жилья. В целях выполнения мероприятий по реализации указа Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 г. № 600 был принят приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении положения об отборе проектов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения» от 11 июня 2013 г. № 205/ГС, который предоставляет условия для внедрения новых технологий массового строительства жилья экономического класса; создает возможность для расширения спроса на жилье с высокими характеристиками энергоэффективности и низкими эксплуатационными издержками; повышает конкуренцию на рынке жилищного строительства и т. д.
Подводя итог, следует отметить, что процесс налогового регулирования должен носить не только комплексный, но и целевой характер. Целевой характер налогового регулирования позволит точечно подойти к регулированию социально-экономического развития соответствующей территории.
Список использованной литературы
1. Киреенко А. П. Экологический вычет по налогу на доходы физических лиц как механизм компенсации / А. П. Киреенко, О. В. Батурина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2013. — № 2. — URL : http://eizvestia. isea.ru/reader/article.aspx?id=17289.
References
1. Kireenko A. P., Baturina O. V. Ecology-related individual income tax relief as mechanism of compensation for health detriment. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) - Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (on-line journal), 2013, no. 2. Available at: http:// eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=17289 (in Russian).
Информация об авторе
Батурина Ольга Викторовна — старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, 672000, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: [email protected].
Author
Baturina Olga Viktorovna — Senior Instructor, Dep-t of Finance and Credit, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law, 56 Anokhin st., 672000, Chita, Russia, e-mail: [email protected].
ой» < I
Î
See «
H
H
о
H M
со
H