И.В. Слесаренко, Л.А. Сивицкая
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СОТРУДНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Описываются содержательные вопросы организации курсов повышения по иностранному языку для сотрудников технического университета. Обосновывается необходимость создания новых специализированных курсов повышения квалификации для формирования профессиональных компетенций в области иностранного языка сотрудников технического университета в целях выполнения научных и педагогических задач в международном контексте.
Ключевые слова: обучение иностранному языку; психологическая компетентность; технический вуз.
Новые задачи динамично развивающегося современного общества - развитие прорывных направлений исследований и, как следствие, обеспечение прогресса в отраслях промышленности - предлагают все новые требования к подготовке инженерных кадров. Открытость мирового научного, образовательного, интеллектуального пространства требует быстрых перемен в процессе подготовки не только студентов, но и в процессе профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей. Активное владение иностранным языком все больше становится необходимым условием, обеспечивающим высокий уровень проведения научных исследований, преподавательской работы, налаживания международного сотрудничества в вузе, а также способности обеспечить здоровую конкуренцию в передовых областях науки и техники.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) имеет более чем десятилетний опыт организации языковой подготовки для студентов и сотрудников университета. Основной задачей системы повышения квалификации по иностранному языку, разработанной и реализуемой в ТПУ, является обеспечение высокого качества языкового образования - повышения квалификации по иностранным языкам сотрудников университета с целью обеспечения эффективного взаимодействия команд ученых, профессионалов, преподавателей ТПУ с зарубежными коллегами.
Критерии и принципы национальных исследовательских университетов призваны отражать современные потребности общества в высококвалифицированных специалистах, в том числе в области владения иностранным языком. Среди них: опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства. Также одним из основных критериев исследовательского университета можно считать международное сотрудничество, импорт и экспорт результатов и услуг в сфере научно-исследовательской и образовательной деятельности [1. С. 26].
К профессиональному портрету специалиста в области науки, техники и технологий - выпускника технического вуза - добавляются новые характеристики и компетенции, в том числе способность к организации взаимодействия в научной и производственной среде на уровне международных контактов. Чтобы обеспечить высококачественную профессиональную подготовку студентов, преподаватели технического вуза должны владеть иностранным языком, позволяющим ориентироваться в мировом информационном потоке, оперативно узнавать о последних достижениях науки и
техники, современных образовательных технологиях, применяемых за рубежом при подготовке инженерных кадров.
Международная деятельность как важнейший фактор развития современного технического университета для его сотрудников и студентов подразумевает активное владение одним или несколькими иностранными языками в целях организации научно-исследовательской и образовательной деятельности в международном пространстве.
Уровень международной деятельности, международного сотрудничества для технического университета изменился и на современном этапе представляет собой комплекс сложнейших задач, напрямую связанных с общечеловеческими умениями общения, способностью работать в команде, личными и профессиональными качествами, определяющими уровень научно-исследовательской и педагогической деятельности, которые возможно реализовать при условии высокого уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения [2].
Профессионально ориентированные знания одного или нескольких иностранных языков, овладение которыми происходит в процессе формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, становятся, таким образом, неотъемлемой частью профессиональной переподготовки сотрудников современного технического вуза.
Основной целью создания курсов повышения квалификации для сотрудников ТПУ является обеспечение качественной языковой подготовки профессорско-преподавательского состава в соответствии с задачами развития ТПУ как национального исследовательского университета - формированием иноязычной и социокультурной компетенций для осуществления международного сотрудничества в научной и образовательной сферах.
Рассматриваемый в данной статье опыт охватывает содержание курсов повышения квалификации по иностранному языку в профессиональных целях. Соответственно, цели и результаты обучения описаны в терминах компетентностного подхода, позволяющего планировать и оценивать образовательную деятельность посредством конкретных результатов.
Новые программы повышения квалификации по иностранному языку в профессиональных целях, предлагаемые сотрудникам ТПУ, направлены на решение следующих дидактических задач, описанных ниже.
Категория слушателей, на обучение которых рассчитаны курсы повышения квалификации по иностранному языку в профессиональных целях, - преподаватели и сотрудники Томского политехнического
университета, владеющие иностранным языком на среднем и продвинутом уровне.
Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний следующая:
- в педагогической деятельности: подготовка преподавателей технических и неязыковых специальностей к чтению лекций, ведению практических и лабораторных занятий на иностранном языке, в том числе для иностранных студентов, разработка учебнометодических материалов;
- в научно-исследовательской деятельности: работа с документацией на иностранном языке, представление устного доклада и презентации по итогам научной работы, подготовка к участию в международных зарубежных конференциях и других мероприятиях, совместная научно-исследовательская работа с зарубежными коллегами.
Таким образом, результаты освоения программы также формулируются в терминах компетентностного подхода и отображают конкретные результаты обучения - продукты деятельности. Следовательно, слушатель, освоивший программу повышения квалификации по иностранному языку в профессиональных целях, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способности:
- представлять результаты научной работы в виде устного доклада, презентации, научной статьи;
- оформлять документацию и осуществлять письменную коммуникацию согласно шаблонам делового письма, принятым за рубежом;
- разрабатывать содержание учебной дисциплины по специальности на иностранном языке;
- преподавать на иностранном языке.
Слушатель также должен владеть:
- правилами установления деловых контактов, ведения переговоров на иностранном языке;
- правилами и нормами вербального и невербального поведения в ситуациях делового профессионального общения;
- умениями устного и письменного иноязычного общения в научных, академических и профессиональных целях;
- умениями построения презентации и устного доклада по тематике академического, научного и другого профессионально ориентированного общения в референтной системе иностранного языка, в том числе для участия в международных конференциях и других мероприятиях.
По итогам обучения слушатель должен уметь :
- эффективно работать с информационными источниками на иностранном языке;
- преподавать фрагменты дисциплины по специальности на иностранном языке;
- оформлять статью в научный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к зарубежным публикациям редакционными комитетами, и т.д.;
- осуществлять коммуникацию с зарубежными организационными комитетами научных и других мероприятий.
По окончании обучения слушатель должен знать:
- основные стратегии перевода научных и технических текстов;
- шаблоны оформления письменной документации;
- правила этикета, принятые в иноязычной профессиональной сфере в целях педагогического и научного общения.
Учитывая сложнейший комплекс описанных выше задач обучения взрослых - сотрудников технического вуза, важнейшим условием реализации современных концепций образования и инновационных технологий обучения становится психологизация учебного процесса [3]. Она заключается в учете и использовании психологических факторов, влияющих на результативность учебно-познавательной и научно-исследо-
вательской деятельности.
Становится бесспорным утверждение, что психологическая компетентность как важнейшая составляющая педагогической деятельности важна не только для самореализации преподавателей в педагогическом процессе, но также ее сформированность качественно влияет на процесс самообучения, повышения квалификации в какой-либо области. Тем более это актуально для овладения иностранными языками сотрудниками технического вуза, поскольку для данной категории обучаемых изучение иностранного языка не является строго профессиональной деятельностью. Но от уровня владения иностранным языком напрямую зависят другие профессиональные успехи - публикации научных статей в престижных зарубежных журналах, участие в международных проектах и т.д. Формирование психологической компетентности позволяет созидательно влиять на мотивацию к изучению иностранных языков, способствует позитивному взгляду на собственный прогресс в процессе повышения квалификации по иностранному языку.
Поэтому в рамках курсов повышения квалификации по иностранному языку для сотрудников ТПУ предлагается курс тренингов «Психолого-педагогические основы организации учебного процесса», основной целью которого является формирование позитивного восприятия себя как взрослого обучающегося, становление психологической компетентности как фактора, обусловливающего активную творческую позицию в процессе обучения.
Психологическая компетентность базируется на знаниях в сфере когнитивной активности (приобретение и использование знаний, владение информационными технологиями), профессиональной деятельности (профессиональный рост, самосовершенствование), межличностных отношений в различных ситуациях взаимодействия.
В рамках курсов повышения квалификации по иностранным языкам реализуется программа по совершенствованию психологической компетентности сотрудников вуза на основе развития психолого-
педагогических знаний. Программа состоит из нескольких модулей, в ней используются активные формы обучения: развивающая психодиагностика, рефлексивные семинары, деловые игры, индивидуальное консультирование.
Содержание тренингов модуля «Культура самопознания» нацелено на изучение индивидуально-психологических факторов успешности в профессиональной деятельности. Практические упражнения,
направленные на рефлексию навыков общения и рефлексию личностных качеств, оказывают влияние на формирование позитивного самовосприятия личности в профессиональной деятельности.
В основе тренингов модуля «Культура эмоций» лежат практические упражнения, направленные на развитие умений эмоционально положительного общения. Знание стратегий преодоления стресса и методов саморегуляции эмоционального состояния позволяет рефлексировать процесс общения и конструктивно общаться, налаживать профессиональные связи.
Слушатели курсов повышения квалификации отмечают психотерапевтирующий эффект данного курса тренингов непосредственно в процессе обучения, т.к. для части слушателей учебная нагрузка в силу своей интенсивности вызывала эмоциональный стресс.
В заключение отметим, что при разработке структуры и содержания программ повышения квалификации по иностранным языкам в профессиональных целях необходимо также учитывать специфику условий обучения - наличие в основном монолингвальной языковой среды и, таким образом, отсутствие у обучаемых активной практики в иностранном языке за пределами
занятий. Необходимость немедленной продуктивной реализации иностранного языка в профессиональной деятельности сотрудниками университета - преподавание на иностранном языке, научная работа с зарубежными партнерами - все это приводит к повышению уровня тревожности в процессе обучения и необходимости введения в содержание курсов повышения квалификации психологической составляющей, позволяющей заниматься рефлексией, саморефлексией познавательной деятельности.
Так, имея более чем десятилетний опыт языковой подготовки сотрудников и студентов в области иностранных языков, в свете новых задач развития университета для Томского политехнического университета актуальными являются новые краткосрочные программы повышения квалификации по иностранному языку в профессиональных целях, обеспечиваемые психологической поддержкой, мультимедийными технологиями реализации учебного процесса, которые заканчивались бы конкретными результатами деятельности обучения - продуктами научной, педагогической деятельности, предъявляемыми в референтной системе иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чубик П.С., Чучалин А.И., Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития // Уни-
верситетское управление. 2009. № 1. С. 22-30.
2. СлесаренкоИ.В. Задачи языковой подготовки в современном техническом вузе // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 151-155.
3. Алексеева Л. Ф. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 103-105.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 октября 2010 г.