УДК 39+930.1
Иргит Ч. К.
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при
Правительстве РТ, Кызыл, Россия
«История Сибири» Г. Ф. Миллера как источник по этнографическому изучению тувинцев
Аннотация. Статья посвящена изучению историко-этнографических материалов в «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера, собранных им в 20 архивах Сибирских городов и острогов с 1733 по 1737 гг. во время Северной экспедиции. В результате скрупулезной работе, он собрал обширный фактический материал по истории, этнографии и археологии Сибири. Впервые материалы Г.Ф. Миллера были частично опубликованы в 1750-1760-х гг. В первой половине XX в. было издано два тома «Истории Сибири», которые были с дополнениями в 1999 г. и 2000 г. В 2005 г. издан третий том, в котором содержатся ранее не издаваемые материалы учёного. Собранные Г.Ф. Миллером обширные материалы, называемые «портфелем Миллера», до сих пор до конца не изучены. Автором статьи осуществлен анализ опубликованного труда «История Сибири», рассматриваемого как историко-этнографический источник о родоплеменных группах тувинцев, упомянутых в русских источниках. Эти источники были выявлены, изучены ученым и включены им в его упомянутый труд. Ключевые слова: тувинцы, этнографическое изучение тувинцев, Г. Ф. Миллер, «История Сибири», историко-этнографический источник, тувинские родоплеменные группы, освоение Сибири.
Irgit Ch. K.
"The History of Siberia" by G. F. Miller as a source for the ethnographical research of Tuvans
Annotation. The article is devoted to the study of historical and ethnographic materials in the "History of Siberia" by G. F. Miller, collected by him in 20 archives of Siberian cities and prisons from 1733 to 1737 during the Northern Expedition. As a result of meticulous work, he collected extensive factual material on the history, ethnography and archaeology of Siberia. For the first time, G.F. Miller's materials were partially published in the 1750s and 1760s. In the first half of the 20th century, two volumes of the History of Siberia were published, which were supplemented in 1999 and 2000. In 2005, the third volume was published, which contains previously unpublished materials of the scientist. The extensive materials collected by G.F. Miller, called the "Miller portfolio", have not yet been fully studied. The author of the article analyzes the published work "History of Siberia", considered as a historical and ethnographic source about the tribal groups of Tuvans mentioned in Russian sources. These sources were identified, studied by the scientist and included in his mentioned work.
Key words: Tuvans, ethnographical research of Tuvans, G. F. Miller, "The History of Siberia", historical and ethnographical source, Tuvan tribal groups, the development of Siberia
Между временем появления двух историко-этнографических источников - «Расспросных речей» (1617 г.) [6, 8] и «Чертежной книги Сибири» (1701 г.) [5, 20] - существует временной разрыв, в течение которого другие источники непосредственно по этнографическому изучению тувинцев не отмечены. Однако ошибочно считать, что с 1617 г. и по начало ХУШ в. вообще отсутствуют сведения по истории изучения Тувы Российским государством. Информация содержится в исторических документах. Во-
первых, к ним относятся статейные списки русских посольств, которые совершили поездки с 1620-х по 1670-е гг. в государство Алтын-ханов. Эти документы являются важными источниками русско-монгольских отношений в XVII в. по истории Тувы. Во-вторых, имеются отписки, челобитные и грамоты служилых людей во времена интенсивного освоения Сибири Российским государством в XVII столетии. В этих документах упоминаются тувинские родоплеменные группы, вошедшие в состав Русского государства. В первой половине XVIII в. данные источники были извлечены и скопированы из архивов сибирских городов историком Г. Ф. Миллером. Цель данной статьи заключается в изучении труда Г. Ф. Миллера «История Сибири» как историко-этнографического источника, который содержит сведения о родоплеменных группах тувинцев, упомянутых в русских источниках. Эти источники были изучены и включены в упомянутый труд учёного.
Миллер Герард Фридрих (нем. Müller Gerhard Friedrich, 1705-1783) -историк, археограф, историограф немецкого происхождения, прибывший в 1725 г. для службы в Россию после окончания Лейпцигского университета. Тогда же он был определен адъюнктом по истории Петербургскую Академию наук, стал профессором в 1730 г. Во время Северной экспедиции (с 1733 по 1737 гг.), известной еще как вторая Камчатская экспедиция, он был руководителем ее Академического отряда. На него была возложена обязанность проведения в Сибири исследования в области географии, истории, этнографии и различных «древностей». Им были обследованы до 20 архивов в сибирских городах и острогах [2, с. 23], из которых он извлек множество документов. Благодаря скрупулезной работе он собрал обширный фактический материал по истории, этнографии и археологии Сибири. Их ученый планировал обобщить в специальном труде «Описание Сибирских народов вообще» [2, с. 30]. Однако реализовать задуманное ему не удалось.
Издание его материалов растянулось на долгие десятилетия. В 1750 г. вышли только первые пять глав предполагаемого труда под названием «Описание Сибирского царства». В нескольких выпусках журнала «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» за 1764 г. были напечатаны 6-8 главы. В первой половине XX в. специалистами в области археографии и источниковедения С. В. Бахрушиным и А. И. Андреевым была предпринята попытка полной публикации труда Г.Ф. Миллера, но было издано только два тома «Истории Сибири» [10, 11]. В середине 1990-х гг. была начата очередная работа по переизданию сочинения Г. Ф. Миллера, в которой участвовали С. И. Вайнштейн, Е. П. Батьянова и В. А. Коренко [1, с. 6]. С дополнениями были повторно выпущены первый [12] и второй [13] тома «Истории Сибири». В 2005 г. был издан третий том, в котором содержатся ранее не издаваемые материалы Г. Ф. Миллера [14] Часть его
материалов, т.н. «портфели Миллера» до сих пор до конца не изучены. Они хранятся в архиве РАН и в РГАДА.
Собранные Г. Ф. Миллером сведения очень высоко ценятся в этнографической науке. Без ссылок на его труды и материалы не обходится почти ни одно серьезное исследование по народам Сибири ХУ1-ХУШ вв. [21, с. 5]. В нашей работы «История Сибири» Г. Ф. Миллера рассматривается как историко-этнографический источник, имеет особую ценность при изучении вопроса о расселении в XVII в. племен, вошедших позднее в этнических состав тувинцев. Следует указать, что в тексте самого ученого сведения об этих племенах весьма скудны. Встречаются краткие упоминания о родоплеменных группах маады, соян и кужугет [12, с. 316; 13, с. 57, 68]. Интересующие нас сведения о них и других племенах, содержатся в архивных документах XVII в., которые в качестве приложений помещены в первый и второй тома «Истории Сибири».
Используя последние издания отмеченных томов труда Г. Ф. Миллера, мы выделили документы, в которых имеются указания о родоплеменных группах, а также сведения о них у самого ученого. Они показаны в двух таблицах.
Таблица 1. Сведения о родоплеменных группах из первого тома «Истории Сибири» Г.
Ф. Миллера [1999].
№ приложения Упоминание в тексте «Истории Сибири»
Маады (в сочинении сказано о матах и матской волости)
64. 1609 г. не ранее февраля 29. - Отписка томских воевод Василия Волынского и Михаила Новосильцова в Москву о матских людях (С. 413). 72. 1609-10 г. - Отписка томских воевод Василия Волынского и Михаила Новосильцова в Москву об измене людей, живущих в Матцкой, Кимской и Алтерской волостях (С. 421). Глава 5, § 77 (С. 316).
Кужугет (в сочинении упомянуты как кучегутские люди, кучегуты)
86. Не ранее 1615-16 г. - Челобитная томских казаков Ивана Недомолвина и Пятки Кызылова о жалованье за службу среди кузнецких татар (С. 433). 90. Не ранее 1616-17 г. - Челобитная томского казака Василия Ананьина о жалованье за службу в Кузнецкой и Киргизской земле и во время посольства к Алтын-Царю (С. 436-437). 92. Не ранее 1616-17 г. - Челобитная томских служилых людей Богдана Терского с товарищами о жалованье и о прибавке в Томск служилых людей и пашенных крестьян (С. 437-441).
Саянцы, земля Саянов
92. Не ранее 1616-17 г. - Челобитная томских служилых людей Богдана Терского с товарищами о жалованье и о прибавке в Томск служилых людей и пашенных крестьян (С. 437-441).
Таблица 2. Сведения о родоплеменных группах из второго тома «Истории Сибири» Г.
Ф. Миллера [2000].
№ приложения Упоминание в тексте «Истории Сибири»
Маады (в сочинении сказано о матах)
145. 1620 г. не ранее февраля 23. - Отписка енисейского приказного человека Матвея Трубчанинова томскому воеводе Федору Бобарыкину о Киргизском волоке о об остроге «в кызылах» (С. 293). 156. 1620 г. не ранее декабря 7. - Отписка в Москву томских воевод князья Ивана Шеховского и Максима Радилова об отправке за рубеж послов Тархана Лобы с товарищами, о полученных вестях, о готовящемся нападении на Томск и Кузнецк порубежных народов и о недостатке служилых людей и запасов в Томске (С. 301). 161. 1621 г. не ранее марта 4. - Отписка томского воеводы боярина М. Годунова томским воеводам... по поводу вестей о намерении киргизов, багасоров, кизылов, кученгутов, братов, матов, саянов, аринцев и черных калмыков идти против Томска и Кузнецка и о недостатке служилых людей (С. 305). Глава 7, § 32 (56-57); § 67 (С. 68).
Соян (в сочинении названы саяны, сояны, саянцы)
284. 1630 г. сентябрь 21. - Грамота на Верхотурье воеводе Никифору Плещееву о даче подвод до Тобольска под «новоприборных» казаков для службы в Сибири и под женщин и девиц, направляемых в Енисейск (С. 436-437) 365. 1636 г. ноябрь 7. - Грамота в Томск стольнику и воеводе князью Ивану Ромадановскому с товарищами о посылке служилых людей в Красноярск в виду предположений строить остроги в Каннской и Тубинской землицах (С. 512). 472. 1651 г. не ранее июля 5. - Отписка в Москву томских воевод Михаила Волынского с товарищами о новых волостях за рекою Биею вверх по Катуни: Саянах, Мугатах и Точи - о построении острога на устье Бии и Катуни (С. 622). Глава 7, § 67 (С. 68)
Тоджа (в сочинении - как точи, точигасы)
330. 1634 г. не ранее октября.- Челобитная царю Михаилу Федоровичу красноярских служилых людей о выдаче им жалованья на 144-й год в виду их разорения киргизами и о «приборе» новых служилых людей на «упалые места» (С. 483).
365. 1636 г. ноябрь 7. - Грамота в Томск стольнику и воеводе князю Ивану Ромадановскому с товарищами о посылке служилых людей в Красноярск в виду предположений строить остроги в Каннской и Тубинской землицах (С. 512). 472. 1651 г. не ранее июля 5. - Отписка в Москву томских воевод Михаила Волынского с товарищами о новых волостях за рекою Биею вверх по Катуни: Саянах, Мугатах и Точи - о построении острога на устье Бии и Катуни (С. 622).
Ооржак (в сочинении - как орчаки, орчеки)
278. 1630 г. не ранее мая 29. - Отписка в Москву томских воевод князя Петра Пронского с товарищами о враждебных действиях чатского мурзы Тарлава и князя белых калмыков Абака, о походе служилых людей на чатские городки и об измене ясачных людей Кузнецкого уезда (С.431). 304. 1632 г. не ранее сентября 9. - Отписка псланного на реку Бию томского сына боярского Федора Пущина томским воеводам стольнику Никите Егупову-Черкасскому с товарищами о бое на реке Чумыше с людьми Абака и его союзниками и о возвращении своем назад (С. 460).
Кужугет (в сочинении упомянуты как кученгуты, кучугуты)
156. 1620 г. не ранее декабря 7. - Отписка в Москву томских воевод князья Ивана Шеховского и Максима Радилова об отправке за рубеж послов Тархана Лобы с товарищами, о полученных вестях, о готовящемся нападении на Томск и Кузнецк порубежных народов и о недостатке служилых людей и запасов в Томске (С. 301). Глава 7, § 67 (С. 68)
Кара-Сал (в сочинении - как керсагальцы, керсагальские люди)
409. 1643 г. не ранее апреля 2. - Отписка кузнцкого воеводы Дементия Кафтырева томскому воеводе стольнику князю Семену Клубкову-Масальскому об обложении ясаком людей Керсагальской, Усленской, Салунской, Мундуской, Тотошской и Кезегелицкой волостей (С.566-567). 420. 1645 г. январь 7. - Грамота в Тобольск воеводам князю Григорию Куракину с товарищами о намерении Ирдени-контайши и Девлеткирея воевать сибирские города и о мерах предосторожности против них (С. 577). 472. 1651 г. не ранее июля 5. - Отписка в Москву томских воевод Михаила Волынского с товарищами о новых волостях за рекою Биею вверх по Катуни: Саянах, Мугатах и Точи - о построении острога на устье Бии и Катуни (С. 622).
В этих документах отражены события XVII в. Племена, в том числе ставшие этнической составляющей тувинцев, упомянуты в связи с их набегами на русские города-остроги. Отметим, что в XVII в. шел интенсивный процесс освоения Сибири Российским государством. В деле продвижения по Сибирским просторам русские служилые люди зачастую встречали противодействие его населения. Поэтому необходимым
условием упрочения своих позиций на обширной территории Сибири было приведение многочисленных разноязычных племен «под великую руку» правителя Русского государства.
В первой половине XVII в. основной костяк тувинских племен входил в состав государства Алтын-ханов в Монголии. В русских источниках XVII в. правители этого монгольского государства обобщенно назывались Алтын-ханами. Границы государства Алтын-ханов простирались на севере до Саянских гор, на юге - до предгорий Монгольского Алтая, на западе -до верховий Иртыша, а на востоке - до оз. Хубсугул (в русских источниках это озеро названо Косогол - Ч.И.) и Сангин-Далай. Данники Алтын-хана были еще и за пределами этой территории, в частности, к северу - за хребтом Западных Саян и в Минусинской котловине, где кочевали енисейские кыргызы [15, с. 171]. В пределах отмеченных границ государства Алтын-ханов и за его пределами кочевали отдельные тувинские племена - маады, кужугет, ооржак, соян и другие, являющиеся этнической составляющей современных тувинцев.
Важными источниками для установления расселения и подданства «окраинных» тувинских племен являются документы, опубликованные в «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера. Уточнить и дополнить эти материалы позволяет скрупулезное исследование сибиреведа Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке» [13], которое в значительной мере основано на документах и историко-этнографических материалах Г.Ф. Миллера. Источником по размещению некоторых племен на территории современной Тувы в XVII в. является «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремезова [18]. На основе указанные источников и опираясь на исследования современных ученых, проанализируем сведения о некоторых тувинских родоплеменных группах.
Впервые русские встретились с тувинскими племенами в самом начале XVII в. Уже в 1604 г., перед основанием города Томска, было известно, что в 14 днях езды от него кочевали маады, или маты. В отписке томских воевод царю, датированной уже 1609 г., сообщалось, что князья племени маады «а нынеча, государь, оне от Алтына царя отступили, а хотят служить тебе государю и кочевать с кыргыскими людьми вместе ближе к Томскому городу» [12, с. 414]. Далее говорится, что племя маады «шертовали на том, что им быть под царскою высокою рукою неотступным... служити и прямити и ясак спона платити» [12, с. 413], т.е. фактически они признавали себя в русском подданстве. По сведениям самого Г. Ф. Миллера, маты жили тогда по ту сторону реки Енисея, где теперь стоит Абаканский острог [12, с. 316]. Однако, согласно сообщению тех же томских воевод, в следующем году Матцкая и другие волости «.изменили, сложилися с киргизцы заодно» [12, с. 421], совершили нападение на русское и ясачное население. Как сообщал Г. Ф. Миллер [12,
с. 316], «о матах в последующие годы ничего не упоминается». После этого, вероятно, родоплеменная группа маады и некоторые другие тувинские племена были снова подчинены Алтын-хану и стали его данниками [7, с. 96].
Кроме племени маады, в источниках XVII в. имеются сведения и о других тувинских родоплеменных группах, кочевавших в пределах Российского государства. По материалам ясашных книг и данным Г. Ф. Миллера, тщательно изученным Б. О. Долгих [1960], было выявлено, что они числились в составе сибирских уездов - Красноярского, Иркутского, Кузнецкого и Тарского.
В Красноярском уезде ясачные тувинцы составляли целую Саянскую землицу. Эта землица примерно соответствовала Тоджинскому району современной Тувы. Основными улусами Саянской землицы считались Коетов, Шаджигаев, Татоков, Караетов, Ухарский и улус князя Эрке-Тархи, возглавлявшего Саянскую землицу [3, с. 257-259]. Перечисленные названия улусов в искаженной форме передают названия отдельных тувинских родов, племен, сумонов и арбанов, известных и позднее, вплоть до в XIX в. Таковы наименования родов Хойук (Коетов улус), Тодут (Татоков улус), Кара-Чооду (Карачитаев), Шадык или Шемде в бывшем сумоне Кол (Шаджигаев улус). Ухарский улус объединил «ухырцев», которые в конце XIX в. кочевали по р. Нарын, впадающей в оз. Убса-Нур, а также близ оз. Хубсугул. Монголы их называли «ухыр-урянха» («уйгур-урянхай»). Улус Эрке-Тархи находился по Бий-хему [3, с. 257; 17, с. 181-182].
Интересен вопрос о связи названий Саянской землицы и родоплеменной группы соян. В составе этой землицы Красноярского уезда по материалам Б.О. Долгих родоплеменная группа соян не зафиксирована. Однако на карте расселения родов народов Сибири в XVII в., составленной Б. О. Долгих, население пяти тувинских улусов (Эрке-Тархи, Тотоков, Караетов, Коетский и ухарцы) собирательно названо «саянцами». Ученый Б. О. Долгих не объясняет происхождение названий Саянской землицы и «саянцы». Вероятно, такое название эта землица получила из-за географической локализации в районе Западных Саян. Топонимические исследования показывают, что Саянский хребет происходит от названия племени соян [9, с. 152-152], известного по источникам XVII в. как саянцы или саяны. С начала XVII в. этноним соян в форме саян закрепляется как название горного хребта в Южной Сибири. Затем уже по названию этого хребта стали именовать расположенную в его пределах землицу и ее население. Хотя название Саянской землицы прямо не происходит от этнонима соян, оно с ним связано.
Что касается родоплеменной группы соян, то в рассматриваемое время она являлась крупным тувинским племенным образованием. В документах XVII в. упоминаются саянцы, саяны, сояны. Представители
родоплеменной группы соян обитали не только в северо-восточной части Тувы (на территории современного Тоджинского района), а распространяли свои кочевья на запад вплоть до Телецкого озера на Алтае. К местам их обитания примыкала племя точи, или точигасы, которые упомянуты вместе с родоплеменной группой соян. Одно из первых сведений о них - это отписка томского воеводы Михаилу Романову, в которой говорится, что кыргызские князцы обещали (в 1632 г.) казакам оказать влияние на «точи, соянов, маторцев, буклинцев и иные немирные землицы» [11, с. 347]. После строительства острогов в Канской и Тубинской землицах в 1636 г. родоплеменные группы соян и точи вместе с другими племенами должны были перейти в подданство Российского государства [13, с. 512]. Но в конце 1640-х - начале 1650-х гг. часть соянов вместе с племенем точи попали под влияние джунгар-ойратов и обитали на Алтае. Уже в другом документе, отписке томских воевод в Москву, датированной 1651 г., сообщается о переселившихся в сторону Алтая родоплеменных группах точи и соян [13, с. 622]. О саянцах, или родоплеменной группе соян, кочевавших в районе Телецкого озера, в своем дорожном дневнике упомянул Н.Г. Спафарий, совершивший путешествие в Китай в 1675-1678 гг. [18, с. 69].
К Красноярскому уезду относилась Кайсотская землица, располагавшаяся к юго-востоку от Саянской землицы. Население Кайсотской землицы упоминается в документе 1636 г., по которому после постройки острога на Тубе оно должно было принять подданство Российского государства [13, с. 512]. Сведения о платеже ясака с этой землицы фиксируются с начала 1660-х гг. Названия родов данной землицы в XVII в. соответствуют сумонам прикосогольских тувинцев: Каралитский улус соответствует сумону Калиучин (Хуреклыг), Мунзин (Минзин) -сумону Мундэй, улус «еркетов» - сумону Ирхит, Балыкшин улус - роду Кара-балыкчи сумона Кол. Исключением является Пахинов улус, не являвшийся тувинским [3, с. 257]. Название Кайсотской землицы соответствует названию Хасутского хошуна, располагавшегося в XIX в. на юго-востоке Тувы.
К юго-востоку от Кайсотской землицы, по верховьям р. Иркут и у оз. Тунки обитали так называемые «иркутские» тувинцы, которые не образовывали особую землицу [19, с. 159]. Верховья Иркута населяла родоплеменная группа иргит во главе с князем Яндаша. В 1660-х гг. на правом берегу Ангары против устья Иркута был сооружен острог для призвания «яндашных и тувинских людей и иных неясачных людей» в русское подданство. После постройки Тункинского острога (1675) в 1676 г. тувинские племена верховьев р. Иркут, заново стали вносить ясак в новый острог [4, с. 126;19, с. 161].
Следует отметить, что с 60-х гг. XVII в. в русских источниках появляются названия «Тувинская земля» и «тувинцы» применительно к племенам юго-восточных окраин Тувы. Эти названия были связаны с родоплеменной группой иргит, обитавшей в верховьях р. Иркута и плативших ясак в русский острог [19, с. 161-162]. На карте расселения родов народов Сибири XVII в., составленной Б.О. Долгих, они отмечены как сойоты-ирхинцы.
В документах XVII в. упомянуты племена кужугет («кучегуты», «кучегутские люди») и ооржак («орчаки», «орчеки», «коурчаки»). Они вместе с родоплеменной группой маады появлялись в летнее время в кочевьях телеутов, между Обью и Томью, и участвовали с ними в военных набегах на местное ясачное и русское население [16, с. 88]. О присутствии родоплеменной группы кужугет в подгорных землях Кузнецка и Томска указывают сведения из источников [12, с. 431, 434, 436, 460]. Родоплеменные группы кужугет и ооржак, поддерживая связи с алтайскими (верхнеобскими) телеутами, создавали постоянную угрозу для русских городков-острогов - Томска и Кузнецка. В связи с тем служилые люди Томска сообщали царю: «А орды, государь, великие многие к Томскому городу прилегли: черные и белые колмаки, и киргиские люди, и маты, и браты, и саянцы, и тубинцы, и кучегуты, и багасары, и кызылы, и кузнецкие люди, и все те люди около Томсково города неподалеку кочуют» [12, с. 439]. Что касается племени ооржак, то в конце XVII и начале XVIII в. часть их кочевала еще западнее, а именно, в ряде волостей Тарского уезда. Отдельные их группы числились в составе плательщиков ясака этого уезда. В дальнейшем «тарских» орчаков забрали к себе насильно джунгарские тайши [3, с. 117].
В составе Кузнецкого уезда среди плательщиков ясака отмечена Керсагальская волость, население которой вносили ясак в 1650 и 1671 гг. [3, с. 105]. Эта волость находилась «в трех днищах от новых волостей Саянов, и Мугалов, и Точи», которые были «за Биею рекою вверх по Катуни» [13, с. 622]. Керсагалы источников XVII в., в то время обитавшие в нижнем течении р. Катуни, были еще одними выходцами из Тувы. Они соответствуют тувинской родоплеменной группе кара-сал, кочевавшей в западной части Тувы.
Следует отметить, что расселение некоторых групп в «Чертежной книге Сибири» соотносится со сведениями источников XVII в. Это данные о керсагалах в районе рек Катуни и Бии [13, с. 622] и о переселившейся в сторону Алтая группе соян, известной как саянцы [13, с. 622; 18, с. 69].
Таким образом, несмотря на отрывочность данных о некоторых тувинских родоплеменных группах в труде «История Сибири» Г. Ф. Миллера, это сочинение является важным историко-этнографическим источником в истории этнографического изучения тувинцев. Нами были
2023, №4, часть 2
ISSN 2078-9661
рассмотрены те родоплеменные подразделения тувинцев и упоминания о тувинской земле, которые получили отражение в русских источниках XVII и начала XVIII в. Эти сведения конкретизируются более поздними исследованиями, в частности, Б. О. Долгих. Из них видно, что тувинские племена, принявшие подданство Российского государства, населяли пограничные северо-восточные и юго-восточные территории Тувы, а некоторые из них доходили до Западной Сибири. В этих документах эти племена упомянуты под различными названиями, чаще всего по их родовому наименованию.
1. Батьянова Е. П. Из истории подготовки нового издания труда Г. Ф. Миллера / Е. П. Батьянова, С. И. Вайнштейн // История Сибири. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - Т. 1. - С. 5-13.
2. Бахрушин С. В. Г. Ф. Миллер как историк Сибири // Миллер Г. Ф. История Сибири. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Т.1. - С. 5-55.
3. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б. О. Долгих. -М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 623 с.
4. Дулов В. И. Основание Иркутска и тувинские племена XVII столетия // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1961. - Вып. 9. - С. 125-132.
5. Иргит Ч.К. «Чертёжная книга Сибири» С.У. Ремезова как источник начального периода этнографического изучения тувинцев // Новые исследования Тувы. - 2014. - № 3. - С. 172-177.
6. Иргит Ч.К. Этнографические сведения из «Расспроса» Василия Тюменца и Ивана Петрова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5 (83). - С. 154-157.
7. Маннай-оол М. Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса / М. Х. Маннай-оол. - Новосибирск: Наука, 2004. - 166 с.
8. Материалы по истории русско-монгольских отношений. Русско-монгольские отношения. 1607-1636. Сборник документов. - М., 1959.
9. Мельхеев М. Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий / М. Н. Мельхеев. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1969. - 187 с.
10. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Т. 1. - 608 с.
11. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. -Т.2. - 637 с.
12. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - Т. 1. - 630 с.
13. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 2. - 795 с.
14. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2005. - Т. 3. - 598 с.
15. Потапов Л. П. Тува в составе Монгольских государств Алтын-Ханов и Джунгарии (XVII - первая половина XVIII вв.) // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1960. -Вып. 8. - С. 170-179.
Библиографический список
2023, №4, часть 2
ISSN 2078-9661
16. Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев / Л. П. Потапов. - Л.: Наука, 1969. - 196 с.
17. Потапов Л. П. Тува в период возникновения и распада государства Алтын-ханов и Джунгарии (XVII - первая половина XVIII в.) // История Тувы. - Новосибирск: Наука, 2001. - Т. 1. - Разд. IX. - С. 173-216.
18. Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г. Дорожный дневник Спафария с введением и примечаниями Ю. В. Арсеньева. - СПб., 1882. - 215 с.
19. Сердобов А. Н. История формирования тувинской нации. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1971. - 482 с.
20. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г. - СПб., 1882.
21. Элерт А. Х. Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера / А. Х. Элерт. - Новосибирск: Изд-во Инст. археол. и этн. СО РАН, 1999. - 239 с.
Информация об авторе:
Иргит Чодураа Константиновна, кандидат исторических наук, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Республика Тыва, Россия.
Irgit Choduraa Konstantinovna, PhD (History), Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Republic of Tuva, Russia.