ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ
УДК 657.1
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ*
М. О. КОЗЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальных экономических дисциплин института учета и финансов E-mail: MO_Kozlova@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина
В статье доказана целесообразность применения, выявлены и освещены позитивные и негативные последствия применения междисциплинарного исследовательского подхода к бухгалтерскому учету, раскрыты потенциальные дополнительные возможности.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, междисциплинарные исследования.
На современном этапе развития общества наблюдается закономерный переход к междисциплинарному поиску в результате усиления противоречивых, но не взаимоисключающих тенденций интеграции и дифференциации в развитии наук. Междисциплинарность современ-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете, Украина.
ной науки — ее новое состояние, выражающее коммуникативную взаимосвязь. различных областей научного знания. «Междисциплинарность рассмотрения и осмысления в науке проявляется по-разному и в различной степени: в постановке проблем, в подходах к их решению, в развитии теорий, выявлении связей между ними, формировании новых дисциплин» [4].
Междисциплинарный познавательный подход означает сложный методический комплекс, особый ракурс рассмотрения предмета исследования с точки зрения различных дисциплин. Все чаще объектами современных междисциплинарных исследований выступают более сложные для познания уникальные системы, в том числе и система бухгалтерского учета.
Сегодня классические теоретико-методологические подходы к бухгалтерскому учету нуждают-
ся в существенной трансформации. Бухгалтерский учет, как и любая наука, в процессе своего развития проходит этап аккумуляции новых проблем, нестандартных вопросов, которые не могут быть исследованы с помощью апробированных методов. В таких условиях дальнейший толчок к развитию устойчивой дисциплинарной методологии может оказать применение междисциплинарного научного поиска. Однако пока его активное осуществление тормозится догматическим подходом научного сообщества постсоветских стран, в том числе Украины.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета как науки обусловлено осознанием научным сообществом возможности проведения, фактической реализацией и широтой осуществляемых межи трансдисциплинарных исследований. Более того, отстаиваем позицию, что сегодня тенденции расширения междисциплинарных исследований выступают определяющей предпосылкой перехода к качественно новому этапу развития бухгалтерского учета как науки.
Целью статьи является рассмотрение и обоснование целесообразности применения междисциплинарного (а также мультидисциплинарного, трансдисциплинарного) исследовательского подхода к бухгалтерскому учету на примере исследования его лингвистических и бихевиористических аспектов.
Основной гипотезой исследования является допущение, что мультидисциплинарность имманентна и в разной степени присуща всем проводимым исследованиям в сфере бухгалтерского учета, поэтому применение междисциплинарного исследовательского подхода целесообразно, однако это в недостаточной степени осознается отечественными учеными.
Междисциплинарность — не только «соседство» отдельных дисциплин по определенной проблеме, ее сущность заключается в кооперации, в результате которой возникает новое системное качество: целое не больше и не меньше частей, из которых состоит, оно просто другое [10].
Междисциплинарные исследования могут быть эффективно проведены исключительно при условии беспрепятственных и высокоэффективных каналов научной коммуникации, причем как формальной, так и неформальной. В начале ХХ1
в. на Западе формируются новые сообщества ученых междисциплинарного поиска, чьи интеллектуальные задачи, эпистемологические убеждения и профессиональные стратегии могут отличаться от тех, которые имели предшественники, и быть ортогональными устоявшейся дисциплинарной практике проведения научных исследований.
М. Гиббонс предлагает рассматривать меж-дисциплинарность как средство, «с помощью которого целенаправленно формируется чувство общности и обмен идеями с другими исследователями» [14]. Важно осознавать, что существование такого явления, как «междисциплинарность», «полидисциплинарность» исследований, означает не только и не столько выход науки «бухгалтерский учет» на новое интегративное пространство исследований, преодоление границ дисциплин и возникновение новых научных тандемов, но еще и становление у ученых нового диалогового, коммуникативного типа мышления. Сегодня, по словам Б. Хенссона, «практика научных исследований трансформируется, становясь не автономной, иерархической и конкурентной, а более интерактивной, горизонтальной и кооперативной, что стимулирует исследования» [16].
Дайана Ротен даже отмечает, что «в последние годы понятие «междисциплинарность стало синонимом всего современного, творческого и прогрессивного в научных исследованиях» [24, с. 2]. При этом Д. Ротен акцентирует внимание [24, с. 2], что потребность в междисциплинарнос-ти возникла не просто из философской концепции «междисциплинарность» или «неоднородность», а была обусловлена характером проблем, многие из которых требуют объединения усилий ученых, компетентных в различных дисциплинах. Таким образом, вроде того, как промышленные предприятия использовали гибкие, междисциплинарные команды специалистов для успешного внедрения инноваций, многие ученые сейчас объединяются в «интеллектуальные альянсы» для решения сложных социальных и научных проблем. В результате появились междисциплинарные исследовательские центры, которые преодолевают традиционные эпистемологические, а также организационные ограничения» [24, с. 2].
Таким образом, ведущими тенденциями современного этапа развития науки следует признать
растущие масштабы интеграционных процессов, развитие междисциплинарного движения, рост значения планирования и организации научной деятельности, а также коллективных форм творчества в науке. Конкретную форму реализации этих тенденций представляют комплексные исследования, которые отличаются междисципли-нарностью, высоким уровнем организованности, выраженной коллегиальностью, значительными возможностями для становления и развития интеграционных явлений.
За последнее десятилетие все четче прослеживается тенденция интенсификации западными авторами исследований междисциплинарного характера. Так, по результатам Д. Ротен [24, с. 19], 60 % из опрошенных ею исследователей считают, что исследования, которые ими проводятся, носят мультидисциплинарный или междисциплинарный характер (min = 50 %, max = 65 %).
За рубежом исследования междисциплинарных связей бухгалтерского учета с другими науками давно приобрели научную популярность, междисциплинарный научный поиск является приоритетным уже несколько десятков лет. Издаются специализированные журналы1, поощряются исследования (ученым предоставляется материальное поощрение (гранты, стипендии) и финансирование), проводятся соответствующие международные конференции и др.
Библиометрический анализ англоязычных публикаций, учтенных в авторитетных библиографических базах по экономике (EconLit-AEA и Social Science Research Network (www. ssrn. com)), результаты которого приведены в монографии Я. В. Соколова, Н. А. Каморджановой и М. В. Лы-чагина [8], позволил авторам установить, что за период 1992—2003 гг. лишь 14,2 % публикаций было посвящено исключительно бухгалтерскому учету, без взаимосвязи с другими вопросами. В 35,8 % случаев учет рассматривался совместно с финансовой экономикой. Это фактически подтверждает, что на Западе применение междисциплинарного подхода англоязычными исследователями-бухгалтерами приобретает растущую популярность.
1 Например, журналы Language & Communication. An Interdisciplinary Journal [21], а также Behavioral Research in Accounting.
Что касается постсоветских стран, отдельные кандидатские и большинство докторских диссертационных исследований Российской Федерации, Украины, Республики Польша также уже носят характер междисциплинарных (например, бухгалтерский учет — право, учет — экология, учет — социология, учет — педагогика, учет — теория систем и пр.), и количество работ междисциплинарного характера возрастает. Однако до сих пор отсутствует четкая систематизация областей пересечения отдельных наук с уровнями и типами знаний теории бухгалтерского учета и обоснование необходимости и целесообразности проведения отдельных интердисциплинарных исследований.
Важность междисциплинарных исследований в науке в целом и в частности в сфере бухгалтерского учета отмечали следующие отечественные и зарубежные ученые: В. Бивер, Ф. Ф. Бутынец, А. Ф. Виноходова, М. Добия, Н. А. Каморджа-нова [1], С. Ф. Легенчук [2, 3], Н. М. Малюга, М. С. Пушкарь, И. Н. Санникова [6], Л. А. Чайковская, Л. В. Чижевская [12], Н. И. Чупахина, М. М. Шигун, В. А. Шпак и др.
Считаем, что исследования ученых-бухгалтеров в данном контексте следует разделять на две группы:
1) научные труды, содержащие обоснование важности и специфики проведения меж- и трансдисциплинарного научного поиска, очерчивающие круг междисциплинарных связей бухгалтерского учета (среди авторов таких работ Ф. Ф. Бутынец, Т. Вебер [19], С. Г. Вегера, Дж. Гат-ри [15], М. Гиббонс [14], В. Джадж, П. Джин [13], М. Добия, Дж. Джейкобз [17], Дж. Т. Кляйн [20], Л. Латтука [22], С. Ф. Легенчук [2, 3], М. Ю. Медведев, С. Мэтисон [23], М. Мюллер-Каль [19], К. Палмер, А. Паркер [29], М. С. Пушкарь, Д. Ротен [24], И. Н. Санникова [7], П. Сикка [26], Я. В. Соколов [8], В. Я. Соколов, Р. Рослендер [25], Дж. Ф. Диллард [25], Х. Уилмот [26], С. Фрикел [17], М. Фримен [23], С. Фрост [13], Б. Хенссон [16] и др.);
2) научные работы, по сути и выступающие примерами опубликования результатов осуществления таких исследований и содержащие научные результаты и выводы, сформированные с применением подходов нескольких наук (среди
авторов таких работ, например, Р. Баскервиль, С. Дж. Грей, Т. В. Давидюк, Т. Н. Джейн [18], М. Добия, И. В. Жиглей [11], И. В. Замула [11], Л. Ивенс, Н. А. Каморджанова, В. В. Ковалев, С. Л. Коротаев, А. А. Лаговская, Н. Б. Макинтош, М. Макклур, М. Мэтьюс, К. Нара, К. Ноубс, О. В. Олейник [11], М. Х. Перера, М. Л. Пятов, А. Риаи-Белькаой, К. В. Романчук, Ш. Саудагаран, Н. В. Ситникова [7], Я. В. Соколов, А. А. Солонен-ко, П. Уинч, Л. А. Чайковская, Л. В. Чижевская, М. М. Шигун, И. Й. Яремко и др.).
Бихевиористическому подходу к бухгалтерскому учету (как яркий пример междисциплинарного исследовательского подхода) уделяли внимание в своих работах А. Апчерч, К. Эрги-рис, Э. А. Эткинсон, Д. Бирнберг, О. Н. Волкова, Т. Н. Джейн, К. Друри, Т. П. Карпова, М. Ковалев-ски, Т. Либби, Д. Отли, Д. Спринкл, Д. Стивенс, Д. Смит, Д. Фишер, А. Хопвуд, Ч. Хорнгрен, К. Чепмэн, М. Шилдз и многие другие. В развитие бихевиористического налогового учета большой вклад внесли С. Боннер, Б. Спилкер, С. Б. Клойд, К. А. Кадоус, Д. Ханно и Дж. Виолетт, М. Р. Гил-ленкирч и С. Арнольд. В 1989 г. Д. Бирнберг и М. Шилдз ввели термин «бихевиористическое исследование бухгалтерского учета» (behavioral accounting research). Это направление получило развитие в работах таких ученых, как С. Боннер, М. Диртмих, К. Каллахан, К. Камерер, М. Кова-левски, Т. Либби, Р. Либби, Д. Луфт, М. Нельсон, Д. Спринкл, Д. Стивенс, К. Чепмэн и др. В бухгалтерском финансовом учете бихевиористический подход получил развитие в трудах таких западных ученых, как С. Боннер, Л. Куне, Р. Либби, Д. Луфт, М. Нельсон и др. Среди российских ученых следует отметить работы Я. В. Соколова, Н. А. Ка-морджановой, А. А. Солоненко, В. В. Ковалева, А. И. Нечитайло, Н. В. Ситниковой2.
Несмотря на интуитивное понимание основной терминологии, используемой в процессе междисциплинарных исследований, необходимо уточнить значение основных понятий. Акцентируем внимание, что следует разграничить понятия «трансдисциплинарный», «междисциплинарный (интердисциплинарный, кроссдисциплинарный)» и «мультидисциплинарный (полидисциплинар-
2 Перечень авторов дополнен на основе приведенного в работе [7].
ный)» относительно исследований в общем и в бухгалтерском учете в частности.
Так, анализ англоязычных источников показывает, что иногда в англоязычной литературе авторами научных статей сознательно игнорируется разница и границы объемов понятий «междисциплинарный», «трансдисциплинарный», «интердисциплинарный», на что указывают и Сандра Мэтисон и Мелисса Фримен [23]. Иногда даже не проводится различие понятий «крос-сдисциплинарный» и «мультидисциплинарный» (Уильям К. Джадж, Томас Вебер и Морин Ай. Мюллер-Каль [19, с. 82]). Считаем это неприемлемым и призываем к точному употреблению терминов и понятий.
Трансдисциплинарный подход предусматривает привлечение подходов вне отдельных дисциплин. Применение трансдисциплинарного подхода означает проведение исследований на основе сверхдисциплины или теории нескольких наук, что позволяет использовать наработки и полученные результаты других наук для развития, например теории науки «бухгалтерский учет».
Термины «междисциплинарный» и «интердисциплинарный» (иногда в англоязычной литературе можно встретить «кроссдисциплинарный» («cross-disciplinary» с тождественным значением)) являются синонимами и могут использоваться для описания подхода к исследованию, который выиграет от понимания и применения подходов различных смежных предметов и дисциплин. Таким образом, междисциплинарный (интердисциплинарный, кроссдисциплинарный) подход применяется тогда, когда исследуемая тема, проблемный вопрос или проблема требует применения подходов и вызывает необходимость поиска синтеза через границы предметов (дисциплин). Под междисциплинарными исследованиями понимаем в основном исследования на пересечении смежных дисциплин, что позволяет применить к решению существующих проблем науки инновационные подходы на базе методологического аппарата другой дисциплины.
Считаем, что лучше использовать термин «интердисциплинарный» как синоним «междисциплинарных» исследований, но и «трансдисциплинарный» подход можно признать по сути междисциплинарным. Для конкретизации
предлагаем слово «трансдисциплинарный» закрепить за проведением исследований на основе сверхдисциплины или теории нескольких наук. Таким образом, трансдисциплинарный подход является интердисциплинарным, однако не каждый интердисциплинарный подход выступает трансдисциплинарным.
«Интердисциплинарный» следует отличать от «интрадисциплинарного», поскольку «интра» означает «внутри», а «интер» — «между». То есть интрадисциплинарный подход — это подход, при котором проблема рассматривается исключительно в рамках определенной одной дисциплины, а интердисциплинарный — по сути то же, что и междисциплинарный.
По сути, интрадисциплинарный подход противопоставляется трансдисциплинарному, междисциплинарному и мультидисциплинарному.
Междисциплинарные исследования должны проводиться, когда проблема, требующая решения, возникла «на стыке», «на грани» или «на пересечении» предметных областей чаще двух (реже — более двух) дисциплин. При этом зачастую результаты исследований представляют научный интерес для представителей обеих дисциплин.
Применение мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода целесообразно тогда, когда исследуемая тема, проблемный вопрос, проблема требуют применения методологии нескольких (и иногда несмежных) дисциплин, причем такая проблема может возникнуть и не на стыке, а «внутри» дисциплины, однако для ее решения недостаточно методологического инструментария этой дисциплины.
Отстаиваем имманентность мультидисцип-линарности, в разной степени присущей всем проводимым исследованиям в сфере бухгалтерского учета, учитывая его специфику как науки и практической деятельности.
Бухгалтерский учет как когнитивная деятельность трансформирует традиционную дуальную картину реальности — «объективный» физический мир и «субъективную» психическую реальность, разворачивая их в трехмерное измерение:
1) «объективный мир» (отображение существующего положения дел (фиксация в документах), отображенная реальность, суженная до документально оформленной);
2) субъективный образ объективного мира (ментальная конструкция реальности, «требуемая», представляемая и скорректированная картина, учетная политика);
3) отношения между действительностью и ее репрезентацией, определение степени адекватности и критериев существенности расхождений3.
Любое исследование, проводимое в сфере бухгалтерского учета, использует общий методологический инструментарий философии, логику, системный подход, положения теории систем и пр., при анализе понятийно-терминологического аппарата положения лингвистики, правовой подход обязаны применяться при оценке адекватности предложений и смоделированных усовершенствований методики в соответствии с принятой нормативной базой и пр.
Прежде всего, поскольку язык сам по себе является объектом мультидисциплинарных и междисциплинарных исследований, междисциплинарный подход обязан применяться к бухгалтерскому учету как к языку (имеющему специфический синтаксис, семантику и прагматику), а также метаязык (научную терминологию). Появление и сложность новых объектов бухгалтерского учета заставляют при поиске наиболее оптимальных решений проблем, связанных с их бухгалтерским отражением, применять междисциплинарные (мульти-, трансдисциплинарные) подходы.
Сходна и позиция М. Е. Русакова относительно того, что теорию бухгалтерского учета «можно считать первой в истории междисциплинарной отраслью естествознания» [5]. И. Н. Санникова также отмечает исторически повторяющуюся закономерность использования междисциплинарных подходов в развитии учета как науки: «если посмотреть на историю смены научных школ бухгалтерского учета, во все времена можно наблюдать междисциплинарную сущность, он всегда носит естественный прикладной характер и в основном сочетает экономические и правовые основы» [6]. Так, например, попытки дать инвариантную математическую интерпретацию системе бухгалтерского учета (применить междисциплинарный подход) осуществлялись еще Л. Ломбарди, Р. С. Рашитовым, А. П. Рудановским,
3 Аспекты контроля—общие принципы морали, профессиональная этика как ограничители, «отсекатели», критерии.
И. Ф. Шером, позже О. И. Кольвахом и другими известными учеными.
Кроме того, «именно язык играет особую роль в проявлениях междисциплинарности и переходах из одной степени в другую. На одном полюсе шкалы в описаниях сохраняется дисциплинарная семантика (терминологическая точность определений понятий). Междисциплинарность имеет как бы сугубо синтаксическое исполнение. На другом речь уже идет о новой семантике, введении и определении новых понятий, описывающих фактически новую реальность. Степень междисциплинарности — фактически суть степени нарастания семантического в схематизме связи и переходов между описаниями различных предметных областей. В наиболее зрелом случае речь идет об образовании принципиально новой предметной области — о новой научной дисциплине» [4].
По мнению профессора Г. Л. Тульчинского [4], существует несколько вариантов понимания междисциплинарности и междисциплинарного подхода:
1) исследователь использует язык описания одной области для описания другой области4 (в этом случае налицо метафоризация, которая очень важна в эвристическом плане для поиска нетривиальных объяснений);
2) исследователь использует различные языки для описания различных сегментов сложного комплекса5 (но это должен быть выстроенный комплекс специализированных подходов и методик, а не эклектичный набор);
3) исследователь создает новый синтез, который открывает новую реальность (пользуется новым языком и создает новую дисциплину).
Украинские ученые в области бухгалтерского учета и коллеги из постсоветских стран в основном и до сих пор посвящают исследования интрадисциплинарным аспектам бухгалтерского учета. Так, например, бихевиористический подход к бухгалтерскому учету, который как направление
4 Например, этнограф использует филологические термины для объяснения этнических феноменов.
5 Например, маркетинговое исследование пользуется
понятиями, терминологией и концепциями экономики, психологии, социологии и других наук на различных стадиях и участках анализа.
научных исследований популярен у западных коллег, на территории постсоветских стран учеными оставлен без внимания. Ему (за редкими исключениями) не уделяют внимание, считая, видимо, что «если что-то прямо не касается бухгалтерского учета, то не должно и выступать в качестве сферы исследований бухгалтеров», хотя на Западе давно уже доказана важность рассмотрения поведенческих аспектов бухгалтерского учета именно учеными-бухгалтерами. В отличие от западной учетной научной мысли ученые-бухгалтеры не проводят исследования того, каким образом информация бухгалтерского учета влияет на процессы и системы вне системы бухгалтерского учета. Например, психолингвистический анализ альтернативных методов бухгалтерского учета в контексте принятия решений осуществил Трибхован Н. Джейн6 [18].
Без учета бихевиористических и лингвистических аспектов невозможна идентификация коммуникационных барьеров и специфики когнитивных процессов бухгалтера как субъекта организации и ведения учета и как личности, невозможна идентификация проблем апперцепции пользователей учетной информации, обусловленная как социальной идентичностью, в качестве одного из важнейших социально-психологических признаков индивида, так и неоднозначной ролью языка в процессах передачи учетной информации.
Сегодня необходим когнитивно-семантический и прагматический подходы к изучению фактического материала практики реального профессионального общения бухгалтеров и аудиторов, специфики текстов финансовых документов, специализированных словарей и справочников. Актуальным представляется изучение профессиональной лексики бухгалтерского учета и аудита в русском и украинском языках в сопоставительном аспекте с соответствующей профессиональной лексикой прежде всего английского языка как основного источника терминологических новаций, основанных на заимствованиях и англицизмах.
Лишь основные перспективы разработки психолингвистических аспектов бухгалтерского учета заключаются в изучении:
1) философско-методологических, социально-культурных, социально-психологических, лин-
6 Причем статья была написана 40 лет назад.
гвокогнитивных и функционально-семантических основ бухгалтерского учета как информационной, лингвистической и коммуникационной систем;
2) совокупности проблем, связанных с тем, что процесс коммуникации как информационно-смыслового обмена чувствителен к стандартам и стереотипам мышления и поведения, которые формируются под влиянием культуры;
3) особенностей коммуникативной культуры в сфере бухгалтерского учета (как науки и практики) как феномена, регулирующего процесс взаимодействия бухгалтеров между собой, а также с пользователями информации с целью информационно-смыслового обмена на основе иерархизированной системы социальных ценностей, образцов и норм и пр.
Однако «невостребованность» осуществленных и «непопулярность» возможных исследований лингвистических и психологических аспектов бухгалтерского учета иллюстрируют торможение междисциплинарного научного поиска догматизмом консервативного отечественного научного сообщества.
Негативными последствиями методологического догматизма следует признать:
1) ограниченность перечня возможных тем исследований;
2) исключение возможности проведения или снижения количества интересных нестандартных исследований междисциплинарного (трансдисциплинарного) характера;
3) снижение мотивации исследователей осуществлять междисциплинарный научный поиск, ограничивая его только заданной областью;
4) рост временного интервала для внедрения изменений;
5) стагнацию теоретических разработок.
Конечно, выводы и результаты междисциплинарных исследований выступают новыми утверждениями для наук, на пересечении предметных областей которых они проводятся. Любые новые для науки утверждения, доводы, новые идеи, признанные научным сообществом, приводят к предположениям о невозможности дальнейшего существования отдельных элементов и нецелесообразности применения отдельных положений и теоретических конструктов. С момента появления новых утверждений, введенных в научный оборот,
должен пройти определенный промежуток времени для ослабления (в идеале — преодоления) догматизма, их неагрессивного принятия, абсорбции и, наконец, до окончательного признания их полноправными в научной среде. Протяженность этого временного промежутка зависит от возможностей ученых к переинтерпретации основ науки, подходов к проведению научных исследований и способности воспринимать новации в направлениях проведения исследований.
Поэтому проведение междисциплинарных исследований в первую очередь требует от исследователя:
— осознания ответственности за возможность и целесообразность их проведения, а также за эффективность привнесения методологического инструментария в определенную отрасль научных знаний;
— способности и готовности к применению новаторского подхода к решению проблемы.
В то же время стремление ученого искать ответы не с помощью устоявшихся и «разрешенных» методов, а с помощью обновленной методологии за счет результатов успешного применения методов других наук иногда приводит к непониманию и непризнанию коллегами целесообразности таких изменений. Это и приводит к определенному «отставанию» отечественных исследований от актуальных тематик исследований, проводимых зарубежными коллегами. Вместе с тем творческое мышление не должно быть принесено в жертву единомыслию и единодушию, и основная задача теории бухгалтерского учета не должна быть фактически сведена к выполнению апологетических функций в отношении устоявшихся теоретических положений.
И все-таки широкое использование меж- и трансдисциплинарных подходов С. Ф. Легенчук признает «основной тенденцией развития бухгалтерского учета как науки в постиндустриальном обществе» 7 [2, с. 61].
Усиливающаяся тенденция к увеличению количества работ, освещающих результаты междисциплинарных исследований в бухгалтерском учете, позволяет констатировать проявление
7 Тенденции бухгалтерского учета — понятие шире по объему, чем тенденции развития бухгалтерского учета как науки.
1. Расширение круга междисциплинарных связей
общей закономерности перехода наук к междисциплинарным исследованиям на современном этапе развития общества. Отдельной тенденцией выступает расширение круга междисциплинарных связей бухгалтерского учета.
Считаем, что на современном этапе развития науки бухгалтерский учет, наблюдаемые взаимообусловленные и взаимосвязанные тенденции обусловят переход к новому этапу развития, который будет характеризоваться
преобладанием меж- и трансдисциплинарных научных исследований, учитывая общие тенденции в науке в целом и в экономической науке в частности (см. рисунок).
Считаем, что в начале XXI в. об уровне развития любой науки следует судить по степени диф-ференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими науками, благодаря которому могут возникать и возникают «пограничные» научные дисциплины. Что касается бухгалтерского учета, то междисциплинарные связи он имеет с: гуманитарными дисциплинами, в частности экономическими (экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, статистика, финансы, эконометрия, логистика, маркетинг, менеджмент), а также с такими гуманитарными дисциплинами, как лингвистика (прагматика, семантика, семиотика, синтаксис), филология, науковедение, история (в частности, экономическая история, история экономической мысли), психология (в частности, социальная психология), социология (в частности, социология труда, экономическая социология, социология менеджмента), культурология, педагогика, андраго-гика и др. Трансдисциплинарные связи бухгалтерский учет имеет с философией (философия науки), логикой, математикой, кибернетикой (в частности, экономической), эконофизикой, экологией и др.
Кроме того, следует учитывать, что слабые связи между научными областями исследований
ЭТАП ДОМИНИРОВАНИЯ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В НАЧ. XXI В.
2. Увеличение количества работ междисциплинарного характера
-Ч"
3. Ослабление методологического догматизма
ЭТАП ДОМИНИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Отдельные тенденции развития науки «бухгалтерский учет» как определяющие предпосылки перехода к новому этапу его развития
сегодня могут (и должны) стать новыми и перспективными направлениями публикаций в будущем [8, с. 47]. Необходимо отметить, что многие возможные междисциплинарные исследования до сих пор не осуществлены — они «составляют совокупность «белых пятен» и могут быть признаны перспективными для разработки» [8, с. 47].
В процессе своего развития как науки, абсорбируя ряд качеств, присущих другим дисциплинам, бухгалтерский учет в свою очередь не только передает другим дисциплинам свои характерные признаки, но и предопределяет возникновение новых, производных от него, специальных дисциплин, в частности: судебно-бухгалтерской экспертизы, аудита, теории анализа хозяйственной деятельности, экономического анализа хозяйственной деятельности, экономико-математических методов и моделей в учете.
Применение меж- и трансдисциплинарных подходов к исследованиям в области бухгалтерского учета имеет положительные последствия и предоставляет дополнительные возможности:
1) возможность сочетать инновационным образом понятия и результаты из разных дисциплин;
2) использование методов исследования по различным дисциплинам для выявления проблем и поиска путей их решения, выходящих за пределы одной дисциплины;
3) способность рассматривать проблемы с разных точек зрения, чтобы на основе глубокого
понимания «бросить вызов» традиционным консервативным подходам к решению;
4) конструктивная критика более высокого уровня;
5) применение междисциплинарных навыков и знаний в принципиально новых контекстах.
Вместе с тем следует признать, что неограниченное (или необоснованное) применение междисциплинарного (трансдисциплинарного) подхода исследователем может вызвать и ряд возможных негативных последствий, в частности:
1) снижение объективности результатов научных исследований;
2) необоснованное расширение объекта и предмета исследования;
3) несоответствие выбранной методологии исследования поставленным задачам.
Обобщая, следует признать, что «междис-циплинарность в науке — дело степени. Следует помнить об ограниченных возможностях каждого уровня рассмотрения. Невозможно говорить обо всем сразу. <...> После конкретного выбора мы уже должны придерживаться избранного пути» [4].
Зарубежным и отечественным научным учетным сообществом эти тенденции признаются в основном положительными. Поэтому приоритетными представляются поиск и устранение комплекса сдерживающих факторов.
Сформулируем сопутствующий комплекс проблем второго порядка, препятствующих осуществлению или мешающих интенсификации междисциплинарных исследований:
- высокий уровень консервативности мышления отечественных ученых-бухгалтеров, его определенная инертность;
- психологические предубеждения относительно выведения исследований за рамки узкой эмпирической области;
- персональное желание проводить исследования исключительно в рамках бухгалтерского учета, обусловленное недостаточной компетентностью в другой области, страхом, внешними факторами (давлением со стороны научного сообщества, возможным отказом в публикации и др.).
Учитывая глубокие проблемы и даже кризис исследований в области теории бухгалтерского учета, необходимо признать, что сегодня необходимо коренное переосмысление путей буду-
щего развития науки «бухгалтерский учет». В сложившихся условиях ученым постсоветского пространства следует осознать, что наука «бухгалтерский учет» не может и не должна оставаться в рамках методологии, существовавшей до сих пор. Поскольку для бухгалтерского учета как науки на современном этапе характерна проблема «исчерпания» тематик исследования «внутри» науки, для его развития сегодня первостепенное значение имеет междисциплинарный синтез знаний, прежде всего различных экономических наук. Обогащение собственного методологического инструментария возможно за счет аккуратной трансляции, обоснованного заимствования и успешной адаптации к специфике учетной науки концепций и методов других (в том числе смежных) наук.
Выводы. Интенсификация междисциплинарных исследований формирует предпосылки взаимного обогащения различных областей научного знания, синтеза методов и подходов, используемых различными науками. Применение междисциплинарных концепций, моделей, технологий и стратегий позволяет понять различные перспективы и связи между дискретными дисциплинами и генерировать результаты и подходы к решению проблем, которые выходят за рамки отдельных дисциплин.
Следует разграничивать понятия «междисциплинарный (интердисциплинарный)», «трансдисциплинарный» и «мультидисциплинарный». Термины «междисциплинарный» и «интердисциплинарный» являются синонимами.
Целесообразность применения транс- и междисциплинарных подходов к исследованиям в науке «бухгалтерский учет» обусловливается широтой меж- и трансдисциплинарных связей этой науки с другими. Четкое определение взаимосвязей бухгалтерского учета с другими (как смежными, так и «далекими» научными дисциплинами) может служить базисом для подъема учета на новую ступень эволюции научных знаний и приобретения им новых качеств.
Мультидисциплинарность в разной степени присуща всем проводимым исследованиям в сфере бухгалтерского учета, особенно на современном этапе. Междисциплинарный подход обязан применяться к бухгалтерскому учету как к языку
(«учет — язык бизнеса»), поскольку язык сам по себе является объектом мультидисциплинарных и междисциплинарных исследований.
В современных условиях совершенствование и трансформация подходов к учетно-аналитичес-кому обеспечению системы управления субъектами хозяйствования невозможны без применения междисциплинарных подходов. Научная интерпретация толкований фундаментальных категорий приобретает поливариантность, расширяется поле применения и сам методологический инструментарий бухгалтерского учета как науки.
Появление новых объектов учета и анализа, изменение целевых направлений бухгалтерского учета, на основании которых развивается научный инструментарий познания экономической действительности, требуют диверсификации и обогащения научного методологического инструментария бухгалтерского учета.
Применение меж- и трансдисциплинарных подходов к исследованиям в области бухгалтерского учета имеет положительные последствия и предоставляет дополнительные возможности. Одновременно неограниченное (или необоснованное) применение междисциплинарного подхода может иметь ряд возможных негативных последствий, что приведет к снижению качества исследований, в частности снижению объективности результатов научных исследований, необоснованному расширению объекта и предмета исследования, несоответствию выбранной методологии исследования поставленной задаче.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет и психология: монография / Н. А. Каморджанова [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Н. А. Каморджановой. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 226 с.
2. Легенчук С. Ф. Мировые тенденции развития бухгалтерского учета в условиях постиндустриальной экономики // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 8 (258). С. 56—62.
3. Легенчук С. Ф. Развитие бухгалтерской науки: Periculum in mora // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 21 (171). С. 55—67.
4. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. засл. деят. науки РФ, проф. Г. Л. Тульчинского
и проф. М. С. Уварова. СПб., 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. philosophy. ru/library/uvarov/perspmet/06.html.
5. РусаковМ. Е. Поэзия бухучета. Мечта о реальности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchet. ru/about/5.html.
6. Санникова И. Н. Возможно ли преодолеть кризис теории бухгалтерского учета? // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 4 (112) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. lawmix. ru/bux/50605.
7. Ситникова Н. В. Бихевиористический подход к бухгалтерскому учету: зарубежный опыт // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 40 (238). С. 63—66.
8. Соколов Я. В., Каморджанова Н. А., Лыча-гин М. В. Бухгалтерский учет: проблемы и методы изучения и обучения / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2007. 287 с.
9. Чайковская Л. А. Современные концепции бухгалтерского учета: теория и методология. М., 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. dissercat. com/content/sovremennye-kontseptsii-bukhgalterskogo-ucheta-teoriya-i-metodologiya.
10. Черникова И. В. Системно-эволюционная методология в неклассической эпистемологии и когнитивной науке / И. В. Черникова // Интеграционные процессы в когнитивных науках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cognitive. rggu. ru/article. html?id=2221592.
11. Розвиток теорн та методологи облшу i аналiзу в умовах трансформаци сусшльно! свь домосп [Текст]: монографiя // I. В. Жиглей, I. В. Замула, О. В. Олшник, М. М. Шигун; тд заг. ред. [i з передм.] Ф. Ф. Бутинця. Житомир: ЖДТУ, 2008. 319 с.
12. Чижевська Л. В. Бухгалтерський облш: розвиток методологи, професшне навчання: мо-нографiя. Житомир: ЖДТУ, 2006. — 304 с.
13. Frost S., Jean P. Bridging the disciplines: interdisciplinary discourse and faculty scholarship. Journal of Higher Education 2003. — № 74 (2). P. 119—149.
14. Gibbons M., et al. (1994). The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. Sage Publications. London. UK.
15. Guthrie J., Parker L. The coming out of accounting research specialisms // Accounting, Auditing and Accountability Journal. 2006. Vol. 19. No. 1. P. 5—16.
16. Hansson B. Interdisciplinarity: for what purpose? // Policy Sciences. 1999. № 32. P. 339—343.
17. Jacobs J., Frickel S. Interdisciplinarity: A critical assessment // Annual Review of Sociology. 2009. № 35. P. 43—65.
18. Jain T. N. Alternative Methods of Accounting and Decision Making: A Psycho-Linguistical Analysis // The Accounting Review. 1973. P. 95—104.
19. Judge W. Q., Weber T, Muller-Kahle M.I. What Are the Correlates of Interdisciplinary Research Impact? The Case of Corporate Governance Research Academy of Management Learning & Education. March 2012. P. 82—98 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. utdallas. edu/mikepeng/ documents/MEDIA_2012_Judge_CG_Peng49_ Mgmt11_p91_2P. pdf.
20. Klein J. T. A conceptual vocabulary of interdisciplinary science. In:Weingart, P., Stehr, N.(Eds.). Practising Interdisciplinarity. 2000. University of Toronto Press. Toronto. Canada.
21. Language & Communication // An Interdisciplinary Journal [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://www. elsevier. com/journals/ language-and-communication.
22. Lattuca L. 2003. Creating interdisciplinarity: grounded definitions from college and university faculty. History of Intellectual Culture 3 (1). Retrieved May 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ucalgary. ca/hic/hic/website/ 2003vol3no1/articles/2003 %20pdf/lattucapdf. pdf.
23. Mathison S., Freeman M. The logic of interdisciplinary studies [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. albany. edu/cela/reports/ mathisonlogic12004.pdf.
24. Rhoten D. A Multi-Method Analysis Of The Social And Technical Conditions For Interdisciplinary Collaboration. 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ncar. ucar. edu/Director/survey/ Rhoten_NSF-BCS. FINAL. pdf. P. 19.
25. Roslender R., Dillard J. F. Reflections on the interdisciplinary perspectives on accounting project. Critical Perspectives on Accounting (2003). Volume 14. Issue 3. P. 325—351.
26. Sikka P., Willmott H. The Withering Of Tolerance And Communication In Interdisciplinary Accounting Studies // Accounting, Auditing & Accountability Journal. Emerald Group Publishing Limited. 2005. № 1. P. 136—146.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: [email protected]