Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ) - 2030: КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ) - 2030: КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИЯ) / МОДЕЛЬ / ПРИОРИТЕТ 2030 / ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / strategic development / Higher School of Folk Arts (Academy) / model / Priority 2030 / traditional art crafts / artistic and value orientation / openness / mobility / flexibility / variability / practice orientation / higher education / professional education.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимович В. Ф., Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А.

Статья посвящена анализу прогностической целевой модели стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) до 2030 года. Определены ее ключевые характеристики, на основании которых предполагается разработать индикаторы, соответствующие профилю и специфике вуза. Ключевые характеристики модели включают художественно-ценностную ориентированность на сущностно-специфические особенности каждого вида традиционных художественных промыслов, открытость, мобильность, гибкость, вариативность, практикоориентированность. Каждая из характеристик модели раскрывается применительно к четырем областям, в которых Высшая школа народных искусств (академия) позиционирует себя как основную силу, способствующую устойчивому развитию уникальных регионально-исторических центров традиционных художественных промыслов России: профессиональному образованию, науке, художественно-творческой деятельности как созданию произведений традиционных художественных промыслов в художественно-творческих мастерских, международной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Максимович В. Ф., Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARGET MODEL OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS (ACADEMY) - 2030: QUALITY CHARACTERISTICS

The article is devoted to the analysis of the prognostic target model of strategic development of the Higher School of Folk Arts (Academy) until 2030. Its key characteristics have been identified, on the basis of which it is planned to develop indicators that correspond to the profile and specifics of the university. Key characteristics of the model include an artistic and value focus on the essence-specific features of each type of traditional art crafts, openness, mobility, flexibility, variability, practice orientation.Each of the characteristics of the model is revealed in relation to four areas in which the Higher School of Folk Arts (Academy) positions itself as the main force contributing to the sustainable development of unique regional-historical centers of traditional art crafts in Russia: professional education, science, artistic and creative activity as the creation of works of traditional art crafts in artistic and creative workshops, international activity.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ) - 2030: КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Профессиональное образование в области традиционных художественных промыслов

Актуальные вопросы профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства: новый опыт

Максимович В.Ф., академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, президент ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.2, лит. A, e-mail: [email protected].

Ванюшкина Л.М., доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной работе, зав. кафедрой истории искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.2, лит. A, e-mail: [email protected]

Тихомиров С.А., кандидат культурологии, доцент, директор научного центра, доцент кафедры истории искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.2, лит. A, e-mail: [email protected]

Maksimovich V.F., academician of the Russian academy of education, doctor of pedagogical sciences, professor, president of the Higher school offolk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2A, e-mail: [email protected]

Vanyushkina L.M., doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of art history, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2A, e-mail: tpiovshni@yandex. ru

Tikhomirov S.A., PhD in Culturology, associate professor, associate professor of department of art history, director of the Scientific center of Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]

Целевая модель стратегического развития Высшей школы народных

искусств (академии) - 2030: качественные характеристики Target model of strategic development of the Higher School of Folk Arts (Academy) - 2030: quality characteristics

Аннотация. Статья посвящена анализу прогностической целевой модели стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) до 2030 года. Определены ее ключевые характеристики, на основании которых предполагается разработать индикаторы, соответствующие профилю и специфике вуза. Ключевые характеристики модели включают художественно-ценностную ориентированность на сущностно-специфические особенности каждого вида традиционных художественных промыслов, открытость, мобильность, гибкость,

25

вариативность, практикоориентированность. Каждая из характеристик модели раскрывается применительно к четырем областям, в которых Высшая школа народных искусств (академия) позиционирует себя как основную силу, способствующую устойчивому развитию уникальных регионально-исторических центров традиционных художественных промыслов России: профессиональному образованию, науке, художественно-творческой деятельности как созданию произведений традиционных художественных промыслов в художественно-творческих мастерских, международной деятельности.

Ключевые слова: стратегическое развитие, Высшая школа народных искусств (академия), модель, Приоритет 2030, традиционные художественные промыслы, художественно-ценностная ориентированность, открытость, мобильность, гибкость, вариативность,

практикоориентированность, высшее образование, профессиональное образование.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the prognostic target model of strategic development of the Higher School of Folk Arts (Academy) until 2030. Its key characteristics have been identified, on the basis of which it is planned to develop indicators that correspond to the profile and specifics of the university. Key characteristics of the model include an artistic and value focus on the essence-specific features of each type of traditional art crafts, openness, mobility, flexibility, variability, practice orientation.

Each of the characteristics of the model is revealed in relation to four areas in which the Higher School of Folk Arts (Academy) positions itself as the main force contributing to the sustainable development of unique regional-historical centers of traditional art crafts in Russia: professional education, science, artistic and creative activity as the creation of works of traditional art crafts in artistic and creative workshops, international activity.

Keywords: strategic development, Higher School of Folk Arts (Academy), model, Priority 2030, traditional art crafts, artistic and value orientation, openness, mobility, flexibility, variability, practice orientation, higher education, professional education.

Исследователи отмечают, что российская высшая школа переживает непростой период развития, обусловленный такими факторами, как «оптимизация расходов на вузовский сектор, усложнение стратегий повышения конкурентоспособности на национальном и международном рынке высшего образования, интенсивная цифровизация и др.» [2, с. 9]. Вузы стремятся преодолеть внешние и внутренние вызовы за счет перспективного планирования собственной деятельности и стратегического развития образовательных учреждений на ближайшее десятилетие.

Участие Высшей школы народных искусств (академии) в конкурсной программе «Приоритет 2030», с одной стороны, дало некомпенсируемый результат для вуза в виде опыта подготовки, не имевшего аналогов

документа - стратегии развития Академии согласно определенным программой параметрам. С другой стороны - продемонстрировало неоднородность и сложность «карты высшего образования» в России, важной точкой на которой является Высшая школа народных искусств (академия) как уникальный центр подготовки художников по 22 видам традиционных художественных промыслов в системном единстве головного вуза и 9 филиалов, качественно отличающийся от всех остальных творческих вузов страны [5].

Данная статья продолжает анализ стратегии развития Академии до 2030 года [4], в центре которой - целевая модель развития вуза, для которой выявляются ключевые качественные характеристики.

Ниже приведено графическое изображение данной модели.

Целевая модель развития Высшей школы народных искусств (академии)

Международная деятельность:

• Организация системы выставок, мастер-классов н дефиле-показов по видам традиционных художественных промыслов в зарубежных странах, издание каталогов по итогам мероприятий, формирующих позитивный имидж национальной культуры России • Организация и проведение ежегодного Международного биеннале «Кружево вдохновляет» и ежегодного Международного творческого конкурса «Лаковое искусство мира: традиции и современный взгляд молодежи» как площадок диалога теоретиков и практиков в традиционных художественных промыслах

П рофесснонал ьное образование:

• Создание открыток иитегратшшои системы воспитания «детский сад - общеопраювагелъная школа - учреждении среднею профессионально! о образованны - непрофильные нучы - Высшая шкала народных искусств (академия)»

• Создание н тиражированиеучсбно-методнчссюк комн. иксов (более 700) согласно ирофилнм ПОДГОТОВКИ будущих художников - конкретным ВИДЯ!! тр^Л ttlllio IIFI 1.1 V художественны! промыслов

• Рсалпмцип п филиалах - институтах Высшей школы илродпьп искусств (академии),обраювнкмынчо проекта«Колледжвсоставе.Академии»

• Открытие музеев истории и современного состояния традиционный художественных промыслов как образов&тешш-четодических и творческих цептров на бая-: Мстерского институ та лаковой миниатюрной живописи им.

Ф,А. Модорова, Федоскинского института лаковой миниатюрной ж пни н иен, Богородскою института художественной резьбы НО дереву, Омского филиала

• Потшшониршапне Академии как единетттепного всероссийского центра повышения квалификации и сшжирокок но конкретным видам художественных промыслов исиосредстпешто в

вуза.

Наука:

* Создание теории традиционных художественных промыслов.

• Создание системы прикладных исследований и научных разработок по 28 видам традиционных художественных промыслов

новым технологиям и материалам

•Придание Академии статуса Всероссийского экспертного центра традиционных художественных промыслов

• Обеспечение мировой узнаваемости сетевою научного периодического издания «Традиционное прикладное искусство и образование»

Художественно-творческая деятельность как создание произведений традиционных художественных промыслов

• Открытие художественно-творческих мастерских: о пос. Мстёра Вязниковского района Владимирской облас - Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова

пос. Богородское Сергнево-Посадского района Московской области - Богородском институте художественной резьбы по дереву

о с. Федоскино Московской области - Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи

• Разработка эффективной системы поддержки творческой молодежи в конкретных регионально-исторических центрах традиционных художественны промыслах - селах, поселках, малых городах России

Устойчивое развитие сельских регионов (регионально-исторических центров традиционных художественных промыслов России)

Исходя из миссии, цели и задач Академии были выявлены четыре ключевые сферы, составляющие ее основу: профессиональное образование, наука, художественно-творческая деятельность как создание произведений традиционных художественных промыслов, международная деятельность.

Именно эти сферы определяют пути развития Академии, задают содержательные, структурные, функциональные связи и отношения внутри модели.

Высшая школа народных искусств (академия) и филиалы в рамках целевой модели модель стратегического развития функционируют как единая система. Представленная модель имеет следующие характеристики:

Художественно-ценностная ориентированность на сущностно-специфические особенности каждого вида традиционных художественных промыслов означает, что любые инновации - конкретные меры, предпринимаемые для достижения цели и задач в области традиционных художественных промыслов и профессионального образования, не могут игнорировать «природу» и специфические художественно-технологические, конструктивные, колористические, эстетические и регионально-исторические особенности каждого из конкретных видов этого искусства.

Художественно-ценностная ориентированность в профессиональном образовании - это незыблемость приоритета специфики видов традиционных художественных промыслов при проектировании и разработке содержания основных профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов и создании методических фондов эталонных художественных образцов.

Художественно-ценностная ориентированность в науке - предельная конкретность фундаментальных и прикладных исследований, базирующихся на понимании и раскрытии сущности каждого из видов традиционных художественных промыслов как самобытного художественного феномена, прошедшего уникальный исторический путь формирования и развития в конкретном региональном центре, сформировавшего за более, чем 150 лет специфическую художественно-образную систему, воплощающую этико-эстетические воззрения народов России, воспроизводимого династиями художников - носителями и трансляторами этих видов искусства, а также определившего сущность и специфику содержания уникального профессионального образования в этом виде искусства [3].

Художественно-ценностная ориентированность в художественно-творческой деятельности предполагает, с одной стороны, создание сети художественно-творческих мастерских, где вручную создаются высокохудожественные шедевры произведений традиционных художественных промыслов строго в региональных исторических центрах формирования видов этого искусства. С другой стороны, художественно-ценностная ориентированность - это и гармоничное соединение инновационности художественно-образного и технико-технологического решений произведений традиционных художественных промыслов, которые не противоречат и не разрушают сформировавшиеся традиции этого вида искусства.

Художественно-ценностная ориентированность в международной деятельности - проведение в зарубежных странах дифференцированных по содержанию выставок в соответствии с сущностью и спецификой каждого из видов традиционных художественных промыслов - великолепия художественного наследия России.

Открытость целевой модели развития Академии основана на непрерывном мониторинге социокультурной, художественной и

экономической ситуации в конкретных регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов, международной политики в области искусства и культуры, в т.ч. традиционных художественных промыслов.

Открытость в профессиональном образовании:

Выстраивание стратегии деятельности Академии в логике «открытого образования», что является стимулом для открытия новых филиалов в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов (г. Семенов - хохломская роспись, г. Городец -городецкая роспись, г. Анадырь - чукотское косторезное искусство, г. Павлово-на-Оке -художественная обработка металлов).

Открытость культурно-образовательного пространства Академии, предполагающего создание художественных музеев истории и современного состояния традиционных художественных промыслов в филиалах Высшей школы народных искусств с потенциалом к расширению уже имеющейся музейной сети Академии [6; 7].

Единство формального, неформального и информативного образования, что предполагает органичное и непротиворечивое дополнение аудиторного образования в Академии:

- формами неформального образования - прежде всего, за счет организации образовательной деятельности студентов в пространстве профильных музеев, позволяющей сформировать у студентов целостное и многомерное представление о традиционных художественных промыслах как великолепии художественного наследия России;

- формами информального образования, предполагающего общение с экспертами - потомственными художниками в центрах традиционных художественных промыслах, искусствоведами, галеристами и музейными работниками, руководителями сохранившихся предприятий народных художественных промыслов.

Открытость образования в традиционных художественных промыслах к научным инновациям в теории и методики профессионального образования, проявляющаяся в т.ч. в приоритете разработки новых учебно-методических комплексов, учебных программ, не имеющих аналогов художественно-методических фондов по всем профилям подготовки будущих художников в области традиционных художественных промыслов.

Открытость в науке:

Создание и оформление теории традиционных художественных промыслов, отличительной чертой которой является ее междисциплинарный характер, интегрирующей достижения таких наук, как профессиональная педагогика, искусствоведение, культурология, социология, экономика и т.д., а также сущность и специфику каждого из видов традиционных художественных промыслов России.

Постоянное приращение экспериментальных разработок, связанных с внедрением инновационных способов, материалов и технологий создания

произведений традиционных художественных промыслов в лаковой миниатюрной живописи на папье-маше, художественного кружевоплетения, художественной вышивки, художественной резьбы по дереву, ювелирного искусства, художественной резьбы по кости и т.д.

Позиционирование единственного в России и в мире профильного сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование», включенного в Перечень рецензируемых научных изданий как площадки для открытого обсуждения мировым научным сообществом истории, современного состояния, актуальных проблем, перспектив их решения и инноваций в традиционных художественных промыслах и профессионального образования в этой области [1].

Открытость в художественно-творческой деятельности:

Приоритет художественно-образных и композиционно-стилистических экспериментов при создании высокохудожественных произведений традиционных художественных промыслов - великолепия художественного наследия России.

Развитие всех возможных форм социально-экономического взаимодействия с потенциальными партнерами: сохранившимися и действующими предприятиями традиционных художественных промыслов, профильными музеями, фондами грантовой поддержки, образовательными учреждениями, международными организациями, занимающимися созданием и сохранением произведений традиционных художественных промыслов.

Открытость в международной деятельности:

Открытость международных контактов Академии с зарубежными музеями, галереями, фондами и союзами, занимающимися сохранением и развитием традиционных художественных промыслов с целью наращивания культурной событийности - проведения мастер-классов, выставок, научно-популярных и общественных мероприятий, создающих положительный этический и эстетический имидж России за рубежом.

Открытость действующих и вновь создаваемых научных и научно-практических площадок (конференций, форумов, биеннале и др.) для обмена научно-исследовательским, художественным, педагогическим,

организационно-управленческим опытом между Академией и зарубежными организациями в области традиционных художественных промыслов и профильного профессионального образования.

Мобильность предполагает способность быстро реагировать на изменения государственной политики на федеральном и региональном уровне в образовании, науке, культуре, искусстве и экономике, молодежной политике, требования социума к произведениям традиционных художественных промыслов.

Мобильность в профессиональном образовании:

Учет изменений в образовательной политике государства (ФГОС и профессиональных стандартов, появление новых нормативно-правовых

документов, фиксирующих роль и статус традиционных художественных промыслов), определяющих векторы корректировки содержания и форм организации образовательной деятельности студентов - будущих художников традиционных художественных промыслов.

Оперативное реагирование образовательной системы на потенциальное выявление новых традиционных художественных промыслов как элементов, определяющих специфику содержания профессионального образования.

Оперативный учет новых требований к учебным и научным изданиям, в т.ч. в цифровом виде, позволяющий корректировать форму и содержание профильной учебной литературы, создаваемой Академией.

Мобильность в науке:

Ориентация на быстрое внедрение в научный оборот открытий, и данных, которые могут оказать влияние на формирование фундаментальной интегративной теории традиционных художественных промыслов, развитие теории и методики профессионального образования в качестве концептуальной основы непрерывного профессионального образования в традиционных художественных промыслах.

Оперативность подготовки экспертных заключений согласно поступающим в Академию запросам (экспертиза произведений традиционных художественных промыслов, нормативно-правовых актов, книжной продукции по видам традиционных художественных промыслов и т.д.)

Мобильность в художественно-творческой деятельности:

Оперативное создание консорциумов с бизнес-структурами, взаимодействие с фондами грантовой поддержки с целью создания и развития художественно-творческих мастерских в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов - селах, поселках, малых городах.

Своевременное реагирование на индивидуальные заказы на создание высокохудожественных произведений традиционных художественных промыслов как по уже разработанным проектам (повторение высокохудожественных образцов), так и разработка абсолютно новых проектов шедевров по конкретным видам этого искусства.

Мобильность в международной деятельности:

Способность в краткие сроки сформулировать эффектную концепцию международной выставки в соответствии со спецификой и сущностью каждого из видов традиционных художественных промыслов России; качественно организовать, оформить и провести выставку, максимально полноценно и всесторонне представив традиционные художественные промыслы как великолепие художественного наследия России; обеспечить максимально полноценное консультирование посетителей выставки о специфике и сущности каждого из видов традиционных художественных промыслов России.

Гибкость - возможность использовать в образовательной, научной, предпринимательской и международной деятельности программы и проекты, которые могут быть легко адаптированы к конкретным условиям регионально-исторических центров традиционных художественных промыслов; дифференцированной специфике и сущности каждого из видов традиционных художественных промыслов.

Гибкость в профессиональном образовании:

Выбор индивидуальных образовательных маршрутов для студентов, обеспечивающих выравнивание различных стартовых возможностей при освоении конкретных видов традиционных художественных промыслов (например, после окончания средней общеобразовательной школы и после получения среднего профессионального образования по конкретному виду традиционного художественного промысла).

Возможность сочетать аудиторное обучение будущих художников традиционных художественных промыслов на профессиональных дисциплинах и дистанционную форму обучения на общегуманитарных дисциплинах [8] для достижения максимально качественных образовательных результатов.

Гибкость в науке:

Обогащение существующих традиционных концептов теории народного искусства инновационными подходами и открытиями, что позволяет сформировать единую, непротиворечивую интегративную теорию традиционных художественных промыслов как фундамента научной, образовательной, художественно-творческой и международной деятельности Академии.

Создание временных исследовательских коллективов, включающих научно-педагогических работников, а также обучающихся Академии для решения научно-образовательных и художественно-творческих исследовательских задач, связанных с развитием и продвижением традиционных художественных промыслов и профильного профессионального образования в этой области.

Гибкость в художественно-творческой деятельности:

Эффективная адаптация деятельности художественно-творческих мастерских в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов России (Мстёра, Федоскино, Богородское) к требованиям художественного рынка - гибкое ценообразование, изменение ассортимента и объема производства создаваемых высокохудожественных произведений при условии стабильности художественной технологии и инновационности художественных решений, сообразных сущности и специфике каждого конкретного вида этого искусства.

Гибкость в международной деятельности:

Организация масштабных мероприятий международного уровня, обеспечивающих доступ зарубежной аудитории к историко-художественному великолепию традиционных художественных промыслов

России и одновременно создающих ситуацию профессионального успеха и признания для научно-педагогических работников и обучающихся Академии как носителей конкретных видов этого искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариативность - варьирование компонентов модели развития Академии с учетом регионально-исторических особенностей, специфики и сущности конкретных видов традиционных художественных промыслов.

Вариативность в профессиональном образовании:

Вариативность основных профессиональных образовательных программ, учебно-методических комплексов и методических фондов по художественной вышивке, художественному кружевоплетению, художественной резьбе по кости, лаковой миниатюрной живописи, декоративной росписи с учетом нетождественности художественно-технологических, композиционно-колористических и регионально-исторических особенностей каждого из видов этого искусства, определяющих своеобразие содержания профильного образования.

Вариативность в науке:

Варьирование содержания исследований при их общей теоретико-методологической базе как инварианта. Каждое научное исследование конкретного вида традиционных художественных промыслов -региональный вариант базового универсального инварианта фундаментальной интегративной теории традиционных художественных промыслов, определяемого научно-педагогической школой В.Ф. Максимович.

Вариативность в художественно-творческой деятельности:

Учет потребностей свободного рынка и требований индивидуальных заказчиков при создании произведений традиционных художественных промыслов, как художественных изделий серийного производства, так и предметов роскоши - произведений традиционных художественных промыслов.

Вариативность в международной деятельности:

возможность проведения масштабных выставок, демонстрирующих великолепие художественного наследия России в абсолютно любой европейской стране, в которой существовали традиционные художественные промыслы как феномен культуры, а также возможность поддержки выставок вариативной системой мероприятий - творческими конкурсами, мастер-классами, дефиле-показами лучших выпускных работ студентов Академии, олимпиад школьников и обучающихся вузов и т.д. в соответствии с тематикой мероприятий, и запросами международных партнеров Академии.

Практикоориентированность как направленность на решение конкретных практических задач в традиционных художественных промыслов и профессионального образования.

Практикориентированность в профессиональном образовании:

Подготовка будущих художников традиционных художественных промыслов по конкретным видам этого искусства, осуществляемая в полном

соответствии с кадровыми потребностями регионально-исторических центров традиционных художественных промыслов, обеспечивающих сохранение и развитие великолепия художественного наследия России.

Нацеленность системы профессионального образования в области традиционных художественных промыслов на подготовку обучающихся как художников высочайшего класса, способных создавать вручную шедевры, полностью соответствующие регионально-историческим, художественно-стилистическим и технико-технологическим особенностям конкретных видов этого искусства.

Уникальный ассортимент учебно-методической литературы, эффективно обеспечивающий весь учебный процесс по общегуманитарным, общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам.

Практикориентированностъ в науке:

Сохранение, развитие и возрождение традиций художественных промыслов как результат деятельности Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов, исследующего и внедряющего новые материалы и технологические регламенты в процесс создания произведений по конкретным видам традиционных художественных промыслов.

Практикоориентированность студенческих научных исследований, осуществляемых обучающимися Академии в рамках деятельности Студенческого научного общества и связанных с внедрением современных методов моделирования одежды с художественной вышивкой и художественным кружевоплетением, отвечающих мировому уровню развития моды и востребованности этого искусства в современном социуме.

Практикориентированностъ в художественно-творческой деятельности:

Трудоустройство выпускников Академии - художников традиционных художественных промыслов из числа местной молодежи в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов за счет создаваемых новых рабочих мест в создаваемых художественно-творческих мастерских, что предотвращает отток молодежи - высокопрофессиональных художников из сел, поселков и малых исторических городов России.

Практикориентированностъ в международной деятельности:

Заключение договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами Академии и привлечение зарубежных специалистов к научно-исследовательской и художественно-выставочной деятельности в конкретных видах традиционных художественных промыслов.

Выпуск научно-популярной книжной продукции о традиционных художественных промыслах как великолепии художественного наследия России на иностранных языках.

Вышеизложенные качественные характеристики целевой модели стратегического развития Высшей школы народных искусств позволяют Академии самостоятельно определить и сформулировать ключевые

индикаторы, соответствующие профилю и специфике вуза и выстроить адекватную систему определения качества обучённости, эффективности научных исследований и международной деятельности, а также определить оптимальные организационные условия художественно-творческой деятельности студентов и выпускников.

Можно с уверенностью констатировать, что Высшая школа народных искусств стала субъектом культурной политики государства: все, что происходит в сфере традиционных художественных промыслов уже не может состояться без участия Академии. Это связано с тем, что вуз защищает не только традиционные художественные промыслы, но и традиционную культуру, традиционные ценности в целом. Вместе с тем, Академия - это и плацдарм в этой области для дальнейшего научного, художественного, педагогического развития, которое планируется реализовать в ближайшее десятилетие, активно транслируя результаты деятельности вуза не только в общероссийское, но и мировое социокультурное пространство.

Литература

1. Ванюшкина JIM. Стратегия развития сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование»: проблемы и перспективы // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. -№1(36) - С. 101-108. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_l/2021-01-13.pdf (дата обращения: 01.05.2022) DOI: 10.24412/2619-1504-2021-1-100-107

2. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Аномалии в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблема зарубежных и отечественных исследований // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 3. - С. 9 (8-26) DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.1

3. Максимович В.Ф. Традиционные художественные промыслы и образование: основные проблемы и пути их решения // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3(30) - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41110664_50933358.pdf (дата обращения: 01.05.2022) DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043

4. Максимович В.Ф., Ванюшкина JIM., Тихомиров С.А. Основные направления стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030 // Традиционное прикладное искусство и образование. -2021. -№ 4. - С. 40-74. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-ll.pdf (дата обращения: 01.05.2022)

5. Максимович В.Ф., Гусева П.В. Творческие вузы и «творчество»: общность и различия // Традиционное прикладное искусство и образование. -2020. - № 3(34). - С. 7-14. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_3/2020-03-02.pdf (дата обращения: 01.05.2022) DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00046

6. Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика. Монография / Общая научная редакция JI.M. Ванюшкиной. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015 - 118 с.

7. Озерова О.В., Полякова В.А., Ванюшкина JI.M., Лончинская Т.Е., Александрова Н.М. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама - 100 лет / под науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 96 с.

8. Семенова Е.И. Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов культурологическим дисциплинам в дистанционном формате: проблемы и возможности // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 2 (37). - С. 34-42. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-06.pdf (дата обращения: 01.05.2022) DOI: 10.24412/2619-1504-2021 -2-34-42

References

1. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie»: problemy i perspektivy // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - №1(36) - S. 101-108. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_l/2021-01-13.pdf (data obrashcheniya: 01.05.2022) DOI: 10.24412/2619-1504-2021-1-100-107

2. Zborovskij G.E., Ambarova P. A. Anomalii v povedenii i vzaimodejstviyah vuzovskih obshchnostej kak problema zarubezhnyh i otechestvennyh issledovanij // Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sociarno-ekonomicheskie nauki. - 2021. - № 3. - S. 9 (8-26) DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.1

3. Maksimovich V.F. Tradicionnye hudozhestvennye promysly i obrazovanie: osnovnye problemy i puti ih resheniya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 3(30) - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41110664_50933358.pdf (data obrashcheniya: 01.05.2022) DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043

4. Maksimovich V.F., Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Osnovnye napravleniya strategicheskogo razvitiya Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii) - 2030 // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 4. - S. 40-74. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-ll.pdf (data obrashcheniya: 01.05.2022)

5. Maksimovich V.F., Guseva P.V. Tvorcheskie vuzy i «tvorchestvo»: obshchnost' i razlichiya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2020. - № 3(34). - S. 7-14. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_3/2020-03-02.pdf (data obrashcheniya: 01.05.2022) DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00046

6. Muzej - universal'noe kurturno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoriya i praktika. Monografiya / Obshchaya nauchnaya redakciya L.M. Vanyushkinoj. -Sankt-Peterburg: VSHNI, 2015 - 118 s.

7. Ozerova O.V., Polyakova V.A., Vanyushkina L.M., Lonchinskaya Т.Е., Aleksandrova N.M. Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki imeni

N.D. Bartrama - 100 let / pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018.-96 s.

8. Semenova E.I. Obuchenie budushchih hudozhnikov tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov kul'turologicheskim disciplinam v distancionnom formate: problemy i vozmozhnosti // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 2 (37). - S. 34-42. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-06.pdf (data obrashcheniya: 01.05.2022) DOI: 10.24412/2619-1504-2021 -2-34-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.