Научная статья на тему 'ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ВЗРОСЛЫМИ'

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ВЗРОСЛЫМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лечение заикания / когнитивно-поведенческая терапия при заикании / психоте-рапия заикания / дисфункциональные психические состояния при заикании / осознанная медитация при заикании / психология заикания / stuttering treatment / cognitive-behavioral therapy for stuttering / psychotherapy for stuttering / dysfunctional psychological states in stuttering / mindful meditation for stuttering / psychology of stuttering

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусаров Сергей Валериевич, Чайкин Константин Георгиевич

В статье обоснована актуальность подхода к рассмотрению заикания как варианта расстройства личности с сопутствующими негативными психоэмоциональными состояниями и необходимость допол-нения терапии данного нарушения методами психотерапевтического воздействия, направленными на нейтрализацию соответствующих состояний пациента. Представлен обзор основных идей современ-ных исследователей по проблеме феномена заикания в его психологическом и эмоциональном аспек-тах, а также анализ данных проведенного экспериментального исследования, направленного на оцен-ку эффективности применения психотерапевтического воздействия в комплексной системе коррекции заикания. В рамках работы была создана и реализована программа по нейтрализации дисфункциональных психических состояний у людей с заиканием, в которой приняли участие 12 человек в возрасте от 18 до 27 лет. Сравнительный анализ данных экспериментальной группы участников выявил значимые различия «до» и «после» проведенного курса коррекции с применением психотерапевтического воз-действия, а также при сравнении с контрольной группой после логопедической коррекции без приме-нения психотерапевтического воздействия, что подтверждает эффективность представленной методи-ки. На основании совокупности полученных данных можно утверждать о целесообразности внедрения психотерапевтических технологий в систему комплексной коррекции заикания. Это создает предпо-сылки к значительному улучшению психоэмоционального состояния пациентов, что является значи-мым не только для профилактики рецидивов, но и повышения качества жизни людей с заиканием. Реализация междисциплинарных подходов, подобных связке методов и приемов логопедии, наряду с психотерапевтическими технологиями помогает людям с заиканием овладеть психологическими мето-дами регуляции дисфункциональных состояний, создавая условия для закрепления уверенной, ста-бильной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPEDIENCY OF PROVIDING PSYCHOTHERAPEUTIC INTERVENTION IN CORRECTIONAL WORK WITH STUTTERING ADULTS

This article substantiates the relevance of the approach to viewing stuttering as a variant of personality disorder accompanied by negative psychosocial states and the necessity of supplementing therapy for this disorder with psychotherapeutic intervention methods aimed at neutralizing the corresponding states of the patient. A review of the main ideas of contemporary researchers on the problematic phenomenon of stuttering in its psychological and emotional aspects is presented, alongside an analysis of data from conducted experimental research aimed at evaluating the effectiveness of psychotherapeutic intervention in the comprehensive system of stuttering correction. Within the framework of the study, a program aimed at neutralizing dysfunctional psychological states in individuals with stuttering was developed and implemented, involving 12 participants aged between 18 and 27 years. Comparative analysis of data from the experimental group of participants revealed significant differences ‘before’ and ‘after’ the correction course with psychotherapeutic intervention, as well as in comparison with the control group after speech therapy correction without the use of psychotherapeutic intervention. These findings confirm the effectiveness of the presented methodology. Based on the totality of the data obtained, it can be asserted that the introduction of psychotherapeutic technologies into the system of comprehensive stuttering correction is expedient. This creates a premise for a significant improvement in the psychosocial state of patients, which is important not only for the prevention of relapses but also for enhancing the quality of life of people with stuttering. The implementation of interdisciplinary approaches, akin to the combination of methods and techniques of speech therapy alongside psychotherapeutic technologies, aids individuals with stuttering in mastering psychological methods of regulating dysfunctional states, creating conditions for establishing confident, stable speech.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ВЗРОСЛЫМИ»

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. С. 65-73. УДК 159.99

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.65-73

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ВЗРОСЛЫМИ

С. В. Гусаров1 н, К. Г. Чайкин2

1 Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного

экономического университета (Таганрог, Россия)

2 Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия)

В статье обоснована актуальность подхода к рассмотрению заикания как варианта расстройства личности с сопутствующими негативными психоэмоциональными состояниями и необходимость дополнения терапии данного нарушения методами психотерапевтического воздействия, направленными на нейтрализацию соответствующих состояний пациента. Представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме феномена заикания в его психологическом и эмоциональном аспектах, а также анализ данных проведенного экспериментального исследования, направленного на оценку эффективности применения психотерапевтического воздействия в комплексной системе коррекции заикания.

В рамках работы была создана и реализована программа по нейтрализации дисфункциональных психических состояний у людей с заиканием, в которой приняли участие 12 человек в возрасте от 18 до 27 лет. Сравнительный анализ данных экспериментальной группы участников выявил значимые различия «до» и «после» проведенного курса коррекции с применением психотерапевтического воздействия, а также при сравнении с контрольной группой после логопедической коррекции без применения психотерапевтического воздействия, что подтверждает эффективность представленной методики. На основании совокупности полученных данных можно утверждать о целесообразности внедрения психотерапевтических технологий в систему комплексной коррекции заикания. Это создает предпосылки к значительному улучшению психоэмоционального состояния пациентов, что является значимым не только для профилактики рецидивов, но и повышения качества жизни людей с заиканием. Реализация междисциплинарных подходов, подобных связке методов и приемов логопедии, наряду с психотерапевтическими технологиями помогает людям с заиканием овладеть психологическими методами регуляции дисфункциональных состояний, создавая условия для закрепления уверенной, стабильной речи.

Ключевые слова: лечение заикания; когнитивно-поведенческая терапия при заикании; психотерапия заикания; дисфункциональные психические состояния при заикании; осознанная медитация при заикании; психология заикания.

THE EXPEDIENCY OF PROVIDING PSYCHOTHERAPEUTIC INTERVENTION IN CORRECTIONAL WORK WITH STUTTERING ADULTS

S. V. Gusarovк. G. Chaykin2

1 Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov State University of Economics (Taganrog, Russia) 2 Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia)

This article substantiates the relevance of the approach to viewing stuttering as a variant of personality disorder accompanied by negative psychosocial states and the necessity of supplementing therapy for this disorder with psychotherapeutic intervention methods aimed at neutralizing the corresponding states of the patient. A review of the main ideas of contemporary researchers on the problematic phenomenon of stuttering in its psychological and emotional aspects is presented, alongside an analysis of data from conducted experimental research aimed at evaluating the effectiveness of psychotherapeutic intervention in the comprehensive system of stuttering correction.

© Гусаров С. В., Чайкин К. Г., 2024

Within the framework of the study, a program aimed at neutralizing dysfunctional psychological states in individuals with stuttering was developed and implemented, involving 12 participants aged between 18 and 27 years. Comparative analysis of data from the experimental group of participants revealed significant differences 'before' and 'after' the correction course with psychotherapeutic intervention, as well as in comparison with the control group after speech therapy correction without the use of psychotherapeutic intervention. These findings confirm the effectiveness of the presented methodology. Based on the totality of the data obtained, it can be asserted that the introduction of psychotherapeutic technologies into the system of comprehensive stuttering correction is expedient. This creates a premise for a significant improvement in the psychosocial state of patients, which is important not only for the prevention of relapses but also for enhancing the quality of life of people with stuttering. The implementation of interdisciplinary approaches, akin to the combination of methods and techniques of speech therapy alongside psychotherapeutic technologies, aids individuals with stuttering in mastering psychological methods of regulating dysfunctional states, creating conditions for establishing confident, stable speech.

Keywords: stuttering treatment; cognitive-behavioral therapy for stuttering; psychotherapy for stuttering; dysfunctional psychological states in stuttering; mindful meditation for stuttering; psychology of stuttering. _

1. Введение и теоретический обзор

Заикание представляет собой внезапное нарушение плавности речи, вызванное мышечными судорогами в одном из отделов периферического речевого аппарата [1]. При этом гипертензия мышц, участвующих в речевом акте, ведет к нарушениям плавности устной речи, особенно в контексте социальной коммуникации [2].

Таким образом, по мере перерастания инициальной стадии в устойчивую форму заикание в аспекте собственно физиологических запинок перестает существовать изолированно, оно неразрывно связывается с личностью пациента, со всей совокупностью присущих ей индивидуальных особенностей [3; 4].

Данная точка зрения находит свое отражение в теории бихевиоризма, объясняющей взаимосвязь между речевыми судорогами и коммуникацией через призму понятий о сосредоточении на обучении, мотивации, стимуле и подкреплении, согласно которым заикание рассматривается как «выученное поведение». Когда люди вокруг замечают нарушения в связной речи ребенка, речевые неплавности закрепляются и усиливаются, постепенно перерастая в заикание (М. Е. Канджи). Аналогично согласно теории коммуникативной неудачи физиологические неплавности перерастают в заикание, если ребенок неоднократно испытывает страх и ощущает себя неуверенным при попытках говорить [5].

Основываясь на теории условных рефлексов, можно предполагать, что прерывание речи по любой причине, как правило, вызывает у человека беспокойство по этому поводу в той или иной степени. Если такое «подкрепление психики» происходит часто, может возникнуть классический условный рефлекс в сторону заикания (цит. по: [6]).

Выражая сходную мысль, Ю. Б. Некрасова считает, что основополагающую роль в формировании структуры дефекта при заикании играет восприятие человеком собственных речевых неплавностей, из которого постепенно формируется навязчивый страх «повторения неудачи» [7, с. 40]. Некоторые авторы отмечают наличие повышенного уровня как реактивной, так и личностной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов, которые, как правило, сопровождаются инсомниями, фобиями и целым рядом других тяжелых эмоциональных переживаний, ведущих к угрозе утраты психического равновесия [8].

Согласно теории Ж. Ж. Шихан (1958), заикание является конфликтом «осуществления - избегания», а именно конфликтом между желанием говорить (тенденцией к осуществлению речевого акта) и одновременным его ретритом (тенденцией к избеганию). Если тенденция к осуществлению доминирует, человек говорит плавно; если доминирует тенденция к избеганию, человек не может говорить и не может хранить молчание (момент хезитации). Однако если обе тенденции равны по силе воздействия, человек заикается и может иметь проблемы с речевой плавностью. Согласно модели «требований и возможностей», когда ребенок не может соответствовать общественным требованиям к речи, велика вероятность возникновения заикания или других нарушений речевой плавности [9]. Встречается мнение, что ожидаемая от ребенка обществом «производительность речи» приводит к заиканию, если ребенок еще недостаточно зрел с точки зрения когнитивных, лингвистических, моторных и эмоциональных навыков [9].

При этом описанные выше особенности могут выражаться как в повышенной стеснительности, стремлении к одиночеству, повышенной тревожности, так и агрессии, плохом поведении, грубости по отношению к другим детям [10]. Замечено, что одним из наиболее ярких личностных свойств, характерных для детей с заиканием, является повышенная тревожность, которая связана непосредственно с актом речевого высказывания. Помимо этого, согласно наблюдениям Т. А. Болдыревой, существует зависимость между уровнем речевой тревоги и уровнем тревоги в целом у людей с заиканием (см. : [4]). Исследователи также рассматривают фиксацию на собственном дефекте как ключевом факторе, влияющем на сложный характер и психологические особенности заикающихся, утверждая, что данный феномен является неотъемлемой частью структуры этого речевого нарушения [11].

Логофобия у людей с заиканием вызывает навязчивое тревожное состояние и страх перед речевыми спазмами, который становится более выраженным в определенных обстоятельствах. Отсюда реакция заикающихся на избегание разговорных ситуаций, порождающая, в свою очередь, так называемые коммуникативные барьеры [12]. В связи с этим С. В. Гусаров подчеркивает важность социальных (функциональных) речевых тренировок с заикающимися людьми в реальных условиях речевого общения, отмечая недостаточность логопедических занятий в рамках одного только логопедического кабинета. Складывающаяся ситуация обусловлена глубокой взаимосвязью между нарушением речи (заиканием) и анксиозным расстройством личности заикающегося, что находит свое отражение при общении на всех уровнях социального взаимодействия [13].

Коммуникация как ключевая функция речи значительно нарушена при заикании не только у взрослого контингента. Исследования, включающие детей с заиканием в возрасте от 4 до 7 лет, обнаруживают недостаточно сформированные навыки общения и ряд проблем в аспекте социального поведения [3]. При этом становится особенно заметным снижение интереса к игре. У детей, страдающих заиканием, уже в дошкольном возрасте можно обнаружить стремление исполнять второстепенные роли, у них недостаточно развита «спонтанная имитация», свойственная другим детям дошкольного возраста. Эти

особенности могут сохраниться и даже ухудшиться в школьные годы без корректирующего вмешательства.

В течение последнего десятилетия исследователи стали уделять более пристальное внимание эмоционально-психологическим проблемам, присущим людям с заиканием, тем самым подкрепляя теоретическими основаниями создание и внедрение в практику междисциплинарных методов коррекции этих состояний.

Одним из перспективных направлений в рамках многофакторной парадигмы лечения заикания мы считаем внедрение в комплексную психолого-педагогическую коррекцию метода медитации, направленного на воспитание осознанности. Подходы к терапии, основанные на осознанности, направлены на увеличение возможности выбора через осознанное реагирование вместо бессознательного, а также на развитие доброты и сострадания (любви) к себе, что также увеличивает вероятность пребывания в состоянии спокойствия [14-16].

Помимо перечисленных выше преимуществ, осознанность имеет важное значение для практики лечения заикания, так как подразумевает способы, которые люди могут использовать для принятия трудностей, что важно для процесса десенсибилизации. Это, в свою очередь, акцентирует внимание на повышении осознанности собственного тела и пребывании в настоящем моменте. Воспитание способности «ответить» (осознанно), а не «реагировать» (бессознательно, спонтанно) может способствовать использованию речевой терапии совместно с техниками управления стрессом и релаксации [17-21].

2. Материалы и методы

Работая над проблемой повышения качества психолого-педагогической помощи людям с заиканием более 14 лет, мы пришли к пониманию того, что оказание преимущественно только логопедической помощи (особенно это относится к взрослым людям с заиканием), оказывается недостаточным. В связи с этим в рамках оказания комплексной (логопедической и психотерапевтической) помощи в коррекции данного нарушения мы апробируем и внедряем наряду с методами логопедической коррекции технологии работы с личностью пациента на основе элементов медитации, а также когнитивно-поведенческой терапии.

Четыре основных подхода к осознанности, нашедшие свое применение в терапии заикания, включают: снижение стресса на основе осознанности (англ. Mindfulness-based stress reduction, MBSR), когнитивную терапию на основе осознанности (англ. Mindfulness-based cognitive therapy, MBCT), терапию принятия и ответственности (англ. Acceptance and commitment therapy, ACT) и диалектическую поведенческую терапию (англ. Dialectical behavior therapy, DBT).

Остановимся подробнее на MBSR в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией (далее - КПТ). MBSR - это тренинг, акцент в котором делается на снижение уровня стресса и беспокойства, связанных со значимыми для человека речевыми ситуациями. Фокус направлен на веру пациента в собственную эффективность в отношении опасной для его речи ситуации и способности использовать в нужный момент стратегии, позволяющие с ней справиться. Акцент делается также на интер-нальном локусе контроля (чувство управления собой в стрессовых ситуациях), на внутреннем отношении к ситуациям общения. Практика состоит из медитации, внимание при этом направляется на физические ощущения, дыхание, мысли и эмоции [16].

КПТ основывается на когнитивной модели, раскрывающей влияние на поведение человека, его эмоциональный фон и физиологическое состояние способности воспринимать происходящие с ним события [22]. Таким образом, воздействуя на процесс мышления и тем самым меняя восприятие той или иной ситуации, можно изменить поведение человека, сделав его более конструктивным.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 2023 года на базе Школы коррекции речи для людей с заиканием "Doctorguu" в рамках деятельности Таганрогской городской общественной организации развития и коррекции речи и межличностных отношений «Речеград» Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ «РИНХ». В исследовании приняли участие 12 человек (4 женщины и 8 мужчин) в возрасте от 18 до 27 лет - экспериментальная группа и 10 человек (3 женщины и 7 мужчин) в возрасте 19-30 лет - контрольная группа.

Цель исследования: изучение влияния психотерапевтического воздействия с использованием методов когнитивно-поведенческой психотерапии и осознанной медитации на

негативные психоэмоциональные состояния в структуре заикания пациентов.

Помимо традиционного сбора и анализа анамнестических сведений, направленных на получение представлений о речевом и психоэмоциональном статусе пациентов до и после экспериментального воздействия, для оценки степени выраженности заикания в процессе оказания логопсихотерапевтической помощи применялась модифицированная методика оценки степени выраженности заикания [23], диагностические задания которой включали:

- анализ количества слогов с речевыми судорогами (% слогов с судорогами (далее - СС)) в стандартном речевом образце, составляющем 200 слогов, записанном на видеокамеру спонтанной речи пациента;

- диагностику средней длительности трех наиболее продолжительных речевых судорог в этом же речевом образце;

- оценку сопутствующих движений и физиологических проявлений участника методом наблюдения с учетом следующих их типов: отвлекающие звуки, сопутствующие движения лицевых мышц, головы, конечностей. Фиксация указанных проявлений осуществлялась с помощью баллов в соответствии со степенью их выраженности, что косвенно указывает на напряженность общего невротического фона в состоянии пациента [23].

Индивидуальные занятия проходили дистанционно на Discord-сервере школы '^оСо^ии" и состояли из элементов методики логопедической коррекции заикания у взрослых Е. Ю. Рау, С. В. Гусарова [4; 10; 13], наряду с методами и приемами регуляции состояния тревожности и других невротических психических состояний, заимствованными из техник осознанной медитации и КПТ [24; 25]. С каждым участником эксперимента было проведено 10 сессий 1 раз в неделю, длительность одного занятия составляла 1 час.

3. Результаты

Анализ сведений, полученных на этапе констатирующего эксперимента преимущественно в ходе индивидуальных бесед с испытуемыми и их ближайшим семейным окружением, позволил установить, что у 75 % (9) участников заикание было инициировано в раннем детстве (5-6 лет), триггером послужил сильный одномоментный эмоциональный стресс; 3 человека (25 %) не смогли вспомнить факторов, спровоцировавших возникновение заикания. Со слов родственников, заикание у

данной категории испытуемых возникло ранее возраста 4 лет, без видимых причин. У большинства участников (8, или 66,7 %) выявлена достаточно болезненная фиксация на дефекте с преимущественно пассивной формой компенсации, которая выражалась в значительном ограничении речевой коммуникации. Наличие логофобии различной степени выраженности выявлено у 100 % (12) участников; при этом испытуемые отметили наличие состояния, которое они смогли охарактеризовать как сильное беспокойство или тревогу, возникающего непосредственно «до» и «в процессе» речевого общения. Наличие звукофобии было отмечено у 91,7 % (11) человек.

Диагностика участников с помощью методики количественной оценки степени выраженности заикания согласно выделенным критериям (количество слогов с заиканием, их средняя длительность и выраженность сопутствующих движений) позволила определить наличие легкой степени выраженности заикания у 33,3 % (4 человек); средней степени - у 66,7 % (8 человек).

В группу с легкой степенью заикания вошли лица, у которых диапазон слогов с речевыми судорогами составил 19-24 СС. При этом длительность наиболее продолжительных речевых судорог не превышала 0,9 секунды; выраженность сопутствующих движений, согласно стандартизированным критериям методики SSI-4, не превышала 2 баллов, т. е. они были практически незаметны для неспециалиста. Группу со средней степенью выраженности заикания составили участники, у которых количество слогов с речевыми судорогами оказалось в диапазоне 2531 СС. При этом длительность наиболее продолжительных речевых судорог не превышала 4,9 секунды; выраженность сопутствующих движений не превышала 3 баллов.

Результаты повторной диагностики с использованием тех же критериев непосредственно после обучающего эксперимента позволили установить наличие легкой степени выраженности заикания у 100 % обучавшихся по экспериментальной методике (12 человек). При этом положительная динамика была выявлена по следующим показателям: диапазон слогов с речевыми судорогами в целом по группе после специального обучения составил 19-24 СС, в то время как до обучения -19-31 СС. При этом выраженность сопутствующих движений (уловочно-двигательных,

мимических, пантомимических) не превышала 2 баллов, а длительность наиболее продолжительных речевых судорог не превышала 0,9 секунды у 100 % участников (12 человек).

В контрольной группе (10 участников), аналогичной экспериментальной по составу, степени выраженности речевых и психологических проявлений невротического характера и проходившей традиционный базовый логопедический курс коррекции без применения психотерапевтического воздействия, положительная динамика оказалась менее выражена в сравнении с участниками экспериментальной группы.

Так, диапазон слогов с речевыми судорогами после обучения по экспериментальной коррекционной программе с применением техник, заимствованных из КПТ и медитации, составил 19-24 СС, в то время как после прохождения традиционного базового курса -19-31 СС (у 2 из 10 участников с выраженными невротическими проявлениями положительной динамики не наблюдалось). У этих же лиц (2 человека, 20 %) контрольной группы отмечались судороги длительностью до 4,9 секунды наряду с выраженностью сопутствующих движений, оцененных в 3 балла. Судороги длительностью 0,9 секунды при наличии сопутствующих движений в 2 балла были отмечены у 8 (80 %) участников.

Статистический анализ баллов участников с помощью G-критерия до и после коррекци-онного воздействия с применением психотерапевтических техник позволил зафиксировать, что при п = 10 (с учетом двух нулевых сдвигов) Сэмп = 0, Скр = 0 определяется статистически достоверный сдвиг в сторону уменьшения показателей для уровня значимости р < 0,01. При этом сравнение контрольной и экспериментальной групп после коррекционного курса по качественно определенному признаку (процентное соотношение участников с легкой степенью выраженности заикания) с помощью критерия Фишера (фэмп = 2,16) позволяет принять утверждение о значимости различий только на уровне 5 % (р < 0,05).

Дополнительно проведенный качественный анализ результатов исследования позволил констатировать, что многие из участников экспериментальной группы (50 %, 6 человек) отметили уменьшение «панического состояния», характерного для моментов, возникающих непосредственно перед вступлением в диалог; 9 участников (83,3 %) отметили снижение

уровня страха и тревоги «до» и «во время» речевого акта. Большинство участников отметили выраженное изменение телесных ощущений, которое характеризовалось уменьшением общего мышечного напряжения, ощущением расслабленности и относительного спокойствия непосредственно перед актом речевой коммуникации, чего ранее, с их слов, не наблюдалось (58,3 %, 7 человек). Еще одним характерным отличием участников эксперимента от контрольной группы явилось то, что, по их собственному выражению, у них появилась возможность думать, «что мне надо сказать» (66,7 %, 8 человек), в то время как большинство участников контрольной группы были более сосредоточены на том, «как это сказать правильно» (90 %, 9 человек). По нашему мнению, выявленные особенности, безусловно, отражают снижение общей нервно-психической напряженности участников экспериментальной группы в сравнении с их «коллегами».

4. Обсуждение

Утверждение о необходимости сочетания логопедических методик с психотерапевтическим воздействием и техниками медитации находит подтверждение не только в научных кругах, но и в практической деятельности специалистов, работающих с данной категорией пациентов. Тем не менее до настоящего времени экспериментальные исследования в данном направлении не проводились.

Несмотря на то, что собранные в рамках эксперимента количественные данные в настоящее время не представляются в достаточной степени убедительными, качественный анализ проведенного исследования, на наш взгляд, свидетельствует в пользу продолжения теоретической и практической работы в русле проблематики улучшения качества работы с заикающимися людьми посредством внедрения психотерапевтических технологий в систему коррекционного воздействия.

В контексте обсуждения нарушений речи, в частности, заикания, рассматриваемого как нарушение психоэмоционального состояния, требуется мультидисциплинарный подход к терапии. В дополнение к существующему традиционному подходу предлагается включение КПТ, демонстрирующей эффективность в работе с анксиозными расстройствами.

Рассмотрение медитации как инструмента терапии также заслуживает особого внимания. Медитативные практики способствуют снижению уровня стресса, улучшению

концентрации и самоконтроля. В контексте заикания медитация может помочь пациентам достичь более глубокого уровня расслабления, снижая волнение перед речевым актом. 5. Выводы и заключение Интегративная модель, сочетающая методы MBSR (осознанности), КПТ и логопедические практики, открывает новые горизонты в понимании и подходах к заиканию. Она не просто направлена на симптомы, но и углубляется в корни проблемы, раскрывая ее много-аспектность и обеспечивая глубокую психологическую поддержку человека. Этот подход дает возможность не только справляться с физиологическими аспектами заикания, но и существенно улучшать качество жизни пациентов за счет управления внутренними негативными психическими состояниями и повышения общей уверенности в себе.

Данный подход активно включает в процесс лечения и самого человека, страдающего заиканием, делая его активным участником своего исцеления. Осознание и принятие себя, своей речи, умение справляться с эмоциональными и психологическими напряжениями открывает дорогу к реальному улучшению своего состояния.

Мы считаем, что внедрение психотерапевтических технологий в практику коррек-ционной работы с заикающимися людьми, помимо формирования и закрепления навыка речевой плавности, создает предпосылки к значительному улучшению психоэмоционального состояния пациентов, что является одним из важнейших аспектов не только профилактики рецидивов, но и повышения качества жизни людей с заиканием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.

2. Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов // Логопедия: Заикание : хрестоматия / сост. : Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Академия, 2003. -С. 148-153.

3. Левина Р. Е. Преодоление заикания у детей. - М. : Просвещение, 1979. - 144 c.

4. Рау Е. Ю. Влияние особенностей темпорит-мической организации речи заикающихся дошкольников на процесс их коммуникации // Специальное образование. - 2015. -№ 1 (37). - С. 59-65.

5. Sadock B. J., Sadock V. A, Ruiz P. Kaplan and Sadock's. Synopsis of psychiatry: Behavioral sciences / Clinical psychiatry. - 11th ed. -Wolters Kluwer, 2015.

6. Jovelyn M. C. Stuttering disorder of Samlia: a case analysis. - URL: https://researchgate.net/ publication/346012831_STUTTERING_DISORD ER_OF_SAMLIA_A_CASE_ANALYSIS (дата обращения: 19.01.2024).

7. Некрасова Ю. Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореа-билитации заикающихся) // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - C. 37-42.

8. Шевцова Е. Е., Тарасова Л. А., Филиче-ва Т. Б., Туманова Т. В. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 9, № 2. - С. 6. - DOI: 10.26795/ 2307-1281-2021-9-2-6.

9. Starkweather C. W., Gottwald S. R. The demands and capacities model // Journal of Fluency Disorders. - 2000. - Vol. 25. - P. 369375. - DOI:10.1016/S0094-730X(00)00086-3.

10. Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / под ред. Н. П. Вайзмана. - М. : Просвещение, 1992.

- С. 19-25.

11. Селиверстов В. И. Заикание у детей: психо-коррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие.

- М. : Владос, 2004. - 208 c.

12. Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков. - М. : Просвещение, 1969. - 288 c.

13. Гусаров С. В. Анализ и коррекция заикания у взрослых на основе применения технических и программных средств // Общение в эпоху конвергенции технологий. - М. : Психологический институт РАО, 2022. - С. 603-606. -DOI: 10.24412/cl-36917-2022-603-606.

14. Baer R. A. Mindfulness training as a clinical intervention: A conceptual and empirical review // Clinical Psychology Science and Practice. -2006. - Vol. 10, № 2. - P. 125-143.

15. Shapiro S. L., Carlson L. E., Astin J. A., Freedman B. Mechanisms of mindfulness // Journal of clinical psychology. - 2006. -Vol. 62, № 3. - P. 373-386. - DOI: 10.1002/ jclp.20237.

16. Mongia M., Gupta A. K., Vijay A, Sadhu R. Management of stuttering using cognitive behavior therapy and mindfulness meditation // Industrial Psychiatry Journal. - 2019. -Vol. 28, № 1. - P. 4-12. - DOI: 10.4103/ipj. ipj_18_19.

17. Jain S., Shapiro S. L., Swanick S., Roesch S. C., Mills P. J., Bell I. et al. A randomized controlled trial of mindfulness meditation versus relaxation training: effects

on distress, positive states of mind, rumination, and distraction // Annals of Behavioral Medicine: a publication of the Society of Behavioral Medicine. - 2007. -Vol. 33, № 1. - P. 11-21. - DOI: 10.1207/ s15324796abm3301_2.

18. Kass J. D., Friedman R., Leserman J., Zuttermeister P. C., Benson H. An Inventory of Positive Psychological Attitudes with potential relevance to health outcomes: validation and preliminary testing // Annals of Behavioral Medicine: a publication of the Society of Behavioral Medicine. - 1991. -Vol. 17, № 3. - P. 121-129. - DOI: 10.1080/08964289.1991.9937555.

19. Bishop S. R. What do we really know about mindfulness-based stress reduction? // Psychosomatic Medline. - 2002. - Vol. 64, № 3. - P. 71-83. - DOI: 10.1097/00006842200201000-00010.

20. Bishop S. R., Lau M., Shapiro S., Carlson L., Anderson N. D., Carmody J., Segal Z. V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A Proposed Operational Definition // Clinical Psychology: Science and Practice. - 2004. - Vol. 11, № 3. - P. 230241. - DOI: 10.1093/clipsy.bph077.

21. Salzberg S. Mindfulness and loving-kindness // Contemporary Buddhism. - 2011. -Vol. 12, № 1. - P. 177-182. - DOI: 10.1080/ 14639947.2011.564837.

22. Уокер Д., Мюнч А., Перлис М. Л., Варгас А. Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы (КПТ-Б): руководство // Клиническая и специальная психология. - 2022. - Т. 11, № 2. - С. 123-137. - DOI: 10.17759/cpse.20 22110208.

23. Гусаров С. В. Способ получения исходных данных при исследовании устной речи детей и взрослых с заиканием // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-разви-вающего воздействия : методический сборник по материалам Международного симпозиума (Москва, 23-26 августа 2018 г.) / под общ. ред. А. А. Алмазовой, А. В. Лагутиной, Л. А. Набоковой, Е. Л. Черкасовой. - М. : Логомаг, 2018. - С. 120-123.

24. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Волоснико-ва Л. М., Семеновских Т. В. Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26, № 5. -С. 85-100. - DOI: 10.17759/pse.2021260507.

25. Axelsson E., Santoft F., Sarnholm J., Ljotsson B. Brief scales for the measurement of target variables and processes of change in cognitive behaviour therapy for major depression, panic disorder and social anxiety disorder // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. First View. - 2023. - № 21. - P. 1-18. - DOI: 10.1017/S1352465823000541.

REFERENCES

1. Belyakova L.I., Dyakova E.A. Stuttering, textbook for students of pedagogical institutes specializing in speech therapy. Moscow, V. Sekachev publ., 1998. 304 p. (In Russian).

2. Vlasova N.A. A Comprehensive Method for Treating Stuttering in Preschool Children in Day Hospitals and Specialized Children's Homes, in: Belyakova L.I., Dyakova E.A. (compiler). Logopedics: Stuttering, reader. Moscow, Academy publ., 2003, pp. 148-153. (In Russian).

3. Levina R.E. Overcoming Stuttering in Children. Moscow, Enlightenment publ., 1979. 144 p. (In Russian).

4. Rau E.Yu. The Influence of Specific Temporal-Rhythmic Organization of Speech in Stuttering Preschoolers on Their Communication Process. Spetsial'noe obrazovanie = Special Education, 2015, no. 1 (37), pp. 59-65. (In Russian).

5. Sadock B.J., Sadock V.A., Ruiz P. Kaplan and Sadock's. Synopsis of psychiatry: Behavioral sciences / clinical psychiatry, 11th ed. Wolters Kluwer, 2015.

6. Cantina J. M. Stuttering Disorder of Samlia: a Case Analysis, available at: https://research gate.net/publication/346012831_STUTTERING _DISORDER_OF_SAMLIA_A_CASE_ANALYSIS (date of access: January 19, 2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nekrasova Yu.B. About Mental States, Their Diagnosis, Management and Targeted Formation (in the Process of Sociorehabilitation of Stutterers). Voprosy psikhologii = Questions of Psychology, 1994, no. 6, pp. 37-42. (In Russian).

8. Shevtsova E.E., Tarasova L.A., Filicheva T.B., Tumanova T.V. The Relationship of Personal and Reactive Anxiety in the Psychological Status of Stuttering Patients. Vestnik Mininskogo universiteta = Herald of Minin University, 2021, Vol. 9, no. 2, p. 6. DOI: 10.26795/2307-12812021-9-2-6 (In Russian).

9. Starkweather C.W., Gottwald S.R. The demands and capacities model. Journal of Fluency Disorders, 2000, Vol. 25, pp. 369375. DOI: 10.1016/S0094-730X(00)00086-3.

10. Rau E.Yu. The Role of Play Psychotherapy in Eliminating Stuttering in Preschoolers, in: Vayzman N.P. (ed.). Psychotherapy in Defectology. Moscow, Enlightenment publ., 1992, pp. 19-25. (In Russian).

11. Seliverstov V.I. Stuttering in Children: The Psychocorrectional and Didactic Principles of Logopedic Influence, textbook for students of higher and secondary pedagogical educational institutions. Moscow, Vlados publ., 2004. 208 p. (In Russian).

12. Lyapidevskii S.S. Speech Disorders in Children and Adolescents. Moscow, Enlightenment publ., 1969. 288 p. (In Russian).

13. Gusarov S.V. Analysis and Correction of Stuttering in Adults Based on the Use of Technical and Software Means, in: Communication in the Age of Technology Convergence. Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Sciences, 2022, pp. 603-606. DOI: 10.24412/cl-36917-2022-603-606. (In Russian).

14. Baer R.A. Mindfulness Training as a Clinical Intervention: A Conceptual and Empirical Review. Clinical Psychology: Science and Practice, 2006, Vol. 10, no. 2, pp. 125-143.

15. Shapiro S.L., Carlson L.E., Astin J.A., Freedman B. Mechanisms of Mindfulness. Journal of Clinical Psychology, 2006, Vol. 62, no. 3, pp. 373-386. DOI: 10.1002/jclp.20237.

16. Mongia M., Gupta A.K., Vijay A., Sadhu R. Management of Stuttering Using Cognitive Behavior Therapy and Mindfulness Meditation. Industrial Psychiatry Journal, 2019, Vol. 28, no. 1, pp. 4-12. DOI: 10.4103/ipj.ipj_18_19.

17. Jain S., Shapiro S.L., Swanick S., Roesch S.C., Mills P.J., Bell I. et al. A randomized controlled trial of mindfulness meditation versus relaxation training: effects on distress, positive states of mind, rumination, and distraction. Annals of Behavioral Medicine: a publication of the Society of Behavioral Medicine, 2007, Vol. 33, no. 1, pp. 11-21. DOI: 10.1207/s15324796ab m3301_2.

18. Kass J.D., Friedman R., Leserman J., Zuttermeister P.C., Benson H. An Inventory of Positive Psychological Attitudes with potential relevance to health outcomes: validation and preliminary testing. Annals of Behavioral Medicine: a publication of the Society of Behavioral Medicine, 1991, Vol. 17, no. 3, pp. 121-129. DOI: 10.1080/08964289.1991. 9937555.

19. Bishop S.R. What do we really know about mindfulness-based stress reduction? Psychosomatic Medline, 2002, Vol. 64, no. 3, pp. 71-83. DOI: 10.1097/00006842-200201 000-00010.

20. Bishop S.R., Lau M., Shapiro S., Carlson L., Anderson N.D., Carmody J., Segal Z.V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A Proposed Operational Definition. Clinical Psychology: Science and Practice, 2004, Vol. 11, no. 3, pp. 230-241. DOI: 10.1093/clipsy.bph077.

21. Salzberg S. Mindfulness and loving-kindness. Contemporary Buddhism, 2011, Vol. 12, no. 1, pp. 177-182. DOI: 10.1080/14639947.2011. 564837.

22. Walker D., Munch A., Perlis M.L., Vargas I. Cognitive-behavioral therapy for insomnia (CBT-I): A guide. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya = Clinical and Special Psychology,

2022, Vol. 11, no. 2, pp. 123-137. DOI: 10.17 759/cpse.2022110208. (In Russian).

23. Gusarov S.V. A method for obtaining initial data in the study of oral speech in children and adults with stuttering, in: Almazova A.A., Lagutina A.V., Nabokova L.A., Cherkasova E.L. (ed.). Specific Language Disorders in Children: Diagnostic and Corrective-Developmental Impact, methodological collection based on the materials of the International Symposium. Moscow, Logomag LLC publ., 2018, pp. 120-123. (In Russian).

24. Brook Zh.Yu., Ignat'eva S.V., Volosnikova L.M., Semenovskikh T.V. The cognitive component

Информация о статье Дата поступления 13 марта 2024 Дата принятия в печать 10 апреля 2024

Сведения об авторах

Гусаров Сергей Валериевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (Таганрог, Россия). Адрес для корреспонденции: 347936, Россия, Ростовская область, Таганрог, ул. Инициативная, д. 48. E-mail: doctorguu@mail.ru. ORCID: 0009-0008-3994-3280. SPIN-код: 1416-7072.

Чайкин Константин Георгиевич - аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (Ростов-на-Дону, Россия). Адрес для корреспонденции: 344002, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69. E-mail: xfqrby.rjcnz@yandex.ru. ORCID: 0009-0006-1871-461X. SPIN-код: 7957-9230.

Для цитирования

Гусаров С. В., Чайкин К. Г. Целесообразность оказания психотерапевтического воздействия в коррекционной работе с заикающимися взрослыми // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 2. - С. 6573. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.65-73.

in the structure of subjective well-being of children. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2021, Vol. 26, no. 5, pp. 85-100. DOI: 10.17759/pse.2021260507. (In Russian).

25. Axelsson E., Santoft F., Sarnholm J., Ljotsson B. Brief scales for the measurement of target variables and processes of change in cognitive behaviour therapy for major depression, panic disorder and social anxiety disorder. Behavioural and Cognitive Psychotherapy, First View, 2023, no. 21, pp. 1-18. DOI: 10.1017/S1352465823000541

Article info

Received March 13, 2024 Accepted April 10, 2024

About the authors

Gusarov Sergey Valerievich - PhD in

Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Russian Language Culture and Speech Language Pathology Department, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) Rostov State University of Economics (Taganrog, Russia). Postal address: 48, Initsiativnaya ul., Taganrog, Rostov Region, 347936, Russia. E-mail: doctorguu@mail.ru. ORCID: 0009-0008-39943280. RSCI SPIN-code: 1416-7072.

Chaykin Konstantin Georgievich - PhD

student, Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia). Postal address: 69, Bolshaya Sadovaya ul., Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: xfqrby.rjcnz@yandex.ru. ORCID: 0009-0006-1871-461X. RSCI SPIN-code: 79579230.

For citations

Gusarov S.V., Chaykin K.G. The Expediency of Providing Psychotherapeutic Intervention in Correctional Work with Stuttering Adults. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology ", 2024, no. 2, pp. 65-73. DOI: 10.24147/24106364.2024.2.65-73. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.