Научная статья на тему 'Труды архитектора-художника Якова Чернихова – единый цикл авторской методики пространственных построений'

Труды архитектора-художника Якова Чернихова – единый цикл авторской методики пространственных построений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
894
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / СОВЕТСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ АВАНГАРД / Я. ЧЕРНИХОВ / YA.G. CHERNIKHOV / SHAPING / NON-FIGURATIVE ELEMENTS / SOVIET ARCHITECTURAL AVANT-GARDE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисицина Яна Юрьевна

Печатные труды Я.Г. Чернихова являются своеобразными учебниками, в которых раскрывается его авторский метод формообразования, осуществляемый при помощи беспредметных форм. Эти книги до сих пор не утратили своего пропедевтического смысла и содержат педагогический потенциал, позволяющий развивать творческие способности человека. Но воспользоваться ими напрямую в настоящее время сложно: они изначально не систематизированы в единый труд с четко разнесенными определениями, методическими рекомендациями и научно-теоретическими обоснованиями, так как это регулярно, но фрагментарно фиксируемые «отпечатки» постоянно накапливавшегося у автора осознания и корректировки творческого подхода. Обобщение и упорядочивание теоретических и практико-методических трудов Я.Г. Чернихова, сведение их в единую систему, призваны стать ценным вкладом в дело изучения творческого наследия этого архитектора-художника эпохи советского авангарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECT AND ARTIST YAKOV CHERNIKHOV’S WORKS AS A SINGLE CYCLE OF AUTHOR’S METHODS OF SPATIAL CONSTRUCTIONS

Ya. G. Chernikhov’s published works represent themselves original textbooks revealing the author's method of shaping through non-figurative shapes. These books still retain their propaedeutic sense and contain a pedagogical potential allowing to develop one’s creative abilities. However, it is difficult to make use of them today: they are not systematized in a single work, with clear definitions, methodical recommendations and scientific and theoretical substantiations, since they are regular but fragmentary recorded "imprints" of continuously accumulated author’s awareness and updating of his creative approach. Generalization and systematization of Ya. G. Chernikhov’s theoretical and practical-and-methodological works, integrating them in a single system, are meant to make a valuable contribution to the study of the creative heritage of this architect and artist of the Soviet avant-garde epoch.

Текст научной работы на тему «Труды архитектора-художника Якова Чернихова – единый цикл авторской методики пространственных построений»

пертекст;

/ Восприятие художественного произведения -символическое; эстетическое; игровое;

/ Искусство - вечное; современное; постсовременное и актуальное;

/ Позиция зрителя - созерцатель; зритель, наблюдатель; соавтор и фигура-персонаж произведения.

В попытках обнажить и преодолеть разрушительность субъективистского рационализма Нового времени искусство Постмодерна обращается к опыту традиционных культур, предельно расширяя границы искусства. Эта позиция таит в себе опасность нивелирования статуса художника и его деятельности как уникального тонкого труда, подвластного не каждому, и,

одновременно, возможность выработки новых современных ценностей и художественного языка, адекватных состоянию культуры. Идея самоорганизующейся разрастающейся поверхности, лишенной измерений глубины и высоты, - ответ постмодернистского искусства разрешить противоречие между логосом и мифо-сом, социально-культурным и бессознательным. Постмодернистское произведение - носитель потенциала, оно подобно миру виртуальных возможностей. В заключение лишь отметим, что европейское искусство первым встало на путь фазового перехода от модерна к постмодерну, и мы имеем уникальную возможность оценить художественный опыт европейских стран, опыт освоения логоцентричной цивилизацией иноземных культурных традиций.

Библиографический список

1. Андреева Е. Постмодернизм. СПб.: Азбука-классика, 2007.

2. Бойко А.Г. Современное искусство - это интересно! Опыт интерпретации художественных образов XX века: музейно-пед. пособие. СПб.: Государственный Русский музей, 2010. 114 с.

3. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. 240 с.

4. Дугин А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М.: «Евразийское движение», 2009. 744 с.

5. Дугин А. Г. Лекции курса «Постфилософия». URL: http://konservatizm.org/

6. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли (курс лекций на Философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова) М., 2009. URL:

http://www.platonizm.rU/book/export/html/124

7. Рассохина И.Б. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: материалы науч. конф. 10 октября 2001 г. Вып. 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/rassohina/aestip_10.html

8. Усовская Э.А. Постмодернизм: учеб. пособие. Минск: Тет-ра Системс, 2006. 256 с.

9. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство, 1970-2005; пер. с англ. Э.Д. Меленевской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2006. 255 с.

10. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004. 384 с.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

УДК 72.03(92)

ТРУДЫ АРХИТЕКТОРА-ХУДОЖНИКА ЯКОВА ЧЕРНИХОВА - ЕДИНЫЙ ЦИКЛ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ

© Я.Ю. Лисицина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Печатные труды Я.Г. Чернихова являются своеобразными учебниками, в которых раскрывается его авторский метод формообразования, осуществляемый при помощи беспредметных форм. Эти книги до сих пор не утратили своего пропедевтического смысла и содержат педагогический потенциал, позволяющий развивать творческие способности человека. Но воспользоваться ими напрямую в настоящее время сложно: они изначально не систематизированы в единый труд с четко разнесенными определениями, методическими рекомендациями и научно -теоретическими обоснованиями, так как это регулярно, но фрагментарно фиксируемые «отпечатки» постоянно накапливавшегося у автора осознания и корректировки творческого подхода. Обобщение и упорядочивание теоретических и практико-методических трудов Я.Г. Чернихова, сведение их в единую систему, призваны стать ценным вкладом в дело изучения творческого наследия этого архитектора-художника эпохи советского авангарда. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: формообразование; беспредметные элементы; советский архитектурный авангард; Я. Чер-нихов.

1Лисицина Яна Юрьевна, соискатель, магистр архитектуры, член ВТОО «Союз художников России» и Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО, член Союза журналистов России, тел.: +79086462424, e-mail: [email protected]

Lisitsina Yana, Competitor for a scientific degree, Master of Architecture, Member of the All-Russian Creative Public Organization "Union of Artists of Russia", Member of International Association of Fine Arts - AIAP UNESCO, Member of the Union of Journalists of Russia, tel.: +79086462424, [email protected]

ARCHITECT AND ARTIST YAKOV CHERNIKHOV'S WORKS AS A SINGLE CYCLE OF AUTHOR'S METHODS OF SPATIAL CONSTRUCTIONS Yа. Yu. Lisitsina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

Ya. G. Chernikhov's published works represent themselves original textbooks revealing the author's method of shaping through non-figurative shapes. These books still retain their propaedeutic sense and contain a pedagogical potential allowing to develop one's creative abilities. However, it is difficult to make use of them today: they are not systematized in a single work, with clear definitions, methodical recommendations and scientific and theoretical substantiations, since they are regular but fragmentary recorded "imprints" of continuously accumulated author's awareness and updating of his creative approach. Generalization and systematization of Ya. G. Chernikhov's theoretical and practical-and-methodological works, integrating them in a single system, are meant to make a valuable contribution to the study of the creative heritage of this architect and artist of the Soviet avant-garde epoch. 9 sources.

Key words: shaping; non-figurative elements; soviet architectural avant-garde;Ya.G. Chernikhov.

Яков Чернихов (1889-1951 гг.) - архитектор-художник, педагог, мастер архитектурной графики. Его творчество охватывает непродолжительные, но плодотворные и при этом многострадальные годы расцвета советского авангарда, стремительно перетекшие в долгие десятилетия его запрета. Уникальность Чернихова - в феномене удивительного таланта, воплотившего в себе несколько творческих сущностей Якова Георгиевича. Он одаренный художник и замечательный педагог, сумевший разработать и реализовать новый метод обучения архитектурной графике, основанный на беспредметных построениях. Чернихов поднимается до непревзойденных высот в искусстве создания графических композиций любого рода: от замысловатых орнаментов до сложных аксонометрических изображений промышленных объектов. Он воплощает свои формалистические композиции в немногочисленные, но образно-яркие архитектурные постройки. В отличие от многих коллег-авангардистов,

Я.Г. Чернихов не ограничивается только эмоциональными воззваниями, не уходит в узкий формат статей или публичных лекций. Архитектор одну за другой публикует объемные книги, посвященные методу, благодаря которому читатель способен научиться творчески мыслить, не ограничивая себя рамками натурных зарисовок.

Формально Яков Чернихов достаточно успешный человек для своего времени. Профессор, кандидат архитектурных наук, преподаватель, он занимает ведущие посты в высших образовательных учреждениях, руководит архитектурными мастерскими, занимается проектированием, консультирует. Чернихов не подвергается репрессиям и, по сути, имеет достаточно благополучную биографию для советского человека. Казалось бы, чем не пример спокойной и сытной жизни специалиста в Советском Союзе, но это, скорее, поверхностная оценка. Фактически, в творческом отношении, как художник (в широком смысле этого слова), Яков Чернихов не востребован, его мировоззрение, понимание искусства и архитектуры подвергается осуждению как собратьев по авангардному цеху, так и со стороны официальной, идеологизированной критики. Архитектор-художник со своими трудами «не вписывается» в мировоззрение авангардно ориентированных коллег и не является своим для вопровца

Михайлова, олицетворяющего беспощадную пролетарскую критику как доминирующую официальную оценку в многоголосье архитектурных направлений. Исследователь эпохи постконструктивизма А.Н. Селиванова пишет о том, что в 1930-х г. «партийной группой архитекторов, руководившей Союзом архитекторов, вслед за Кагановичем, были введены определенные ярлыки для ориентации в архитектурном сообществе»: мастера («спецы») (например, И. Жолтовский, И. Фомин и др.), «формалисты» (конструктивисты и рационалисты, например, братья Веснины, И. Голосов, М. Гинзбург и др.), «эклектики» (В. Кокорин и др.). Вне этой классификации - новая элита: «партийные мастера» и архитекторы, обласканные властью (Б. Иофан, А. Лангман, Д. Фридман, М. Крюков) [3]. Чер-нихов не подпадает ни под один из пунктов: мастером или «спецом», несмотря на архитектурную практику, он не считается, формалисты его яростно критикуют, партийным мастером он тоже не может быть в связи с абсолютной идеологической индифферентностью и беспартийностью. Возможно поэтому, с одной стороны, он идеологически и творчески выпадает из профессионального сообщества, испытывая чувство невостребованности и ненужности, но с другой - это выпадение и отстранение дает возможность вести достаточно спокойную, независимую жизнь педагога и самостоятельно мыслящего, созидающего и свободно излагающего свои представления архитектора-художника и педагога.

Алгоритм судьбы Я. Чернихова чем-то похож на алгоритм смены курса архитектурных стилей 19201950 гг. Вначале, в постреволюционный период 1920-х и конца 1930 гг., в стране - время поисков и творчества, расцвет авангарда, отсутствие идеологических запретов. И, как параллель, в жизни Чернихова расцвет: выходит серия книг, он разрабатывает новую методику, в его практическом проектировании - постройки в стиле конструктивизм, (например знаменитая водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»). После начала 1930-х гг. - в архитектуре переходный период, отказ от формалистической архитектуры, запрет конструктивизма, переход на историзм. Чернихов в этот период уже приобретает стабильный социальный статус, он профессор, кандидат наук, в его графических циклах преобладают стилизация и

исторические мотивы, беспредметные циклы сходят «на нет», в проектах - постконструктивисткие или «неоклассические» постройки (проект 1934 г. бани-прачечной на 7-й Красноармейской улице, который Я. Чернихов выполнил в соавторстве с И. Никоркиным, был представлен в 4 вариантах, из которых № 3 - в конструктивистском стиле, № 4 - в «переходном» пот-сконструктивистком). В 1940-е г. - нач. 1950-х г. в архитектуре царит классический стиль, она полностью подчинена идеологии. Чернихов - заведующий кафедрой, и в цикле «Пантеоны Великой Отечественной Войны» присутствуют явные имперские мотивы. Он больше не занимается практической архитектурой, реализация его творческих амбиций лежит в плоскости разработки шрифтов и военной маскировки.

Созданная Черниховым методика, несмотря на широкое публицистическое освещение, ставшее возможным благодаря широкому ряду его авторских трудов, не востребована при его жизни, не раскрыта и практически забыта на сегодняшний день. В своей серии книг, которые, в большей степени, ощущаются как учебники, Я. Чернихов дает свою интерпретацию понимания конструктивизма, опираясь при этом на язык графики. Но, как совершенно верно заметил исследователь А. Стригалев: «Книги Чернихова, вышедшие в 1930-1933 годах, воспринимались в этих условиях яркими и убедительными аргументами в пользу конструктивизма - в архитектуре, дизайне, полиграфии. Но по общей ситуации они - не предвидимо для автора - с самого начала опоздали» [4, с. 245]. Они опоздали для архитектурного сообщества, концептуально и идеологически разделившегося на сектора, группировки и мастерские. Которые вырабатывали собственное видение и понимание архитектуры, подчас возводимое чуть ли не в «религиозные» рамки, когда любое нарушение положений и тезисов воспринималось как тяжкое оскорбление, требовавшее немедленной сатисфакции. Книги опоздали и в целом для архитектурного авангарда, в частности, конструктивизма, который после 1932 года постепенно начинает замещаться постконструктивизмом, а затем и официальным стилем.

Но, несмотря ни на что, труды и методологические разработки Я.Г. Чернихова и ныне не утратили ни своего обаяния, ни концептуального импульса, ни креативной ценности, ни методической уникальности, они и сегодня являются актуальным и ценным материалом для изучения, возрождения и освоения. Всего при жизни Якова Чернихова выпущено семь изданий, из которых два - труды в разных редакциях: «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение», (1928), «Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы» (1930, 1931), «Орнамент. Композиционно-классические построения» (1930), «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция в красках. 101 архитектурная миниатюра» (1933). Книги представляют собой синтез текстовой и графической составляющих метода Я. Чернихова, причем каждая из них самоценна сама по себе и выражает точку зрения автора на тот или иной

аспект изобразительной и архитектурной культуры. Труды и графические циклы Якова Георгиевича делятся на два больших пласта: начертательный (вмещает графические, чертежные, технические приемы и методики обучения, которые дают основу и материал для становления и развития метода, как, например, изданные книги «Орнамент» и «Искусство начертания») и архитектурный, в котором осуществляется попытка результативной отработки и описания метода (беспредметная комбинаторика зафиксирована в книгах «Основы современной архитектуры», «Конструкция архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии»). Архитектурный пласт также воплощается в многочисленных циклах графических работ, демонстрирующих блестящую фантазию автора и имеющих предметную природу: стилизованные циклы «Архитектурные сказки», «Архитектурная романтика», пафосно-символичные композиции «Дворцы коммунизма» и «Пантеоны Великой Отечественной Войны», реалистичные «Архитектурные ансамбли». Практически все графические циклы, появившиеся после книги «Основы современной архитектуры», посвящены только архитектуре .

Особняком в ряду книг, раскрывающих суть уникального авторского метода «изобретательски-исследовательского творчества», стоит книга «Орнамент. Композиционно-графические построения». Но и о ней нельзя сказать, что она выпадает из общего строя методических постулатов единого творческого метода Я. Чернихова. В системе художественно-композиционных представлений этот труд, неразрывно связанный с главным направлением композиционных поисков и экспериментов, занимает обособленное положение. Орнаментам Я. Чернихов посвящал значительную часть своего времени, творческих усилий и интереса. Именно классический орнамент, по его мнению, «... положил основу для создания новых принципов, новых методов и новых правил легчайшего своего освоения и получения наиболее эффективных результатов среди учащихся» [9, с. 276]. Работа над орнаментом инициировала несколько приемов, которые Я. Чернихов станет использовать в дальнейшей работе: «сочинительство», «орнаментировка», «удробле-ние - усложнение». Благодаря методическому приему «удробление и усложнение», автор добивается «самых изумительных результатов во всех своих изысканиях по архитектуре и методах изображений» [9, 275]. Все орнаменты Я. Чернихова компонуются на белом фоне, они как бы висят в пространстве, и сочинительская работа идет внутри фигур. Этот прием он перенесет и на архитектурные беспредметные композиции: архитектурные образы книг «Основы современной архитектуры» и «Конструкция архитектурных и машинных форм» располагаются на чистой ахроматической поверхности, в основном, белой. Черный или цветной фоны появляются в «Архитектурных фантазиях», они вторичны по отношению к сооружению, иногда фраг-

2 Кроме самых поздних - «Построение шрифтов» и «Военная маскировка», которые опосредованно относятся к архитектурному формообразованию.

ментарны и имеют геометрическую природу.

Работа Чернихова над классическим орнаментом трансформируется в изучение так называемого «нового орнамента», изменяет традиционные представления и формирует инновационный взгляд на орнамент. Так, основополагающий приницип орнамента - симметрия - заменяется асимметрией. Возникает технический прием «оттушовка на-нет» -тоновая растяжка к светлому. На основе плоскостных геометрических фигур создаются объемные трехмерные орнаментальные композиции. Эти инновации никак не укладываются в привычную, веками отработанную схему работы над орнаментами, они бесспорный революционный прорыв для того времени в этой области чертежно-графического искусства.

Призыв Чернихова не подражать историческим орнаментам, а создавать свободные композиции направлен на развитие фантазии учащегося: «Только с помощью развития собственной фантазии учащийся сможет установить свое отношение к орнаментальным формам и выйти на путь самостоятельных изысканий», - пишет он в предисловии к книге «Орнамент. Композиционно-классические построения» [7. с. 10]. Это важнейшая установка, положившая начало основной концепции метода Чернихова, которая содержит отказ от подражания, развитие креативных способностей и, как следствие этого, умение создавать собственные композиции.

Графические циклы «Эксприматика» и «Аристография» воплощают творческие достижения и наработки, полученные в ходе работы над «Новым орнаментом», и отражают влияние «различных левых течений», о чем упоминает и сам архитектор-художник [9, с. 277].

В «Эксприматике» Чернихов использует простейшие элементы композиции: линии, объемы, неправильные и криволинейные фигуры как материал для построения композиций разных типов: динамических, статических, конструктивных, пространственных и т.д. Чернихов считает, что наиболее ценное в подобных композициях -возможность проявления «творческих склонностей каждого исполнителя» [9, с 277]. Он демонстрирует практический характер «Эксприматики»: созданные эксприматические композиции могут применяться в утилитарных целях, например, для создания рисунков тканей, оформления книг и другой печатной продукции, то есть всюду, где востребовано графическое искусство. Но наиболее всего эксприматика востребована именно в архитектурной графике.

«Аристография» (цветная графика) отвечает тем же принципам, сформулированным для «Эксприматики», но в цветоведческом аспекте. Чернихов называет эту работу с цветом изысканным термином «композиционное построение красок», куда входят вопросы цветового и тонального сочетаний, соотношения цвета и формы и т.п. Чернихов разрабатывает новые пропедевтические задачи: работа с прозрачными плоскостями и объемами,

формирование пространственных (видных сквозь друг друга) композиций, работа с «одноцветными» (монохромными) гаммами и т.д.

Все вышеперечисленные работы по орнаменту, «Эксприматике», «Аристографии» плюс значительное произведение, именованное «Методы изображений», часть которого издается в виде отдельной книги «Геометрическое черчение», легли в основу важнейшего комплексного труда, занимающего ключевое место в черниховской методике, -«Искусство начертания».

Стоит отметить, что ни в орнаментах, являющихся чертежным графическим форматом, ни в «Эксприма-тике» и «Аристографии» (цветной графике) речь об архитектуре не идет. В книге «Искусство начертания» аккумулируются все предыдущие достижения, методические наработки, даются четкие теоретические тезисы и установки по работе с линией, плоскостью, поверхностями, объемами. Автор говорит, что искусство начертания, то есть графику, можно применять в различных областях. Причем не только в полиграфии, но и в таких «нехудожественных» сферах, как математика, естественные науки, экономика. В сущности, перед нами определенный язык, овладев которым, можно легко заменять слова на изображения, изъясняться начертаниями, нарисованными композициями, трехмерными художественными образами. Но не дается никаких рекомендаций по применению этих правил в различных областях архитектурной деятельности. Они появляются в труде «Основы современной архитектуры», где Я. Чернихов четко и недвусмысленно провозглашает, что создает архитектурные композиции, опираясь на «беспредметные отвлеченные представления» [8, с. 7].

Книга «Искусство начертания» - труд, посвященный графическому искусству в целом, некая матрица, которую можно накладывать на многие области деятельности, требующей умения изображать объекты графически. Широкой востребованности метода посвящено несколько тезисов из этой книги, например, Чернихов говорит о применении графики в математике, естественных науках, экономике и пр. Но, скорее всего, в методике первичен не практический вопрос применения, а именно возможность выявления и развития в человеке его «творческих способностей». Чернихов считал это трудной и важной задачей, но вполне осуществимой, утверждая, что «научиться графически выражать свои представления можно так же легко, как можно научиться читать и писать» [5, с. 14].

Книга «Основы современной архитектуры» посвящена архитектурному формообразованию создаваемого при помощи беспредметных форм - линии, плоскости, поверхности вращения, объема. Вся авторская графика, опубликованная в этой книге, визуально отражает различные аспекты метода: сооружения состоят из различных комбинаций беспредметных элементов, которые так или иначе расположены в пространстве, имеют определенный ритм и конструктивно связаны между собой. Все эскизы-фантазии архитектурных сооружений являются продуктом творче-

ской фантазии, черниховского метода формообразования и не скопированы с натуры.

Труд «Конструкция архитектурных и машинных форм» - прямое продолжение «Основ современной архитектуры» в авторском понимании конструктивного аспекта, который, по мнению Якова Георгиевича, является одной из основ «новой» архитектуры. Этот труд выявляет принципы, законы и виды конструктивизма вне зависимости от средств выражения - предметного или беспредметного. Чернихов, по его словам, показывает три вида композиций: «натуралистические композиции», «абстрактного беспредметного порядка» и «конструктивные фантазии», в том числе «машинную архитектуру» [6, с. 12]. Большое внимание уделено театральным конструктивным установкам. Следует отметить, что, в большей степени, композиции в этой книге созданы при помощи комбинаторики беспредметных форм. Чернихов выражает свое понимание конструктивизма как взаимосвязи отдельных элементов, в результате единства которых формируется цельная функциональная конструкция.

Книга «Архитектурные фантазии» является квинтэссенцией авторского метода формообразования при помощи беспредметных форм. В различных вариантах фантазийных формалистических композиций архитектурной тематики показано практическое применение разнообразных установок изысканий Чернихова. «Героями» «Архитектурных фантазий» выступают гражданские и промышленные сооружения, причем последних по количеству изображений - много больше. Автор показывает блестящие графические фантазии, которые, по словам автора, «противоречат обычному пониманию архитектурных произведений».

К сожалению, подход Я. Чернихова не совсем неудобен для педагогической и проектной работы. Очевиден факт, что в той же мере, в которой ему присуща легкость создания графических композиций, в той же степени для него является характерной сложность их разъяснения. Современники Я. Чернихова сетуют, к примеру, что в книге «Основы современной архитектуры» «содержание . 5 разделов настолько путано и нечленораздельно», что даже « . излагать и критиковать их последовательно - не представляется возможным» [2]. В книге «Искусство начертания» дается новый авторский метод, основанный на комбинаторике беспредметных форм, но он не совсем удобен для понимания основных положений концепции: в издании дается очень ограниченное количество иллюстраций. В разделе «Классификация тем графического искусства» в заглавии каждой темы приведены номера, указывающие на то количество работ (всего -1163), которое проделано автором при изучении темы [5, с. 32]. А фактически опубликовано 38 «тоновых клише» (даже не 48, как было заявлено в аннотации книги!) И две иллюстрации просто повторяются: № 9 и № 19 - «Композиция на свободную тему».

Иллюстрации, освещающие суть упражнений и тезисов, существуют, нарисованы Черниховым, но текст, к сожалению, не сопровождают. И это при всей любви автора к графике и категоричности его утверждения: «Везде, всегда и всюду заменяйте слово графикой» [5,

с. 48]. В чем причина публикации столь малого количества изображений из возможных? Ответ на этот вопрос, по всей видимости, следует искать не только в прагматических соображениях, связанных с техническими и материальными сложностями, сопровождающими издательскую деятельность того времени, а и в расстановке самим автором приоритета значимости трудов.

Я.Г. Чернихов старается придать доминирующее значение именно «Основам современной архитектуры» и даже сдвигает временные рамки работы над трудами. А. Стригалев в «Примечаниях» говорит о том, что Чернихов в документе «Выставки личных произведений проф. Я.Г. Чернихова», где дана информация о выставке, устроенной Обществом Архитекторов-Художников в 1926 г., пишет: «Демонстрировались композиционные работы по эксприматике, ари-стографии и основам современной архитектуры (в красках)», а позднее зачеркивает карандашом первые две темы, явно желая (как и в «Жизнеописании») отнести возникновение главного новаторского труда «Основы современной архитектуры» к более раннему сроку; между тем Чернихов сам датирует три указанные темы, 1919-1925, 1920-1927 и 1925-1930 гг.» [4, с. 261].

Приведенные выше даты указывают на то, что работа над аристографией и эксприматикой уже закончена к моменту выхода книги «Искусство начертания», а работа над «Основами современной архитектуры» находится в активной стадии. И это очевидно, даже если принимать во внимание собственноручные указания Чернихова в труде «Мой творческий путь» о том, что работа над «Основами Современной Архитектуры» начата в 1919 году, а «осмысленный» характер («появился развернутый план работы и определенная четкая система») принимает в 1924 году [9, с. 284-285]. В 1927 г. выходит в свет издание «Искусство начертания». Но «Основы современной архитектуры» датируются автором в части оглавления книги тем же годом (12 июня 1927 г.), при этом текст «От автора» маркируется Черниховым все-таки 1929 годом. Вероятнее всего, что Яков Георгиевич в 1927 г., к моменту выхода книги «Искусство начертания», понимает, что вопрос изысканий в области архитектуры наиболее перспективен и продуктивен, издание в области проблем архитектуры более весомо, поэтому основные иллюстрационные ресурсы оставлены для «Основ современной архитектуры».

Не желая связывать этот труд с чем-либо, он пишет: «При всех, каких бы то ни было, недостатках -Основы представляют собой оригинальный труд, не заимствовавший свое содержание из других источников» [9, с. 286]. Это высказывание можно трактовать двояко: в качестве ответа на критику, прозвучавшую в статье архитектора А. Карра [1], в которой проводится сравнение изысканий Чернихова с «экспериментальным анализом свойств архитектурной формы» Н.А. Ладовского, Н.В. Докучаева и В.Ф. Кринского; и в качестве утверждения «Основ современной архитектуры» как оригинального экспериментального труда, имеющего собственную автономную природу исследования.

Отсюда и упоминания Черниховым об «экспериментах и опытах в области архитектурных проблем» [9, с. 284], и полное отсутствие указания на «Искусство начертания» в качестве наработки для «Основ современной архитектуры». При этом автор точно указывает на то, что являлось основой для «Искусства начертания» - эксприматика, аристография, орнамент, методы изображений [9, с. 279]. Наработанный огромный пласт благодаря этим циклам не только ассимилирован в труде «Искусство начертания», но и использован в «Основах современной архитектуры».

При сравнении этих двух книг можно выявить совпадения как в текстовом ряде, так и в иллюстративном. Методики усвоения основ графического искусства («Искусство начертания») и архитектурного формообразования («Основы современной архитектуры») схожи. Например, изучение линии, плоскости, объема в первой книге и проработка «композиций линейного порядка», «композиций плоскостного порядка» и «композиций объема» во второй, по сути дела, являются одними и теми же педагогическими упражнениями. В общей сложности, по меньшей мере, 28 тем из представленных 78 в труде «Искусство начертания» совпадают по смысловому и информативному ряду с разделами «Основ современной архитектуры», причем это наиболее важная концептуальная информация, объясняющая метод беспредметной комбинаторики. Например, утверждение, которое мы видим в восьмом параграфе «Творческое и графическое начертание» книги «Искусства начертания»: «Эта творческая способность заложена в каждом человеке в различной степени» [5, с. 14] - созвучно положению первого параграфа книги «Основ современной архитектуры» «Композиция, фантазия, сочинительство, изобретательство»: «Развитие представлений должно быть основано на выявлении творческих способностей, заложенных в каждом человеке» [5, с. 14]. В шестнадцатом параграфе «Беспредметность» «Искусства начертания» сказано: «Вся основа методического курса начертательного искусства, рассматриваемого в настоящем графическом материале, зиждется на «комбинации», на «сочетании» линии - плоскости и объема, вне какого бы то ни было предмета» [5, с. 26]. Во втором параграфе «Понятие о беспредметности и элементах беспредметности» книги «Основы современной архитектуры» читаем: «Условное понимание беспредметности заключается в том, что различные основные линии, плоскости, поверхности и объемы мы сочетаем друг с другом вне зависимости от того, что представляют собой указанные части» [8, с. 16]. Чер-нихов ставит конкретную задачу - рисовать архитектуру, но не так, как это было принято раньше, а при помощи беспредметных форм - линий, плоскости, объемов, и так, чтобы получилось впечатление сооружения.

Формально труды Чернихова расходятся по разным направлениям: графическому и архитектурному; фактически «Основы современной архитектуры» пролонгируют понимание беспредметного метода, заложенного в «Искусстве начертания», но уже в ракурсе архитектурного формообразования.

Часть тезисов в книге «Искусство начертания» не проиллюстрированы, не имеют наглядного сопровождения, но легко разъясняются посредством графического ряда книги «Основы современной архитектуры». И ответ на вопрос - где иллюстрации, объявленные, но не вошедшие «Искусство начертания» и возможно ли их восстановить, чтобы полнее и глубже понять метод Чернихова - очевиден: в следующей книге Я. Чернихова, посвященной архитектурному формообразованию при помощи беспредметных элементов - в «Основах Современной архитектуры».

Важно отметить, что некоторые реализованные упражнения встречаются не только в издании «Основы современной архитектуры», но и в следующей изданной книге - «Конструкция архитектурных и машинных форм». Помимо иллюстраций, раскрывающих теоретические наработки автора в разных изданиях, в книгах встречаются и варианты аналогичных композиций, которые повторяют друг друга, вне зависимости от целевой направленности труда.

Итак, в ходе проведенного исследования установлено, что тезисы книги «Искусство начертания», к которым автором не были предоставлены рисунки, прекрасно иллюстрируются графическими примерами из других книг, например из издания «Основы современной архитектуры». Кроме того, «Конструкция машинных и архитектурных форм» предлагает ряд иллюстраций, с которыми можно работать, изучая две первые книги. Эта взаимодополняемость содержания и иллюстрирующих это содержание графических произведений Я. Чернихова наглядно демонстрирует взаимосогласованность (и в хронологическом, и в тематическом отношениях) различных частей единого творческого метода архитектора-художника. Подобное «перетекание материала» из одной монографии в другую говорит о последовательности разворачивания метода Чернихова и о неизменности его внутренней логики.

Труды автора делятся на два глобальных раздела:

- начертательный, который дает основу и материал для становления и развития его метода;

- архитектурный, где осуществляется попытка результативной отработки и описания метода.

Основой творческого метода Я. Чернихова является комбинаторика беспредметных элементов. Собственно беспредметным элементам посвящено 2 печатных труда, комбинаторике - 3, обобщенным результатам - 1.

Реконструируя метод «личного изобретательски-исследовательского творчества» Якова Чернихова [8, с. 8], следует представлять его как постоянно развивающуюся структуру. Это взгляд дает методологическое основание для выявления не только последовательной эволюции, но и резкой трансформации отдельных положений. Говоря метафорическим языком, метод Чернихова - это сложный живой организм, некая развивающаяся структура, эволюцию и трансформации которой можно проследить в его работах. Одновременное оперирование несколькими трудами Я. Чернихова дает уникальную возможность, благода-

ря сопоставлению и анализу его текстов, заполнить недостающие в ранних текстах лакуны. Собрать, вычленить основные положения метода, можно лишь проанализировав все опубликованные труды и выявив

совпадения как по текстовой семантике, так и по иллюстративному ряду, но, главное, по содержанию и целостности композиционного подхода в формообразовании.

Библиографический список

1. Карра А. За качество архитектурной формы // Строительная промышленность. 1930. № 7. С. 343-346.

2. Чернихов Р.Х. Основы современной архитектуры // Современная архитектура. 1930. № 3.

3. Селиванова А.Н. Творческие поиски в теории и практике Советской архитектуры 1930-х годов: дис. ... канд. архитектуры. М., 2009.

4. Стригалев А. Феномен Чернихова: авангард и окрестности // Вопросы искусствознания. XI (2). 1997.

5. Чернихов Я.Г. Искусство начертания. Л.: Книгоиздательство Академии Художеств, 1927. 79 с.

6. Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм. Репринтное воспроизведение издания 1931 г. М.: Аватар, 2008. 272 с.

7. Чернихов Я.Г. Орнамент: Композиционно-классические построения. М.: Сварог и К, 2007. 200 с.

8. Чернихов Я.Г. Основы современной архитектуры. Л.: Издание Ленинградского общества архитекторов, 1930. 126 с.

9. Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / под ред. Карла Ольмо и Алессандро де Маджистрис. Turin-London: Изд-во Um-bertoAllemandi и C., 2000. 324 с.

УДК 93(571.53)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА ГРАЖДАН К ПРАВОСУДИЮ И ОБЩЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В УСЛОВИЯХ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 1917 г.

© С.Н. Рубцов1, Д.Б. Кавецкий2

1Красноярский институт железнодорожного транспорта, 660028, Россия, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 89. 2Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Исследуется деятельность органов правосудия в Иркутской губернии в период власти Временного правительства в марте-октябре 1917 г., а также зависимость деятельности органов правосудия от политических настроений. Анализ формирования и деятельности судебно-следственных органов в указанный период показывает негативные последствия воздействия на правосудие сиюминутных интересов местного общества. Библиогр. 36 назв.

Ключевые слова: суд; адвокатура; судебно-следственные органы; полиция; самоуправление; Временное правительство; Комитет общественных организаций; Иркутская губерния.

ENSURING CITIZENS ACCESS TO JUSTICE AND PUBLIC INDEPENDENT ACTIVITY OF IRKUTSK PROVINCE POPULATION UNDER BOURGEOUS-DEMOCRATIC REFORMS OF 1917 S.N. Rubtsov, D.B. Kavetsky

Krasnoyarsk Institute of Railway Engineering, 89 Lado Ketskhoveli, Krasnoyarsk, Russia, 660028. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 110 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper studies the activity of Irkutsk Province judicial bodies under the Provisional Government from March to October 1917, and the dependence of the activity of judicial bodies on political sentiments. Analyzing formation and activities of forensic investigating bodies of that period the negative effects of transitory interests of the local community on justice have been revealed. 36 sources.

Key words: court; advocacy; forensic investigating bodies; police; self-government; Provisional Government; Committee of Public Organizations; Irkutsk Province.

Обеспечение доступа граждан к правосудию путём «максимальной открытости и прозрачности» судопроизводства является, как установлено Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судеб-

ной системы России на 2013-2020 годы», одним из основных «направлений дальнейшего развития судебной системы» [36]. При этом судебная система должна стать не только прозрачной, но и «подкон-

1Рубцов Сергей Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по учебной работе, тел.: 89135296870.

Rubtsov Sergey, Doctor of History, Professor, Deputy Director for Academic Affairs, tel.: 89135296870.

2Кавецкий Дмитрий Борисович, соискатель, тел.: 89149152493. Kavetsky Dmitry, Competitor for a Scientific Degree, tel.: 89149152493.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.