Научная статья на тему 'Целеполагание в психологической структуре спортивной деятельности как фактор повышения эффективности тренировочного процесса дзюдоистов'

Целеполагание в психологической структуре спортивной деятельности как фактор повышения эффективности тренировочного процесса дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багадирова С. К., Брантова Ф. С., Потокова Э. А., Хакунова Ф. П.

Цель данного исследования заключалась в формулировании основных положений модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. Анализ значимости целеполагания для профессионализации спортсмена позволил утверждать, что целеполагание выполняет направляющую, корректирующую и активирующую функции, что определяет качество освоения психологической структуры спортивной деятельности. Также в работе проанализирована наиболее распространенная методика постановки целей SMART. В связи с тем что данная методика не является универсальной и существует дефицит подобных методик, в данной статье на уровне концепции предлагается к обсуждению модель целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. При проектировании модели опирались на основные положения концепций системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова и системно-структурной дидактики В.П. Беспалько. Кроме того, модель проектировалась авторами применительно к дзюдо и содержательная часть (элементы подготовки) была представлена в модели в соответствии с концепцией многолетней подготовки в дзюдо Г.П. Пархомовича. Теоретическая модель представлена в виде схемы графового моделирования, таблицами, в которых расписаны элементы подготовки дзюдоистов и уровень их усвоения, а также следующими за таблицами характеристиками уровней усвоения этих элементов. Предложенная в работе модель позволит в соответствии с задачами этапа подготовки спортсмена определять элементы и формулировать цели подготовки так, что на любом этапе можно определить степень усвоения каждого элемента программы, что, естественно, позволит контролировать уровень освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багадирова С. К., Брантова Ф. С., Потокова Э. А., Хакунова Ф. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целеполагание в психологической структуре спортивной деятельности как фактор повышения эффективности тренировочного процесса дзюдоистов»

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ

УДК/UDC 796.853.23

Информация для связи с автором: susanna22@mail.ru

Поступила в редакцию 03.02.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент С.К. Багадирова1 Кандидат психологических наук, доцент Ф.С. Брантова1 Кандидат педагогических наук, доцент Э.А. Потокова1 Доктор педагогических наук, профессор Ф.П. Хакунова1 1 Адыгейский государственный университет, Майкоп

GOAL-SETTING IN PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SPORTS ACTIVITY AS A FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF JUDO TRAINING PROCESS

Ph.D., Associate Professor S.K. Bagadirova ' Ph.D., Associate Professor F.S. Brantova ' Ph.D., Associate Professor E.A. Potokova1 Dr.Hab., Professor F.P. Khakunova1 1 Adyghe State University, Maikop

Аннотация

Цель данного исследования заключалась в формулировании основных положений модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. Анализ значимости целеполагания для профессионализации спортсмена позволил утверждать, что целеполагание выполняет направляющую, корректирующую и активирующую функции, что определяет качество освоения психологической структуры спортивной деятельности. Также в работе проанализирована наиболее распространенная методика постановки целей - SMART. В связи с тем что данная методика не является универсальной и существует дефицит подобных методик, в данной статье на уровне концепции предлагается к обсуждению модель целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. При проектировании модели опирались на основные положения концепций системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова и системно-структурной дидактики В.П. Беспаль-ко. Кроме того, модель проектировалась авторами применительно к дзюдо и содержательная часть (элементы подготовки) была представлена в модели в соответствии с концепцией многолетней подготовки в дзюдо Г.П. Пархомо-вича. Теоретическая модель представлена в виде схемы графового моделирования, таблицами, в которых расписаны элементы подготовки дзюдоистов и уровень их усвоения, а также следующими за таблицами характеристиками уровней усвоения этих элементов. Предложенная в работе модель позволит в соответствии с задачами этапа подготовки спортсмена определять элементы и формулировать цели подготовки так, что на любом этапе можно определить степень усвоения каждого элемента программы, что, естественно, позволит контролировать уровень освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности.

Ключевые слова: целеполагание, постановка целей, психологическая структура спортивной деятельности.

Annotation

The purpose of the present study was to formulate the basic framework for the model of goal-setting in the course of athletes' mastering of the psychological structure of sports activity.

According to analysis of the importance of goal-setting for athlete's profession-alization, goal-setting performs guiding, correcting and activating functions that determine the quality of mastering of the psychological structure of sports activity. In addition, the most common method of goal setting - SMART was analyzed in the paper. Due to the nonuniversality of this technique and the existing shortage of such technique, the goal-setting model in the course athlete's mastering of the psychological structure of sports activity is provide for discussion in the present paper at the conceptual level. When designing the model the researchers relied on the framework of the concepts of systemogenesis of professional activity of V.D. Shadrikov and the concept of system-structural didactics of V.P. Bespal'ko. Furthermore, the model was designed by the authors with regard to judo and the content (training elements) was presented in the model in accordance with the concept of long-term training in judo of G.P. Parkhomovich. The theoretical model is presented in the form of graph simulation pattern, tables with description of judo training elements and level of their assimilation, as well as characteristics of levels of matery of these elements after the tables. The proposed model will help in accordance with the objectives of the training phase for a particular athlete determine the elements and formulate training objectives so that the degree of assimilation of each program element could be determined at any phase, which, of course, will make it possible to control the athletes' level of assimilation of the psychological structure of sports activity.

Keywords: goal setting, definition of objectives, psychological structure of sports activity.

Введение. В современном спорте велика роль психологических ресурсов в достижении высоких результатов. Одним из таких ресурсов является сформированный стиль психической регуляции спортивной деятельности, значимым компонентом которого исследователи определяют способ-

ность к целеполаганию (В. И. Моросанова, 1991; Р. Мартенс, 1987).

Проблема целеполагания давно стала предметом исследований психологов. Обращение специалистов к данной проблеме не случайно. Целеполагание занимает ведущее

место в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности. В психологической науке сложилась традиция рассматривать целеполагание как тактический или стратегический механизм построения деятельности спортсмена [1]. В основе процесса целеполагания лежат неосознаваемые и осознаваемые потребности, определяющие мотивацию деятельности спортсмена. Созданный в процессе целеполагания идеальный образ активирует представление о тех ресурсах, которые необходимо затратить для реализации поставленной цели. Целеполагание как процесс предполагает выбор одной или нескольких целей, которые дают спортсмену возможность осознать свою деятельность с позиций не только постановки целей, но и выбора средств и методов ее достижения. Кроме того, целеполагание позволяет осуществлять усвоение и контроль над реализацией поставленных задач деятельности. Чем точнее представление о цели и затратах для ее реализации, тем выше мотивация достижений, а также активность спортсмена. Спортсмены, способные адекватно определять цели деятельности, демонстрируют большую уверенность в себе, что способствует повышению их результативности.

Цель исследования заключалась в формулировании основных положений теоретической модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности.

Методика исследования. Анализ методов целепола-гания показывает, что наиболее известной и применяемой является методика постановки SMART-целей. Слово SMART является аббревиатурой, которую ввел П. Друкер в 1954 г. [3]. Впервые термин SMART упоминается в 1981 г. в публикации Дж. Дорана (англ. George T. Doran) в журнале «Management Review» [2]. П. Майер в книге «Attitude is Everything» описал характеристики SMART-целей [4]: specific - конкретная, то есть четко описывающая, что нужно сделать и зачем, measurable - измеряемая, для того чтобы можно было точно оценить степень выполнения задания, agreed - согласованная и принятая к исполнению всеми заинтересованными сторонами, realistic - достижимая, реалистичная, timebound - с привязкой по времени, то есть, к какому сроку или к каким промежуточным срокам надо выполнить задание. Данная методика, на наш взгляд, эффективна и позволяет формулировать тактические и стратегические цели, мотивировать спортсмена и т. д. Однако она не лишена недостатков. Авторы не акцентируют своего внимания на специфике целеполагания на этапах многолетней подготовки спортсмена. В данной методике цели не рассматриваются во взаимосвязи с другими функциональными блоками психологической структуры деятельности, освоение которой является необходимым условием достижения мастерства в спорте. Методика целеполагания SMART хороша, если ее использовать для постановки цели на какой-то конечный период деятельности. Однако спорт является тем видом деятельности, где обучение и совершенствование происходит постоянно. По мнению тренеров, двигательная деятельность на этапах

Рисунок к таблице

многолетней подготовки спортсмена развивается следующим образом: увеличивается спектр применяемых (усваиваемых) действий и приемов, а также возрастает уровень их усвоения.

Результаты исследования и их обсуждение. Содержание подготовки спортсмена базируется не только на общей информации о методах деятельности спортсмена, но и на характерных для данного вида спорта. Все эти вместе взятые объекты, явления и методы деятельности, внесенные в программу, могут быть названы элементами подготовки спортсмена, из которых состоит любая программа. Составитель программы должен, исходя из целей подготовки, обосновывать необходимость включения в нее того или иного элемента. При этом все элементы подготовки должны быть хорошо обозримы и восприниматься и в целом и во взаимосвязи. Определив круг элементов подготовки, необходимо по каждому из них диагностично задать цели, которые сформулированы так, чтобы можно было на любом этапе подготовки выяснить динамику совершенствования спортсмена.

При отработке содержания программы подготовки спортсменов на теоретической стадии ее формирования считаем целесообразным использовать специальные таблицы и древовидные графические классификационные схемы.

Логическая структура представляет собой древовидную графическую классификационную схему, в которой имеются узлы (кружки) и дуги, соединяющие эти узлы. Узлы и есть элементы подготовки, а дуги служат для указания их взаимосвязи. Элементы подготовки, расположенные в корне -вершине графического древа, называют исходными. От него расходятся лучи к производным элементам, расположенным на нескольких градациях логической структуры. Таким образом, исходный элемент подготовки в процессе логического анализа делится на несколько производных, в которых находят свое отражение диктуемые целями подготовки определенные свойства исходного элемента. Данная древовидная схема построена на основе схемы двигательной деятельности в дзюдо Г. П. Пархомовича [3]. Для иллюстрации вышеизложенного изобразим процесс целеобразования графически (см. рисунок).

Соединение содержания подготовки и его целей возможно в специальной форме (см. таблицу). В форме указываются номера элементов подготовки, под которыми они обозначены в логической структуре изучаемого материала. Во второй колонке дается полное название элемента, позволяющее судить о его содержании. Следующая графа таблицы дает возможность учитывать исходный уровень представлений спортсмена о конкретном элементе. Исходный уровень может быть равен 0 или любому значению в диапазоне I—IV уровней. В следующей колонке формы фиксируется конечная цель изучения каждого элемента подготовки, определяемая требованиями к знаниям и умениям спортсмена. В таблице представлен перечень двигательных действий, овладение которыми является обязательно для подготовки дзюдоиста. Далее в таблице прописаны диагностично заданные исходный и конечный уровни подготовленности спортсмена на этапах многолетней подготовки.

Усвоение структуры деятельности дзюдоиста следует представить в виде четырех уровней.

I уровень (а|) — узнавание элементов программы подготовки (знания-знакомства). На этом уровне деятельность спортсмена осуществляется при условии внешне заданного алгоритмического описания. В. П. Беспалько назвал его «ученическим» уровнем деятельности. Например, выполнение задания по образцу или по инструкции, доступной для спортсмена в ходе выполнения деятельности.

№ п/п Наименование элемента подготовки Уровень усвоения(а)

На-чаль-ный этап подготовки Этап углублен-ной под-готовки Этап спор-тив-ного со-вершен-ство-вания

исходный (аи) конечный (ак) исходный (аи) конечный (ак) исходный (аи) конечный (ак)

1 Развитие двигательных действий 0 II II III III IV

2 Способствующие действия 0 II II III III IV

3 Взаимодействия 0 II II III III IV

4 Образующие действия 0 II II III III IV

5 В оказании первой помощи 0 II II III III IV

6 В борьбе лежа 0 II II III III IV

7 В применении тактики 0 II II III III IV

8 В использовании ситуации 0 II II III III IV

9 В комбинировании техники 0 II II III III IV

10 В выведениях из равновесия 0 II II III III IV

11 В захватах 0 II II III III IV

12 В перемещениях 0 II II III III IV

13 В улучшении устойчивости 0 II II III III IV

14 Технические действия лежа 0 II II III III IV

15 Технические действия стоя 0 II II III III IV

16 Основные 0 II II III III IV

17 Сопряженные 0 II II III III IV

18 Подготовительные 0 II II III III IV

19 Комбинация лежа 0 II II III III IV

20 Комбинация стоя 0 II II III III IV

21 Действия контроля лежа 0 II II III III IV

22 Подбивы 0 II II III III IV

23 Выведение из равновесия 0 II II III III IV

24 Дыхание 0 II II III III IV

25 Захваты 0 II II III III IV

26 Передвижения и повороты 0 II II III III IV

27 Позы, положения, взаимоположения 0 II II III III IV

28 Стойки 0 II II III III IV

29 Специальные 0 II II III III IV

30 Общие 0 II II III III IV

31 Неклассическая техника и ее варианты 0 II II III III IV

32 Классическая техника и ее варианты 0 II II III III IV

33 Неклассическая техника и ее варианты 0 II II III III IV

34 Классическая техника и ее варианты 0 II II III III IV

II уровень (аи) - репродуктивное действие (знания-копии). На этом уровне спортсмен выполняет действие, самостоятельно воспроизведя его по памяти, а также используя ранее усвоенную информацию об его ориентировочной основе действия. Например, применение в ходе поединка стандартного решения задачи по хорошо известному алгоритму.

III уровень (oj - продуктивное действие. На этом уровне усвоения спортсмен самостоятельно изменяет знакомые стандартные действия, что определяет формирование субъективно новой ориентировочной основы деятельности, способствующей выполнению нестандартного действия. Деятельность на этом уровне выполняется по сформированному в ходе самого действия алгоритму. Например, решение задач, возникающих в ходе поединка с использованием общеизвестных приемов и методов, путем их самостоятельного приспособления к его условиям, результат которого предсказуем лишь в общем виде.

IV уровень (oiv) - продуктивное действие. На этом этапе деятельность выполняется путем самостоятельного конструирования объективно новой ориентировочной основы. Спортсмен действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила (творческая деятельность). Данный уровень возможен лишь на этапе высших достижений дзюдоистов, так как требует от них не только отличного знания приемов, бросков, подсечек и т. д., но и умения творчески использовать собственные умения и навыки, создавать необычные комбинации и броски.

Таким образом, диагностика цели состоит в определении необходимого уровня усвоения ими знаний и умений. То есть уровень усвоения (а) указывает на требуемую степень мастерства, которого должен достичь спортсмен. Каждый этап его подготовки предъявляет свои требованиям к уровню усвоения двигательных действий. Например, при изучении дзюдоистами двигательных действий на этапе начальной подготовки конечным уровнем усвоения является второй (аи). Основная цель спортсмена на этом этапе состоит в том, что двигательные задачи в ходе поединка он должен решать путем их самостоятельного воспроизведения по памяти в виде известных ему стандартных алгоритмов деятельности.

Вывод. Предложенная нами теоретическая модель диагностического задания целей подготовки дзюдоистов позволяет в соответствии с задачами этапа подготовки определить перечень элементов и задать цели, т. е. сформулировать их так, чтобы на любом этапе подготовки можно было выяснить степень усвоения каждого элемента программы подготовки. Задачей дальнейшего исследования проблемы целеполага-ния в психологической структуре спортивной деятельности является апробация предложенной нами модели.

Литература

1. Багадирова С. К. Психологическая структура спортивной деятельности: анализ и новый подход к ее построению / С.К. Багадирова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - Вып. 3 (143). - С. 130-136.

References

1. Bagadirova, S.K. PsikhoIogicheskaya strukture sportivnoy deyateI'nosti: analiz i novy podkhod k ee postroeniyu (Psychological structure of sports activity: analysis and a new approach to its design) / S.K. Bagadirova // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. -2014. - Iss. 3 (143). - P. 130-136.

2. Doran, G.T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives / G.T. Doran // Management Review. - 1981. - Vol. 70, Issue 11 (AMA FORUM). - P. 35-36.

3. Drucker, P.F. The Practice of Management / P.F. Drucker. = Praktika menedzhmenta. - M.: Vil'jams, 2007. - P. 400.

4. Meyer, P.J. What would you do if you knew you couldn't fail? Creating S.M.A.R.T. Goals. Attitude Is Everything: If You Want to Succeed Above and Beyond. Meyer Resource Group, Incorporated, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.