УДК 001:378
Н. Т. Аврамчикова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Рассматриваются вопросы территориальной организации социально-экономических систем на региональном уровне. Подчеркивается важность совершенствования управления трудовыми ресурсами как социально-экономической подсистемой, анализируются вопросы трудообеспеченности территорий и факторы, на них влияющие.
В период рыночных реформ значительную роль играют новые факторы, задающие конкурентные преимущества регионов и территорий внутри регионов: наличие эффективных производств и возможность трудоустройства, многофункциональность, выгодность географического положения (транспортные коридоры, месторождения), благоприятность природно-климатических условий, соразмерная стоимость и качество жизни, развитость инфраструктуры самообеспечения, инвестиционная привлекательность и др.
Фактически сложилась ситуация, в которой территории вынуждены конкурировать друг с другом за привлечение инвестиционных средств в развитие инженерно-коммунальных инфраструктур и предприятий, за возможность представить свою инфраструктуру для международных и межрегиональных пользователей, за выход на новые рынки сбыта продукции местных предприятий, за привлечение образованной и квалифицированной рабочей силы и т. д. При этом территории оказываются в принципиально новой, динамичной политической, социальной, культурной и экономической ситуации, особенности которой определяются мировыми глобальными процессами, изменениями на уровне России и региона. Все это требует серьезной модернизации управления, причем модернизации как самого подхода к управлению развитием территорий, так и новых технологий и организационных форматов такого управления.
В экономике страны все большее значение приобретают региональные социально-экономические системы как объекты самостоятельного планирования и управления. Регион обладает всеми важнейшими чертами больших социально-экономических систем:
- наличием подсистем с явно выраженными свойствами, которые в своей совокупности и образуют большую систему на региональном уровне;
- целенаправленностью и управляемостью системы, т. е. наличием у нее общей цели и общего назначения, задаваемых и корректируемых в системах более высокого уровня;
- сложной иерархической (многоуровневой) структурой организации системы, предусматривающей сочетание централизованного управления с автономностью частей (подсистем), наличие вертикальных связей между элементами разных уровней и горизонтальных связей между элементами одного уровня;
- большим размером системы, т. е. большим числом элементов, входов и выходов, разнообразием функций;
- целостностью и сложностью поведения, сложными, переплетающимися взаимоотношениями между пе-
ременными, обратные связи, приводящие к тому, что изменение одной переменной влечет изменение других переменных.
Современные социально-экономические системы функционируют на региональном уровне в особых политико-экономических условиях.
Теоретической и методологической основой разработки региональных концепций развития должен стать комплексный подход к региональной экономике с ориентацией на главную целевую задачу, ее функционирование, системный анализ и системный подход, приобретающие в постиндустриальной экономике новое значение.
Социально-экономические системы регионов состоят из сочетания сопряженных разноуровневых функционально-структурных подсистем, объединенных системообразующими подсистемами, комплексообразующими связями, общей целью развития. Наиболее важными структурными элементами региона (подсистемами) являются следующие: население региона, производственная подсистема, природно-ресурсная подсистема, социальная подсистемы и духовная сфера, организационная подсистема и информационный комплекс. Все эти пять подсистем в своем развитии подчинены единой цели -удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона при сохранении устойчивости природной среды. Между подсистемами нет непреодолимых рубежей, и все они взаимодействуют друг с другом.
В соответствии с характером связей производственной подсистемы с природой выделяются природно-ре-сурсные отрасли, основывающиеся на использовании земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов. Главная особенность природно-ресурсных отраслей - их значительное воздействие на природу. Участвуя в производственных и других региональных процессах, формируя экологическую среду жизнедеятельности населения, природно-ресурсный комплекс играет существенную роль в функционировании экономики региона, во многом определяет территориальную организацию производства. Поэтому особенно важно совершенствовать размещение трудовых ресурсов, технологические процессы в соответствии с имеющимся природ-но-ресурсным потенциалом.
Подробное рассмотрение признаков социально-экономических систем на региональном уровне призвано показать, что можно выделить подсистемы, имеющие определенную автономность, цели, задачи, общие с большой системой, наличие у них горизонтальных и вертикальных связей и т. д. К таким подсистемам относятся трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы являются элементами, входящими в следующие системы: отраслевую, территориальную и в целом по экономике страны, что позволяет выделить и разные уровни управления ими. Особенность управления трудовыми ресурсами заключается в том, что они как подсистема обладают рядом специфических особенностей. Рабочая сила как составляющая производительных сил является одновременно объектом и субъектом управления. Следующая особенность состоит в том, что на каждом уровне управления подсистема приобретает новые качественные характеристики, без учета которых обеспечить эффективность системы управления в целом невозможно.
Совершенствование системы управления трудовыми ресурсами на территории должно определяться следующими основными положениями:
- максимальным использованием возможностей действующей системы отраслевого и территориального управления, с дополнением ее формами и методами координации на различных уровнях управления;
- усилением ориентации деятельности всех организаций на эффективное достижение общих целей, более полное использование для этого системы планирования, оценки результатов, форм стимулирования, повышение дисциплины и ответственности за выполнение утвержденных заданий.
В условиях ограниченности прироста трудовых ресурсов возрастает значение прогнозных расчетов, повышается роль территориальных подразделений в контроле за использованием рабочей силы. Эти выводы подтверждаются и практикой ведущих отраслей и территорий, осуществляющих программы по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и выработке концепций по обеспечению сбалансированности потребности в трудовых ресурсах и источниках этого обеспечения с учетом возможностей социально-экономического развития территории.
Многогранность объекта управления - трудовых ресурсов - выдвигает необходимость создания в регионе территориального отдела социологических исследований. Значение социологической информации в управлении социальными процессами на территории неуклонно повышается. На территориальном уровне необходимо исследование миграции населения и трудовых ресурсов, стабилизации трудовых коллективов, развития социально-политической активности работников и других направлений. Изучение социальных процессов должно вестись специалистами в данной области, при этом должен создаваться банк социологической информации, позволяющей изучать динамику социальных процессов Эта информация может быть основой планов социального развития территории.
Перестройка системы управления трудовыми ресурсами должна касаться всех уровней управления, в том числе и уровня предприятия. В настоящее время на предприятиях функции управления рабочей силой рассредоточены между различными отделами и службами. Не всегда осуществляется координация их работы, не прослеживается целевая направленность, конечные результаты мероприятий, направленных на повышение эффек-
тивности использования рабочей силы, деятельность не всегда должным образом контролируется и не всегда связана с показателями эффективности в целом по предприятию. Повышение роли человеческого фактора, в условиях научно-технического прогресса его все возрастающее значение предопределяет необходимость концентрации всех функций по управлению рабочей силой на предприятии.
Обеспечение приоритетности территориального подхода к управлению трудовыми ресурсами также требует совершенствования форм материального стимулирования как непосредственно на предприятиях, стройках, так и в территориальных подразделениях, отвечающих за их эффективное использование, формирование, распределение и перераспределение.
Что касается единого народнохозяйственного комплекса страны, то он включает подсистему трудовых ресурсов, обладающую многогранными качественными характеристиками и имеющую по отдельным показателям значительную региональную дифференциацию, в зависимости от национальных особенностей и традиций.
Каждая территориальная система обладает рядом признаков, отражающих ее особенности как объекта управления. В обобщенном виде их можно представить следующим образом:
- демографические признаки - естественный прирост населения и трудовых ресурсов, половозрастная структура населения, этническая структура, плотность и характер расселения, особенности национального быта и традиций населения;
- социально-этнические признаки - качественный состав трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовке, распределение работающих по отраслям, мобильность населения, навыки индустриального труда.
Сочетание признаков трудовых ресурсов предопределяет формы и методы управления как на федеральном, так и на региональном уровне.
Резкая дифференциация прироста трудовых ресурсов и совершенствование системы размещения производительных сил по регионам страны подняли необходимость учета навыков индустриального труда.
К общей характеристике региона относятся и такие широко используемые в экономической литературе понятия, как трудоизбыточный и трудонедостаточный район. В основе такого разделения лежит оценка занятости населения, соответствие трудового потенциала и числа рабочих мест. К трудоизбыточным или трудонедостаточ-ным районам относятся те районы, в которых существует несоответствие между имеющимися ресурсами труда и величиной природного и экономического потенциала, который должен активно осваиваться. Эта общая формулировка, не имеющая количественной оценки, приводит к поиску новых определений. На наш взгляд, целесообразно выделять четыре группы районов в зависимости от уровня трудообеспеченности, т. е. уровня использования рабочей силы:
- 1-я группа - с абсолютным избытком трудовых ресурсов;
- 2-я группа - с относительным избытком трудовых ресурсов;
Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева
- 3-я группа - с относительным дефицитом трудовых ресурсов;
- 4-я группа - с абсолютным дефицитом трудовых ресурсов.
Определим понятие трудообеспеченности по следующей формуле:
Т+ Т > Р+ Р , + Р ,,
з прир ^ м доп1 доп23
где Т - численность трудовых ресурсов, вовлеченных в экономику района; Тприр - естественный прирост трудовых ресурсов; Рм - число рабочих мест; Рдоп, - дополнительное число рабочих мест на новых предприятиях и производствах; Рдоп, - дополнительное число рабочих мест с учетом повышения коэффициента сменности.
Выделение дополнительного числа рабочих мест с учетом коэффициента сменности необходимо, так как доведение его до нормативного уровня существенно увеличит дополнительную потребность в рабочей силе. С учетом данного соотношения можно выделить следующие районы:
- с низкими темпами естественного прироста трудовых ресурсов и стабильной численностью рабочих мест;
- с высокими темпами естественного прироста и стабильной численностью рабочих мест;
- с высокими темпами естественного прироста трудовых ресурсов и числа рабочих мест;
- с низкими темпами прироста трудовых ресурсов и высокими темпами роста рабочих мест.
В Красноярском крае естественный прирост трудовых ресурсов выше, чем во многих регионах России, но опережающий рост числа рабочих мест вследствие значительного ввода новых мощностей предопределяет отнесение нашего региона к трудонедостаточным.
Характерной особенностью экономики Красноярского края является ее сырьевая направленность, что определяет характер системы распределения трудовых ресурсов по территории региона Реализация принимаемых в крае стратегических региональных программ социально-экономического развития, структурная перестройка промышленного комплекса края существенным образом меняет систему распределения трудовых ресурсов в пользу перерабатывающих отраслей (машиностроения, лесоперерабатыващей, пищеперерабатывающей промышленности и др.), причем в машиностроительном комплексе края существенную роль играют оборонные предприятия. Так, ФГУП «Красноярский машиностроительный завод», имея перспективы развития на долгосрочный период, испытывает значительные затруднения в части обеспечения производства квалифицированной рабочей силой.
В экономике регионов сложились следующие диспропорции между наличием рабочих мест и возможностями их обеспечения рабочей силой:
- межрегиональные, выражаемые в дифференциации по уровню занятости населения, которая колеблется по регионам от 75 до 97 %. В результате произошло выделение трудонедостаточных и трудоизбыточных регионов;
- структурные, определяемые сложившейся структурой распределения рабочей силы по отраслям экономики. Постоянно испытывают недостаток рабочих кадров такие отрасли, как строительство, сельское хозяйство, лес-
ная и деревообрабатывающая промышленность, легкая, отдельные отрасли производственной сферы. При этом наблюдается содержание излишней численности работающих на предприятиях цветной, топливной промышленности и электроэнергетики;
- межпрофессиональные, выражаемые в систематическом недостатке работающих определенных профессий. Так, постоянно испытывается недостаток рабочих кадров станочных рабочих, транспортных рабочих, ремонтных и других профессий. Это связано в основном с наличием монотонного труда, тяжелыми условиями работы, повышенной интенсивностью труда, недостаточным уровнем его механизации;
- квалификационные, проявляются в несоответствии между потребностью в квалификационных кадрах и их наличием. При этом следует выделить формальный и фактический уровень квалификации. Так, после окончания профессионально-технических училищ присваивается, как правило, достаточно высокий разряд, что не всегда подтверждается профессиональной подготовкой. Иногда высокий разряд выступает как стимул закрепления кадров на предприятии. Данные диспропорции предопределяют дополнительную потребность в рабочей силе за счет недостаточной интенсивности труда и его качества.
Итак, трудовые ресурсы можно рассматривать как подсистему в системах разного уровня управления. Вследствие этого в их управлении должны учитываться основные закономерности, характерные для процесса управления.
Особенности территориального управления трудовыми ресурсами как методологически, так и методически разработаны не достаточно. Специфика трудовых ресурсов как объекта управления вызывает необходимость рассмотрения их как отдельной подсистемы в общей системе территориального управления. Социально-экономический анализ условий воспроизводства трудовых ресурсов на региональном уровне должен стать первоосновой планирования их занятости и использования. Регион все более выступает в качестве самостоятельной подсистемы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, определяющей активизацию человеческих факторов прогресса и возможности замещения все более дефицитного количества рабочей силы ее растущим качеством.
На наш взгляд, территориальное управление трудовыми ресурсами - это процесс обеспечения эффективного использования трудовых ресурсов на основе рационального сочетания отраслевых и территориальных методов управления.
Задачи территориального управления трудовыми ресурсами следующие:
- определение научно-обоснованной потребности в рабочей силе по отраслям экономики;
- максимально полный учет трудовых ресурсов по составляющим их баланса;
- эффективное распределение и использование трудовых ресурсов внутри региона;
- обеспечение неуклонного роста экономического потенциала.
Территориальная система управления трудовыми ресурсами призвана решать две основные задачи:
- обеспечение сбалансированности потребности в трудовых ресурсах и их наличием;
- обеспечение сбалансированности по качеству трудовых ресурсов (квалификации).
Выделение подсистемы трудовых ресурсов как самостоятельного объекта управления на региональном уровне позволяет создать рациональную систему территориальной организации трудовых ресурсов. Она должна включать обеспечение рациональной занятости населения, исходя из особенностей территориального воспроизводства трудовых ресурсов, и создание условий для их эффективного использования.
Таким образом, региональные социально-экономические системы создаются в процессе эволюции пространственно-временных форм территориальной организации общества, они не являются застывшими кате-
гориями, и находятся в постоянном эволюционном движении. В силу этих причин процесс образования регионов еще не закончен. Нормальный ход процесса воспроизводства экономики региона возможен только при наличии производственных мощностей, населения, комплексного подхода в территориальном разделении труда.
Большинство функций по управлению процессом воспроизводства трудовых ресурсов реализуется на региональном уровне. Наиболее актуальными являются вопросы сбалансированности трудовых ресурсов внутри региона в соответствии с потребностью экономики территорий региона и имеющимся природным потенциалом. Структурная перестройка экономики Красноярского края требует изменения территориальной организации производства и, следовательно, системы обеспечения трудовыми ресурсами.
N. T. Avramchikova
LABOUR RECOURSES IN THE SYSTEM OF TERRITORY PRODUCTION ORGANIZATION
The problems of territory organization of socio-economical systems at the regional level are considered in this article. The importance to perfect the management of labour recourses as socio-economical sub-systems is underlined, the problems of labour provision of the territories and reasons that influence on it are analyzed.