Научная статья на тему 'Целеполагание в системе современного дошкольного образования'

Целеполагание в системе современного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2513
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ / СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Ольга Владимировна

В статье раскрывается проблема пересмотра целевых основ функционирования системы образования в современных условиях. На примере развивающейся системы дошкольного образования рассматривается иерархия целей, их системообразующая функция. Особое внимание уделено целеполаганию в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целеполагание в системе современного дошкольного образования»

УДК 37.012 Бережнова О.В.

целеполагание в системе современного дошкольного образования

В статье раскрывается проблема пересмотра целевых основ функционирования системы образования в современных условиях. На примере развивающейся системы дошкольного образования рассматривается иерархия целей, их системообразующая функция. Особое внимание уделено целеполаганию в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: педагогическая система, целеполагание, иерархия целей, стандарт дошкольного образования.

К концу XX века в полной мере проявилась глубокая зависимость развития цивилизации от качеств личности, которые закладываются в образовании. Е.В. Дворак указывает, что современное образование выступает как основной фактор обеспечения культурного сдвига, обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества. Образование понимается также как достояние личности, как один из этапов ее развития и становления, как средство ее самореализации в жизни [5].

В связи с этим перед системой образования стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача перестройки содержания образования, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний,к«социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев). Л.И. Гурье отмечает, что усвоение предметного содержания обучения, понимаемого как совокупность прошлого социального опыта и составляющего «основы наук», превращается из самоцели в средство движения обучающегося в будущее, реализации собственного проекта жизненного пути [1].

Еще С. Френе писал о необходимости признания личности ребенка, раскрывающей свои потенциальные возможности, центральным звеном образовательного процесса, о важности самоактуализации детей. Поскольку «...ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще» [3], можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Для реализации целей, которые формулируются в соответствии с менталитетом общества, создаются и функционируют педагогические системы. Система - это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [2].

Педагогическая система выстраивается с ориентацией на цели воспитания и для их достижения, она всецело подчиняется целям образования. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива [4]. Целеполагание - необходимый компонент образовательного процесса.

Педагогическое целеполагание - это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от ситуации, способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками [4].

Цель как системообразующий фактор педагогической системы представляет собой многоуровневое явление. Цели, задаваемые педагогическим системам, образуют иерархию [б].

Первый уровень целей - социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования. В заказе отражается определенный общественный идеал формируемой личности как человека, гражданина, профессионала. Так, требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Хотелось бы отметить, что любые примерные итоги дошкольного образования стоит рассматривать лишь как наиболее общие ориентиры. Чтобы «не выплеснуть дитя из купели», сегодня продолжается поиск путей снятия противоречия между идеей формирования личности с заданными свойствами и задачами развития индивидуальных личностных качеств каждого ребенка. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,

отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) [7] делают неправомерным требование от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров.

В конечном итоге целевые ориентиры должны выступать основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагать формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это утверждение особо важно уяснить сейчас и воспитателям, и родителям, и учителям начальных классов, так как одним из основных рисков введения образовательного стандарта считается его «столкновение» с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе благодаря знаниям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако в стандарте прописано совсем другое - нужно развивать мотива-ционную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Второй уровень целей - это образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа и вида образовательной организации в отдельности. На данном уровне социальный заказ трансформирован в понятиях и категориях педагогики. Так, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стан-

дартом дошкольного образования каждая образовательная программа должна быть направлена на:

• «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные, деятельностные условия детей» [7].

Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации в частности, и результативности работы всей системы дошкольного образования в целом, в том числе и со стороны федеральных государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования.

Третий уровень целей - это те педагогические цели, которые реализуются повседневно в процессе проведения педагогических мероприятий с детьми. Они конкретизируются в определенных условиях, описываются через систему взаимосвязанных задач. Например, при планировании дидактической игры «Из чего сделано?» в средней группе могут быть поставлены следующие задачи: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; развивать наблюдательность, внимание; формировать умение четко выполнять правила игры.

При решении различных задач воспитания, обучения, развития детей возникает необходимость интеграции содержания образовательных областей с целью объединения в новое системное целое представленных в них элементов культуры. Так, например, решение задач социально-нравственного воспитания детей не может быть

осуществлено в полном масштабе лишь средствами образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Объективно компоненты содержания социально-нравственного воспитания дошкольников в коммуникативной деятельности связаны с задачами, соответствующими различным образовательным областям, а именно:

1) социально-коммуникативное развитие:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

2) познавательное развитие:

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;

• формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

3) речевое развитие:

• владение речью как средством общения и культуры;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой;

4) художественно-эстетическое развитие:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

5) физическое развитие:

• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, об эффективности педагогического процесса в современной дошкольной организации можно говорить, в первую очередь, лишь при условии следования единой образовательной цели, направленной на поддержку развития личности каждого ребенка. К тому же необходимо учитывать, что эта цель может быть достигнута только путем реализации ряда более «мелких» целей в соответствии с их иерархией. При этом целеполагание на разных уровнях имеет свои особенности и специфические черты, характерные для каждой из педагогических систем, в том числе и для развивающейся системы дошкольного образования.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. Казань, 2004.

2. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М., 1972.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003.

5. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография. М., 2008.

6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.11.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.