ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЗНАНИЯ ИЛИ КОМПЕТЕНЦИИ
Н. А. Азербаева
В статье анализируются особенности формирования информационного общества и роль образовании в нем. Показано, что компетентностный подход в системе образования не соответствует современным реалиям.
The article considers feature of information society development and the role of education in this process. It is demonstrated that the competent approach in the education system doesn't comply with the modern reality.
Ключевые слова: информационное общество, модернизация, образование, компетентностный подход, знание.
Key words: information society, modernization, education, competence approach, knowledge.
К середине XX в. ход научно-технического прогресса привел к коренным изменениям, обусловившим формирование нового общества - информационного. Движение к информационному обществу в мире - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие глобального информационного пространства. Понятие «информационное общество» появилось во второй половине XX в. С тех пор прошло немало времени, и информационное общество стало объектом изучения многих ученых (Е. Масуда, Дж. Нейсбит, Дж. Бенингер, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Ка-стельс), которые выделяли его основные черты, связанные с внедрением инноваций, увеличением объема и скорости коммуникации, ростом объема информации и ускорением ее обработки. Все это меняло и продолжает изменять характер восприятия реальности. Так, основатель и президент японского Института информационного общества Й. Масуда пишет: «Информационная эпоха, которую принесли с собой компьютерная технология и средства коммуникаций, не просто окажет большое социально-экономическое воздействие на современное индустриальное общество; она повлечет за собой общественные перемены такого масштаба, которые вызовут трансформацию современной системы в полностью новый тип человеческого общества, то есть в информационное общество» [1]. И в наше время в научном сознании «информационное общество» связывается с достаточно устойчивым набором признаков и особенностей. Среди них доминирование сферы услуг, преобладание интеллектуальных технологий, но самое главное - это превращение информации в источник развития общества [2].
Усиливающиеся в последнее время процессы глобализации, безусловно, базируются на глобализации мирового информационного пространства в результате информатизации как технологически развитых, так и развивающихся стран. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов. Но чтобы вступить в эпоху информационного общества, требуется всесторонняя модернизация всего общества, основанная на до сих пор находящихся в процессе становления ценностях, традициях и институтах демократии. Необходимость подъема России на новый уровень цивилизационного
460
развития определяется потребностью в формировании инновационной экономики и инновационной культуры, основанной на новейших стратегических и информационных технологиях, опирающейся на идеалы гуманизма и создающей условия для расширения возможностей творческого развития человека.
В последние годы правительство России предприняло ряд важных мер по реализации процессов информатизации. Прежде всего, к ним относятся проекты по разработке национальных стратегий освоения информационных технологий и реализации моделей вхождения в информационное общество. Но глобальные потоки информации и всерасширяющийся спектр возможностей использования компьютерных сетей и технологий, ставят простого человека перед необходимостью идентификации бытия, постоянного выбора, структурирования и переструктурирования проблемного поля информации, которое его окружает каждый день [3]. Тем самым информационное общество усиливает экзистенциальную напряженность познавательной сущности человека. Одним из ответов на подобный вызов является усиление роли образования. В условиях информационного общества оно выступает основной составляющей жизнедеятельности человека или проводником его деятельности в новых исторических реалиях производства, управления, культуры.
В предшествующие периоды образование выполняло функцию, ориентированную по преимуществу на воссоздание производительных сил общества в виде профессиональных кадров. Фактически была сформулирована такая цель образования, как «научить навсегда». Но на современном этапе развития образование проходит «через всю жизнь». В информационном обществе главный источник развития - это информация, а ее, в отличие от других ресурсов, характеризуют такие качества, как неисчерпаемость, бесконечность. Поэтому человек находится в непрерывном процессе обучения из-за постоянного освоения знаний. Важно отметить, что именно образование определяет еще одно качество информации - избирательность. Не всякая информация является знанием. В процессе образовательной деятельности информация преобразуется в знание, причем самым важным является умение их использовать.
Самый сложным вопросом, который стоит перед российским образованием, его соответствие современным реалиям. Модернизация российского образования отражала социальный заказ общества в период экономических и политических преобразований. Подписав декларацию о вступлении в Болонский процесс, Россия сделала еще один шаг к мировой интеграции своего образования и взяла на себя обязательства реформировать свою систему образования согласно единым стандартам.
Вхождение России в Болонский процесс привносит в нашу жизнь новые изменения, которые при первом знакомстве вызывают вполне понятное непонимание. Для многих кажется странным термин «компетенция» - одно из ключевых понятий, которое стало неотъемлемой составляющей процесса разработки современных образовательных программ. Переход системы образования на компетентностное обучение обусловливает необходимость поиска соответствующей системы оценок. В утвержденном Министерством
461
образования и науки РФ макете федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения компетенция определяется как «стремление и готовность обучающегося применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Таким образом, компетенция включает в себя определенные знания (как некую научную информацию) умения (способность и готовность применять их в практической деятельности), а также личностные качества индивида, способствующие его успешной деятельности в определенной области. Можно предположить, что компетент-ностный подход отвечает современным реалиям находящегося в процессе становления информационного общества и происходящим в системе образования преобразованиям.
Но на самом деле действительность оказалась не столь многообещающей. В компетентностном подходе акценты перенесены с содержания на результаты обучения, и это не совсем случайно. Отчасти это диктуется общей идеологией преобразований: проще обеспечить сопоставимые результаты обучения, в то время как добиться сопоставимости образовательных программ практически невозможно. В новых стандартах ФГОС-3 акценты смещены на результаты обучения, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения. Процесс и содержание образовательного процесса стандарты практически не затрагивают, но именно это является главным в современных реалиях. Если ранее в российской системе образования оценивался процесс обучения, то компетенции переносят акцент со «знания» компонента на поведенческий аспект. Компетенция - это не столько знание, сколько система наработанных поведенческих реакций, определяющих как себя вести (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т. п.) в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях [4]. По сути, образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на индивидов, которых не интересуют знания сами по себе, а то, как они помогут им в дальнейшей жизни. Компетентность^ подход нацеливает не на большую информированность учащихся, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. Иначе говоря, компетентностный подход ориентирован на то, чтобы не столько давать знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т. е. сформировать полезные компетенции).
Практически компетентностный подход не решает проблем российского образования и тех задач, которые стоят перед ним, а скорее только усугубляет их. Он не способствует непрерывному образовательному процессу, а лишь создает условия для реализации целей «конечного образования», что обостряет проблемы функциональной неграмотности, безработицы и приводит к дефициту политических, экономических, правовых, технических, социальнопсихологических, экологических знаний.
Этот диссонанс стал следствием резкого рассогласования достижений научной мысли, осознающей необходимость непрерывного духовного и профессионального совершенствования в новом информационном обществе, и
462
современным российским образованием, ориентированным на достижение узкопрагматических определяемых лишь компетенциями целей.
Компетентностей подход в системе образования не может отвечать требованиям современного информационного общества, поскольку он «готовит человека знающего, но не сознающего; морализирующего, но безнравственного; воспитанного, но некультурного»[5].
Список литературы
1. Калинкина Н.Н. Контуры формирования информационного общества в России: информатизация общества и развитие информационной структуры // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 3(2).
2. Костин А.В. Противоречия развития культуры информационного общества: социальный и ценностный аспект // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2009. - № 4.
3. Суродейкин В.А. Знания и компетенция в личностном мире // Педагогика и психология. -2011. - № 10(25).
4. Шеваль Е. Цель образования: знание и компетенция. - URL: http://trv-
science.ru/2011/08/16/cel-obrazovaniya-znaniya-ili-kompetencii/
5. Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. Непрерывное образование: подходы к сущности. - URL: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=113
463