Научная статья на тему 'Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход'

Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесаренко Инга Валерьевна

Рассматривается вопрос преподавания иностранного языка не в качестве цели обучения, а в качестве инструмента выполнения обучающей и профессиональной деятельности. Рассмотрев вопросы планирования и организации междисциплинарных образовательных программ, автор статьи разрабатывает новый поход к организации процесса обучения иностранному языку в техническом вузе, в основе которого лежит профессионально-ориентированная модель социокультурного образования личности студента технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESP Goals and Objectives Formulating: Interdisciplinary Approach

The paper addresses the issue of teaching foreign language as a means of polycultural communication within professional context of interaction. Upon considering peculiarities of goals and objectives formulating within interdisciplinary approach the author of this article develops new approach to teaching foreign languages in polytechnic university within the framework of modeling sociocultural didactic environment aimed at learner's sociocultural and professional development and expertise.

Текст научной работы на тему «Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход»

И.В. Слесаренко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Рассматривается вопрос преподавания иностранного языка не в качестве цели обучения, а в качестве инструмента выполнения обучающей и профессиональной деятельности. Рассмотрев вопросы планирования и организации междисциплинарных образовательных программ, автор статьи разрабатывает новый поход к организации процесса обучения иностранному языку в техническом вузе, в основе которого лежит профессионально-ориентированная модель социокультурного образования личности студента технического вуза.

Актуальной задачей современного технического университета в области языкового образования является эффективная организация процесса обучения иностранному языку в целях академического и профессионального поликультурного общения.

Для решения этой задачи зарубежными университетами предпринимаются попытки создания объединенных программ и курсов обучения, так называемые joint curricula. Об успешности этих попыток можно судить по опыту работы автора статьи за рубежом в Университете Южной Флориды, а также по результатам реализации ряда образовательных программ другими ведущими университетами - Университетом Лос-Анжелеса (США), Университетом Сиднея (Австралия).

Томский политехнический университет, являясь новатором в данной области среди российских вузов, усилиями авторских коллективов ведет инновационные разработки в сфере создания объединенных программ и курсов обучения иностранному языку студентов технического вуза как инструменту выполнения обучающей и профессиональной деятельности.

Развитие данного, принципиально нового направления в методике обучения иностранному языку в техническом вузе встречает много вопросов теоре-тического и практического характера. Некоторые из них представлены в данной статье.

В область интенсивных разработок попадает процесс целеполагания и построения учебного процесса обучения иностранному языку, нацеленного на конкретный результат, - свободное владение иностранным языком в целях профессионального общения.

Стратегическое планирование процесса обучения в данном направлении позволяет решать конкретные задачи обучения коммуникации на иностранном языке в академической сфере общения, а также предоставляет студентам технического вуза возможность планировать свою учебную деятельность на иностранном языке во взаимозависимости по отношению к реализации профессиональных целей и задач.

Современные образовательные программы, таким образом, представляют собой симбиоз иноязычных социокультурных знаний и умений и группу профессиональных знаний и умений, связанных со спецификой специальности, которую осваивают будущие специалисты в области техники и технологии.

Целеполагание при планировании и организации междисциплинарных образовательных программ позволяет объединить усилия преподавателей технических дисциплин и преподавателей иностранного языка для достижения максимально эффективного результата

в процессе подготовки всесторонне развитого студента - будущего специалиста, который был бы востребован на российском и на международном рынке труда.

В основе процессов целеполагания вышеуказанных образовательных программ лежат следующие проблемные зоны, объединяемые нами в приведенные ниже области исследования:

- проблема социокультурного образования средствами родного и изучаемого языков;

- проблема профессионального самоопределения и профессиональной культуры выпускников высшей школы;

- компоненты профессионально-ориентирован-ной социокультурной компетенции;

- коммуникативные стратегии взаимодействия;

- коммуникативно-когнитивный подход к организации процесса обучения иностранному языку как инструменту реализации деятельности обучения и профессиональной деятельности.

Принимая во внимание и используя на практике разработки в данных областях исследования [1], мы определили конкретные группы целей в образовательном процессе, последовательная реализация которых приводит к необходимым результатам в области подготовки специалиста - выпускника технического вуза, который мог бы на практике в своей профессиональной деятельности эффективно использовать полученные профессионально-ориентированные социокультурные знания и умения.

К таким целям мы отнесли следующие:

- лингвистические, включающие последовательное овладение иностранным языком в целях эффективного межличностного взаимодействия;

- стратегические, предусматривающие развитие умений творчески использовать полученные профессиональные и социокультурные знания на практике;

- социоаффективные (рассмотрены согласно [2]), позволяющие обучающимся изменять собственные модели поведения в процессе интеракции;

- философские, предполагающие развитие умений изменять собственные взгляды, ценностные установки;

- так называемые процессуальные, предусматривающие задания и деятельность познавательного характера, направленную на развитие, в том числе и компенсаторных умений обучаемых [3];

- профессионально-ориентированные, связанные с реализацией профессиональной деятельности, рассматриваются нами как одни из основных при планировании междисциплинарных образовательных программ; именно данная группа целей позволяет обучающимся приобре-

тать знания и развивать умения, ответственные за развитие профессионально-ориентированной компетенции, адекватное функционирование на высоком социокультурном уровне взаимодействия сначала в образовательной деятельности, а затем и в профессиональной.

Рассмотрев некоторые вопросы, связанные с процессом целеполагания междисциплинарных образовательных программ, необходимо заключить следующее: междисциплинарные образовательные программы, joint curricula или integrated instructional cycle, независимо от программы специальности или университета, в котором они реализовываются, должны отвечать определенным унифицированным требованиям при их организации.

К основным требованиям, предъявляемым к междисциплинарным образовательным программам, применяемым нами в их разработке, отнесем следующие:

- учебные материалы междисциплинарных образовательных программ должны в равной мере отвечать целям овладения иностранным языком и специальности;

- как следствие такой организации учебного процесса, иностранный язык в междисциплинарных образовательных программах выступает не как цель обучения, а в качестве средства организации деятельности обучения и профессиональной деятельности и достижения конкретных результатов в данных видах деятельности;

- профессиональные знания, связанные с изучаемой учебной дисциплиной, структурируются в такую логическую последовательность, которая позволяет обучающимся организовывать продуктивное взаимодействие в группе для решения текущих задач процесса обучения и обеспечивать данное взаимодействие средствами иностранного языка;

- языковой материал представлен на занятиях в формате упражнений, ориентированных на развитие логического и дидактического мышления, что позволяет обучающимся анализировать грамматическую структуру языка [4], а также моделировать аналогии изучаемых лингвистических явлений;

- междисциплинарные образовательные программы предполагают взаимодополняющую организацию учебного материала с целью обеспечения взаимодействия в ситуациях академической и профессиональной сфер общения;

- некоторые междисциплинарные образовательные программы могут предусматривать целенаправленную подготовку по иностранному языку с целью сдачи сертификационных экзаменов международного образца при условии, что данное требование является одним из определяющих при оценивании уровня подготовки и квалификации специалиста в области техники и технологии;

- междисциплинарные образовательные программы обеспечивают тематическую организацию курса обучения, основанную на анализе потребностей обучающихся в данной академической среде - needs analysis, а также обусловленную требованиями к объему знаний в рамках усваиваемой специализации;

- как правило, наибольший объем научно-исследовательских, учебных заданий представлен в формате, отвечающем развитию когнитивно-коммуникативных умений обучаемых [5], развитию групп умений критического и дедуктивного мышления, что в последствии

позволяет обучающимся принимать самостоятельные, творческие решения в новой ситуации взаимодействия;

- научно-исследовательские, учебные задания, формирующие междисциплинарные образовательные программы, направлены на интегрированное симультанное овладение иностранным языком в профессиональной и академической сферах взаимодействия;

- междисциплинарные образовательные программы обязательно содержат блок социокультурных заданий, направленных на гармоничное развитие личности студента технического вуза как субъекта диалога культур в академической и профессиональной сферах взаимодействия.

Примером реализации основных теоретических положений при формировании междисциплинарных образовательных программ и подготовки их методического обеспечения может служить учебно-методический комплект обучающих материалов, разработанный авторским коллективом Томского политехнического университета для студентов технического вуза [6], в концепции и структурной организации которого отражены основные положения целеполагания и формирования междисциплинарных образовательных программ для студентов технических вузов.

Приведем некоторые из целей, заявленные к реализации в указанном выше методическом комплекте обучающих материалов:

- ознакомить студентов с базовыми профессиональными знаниями в области геологии, терминологии;

- научить студентов умениям презентации профессионального содержания на иностранным языке:

а) индивидуальная презентация проекта,

б) групповая презентация проектов;

- ознакомить студентов с основами вербальной и невербальной иноязычной коммуникации в профессиональной сфере общения с целью эффективной организации командной работы, работы в группах, проектного менеджмента.

В соответствии с целями, заявленными в данной междисциплинарной образовательной программе, для студентов формулируются планируемые результаты учебного процесса:

- приобрести знания и умения в области профессионального иностранного языка, достаточные для уровня международного сертификата, требуемого программой;

- уметь выражать и отстаивать взгляд на проблему в работе с коллегами по специальности, предлагать и четко излагать инновационные решения при выполнении творческих проектов;

- уметь организовывать профессиональную деятельность в формате командной работы, работы в группах, уметь налаживать контакты в профессиональной среде взаимодействия;

- уметь объяснить сложные положения изучаемой дисциплины не профессионалам.

Подобное видение образовательных перспектив преподавателями иностранного языка и, как следствие, студентами технического вуза приносит конкретные очевидные результаты, когда совместные с иностранными партнерами научно-исследовательские проекты в процессе учебной деятельности вырастают в сформированную систему реализации профессиональных потребностей личности студента технического вуза.

Именно при таких условиях решается одна из главных задач обучения иностранному языку в техническом вузе: иностранный язык становится важным фактором в профессиональном самоопределении студентов - будущих выпускников технического вуза.

Считаем, что вышеуказанные результаты образовательных проектов, реализации междисциплинарных образовательных программ для студентов Томского политехнического университета возможно эффективно применять и в других вузах.

Полученные результаты исследований и преподавательской деятельности, обобщенные в данной статье, позволяют считать основные положения, используемые для создания междисциплинарных образовательных программ, универсальными и пригодными для создания междисциплинарных образовательных программ при подготовке студентов технических вузов в области профессионального иностранного языка, профессиональной коммуникации, их специализации в рамках выбранной профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Слесаренко И.В. Формирование поликультурной среды технического вуза на примере иноязычной подготовки студентов Элитного техниче-

ского образования // Сборник трудов Международной конференции «Инженерное образование и наука в мировом образовательном пространстве, GEER». Томск: ТПУ, 2006. С. 255-260.

2. Genesee F., Upshur J. Classroom-based Evaluation in Second Language Classrooms. N.Y.: CUP, 1996.

3. Bloom B.S. (Ed.) Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York; Toronto:

Longmans; Green, 1956.

4. Chomsky N. Chomsky’s Universal Grammar: an Introduction. Newson; Blackwell, Oxford; 1996.

5. Whimbey A., Lochhead J. Problem Solving and Comprehension. Hillsdale; New Jersey; Hove and London, 1991.

6. Слесаренко И.В., Абрамова Р.Н., Демченко Н.В. Геология. Курс профессионального английского языка: Учебно-методический комплекс:

В 4 т. 2-е изд-е. Томск: ТПУ, 2005.

Статья представлена кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Института языковой коммуникации Томского политехнического университета, поступила в научную редакцию 10 сентября 2006 г., принята к печати 17 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.