Научная статья на тему 'Взаимодействие участников налоговых отношений в процессе налогового регулирования налога на доходы физических лиц'

Взаимодействие участников налоговых отношений в процессе налогового регулирования налога на доходы физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / TAX REGULATION / PARTIES OF TAX RELATIONS / TAX RESIDENT / INDIVIDUAL INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурина Ольга Викторовна

Показана взаимосвязь механизма налогового регулирования в процессе взаимодействия участников налоговых отношений при налогообложении доходов физических лиц. Продемонстрированы возможности использования различных информационных потоков для повышения эффективности налогообложения доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN PARTIES OF TAX RELATIONS IN INDIVIDUAL INCOME TAX REGULATION PROCESS

The article describes interaction between parties of tax relations in the process of regulating individual income tax, and demonstrates advantages of using various information flows in order to increase efficiency of income taxation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие участников налоговых отношений в процессе налогового регулирования налога на доходы физических лиц»

О

(N

УДК 336.2 О.В. Батурина

ББК 67.99(2)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Показана взаимосвязь механизма налогового регулирования в процессе взаимодействия участников налоговых отношений при налогообложении доходов физических лиц. Продемонстрированы возможности использования различных информационных потоков для повышения эффективности налогообложения доходов.

Ключевые слова: налоговое регулирование, участники налоговых отношений, налоговый резидент, налог на доходы физических лиц.

O.V. Baturina

INTERACTION BETWEEN PARTIES OF TAX RELATIONS IN INDIVIDUAL INCOME TAX REGULATION PROCESS

The article describes interaction between parties of tax relations in the process of regulating individual income tax, and demonstrates advantages of using various information flows in order to increase efficiency of income taxation.

Keywords: tax regulation, parties of tax relations, tax resident, individual income tax.

SSI

KS г

MhSI

HSS

H5l

Eh< §

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

S I

8s! ИН 25 о

ChO!

£s§||

E40 I Sffle

К

H

H

о

H

pq

CO

H

Основной целью проводимого нами исследования является достижение наибольшей доходности регионального бюджета за счет поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также описание способов повышения эффективности налогообложения доходов на территории Забайкальского края с использованием всех имеющихся возможностей: географических, природных, человеческих и др.

Налоговые отношения в рамках налогообложения доходов физических лиц законодательно регулируются на федеральном уровне (гл. 23 НК РФ) [2, с. 229], однако при распределении НДФЛ по уровням бюджета суммы от данного налога поступают в региональный (70%) и местный (30%) бюджеты [1, с. 73].

Для бюджета Забайкальского края НДФЛ является основным налоговым доходом. При одновременной невозможности наращивания доходного (налогового) потенциала региона в своем исследовании отводим существенную роль повышению эффективности налогообложения доходов физических лиц и собираемости данного налога на территории Забайкальского края. Эффективность налогообложения доходов физических лиц рассматриваем через призму налогового регулирования. Налоговое регулирование осуществляется в рамках налоговой политики. Эффективная налоговая политика в сфере налогообложения доходов физических лиц — это процесс взаимодействия государства (федеральных, региональных, местных органов власти) и самого субъекта налогообложения. Эффективность этой политики будет заключаться в существовании прозрачных каналов информации, которые позволят принимать правильные решения с учетом действий участников налоговых отно-

© О.В. Батурина, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« ЦТ I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

шений. Генерируя информационный поток, каждый из участников при налогообложении доходов стремится к реализации собственных интересов. Государство стремится к максимизации поступлений, а налогоплательщик — к минимизации уплаты. Вследствие этого может возникнуть конфликт интересов. В рамках полученных результатов каждый из участников налоговых отношений вносит корректировки в свои направления действий. Идеальная ситуация, когда все участники налоговых отношений владеют всей информацией, которая касается процесса налогообложения доходов физических лиц.

В практической деятельности все участники налоговых отношений действуют и принимают решения в рамках владения неполной (частичной) информацией. Поэтому налоговое регулирование, направленное на согласование интересов участников налоговых отношений, на практике затруднено. Целесообразно начать поиск путей такого согласования (взаимодействия).

В рамках участника «государство» выделяем федеральные (А1), региональные (А2), местные (А3) органы власти. В рамках участника «налогоплательщик» выделяем налоговых резидентов РФ (Б1) и налоговых нерезидентов РФ (Б2). Анализ налоговых отношений в аспекте проблемы их экономических интересов в сфере налогообложения доходов физических лиц проведем на основе матрицы (табл.).

Матрица системы налоговых отношений в сфере налогообложения доходов физических лиц между участниками налоговых отношений

Участники налоговых отношений Участник «государство» Участник «налогоплательщик»

Федераль- ный Региональ- ный Местный Налоговый резидент РФ Налоговый нерезидент РФ

А1 А2 А3 Б1 Б2

А1 А1А1 А1А2 А1А3 А1Б1 А1Б2

А2 А2А1 А2А2 А2А3 А2Б1 А2Б2

А3 А3А1 А3А2 А3А3 А3Б1 А3Б2

Б1 Б1А1 Б1А2 Б1А3 Б1Б1 Б1Б2

Б2 Б2А1 Б2А2 Б2А3 Б2Б1 Б2Б2

Определенные взаимосвязи между участниками налоговых отношений характеризуются финансовыми потоками (налоговые поступления, налоговые платежи).

А1А1 — бессодержательным на практике представляется информационный поток «государство — государство», так как государство создает условия для взимания НДФЛ (законодательная база, налоговая политика), а доходы физические лица получают в конкретных субъектах Федерации и в муниципалитетах.

А1А2 — информационный поток — формирование налоговых доходов федерального и регионального бюджетов. В рассматриваемом вопросе приоритет отдается региону (по нормативу 70% от НДФЛ — бюджет субъекта РФ). При рассмотрении мировой практики налогообложения также предпочтение отдается нижестоящим бюджетам.

А1А3 — информационный поток — формирование налоговых доходов федерального и местного бюджетов. В нашем случае — 30% от НДФЛ зачисляется в местные бюджеты.

А2А1 — обратная связь между субъектом Федерации и федеральным центром раскрывает процесс зачисления НДФЛ в нижестоящий бюджет.

%

Ю | А2А2 — бессодержательный информационный поток, поскольку в

России отсутствует горизонтальное выравнивание бюджетов в целом (как во многих федеративных государствах, например Германии [4, с. 478]), соответственно, и в налогообложении доходов физических лиц, в частности. А2А3 — информационный поток «регион — муниципалитет». При 5^ реализации субъектом РФ полномочий по установлению нормативов

отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов установленный субъектом РФ общий размер отчислений в местные бюджеты от платежей по НДФЛ (включая НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами), учтенных в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ, должен составлять не менее 10% [1]. В Забайкальском крае установлены следующие нормативы отчислений от НДФЛ:

- в бюджет поселения — 10% поступлений в консолидированный бюджет РФ от указанного налога с территории данного поселения;

- в бюджет муниципального района — 30% поступлений в консолидированный бюджет РФ от указанного налога с территорий поселений [3, с. 4].

По НДФЛ, взимаемому на межселенных территориях, — 40% поступлений в консолидированный бюджет РФ с межселенных территорий. В бюджет городских округов норматив отчислений — 40% поступлений в консолидированный бюджет РФ от указанного налога с территории данного городского округа [там же, с. 5].

Норматив отчисления от НДФЛ (на 1 января 2011 г.), уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента. В Забайкальском крае в бюджет муниципального района поступает 10% поступлений в консолидированный бюджет РФ от указанного налога с территории поселений данного муниципального района. В бюджет городского округа — также 10% поступлений НДФЛ §ЦЦ¥ с территорий данного городского округа [там же, с. 4, 5].

; А3А1 — бессодержательным представляется данный информационен ный поток, поскольку информация о зачислении НДФЛ в муниципали-

ой § тет поступает по вертикали А3А2.

^1 А3А3 — горизонтальная связь, характеризующая налоговые отноше-

^ | ния в сфере обложения доходов физических лиц между муниципальными

1 образованиями, по своей сути не отличается от линии А2А2, однако объем

винформационных и финансовых потоков по линии «муниципалитет — §к§ муниципалитет» значительно уступает линии «регион — регион».

в Налоговые отношения внутри участника «государство» по сути

йо 1 лишь механизм распределения налога на доходы физических лиц меж-

к®1 ду уровнями бюджетной системы. Однако на территории субъекта РФ

могут быть созданы (или не созданы) благоприятные условия для экономической деятельности хозяйствующих субъектов (как предприятий, 23 так и физических лиц). Проводимая налоговая политика каждого уров-

ня власти из участника «государство» нацелена на процесс образования »- ч доходов налогоплательщиков НДФЛ. Поэтому рассмотрение налоговых

отношений между участником «государство» и участником «налогоплательщик» считаем целесообразным.

Взаимоотношения в сфере налогообложения доходов физических лиц со между налогоплательщиками и «государством» — информационный по-

Нток федеральных законодательных актов (А1Б1, А1Б2), региональные и местные власти, в свою очередь, создают благоприятные условия для

О

(N

SS1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2нё Яч >

MhSI

HSS

«31

оК %<s ^ 1

5s 1

^ Л £ ё§! h Е

S V I

8s! й§ о

ЕнО а

£яЦ

МО I £И4

See

«

н

н

о

н

PQ

со

н

организации трудовой деятельности и проживания на соответствующей территории как налоговых резидентов РФ, так и лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ (А2Б1, А2Б2; А3Б1, А3Б2).

Обратные информационные потоки (Б1А1, Б2А1; Б1А2, Б2А2; Б1А3, Б2А3) возникают в процессе налогообложения доходов физических лиц (исчисления и уплаты), а также в порядке зачисления НДФЛ в соответствующий уровень бюджета.

Информационные потоки Б1Б1, Б1Б2, Б2Б1, Б2Б2 в налогообложении доходов физических лиц особого смысла не имеют, поскольку каждое из физических лиц является самостоятельным налогоплательщиком данного налога.

Налоговая политика, проводимая государством в сфере налогообложения доходов физических лиц, при правильной обработке соответствующих информационных потоков может дать значительную эффективность налогообложения и, соответственно, увеличить наполняемость как регионального, так и местных бюджетов.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145. — Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае [Электронный ресурс]: закон Забайкальского края от 23 сент. 2009 г. № 239-33K (в ред. закона Забайкальского края от 8 июля 2011 г. № 514-ЗЗК). — Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

4. Wichtige Steuergasetze. — Hamm: Gribsch & Rochol Druck GmbH & Co. KG, 2007. — S. 852.

Referenses

1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 31 July 1998 g. № 145. — Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

2. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Ch. 2 [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 5 Aug. 2000 g. № 117-FZ. — Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

3. O mezhbyudzhetnykh otnosheniyakh v Zabaikal’skom krae [Elektronnyi resurs]: zakon Zabaikal’skogo kraya ot 23 Sept. 2009 g. № 239-ZZK (v red. zakona Zabaikal’skogo kraya ot 8 July 2011 g. № 514-ZZK). — Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

4. Wichtige Steuergasetze. — Hamm: Gribsch & Rochol Druck GmbH & Co. KG, 2007. — S. 852.

Информация об авторе

Батурина Ольга Викторовна — старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, г. Чита, e-mail: [email protected].

Author

Baturina Olga Victorovna — Senior Instructor, Chair of Finance and Credit, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law, Chita, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.