УДК 395 579.9
Ч. К. Иргит
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ «РАССПРОСА»
ВАСИЛИЯ ТЮМЕНЦА И ИВАНА ПЕТРОВА
В данной статье рассматривается начальный этап первого периода (начало XVII в. - первая половина 1890х гг.) истории этнографического изучения тувинцев. В 1616 г. русские послы Василий Тюменец и Иван Петров совершили дальнюю поездку к ставке правителя государства Алтын-хана для установления дружественных отношений. Маршрут послов охватил земли некоторых тувинских племен (Саянская и Матцкая земли). Этнографические сведения В. Тюменца и И. Петрова содержат краткое описание культуры и быта тувинских племен начала XVII в.
Ключевые слова: этнографическое изучение тувинцев, первое русское посольство, государство Алтын-хана, Василий Тюменец, Иван Петров, Саянская земля, Матцкая земля.
XVII в. стал временем, когда в ходе непосредственного наблюдения русскими были получены первые свидетельства об образе жизни некоторых тувинских племен. Этими очевидцами были русские послы - атаман Тарского города Василий Тюменец и десятник Иван Петров, которые в 1616 г. были направлены с посольством к правителю государства Алтын-хана. Алтын-хан - это аристократический титул хотогойтских князей XVII в. В русских источниках XVII в. правители этого государства обобщенно названы Алтын-ханами. Посольство обязывалось поднести дары Алтын-хану от царского имени и предложить ему хранить мир и дружбу, а также принять русское подданство [1, с. 119]. Формально в задачу русского посольства входило установление дружественных отношений с государством Алтын-ханов, но фактической целью было разузнать о возможности открытия через сибирские земли торгового пути в Китай.
То, что поездка двух послов к ставке Алтын-хана берется за начало первых наблюдений над жизнью тувинских племен, имеет свои основания. Во-первых, контакты русских с тувинскими племенами были и ранее 1616 г., но поездка В. Тюменца и И. Петрова имела официальный характер и результаты ее получили письменную фиксацию в делопроизводственной документации Посольского приказа. Во-вторых, в одном из отчетов «Расспроса» содержатся ценные этнографические сведения о жизни тувинских племен начала XVII в. На основе этого многие ученые (С. И. Вайнштейн, Л. П. Потапов, Н. А. Сердобов, М. Х. Маннай-оол) устанавливают время получения первых свидетельств о быте тувинских родоплеменных групп - начало XVII в. Собственно этнографическое изучение тувинцев началось только с конца XVIII в., с появления трудов русских исследователей, содержащих первые этнографические описания языка, хозяйства и быта тувинцев.
Василий Тюменец и его помощник Иван Петров были неграмотны. Однако все увиденное ими с их
слов было записано в так называемый статейный список. Сохранилось два варианта статейного списка первого русского посольства к ставке Алтын-хана. Первый - Предварительный отчет - был записан со слов посла В. Тюменца сразу же после его возвращения в Томск. Второй - Полный отчет - был сделан в Москве в начале 1617 г. Предварительный отчет В. Тюменца опубликован в книгах И. Е. Фишера «Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием» (1774) [2] и В. К. Андриевича «История Сибири» (1889) [3]. Полный отчет издан в работах Ф. И. Покровского [4] и Бэддли [5]. Подлинники текста предварительного и полного отчетов хранятся в ЦГАДА [6, с 23; 7, с. 24]. В современных изданиях текст полного отчета первого официального русского посольства содержится в сборнике «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636» (1959) [8] и в собрании документов «За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы» (1995) [9], составленном ученым-архивистом В. А. Дубровским.
Различие двух отчетов состоит в том, что собственно этнографические материалы содержатся в полном отчете, озаглавленном как «Расспросные речи в Посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану». Хотя статейный список посольства В. Тюменца содержит лишь отрывочные этнографические сведения о быте тувинских племенных групп, он представляет значительный интерес для истории Тувы.
Кроме публикации отчетов, поездка первого русского посольства к Алтын-хану хорошо изучена специалистами. Ссылки на описание поездки
B. Тюменца и И. Петрова имеются в работах Г. Ф. Миллера [10, с. 436-437], К. Риттера [11, с. 154-155], В. К. Андриевича [1, с. 119], А. Г. Банникова [12, с. 4, 7-17], Н.П. Шастиной [6, с. 22-27],
C. И. Вайнштейна [13, с. 6, 16; 14, с. 240], Л. П. По-
тапова [15, с. 16-18], Н. А. Сердобова [16, с. 149], М. Х. Маннай-оола [17, с. 97] и в Истории Тувы [18, с. 176, 178-179].
Русские послы вышли из Томска в конце августа 1616 г. Вероятно, шли они вдоль Томи, через Шорию и Абаканский хребет, на верхнее течение реки Абакан [12, с. 10]. В дальнейшем их путь в ставку правителя государства Алтын-ханов, находившуюся в районе оз. Убса-Нур, пролегал через земли минусинских татар, тубинцев и некоторых тувинских племен. В «Расспросе» было сказано: «А шли оне ис Киргиз на Табынскую землю; а Та-бынская земля тое же Киргиские земли, только живут особе, а дань дают в Киргизскую землю и к Ал-тыну-царю» [9, с. 15].
Табынская земля, или Тубинская землица, в XVII в. входила в состав Красноярского уезда. Ее не следует отождествлять с Тувинской землей1. Тубинцев XVII в. не следует рассматривать как тувинскую племенную группу. Эта тюркоязычная группа имела сходство в образе жизни с населением Саянской земли, куда дальше пролегал путь посольства В. Тюменца. «А ис Табынские земли шли оне на Саянскую землю, а в ней князек Кара-Сакул с товарыщи; живут себе меж гор и лесов по речкам... А ездят на оленях и на конях, а ясак дают Алтыну ж царю. А житье их то ж, что и в Табынской земле: угодей никаких нет, и хлеб не родитца» [9, с. 15]. По данным Б. О. Долгих, Саянская земля примерно соответствовала Тоджинскому району Тувы [19, с. 257], т.е. северо-восточной части современной Тувы. В приведенном сведении описан быт тувинцев-тоджинцев (группы восточных тувинцев). Основу хозяйства населения Саянской землицы, жившего в таежно-лесной местности, еще в XVII в. составляло оленеводство. При этом у них не было замечено введения земледелия. Далее в «Расспросе» было сказано, что послам «. на корм дали мяса оленья довольно, чем им до Матцкой земли дойти» [9, с. 16].
Из Саянской земли послы направились в Матц-кую землю. «А из Саянские земли шли оне до Мат-цкие земли 8 ден, а места были ровные, меж гор же, а горы были им по сторонам. А реки им были от Саян до Матцкие земли: первая Кемчага, другая река Частые Броды. А в той Матцкой земли живет князек Кундучен, а служит со всею землею Алтын-царю» [9, с. 16]. Из таежно-лесной зоны послы попали в горно-степную местность, что понятно из описания: «Места были ровные, меж гор же». При этом наименования рек находят свои соответствия с современными названиями: Кемчага - это, без сомнения, река Хемчик, левый приток Енисея. Что
касается реки Частые Броды, то В. Г. Банников полагал, что это река Барлык [12, с. 11], а В. Дубровский - Улуг-Хем [7, с. 4]. По К. Риттеру Частые броды - это извилистое течение Чаган-Махана, правого притока Абакана [11, с. 155].
Под Матцкой землей подразумевались места расселения родоплеменной группы Маады, кочевавшей по Хемчику и Улуг-Хему. О Матцкой земле сказано следующее: «А корм был: мясо баранье да молоко коровье и кобылье, да кумыз из молока ж кобылья» [9, с. 16]. Из сообщения можно сделать сразу два вывода. Во-первых, основой рациона питания данной группы тувинцев была молочная и мясная пища. Во-вторых, основу хозяйства, которая всегда определяет систему питания у тех или иных народов, составляло скотоводство (овцеводство и коневодство). Подобными этнографическими данными характеризовались западные тувинцы горно-степной местности.
Таким образом, в «Расспросе» В. Тюменца и И. Петрова имеются этнографические сведения, описывающие хозяйство и пищу отдельных тувинских племен. Даже по этим скупым сведениям прослеживаются отличия быта родоплеменных групп, населявших северо-восточную и западную части тогдашней Тувы, и существенные различия в их культурно-историческом развитии.
Еще один немаловажный момент встречи русских послов с тувинцами - это гостеприимство, которое проявили тувинские князья по отношению к своим «гостям» из Российского государства. В Саянской земле послов встретил «князек Кара-Са-кул». В здешней земле посланцы русского царя были приняты с почестями, им поменяли уставших лошадей, дали в качестве еды на дальнейшую дорогу много мяса [6, с. 4]. Из Саянской земли Тюменец и Петров восемь дней шли до Матцкой земли. Князек мадов Кундучен также встретил их «честно от своих улусов в полуверсте, с кормом и с питьем, и подводы дал» [7, с. 4]. Прием и угощение любого гостя или путника, забота о нем и выполнение его желаний являлись неписаным законом, обязательным для всех [20, с. 53]. Гостеприимство характерно для всех народов, но у тувинцев оно занимало и занимает особо важное место в системе традиционных обычаев. Это подтверждается данными из «Расспроса» В. Тюменца.
С земли мадов послы направились в ставку Алтын-хана, куда их проводил сам князек мадов Кун -дучен. Первый Алтын-хан, Шолой-Убаши-Хунтай-джи, кочевал тогда у оз. Убсу-нур и встретил царских послов с большими почестями [6, с. 5].
1 К примеру, А. Г. Банников назвал Тубинскую землю Тувинской землей [12, с. 11], что является несоответствием. Название Тувинская земля в русских источниках появляется только во второй половине в XVII в. и употреблено по отношению к юго-восточной части территории современной Тувы. В XVII в. Тубинская землица и Тувинская земля географически могли не совпадать.
Таким образом, путь послов из «земли кирш- Алтын-хан во время приема послов. зов» к ставке Алтын-хана имел следующий марш- Дипломатические переговоры с Алтын-ханом
рут: р. Абакан - Частые броды - Кантегир - р. Хем- имели успех. Свою главную задачу - добыть сведе-чик - оз. Убсу-нур. ния о Китайском государстве для организации тор-
В своем «Расспросе» В. Тюменец отметил уго- говли с ним и установить дружественные отноше-
щения (которые преподнес послам Алтын-хан. - ния с государством Алтын-хана - посольство
Ч. И.) как характерный показатель хозяйства и В. Тюменца выполнило.
быта. «А есть было, - рассказал он, - баранье мясо, Назад, в Россию, ехали той же дорогой. Вернул-
молоко коровье, вино ис кумыза» (Цит. по: [12, ся В. Тюменец в Томск 22 ноября того же года.
с. 13]). В статейном списке особенно много сказа- Вместе с русским посольством были отправлены с
но о буддийской религии, имеются интересные ответным визитом к русскому царю в Москву и
сведения с описанием одежды, в которую был одет послы Алтын-хана.
Список литературы
1. Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1.
2. Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским воеводам Боборыкину и Хрипунову // Фишер И. Е.
Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. С. 254-264.
3. Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским воеводам Боборыкину и Хрипунову (Приложение
№ 1) // Андриевич В. К. История Сибири. СПб, 1889. Ч. 1. С. 206-210.
4. Покровский Ф. И. Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 году // Известия Отделения русского языка и словесности. СПб., 1914. Т. XVIII. Вып. 4. С. 14-26.
5. Baddeley I. F. Russia, Mongolia, China. London, 1919. Vol. II. P. 47-58.
6. Шастина Н. П. Русско-монгольские посольские отношения XVII века. М., 1958. 181 с.
7. Дубровский В. Введение // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 3-11.
8. Материалы по истории русско-монгольских отношений. Русско-монгольские отношения. 1607-1636. Сборник документов. М., 1959.
С. 59-66.
9. Расспросные речи в посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 13-24.
10. Миллер Г. Ф. История Сибири. М., 1999. Т. 1. 630 с.
11. Риттер К. Поездка казацкого атамана Василия Туманца и десятника Ивана Петрова к Алтын-хану в 1616 г. // Урянхай. Тыва дептер. М., 2007. Т. 2: Племена Саяно-Алтая. С. 154-155.
12. Банников А. Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. М., 1949. 52 с.
13. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. 216 с.
14. Вайнштейн С. И. Краткая история этнографического изучения тувинцев // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968. С. 240-255.
15. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 402 с.
16. Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971. 482 с.
17. Маннай-оол М. Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск, 2004. 166 с.
18. История Тувы. Новосибирск, 2001. Т. 1. 367 с.
19. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав Сибири в XVII веке. М., 1960. 622 с.
20. Маннай-оол М. Х. Обычаи тувинского народа // Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Кызыл, 2002.
Вып. 19. С. 52-60.
Иргит Ч. К., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.02.2009.
Ch. K. Irgit
THE ETHNOGRAPHICAL DATA FROM THE «RASSPROS» BY VASILIJ TJUMENEZ AND IVAN PETROV
This article is devoted to the starting point of the first period (the beginning of the XVII century - the half of the 1890th) in the history of ethnographical research of tuvinian people. In 1616 Vasilij Tjumenez and Ivan Petrov, the first ambassadors of Russia went to the residence of Altyn-han to establish diplomatic relations. The trip of the Russian ambassadors was through the territory of some tuvinian tribes (Sajanskaja zemlja and Matzkaja zemlja). The ethnographical data of V. Tjumenez and I. Petrov include the description of the traditional culture and life style of tuvinian people at the beginning of the XVII century.
Key words: the ethnographical research of tuvinian people, the first Russian embassy, Altyn-han’s state, Vasilij Tjumenez, Ivan Petrov, sajanskaja zemlja, matzkaja zemlja.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]