Научная статья на тему 'Целеполагание как ресурс повышения эффективности спортивной деятельности'

Целеполагание как ресурс повышения эффективности спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL SETTING / ТЕОРИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ / ACHIEVEMENT GOAL THEORY / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / GOAL ORIENTATION / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕН / ATHLETE / SPORT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сагова З.А.

Одним из наиболее ярких показателей эффективности деятельности человека является его способность к постановке и достижению цели. Планируемые цели, являясь непосредственными регуляторами поведения, определяют качество взаимодействия человека с другими людьми в той или иной деятельности и эмоциональные переживания, которыми сопровождаются эти взаимодействия. Исследования, выполненные в рамках теории достижения цели, выделяют две генеральные направленности целей на мастерство и производительность, являющиеся основными маркерами поведения их приверженцев. Теория достижения цели, разработанная для решения многочисленных задач системы образования, в настоящее время успешно адаптирована и используется в самых разных сферах деятельности, в том числе и в сфере спорта. Актуальность исследования проблем целеполагания в профессиональной спортивной деятельности определяется необходимостью разработки и применения эффективных методов достижения высоких результатов с наименьшими затратами психоэнергетических ресурсов человека, сохранения и совершенствования его физического и психического здоровья. В работе анализируются различные формы целевых ориентаций и их роль в формировании адаптивных способов поведения субъекта спорта, достижении профессионализма в деятельности и развитии личности. Представлены особенности направленности целей как ресурса конкурентоспособности спортсмена. в статье обсуждаются возможности применения теории достижения цели в практической спортивной сфере для повышения эффективности взаимодействия основных субъектов деятельности, снижения негативного влияния стрессовых ситуаций и состояний спортсменов, развития и регулирования профессионально важных качеств, что может рассматриваться как продуктивный блок в структуре психологической подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal setting as a resource to improve the effectiveness of sport activity

One of the most glaring indicators of the effectiveness of human activity is his ability in setting and achieving goals. Planned goals, being direct regulators of behavior, determine the quality of human interaction with other people in one or another activity and emotional experiences that accompany these interactions. The achievement goal theory, which was elaborated to solve many problems of the education system, currently successfully adapted and used in a variety of fields, including the field of sports. The relevance of the study of this problem is determined by the need for the development and implementation of effective methods to achieve good results in sport. At the same it is important to preserve and improve physical and mental athlete''s health. The work examines various forms of target orientations and their role in shaping the adaptive behaviors of the sport''s subject, the achievement of the professional activity and personal development. The article discusses the possibility of applying this theory in practical sport field. It has a great importance to improve the efficiency of interaction between key stakeholders, reduce the negative effect of stressful situations and status of athletes, and develop and regulate of professionally important qualities. Also it can be considered as a productive part in the structure of psychological training of athletes

Текст научной работы на тему «Целеполагание как ресурс повышения эффективности спортивной деятельности»

sports in modern Russia. Uchenye zapiski RGSU [Scientific notes of RSSU], 2011, no. 8, pp. 215-219 (in Russian).

13. Plaksunova E.V. A Study of motive sphere of students with autism. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka [Study of motive sphere of students with autism], 2010, no. 6, pp. 65-67 (in Russian).

14. Ryazanov A.A. Psychophysical status of children 13-14 years of age with intellectual disabilities. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2006, no. 2, pp. 23-32 (in Russian).

15. Seleznev V.V. Organizational-methodical bases of preparation of athletes with disabilities in specialized institutions. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2013, 25 p. (in Russian).

16. Khramov V.V. Medical support in adaptive sports. Fizkul'tura vprofilaktike, lechenii i reabilitatsii [Exercise in the prevention, treatment and rehabilitation], 2011, no. 1-2, pp. 60-62 (in Russian).

17. Cheshikhina V.V., Nikiforova O.N., Cheshikhin V.A., Seleznev V.V. Innovatsionnye tekhnologii reabilitatsii lits s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya sredstvami adap-tivnoy fizicheskoy kul'tury:monografiya [Century Century Innovative technologies of rehabilitation of persons with disabilities in the state of health by means of adaptive physical education]. Moscow, Publishing RGSU, 2012, 170 p. (in Russian).

18. Shakurova L.E. Physical education of mentally retarded students 12-13 years health and correctional facilities. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2009, 23 p. (in Russian).

19. Shipitsyna L.M. Psikhologicheskaya diagnostika otk-loneniy razvitiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Psychological diagnosis of developmental disorders of children of primary school age]. Moscow, Publishing House «Speech,» 2008, 148 p. (in Russian).

20. Chelly J., Khelfaoui M., Francis M., Che'rif B., Bienvenu T. Genetics and pathophysiology of mental retardation. European Journal of Human Genetics, 2006, Vol. 14, pp. 701-713.

УДК 796.01:159.9

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Кандидат психологических наук, доцент З. А. Сагова,

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва. Контактная информация для переписки: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 4, комн. 2.318; e-mail: sagova25@mail.ru

Одним из наиболее ярких показателей эффективности деятельности человека является его способность к постановке и достижению цели. Планируемые цели, являясь непосредственными регуляторами поведения, определяют качество взаимодействия человека с другими людьми в той или иной деятельности и эмоциональные переживания, которыми сопровождаются эти взаимодействия. Исследования, выполненные в рамках теории достижения цели, выделяют две генеральные направленности целей - на мастерство и производительность, являющиеся основными маркерами поведения их при-

верженцев. Теория достижения цели, разработанная для решения многочисленных задач системы образования, в настоящее время успешно адаптирована и используется в самых разных сферах деятельности, в том числе и в сфере спорта. Актуальность исследования проблем целеполагания в профессиональной спортивной деятельности определяется необходимостью разработки и применения эффективных методов достижения высоких результатов с наименьшими затратами психоэнергетических ресурсов человека, сохранения и совершенствования его физического и психического здоровья. В рабо-

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-06-10294

те анализируются различные формы целевых ориентации и их роль в формировании адаптивных способов поведения субъекта спорта, достижении профессионализма в деятельности и развитии личности. Представлены особенности направленности целей как ресурса конкурентоспособности спортсмена. в статье обсуждаются возможности применения теории достижения цели в практической спортивной сфере для повышения эффективности взаимодействия основных субъектов деятельности, снижения негативного влияния стрессовых ситуаций и состояний спортсменов, развития и регулирования профессионально важных качеств, что может рассматриваться как продуктивный блок в структуре психологической подготовки спортсменов.

Ключевые слова: целеполагание; теория достижения цели; целевая ориентация; спортивная деятельность; спортсмен.

Целеполагание можно считать одним из важнейших механизмов развития всех сфер жизнедеятельности общества и отдельного человека. Согласно утверждениям А. н. Леонтьева [3], С. Л. Рубинштейна [4], О. К. Тихомирова [5], оно занимает одно из центральных мест в структуре деятельности и в процессе становления личности, является важной характеристикой существования человека, определяющей успешность его жизнедеятельности. Современное общество, с его динамичными, подчас непредсказуемыми изменениями, требует от человека высокой конкурентоспособности, предприимчивости, умения самостоятельно принимать решения, выбора стратегий поведения в сложных жизненных и профессиональных ситуациях. В этих условиях грамотная постановка целей и ориентация на их достижение являются одним из главных признаков эффективности деятельности человека.

Значимость целеполагания связана также с тем, что достижение положительных эффектов в деятельности происходит через сам процесс постановки целей и продвижения к ним. Согласно выводам из исследования Г. В. Акопова [1], кроме того что цели отображают убеждения, ценностные ориентации, представления человека об успехе, постановка (формулирование) цели позволяет сосредоточиться на ее реализации, способствует созданию единой направленности усилий, повышению общей производительности и уверенности в себе.

Проблема целеполагания в разное время изучалась отечественными и зарубежными специалистами, и объектами исследования чаще всего являлись студенты и школьники (например, взаимосвязи целевых установок и успешности учебной деятельности учащихся, а также их дальнейшей эффективности в жизни; влияние характера целей на самооценку и адаптивность студентов [2, 6]). Вопросы, связанные с целеполаганием в спорте, на сегодняшний день остаются слабо исследованными, несмотря на безусловную важность этой

уникальной сферы деятельности и все возрастающий интерес к ней.

Актуальность изучения целеполагания в спортивной деятельности связана с объективной необходимостью развития и совершенствования активной и успешной в этой сфере личности. Целеполагание в спорте присутствует всегда, независимо от вида спорта или уровня спортивных достижений спортсмена и является неотъемлемой частью сотрудничества тренера и спортсмена. например: определение цели на конкретную тренировку, на совершенствование отдельных упражнений, на ближайший спортивный сезон, на участие или победу в конкретном соревновании и т. д.

Среди исследований, выполненных в этом направлении, можно выделить работы таких зарубежных специалистов, как А. Эллиот [14], Д. Шапиро [16], Дж. Дуда [9], которые изучали особенности целевых ориентаций спортсменов. Перечисленных авторов объединяет точка зрения, согласно которой целевые ориентации человека являются отражением его взглядов на мир и концептуально связаны с убеждениями о предпосылках успеха в деятельности. Кроме того, согласно выводам Дуды [9], характер целей, которые ставит перед собой спортсмен, можно считать яркими показателями физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий, которые он готов приложить в своих стремлениях к достижению желаемого результата.

При изучении вопросов постановки целей особый интерес могут представлять исследования, выполненные с позиций теории достижения цели. Теория достижения цели, первоначально разработанная для исследований в системе образования, в настоящее время успешно используется в спортивной сфере, и она выделяет две формы целевых ориентаций: целевая ориентация на задачу (task goal orientation) и целевая ориентация на эго (ego goal orientation). Результаты исследований специалистов показывают, что выбор направленности целей связан с качеством взаимодействия человека с другими людьми в той или иной деятельности и эмоциональными переживаниями, которыми сопровождаются эти взаимодействия [8, 11].

Согласно авторам теории достижения цели [8, 10, 12], лица, у которых наблюдается эго-ориентация целей, склонны к демонстрации своих физических, интеллектуальных и других возможностей; к более высокой по сравнению с другими оценке своих способностей и результатов деятельности, которая сопровождается реальной высокой производительностью с меньшими энергетическими затратами. Объектами сравнения достижений лиц с целевой эго-ориентацией являются достижения других людей.

Эйди Дж. [7] с коллегами проводили исследование различных аспектов постановки и достижения целей в спорте, где предполагалось, что спортсмены с эго-ориентированными целями должны воспринимать приближение спортивных соревнований как угрозу их успеху, учитывая, что основной целью этой категории спортсменов является цель превзойти соперников.

В результате авторы действительно выявили положительную корреляцию эго-ориентированных целей спортсменов с их оценкой предстоящих соревновательных событий как источника опасности. Как пишут авторы: «спортсмены воспринимают приближение соревнований так, как будто у них все поставлено на карту. Их переживания связаны также с тем, что в этот момент их способности оцениваются публично». Таким образом, эго-ориентация целей спортсменов может являться предпосылкой возникновения страха неудачи в предстоящем состязании. Данное исследование проводилось в ситуации гипотетических спортивных соревнований (т. е. спортсмены получали инструкцию отмечать свои цели, мысленно моделируя свое участие в соревновании в ближайшее время), поэтому было бы интересно проведение подобного исследования непосредственно перед реальными спортивными соревнованиями. Интересно также проверить данные обсуждаемого исследования на разных видах спорта, с учетом степени важности ожидаемого события - соревнования, его сложности, выделить гендерные различия. Известно исследование гендерных различий в целевых ориентациях, проведенное Дудой [9], где у женщин выявлена значительно большая эго-ориентация по сравнению с мужчинами, однако, в данном исследовании автора испытуемые не являлись спортсменами.

С. Эймс [8], проанализировав и обобщив исследования, выполненные в рамках теории достижения цели, назвал направленность эго-ориентированных целей ориентацией на производительность и отметил ее обусловленность неадекватной картиной познания их владельцев, отсутствием стремления к глубоким знаниям, их чрезмерно эмоциональными формами поведения и негативной реакцией на возникающие трудности. Кроме того, автор обнаружил низкие корреляции данного типа целевых ориентаций с использованием эффективных стратегий обучения их обладателями.

В противоположность вышеописанному, для людей с целевой ориентацией на задачу характерно стремление к усвоению новых навыков, повышению собственных рекордов, достижению профессионализма в своей деятельности - для роста и развития своей личности; также следует выделить свойственное им объяснение достигнутых успехов приложенными усилиями и выбранной стратегией. Объектами для сравнения достижений приверженцев на задачу-ориентированных целей являются собственные достижения. В вышеупомянутом исследовании Эйди [7] с коллегами было обнаружено, что спортсмены с задача-ориентированными целями склонны воспринимать потенциально стрессовые события, т. е. спортивные соревнования, как возможность для новых достижений и личностного роста. Такое мнение созвучно с более ранними выводами Г. Робертса [13], который утверждал, что достигнутые высокие результаты деятельности могут рассматриваться как самостоятельные условия, в которых спортсмен готов приложить максимальные усилия для преодоления трудностей предстоящего спортивного

состязания. Авторы первого исследования делают еще одно важное заключение о том, что спортсмены с задача-ориентированными целями не рассматривают конкуренцию как угрозу для себя и для своего успеха.

Направленность на задачу-ориентированные цели С. Эймс [8] называет ориентацией на мастерство, он отмечает, что нацеленные на мастерство студенты сосредоточены на учебе, развитии компетентности, овладении наиболее полной информацией и выбирают соответствующие модели поведения и взаимодействия. В целом целевая ориентация на мастерство, согласно утверждениям Эймса, связана с целями личностного развития, стремлениями к высоким достижениям и имеет такие положительные результаты, как повышение самоэффективности и настойчивости, принятие вызовов, готовность к сотрудничеству со сверстниками и общее благополучие.

Дуда [9] в своей работе характеризует обсуждаемые виды целевой ориентации соответствующими утверждениями: «Я чувствую себя успешным, когда я лучший» - в первом случае, и «Я чувствую себя успешным, когда я достигаю личной цели» - во втором. Приведем некоторые примеры из работы автора. Высказывания сторонников эго-ориентированных целей: «Я показываю другим людям, что я лучший; я лучший; я явно превосхожу моих оппонентов; я выигрываю; я достигаю того, чего другие не могут достичь»; высказывания адептов задача-ориентированных целей: «Я достигаю личной цели; я работаю в меру своих способностей; я преодолеваю трудности; я упорно тружусь; я осваиваю то, чего не мог делать раньше, и т. д.».

Таким образом, основной идеей теории достижения цели является утверждение о влиянии типа целевой ориентации на качественно различные направления приложения усилий для достижения успеха в деятельности. В спортивной деятельности изучение данной проблемы может способствовать повышению эффективности взаимодействия в системах «тренер - спортсмен», «психолог - спортсмен», «психолог - тренер». Знание о влиянии направленности целей на результаты деятельности особенно важно в ситуациях, когда спортсмен не уверен в своих способностях, в стрессовых состояниях после неудач, травм, поражений или убежден в том, что «если нет природной одаренности, то не стоит и пытаться развивать спортивные навыки - все равно не удастся достичь успеха». Кроме того, в спорте немало ситуаций, требующих снижения неадекватного оптимизма у спортсмена по поводу своих способностей; преувеличение своего спортивного потенциала, по свидетельству Дж. Дуды, может способствовать быстрому достижению успеха, повышению самооценки и уверенности в себе, но и быстрому разочарованию и неуверенности в последующие годы. Опираясь на теорию достижения цели, также можно заключить, что целевая ориентация в спорте прогнозирует характер представлений субъекта об успехе и его трудоспособности, настойчивости, способности к сотрудничеству с другими людьми. Поскольку целеполагание лично-

сти часто происходит под влиянием значимой группы, одной из перспектив проведения исследований на основе теории достижения цели может быть изучение влияния значимых других на формирование целевых ориентаций. В целом, следует отметить, что теория достижения целеи имеет широкие перспективы использования в спортивной сфере деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акопов, Г. В. Социальная психология образования. -M., 2GGG. - 29S с.

2. Архипова, Н. В., Mедведев, В. Е. О целеполагании в образовательном процессе.// Электронный научно-технический журнал «Наука и образование» (Научное издание MHY им. Н. Э. Баумана). - 2G12. № S. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/37GS3S.html. Дата обращения: 3G января 2G1S.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -M.: Смысл, 2GGS. - 3S2 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - M.: Педагогика, 19S9. - 4SS с.

5. Тихомиров, О. К. Психология мышления. - M.: Изд-во MrV, 19S4. - 27G с.

6. Хуторской, А. В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2GG6. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. Дата обращения: 25января 2G1S.

7. Adie, J.W., Duda, J.L., Ntoumanis, N. (2GGS). Achievement Goals, Competition Appraisals, and the Psychological and Emotional Welfare of Sport Participants. Journal of Sport and Exercise Psychology, 3G, 3G2-322.

8. Ames, C. (1992). Classrooms: Goals, structures, and student motivation. Journal of Educational Psychology, 84, 261-271.

9. Duda, J. L. (2001). Achievement goal research in sport: Pushing the boundaries and clarifying some misunderstandings. In G. C. Roberts (Ed.), Advances in motivation in sport and exercise (pp. 129-182). Champaign, IL: Human Kinetics.

10. Dweck, C. S. (1986). Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 41, 1040-1048.

11. Dweck, C. S., Leggett, E. L. (1988). A social-cognitive approach to motivation and personality. Psychological Review, 95, 256-273.

12. Nicholls, J. G. (1984). Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice and performance. Psychological Review, 91, 328-346.

13. Roberts, G. C. (2001).Understanding the dynamics of motivation in physical activity: The influence of achievement goals on motivational processes. In G. C. Roberts (Ed.), Advances in motivation in sport and exercise (pp. 1-50). Champaign, IL: Human Kinetics.

14. Elliot, A. J. (1999). Approach and avoidance motivation and achievement goals. Educational Psychologist, 34, 169-189.

15. Elliot, A. J. (2005). A conceptual history of the achievement goal construct. In A. J. Elliot , C. S. Dweck (Eds.), Handbook of competence and motivation (pp. 52-72). New York: Guilford.

16. Shapiro, D. (2003). Participation motives of Special Olympics athletes. Adapted Physical Activity Quarterly, 20, 150-165.

GOAL SETTING AS A RESOURCE TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF SPORT ACTIVITY

Sagova Z., Associate Professor, Ph.D in Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow.

Contact information for correspondence: 125009, Moscow, Bol'shaya Nikitskaya st., bld. 4, r. 2.318. е-mail: sagova25@mail.ru

One of the most glaring indicators of the effectiveness of human activity is his ability in setting and achieving goals. Planned goals, being direct regulators of behavior, determine the quality of human interaction with other people in one or another activity and emotional experiences that accompany these interactions. The achievement goal theory, which was elaborated to solve many problems of the education system, currently successfully adapted and used in a variety of fields, including the field of sports. The relevance of the study of this problem is determined by the need for the development and implementation of effective methods to achieve good results in sport. At the same it is important to preserve and improve physical and

mental athlete's health. The work examines various forms of target orientations and their role in shaping the adaptive behaviors of the sport's subject, the achievement of the professional activity and personal development. The article discusses the possibility of applying this theory in practical sport field. It has a great importance to improve the efficiency of interaction between key stakeholders, reduce the negative effect of stressful situations and status of athletes, and develop and regulate of professionally important qualities. Also it can be considered as a productive part in the structure of psychological training of athletes.

Keywords: goal setting; achievement goal theory; goal orientation; sport activity; athlete.

References:

1. Akopov G.V. Sotsial'naia psikhologiia obrazovaniia [Social psychology of education]. Moscow, 2000, 295 p. (in Russian).

2. Arkhipova N. V., Medvedev V. E. Goal-setting in Education. Elektronnyi nauchno-tekhnicheskii zhurnal «Nauka i obrazovanie» (Nauchnoe izdanie MGTU im. N.E. Baumana) [Electronic Scientific and technical «Science and education» (Scientific publication of Bauman MGTU)], 2012, no 5. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/370538. html. (Accessed 30 january 2015) (in Russian).

3. Leont'ev A.N. Activities. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [The consciousness. Personality]. Moscow, Smysl, 2005, 352 p. (in Russian).

4. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. Moscow, Pedagogika, 1989, 488 p. (in Russian).

5. Tikhomirov O.K. Psikhologiia myshleniia [Psychology of thinking]. Moscow, MGU, 1984, 270 p. (in Russian).

6. Khutorskoi A.V. Problems and techniques of educational goal-setting. Internet-zhurnal "Eidos" [Internet-journal «Eidos»].-2006. Available at: http://www.eidos.ru/jour-nal/2006/0822-1 .htm. (Accessed 25 january 2015) (in Russian).

7. Adie, J.W., Duda, J.L., Ntoumanis, N. Achievement Goals, Competition Appraisals, and the Psychological and Emotional Welfare of Sport Participants. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2008, vol.30, pp. 302-322.

8. Ames, C. (1992). Classrooms: Goals, structures, and student motivation. Journal of Educational Psychology, 84, 261-271.

9. Duda, J. L. Achievement goal research in sport: Pushing the boundaries and clarifying some misunderstandings. In G. C. Roberts (Ed.), Advances in motivation in sport and exercise. Champaign, IL: Human Kinetics. 2001, pp. 129182.

10. Dweck, C. S. Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 1986, vol. 41, pp. 1040-1048.

11. Dweck, C. S., Leggett, E. L. A social-cognitive approach to motivation and personality. Psychological Review, 1988, vol. 95, pp. 256-273.

12. Nicholls, J. G. Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice and performance. Psychological Review, 1984, vol. 91, pp. 328-346.

13. Roberts, G. C. Understanding the dynamics of motivation in physical activity: The influence of achievement goals on motivational processes. In G. C. Roberts (Ed.), Advances in motivation in sport and exercise. Champaign, IL: Human Kinetics. 2001, pp. 1-50.

14. Elliot, A. J. Approach and avoidance motivation and achievement goals. Educational Psychologist, 1999, vol. 34, pp. 169-189.

15. Elliot, A. J. A conceptual history of the achievement goal construct. In A. J. Elliot & C. S. Dweck (Eds.), Handbook of competence and motivation . New York: Guilford. 2005, pp. 52-72.

16. Shapiro, D. Participation motives of Special Olympics athletes. Adapted Physical Activity Quarterly, 2003, vol. 20, pp. 150-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.