Научная статья на тему 'Формообразование Якова Чернихова - новое слово в архитектуре русского авангарда'

Формообразование Якова Чернихова - новое слово в архитектуре русского авангарда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
280
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочаров Ю. П.

Лисицина Я.Ю. Творческий метод архитектора-ху-дожника Я.Г. Чернихова: монография / Я.Ю. Лисицина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. 268 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формообразование Якова Чернихова - новое слово в архитектуре русского авангарда»

Формообразование Якова Чернихова - новое слово в архитектуре русского авангарда

Лисицина Я.Ю. Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова : монография / Я.Ю. Лисицина. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. - 268 с., ил.1

Яков Георгиевич Чернихов - один из ярких представителей русского авангарда, получивший известность благодаря его проектным и методическим трудам, работам исследователей, посвященным его творчеству, а также популяризаторской деятельности Фонда его имени.

При этом можно сказать, что творческое наследие Якова Чернихова знакомо и одновременно незнакомо российской и зарубежной профессиональной общественности. С одной стороны, тысячи его архитектурных композиций, многие из которых стали визуальными символами советского архитектурного авангарда 1920-1930-х годов, опубликованы и широко доступны в интернете. С другой - творческий метод Чернихова, благодаря которому он не только создавал свои уникальные работы, но и обучал «пролетарских трудящихся», до сих пор не был введён в практический и научный оборот.

Исторический парадокс состоит в том, что Яков Георгиевич Чернихов, несмотря на то, что много публиковался в 1920-1930-е годы, стремясь раскрыть свой новый метод и поделиться им с коллегами и подрастающим поколением, долгие годы оставался в забвении на своей родине.

1 https://elibrary.ш/item.asp?id=30531735

Но Запад, чуткий на незаурядные проявления в русском авангардном искусстве, не мог не заметить архитектурных фантазий Чернихова. Ситуацию исправили сыновья и внук Чернихова: благодаря им и Международному фонду имени Якова Чернихова появились выполненные на высоком профессиональном уровне отечественные аналитические и обзорные издания о мастере, а информационное пространство заполнили репродукции его многочисленных композиций. Тем не менее уникальный проектно-творческий метод формообразования, изобретённый Черниховым и позволявший ему создавать невероятные архитектурные композиции, оставался малоизученным.

Исследование Яны Лисициной посвящено именно этой проблеме. Автор представила метод формообразования Я. Чернихова как единый, логически выстроенный процесс, основанный на системе базовых элементов формообразования и процедур оперирования с ними.

Я.Ю. Лисицина, детально изучив биографию мастера, выявила генетическую связь его метода с методикой «обобщения формы» школы рисования Д.Н. Кардовского, суть которой заключалась в последовательном построении изображения сложных форм на основе простейших геометрических тел - куба, шара, цилиндра.

Возможно, именно система Кардовского подтолкнула Якова Чернихова к оперированию элементарными геометрическими формами (которые он именует «беспредметными элементами»)при создании сложнейших архитектурных композиций. Если можно расчленить форму на геометрические составляющие, то почему нельзя собрать её из этих же элементов? Именно этот процесс и происходит в рамках метода архитектурного формообразования, выработанного Черниховым.

Яков Чернихов, в полном соответствии с духом времени - развитием науки, стремительным прогрессом промышленности, изменением эстетического вектора в искусстве, социально-политическими преобразованиями - формирует новый подход как к конкретному архитектурному формообразованию, так и к массовому обучению творческим специальностям.

Чернихов подвергает архитектурную форму препарированию, расчленяя её на простейшие составляющие. Беспредметные элементы в его методе - это линии, плоскости, поверхности, объёмы. Они абстрактны, так как сами по себе не содержат «предметного» содержания, это всего лишь геометрические фигуры. Путём «комбинаторики», то есть сложения этих фигур в композиции, Черни-

138 1 2019

хов получает изображения уже конкретных пространственных объёмов благодаря использованию композиционных «кодексов»: ритма, пространства, динамики, конструкции. В самом определении - «беспредметные элементы» - уже заключено значение того, что эти элементы не могут существовать как материальные формы, но их сочетания способны образовывать архитектурный объект, точнее, его изображение.

В книге Яны Лисициной раскрыта последовательность творческого процесса, который был противоположен подходу конструктивистов школы М. Гинзбурга, хотя, на первый взгляд, имел аналогичное ему «конструктивистское» начало. В монографии три главы, и каждая заполняет белые пятна конкретной области знания. Особенно интересна и познавательна третья глава «Система архитектурного формообразования по методу Якова Чернихова», в которой тщательно разобрана процедура архитектурного формотворчества, основанная на комбинаторике беспредметных элементов.

Монография Яны Лисициной, посвящённая творческому методу Якова Георгиевича Чернихова, прорываясь сквозь толщу десятилетий, вскрывает некоторые тайны проектного мышления мастера и превращает «невидимые» механизмы его фантастической методики формообразования в конкретные приёмы и понятные процедуры.

К недостаткам работы можно отнести отсутствие анализа влияния архитектурных фантазий Якова Чернихова на творчество других мастеров эпохи. В частности, при проектировании такого сложного объекта, как новое здание московского университета, его образы влияли на современника Чернихова - архитектора Льва Руднева, о чём он сам упоминал в беседах с учениками. Впрочем,тема влияния Я.Г. Чернихова на творчество отдельных зодчих и шире - на мировую архитектуру 1950-2010 годов - заслуживает отдельного внимания и в будущем могла бы стать предметом самостоятельного исследования.

Ю.П. Бочаров, академик Российской академии архитектуры и строительных наук

Беспредметные элементы (по Якову Чернихову)

Я. Чернихов. Архитектурные фантазии

1 2019 139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.