УДК 39+930.1
Иргит Ч. К.
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при
Правительстве РТ, Кызыл, Россия
Труды академиков XVIII в. по этнографическому изучению
тувинцев
Аннотация. Статья посвящена изучению сведений о Туве и о её населении в изданных трудах академиков Г. Ф. Миллера, И. Э. Фишера, П. С. Палласа и И. Г. Георги как источников по этнографическому изучению тувинцев в XVIII в. Они рассмотрены автором статьи в контексте истории этнологического тувиноведения. Участниками первой Физической (Академической) экспедиции с 1733 по 1743 гг., оставившими сведения о населении Тувы, были Г. Ф. Миллер, И. Э. Фишер, второй масштабной экспедиции по России в 1768-1774 гг. стали П. С. Паллас и И. Г. Георги. Каждый из них собрал обширные фактические сведения о природе, ресурсах и народах России. Часть собранных ими материалов остаются не изданными, хранятся в российских архивах, либо они опубликованы на иностранных языках. Осуществленный нами анализ сочинений академиков в XVIII в. показало, что сведения о Туве и о некоторых тувинских родоплеменных группах являются отрывочными. Причина тому в сложности для проникновения российскими учёными на территорию Тувы, являвшейся в XVIII в. заграничной и загадочной территорией для Российского государства.
Ключевые слова: тувинцы, этнографическое изучение тувинцев, Г. Ф. Миллер, «История Сибири», И. Э. Фишер, история этнографического тувиноведения, И. Г. Георги, этнографический источник, П. С. Паллас.
Irgit Ch. K.
The works of the 18th century academicians on the ethnographical research of Tuvans
Annotation. The article is devoted to the study of information about Tuva and its population in the published works of academicians G. F. Miller, I. E. Fisher, P. S. Pallas and I. G. Georgi as sources for the ethnographical research of Tuvans in the XVIII century. They are considered by the author of the article in the context of the history of ethnological Tuvinian studies. The participants of the first Physical (Academic) expedition from 1733 to 1743, who left information about the population of Tuva, were G. F. Miller, I. E. Fisher, the second large-scale expedition to Russia in 1768-1774 were P. S. Pallas and I. G. Georgi. Each of them collected extensive factual information about the nature, resources and peoples of Russia. Some of the materials they collected remain unpublished, are stored in Russian archives, or they were published in foreign languages. Our analysis of the writings of academicians in the XVIII century has showed that information about Tuva and about some Tuvan tribal groups is fragmentary. The reason for this is the difficulty of entering the territory of Tuva, which in the XVIII century was a foreign and mysterious land for the Russian state and Russian scientists. Key words: Tuvans, ethnographical research of Tuvans, G. F. Miller, "History of Siberia", I. E. Fisher, history of ethnographical Tuvinian studies, I. G. Georgi, ethnographical sources, P.S. Pallas.
Важную роль в становлении России как империи и в последующем российском нациестроительстве сыграли научные путешествия,
предпринятые в XVIII столетии. В ходе них исследователи составляли обстоятельные путеописания с систематическими обзорами природы и народов страны. Активное освоение Сибири и Дальнего Востока началось в годы правления Петра I. В 1725 г. российский император издал указ о подготовке Первой Камчатской экспедиции с целью достижения берегов Северной Америки. Так, в 1732 г. было принято решение об организации Второй Камчатской экспедиции (1733-1743). В ней приняло участие около 600 человек: было создано семь отрядов, в которые входили натуралисты, географы, историки. Перед ними были поставлены самые разные задачи: обследование северных берегов Азии, Евразии, изучение обширных территорий малоосвоенной Сибири, проведение картографических исследований, изучение быта и нравов народов, населяющих эти земли [13, с. 53]. Большой исследовательский размах приобрели академические экспедиции 1768-1774 гг., основной целью которых был сбор сведений на «пользу общую государства и распространение наук». Академия наук снарядила пять отрядов экспедиции: три оренбургских, во главе которых были П. С. Паллас, И. И. Лепехин, И. П. Фальк (позже, в связи с его болезнью, И. Г. Георги), и два астраханских под руководством С. Г. Гмелина и И. А. Гильденштедта [13, с. 53]. Безусловно, первые Академические экспедиции (1733-1743, 1768-1774 гг.) были организованы при значительной поддержке и в интересах государства.
Изучению деятельности указанных экспедиций посвящено много работ как в отечественной науке [3, 7, 11, 25, 27, 31 и др.], так и в зарубежных исследованиях [34, 37]. Однако, по мнению Т. С. Киссер, недостаточно внимания уделено экспедиционной деятельности отдельных исследователей. Во многом это связано с труднодоступностью источников (трудностями, как в поиске, так и в прочтении). Многие результаты этих экспедиций до сих пор в полной мере не опубликованы либо публиковались только на немецком и французском языках. [14, с. 112]. Записи, оставленные участниками экспедиций и материалы по их истории, хранятся в Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии наук (СПбФ АРАН) и в Российском государственном архиве древних актов (Москва).
Особый интерес вызывают опубликованные материалы Г. Ф. Миллера, И. Э. Фишера, П. С. Палласа и И. Г. Георги, участников указанных академических экспедиций. В собранных ими обширных сведениях имеются данные и о населении Тувы в XVIII в. Поэтому эти материалы рассматриваются нами как источники по этнографическому изучению тувинцев в упомянутом столетии. Цель данной статьи -изучение сведений о Туве и о её населении в трудах академиков Г. Ф. Миллера, И. Э. Фишера, П. С. Палласа и И. Г. Георги как источников по этнографическому изучению изучении тувинцев в XVIII в. Они
рассматриваются нами в контексте истории этнологического тувиноведения.
XVIII столетие не отмечено интенсивным этнографическим изучением населения Тувы, оно начнется со второй половины в XIX в. Этому имеется объяснение. В то время Тува находилась в составе Джунгарского государства, а с 1757 г. и вплоть до начала XX в. стала частью Цинской империи. К тому же для проникновения на территорию Тувы требовалось специальное разрешение для русских исследователей, которые считались подданными иностранного государства. Появление на юге Сибири соседа в лице Цинского Китая, в состав которого входила Тува, ставило перед Российской империей вопрос не только о необходимости разграничения границ между двумя государствами, но и проведения исследований на предмет ресурсного и стратегического потенциала.
Рассмотрим этнографические сведения в трудах указанных нами академиков.
Миллер Герард Фридрих (нем. Müller Gerhard Friedrich, 1705-1783) -историк, археограф, историограф немецкого происхождения, прибывший в 1725 г. для службы в Россию после окончания Лейпцигского университета. Тогда же он был определен адъюнктом по истории Петербургскую Академию наук, стал профессором в 1730 г. Во время Северной экспедиции (с 1733 по 1737 гг.), известной еще как вторая Камчатская экспедиция, он был руководителем ее Академического отряда. На него была возложена обязанность проведения в Сибири исследования в области географии, истории, этнографии и различных «древностей». Им были обследованы до 20 архивов в сибирских городах и острогах [2, с. 23], из которых он извлек множество документов. Благодаря скрупулезной работе он собрал обширный фактический материал по истории, этнографии и археологии Сибири. Их ученый планировал обобщить в специальном труде «Описание Сибирских народов вообще» [2, с. 30]. Однако реализовать задуманное ему не удалось.
Издание его материалов растянулось на долгие десятилетия. В 1750 г. вышли только первые пять глав предполагаемого труда под названием «Описание Сибирского царства». В нескольких выпусках журнала «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» за 1764 г. были напечатаны 6-8 главы. В первой половине XX в. специалистами в области археографии и источниковедения С. В. Бахрушиным и А. И. Андреевым была предпринята попытка полной публикации труда Г.Ф. Миллера, но было издано только два тома «Истории Сибири» [16, 17]. В середине 1990-х гг. была начата очередная работа по переизданию сочинения Г.Ф. Миллера, в которой участвовали С.И. Вайнштейн, Е.П. Батьянова и В.А. Коренко [1]. С дополнениями были повторно выпущены первый [18] и
второй [19] тома «Истории Сибири». В 2005 г. был издан третий том, в котором содержатся ранее не издаваемые материалы Г. Ф. Миллера [20] Часть его материалов, т.н. «портфели Миллера» до сих пор до конца не изучены. Они хранятся в архиве РАН и в РГАДА.
Собранные Г. Ф. Миллером сведения очень высоко ценятся в этнографической науке. Без ссылок на его труды и материалы не обходится почти ни одно серьезное исследование по народам Сибири XVI-XVIII вв. [32, с. 5]. Для нашей темы «История Сибири» Г. Ф. Миллера имеет особую ценность при изучении вопроса о расселении в XVII в. племен, вошедших позднее в этнических состав тувинцев. Следует указать, что в тексте самого ученого сведения об этих племенах весьма скудны. Встречаются краткие упоминания о родоплеменных группах маады, соян и кужугет [18, с. 316; 19, с. 57, 68]. Интересующие нас сведения о них и других племенах, содержатся в архивных документах XVII в., которые в качестве приложений помещены в первый и второй тома «Истории Сибири». Детальный анализ сведения о родоплеменных группах из первого и второго томов «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера (1999, 2000) приведены в нашей публикации [12].
Отметим, что в XVII в. шел интенсивный процесс освоения Сибири Российским государством. В деле продвижения по Сибирским просторам русские служилые люди зачастую встречали противодействие его населения. Поэтому необходимым условием упрочения своих позиций на обширной территории Сибири было приведение многочисленных разноязычных племен «под великую руку» правителя Русского государства. В архивных документах, содержащихся в труде «История Сибири» Г. Ф. Миллера, отражены события XVII в. Племена, в том числе ставшие этнической составляющей тувинцев, упомянуты в связи с их набегами на русские города-остроги [12].
В первой половине XVII в. основной костяк тувинских племен входил в состав государства Алтын-ханов в Монголии. В русских источниках XVII в. правители этого монгольского государства обобщенно назывались Алтын-ханами. Границы государства Алтын-ханов простирались на севере до Саянских гор, на юге - до предгорий Монгольского Алтая, на западе -до верховий Иртыша, а на востоке - до оз. Хубсугул (в русских источниках это озеро названо Косогол - Ч.И.) и Сангин-Далай. Данники Алтын-хана были еще и за пределами этой территории, в частности, к северу - за хребтом Западных Саян и в Минусинской котловине, где кочевали енисейские кыргызы [23, с. 171]. В пределах отмеченных границ государства Алтын-ханов и за его пределами кочевали отдельные тувинские племена - маады, кужугет, ооржак, соян и другие, являющиеся этнической составляющей современных тувинцев. Так, впервые русские встретились с тувинскими племенами в самом начале XVII в. Уже в 1604
г., перед основанием города Томска, было известно, что в 14 днях езды от него кочевали маады, или маты. В отписке томских воевод царю, датированной уже 1609 г., сообщалось, что князья племени маады «а нынеча, государь, оне от Алтына царя отступили, а хотят служить тебе государю и кочевать с кыргыскими людьми вместе ближе к Томскому городу» [18, с. 414]. Далее говорится, что племя маады «шертовали на том, что им быть под царскою высокою рукою неотступным... служити и прямити и ясак спона платити» [18, с. 413], т.е. фактически они признавали себя в русском подданстве. По сведениям самого Г. Ф. Миллера, маты жили тогда по ту сторону реки Енисея, где теперь стоит Абаканский острог [18, с. 316]. Однако, согласно сообщению тех же томских воевод, в следующем году Матцкая и другие волости «.изменили, сложилися с киргизцы заодно» [18, с. 421], совершили нападение на русское и ясачное население. Как сообщал Г. Ф. Миллер [18, с. 316], «о матах в последующие годы ничего не упоминается». После этого, вероятно, родоплеменная группа маады и некоторые другие тувинские племена были снова подчинены Алтын-хану и стали его данниками [18, с. 96].
Кроме племени маады, в источниках XVII в. имеются сведения и о других тувинских родоплеменных группах, кочевавших в пределах Российского государства. По материалам ясашных книг и по данным Г. Ф. Миллера, тщательно изученными Б. О. Долгих [9], было выявлено, что они числились в составе сибирских уездов - Красноярского, Иркутского, Кузнецкого и Тарского.
В Красноярском уезде ясачные тувинцы составляли целую Саянскую землицу. Эта землица примерно соответствовала Тоджинскому району современной Тувы. Основными улусами Саянской землицы считались Коетов, Шаджигаев, Татоков, Караетов, Ухарский и улус князя Эрке-Тархи, возглавлявшего Саянскую землицу [9, с. 257-259]. Интересен вопрос о связи названий Саянской землицы и родоплеменной группы соян. Вероятно, такое название эта землица получила из-за географической локализации в районе Западных Саян. Топонимические исследования показывают, что Саянский хребет происходит от названия племени соян [15, с. 152-152], известного по источникам XVII в. как саянцы или саяны. С начала XVII в. этноним соян в форме саян закрепляется как название горного хребта в Южной Сибири. Затем уже по названию этого хребта стали именовать расположенную в его пределах землицу и ее население. Хотя название Саянской землицы прямо не происходит от этнонима соян, оно с ним связано. Что касается родоплеменной группы соян, то в рассматриваемое время она являлась крупным тувинским племенным образованием. В документах XVII в. упоминаются саянцы, саяны, сояны. Представители родоплеменной группы соян обитали не только в северовосточной части Тувы (на территории современного Тоджинского района),
а распространяли свои кочевья на запад вплоть до Телецкого озера на Алтае. К местам их обитания примыкала племя точи, или точигасы, которые упомянуты вместе с родоплеменной группой соян. Одно из первых сведений о них - это отписка томского воеводы Михаилу Романову, в которой говорится, что кыргызские князцы обещали (в 1632 г.) казакам оказать влияние на «точи, соянов, маторцев, буклинцев и иные немирные землицы» [17, с. 347]. После строительства острогов в Канской и Тубинской землицах в 1636 г. родоплеменные группы соян и точи вместе с другими племенами должны были перейти в подданство Российского государства [19, с. 512]. Но в конце 1640-х - начале 1650-х гг. часть соянов вместе с племенем точи попали под влияние джунгар-ойратов и обитали на Алтае. Уже в другом документе, отписке томских воевод в Москву, датированной 1651 г., сообщается о переселившихся в сторону Алтая родоплеменных группах точи и соян [19, с. 622].
К Красноярскому уезду относилась Кайсотская землица, располагавшаяся к юго-востоку от Саянской землицы. Население Кайсотской землицы упоминается в документе 1636 г., по которому после постройки острога на Тубе оно должно было принять подданство Российского государства [19, с. 512]. Сведения о платеже ясака с этой землицы фиксируются с начала 1660-х гг. Название Кайсотской землицы соответствует названию Хасутского хошуна, располагавшегося в XIX в. на юго-востоке Тувы.
К юго-востоку от Кайсотской землицы, по верховьям р. Иркут и у оз. Тунки обитали так называемые «иркутские» тувинцы, которые не образовывали особую землицу [26, с. 159]. Верховья Иркута населяла родоплеменная группа иргит во главе с князем Яндаша. В 1660-х гг. на правом берегу Ангары против устья Иркута был сооружен острог для призвания «яндашных и тувинских людей и иных неясачных людей» в русское подданство. После постройки Тункинского острога (1675) в 1676 г. тувинские племена верховьев р. Иркут, заново стали вносить ясак в новый острог [9, с. 126; 27, с. 161].
Следует отметить, что с 60-х гг. XVII в. в русских источниках появляются названия «Тувинская земля» и «тувинцы» применительно к племенам юго-восточных окраин Тувы. Эти названия были связаны с родоплеменной группой иргит, обитавшей в верховьях р. Иркута и плативших ясак в русский острог [26, с. 161-162]. На карте расселения родов народов Сибири XVII в., составленной Б.О. Долгих, они отмечены как сойоты-ирхинцы.
В документах XVII в. упомянуты племена кужугет («кучегуты», «кучегутские люди») и ооржак («орчаки», «орчеки», «коурчаки»). Они вместе с родоплеменной группой маады появлялись в летнее время в кочевьях телеутов, между Обью и Томью, и участвовали с ними в военных
набегах на местное ясачное и русское население [24, с. 88]. О присутствии родоплеменной группы кужугет в подгорных землях Кузнецка и Томска указывают сведения из источников в труде Г.Ф. Миллера [18, с. 431, 434, 436, 460]. Родоплеменные группы кужугет и ооржак, поддерживая связи с алтайскими (верхнеобскими) телеутами, создавали постоянную угрозу для русских городков-острогов - Томска и Кузнецка. В связи с тем служилые люди Томска сообщали царю: «А орды, государь, великие многие к Томскому городу прилегли: черные и белые колмаки, и киргиские люди, и маты, и браты, и саянцы, и тубинцы, и кучегуты, и багасары, и кызылы, и кузнецкие люди, и все те люди около Томсково города неподалеку кочуют» [18, с. 439]. Что касается племени ооржак, то в конце XVII и начале XVIII в. часть их кочевала еще западнее, а именно, в ряде волостей Тарского уезда. Отдельные их группы числились в составе плательщиков ясака этого уезда. В дальнейшем «тарских» орчаков забрали к себе насильно джунгарские тайши [9, с. 117].
В составе Кузнецкого уезда среди плательщиков ясака отмечена Керсагальская волость, население которой вносили ясак в 1650 и 1671 гг. [9, с. 105]. Эта волость находилась «в трех днищах от новых волостей Саянов, и Мугалов, и Точи», которые были «за Биею рекою вверх по Катуни» [19, с. 622]. Керсагалы источников XVII в., в то время обитавшие в нижнем течении р. Катуни, были еще одними выходцами из Тувы. Они соответствуют тувинской родоплеменной группе кара-сал, кочевавшей в западной части Тувы. Расселение некоторых групп в «Чертежной книге Сибири» соотносится со сведениями источников XVII в. Это данные о керсагалах в районе рек Катуни и Бии [19, с. 622] и о переселившейся в сторону Алтая группе соян, известной как саянцы [19, с. 622].
Таким образом, «История Сибири» Г.Ф. Миллера является важным источником для установления расселения и подданства «окраинных» тувинских родоплеменных групп, благодаря архивным документам, собранным учёным. Из них видно, что тувинские племена, принявшие подданство Российского государства, населяли пограничные северовосточные и юго-восточные территории Тувы, а некоторые из них доходили до Западной Сибири. В этих документах эти племена упомянуты под различными названиями, чаще всего по их родовому наименованию. Эти сведения конкретизируются и дополняются скрупулезным исследованием сибиреведа Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке» [9], которое в значительной мере основано на документах и историко-этнографических материалах Г.Ф. Миллера.
Следующим по времени выделяются изыскания немца на русской службе Иоганна Эбергарта Фишер (нем. Fischer Johann Eberhart, 16971771). В составе Северной экспедиции, куда он вошел в 1739 г., собирал материалы по истории, этнографии и источников для словаря аборигенов
Сибири. Он принимал участие в обработке материалов, собранных Г. Ф. Миллером, и на их основе в 1768 г. на немецком языке издал сокращенный вариант труда Г. Ф. Миллера. В 1774 г. в Петербурге вышло русское издание этого труда с внушительным названием «Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием, сочиненная на немецком языке и в собрании Академическом читанная членом Санкт-Петербургской Академии наук, профессором древностей и истории, а также членом исторического Геттинского собрания Иоганном Ебергордом Фишером». Краткие сведения о населении Тувы у И. Э. Фишера даны в качестве примечаний. Так, он писал, что «Саянские татары живут на Саянских горах, которые отделяют Сибирь от Монголии, и по обе их стороны, между тубинцами и ордою Алтын-хана» [28, с. 256, 458]. Далее он говорил, что «их не следует смешивать с другими Саянами, которые были соседи Телесам и назывались верхними Саянами; а ныне нет уже их в тех местах» [28, с. 458]. В данном случае речь идет о переселившейся из Тувы родоплеменной группе соян, которая в конце 1640-х - начале 1650-х гг. кочевала на Алтае в районе Телецкого озера. И. Э. Фишер отметил, что «и те, и другие Саяны прежде были один народ. Имя их по-татарски произносится сёён, и Саянские горы получили название свое от сего народа» [28, с. 458]. Таким образом, труд И. Э. Фишера дает нам сведения, главным образом, по тувинской этнонимике. По нему можем установить, что в XVIII в. население Тувы было уже известно под названием сёён.
Выдержки из сочинения И. Э. Фишера с данными о Туве публиковались в начале XX и XXI вв. Сведения о саянах в виде краткой аннотации были включены в библиографический указатель литературы о тувинцах, составленный Н. Ф. Катановым (1903). В третьем томе издания «Урянхай. Тыва дептер» [29, с. 32-43] вышла часть о русских посольствах 1616 и 1619 гг. в государство Алтын-хана и опубликован предварительный отчет русского посольства 1616 г. В полном объеме сочинение И. Э. Фишера повторно было издано в 2009 г. [30].
Участниками второй Академической экспедиции с 1768 по1774 гг., собравшие небольшие сведения и населении Тувы были П. С. Паллас и И. Г. Георги.
Паллас Петр Симон (нем. Pallas Peter Simon, 1741-1811) -знаменитый ученый-энциклопедист, географ и путешественник. Он был родом из Берлина. В 1767 г. прибыл в Россию для работы в Петербургской Академии наук. П. С. Паллас руководил Физической экспедицией, в ходе которой собрал обширные сведения по географии, геологии, этнографии, археологии Сибири и России. Его материалы были обобщены в известном труде «Путешествие по разным провинциям Российского государства», вышедшем в трех частях в 1770-1780-х гг. [21].
В ходе упомянутой экспедиции, в 1772 г. П.С. Паллас обследовал Южную Сибирь, побывав в пограничных с Тувой районах, и дал описание Западных Саян. Нужные нам сведения о населении Тувы содержатся в третьей части указанного труда ученого. Эти сведения очень кратки, но весьма информативны. П. С. Паллас писал, что «по другую сторону ныне покрытого снегом Сабын-Табага начинается Китайская Монголия. В ближайших горах, выключая форпостов, не живет теперь никого из монголов, а только некоторые ловлей зверей питающиеся народы, называющиеся сойот, содержат между тем у себя оленей, языком и родом схожи с маторами на Ое и Тубе реках живущих, и, следовательно, с Койбальцами и Самоедами; перекочевывают также по горам за Ус и на восточную сторону Енисея» [22, с. 74-75]. Из этих сведений можно заключить, что ученый дал описание племен северо-восточной Тувы. В них отражены некоторые этнографические данные: звероловство и разведение оленей как основа хозяйства, выделение этнонима сойот, и главное - предположение о самоедском происхождении сойотов, которое определяется схожестью их языка и рода с маторами и койбалами.
Небольшая выдержка о сойотах и о Саянах из упомянутого труда П.С. Палласа была опубликована в современном издании - в третьем томе сборника «Урянхай. Тыва дептер» [22, с. 74-75].
Георги Иоганн Готлиб (нем. Georgi Johann Gottlieb, 1729-1802) являлся путешественником, этнографом, химиком, профессором минералогии и академиком Императорской Академии наук. В 1768 г. немецкий ученый был приглашен для участия во второй Физической экспедиции Академии наук. Свое путешествие по Сибири он начал с 1770 г. Сначала работал под руководством И. П. Фалька, с 1772 г. был назначен в экспедицию П. С. Палласа. Он внес большой вклад в этнографическое изучение Сибири и России. Итогом экспедиционных исследований И. Г. Георги стало многотомное издание с подробным описанием народностей, населяющих Россию [4]. Благодаря «Описанию всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей» он приобрел наибольшую известность в академической среде. Следует указать, что свои обобщение И. Г. Георги строил не только на собственных этнографических материалах, но и пользовался работами других исследователей - С. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, И. И. Лепехина, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа и других.
Интересующая нас третья часть многотомника учёного посвящена самоядским, маньчжурским и восточносибирским народам. В ней приведены сведения и о тувинцах, или точнее о «племени саят, иначе называемых также суйотами и сойотами». По свидетельству И. Г. Георги, они «живут на высоких Саянских горах, на юго-западном конце Байкала у
монгольских границ, а также на китайских землях, отчего они практически остаются неизвестными» [6, с. 297]. Кроме этого, исследователь писал, что «как российские, так и китайские саяты кочуют в худых, берестой покрытых летних юртах в горах и отчасти держат понемногу оленей; большинство их никаких животных, кроме собак, не имеют..., получая пропитание от одной звериной и рыбной ловли и некоторых кореньев. Закон содержат все языческий по шаманскому толкованию. В одежде, обрядах и нравах такие же, как у койбалов и маторов», которых И. Г. Георги также относил к самоедскому колену [6, с. 297]. Схожесть этих сведений исследователя с данными И.Э. Фишера и П.С. Палласа показывает, что ученый при описании племен Тувы, без сомнения, опирался на их материалы.
И. Г. Георги приводит данные о родоплеменной группе маады, которых он отождествил с маторами. По его сообщению, маторы называют сами матами или матор-аймаками и расселены неподалеку от Саянских гор, на реке Тубе [6, с. 298]. И. Г. Георги отмечал их родственность с саятами, т.е. сойотами, о чем писал, что «саятам они в рассуждении языка, вида, древних обрядов, жития и идолослужения так подобны, что как самих их, так и тех почитают самоедского колена остатком, к роду саят принадлежащим» [6, с. 298]. Таким образом, в описании И. Г. Георги содержатся отрывочные сведения по жилищу, хозяйству, пище, верованиям племен северо-восточной Тувы. Так же, как и П. С. Паллас [22], исследователь указал на самодийское происхождение этих племен, отметив, что «единство саят с самоядью доказывается их видом, языком и житейскими обрядами» [6, с. 297].
Его записи также полностью не опубликованы и не переведены на русский язык [35, 36]. В частности раздел, посвященный описанию народов Российской империи. Эти материалы находятся в Санкт-Петербургском филиале архива РАН (СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 35. Д. 36. «Путешествие Георги по Российской империи»). Благодаря отдельным статьям ученых, собранные им данные получают публикацию и становятся известными для научного сообщества. Среди трудов, посвященных деятельности академика И. Г. Георги, отметим публикации А. В. Головнёва [8] Т. С. Киссер [8, 13, 14].
Изученный нами труд И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей» издавался несколько раз: в 1776-1780 гг., 1799 гг. [4]. В начале XXI в. русскоязычный вариант этого труда вышел в 2005 [5] и 2007 гг. [6]. Его этнографические рисунки по костюмам народов Сибири в качестве альбома отдельно были изданы в 2002 г. [33]. В нём представлена серия этнографических портретов из третьей части книги И.
Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов (1799), хранящихся в фонде редких книг Томского областного краеведческого музея.
Таким образом, изыскания указанных учёных в выделенной нами периодизации этнографического изучения тувинцев вписываются в первый период (с XVII по конец XIX вв.). Формирование академической науки и проведение первых Академических экспедиций способствовали изданию обобщающих трудов о народах России, но и о проживавших на приграничных территориях в Сибири этнических сообществах. Несмотря на краткость данных о некоторых тувинских родоплеменных группах в трудах Г. Ф. Миллера, И. Э. Фишера, П. С. Палласса и И. Г. Георги, их сочинения являются ценными источниками по изучению Тувы в истории этнографического тувиноведения. Исследования академиков XVIII в. показывают явный и возраставший в последующее время интерес российских учёных и Российского государства к заграничной и загадочной территории - к Туве, являвшейся с 1757 г. окраинной частью Цинского государства.
Библиографический список
1. Батьянова Е. П., Вайнштейн С.И. Из истории подготовки нового издания труда Г. Ф. Миллера // История Сибири. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - Т. 1. - С. 5-13.
2. Бахрушин С. В. Г. Ф. Миллер как историк Сибири // Миллер Г. Ф. История Сибири. -М.-Л.: Издательство АН СССР, 1937. - Т.1. - С. 5-55.
3. Берг Л. С. Географические и экспедиционные исследования Академии наук // Вестник АН СССР. - 1945. № 5-6. С. 11-34.
4. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народностей, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей. - СПб., 1799. - Ч. 1-3.
5. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народностей, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей. - СПб.: Издательство «Русская симфония», 2005. -816 с.
6. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народностей, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей. - СПб.: Издательство «Русская симфония», 2007. -808 с.
7. Гнучева В. Ф. Материалы для истории экспедиций XVIII в. - М.- Л., 1940. - 312 с.
8. Головнёв А. В., Киссер Т. С. Этнопортрет империи в трудах П. С. Палласа и И. Г. Георги // Уральский исторический вестник. - 2015. - № 3 (48). - С. 59-69.
9. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М.: Издательство АН СССР, 1960. - 623 с.
10. Дулов В. И. Основание Иркутска и тувинские племена XVII столетия // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1961. - Вып. 9. - С. 125-132.
2024, №1, часть 1
ISSN 2078-9661
11. Ерохина Т. В. Немецкие историки-академики XVIII века в русской науке: оценки с позиций дореволюционной историографии // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 9 (224). - Вып. 44. - С. 129-136.
12. Иргит Ч. К. «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера как источник по этнографическому изучению тувинцев // Гуманитарный научный журнал. - 2023. - № 4-2. - С. 3-13.
13. Киссер Т. С. Путешествие И. П. Фалька и И. Г. Георги по Российской империи (по материалам дневников) // Уральский исторический вестник. - 2016. - № 2 (51). - С. 53-
14. Киссер Т. С. Этноракурсы сибирского путешествия И. Г. Георги // Кунсткамера. -2018. - № 2. - С. 111-118.
15. Мельхеев М. Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1969. - 187 с.
16. Миллер Г. Ф. История Сибири. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1937. - Т. 1. - 608
17. Миллер Г. Ф. История Сибири. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. - Т.2. - 637
18. Миллер Г. Ф. История Сибири. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - Т. 1. - 630 с.
19. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 2. - 795 с.
20. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005. - Т. 3. - 598 с.
21. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. С. Паллас. - СПб., 1788. - Ч. 3.
22. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства (извлечения) // Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну-Туве, урянхайцах -тувинцах, о древности Тувы: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. - М.: Слово ^^о, 2007. - Т. 3: Урянхайский край. Тувинско-русские отношения (начало XVII - начало XX вв.). - С.
23. Потапов Л. П. Тува в составе Монгольских государств Алтын-Ханов и Джунгарии (XVII - первая половина XVIII вв.) // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1960. -Вып. 8. - С. 170-179.
24. Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев / Л. П. Потапов. - Л.: Наука, 1969. - 196 с.
25. Пыпин А. Н. История русской этнографии. - СПб., 1890. - Т. 1.
26. Сердобов А. Н. История формирования тувинской нации. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1971. - 482 с.
27. Токарев С. А. Первая сводная этнографическая работа о народах России (из истории русской этнографии XVIII в.) // Вестник Московского университета. Историко-филологическая серия. - 1958. - № 4. - С. 113-128.
28. Фишер И. Э. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. - СПб., 1774. - 632 с.
29. Фишер И. Э. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием (извлечения) // Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае -Танну-Туве, урянхайцах - тувинцах, о древности Тувы: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. М.: Слово ^^о, 2007. - Т. 3: Урянхайский край. Тувинско-русские отношения (начало XVII - начало XX в.). - С. 32-43.
60.
с.
с.
74-76.
2024, №1, часть 1
ISSN 2078-9661
30. Фишер И. Э. Сибирская история. - СПб.: Альфарет, 2009. - 638 с.
31. Шафрановская Т. К. Новые данные к биографии И. Г. Георги (к 200-летию начала его экспедиционной деятельности) // Краткое содержание докладов годичной сессии Института этнографии АН СССР. - М., 1970. - С. 105-107.
32. Элерт А. Х. Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера / А. Х. Элерт. - Новосибирск: Издательство ИАЭ СО РАН, 1999. - 239 с.
33. Этнографические рисунки И. Г. Георги: из фондов ТОКМ. - Томск, 2002. - 50 с.
34. Bucher G. Von Beschreibung der Sitten und Gebräuche der Völcker. Die Instruktionen Gerhard Friedrich Müllers und ihre Bedeutung für die Geschichte der Ethnologie und der Geschichtswissenschaft. Quellen und Studien zur Geschichte des östlichen Europa. - Bd. 63. Stuttgart, 2002.
35. Georg J. G. Bemerkungen einer Reise im Rußischen Reich 1772-1774. - Saint Petersburg, 1775. Bd. 1-2.
36. Georgi J. G. Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merckwürdigkeiten. - Saint Petersburg, 1776-1780. - Bd. 1-4.
37. KöhlerM. Russische Ethnographie und imperiale Politik im 18. Jahrhundert. - Göttingen,
Информация об авторе:
Иргит Чодураа Константиновна, кандидат исторических наук, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Республика Тыва, Россия.
Irgit Choduraa Konstantinovna, PhD (History), Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Republic of Tuva, Russia.
2012.