Психологические науки
УДК 159.9:796
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Сусанна Кимовна Багадирова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Адыгейский государственный университет» (АГУ) г. Майкоп
Аннотация
В статье обсуждается проблема развития навыков целеполагания у спортсменов. Анализируется специфика процесса целеполагания, типичные ошибки в постановке целей спортивной деятельности, указывается на отсутствие целенаправленного обучения навыкам целеполагания. В статье представлены результаты экспериментального исследования, в ходе которого была установлена эффективность тренинговых занятий, направленных на формирование у спортсменов навыков це-леполагания. В эксперименте участвовало 20 дзюдоистов, составляющих основу сборной команды по дзюдо Республики Адыгея (г. Майкоп). Из общего количества спортсменов 8 человек являются мастерами спорта и 12 кандидатами в мастера спорта.
Ключевые слова: целеполагание, навыки, тренинговые занятия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p307-312
APPLICATION OF TRAINING SESSIONS IN TRAINING OF THE ATHLETES AS MEANS OF FORMATION OF GOAL-SETTING SKILLS
Susanna Kimovna Bagadirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adygea State University, Maykop
Annotation
The article discusses the problem of goal-setting skills development among the athletes. The specific character of the process of goal setting, common mistakes in setting goals for the sporting activity have been analyzed, the article indicates to the absence of the focused goal-setting skills training. The article presents the results of the experimental study within which the effectiveness has been established for the training sessions aimed at developing the athletes' skills of goal setting. The experiment involved 20 wrestlers, forming the basis of the national team in judo of Republic of Adygea (Maykop). Off the total number of athletes, 8 people are masters of sports and 12 candidates for master of sports.
Keywords: goal setting, skills, training sessions.
ВВЕДЕНИЕ
Рост достижений в современном спорте усиливает значимость психологических ресурсов, позволяющих спортсмену эффективно управлять осуществляемой деятельностью. Таким ресурсом, на наш взгляд, является произвольная регуляция деятельности, существенным компонентом, которой является способность к целеполаганию.
Традиционно целеполагание рассматривается как тактический или стратегический механизм регуляции деятельности спортсмена. Создаваемый в процессе целеполагания некий идеальный образ - цель, мобилизует психические и физические ресурсы, необходимые для ее достижения. Сам процесс целеполагания есть не что иное, как выбор одной или нескольких целей, которые детерминируют не только осознанность деятельности, но и выбор средств и методов ее реализации. На наш взгляд, чем точнее спортсмен умеет определить цели деятельности, тем более устойчивыми являются ее мотивы, повышается уровень уверенности в себе спортсмена, более четко осуществляется регуляция деятельности и принятия решения, что, в конечном счете, приводит к росту его результативности.
Однако, не смотря на высокую значимость постановки цели в регуляции деятельности спортсмена, данная проблема остается мало изученной. Действительно, формулирование целей - это сложный когнитивный навык, формирование которого осуществляется не просто. Ставя перед собой цели, спортсмены не редко допускают ряд ошибок. Например, спортсмен ставит глобальную цель стать Олимпийским чемпионом. Однако, в отличие от более мелких, специфических целей, глобальные цели определяются по небольшому числу параметров и не могут быть для спортсменов хорошим ориентиром. Соответственно, имея в качестве цели Олимпийское чемпионство, спортсмен, попадая в соревновательную ситуацию, не имея в своем арсенале более мелких тактических целей, не достигает тех результатов, которые позволили бы ему претендовать на звание чемпиона.
На наш взгляд, очень доказательно об этом написал в своей книге «Логика неудачи» Д. Дернер. Осуществленное им исследование, где испытуемым предлагалось решать сложные комплексные задачи, в которых моделировались реальные ситуации, позволило ему описать алгоритм поведения человека, имеющего в своем арсенале лишь глобальную цель. Д. Дернер утверждает, что воспринимая поставленную глобальную цель, достижение которой не разложено на более мелкие цели, люди, начинают действовать в лучшем случае хаотично, что приводит к поведению, которое он назвал «поведение аварийной службы». То есть человек начинает решать ложные проблемы, либо лежащие на поверхности, но не имеющие большого значения для деятельности в целом, либо проблемы, алгоритм решения которых пришел случайно. В этой ситуации человек отходит от первоначально сформулированной цели и начинает преследовать другие цели, то есть происходит то, что Д. Дернер назвал «сдвиг цели». Более того, если в ходе осуществления деятельности неудачи чередуются с победами, то для человека эта задача приобретает собственную значимость, а изначально обозначенная цель забывается [1].
Основной причиной этой ошибки является отсутствие декомпозиции целей деятельности. Наблюдения показывают, что на практике целенаправленное формирование навыков целеполагания у спортсменов встречается крайне редко. Отметим, что сама процедура целеполагания не определяется спортсменами как проблемная ситуация, требующая анализа и решения. В большинстве случаев формулирование целей воспринимается ими как некий формальный, но не осуществленный элемент планирования.
Сказанное выше, дает основание утверждать, что проблема целеполагания является одной из ключевых проблем спортивной подготовки. На наш взгляд, особое место в формировании навыков целеполагания должно быть отведено развитию у спортсменов умений определять и конкретизировать различные по направленности цели деятельности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В данной работе мы предлагаем свое видение возможности формирования навыков целеполагания у спортсменов. Нам представляется, что наиболее эффективно, развитие навыков целеполагания возможно в ходе тренинговых занятий. В подтверждение сказанному нами было осуществлено экспериментальное исследование, предопределенное следующей гипотезой: предполагалось, что включение в учебно-тренировочный процесс комплекса тренинговых занятий по формированию навыков целеполагания, является психологическим резервом успешной регуляции деятельности спортсменов.
Цель экспериментального исследования состояла в формировании навыков целе-полагания спортсменов. Проводилось исследование на базе Республиканской школы Высшего спортивного мастерства г. Майкопа. В эксперименте участвовало 20 дзюдоистов, составляющих основу сборной команды по дзюдо Республики Адыгея. Из общего количества спортсменов 8 человек являются мастерами спорта и 12 кандидатами в мастера спорта.
В ходе эксперимента нами был применен метод формирующего эксперимента, основанием для которого стали данные психологической диагностики. Для психологиче-
ской диагностики нами был использован тест «Способность самоуправления» Н.М. Пей-сахова. Согласно представлениям Н. М. Пейсахова самоуправление является процессом, направленным на формирование новых стратегий и планов, а саморегуляция проявляется также в трансформациях, но происходящих в рамках принятых норм и поведенческих стереотипов. С точки зрения Н.М. Пейсахова структура самоуправления включает в себя структуру саморегуляции. Самоуправление состоит из восьми звеньев: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, критерии оценки, принятие решения, самоконтроль, коррекция [2]. На наш взгляд, центральным звеном этого процесса является целеполагание. Нам представляется, что овладение навыками целеполагания, позволит эффективно осуществлять управление деятельностью.
Результаты тестирования показали средний уровень развитости способности к самоуправлению по всем шкалам, представленным в данной методике. Кром того, коэффициент вариации по всем шкалам превышает 35%, что указывает на неоднородность результатов (таблица 1). Нам представляется, что средний уровень развитости способности к самоуправлению для участвующих в диагностике спортсменов является не достаточным. Спорт, как конкурентный вид деятельности, требует от спортсменов более высокого уровня владения способами регуляции деятельностью.
Индивидуальные беседы с тренерами и спортсменами дают основания утверждать, что их представления о процессе целеполагания не являются достаточными. В основном и тренеры, и спортсмены ставят результативные цели в связи с конкретными соревнованиями.
Таблица 1
Результаты тестирования констатирующего этапа эксперимента по методике _«Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова_
Наименование этапов самоуправления Х±о
Констатирующий этап
Анализ противоречий 3,58±1,27
Прогнозирование 3,82±1,23
Целеполагание 3,11±1,26
Планирование 3,11± 1,53
Критерий оценки качества 3,29±1,53
Принятие решения 3,11± 1,53
Самоконтроль 3,52±1,28
Коррекция 3,70± 1,21
Итак, нами было обнаружено противоречие между значимостью целеполагания в регуляции деятельностью спортсмена, и полученными эмпирическими данными, свидетельствующими о не достаточном уровне сформированности навыков целеполагания спортсменов.
Результаты диагностики послужили основой для отбора содержания тренинговых занятий, направленных на формирование навыков целеполагания спортсменов-дзюдоистов. Поскольку публикация всего содержания комплекса тренинговых занятий в рамках данной статьи не представляется возможной, считаем необходимым представить их структуру.
Цель тренинга заключалась в овладении навыками постановки целей и развитии компетенции целеполагания.
Задачами психологического тренинга явились:
1. Сформировать устойчивое представление о значимости постановки целей в планировании деятельности.
2. Сформировать навыки постановки и конкретизации целей разной направленности.
3. Освоение технологий и принципов целеполагания.
Программа комплекса тренинговых занятий состоит из четырех блоков (занятий). Каждое занятие состоит из мини лекции и практической части, в которой спортсмены выполняли предложенные им индивидуальные задания. В данном комплексе нами применялись тренинговые методы работы с прошлыми и конструируемыми событиями. В группе тренинговых методов работы с прошлыми событиям нами использовался метод регрессии, позволяющий спортсмену вернуться в ситуацию целеполагания, пережить этот процесс во внутреннем плане и проанализировать его. В группе тренинговых методов работы с конструируемыми событиями нами использовался метод символического самовыражения, который дает возможность спортсмену визуализировать цель, а также метод операционализации, позволяющий строить реальную деятельность, достигать конкретные цели, определять будущие события.
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. «Целеполагание в процессе регуляцией деятельностью».
Лекция. Роль целеполагания в произвольной регуляции деятельности. Способы целеполагания.
Практическое задание
Задание 1. Вспомните и приведите пример из своей спортивной карьеры интуитивного поиска цели.
Задание 2. Используя способ, постановки цели - изобретение цели поставьте цель спортивной деятельности.
Задание 3. Используя метод «вычисления» определите основную цель и определите пути ее достижения.
Задание 4. Вспомните и приведите пример из своей спортивной карьеры постановку цели методом «выбора и предписания».
Занятие 2. «Жизненные ценности личности».
Лекция. Понятие «жизненные ценности личности». Соотношение жизненных ценностей личностей и глобальных целей. Пирамида целей Б. Франклина.
Практическое задание
Задание 1. Морфологический тест жизненных ценностей авторы: В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина.
Задание 2. По аналогии с пирамидой Б. Франклина постройте свою пирамиду целей.
Занятие 3. «Методика целеполагания».
Лекция. Определение целей. Декомпозиция целей. Средства достижения целей. Этапы и особенности проектной технологии целеполагания (по Г. А. Архангельскому). SMART - метод постановки цели.
Практическое задание
Задание 1. Используя проектную систему постановки целей Г. Архангельского, опешите долгосрочные индивидуальные цели.
Задание 2. Используя методику SMART, установите цели спортивной деятельности.
Занятие 4. «Целеосуществление».
Лекция. Формы целеосуществления. Результат как итог целеосуществления. Б. Трейси достижение целей.
Практическое задание
Задание 1. Спортсменам предлагаются варианты заранее сформулированных долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных целей спортивной деятельности, качество постановки которых им необходимо оценить.
Задание 2. Спортсменам предлагается оценить поставленные ими самими цели своей спортивной деятельности, оценить степень их осуществления и осуществить ана-
лиз собственных ошибок.
Эффективность тренинговых занятий была подтверждена вторичной диагностикой с использованием уже известной методики.
Таблица 2
Сопоставление результатов тестирования констатирующего и контрольного этапов
эксперимента по методике «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова
Наименование этапов самоуправления Х±о Р
Констатирующий этап Контрольный этап
Анализ противоречий 3,58±1,27 4,35±0,67 Р>0,05
Прогнозирование 3,82±1,23 4,65±0,67 Р<0,05
Целеполагание 3,11±1,26 4,15±0,48 Р>0,01
Планирование 3,11± 1,53 4±0,56 Р>0,01
Критерий оценки качества 3,29±1,53 4,2±0,76 Р>0,01
Принятие решения 3,11± 1,53 4±0,79 Р>0,05
Самоконтроль 3,52±1,28 4,3±0,92 Р>0,05
Коррекция 3,70±1,21 4,45±0,60 Р>0,05
Сопоставление результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, свидетельствуют о достоверном повышение результатов (уровень выше среднего). Статистически значимые позитивные изменения произошли по всем шкалам методики (таблица 2). Кроме того, коэффициент вариации по всем шкалам не превышает допустимые нормы. В среднем 15%, что указывает на возросшую однородность результатов.
В ответах тренеров и спортсменов в ходе индивидуальных собеседований, обратил на себя внимание тот факт, что при планировании своей деятельности они стали больше уделять внимания процессу постановки целей и их коррекции. Также они отмечают появившуюся в их арсенале вариабельность целей. По их мнению, эти изменения привели к повышению результативности.
Таким образом, в ходе эксперимента нами была подтверждена гипотеза исследования. Разработанный нами комплекс тренинговых занятий является достаточно эффективным средством формирования и развития навыков целеполагания. Конечно же, представленные в данной работе тренинговые занятия не являются конечным или идеальным вариантом формирования навыков целеполагания. Они требуют дальнейшей апробации и совершенствования. Тем не менее, апробированный нами комплекс специфических тре-нинговых методов, может быть использован в работе с другими командами и спортсменами.
ВЫВОДЫ
Результаты данного исследования дают необходимую информацию для спортивных специалистов, которая позволит им разработать эффективные схемы подготовки для каждого спортсмена, а также команды в целом. Конечно же, представленные в данной работе тренинговые занятия не являются конечным или идеальным вариантом формирования навыков целеполагания. Тем не менее, апробированные нами тренинговые занятия могут быть использованы другими командами и спортсменами для формирования или совершенствования навыков целеполагания.
Представленное в данной работе исследование не отвечает на все вопросы, связанные с проблемой целеполагания. Необходимы дальнейшие лонгитюдное исследования, в ходе которых будут получены качественные и количественные данные, указывающие на эффективность стратегии и практики целеполагания. Кроме того, эти исследования могут предоставить ценную информацию об изменениях в стратегии целеполага-ния в течение сезона или на этапах многолетней подготовки спортсменов. Необходимы дополнительные исследования, которые позволят убедиться в том, существуют ли различия в постановке цели между успешными спортсменами и их менее успешными коллега-
ми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дернер, Д. Логика неудачи / Д. Дернер. - М. : Смысл, 1997. - 243 с.
2. Пейсахов, Н.М. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. - Казань : Издательство Казанского университета, 1991. - 120 с.
REFERENCES
1. Derner D. (1997), Logic failure, Sense, Moscow.
2. Peisakhov N.M. and Shevtsov, M.N. (1991), Applied Psychology, publishing house Kazan University, Kazan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2016
УДК 159.95
ШКАЛА ОЦЕНКИ ДИЗАРТРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ КЛИНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЛОГОПЕДА
Ирина Николаевна Балашова, кандидат психологических наук, доцент, Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой,
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова (ПСПбГМУ им. И.П. Павлова)
Аннотация
Диагностика дизартрии в основном опирается на клиническую оценку состояния пациента и логопедическую оценку структуры дефекта речи. Шкала оценки дизартрии объединяет клиническое и логопедическое исследование, позволяет получить комплексную оценку расстройств и объективно оценить динамику восстановления речи. При разработке шкалы были использованы анализ клинической картины разных форм дизартрии. Стандартизированные шкалы относятся к значимым диагностическим инструментам, так как их результаты являются критериями использования клинических стандартов. Представленная шкала позволяет оценить не только выраженность дизартрии, но и дать качественную оценку расстройства. Шкала может использоваться не только как критерий применения клинических стандартов, но и имеет значение для разработки дифференцированных и индивидуализированных программ лечения и реабилитации больных с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, шкала, речевые нарушения, нарушения глотания, нарушения дыхания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p312-317
DYSARTHRIA RATING SCALE AS AN INSTRUMENT OF LOGOPEDIST
CLINICAL WORK
Irina Nikolaevna Balashova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nina Pavlovna Vanchakova, the doctor of medical sciences, professor, department chairman, The First State Pavlov Medical University of St. Petersburg
Annotation
The dysarthria diagnostics is based upon the clinical and logopedic evaluation of the defect structure. The dysarthria rating scale combines clinical and logopedic analysis that allows to evaluate the dynamics of speech recovery. The analysis of different dysarthria forms clinical picture was used to develop the rating scale. The standardized scales are important diagnostic tools, because their results are used as clinical standards criteria. The scale presented allows us to evaluate the dysarthria intensity and to give the quantitive evaluation of the disorder. The scale is important for development of the individualized and dif-