Научная статья на тему 'Царевич в маске шута'

Царевич в маске шута Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
706
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЖЕДМИТРИЙ / ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ / ЮРИЙ МНИШЕК / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / МАРИНА МНИШЕК / КЛЮЧЕВСКИЙ / КАРАМЗИН Н. М / БОРИС ГОДУНОВ / АДАМ ВИШНЕВЕЦКИЙ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / FALSE DMITRY / GRIGORYOTREPYEV / YURYMNISZECH / TIME OF TROUBLES / MARINA MNISZECH / KLYUCHEVSKY / KARAMZIN N.M / BORIS GODUNOV / ADAM VISHNEVETSKY / RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левшин А. С.

В статье рассматривается Лжедмитрий очень загадочная историческая личность, неоднозначная фигура на престоле. Исследуются исторические факты, указывающие на его характеристику в отрицательных красках, однако при длительном изучении выясняющие, что политика самозванца была не столь губительна для русского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCE IN A JESTER MASK

The article deals with False Dmitry a very mysterious historical personality, a controversial figure on the throne. Historical facts pointing at his response in negative colors are investigated; however, the long-term study revealed that the policy of the pretender was not so detrimental to the Russian society.

Текст научной работы на тему «Царевич в маске шута»

УДК 94(470)»16» ЛЕВШИН А.С.

преподаватель НОУ Подольского колледжа «Парус», учитель истории ГБОУ СОШ № 89 им. А. В. Маресьева, г. Москва

UDC 94(470)»16» LEVSHIN A.S.

Teacher at non-state educational institution Podilsky College "Parus", history teacher at the secondary school № 89 named after V. A. Maresyev, Moscow

ЦАРЕВИЧ В МАСКЕ ШУТА THE PRINCE IN A JESTER MASK

В статье рассматривается Лжедлштрий - очень загадочная историческая личность, неоднозначная фигура на престоле. Исследуются исторические факты, указывающие на его характеристику в отрицательных красках, однако при длительном изучении выясняющие, что политика самозванца была не столь губительна для русского общества.

Ключевые слова: Лжедмитрий, Григорий Отрепьев, Юрий Мнишек, Смутное время, Марина Мнишек, Ключевский, Карамзин Н. М., Борис Годунов, Адам Вишневецкий, Борис Годунов, российское государство.

The article deals with False Dmitry - a very mysterious historical personality, a controversial figure on the throne. Historicalfacts pointing at his response in negative colors are investigated; however, the long-term study revealed that the policy of the pretender was not so detrimental to the Russian society.

Keywords: False Dmitry, GrigoryOtrepyev, YuryMniszech , the time of Troubles, Marina Mniszech , Klyuchevsky, Karamzin N.M., Boris Godunov, Adam Vishnevetsky, Boris Godunov, Russian state.

В начале XVII века российское государство погрузилось в так называемое Смутное время. Произошел упадок во всех сферах жизни русского народа, данное падение объясняется отсутствием централизованной законной власти. Европа решила воспользоваться положением Российского государства на политической арене. Появление самозванцев - это лишь одно из страшных последствий вторжения Европы в политическую жизнь Руси. Доподлинно неизвестно, существовал ли Григорий Отрепьев, как личность, однако не стоит отрицать, что сама политика этой неизвестной фигуры довольно-таки неоднозначна. Перед нами первый самозванец Руси -Лжедмитрий I, "сын Иоанна Грозного", смерть которого остается загадкой до сих пор. Он вторгается в русскую политику, принимается ряд изменений как в политической, так и в социальной жизнях русского общества. В данной работе я хочу провести ряд некоторых наблюдений относительно политики этого человека по отношению русского народа, а также оценить все сферы жизни народа при его правлении.

Для начала рассмотрим предысторию: в 1591 году 15 мая при до сих пор неизвестных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного и Марии Нагой. По официальной версии Дмитрий играл в известную ту пору игру "Тычка" (русская народная игра, заключающаяся в попадании свайкой - заострённым железным стержнем с массивной головкой - в кольцо или несколько колец, лежащих на земле.), при приступе эпилептического припадка, царевич смертельно ранил себя. На место гибели прибыла экспертная комиссия во главе с В. Шуйским, который установил, что гибель ца-

ревича - случайность, были представлены документы, описывающие ход исследования. Однако при изучении данного документа, записанные в нем данные были много раз исправлены, что вызывает сомнение в подлинности информации, представленной в нем. Множество фактов указывало на причастность Годунова к убийству Дмитрия Иоанновича.

13 апреля 1605 года после полудня в Москве скончался Борис Годунов. Современные историки придерживаются официальной версии, которая гласит, что Борис умер вследствие своего недуга, которым он страдал немало лет, однако по историческим данным известно, что перед собственной смертью Борис чувствовал себя хорошо, и не произошло того, что могло предвещать его смерть. Именно отсюда возникает новая версия его смерти - отравление, а, вернее, самоубийство. Москва присягнула сыну Бориса, Федору. Мягкий характер и отсутствие политической закалки делают его недальновидным политиком, изначально было известно, что Федор не сможет управлять государством - отец передал сыну ослабленное после неурожая и голода страну, подкрепленное слухами о "чудом спасшемся царевиче", который уже ожидал своего "звездного часа" на границе Москвы.

Личность самого Лжедмитрия устанавливается до сих пор. Современная история предполагает, что под маской «истинного русского царя» скрывался сын галич-ского дворянина Богдана Отрепьева, Юрий Отрепьев. Подростком Юрия послали на службу к Романовым в Москву, в семью будущего царя. За несколько лет Григорий за свою усердную службу смог высоко под-

© Левшин A.C. © Levshin Ä.S.

няться. именно это и едва не погубило его во время опалы Романовых в 1601 году. Юрий постригся в монахи под именем Григорий, скитавшись по провинциальным монастырям. В скором времени ему удалось попасть в Чудов монастырь, которым станет дляего последним. Известно, что Григорий имел недурные способности к письму, стал дьяком при патриархе. Владение великолепным каллиграфическим подчерком вводили в заблуждение самих бояр, затеявших ту самую игру с «царевичем Димитрием», сам же Григорий получил немало уроков поведения еще у Романовых, его манеры общения и знания поражали, возможно лишь благодаря этим навыкам ему удалось удержать власть в собственных руках чуть более 8 месяцев

Самому Отрепьеву приписывали множество небылиц. Одна из них - Григорий являлся чернокнижником. Утверждается, что крест, который был на груди Григории при разговоре с Адамом Вишневецким, был принесен самим дьяволом при подписании так называемого договора, где Отрепьев отдал душу за предстоящую власть над Российским государством. Данный крест был идентичен тому кресту, который носил истинный царевич Дмитрий, погибший в Угличе.До сих пор неизвестно, откуда данный крест появился у Григория, именно это и породило слухи о его причастности к чернокнижию.

Второй интересный и неправдоподобный факт -любовь Марины Мнишек к Отрепьеву. Известная драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», а также некоторая другая литература предлагает нам красивую историю о любви Григория к Марине, и наоборот. Следует отметить пару интересных фактов об этих двух личностях - Григорий и Марина не обладали привлекательной внешностью, также было известно, что Марина признавалась отцу отсутствием чувств к самозванцу. В свою очередь Григорий имел немало любовниц, к которым мы перечислим и красавицу Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова. «Любовь» - Григория и Марины напоминает современный брак по расчету, цена которого российский престол. Именно поэтому произведение Александра Сергеевича можно подвергнуть сомнению, а факты из драмы посчитать вымыслом самого автора.

Итак, 20 июня 1605 года в Москву, под добрым именем царевича Дмитрия, Григорий вступает в права царя российского государства. По некоторым источникам, в тот день, именно во время торжественного въезда Отрепьева в город, поднялся страшный ураган, сносивший все на своем пути. Возможно, это было своего рода знамением предстоящих бед государства. Как и любой другой правитель. Григорий дает клятву править лишь во благо государства. Политику Григория стоит рассмотреть наиболее подробно.

Первым делом, новоиспеченный государь раздает долги своим приближенным и тем, кто привел его к власти. Изначально Григорий убирает налоги с южных земель, однако увеличивает их на севере государства, чем вызывает первую волну недовольства. Любопытный факт - всех людей, которые знали его как Григория Отрепьева и могли бы его публично разоблачить, он вы-

сылает, либо убивает. Венчает Григория на царство другой патриарх, не Иов, который знал расстригу в лицо. Официально получив власть. Отрепьев берет политику под свой контроль.

Политика Лжедмитрия являлась совершенно необдуманной, и именно она привела его к быстрому разочарованию народа в «чудом спасшемся царевиче Димитрии». Жалования государственных деятелей и воинов были удвоены, рассчитался с долгами Годунова и Грозного, сановники, которые уличались во взяточничестве, были наказаны по всей строгости закона.

Григорий пытается создать в русском государстве так называемый «западный дух». Заключается эта политика в следующем - введение новых санов, названия которых были взяты с европейских держав. Карамзин Николай Михайлович в своей книге «История государства Российского» приводит нам несколько примеров: <<.. .он спешил, в духе сего подражания, изменить состав нашей древней Государственной Думы..., а более всего желая следовать уставу Королевства Польского; назвал всех мужей Думных Сенаторами».

Лжедмитрий создал так называемую «тень демократического государства». Первым делом он освободил тех, кто был заключен, либо находился в ссылке во времена Бориса Годунова. Также произошло снятие налогов. увеличение жалованье государственным сановникам и войску. Всех тех, кто когда - то и в чем - то помог ему, он возвысил, дав новые посты и полномочия. Тем самым Григорий желал уничтожить дух правления Годунова. Народ, окрыленный делами нового государя, погрузился в так называемую «эпоху веселья и радости».

Григорий отличался совершенно нестандартным поведением в русском обществе, именно это стало первым шагом к падению «Эпохи Веселья». Он совершенно не был подчинен русским обычаям: Лжедмитрий ел телятину, не спал после обеда, не ходил по воскресениям в баню, сбривал начисто бороду и усы. Его современники утверждали, что тот обладал совершенно непредсказуемым характером. Он был не годам умен, весел и добр. Обладал недюжинной силой - смог с легкостью согну ть подкову, однако при этом обладал низким ростом и чем - то схожей с внешностью с подлинным царевичем. Мог в одиночку разобраться с медведем. Также любил гулять без охраны по улицам города, надевая плащ. В народные гуляния Григорий ввел новые игры, пришедшие с запада, пугал народ новыми жуткими масками и сооруженными из древа чудовищами, также позаимствованными из Европы.

Одним из интересных моментов является его совсем нестандартная личная жизнь. Официальной невестой Григория считалась дочь воеводы сендомирского Юрия Мнишека Марина. Марина не отличалась особой внешностью, была честолюбивой и ничем не примечательной особой. Считается, что Григорий познакомился с ней в поместье Юрия в Самборе, там - то царевич и вскружил ей голову своими обещаниями и положением в русском обществе. Безусловно, никаких чувств

Марина к Григорию испытывать и вовсе не могла, именно будущая перспектива стать женою русского Царя и получить желаемую власть направляла ее под венец с нелюбимым. Конечно, сам Григорий хотел жениться на Марине с расчетом, что Юрий не оставит своего новоиспеченного зятя без финансовой и военной поддержки. Сам воевода был неслыханно рад. что именно на его дочь пал статус «невесты царевича». Однако по приходу на желаемую власть, Григорий и вовсе позабыл о своих обещаниях, данных не только Сигизмунду и Папе Римскому, но и самому Мнишеку - новый Царь не спешил обременить себя браком с гордолюбивой полячкой, напротив, царь завел себе любовницу. Той самой любовницей стала сама дочь Бориса Годунова, скромная русская красавица Ксения.

О «заточении в рабстве у Отрепьева» Ксении Годуновой слагались целые песни и стихотворения. О ее красоте говорила вся Москва. Ксения была невестой умершего в Москве принца ИоаннаШлезвиг-голынтейнского. Все попытки Бориса наладить ее личную жизнь оканчивались неудачей, в конечном итоге ее последний избранник не дошел до венца и не увидел собственной невесты. Красавица Ксения так и осталась до смерти отца незамужней.

После смерти Бориса брата царевны, Федора Борисовича, и ее мать. Марию, убили на глазах самой Ксении посыльные Отрепьева. Ксения осталась сиротой, по приказу самого Царя, ее отправили в заточение. Для нового государя Ксения являлась своеобразным трофеем после победы над Борисом, однако по историческим источникам известно, что сам Григорий был вовсе влюблен в царевну. Она была хороша собою, умна, по словам современников, она могла с легкостью пленить любого своей кротостью и красотой, Отрепьев не смог бы просто так избавиться от нее. Во всех исторических источниках Ксения предстает перед нами как сильная девушка, попавшая в плен Лжедмитрия. Я придерживаюсь совсем иной точки зрения.

Ксения, как и любой другой человек, должна была иметь чувство достоинства, уважения к себе. Девушка была наложницей Отрепьева около 5 месяцев, даже, по некоторым источникам, была беременна от него. Григорий являлся убийцею ее семьи. Так что же держало девушку около новоиспеченного царя? Лжедмитрий обеспечил хорошую охрану лишь себе самому, у царевны был шанс сбежать или же. в крайнем случае, в сохранении собственной чести, та могла наложить на себя руки. Однако Ксения продолжала быть в плену у царя и покинула она Москву по воле самого Григория. О связях Лжедмитрия и Ксении знали все, он же держал Ксению в случае недовольства народа, чтоб та стала официально его невестой. После письма от отца Марины, Отрепьеву пришлось выслать красавицу Ксению от себя навсегда, сделав ее монахиней.

Лжедмитрий сделал все, что необходимо для утверждения на российском престоле - он венчался на государство, на глазах у народа уверил всех в том, что именно он - истинный царевич Дмитрий, встав на коле-

ни перед инокиней Марией Нагой, раздал разгневанному Борисом народу обещания. Однако врагом Лжедмитрия сам он. Григорий и вовсе забыл об ограниченности государственной казны - деньги оттуда улетали с неслыханной скоростью. Окружил он себя лишь иноземными телохранителями, распустив русскую стражу. Зачастую он захваливал Польскую землю и ее людей, но срамил русский народ и ее обычаи. Он не стеснялся в выражениях относительно бояр, часто упрекал их в неосведомленности. Русского государя окружали иноземные люди, лишь один русский человек был с царем от самого начала его правления до его смерти - Петр Басманов. Так как Григорий не скрывал собственных намерений и целей, своих эмоций и амбиций, любви к всему заморскому, в стране наросло, как снежный ком, недовольство народа. Особой ненавистью к Лжедмитрию обладал Василий Шуйский. На мой взгляд, именно тот и способствовал развитию слухов о «ненастоящем» царевиче. Василий Шуйский вел открытую войну с государем. Именно это и привело Шуйского единожды на плаху. Как только топор поднялся над головою Василия, тотчас примчался гонец Лжедмитрия и объявил о помиловании государем Василия. Народ ликовал и восхвалял имя царевича - Василий за многие годы стал любимцем всего московского люда. Однако народ негодовал, видя развлечения и насмешки царя над ними. При правлении Григорий не учел возможность скрыть свои намерения и поведения во избежание падения собственного авторитета. «Точкой кипения» стала свадьба Григория с полячкой Мариной Мнишек в Москве.

Свои обещания перед польским государством необходимо было выполнять, ведь именно перед Польшей Григорий был в неоплатном долгу за вхождение на русский престол. За время пребывания на русском престоле самозванец не прерывал общения со своим зятем. Воеводой сендомирским. Напротив, тот осведомлял Мнишека о своих действиях. Юрий торопил Григория со свадьбой, грозясь прекращением помощи для царевича. Григорий согласился начать приготовления к свадьбе и стал ждать приезда невесты.

Стоит отметить интересный факт. Григория Отрепьева, абсолютно во всех исторических источниках, зарисовывают как человека, продавшего рус-сг^то землю Польше и принявшего католическую веру. Действительно, данные свидетельствуют о том, что Григорий в Польше тайно перешел в католическую веру, от чего у него и была определенная привязанность к западноевропейским обычаям. Однако известно, что Григорий не выполнил ни единого обещанного слова, данного Европе. Самозванец не желал менять религию государства, более того, сам он в письме заявил, что и вовсе забыл об обещании превратить православную Русь в католическую Россию, он объяснил Риму о невозможности обратить государство в иную религию.

Объявив себя «императором Димитрием», Лжедмитрий ждал приезда в Москву своей невесты. 12 ноября 1605 года состоялось обручение Марины в присутствие семьи и самого Сигизмунда. Перед самим

выездом из Польши, Юрий Мнишек потребовал от будущего зятя денег, чтобы покрыть долги. В самой Польше отцу будущей жены и Сигизмунду говорили об расторжении договора с самозванцем, ибо тот сумел водить за нос не только их, но и все государство. Ни Юрий, ни Сигизмунд не придали значения словам слуг.

Российское государство вновь погрузилось в нищету и упадок: царь легкомысленно использовал государственную казну, тратя ее на собственные утехи и развлечения. Он окружил себя польскими наемниками, русские дворы были разграблены ляхами, пришедшими с самозванцем летом в 1605 году. Бояре понимали, что государство вышло из-под контроля, и необходимо предпринимать решительные действия для спасения русского престола и устранению Лжедмитрия. Однако, нужен был подходящий момент. И он наступил.

25 апреля 1606 года Мнишек прибыл в Москву вместе с семьей и Вишневецким, отмечают, что въезд их был пышен так же, как и въезд самого царевича в начале его правления. Лжедмитрий сам трапезничал из серебренных блюд, своим же гостям он потребовал дать золотые блюда в знак глубочайшей преданности и уважения к ним. Мнишек отмечал всю роскошь, с которой царевич встретил его, попросил поспешить со свадьбой. Однако Григорий потребовал от Марины то, что сильно возмутило поляков - принятие православия. Отступать было некуда, на российский престол не могла вступить полячка: Марина приняла православную веру. Однако отмечено, что Марина возможно приняла веру на глазах у народа дабы не вызвать возмущения, однако носить православный крест и следовать православным обычаям та отказалась.

7 мая 1606 года Лжедмитрий и Марина официально заключили брак. Как и подобает, Григорий не жалел денег на гуляния, Москва вновь веселилась и громко кричала, восхваляя имя государя и его супруги. Бояре не стали дожидаться новых решительных действий Лжедмитрия.

12 мая 1606 года Шуйский отдал приказ звонить по колоколам и кричать народу о намерении убийц свергнуть «царевича Димитрия» с престола. Народ двинулся к стенам Дворца.

В тот час Григорий, вовсе не ожидая подобного переполоха, устремились к выходу. Первым за лжецаревича пал Петр Басманов, верный слуга и друг Отрепьева. Сам Григорий не смог выйти из комнаты, и. не желая попасть в руки убийц, выпрыгнул из окна и чудом остался жив, упал на строительные леса. Раненного царя понесли к ногам матери убитого в Угличе истинного царевича Дмитрия Марии, для опознания. Супруга Грозного отрицала родственных связей с самозванцем на глазах у всего народа. Неизвестный выстрелил в грудь Отрепьеву, тем самым убив его. Тело убитого волокли на лошади около двух дней, затем положили на главную площадь, рядом с царем положили тело Басманова, на лицо Отрепьева надели маску шута, которую он любил носить по праздникам. Так и закончилось правление польского скомороха и пешки в руках бояр.

Возможно, Григорий не был дальновидным политиком и расчетливым человеком. Желание быть на русском престоле и деньги вскружили голову юному монаху и не давали покоя изо дня в день. Именно рвение и умение вжиться в роль, хитрость и знания, полученные при служении в московском монастыре, проделали путь Григорию к престолу. Мечты завоевания турецких земель, увеличение мощи флота являлись бы хорошими целями для дальнейшего хорошего продвижения политики русского государства. Именно собственная неопытность и глупость не позволили Григорию и продержаться год на российском престоле. Возможно, если бы он смог бы привязать себя к русской культуре, полюбить народ и забыть о развлечениях, то, возможно, он бы смог заложить фундамент сильного государства. На смену ему придет еще не один самозванец. Смута будет длиться еще многие годы. Григорий сделал самую страшную ошибку - пустил в столицу поляков, тем самым усугубив положение государства, ослабив ее.

Библиографический список

1. Ксения Борисовна Годунова//Русский биографический словарь / Под ред. А. А. Половцова. СПб., 1905. Т. 12. С. 509-510.

2. Ключевский В.О. Курс русской HCTopHH/Aittp://www.kiilicliki.conVuikwelVtext/speciaHiistoryMiicli/kliiclilec

3. Ф.поря Б.Н. Польско-литовская интервенция в Россию и русское общество/Институт славяноведения РАН. М.:Индрик, 2005.416с.

4. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII веков: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / Послесловием. В. Ходякова. СПб.: Наука, 2013. 400, [2]с. (Русская библиотека).(в пер.)

5. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Изд-во «Правда» , 1991

6. Карамзин Н.М. История Государства Российского// http://lib.rii/LITRA/KARAMZIN/karaniz01 .txt

7. Кобрин В.Б. Смутное время - утраченные возможности// Очерки истории России IX-начала XX века. М.:Политиздат, 1991. С. 163-185.

8. Валишевский К. Ф.Смутное время, 1905//littp://mtemetwar.rii/valishevsky-smutnoe-vremya/

References

1. KseniaBorisovnaGodunova// Russian biographical dictionary / edited by A. A. Polovtsev. SPb., 1905. Vol. 12. Pp. 509-510.

2. Kliuchevsliy КО. A Course in the Russian history// http://www.kuhcliki.conViiikwelVtext/speciaHiistor>'Mucli/klucl"ilec.

3. Florea U.jV.The Polish-Lithuanian intervention in Russia and Russian society/Institute of Slavic studies of the RAS. M.: Indrik, 2005. 416 p.

4. 4. Platonov S. F. Essays on the history of the troubles in the Moscow state in XVI-XVII centuries: the experience of studying

social structure and class relations in the time of troubles / PostScript M. V. Kliodyakov. SPb.Nauka, 2013. 400, [2]p.- (Russian library). (TRANS.)

5. Klyiichevskii V.O. Historical portraits.Figures of historical thought. M.: Publishing house "Pravda", 1991

6. Karamzin KM. History of the Russian State// http://lib.ru/LITRA/KARAMZIN/kararnz01 .txt

7. Kobtin V.B. The time of Troubles - lost opportunities// Essays on the history of Russia in the IX- the beginnings of XX century. M.: Politizdat, 1991. Pp. 163-185.

8. Valishevsky K.F. The time of Troubles, 1905// http://intemetwar.ru/valishevsky-smutnoe-vremya/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.