Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы молодежи Омской области: демографический срез'

Трудовые ресурсы молодежи Омской области: демографический срез Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DEMOGRAPHIC POLICY (POLITICS) / MAN POWER / YOUTH / EMPLOYMENT / MIGRATION / DEMOGRAPHY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Татьяна Валерьевна

В статье приводится краткий анализ демографических характеристик трудовых ресурсов молодежи. Представлены направления проведения эффективной демографической политики. Выделены основные тенденции в развитии трудовых ресурсов молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Youth Labour Resources of Omsk Region: the Demographic Cut

The brief analysis of the youth labour resources demographic characteristics is adduced in this article. The directions of carrying out effective demographic policy are represented here. The basic tendencies in development of the youth labour resources are determined.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы молодежи Омской области: демографический срез»

УДК 331.126

Т. В. Новикова

Омский государственный технический университет пр. Мира, 11, Омск, 644050, Россия E-mail: eko_omgtu@fromru.com

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СРЕЗ

В статье приводится краткий анализ демографических характеристик трудовых ресурсов молодежи. Представлены направления проведения эффективной демографической политики. Выделены основные тенденции в развитии трудовых ресурсов молодежи.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, молодежь, занятость, миграция, демография, демографическая политика.

Основным источником восполнения и роста трудовых ресурсов является молодежь. Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств [1].

В соответствии с методологией Росстата в группу трудовых ресурсов молодежи включаются лица от 16 до 30 лет. На наш взгляд, данная возрастная группа населения наиболее полно определяет трудовые ресурсы молодежи. В ряду сложных социально-экономических явлений, от которых зависит формирование и использование трудовых ресурсов молодежи, важное место принадлежит демографическим процессам. Они определяют характер воспроизводства населения, являющегося источником пополнения рабочей силы. Направление развития этих процессов влияет на увеличение или снижение численности трудовых ресурсов молодежи, изменения в половозрастной структуре и миграционной активности.

Проблемы регулирования национального рынка трудовых ресурсов комплексно поднимались в работах многих отечественных ученых, таких как С. Г. Струмилин, Б. Д. Бреев, Б. М. Генкин, Н. А. Волгин, И. С. Маслова, Н. М. Токарская, Н. А. Горелов, Т. И. Заславская, В. Ф. Потуданская, Е. Б. Крылова, Р. И. Капелюшников, Е. Г. Лысенко и др. Также важное место проблема трудовых ресурсов занимает в работах зарубежных авторов М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедуори, Д. Мерсера и др.

Однако вопросы направлений улучшения демографической ситуации с учетом имеющейся целевой программы, особенно на региональном уровне, ещё недостаточно разработаны и требуют переосмысления.

Демографическая ситуация той или иной территории во многом определяет количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов молодежи. Тем не менее, в последнее время в экономической литературе появляются концепции, где снижается влияние демографической ситуации на качественные характеристики трудовых ресурсов молодежи, и эти проблемы объясняются не демографическими, а только экономическими причинами: низким уровнем развития производительных сил, неоправданным сокращением числа рабочих мест, слабыми темпами роста производительности труда. Такой вывод делается при рассмотрении социально-экономической ситуации в целом. При таком максимально обобщенном подходе без учета отраслевых и территориальных особенностей формирования трудовых ресурсов приоритет экономических факторов допустим. Но если рассматривать эти вопросы в условиях конкретной области, то с такой точкой зрения трудно согласиться.

Тенденции, характерные для социально-экономического развития всей страны, в той или иной степени проявляются и в региональном разрезе, однако структура, направления и темпы процессов для каждой территории индивидуальны. Есть свои особенности в демографических условиях формирования состава трудовых ресурсов молодежи в Омской области (рис. 1).

м

моложе трудоспособного —и— трудоспособный старше трудоспособного

Рис. 1. Динамика численности населения Омской области в зависимости от возраста

На протяжении десяти последних лет в демографической ситуации Омской области наблюдается снижение численности населения, что в принципе не выделяет ее из числа многих регионов страны. При этом следует отметить, что Омская область имеет более высокий уровень рождаемости, чем близкие по географическому положению, национальному составу и другим важным для демографии показателям регионы. Например, рождаемость в Омской области выше, чем в Новосибирской и Томской областях, Алтайском и Красноярском краях.

Для большинства районов Омской области характерно сокращение жителей (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности населения

Область, страна Годы Темп прироста, в %

1980 1990 2004 2005 2006 1990 к 1980 г. 2004 к 1990 г. 2005 к 2004 г. 2006 к 2005 г.

Население РФ -всего, тыс. чел. 137,6 147,7 144,2 143,5 142,8 7,34 -2,36 -0,49 -0,49

в том числе - городское 95,4 108,8 105,8 104,7 104,1 14,05 -2,76 -1,04 -0,57

- сельское 42,2 38,9 38,4 38,8 38,7 -7,82 -1,28 1,04 -0,26

Население Омской области -всего, тыс. чел. 1969,6 2152,6 2058,5 2046,6 2034,6 9,29 -4,37 -0,58 -0,59

в том числе - городское 1242,1 1461,6 1416,0 1412,3 1406,5 17,67 -3,12 -0,26 -0,41

- сельское 727,5 691,0 642,5 634,3 628,1 -5,02 -7,02 -1,28 -0,98

Из общей численности населения Омской области - население в возрасте, тыс. чел.

моложе трудоспособного 504,4 589,7 369,9 354,0 341,4 16,91 -37,27 -4,30 -3,56

трудоспособном 1194,2 1209,8 1300,3 1306,1 1308,7 1,31 7,48 0,45 0,20

старше трудоспособного 271,0 353,1 388,3 386,5 384,5 30,30 9,97 -0,46 -0,52

На 1000 человек населения Омской области

родившихся 19,2 14,9 10,7 10,4 10,6 -22,40 -28,19 -2,80 1,92

умерших 9,9 9,3 14,9 15,5 14,9 -6,06 60,21 4,03 -3,87

* Таблица составлена автором на основе [2; 3].

К отличительным чертам демографической ситуации Омской области можно отнести развивающееся старение трудовых ресурсов, которое выражается в преобладании численности населения старше трудоспособного возраста над населением в возрасте моложе трудоспособного. Это объясняется тем, что число умерших больше, чем число родившихся. В долгосрочном периоде это привело к сокращению численности населения. Перемены возможны лишь со снижением уровня смертности. При его падении уровень рождаемости обычно некоторое время остается высоким, ускоряя рост населения.

Молодежь в Омской области составляет примерно 26 % от общей численности населения (рис. 2).

19% 17%

■ Моложе трудоспособного возраста (до 16 лет)

В Трудоспособный возраст (16 - 29 лет) д Трудоспособный возраст (30 лет и выше)

Ц Старше трудоспособного

Рис. 2. Возрастная структура населения Омской области в 2006 г.

Это поколение играет большую роль в экономической и социальной жизни. Человеческий и социальный капитал молодежи станет определяющим фактором в производстве национального дохода.

Помимо возрастных изменений численности трудовых ресурсов молодежи, очень важны складывающиеся структурные характеристики (пол, образование, численность занятых и безработных). От того, насколько сокращается или увеличивается доля трудовых ресурсов молодежи, зависят трудовые и экономические возможности предприятий. Эти особенности имеют важное значение для определения темпов социально-экономического развития регионов (табл. 2).

Таблица 2

Динамика доли трудовых ресурсов молодежи в Омской области

Все население Возрастные категории

Моложе трудо- Трудоспособный возраст Старше тру-

Годы мужчины женщины способного возраста (до 16 лет) 16-29 лет 30 лет и выше доспособного

тыс. чел. в % от общей численности тыс. чел. в % от общей численно-сти тыс. чел. в % от общей численности тыс. чел. в % от общей численно-сти тыс. чел. в % от общей численно-сти тыс. чел. в % от общей численно-сти

1980 918 46,6 1051 53,4 504,4 25,6 578,9 29,4 615,3 31,2 271,0 13,8

1990 1013 47,1 1140 52,9 589,7 27,4 492,2 22,9 717,6 33,3 353,1 16,4

2004 955 46,4 1104 53,6 369,9 18,0 530,7 25,8 769,6 37,3 388,3 18,9

2005 947 46,3 1099 53,7 354,0 17,3 531,2 26,0 774,9 37,8 386,5 18,9

2006 941 46,2 1094 53,8 341,4 16,8 529,5 26,0 779,2 38,3 384,5 18,9

* Таблица составлена автором на основе данных [3].

Изменение в численности и доли молодежи в Омской области происходило неравномерно, что определялось временными различиями в уровне социально-экономического развития региона. Особенно важно, что последние годы удельный вес молодежи не меняется и даже увеличился от начала перехода к рыночной экономике. Это объясняется притоком мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, которые переселялись в область целыми семьями.

Возрастная структура трудовых ресурсов молодежи Омской области отличается более высокой доли молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Средний удельный вес данной категории молодежи составляет 34,3 %. (табл. 3).

Таблица 3

Возрастной состав трудовых ресурсов молодежи Омской области

Возрастные категории молодежи

до 19 лет 20-24 года 25- 29 лет

Годы СҐ Абс. прирост (цепной) Т емп прироста (цепной), % в % от общей числен-ности ч Абс. прирост (цепной) Т емп прироста (цепной), % в % от общей числен-ности ч Абс. прирост (цепной) Т емп прироста (цепной), % в % от общей числен-ности

1980 195 808 I 1 8, ео 3 210 423 I I 36,4 172 745 I 1 29,8

1990 159 131 -36 677 7, ОО 1- 3, сі 3 146 972 -63 451 -30,2 29,9 186 120 13 375 г-^ г-^ 8, г-^ 3

2004 195 684 3 5 6 3 9, сі 2 36,9 178 949 31 977 21,8 7, СО 3 156 092 -30 028 - 29,4

2005 186 342 -9 342 8, - 1Л 3 187 202 8 253 35,2 157 676 1 584 <э 29,7

2006 177 490 -8 852 8, - 33,5 191 632 4 430 сі 2, 3 160 348 2 672 г-^ 3, О" 3

* Таблица составлена автором на основе данных [3].

Пополнение состава населения за десять предшествующих лет шло в большей мере за счет миграционных процессов (в среднем за год в Омскую область прибывало на постоянное место жительства до 10 тыс. человек), которые дополняются естественными процессами воспроизводства. В значительной степени приезжали мигранты молодых и средних возрастов. На сегодняшний день миграционные связи сохраняются и укрепляются. До настоящего времени возрастная структура трудовых ресурсов молодежи все еще сохраняет относительно более благоприятное соотношение групп с экономической точки зрения. Однако за последние 10-15 лет почти во всех районах области происходят нежелательные изменения. Это касается, прежде всего, численности детей (население в возрасте до 15 лет). Их доля в области сократилась за период с 1980 по 2006 г. в 1,5 раза, а доля пенсионных групп возросла в 1,4 раза.

Во-первых, сокращение численности доли детей означает сокращение в ближайшем будущем трудовых ресурсов молодежи. Ситуация в перспективе может осложниться, и выбы-

вающие из производства группы работников не будут покрываться количеством молодежи, вступающей в трудоспособный возраст.

Во-вторых, структурные изменения характеризуют заметное старение трудоспособной части населения, его средний возраст у мужчин составляет 35 лет, у женщин - до 39 лет. Это в определенной степени затрудняет решение многих социально-экономических проблем и, прежде всего, связано с интенсификацией и повышением эффективности производства.

Оценка демографической структуры трудовых ресурсов молодежи только по возрастному критерию не дает полной картины, ее необходимо проанализировать и с точки зрения соотношения полов.

На протяжении 1980-2006 гг. существенных изменений в соотношении доли мужских и женских трудовых ресурсов всего населения, и молодежи в частности, Омской области не происходило. В настоящее время в Омской области в состав трудоспособного населения входит 50,4 % мужчин и 49,6 % женщин. Данные пропорции отражают прежде всего наличие «мужских» и «женских» рабочих мест в отраслях народного хозяйства, расположенных в Омской области. В составе же молодежи наблюдается некоторый перевес женщин, их доля составляет 50,4 %, а доля мужчин - 49,6 %.

В целом же во всех районах области сложились те или иные диспропорции половозрастного состава населения. Эти демографические особенности должны учитываться при разработке конкретных мероприятий кадровой политики на промышленных предприятиях области.

Процессы естественного и механического движения населения вносят негативные изменения в половозрастной структуре трудовых ресурсов молодежи. Естественное движение трудовых ресурсов молодежи - это изменение численности трудовых ресурсов молодежи за счет перехода населения в другую возрастную категорию, а также смертей в молодежном возрасте, оно может иметь в результате прирост или убыль. Этот результат зависит от соотношения уровней и темпов рождаемости населения и смертности в молодом возрасте (табл. 4).

В целом процент смертности молодежи в 1980 г. составил 0,28 % от общей численности молодежи, в 1990 г. - 0,23 %, в 2004 - 0,37 %, в 2005 - 0,43 %, в 2006 - 0,42 %. В результате естественная убыль молодежи возросла с 0,23 до 0,42 %. При этом ухудшение возрастной структуры трудовых ресурсов молодежи неизбежно будет оказывать негативное влияние на развитие экономики области. Но также следует отметить, что за период с 2005 по 2006 г. показатель смертности в молодежном возрасте снизился на 0,01 %.

Наряду с естественным движением, миграция (механическое движение) трудовых ресурсов молодежи также во многом определяет её численность, является одним из основных факторов формирования трудовых ресурсов молодежи.

Миграция населения является частью рыночного экономического механизма и определяется отраслевым и профессиональным спросом и предложением. Регулирование потоков миграции может идти за счет системы социально-экономических мер и стимулов, а также инвестиционной политики и политики по размещению производительных сил и рабочих мест по территориям.

Отнесение миграции в определенной степени к категории в основном регулируемых процессов еще не гарантия того, что территориальные передвижения трудовых ресурсов молодежи во всех случаях будут оправданы и эффективны.

В общей структуре трудовых ресурсов прибывшее население в 2004 г. составило 0,5 % от общей численности трудовых ресурсов. В 2005 г. данный показатель снизился до 0,4 %, а в 2006 г. - до 0,3 %.

Рассматривая структуру прибывших в Омскую область, можно сказать, что показатель численности прибывших из стран СНГ и Балтии в 2004 г. равен 5 160 чел., что составляет 94 % от общей численности международных мигрантов, остальные 6 % приходятся на мигрантов из зарубежных стран. В 2005-2006 гг. произошло незначительное изменение в структуре международных мигрантов, их доли составили ежегодно примерно 93 % прибывших из стран СНГ и Балтии и 7 % из зарубежных стран.

Таблица 4

Естественное движение трудовых ресурсов молодежи Омской области

Возрастные категории молодежи

Годы до 19 лет 20-24 года 25-29 лет

Численность категории, чел. Умерших в % от общей численности Численность категории, чел. Умерших - К л с и ч йи ет ещ со ю П т о % в Численность категории, чел. Умерших - К л с и ч й и ет ещ со ю П т о % в

ч ч В % от численности данной возрастной категории ч ч В % от численности данной возрастной категории ч ч В % от численности данной возрастной категории

1980 195 808 4 сл 2 0,15 5 о ,0 210 423 о ■О 0,29 0,11 172 745 3 тг 7 0,43 0,13

1990 159 131 9 т 2 0,15 5 о ,0 146 972 3 3 4 ,0 0,07 186 120 2 5 0,28 0,11

2004 195 684 3 3 0,18 7 о ,0 178 949 3 т 7 ,0 0,14 156 092 5 г- 8 6 т ,0 0,16

2005 186 342 6 т 3 0,18 6 о ,0 187 202 7 00 7 0,42 0,15 157 676 1 152 0,73 2 ,0

2006 177 490 4 00 2 0,16 5 о ,0 191 632 8 7 8 СО ,0 0,14 160 348 1 203 0,75 0,23

* Таблица составлена автором на основе данных [3].

С учетом изменившейся социально-экономической обстановки в странах СНГ и регионах Российской Федерации в период с 2003 по 2005 г. развивались процессы реэмиграции, т. е. преобладал отток населения. Основная масса выбывающих ежегодно переезжала в города и поселки других областей и стран. Эмигранты Омской области составили в 2003 г. 9 808 чел., что почти в 3 раза больше прибывших в этом же году; в 2004 г. число прибывших составило 8 767 чел., что на 60 % больше числа прибывших в этом же году; в 2005 г. эта разница составила 17 %. Начиная с 2006 г. численность прибывших опять стала увеличиваться.

В области развита маятниковая миграция трудоспособного населения. Данные лица проживают в других областях Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья и приезжают на работу в Омскую область. Таких в настоящее время насчитывается в целом около 15 % трудоспособного населения.

Задачи стабилизации деятельности областного промышленного комплекса, которые необходимо решать в условиях сокращения трудовых ресурсов данной территории, подводят к необходимости рассматривать контингент маятниковых мигрантов как определенный резерв, но он может быть эффективно использован только при создании соответствующих социально-экономических условий в промышленности области.

Определив в общих чертах характер демографических процессов в области, следует отметить, что тот или иной уровень воспроизводства населения, та или иная численность не яв-

ляются самоцелью, они должны оцениваться с точки зрения основной современной задачи -преодоления кризисных тенденций и стабилизации деятельности региональных промышленных комплексов. Следовательно, речь должна идти, прежде всего, об определении структуры трудовых ресурсов, наилучшей с экономической точки зрения.

Важнейшим показателем оценки состояния демографической ситуации в целом является степень занятости трудоспособного населения. Омская область характеризуется относительно низким уровнем занятости трудовых ресурсов молодежи. Безработная молодежь в возрасте до 30 лет в 2004 г. составляла 42,5 % от численности безработных других возрастных групп; в 2005 г. - 45,7 %, а в 2006 г. - 44,2 %. Видно, что безработица среди молодежи на протяжении ряда лет находится примерно на одном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая оценка демографических резервов формирования трудовых ресурсов молодежи показала, что они очень незначительны. Ясно, что основные резервы на современном этапе -это качественное совершенствование состава и структуры трудовых ресурсов молодежи, интенсивное использование их потенциала, трудовой мобильности. Но наряду с этим необходимо усилить влияние на ход демографических процессов, поскольку складывающиеся тенденции уже сейчас мало согласуются с современными и тем более перспективными общественными интересами, т. е. речь идет о максимальном усилении местной демографической политики, выработке ее стратегии и тактики.

Демографическую обстановку в Омской области необходимо регулировать более целенаправленно. Однако население и его важнейшая часть - трудовые ресурсы молодежи представляют собой специфический объект регулирования и управления. Специфичность заключается в большой инертности демографических процессов и ограниченных возможностях внешнего воздействия на них. В связи с этим решения, направленные на изменение демографической ситуации в перспективе должны приниматься заранее, как минимум за два десятилетия до планируемого периода.

Проведение эффективной демографической политики для формирования оптимального типа воспроизводства трудовых ресурсов - важнейшее условие. Реализацию демографической политики следует рассматривать в двух основных направлениях - как регулирование воспроизводства населения (естественное движение) и как воздействие на его миграционную подвижность. Причем эти задачи должны решаться параллельно. Приоритет внимания к миграционным процессам обусловлен тем, что в настоящее время они сильно влияют на общую демографическую ситуацию.

Для регулирования миграционных процессов в нужном направлении должен использоваться весь арсенал социально-экономических и организационно-административных мер. Экономические рычаги являются важнейшими и наиболее эффективными.

Важнейшая часть демографической политики в отношении регулирования воспроизводства населения связана с влиянием на уровень рождаемости населения Омской области, так как сохраняются тенденции к снижению. Разработка и реализация мер по его поддержанию должна эффективно реализовываться сейчас, поскольку быстрорастущее старение населения в самой ближайшей перспективе определит значительное сокращение уровня рождаемости.

Разработанные целевой программой «Семья и демография Омской области» мероприятия, по мнению губернатора Омской области Л. К. Полежаева, не в достаточной степени влияют на улучшение демографической обстановки.

В связи с этим для изменения нежелательных тенденций рождаемости требуется значительная активизация демографической политики. По мнению автора, на региональном уровне в проекте целевой программы «Семья и демография Омской области» необходимо разработать и реализовать следующие мероприятия, которые имеют большое значение в улучшении демографической обстановки:

• увеличение льгот семьям с детьми, молодоженам, матерям-одиночкам, работающим матерям, беременным женщинам, направленных на решение проблем оздоровительного, образовательного характера, решение жилищных проблем (в том числе проблемы погашения ипотечных долгов в сложных условиях возникшего кризиса), проблем трудоустройства и занятости, повышения общего уровня жизни и качества трудовой жизни;

• увеличение пособий по беременности и родам;

• усиление экономических и социальных стимулов повышения уровня рождаемости вторых и последующих детей;

• увеличение льгот для женщин-матерей, занятых в общественном производстве;

• усиление роли профсоюзных организаций по защите прав работающих женщин-матерей;

• развертывание сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений (детских садов);

• увеличение направлений и изменение объемов семейных дотаций и специальных пособий, с учетом типов семей, уровня обеспеченности, прожиточного минимума;

• увеличение дополнительных вознаграждений учителям за выполнение функций классного руководителя;

• совершенствование и усиление оздоровительной работы с детьми и подростками, в направлениях профилактики заболеваний и формирования мышления о здоровом образе жизни.

На федеральном уровне, в связи с возникшим кризисом, необходимо предусмотреть следующую работу, способствующую улучшению демографической ситуации в стране:

• внесение в трудовое законодательство позиций, направленных на создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; повышению качества трудовой жизни молодежи на предприятиях за счет дифференциации предоставляемых гарантий в зависимости от стажа работы, уровня квалификации, степени дефицитности профессии на рынке труда;

• разработать комплекс мер по защите занятости молодых семей, молодых специалистов; целесообразному использованию различных форм гибкости занятости;

• пересмотреть комплекс мер федеральной программы «Жилье», с учетом сложившейся финансовой ситуации в стране.

Демографическая политика должна обязательно учитывать фактор старения населения, который влияет на темпы экономического и социального развития. Старение приводит к увеличению производственной нагрузки на занятое население, необходимости обеспечивать дополнительную производительность трудоспособных работников, оно сопровождается ухудшением возрастной структуры трудовых ресурсов, затрудняет перераспределение и использование трудовых ресурсов в целом.

В связи с этим в поле зрения демографической политики должны попадать также вопросы сохранения здоровья населения, которое также зависит от эффективного медицинского обслуживания и соответствующего санитарного воспитания населения.

Давая общую оценку новых особенностей и тенденций в развитии трудовых ресурсов молодежи Омской области, следует отметить:

• почти повсеместное снижение численности и доли трудовых ресурсов молодежи в результате ухудшения демографической ситуации в целом;

• изменение факторного влияния на темпы изменения численности трудовых ресурсов молодежи, на первое место выдвигаются естественные процессы воспроизводства (особенно уровень смертности), оттесняя как регулятор миграционную подвижность;

• нарастает поток реэмиграции, т. е. преобладает отток трудовых ресурсов;

• продолжают увеличиваться возрастные диспропорции трудовых ресурсов молодежи, что в результате определяет регрессивный тип воспроизводства населения;

• в ближайшие 10-15 лет будут нарастать декомпенсационные условия нормирования трудовых ресурсов молодежи, т. е. выбытие контингента в другую возрастную группу уже не будет компенсироваться новым притоком молодежи.

Список литературы

1. Новая иллюстрированная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. Кн. 12.

2. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. 826 с.

3. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб.: В 2 ч. / Омскстат. Омск, 2007. Ч. 1. 245 с.

Материал поступил в редколлегию 11.10.2008

T. V. Novikova

THE YOUTH LABOUR RESOURCES OF OMSK REGION: THE DEMOGRAPHIC CUT

The brief analysis of the youth labour resources demographic characteristics is adduced in this article. The directions of carrying out effective demographic policy are represented here. The basic tendencies in development of the youth labour resources are determined.

Keywords: man power, youth, employment, migration, demography, demographic policy (politics).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.