Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникативных технологий в формировании автономии труда'

Роль информационно-коммуникативных технологий в формировании автономии труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЙ ТРУД / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОНОМНЫЙ СУБЪЕКТ / СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / РЫНОК ТРУДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / САМОЗАНЯТЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ФРИЛАНСЕРЫ / СТУДЕНТЫ / AUTONOMOUS LABOR / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / AUTONOMOUS ENTITY / NETWORK RESOURCES / LABOR MARKET / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / SELF-EMPLOYED SPECIALISTS / FREELANCERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамян Елена Петросовна

Информационно-коммуникативные технологии во многом повлияли на формирование автономного труда, так как изменили сегменты и специфику современного рынка труда, обусловили развитие новых форм занятости, что определило новые квалификационные требования к современным специалистам. В условиях информационного общества социально-экономическая адаптация автономного субъекта является критерием эффективной работы, поэтому автономный субъект должен уметь целесообразно использовать информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. В связи с этим в статье анализируется проблема использования информационно-коммуникативных технологий автономными специалистами в условиях формирования автономного труда в современном российском обществе. Показано, что сетевые ресурсы федерального и регионального уровня (http:/ / smb.gov.ru, https: / / corpmsp.ru, https://rcsme.ru, https: / / deloros.ru, https:/ / www.biznet.ru, http: //vse-dlya-ip.ru, https:/ / openbusiness.ru, http: / / stavgarant2 6.ru, https ://www.microfond2 6.ru, http://staveconom.ru, www.stavregion.ru/stat/economics/m-ent и другие), направленные на информационное и аналитическое обеспечение малого и среднего предпринимательства, поддержку и продвижение бизнес-проектов, привлечение российских и зарубежных инвесторов, поиск деловых партнеров и т.д., позволяют получать предпринимателям и самозанятым специалистам необходимую информацию для развития автономного труда, в частности в Ставропольском крае. С использованием результатов социологических опросов, проведенных на территории Ставропольского края среди индивидуальных предпринимателей, фрилансеров и студентов, делается вывод о том, что для эффективной организации автономного труда на региональном уровне необходимо внедрение в производственные и управленческие процессы информационно-коммуникативных технологий, способствующих анализу, прогнозу и принятию управленческих решений, за счет создания условий для повышения квалификации автономных специалистов и функционирования соответствующей инфраструктуры и единого информационного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамян Елена Петросовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information and communicative technologies in the formation of autonomy of labor

Information and communication technologies largely influenced the formation of autonomous labor, because changed the segments and the specifics of the modern labor market, led to the development of new forms of employment, which determined the new qualification requirements for modern specialists. In the conditions of the information society, the socio-economic adaptation of an autonomous subject is a criterion of effective work, therefore an autonomous subject should be able to use information-communication technologies in their professional activities. In this connection, the article analyzes the problem of using information and communication technologies by autonomous specialists in the conditions of the formation of autonomous labor in modern Russian society. It is shown that network resources at the federal and regional levels (http://smb.gov.ru, https://corpmsp.ru, https://rcsme.ru, https://deloros.ru, https://www.biznet.ru, http://vse-dlya-ip.ru, https://openbusiness.ru, http:/ / stavgarant2 6.ru, https://www.microfond26.ru, http://staveconom.ru, www.stavregion.ru/stat/economics/m-ent and others) aimed at providing information and analytical support for small and medium-sized businesses, supporting and promoting business projects, attracting Russian and foreign investors, searching for business partners, etc. they allow entrepreneurs and self-employed specialists to receive the necessary information for the development of autonomous labor, in particular, in the Stavropol Territory. Using the results of sociological surveys conducted among individual entrepreneurs, freelancers and students in the Stavropol Territory, it is concluded that for effective organization of autonomous labor at the regional level, it is necessary to integrate information and communication technologies into production and management processes that contribute to the analysis, prediction and management decisions, by creating the conditions for advanced training of autonomous specialists and functioning with relevant infrastructure and a single information field.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникативных технологий в формировании автономии труда»

УДК 316.77

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-59-64

АБРАМЯН Елена Петросовна

Институт образования и социальных наук

Северо-Кавказский федеральный

университет

г. Ставрополь, Россия

aspiranti2014@yandex.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АВТОНОМИИ ТРУДА

Информационно-коммуникативные технологии во многом повлияли на формирование автономного труда, так как изменили сегменты и специфику современного рынка труда, обусловили развитие новых форм занятости, что определило новые квалификационные требования к современным специалистам. В условиях информационного общества социально-экономическая адаптация автономного субъекта является критерием эффективной работы, поэтому автономный субъект должен уметь целесообразно использовать информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. В связи с этим в статье анализируется проблема использования информационно-коммуникативных технологий автономными специалистами в условиях формирования автономного труда в современном российском обществе. Показано, что сетевые ресурсы федерального и регионального уровня (http:/ / smb.gov.ru, https: / / corpmsp.ru,

https:/ / rcsme.ru, https: / / deloros.ru,

https:/ / www.biznet.ru, http: //vse-dlya-ip.ru,

https:/ / openbusiness.ru, http://stavgarant2 6.ru, https://www.microfond2 6.ru, http://staveconom.ru, www.stavregion.ru/stat/economics/m-ent и другие), направленные на информационное и аналитическое обеспечение малого и среднего предпринимательства, поддержку и продвижение бизнес-проектов, привлечение российских и зарубежных инвесторов, поиск деловых партнеров и т.д., позволяют получать предпринимателям и самозанятым специалистам необходимую информацию для развития автономного труда, в частности в Ставропольском крае. С использованием результатов социологических опросов, проведенных на территории Ставропольского края среди индивидуальных предпринимателей, фрилансеров и студентов, делается вывод о том, что для эффективной организации автономного труда на региональном уровне необходимо внедрение в производственные и управленческие процессы информационно-коммуникативных технологий, способствующих анализу, прогнозу и принятию управленческих решений, за счет создания условий для повышения квалификации автономных специалистов и функционирования соответствующей инфраструктуры и единого информационного поля.

Elena P. ABRAMYAN Institute of Education and Social Sciences North-Caucasus Federal University Stavropol, Russia aspiranti2014@yandex.ru

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF AUTONOMY OF LABOR

Information and communication technologies largely influenced the formation of autonomous labor, because changed the segments and the specifics of the modern labor market, led to the development of new forms of employment, which determined the new qualification requirements for modern specialists. In the conditions of the information society, the socio-economic adaptation of an autonomous subject is a criterion of effective work, therefore an autonomous subject should be able to use information-communication technologies in their professional activities. In this connection, the article analyzes the problem of using information and communication technologies by autonomous specialists in the conditions of the formation of autonomous labor in modern Russian society. It is shown that network resources at the federal and regional levels (http://smb.gov.ru,

https://corpmsp.ru, https://rcsme.ru,

https://deloros.ru, https://www.biznet.ru,

http://vse-dlya-ip.ru, https://openbusiness.ru, http:/ / stavgarant2 6.ru, https://www.microfond26.ru, http://staveconom.ru,

www.stavregion.ru/stat/economics/m-ent and others) aimed at providing information and analytical support for small and medium-sized businesses, supporting and promoting business projects, attracting Russian and foreign investors, searching for business partners, etc. they allow entrepreneurs and self-employed specialists to receive the necessary information for the development of autonomous labor, in particular, in the Stavropol Territory. Using the results of sociological surveys conducted among individual entrepreneurs, freelancers and students in the Stavropol Territory, it is concluded that for effective organization of autonomous labor at the regional level, it is necessary to integrate information and communication technologies into production and management processes that contribute to the analysis, prediction and management decisions, by creating the conditions for advanced training of autonomous specialists and functioning with relevant infrastructure and a single information field.

Ключевые слова: автономный труд, информационное общество, информационно-коммуникативные технологии, автономный субъект, сетевые ресурсы, рынок труда, индивидуальные предприниматели, самозанятые специалисты, фрилансеры, студенты

Для цитирования: Абрамян Е.П. Роль информационно-коммуникативных технологий в формировании автономии труда. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 6 -1 . с. 59-64. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-59-64.

Key words: autonomous labor, information society, information and communication technologies, autonomous entity, network resources, labor market, individual entrepreneurs, self-employed specialists, freelancers, students

For citation: Abramyan E.P. The role of information and communicative technologies in the formation of autonomy of labor. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. No. 6-1. Pp. 59-64. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-6/1-59-64. (in Russ)

Эффективность автономного труда, включающего в себя деятельность индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, во многом зависит от внедрения в производственные процессы информационно-коммуникативных технологий, способствующих анализу, прогнозу и принятию управленческих решений в трудовой деятельности. Также важным является наличие и функционирование соответствующей инфраструктуры, содержащей информационные ресурсы, которые позволяют получать достоверную информацию. Поэтому в деятельности индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан важную роль играют информационные ресурсы федерального и регионального уровней. Так, следует отметить деятельность федерального портала малого и среднего предпринимательства [14], на котором сосредоточена информация для ведения эффективной предпринимательской деятельности: медиа, поддержка в регионах, полезные ресурсы, конкурсы, аналитические материалы. Популярностью пользуется сетевой ресурс федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства [13], основными задачами которой являются: оказание поддержки малому и среднему бизнесу; привлечение денежных средств организаций для поддержки предпринимательских инициатив; сопровождение бизнес-проектов и другие. Сетевой ресурс, отражающий деятельность организации «Опора России» [7], которая решает различные вопросы индивидуальных предпринимателей, связан с правовой защитой, финансированием, поиском деловых партнеров, государственной поддержкой и т.д. Использование информационно-коммуникативных технологий организацией «Деловая Россия» [5] позволяет активно продвигать интересы бизнес-сообщества и взаимодействовать с органами власти. «Деловая Россия» является союзом предпринимателей, направленных на российский рынок и развивающих отечественную промышленность, способствует привлечению инвестиций, в том числе иностранных, создает механизмы поддержки российской экономики. Большую роль в организации автономной трудовой деятельности играет ресурсный центр малого предпринимательства [11], который осуществляет следующие виды деятельности: проведение аналитических исследований; сбор и распространение информации по вопросам предпринимательской деятельности; мониторинг и оценку эффективности программ и проектов в области экономического развития; анализ и обобщение международного опыта и лучшей практики организации исследований в области экономики и т.д.

В данном контексте также следует отметить некоторые популярные среди пользователей интернет-ресурсы, посвященные вопросам организации и продвижения предпринимательской деятельности. Например, «Все для ИП» [2] - сетевой ресурс, созданный непосредственно для индивидуальных предпринимателей, который содержит необходимую информацию для осуществления предпринимательской деятельности (регистрация ИП, налоги, отчетности, взносы и т.д.), также практические рекомендации для реализации бизнес-идей. На портале «Энциклопедия российского бизнеса» [15] сосредоточены тысячи бизнес-планов и руководств в открытом доступе, практическая информация для открытия любого вида бизнеса. Также вызывает интерес крупный «Бизнес форум» малого бизнеса [1], на котором ведутся масштабные обсуждения идей малого бизнеса, прово-

дятся консультации и даются практические советы по вопросам открытия и ведения бизнеса.

Анализируя действующую в настоящее время в Ставропольском крае систему информационного обеспечения деятельности предпринимателей, следует акцентировать внимание на ведущем электронном ресурсе «Малое и среднее предпринимательство Ставрополя» [6]. На сайте представлена информация о возможных видах поддержки предпринимателей (финансовая, консультационная, имущественная, информационная), также конкурсах и выставках, координационном совете, инфраструктуре, правовая база, реестр субъектов МПС и т.д.

На портале органов государственной власти функционирует раздел «Малое и среднее предпринимательство» [10]. Следует отметить сайт Ставропольского краевого фонда микрофинансирования [12], на котором сосредоточена необходимая информация по вопросам государственной поддержки предпринимательской деятельности, микрозаймов для малого и среднего бизнеса на льготных условиях, а также сетевой ресурс гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края [3], целью которого является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края к кредитным и иным финансовым ресурсам [4].

В целях проведения сравнительного анализа представлений различных социальных групп о роли информационно-коммуникативных технологий в формировании автономного труда на территории Ставропольского края был проведен социологический опрос (2017 г., 400 студентов, 50 фрилансеров, 50 индивидуальных предпринимателей г. Ставрополя и Ставропольского края). Учтены результаты социологического исследования «Состояние малого и среднего предпринимательства в г. Ставрополе» [8] (2014 г.) (табл. 1).

Результаты опросов показали, что за три года роль информационно-коммуникативных технологий в организации профессиональной деятельности предпринимателей значительно возросла с 36% до 86%. Это обусловлено не только объективным процессом информатизации сфер жизнедеятельности общества, но также необходимостью соответствовать требованиям информационного общества.

Таблица 1. Из каких источников вы получаете полезную информацию для ведения бизнеса? (возможно несколько вариантов ответов) [9]

Table 1. From what sources do you get useful information for doing business? (several possible answers) [9]

Варианты ответов Результаты опроса 2014 Результаты опроса 2017

Интернет-сайты, поисковые системы в сети Интернет 36% 86%

Печатные СМИ 8% 14%

Телевидение 7% 32%

Официальные сайты органов государственной власти и общественных организаций 25% 23%

Другие источники информации: 24% 9%

Результаты опроса также показали, что информационные технологии изменили структуру рынка труда, например: «стали востребованы специалисты со знанием ПК» считают 71% фрилансеров, 56% индивидуальных предпринимателей, 70% студентов. Респонденты отметили доступность интересующих услуг и информации о них в условиях развития информационно-коммуникативных технологий. Объяснимо, что фрилансеры, как представители удаленного рынка труда, в наибольшей степени согласны с данным утверждением - 73%. 70% фрилансеров убеждены: Интернет способствует реализации творческих способностей, что характеризует профессиональную деятельность фрилансе-

ров. Аналогичной точки зрения придерживаются 68% индивидуальных предпринимателей. Фрилансеры в своей профессиональной деятельности в основном используют возможности Интернета, что подтверждается результатами опроса. Возможности Интернета преимущественно используются респондентами для поиска партнеров и продвижения своих услуг: фрилансеров - 93%, индивидуальных предпринимателей - 73%, студентов -63%. Также с помощью Сети фрилансеры организовывают онлайн торговлю, что отражает специфику их деятельности - 91% (табл. 2).

Таблица 2. Какие возможности, по Вашему мнению, открывает Интернет перед современными предпринимателями? (возможно несколько вариантов ответов) [9]

Table 2. What opportunities do you think the Internet offers to modern entrepreneurs? (several possible answers) [9]

Фрилансеры ИП Студенты

Неограниченные возможности по поиску партнеров, рекламе и продвижению своих услуг 93% 73% 63%

Онлайн торговля, организация виртуального офиса и т.п. 91% 41% 59%

Проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний 39% 18% 33%

Участие в электронных ярмарках, аукционах и т.д. 41% 27% 29%

Возможность осуществления безналичных операций с клиентами 67% 77% 37%

Другое 3% - 1%

Затрудняюсь ответить 2% - 4%

Результаты социологического опроса показали, что возможности сети Интернет фрилансерами и индивидуальными предпринимателями г. Ставрополя и Ставропольского края используются не в полной мере. В основном сетевая коммуникация используется для рекламы собственной профессиональной деятельности - 98% фрилансеров и 41% индивидуальных предпринимателей. Показатели по вопросу «Поиск партнеров и анализ рынка подобных услуг» отражает не только степень использования сети Интернет, но и специфику профессиональной деятельности: фрилансеры работают индивидуально с проектами, поэтому партнеры им, как правило, не нужны - 29% (табл. 3).

Таблица 3. Как Вы используете в своей профессиональной деятельности возможности Интернета? (для индивидуальных предпринимателей и фрилансеров) [9]

Table 3. How do you use the Internet in your professional activities? (for individual entrepreneurs and freelancers) [9]

Фрилансеры ИП

Наличие собственного сайта 50% 23%

Реклама и продвижение своих услуг 98% 41%

Поиск партнеров и анализ рынка подобных услуг 29% 86%

Проведение торгов, аукционов, финансовых операций и др. 7% 14%

Работа с интернет-ресурсами федерального уровня 21% 5%

Работа с каталогами нормативно-правовых документов 21% 14%

Другое 3% 9%

Интересный вопрос был задан в процессе социологического опроса: «Как Вы оцениваете мнение Билла Гейтса, что "если вас нет в Интернете - вас нет в бизнесе"?» Более 60% всех опрошенных полагают, что в современном информационном обществе без использования Интернета нет возможности качественно и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Таким образом, для развития и поддержки автономного труда в современном информационном обществе необходимо улучшить информационную инфраструктуру и создать единое информационное поле, позволяющее индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам получать необходимую информацию для развития автономного труда. Для реализации таких задач важно деловое взаимодействие с организациями, фирмами, работающими на рынке информационных услуг, наличие административной и ресурсной поддержки, использование современных технологий обработки, передачи и использования информации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бизнес форум. URL: https://www.biznet.ru.

2. Все для ИП. URL: http://vse-dlya-ip.ru.

3. Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края. URL: http://stavgarant26.ru.

4. Там же.

5. Деловая Россия. URL: https://deloros.ru.

6. Малое и среднее предпринимательство Ставрополя. URL: http://staveconom.ru.

7. Опора России. URL: http://opora.ru.

8. Отчет по результатам проведения социологического исследования состояния малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе (ноябрь 2013 г., декабрь 2014). URL: http://staveconom.ru/poleznaya-informatsiya/.

9. Там же.

10. Портал органов государственной власти. Малое и среднее предпринимательство. URL: http:/ / www.stavregion.ru/ stat/ economics / m-ent/.

11. Ресурсный центр малого предпринимательства. URL: https://rcsme.ru.

12. 12. Ставропольский краевой фонд микрофинансирования. URL: https: //www.microfond26.ru.

13. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. URL: https: / / corpmsp.ru.

14. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru/.

15. Энциклопедия российского бизнеса. URL: https://openbusiness.ru.

REFERENCES

1. Business forum. URL: https://www.biznet.ru.

2. All for SP. URL: http://vse-dlya-ip.ru.

3. Guarantee fund of support of subjects of small and average business of Stavropol Krai. URL: http://stavgarant26.ru.

4. Guarantee fund of support of subjects of small and average business of Stavropol Krai. URL: http://stavgarant26.ru.

5. Business Russia. URL: https://deloros.ru.

6. Small and average business of Stavropol. URL: http://staveconom.ru.

7. Support of Russia. URL: http://opora.ru.

8. The report on results of carrying out a sociological research of a condition of small and average business in the city of Stavropol (November, 2013, December, 2014). URL: http://staveconom.ru/poleznaya-informatsiya/.

9. The report on results of carrying out a sociological research of a condition of small and average business in the city of Stavropol (November, 2013, December, 2014). URL: http://staveconom.ru/poleznaya-informatsiya/.

10. Portal of public authorities. Small and average business. URL: http://www.stavregion.ru/stat/economics/m-ent/.

11. Resource center of small business. URL: https://rcsme.ru.

12. Stavropol regional fund of microfinance. URL: https://www.microfond26.ru.

13. Federal corporation of development of small and average business. URL: https://corpmsp.ru.

14. Federal portal of small and average business. URL: http://smb.gov.ru/.

15. Encyclopedia of the Russian business. URL: https://openbusiness.ru.

Информация об авторе:

Абрамян Елена Петросовна, соискатель, кафедра социологии, Институт образования и социальных наук, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия aspiranti2014@yandex.ru

Получена: 17.10.2018

Information about the author:

Elena P. Abramyan, Applicant, Department of Sociology, Institute of Education and Social Sciences, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia aspiranti2014@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received: 17.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.