Научная статья на тему 'ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ'

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / ПОЖАРНЫЕ РИСКИ / ПОЖАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Величко Ю.В.

В статье проанализированы причины необходимости создания сетей многотопливных автозаправочных станций, путем реконструкции существующих автозаправочных станций жидкого моторного топлива. Сделан вывод что широкое внедрение на существующих автозаправочных станциях с жидким моторным топливом, самостоятельных участков автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с компилируемым природным газом и автомобильных газозаправочных станций с сжиженным углеводородным газом в ходе их реконструкции, приведет к повышению эффективности их функционирования при условии обеспечения достаточного уровня пожарной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEASIBILITY AND NECESSITY OF CREATION OF NGV FILLING STATIONS AND FILLING STATIONS AT EXISTING PETROL STATIONS

The article analyzes the reasons for the need to create networks of multi-fuel gas stations, by reconstructing existing gas stations of liquid motor fuel. Concluded that a comprehensive introduction to the existing gas stations with liquid motor fuel independent plots automobile gas-filling compressor stations compiled by natural gas and gas-filling stations with the liquefied gas in the course of reconstruction, will increase the efficiency of their operation, provided that a sufficient level of fire safety.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)

УДК 614.849

Величко Ю.В.

студент 3 курса кафедры управления промышленной и экологической безопасностью, Институт инженерной и экологической безопасности Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти)

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Аннотация: в статье проанализированы причины необходимости создания сетей многотопливных автозаправочных станций, путем реконструкции существующих автозаправочных станций жидкого моторного топлива. Сделан вывод что широкое внедрение на существующих автозаправочных станциях с жидким моторным топливом, самостоятельных участков автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с компилируемым природным газом и автомобильных газозаправочных станций с сжиженным углеводородным газом в ходе их реконструкции, приведет к повышению эффективности их функционирования при условии обеспечения достаточного уровня пожарной безопасности

Ключевые слова: многотопливная автозаправочная станция, газомоторное топливо, пожарные риски, пожар.

Сети автозаправочных станций, как системы обеспечения нефтепродуктами, служат для реализации моторных топлив конечным потребителям. Они входят в состав нефтяной промышленности и наряду с электро- и газоснабжением, транспортом и связью образуют стратегические национальные сетевые образования, необходимые для функционирования и развития государства и общества в целом.

В последние годы в России, как и в других странах, в том числе Евросоюза, наметилась тенденция на отказ от применения традиционных видов топлива (бензин и дизельное топливо, далее ЖМТ).

Все больше внимания уделяется использованию альтернативных видов моторного топлива таких, как СУГ (сжиженный углеводородный газ) и КПГ (компримированный природный газ). Это обусловлено рядом преимуществ газомоторного топлива по сравнению с традиционным ЖМТ, такие как относительная его дешевизна и экологическая «чистота» топлива.

Строительство самостоятельных АГЗС и АГНКС в России сопряжено, как с финансовыми затратами, так и организационными проблемами.

Широкое внедрение КПГ и СУГ в качестве моторного топлива существенно сдерживается по многим причинам. К основным можно отнести следующие причины:

бизнес-структуры не видят смысла вкладывать большие финансовые средства (от 30 млн. рублей и более) в строительство АГНКС и/или АГЗС срок окупаемости которых чрезвычайно высок при той малой загрузке, которая имеется сегодня в среднем по России;

владельцы же транспортных средств не торопятся переводить свои автомобили на КПГ или СУГ из-за отсутствия развитой сети заправок, поскольку расстояния до ближайшей АГНКС или АГЗС значительные, что сводит нет всю экономию, полученную от использования дешевого газового моторного топлива.

Поэтому, чем больше точек на автотрассах для заправки автомобилей КПГ и СУГ, тем лучше для его потребителей. Другими словами - чем более развита сеть придорожных АГНКС и АГЗС (с минимальным расстоянием между ними), тем предпочтительней будет использование газового моторного топлива, независимо от того, будут ли они загружены полностью или нет.

Однако для бизнес-структур важно, чтобы создаваемые ими станции работали (были загружены) на полную мощность. Разветвленную сеть АГНКС и АГЗС можно создать, если их «добавлять» на уже существующие АЗС жидкого

моторного топлива, которые как правило хорошо развиты, как в самих населенных пунктах, так и на основных дорогах федерального и регионального значения.

В качестве наиболее оптимального варианта развития объектов снабжения транспортных средств топливом рассматривается создание многотопливных АЗС путем реконструкций существующих АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция (далее МАЗС) - это АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), СУГ (сжиженный пропан-бутан) и КПГ (в том числе регазифицированный) [1].

Следует отметить, что многотопливная АЗС характеризуется высокой пожаровзрывоопасностью, так как предполагается устройство и размещение технологической системы для приема, хранения и заправки транспортных средств жидким моторным топливом (бензин различных марок и дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом и компримированным природным газом, включающей в себя подземные (надземные) резервуары, компрессорную станцию природного газа с аккумуляторами, топливораздаточные колонки и т.п. Пожарная опасность указанных объектов определяется большим количеством оборудования под давлением, в котором обращаются горючие газы [3].

Потенциально возможное возникновение пожаров на МАЗС представляет значительную опасность для людей, ближайших зданий и сооружений. Помимо этого, также возможно катастрофическое воздействие на МАЗС и со стороны близ лежащих технических объектов, транспортных средств и производственных предприятий.

На рассматриваемых объектах возможно цепное развитие аварий, имеющих серьезные последствия и развивающихся по принципу «эффекта домино». Под цепным развитием аварий понимаются события, когда в инцидент последовательно вовлекается оборудование различных технологических

участков (т.е. инициирование аварии на одной из частей объекта может вызвать поражение других частей объекта).

Используемая противопожарная защита АЗС должна обеспечивать более эффективные, технически обоснованные методы экономически целесообразных технических средств и организационных мероприятий по предупреждению пожаров.

Требование обеспечение пожарной безопасности на АЗС определяются, как конструктивными, так и объемно-планировочными решениями их размещению к окружающим объектам, а также реализацией необходимых организационных мероприятий.

Проблема состоит в необходимости повышения технико-экономических показателей сетей МАЗС и недостаточности известных моделей и методов для эффективного и безопасного управления процессами и объектами в данных системах при безусловном обеспечении их пожарной безопасности.

Кроме этого на существующих территориях АЗС при проведении реконструкции выполнить существующие требования пожарной безопасности, без отступлений, в первую очередь по соблюдению противопожарных разрывов и расстояний, как на самом объекте, так и до объектов на прилегающей территории, практически невозможно.

Наиболее эффективным и экономически целесообразным путем решения сложившейся проблемы - это разработка моделей и методов управления пожарными рисками на реконструируемых АЗС путем сокращения противопожарных расстояний (на основе расчета пожарных рисков [2]).

Если осуществить для многотопливных АЗС разработку противопожарных мероприятий на основе расчетов пожарных рисков, минимизировав затраты на их реализацию, с дальнейшим внедрением по всей сети многотопливных АЗС, то возрастет рентабельность вложения средств при достаточном обеспечении противопожарных мероприятий.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие

задачи:

провести анализ существующих нормативных требований пожарной безопасности к минимальным расстояниям от АГНКС и АГЗС, выполненных как самостоятельные участки многотопливной АЗС, как на территории МАЗС, так и до объектов, к ним не относящихся;

совершенствовать методики оценки пожарной опасности, позволяющее при определении пожарного риска учитывать такие особенности МАЗС, как параметры технологических процессов, конструкцию оборудования, зданий и сооружений, их размещение, порядок эксплуатации, возможное количество людей на объекте и вокруг него, наличие систем противоаварийной и противопожарной защиты и т.п.;

проанализировать факторы, влияющие на величину пожарного риска для МАЗС, и разработать научно обоснованные способы его снижения;

определить эффективности и оптимальности разработанных способов снижения пожарного риска.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности дальнейшего использования результатов при проектировании и строительстве современных многотопливных АЗС на ограниченной территории, в том числе и при реконструкции (расширении) существующих АЗС жидкого моторного топлива, что приведет к повышению эффективности их функционирования при условии обеспечения достаточного уровня пожарной безопасности.

В заключение следует отметить, что широкое внедрение на существующих АЗС ЖМТ, самостоятельных участков АГНКС (КПГ) и АГЗС (СУГ) в ходе их реконструкции, при условии обеспечения на них требований пожарной безопасности, позволит:

максимально загрузить имеющиеся сегодня АЗС и в короткие сроки обеспечить их рентабельность;

владельцам АЗС - значительно расширить и улучшить свой бизнес;

транспортникам, использующим КПГ, как самое дешевое и безопасное топливо - получить удобную сеть заправочных пунктов с минимальным пробегом до АЗС;

жителям городов - оздоровить городскую атмосферу за счет расширения использования на автотранспорте самого экологически чистого моторного топлива;

производителям автотранспорта - форсировать работы по выпуску непосредственно с завода двухтопливных автомобилей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. Свод Правил / приказ МЧС России от 05.05.2014 № 221 URL: http://docs.cntd.ru/document/1200110842 (дата обращения 17.12.2020); Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (с изменениями на 14 декабря 2010 года) приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404 (Документ с изменениями, внесенными: приказом МЧС России от 14 декабря 2010 года N 649) URL: http://docs.cntd.ru/document/902170886 (дата обращения 17.12.2020); И.В. Матвеев, В.В. Рубцов, М.А. Подольская. Статистика пожаров на объектах добычи, хранения, подготовки и транспортировки газа с 2014 по 2018 гг. в Российской Федерации // Научно-образовательный журнал «Образование и наука в России и за рубежом». 2019. №15 URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1812/ (дата обращения 17.12.2020)

Velichko Y.V.

Student Togliatti State University (Russia, Togliatti)

THE FEASIBILITY AND NECESSITY OF CREATION OF NGV FILLING STATIONS

AND FILLING STATIONS AT EXISTING PETROL STATIONS

Abstract: the article analyzes the reasons for the need to create networks of multi-fuel gas stations, by reconstructing existing gas stations of liquid motor fuel. Concluded that a comprehensive introduction to the existing gas stations with liquid motor fuel independent plots automobile gas-filling compressor stations compiled by natural gas and gas-filling stations with the liquefied gas in the course of reconstruction, will increase the efficiency of their operation, provided that a sufficient level of fire safety.

Keywords: multi-fuel gas station, gas engine fuel, fire risks, fire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.