Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/56PDMN317.pdf Статья опубликована 11.07.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Чайкина Ж.В., Максина О.А., Павлунина Т.А. Целеполагание и технология формулирования целей урока при обучении школьников экономике // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/56PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 373
Чайкина Жанна Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Максина Оксана Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород Студент
E-mail: [email protected]
Павлунина Татьяна Андреевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород Студент
E-mail: [email protected]
Целеполагание и технология формулирования целей урока при обучении школьников экономике
Аннотация. Целеполагание является одной их актуальных проблем организации современного урока. Согласно стратегии реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, авторы статьи ориентируются на то, что процесс целеполагания должен пронизывать весь процесс обучения и выполнять в нём функции мотивации учебной деятельности обучающихся, структурирования учебного процесса, а так же диагностики результатов учебной деятельности учащихся. Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей урока должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. В статье указывается, что в формулировке цели урока должны быть отражены деятельность учителя, деятельность обучающихся и планируемые результаты обучения. Авторы статьи рассматривают проблему формулирования целей обучения через результаты обучения, выраженные с помощью учебных действий учащихся. Для наглядного представления конкретизации целей обучения, авторы рассматривают фрагмент тематического планирования урока экономики с поэтапным формулированием целей. Подобная конкретизация целей способствует реализовать одно из важнейших дидактических требований к уроку и формулированию цели: взаимосвязь целевого и диагностического этапов, а так же позволяет определить, какими знаниями и
1 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1
универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными) должен обладать ученик после освоения содержания данного урока.
Вклад авторов. Чайкина Жанна Владимировна - автор внес существенный вклад в написание статьи. Собрал, проанализировал и интерпретировал теоретический материал. Максина Оксана Алексеевна - автор осуществил написание практической части статьи. Обобщил практические результаты исследования по рассмотренной проблеме. Павлунина Татьяна Андреевна - автор оказывал участие в написании статьи; одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.
Ключевые слова: цели обучения; цель урока; целеполагание; результаты обучения; диагностируемые цели обучения; иерархия целей; универсальные учебные действия
В связи с вступлением в силу нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения система образования претерпевает большие преобразования. Это, в первую очередь, изменение целей обучения и содержания образования, появление новых информационных и технических средств, а также совершенствование технологий обучения в русле реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов [1]. В то же время, основной дидактической единицей образовательного процесса по-прежнему остается урок. Но сам урок тоже претерпевает изменения, а именно трансформируются его цели, структура, оценка и рефлексия результатов процесса учения.
Целеполагание является одной их актуальных проблем организации современного урока. Данную проблему отечественные ученые связывают, прежде всего, с подменой цели, формальным подходом к ее формулировке, глобализацией или локализацией цели и др.
Цель - определяющий элемент любой образовательной системы, без которого деятельность педагога становится бессмысленной. Именно от цели зависят содержание образовательного процесса и средства, с помощью которых достигаются образовательные результаты.
Под целью в образовании понимают предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, создающийся за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема [7].
В дидактике целеполагание - это процесс установления субъектами образовательного процесса целей и задач на определённых этапах обучения. Целеполагание необходимо для проектирования действий обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности [8]. Оно связано с установленными образовательными стандартами, с особенностями внутренних условий обучения - уровнем подготовки обучающихся, мотивами учебной деятельности, особенностями темы урока, средствами обучения, используемыми в учебном процессе, педагогическими взглядами педагога и др.
Личностно-ориентированный подход в образовании, определенный в ФГОС последнего поколения как ведущий, предполагает, что процесс целеполагания должен пронизывать весь процесс обучения и выполнять в нём функции мотивации учебной деятельности обучающихся, структурирования учебного процесса, а так же диагностики результатов учебной деятельности учащихся.
Исследователи утверждают, что достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения [4, 7]. То есть, корректно сформулированные цели обучения задают
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
конечный продукт деятельности обучающихся, который может быть продиагностирован и оценен.
А.В. Хуторской утверждает, что формулирование цели в виде конечного образовательного продукта - наиболее эффективный способ целеполагания [7]. А по внешним результатам деятельности учеников можно предположить соответствующие внутренние результаты обучения, то есть развитие личностных качеств учащихся.
Кроме цели учебного занятия педагог формулирует задачи урока. Нам кажется необходимым определить различия этих двух терминов.
Сформулировать цель урока - это значит ответить на определенные вопросы, а именно, что должно быть получено в результате и на какие элементы учебного процесса следует направить активность педагога и обучающихся.
Задачи урока - это перечень действий, направленных на достижения поставленной цели, это шаги, двигаясь по которым можно добиться поставленной цели урока.
Таким образом, цель - это ожидаемый результат учебной деятельности, а задачи представляют собой проектирование путей достижения ожидаемого результата. Чем конкретнее задана цель, тем реальнее ее достижение и более гармоничным становится процесс организации урока.
В цели должны быть отражены деятельность учителя, деятельность обучающихся и планируемые результаты обучения.
Выделяют несколько подходов к формулированию целей урока:
а. через изучаемое содержание, прямое обращение к разделу учебника, содержания параграфа;
б. через постановку целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития;
в. через деятельность учителя;
г. через деятельность учащихся;
д. через планируемые результаты обучения [7].
Последний из перечисленных способов формулирования цели урока наиболее близко отражает определение цели.
В то же время появляется проблема, каким образом сформулировать результаты обучения, отражая в формулировке формируемые действия обучающихся.
Поставленная проблема решается в педагогической науке и практике двумя основными способами. Первый предполагает разработку системы целей, которая имеет определенные выделенные категории и последовательные уровни, то есть иерархию целей.
Второй способ включает создание максимально ясного, конкретного языка для формулирования целей обучения, с помощью которого учитель может создать наиболее понятные формулировки целей. В рамках осуществления второго способа, для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие обучающегося с определенным учебным результатом, ими могут быть глаголы: определяет, описывает, идентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует, приводит примеры, делает выводы (заключает, пересказывает, суммирует), изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, относит,
Мир Науки
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
показывает, решает, изображает, схематически дифференцирует, иллюстрирует, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, планирует, реорганизует, реконструирует, относит, перерабатывает, рассказывает, пишет [2, 5].
Остановимся подробнее на целях обучения, формулируемых через результаты обучения, которые должны быть выражены с помощью учебных действий учащихся. Принципы целеполагания предполагают: формулировку цели и способов её фиксации на основе использования приемов мотивации к изучению темы урока; формулировку целей на языке стандарта: через действия обучающихся, а также в терминах предметных и метапредметных УУД (универсальных учебных действий).
Исследования отечественных ученых и педагогов практиков показывают, что цели урока должны соответствовать следующим критериям: диагностируемость, конкретность, осознанность, должны описывать желаемый результат, быть реально достижимыми, побудительными (побуждать к действию), понятными, точными, то есть цель не должна иметь расплывчатую формулировку. Подобное построение цели позволяет подготовить адекватные и эффективные средства контроля и оценки учебной деятельности учащихся [7].
При формулировке целей урока учителю, реализующему последние требования ФГОС к результатам учебной деятельности, следует учитывать, что:
1. Цель должна характеризовать круг задач (проблем), значимых для обучающегося, которые он сможет решать по окончанию занятия/урока или серии уроков, посвященных данной теме.
2. Цель должна базироваться на уже имеющемся опыте обучающегося по решению образовательных задач конкретной образовательной дисциплины.
3. Цель должна подразумевать достижение результата за определенный промежуток времени (1 урок).
4. Цель должна способствовать формированию личных целей учащихся на основании предложенной учителем.
5. Достижение цели должно способствовать формированию, изменению, совершенствованию, развитию образовательных компетенций обучающихся.
6. Достижение цели должно способствовать приращению личностного опыта обучающегося и учителя.
Рассматривая целеполагание как процесс организации учебного процесса и на каждом этапе урока, который способствует организации начала урока с ориентацией на активное усвоение нового материала. В свою очередь, основной этап урока должен отвечать главной обучающей цели данного урока. Заключительный оценочный этап урока позволяет диагностировать достижение целей урока, при этом предусматривается само и взаимную оценку результатов учащихся. К тому же грамотная постановка целей обучения позволит достаточно точно оценить уровень знаний как после прохождения той или иной темы, так и после большого раздела тем, а также и всего учебного предмета.
Для наглядного представления конкретизации целей обучения рассмотрим фрагмент тематического планирования урока экономики по теме "Поведение потребителя. Проблема рационального выбора", разработанного для учащихся 10 класса. Представленный тематический план (см. таблицу 1), включает основное содержание темы по дидактическим единицам и соответствующие им виды деятельности ученика, сформулированные как результаты обучения.
Мир Науки
Таблица 1
№ п/п Основное содержание темы Характер основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1 Полезность Понимать, что такое полезность
2 Рациональный выбор покупателя Различать понятия общей и предельной полезности
3 Подходы измерений полезности Уметь осознанно пользоваться методами измерения полезности
4 Кривые безразличия Раскрывать понятия кривых безразличия и их основные черты
Составлено авторами
Рассмотрим цель данного урока в общих терминах, которая гласит следующее: «Ученик умеет определять исходные компоненты теории потребительского поведения, характеризовать различные подходы к измерению полезности, выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличия».
Чтобы конкретизировать общую цель урока, разбиваем ее на более мелкие цели, выраженные через результат обучения, а именно, в учебных действиях обучающихся:
а. воспроизводит по памяти определения понятий "полезность", "общая полезность", "предельная полезность";
б. различает методы измерения полезности;
в. умеет осуществлять комплексный поиск экономической информации;
г. интерпретирует графически альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение и к выбору которых потребитель безразличен;
д. умеет находить предельную полезность;
е. понимает значение предельной нормы замещения и умеет ее находить;
ж. знает закон предельной полезности и умеет его применять.
Подобная конкретизация целей позволяет определить, какими знаниями и универсальными учебными действиями должен обладать ученик после освоения содержания данного урока. Поэтому учителю не составит труда провести диагностику и оценку усвоения элементов содержания - это значит, что будет осуществлено одно из дидактических требований к уроку и формулированию цели: взаимосвязь целевого и диагностического этапов.
Таким образом, целеполагание на основе конкретизации целей обучения при подготовке урока экономики играет огромную роль в организации начала урока, этапа освоения знаний, оценки результатов учебной деятельности, а так же произведения диагностики усвоенных обучающимися учебных действий. Идеальным достижением цели должно являться приращение личностного опыта обучающегося и учителя в результате формирования, изменения, совершенствования и развития образовательных компетенций обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 13.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.
3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. -336 с.
4. Макарова А.А. Целеполагание на уроке. Методика организации привлечения обучающихся к целеполаганию. - [Эдектронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/user/makarova-anna-anatolevna - (Дата обращения 22.04.2017).
5. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов / С.А. Михеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. - 328 с.
6. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
7. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания // Интернет журнал «Эйдос». - 2006. - 22 августа. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. - (Дата обращения 22.04.2017).
8. Чайкина Ж.В. Основы технического творчества. Учебно-методическое пособие / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2016. Том Часть 2 Организация детского творчества в системе дополнительного образования.
9. Чайкина Ж.В. Проектное обучение как средство повышения качества учебного процесса / В сборнике: Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 276-279.
10. Чайкина Ж.В., Сосина А.И. Технологии оценивания результатов обучения // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 196-200.
Chaik^ Janna Vladimirovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Maksina Oksana Alekseevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Pavlunina Tatyana Andreevna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Goal-setting and technology for the formulation of objectives of lesson to teaching еconomics
Abstract. Goal setting is one of actual problems of organization of modern class. According to the strategy of realization of personality oriented approach in education, the authors focus on the fact that the process of goal setting should permeate the entire learning process and to do the functions of motivation of educational activity of students, structuring the learning process, as well as diagnose learning outcomes of students. The achievement of the goal depends on how it was set. Formulating the objectives of the lesson should be made in the form allowing verification of the level of their achievement. The article States that in the formulation of lesson objectives should be reflected in the activities of teacher activities of students and the planned learning outcomes. The authors consider the problem of formulating learning objectives through the learning outcomes expressed through educational actions of pupils. To demonstrate the specificity of learning objectives, the authors consider the fragment of thematic lesson planning economy with the gradual development of goals. Such a specification of objectives helps to achieve one of the most important didactic requirements for the lesson and goal setting: the relationship of the target and diagnostic stages, as well as allows you to determine what knowledge and universal educational actions (cognitive, communicative, regulatory) must have the student, after mastering this lesson.
Keywords: learning objectives the purpose of this lesson; setting goals; learning outcomes; diagnose learning goals; hierarchy of goals; universal educational actions