Научная статья на тему 'Трудовые мотивы фрилансеров в условиях автономии труда в современном российском обществе'

Трудовые мотивы фрилансеров в условиях автономии труда в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / УДАЛЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА / АВТОНОМНЫЙ ТРУД / ФРИЛАНСЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абрамян Е.П.

Развитие удаленного рынка труда в современном российском обществе является показателем формирования автономии труда, что актуализирует проблему гибкой занятости и профессиональной мобильности, их влияния на различные социальные процессы, в том числе на трансформацию сферы труда и социально-трудовых отношений. В информационном обществе увеличивается значимость высококвалифицированного сегмента самозанятости на удаленном рынке труда, представленного фрилансерами автономными специалистами, которые не работают в определенной организации, свободны в планировании и использовании рабочего времени и трудовых ресурсов, предоставляющими услуги, связанными с производством и обработкой информации. Результаты социологических исследований деятельности фрилансеров и социологического опроса фрилансеров Ставропольского края показали, что основными трудовыми мотивами фрилансеров являются: наличие автономных профессиональных действий, возможность самостоятельно организовывать и использовать рабочее время для выполнения проектов, сочетать досуговые и трудовые практики в профессиональной деятельности, возможность формировать гибкую трудовую траекторию, способствующую развитию предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые мотивы фрилансеров в условиях автономии труда в современном российском обществе»

Трудовые мотивы фрилансеров в условиях автономии труда в современном российском обществе

Абрамян Елена Петросовна

соискатель кафедры социологии Института образования и социальных наук, Северо-Кавказского федерального университета,

aspiranti2014@yandex.ru

Развитие удаленного рынка труда в современном российском обществе является показателем формирования автономии труда, что актуализирует проблему гибкой занятости и профессиональной мобильности, их влияния на различные социальные процессы, в том числе на трансформацию сферы труда и социально-трудовых отношений. В информационном обществе увеличивается значимость высококвалифицированного сегмента самозанятости на удаленном рынке труда, представленного фрилансерами - автономными специалистами, которые не работают в определенной организации, свободны в планировании и использовании рабочего времени и трудовых ресурсов, предоставляющими услуги, связанными с производством и обработкой информации. Результаты социологических исследований деятельности фрилансеров и социологического опроса фрилансеров Ставропольского края показали, что основными трудовыми мотивами фрилансеров являются: наличие автономных профессиональных действий, возможность самостоятельно организовывать и использовать рабочее время для выполнения проектов, сочетать досуговые и трудовые практики в профессиональной деятельности, возможность формировать гибкую трудовую траекторию, способствующую развитию предпринимательской деятельности. Ключевые слова: информационное общество, удаленный рынок труда, автономный труд, фрилансеры.

о

с <

6

00

о см

Изменение труда в направлении автономии сопровождается вытеснением стабильной, защищенной и полной занятости более гибкими и неустойчивыми формами найма и нестандартной занятостью, которая проявляется, в том числе, в виде удаленной работы. В условиях формирования удаленного рынка труда происходит смена штатного сотрудника автономным сотрудником, который не связан с определенной организацией. Это обусловлено тем, что в информационном обществе более востребованными становятся проектные виды деятельности, связанные с обработкой и производством информации. Выполнение таких работ не требует стабильного штатного расписания, фиксированных рабочих мест, соответствующих затрат на организацию трудового процесса как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудника [5, с. 54-55]. Действия таких автономных специалистов или фрилансеров являются более независимыми в отношении планирования и использования рабочего времени и трудовых ресурсов. «Большинство мировых HR экспертов отмечают, что дистанционная занятость -глобальный тренд на рынке труда. Те компании, которые в своей системе управления внедрят гибкое рабочее расписание, сильно выиграют в привлечении и удержании высококлассных специалистов, которые, в свою очередь, будут ценить предоставленную возможность и более лояльно относиться к компании. От организации дистанционных рабочих мест выигрывает и бизнес за счет повышения операционной эффективности, и сотрудник за счет улучшения качества жизни и удовлетворенностью работой» [1]. «Фрилансер» в основном определяется как независимый специалист, работающий на проектной основе в области 1Т-технологий, журналистики, перевода, фото и видео проектов и т.д. Например, О.В. Полетаева определяет фрилансеров в качестве «группы неформальных наемных работников, гетерогенной по отраслевому и профессиональному составу, отличительной чертой которой является наличие специалистов квалифицированного труда, удаленно выполняющих функции по производству деловых услуг, знания, информационных технологий» [2, с. 39-40]. По данным самой масштабной «Переписи фрилансеров» около 80% опрошенных фрилансеров являются совместителями, т.е. деятельность фрилансера - вторичная занятость. В основном к ним относятся студенты высших учеб-

ных заведений, индивидуальные предприниматели, штатные сотрудники организаций, домохозяйки. Некоторые социологические исследования, в частности, Аналитический центр НАФИ показывает, что на российском удаленном рынке труда функционируют 18% фрилансеров (исследование от 24 ноября 2017 года). По результатам проведенного опроса Аналитическим центром число фрилансеров в течение 2017 года выросло с 10 % до 18 % [4]. Поэтому исследование формирования удаленного рынка труда в современном российском обществе, деятельность фрилансеров является актуальным в социологии, т.к. затрагивает ряд проблем, связанных с занятостью и самозанятостью экономически активного населения.

В целях исследования рудовых мотивов фри-лансеров осуществлен сравнительный анализ социологических опросов, проведенных в процессе Переписи в 2011-2014 гг. и опроса фрилансеров Ставропольского края (2017 г.). По результатам Переписи можно сделать вывод, что фрилансеры имеют высокий уровень образования. «В 2014 г. 85% респондентов имели высшее или неоконченное высшее образование, 17% русскоязычных фрилансеров имели второе высшее образование или степень MBA, около 2% - степень кандидата или доктора наук» [3, с. 109-110]. Следует отметить, что с 2009 и 2011 гг. по 2014 г. уровень образования русскоязычных фрилансеров значительно вырос [3, с. 109-110] (Таблица 1). Анализ образовательных характеристик фрилансеров Ставропольского края также показал, что деятельность фрилансера осуществляют специалисты с высоким уровнем образования.

Таблица 1

Соответствует ли Ваше образование Вашей профессиональной деятельности?

Результаты переписи фрилансеров[3, с. 110]. Фрилансе-ры Ставро-

польского

края

2009 2011 2014 2017

Неполное среднее 2 % 3% 2% 1%

Среднее, среднее специ- 17 % 15% 14% 2%

альное

Неполное высшее 26% 21% 14% 15%

Высшее 46% 51% 52% 62%

Второе высшее образо- 7% 9% 17% 19%

вание (в том числе сте-

пень МВА)

Ученая степень кандида- 2% 2% 2% 1%

та/доктора наук

Профессиональная самооценка фрилансеров, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, коррелирует-ся с результатами Переписи, т.е. преобладает несоответствие образования и профессиональной деятельности фрилансера: 39 % в 2011 г., 41 % в 2014 г. и 43 % - 2017 г. (Ставропольский край). В тоже время, в числе опрошенных фрилансеров Ставропольского края 36 % имеют соответствующее образование (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты переписи фрилансеров[3, с. Фрилансеры Ставрополь-

115] ского края

2011 2014 2017

Соответствует 19% 21% 36%

Не совсем соответствует 21% 19% 21%

И да,и нет 20% 18%

Скорее не соответствует 16% 16% 43%

Полностью не соответ- 23% 25%

ствует

Профессиональные услуги, которые оказывают фрилансеры, в целом одинаковы на российском удаленном рынке труда, основные требования к профессиональным услугам - это возможность обработки и передачи результатов работы через Интернет (дизайн и графика, копирайт, переводы, разработка и поддержка веб-сайтов, программирование, маркетинговые услуги) (Таблица 3). Следует отметить, что результаты Переписи фри-лансеров с 2009 по 2014 гг. согласовываются с результатами социологического опроса фрилан-серов Ставропольского края в 2017 г., за исключением показателей по направлениям: «Консалтинг, юридические услуги, финансы» - 3% по сравнению с 12% фрилансеров, участвующих в Переписи; «Инжиниринг» в Ставропольском крае имеет более высокие показатели - 15%, востребованными являются услуги «Фото, Аудио, Видео» - 23%, также на удаленном рынке труда г. Ставрополя интенсивно развивается направление «Косметология» (в категории «Другое») - 7%.

Таблица 3

Какой профессиональной деятельностью Вы занимаетесь в

Результаты переписи фрилансеров [3, с.125-126]. Фрилансеры Ставропольского

края

2009 г. 2011 г. 2014 г. 2017 г.

1Т технологии, про- 18% 20% 17% 20%

граммирование, ре-

клама

Разработка и под- 34 % 29% 25% 20%

держка веб-сайтов

Дизайн, графика 44% 38% 36% 32%

Инжиниринг 2% 5% 7% 15%

Фото 9% 9% 9% 23 %

Аудио, видео 4% 5% 7%

Тексты,копирайт 21% 33% 33% 23%

Переводы 8%

Консалтинг, юриди- 11% 12% 14% 3%

ческие услуги, фи-

нансы

Другое 1% 3% 1% 7%

Важными мотивационными факторами являются карьерные ожидания, например, в Переписи фрилансеров проведен анализ карьерного ожидания (Таблица 4). «Количество тех, кто в дальнейшем намеревается работать только в качестве фрилансера увеличилось - от 11% в 2011 г. до 15% в 2014 г. Самые важные результаты касаются предпринимательских амбиций фрилансеров -каждый второй в ближайшее время планирует открыть и развивать свое дело с привлечением

в У X

ДА

> о-

X

т гп А о п m т;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО О-Я

наемного персонала, возможно, совмещая эту деятельность с фрилансом». Для сравнения используем данные опроса фрилансеров Ставропольского края.

Таблица 4

Каким образом Вы планируете работать через 5 лет? (отметьте один ответ)._

Результаты переписи фрилансеров [3, с.125-126]. Фрилансеры Ставропольского края

2011г. 2014 г. 2017 г.

Буду работать только в качестве фрилансера 11% 15% 20%

Буду совмещать работу в качестве фрилансера с работой в организации 33% 27% 35%

Уйду из фрилансеров и буду работать в организации в качестве штатного сотрудника 2%

Открою свой бизнес 51% 53% 42%

Не буду работать совсем 1% 2% 1%

Другое 4% 4% -

Данные результаты свидетельствуют о том, что фрилансеры Ставропольского края нацелены на автономный труд, связанный с предпринимательскими инициативами - открыть свой бизнес планируют 42% опрошенных фрилансе-ров.

Основными мотивами для развития фриланс карьеры являются необходимость заработка -59% и хобби - 45% (Таблица 5). Также свобода перемещения и выбора места работы - 83% (2014 г.) и 72% (2017 г.); гибкий график - 83% (2014 г.) и 75% (2017 г.); возможность выбирать «себе проекты по душе» - 58% (2014 г.) и 41% (2017 г.) (Таблица 6).

Таблица 5

Каковы были Ваши основные мотивы для работы фрилан-сером?___

Результаты переписи фрилан-серов, 2014 г. [3, с.134]. Фрилансеры Ставропольского края, 2017 г.

Не хотел работать наемным сотрудником в организации 30% 29%

Потерял работу (уволился или был уволен), не мог найти работу в штате 11% 14%

Хобби переросло в работу 37% 45%

Понадобился дополнительный заработок 44% 59%

Хотел получить профессиональный опыт 22% 21%

Родился ребенок, нужно было сидеть с ним дома 10% 7%

Таким образом, социологические данные свидетельствуют об основных характеристиках представителей удаленного рынка труда - это наличие автономных профессиональных действий, возможность самостоятельно организовывать и использовать рабочее время для выполнения проектов, сочетать досуговые и трудовые практики в профессиональной деятельности. Фрилансер, как правило, продает свои про-

фессиональные умения и навыки, связанные с обработкой и производством информации. Одной из особенностей деятельности фрилансеров является накопление социального капитала, т.е. накопление доверия со стороны заказчиков, что определяет репутацию и рейтинг специалиста в определенной области. Поэтому определить успешность карьеры фрилансера достаточно сложно, так как представление об успехе является неконвенциональной характеристикой. Для некоторых фрилансеров это уровень доходов, для других - количество заказчиков, рейтинг на виртуальных рынках труда, или сложность заказов, работ, которые они могут выполнить, профессионализм, экспертность и другое.

Таблица 6

Чем лично Вас больше всего привлекает работа фрилансера?___

Результаты переписи фрилансеров, 2014 г. [3, с.137]. Фрилансеры Ставропольского края, 2017 г.

Возможность работать дома или из любого другого места 83% 72%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гибкий график, возможность самому выбирать время работы 83% 75%

Отсутствие начальства, постоянного контроля и корпоративных правил 54% 29%

Возможность работать индивидуально, отсутствие коллектива 26% 7%

Результат работы зависит только от меня, от моих усилий 53% 43%

Хорошие возможности для профессионального развития 39% 38%

Возможность самому выбирать себе проекты по душе 58 % 41%

Относительно высокий уровень дохода по сравнению с работой в штате 31% 35%

Возможность совмещать фриланс с работой в организации, учебой, уходом за детьми и т.п. 51% 29%

В современном российском информационном обществе наблюдается рост лояльного отношения к удаленным сотрудникам и в целом к формированию удаленного рынка труда. Основными причинами позитивной оценки являются: высокий профессионализм фрилансеров в своей области и отсутствие необходимости постоянного контроля со стороны работодателя; сокращение затрат на организацию рабочего места, также создание условий для мобильности и гибкого графика работы, что в условиях информационного общества является наиболее ценным и улучшает качество работы фрилансера; возможность качественного выполнения проектов без учета территориальных, временных и т.д. границ, соответственно, создание условий для найма большего количества работников; увеличиваются возможности для рекру-тинга. Таким образом, в современном российском обществе представителями удаленного рынка являются фрилансеры, для которых основными тру-

довыми мотивами профессиональной деятельности являются: трудовая автономия; включающая возможность самостоятельно организовывать и использовать рабочее время; гибкая трудовая траектория, способствующая развитию предпринимательской деятельности.

Литература

1. Лелюк А. Россия сэкономит более 1 трлн. рублей от перехода на дистанционную работу в 2020 году. URL: https://www.bitrix24.ru/blogs/notice/rossiya-sekonomit-bolee-1-trln-rubley-ot-perekhoda-na-distantsionnuyu-.php.

2. Полетаева О.В. Фрилансеры в составе класса наемных работников: профессиональные характеристики и статусные позиции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Ульяновск, 2017. - 164 с.

3. Стребков Д. О., Шевчук А. В., Спирина М. О. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009-2014 гг. (по результатам Переписи фрилансеров). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Лаборатория экономико-социологических исследований. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,

2015.- 225 с.

4. Фрилансеров в России уже 18%. НАФИ. Аналитический центр. URL: https://www.nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/.

5. Харченко В.С. Образ жизни российских фрилансеров: социологический анализ // Социологические исследования. - 2014. - № 4. - С. 5463.

6. Социология управления: Учебник для аспирантов / Афонин И.Д., Бузмакова Т.И., Кирилина Т.Ю., Мумладзе Р.Г., Смирнов В.А. Москва,

2016.

Labor motives of freelants in the conditions of autonomy of

labor in the modern russian society Abramyan E.P.

North Caucasus Federal University

The development of a distant labor market in modern Russian society is an indicator of the formation of labor autonomy, which actualizes the problem of flexible employment and professional mobility, their influence on various social processes, including the transformation of the sphere of labor and social and labor relations. In the information society, the importance of a highly qualified self-employment segment in a remote labor market, represented by freelancers - autonomous specialists who do not work in a particular organization, are free in planning and using working time and labor resources providing services related to the production and processing of information, is increasing. The results of sociological research of freelancers and a sociological survey of freelancers of the Stavropol Territory showed that the main labor motives of freelancers are: the presence of autonomous professional activities, the ability to independently organize and use working time for projects, combine leisure and work practices in their professional activities, the ability to form a flexible labor trajectory promoting business development. Keywords: information society, remote labor market, autonomous

labor, freelancers. References

1. Lelyuk A. Russia will save more than 1 trillion. rubles from the

transition to remote work in 2020. URL: https://www.bitrix24.ru/blogs/notice/rossiya-sekonomit-bolee-1-trln-rubley-ot-perekhoda-na-distantsionnuyu-.php.

2. Poletaeva O.V. Freelancers in the class of employees: profes-

sional characteristics and status positions. Thesis for the degree of candidate of sociological sciences. - Ulyanovsk, 2017. - 164 p.

3. Strebkov D.O., Shevchuk A.V., Spirina M.O. Development of the

Russian-language market of distant work, 2009-2014. (according to the results of the Freelance Census). National Research University Higher School of Economics; Laboratory of Economic and Sociological Research. M .: Izd. House of the Higher School of Economics, 2015. - 225 p.

4. Freelancers in Russia is already 18%. NAFI. Analytical center.

URL: https://www.nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/.

5. Kharchenko V.S. Lifestyle of Russian freelancers: a sociological

analysis // Sociological Studies. - 2014.- № 4.- P.54-63.

6. Sociology of management: A textbook for graduate students /

Afonin I. D., Buzmakova T. I., Kirilina T. Yu., Mumladze R. G., Smirnov V. A. Moscow, 2016.

6

У

X

>

m

X

H

А

Л

tr

X

tr

m

А

о

п

m

т;

н

т

П

о

s

X

s

m

о

т;

О

О

u

Д

о

О

ГО

Ö-

20

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.