Научная статья на тему 'Информационное обеспечение внутреннего контроля автономного учреждения'

Информационное обеспечение внутреннего контроля автономного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / INTERNAL CONTROL / INFORMATION / INFORMATION SUPPORT / AUTONOMOUS INSTITUTION / ACCOUNTING / FINANCIAL STATEMENTS / SOURCES OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турищева Татьяна Борисовна

В статье исследована специфика практики формирования и использования в автономных учреждениях такого элемента внутреннего контроля как информационное обеспечение. Отмечено, что информационное обеспечение имеет два источника формирования внутренние и внешние ресурсы информации, из которых наиболее значимую роль играют внутренние источники и прежде всего бухгалтерская (финансовая) отчетность. В статье подчеркивается, что на современном этапе в автономных учреждениях наряду с отчетностью существенную роль начинает играть управленческий учет и особенно, при интеграции внутреннего контроля с управленческим учетом. При этом в статье отмечается, что важными компонентами информационного обеспечения призваны стать учредительные документы, а именно, Устав с перечнем платных услуг и внутренние нормативно-правовые документы учреждения, такие как Типовое Положение о службе внутреннего контроля с приложениями. Сделан вывод о том, что эффективное информационное обеспечение позволит создать эффективную систему внутреннего контроля, а при задействовании информации управленческого учета достоверную, надежную и качественную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Поэтому систему внутреннего контроля в автономных учреждениях целесообразно организовывать совместно с управленческим учётом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF INTERNAL CONTROL OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

The article examines the specifics of the practice of forming and using such elements of internal control as information support in autonomous institutions. It is noted that information support has two sources of formation internal and external information resources, of which the most significant role is played by internal sources and first of all the accounting (financial) statements. The article emphasizes that at the present stage, in autonomous institutions, along with reporting, management accounting begins to play a significant role, especially when integrating internal control with management accounting. At the same time, the article notes that constituent documents are called upon to become important components, namely, the Charter with a list of paid services and internal regulatory documents of the institution, such as the Model Provision on the Internal Control Service with attachments. It was concluded that effective information support will allow creating an effective system of internal control, and with the use of management accounting information reliable, reliable and high-quality accounting (financial) reporting. Therefore, it is advisable to organize the internal control system in autonomous institutions together with management accounting.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение внутреннего контроля автономного учреждения»

экономические науки

Турищева Татьяна Борисовна ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...

УДК 330

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2018

Турищева Татьяна Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента «Учет, анализ и аудит» Финансовый университет при Правительстве РФ.

(125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, д.49, e-mail: ttb2812@mail.ru)

Аннотация. В статье исследована специфика практики формирования и использования в автономных учреждениях такого элемента внутреннего контроля как информационное обеспечение. Отмечено, что информационное обеспечение имеет два источника формирования - внутренние и внешние ресурсы информации, из которых наиболее значимую роль играют внутренние источники и прежде всего бухгалтерская (финансовая) отчетность. В статье подчеркивается, что на современном этапе в автономных учреждениях наряду с отчетностью существенную роль начинает играть управленческий учет и особенно, при интеграции внутреннего контроля с управленческим учетом. При этом в статье отмечается, что важными компонентами информационного обеспечения призваны стать учредительные документы, а именно, Устав с перечнем платных услуг и внутренние нормативно-правовые документы учреждения, такие как Типовое Положение о службе внутреннего контроля с приложениями. Сделан вывод о том, что эффективное информационное обеспечение позволит создать эффективную систему внутреннего контроля, а при задействовании информации управленческого учета - достоверную, надежную и качественную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Поэтому систему внутреннего контроля в автономных учреждениях целесообразно организовывать совместно с управленческим учётом.

Ключевые слова: внутренний контроль, информация, информационное обеспечение, автономное учреждение, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, источники информации

INFORMATION SUPPORT OF INTERNAL CONTROL OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

© 2018

Turischeva Tatyana Borisovna, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor department of accounting, «Analysis and Audit», Financial University under the Government of the Russian Federation (12599,Russia, Moscow, Leningradsky prospect, 49, e-mail: ttb2812@mail.ru)

Abstract. The article examines the specifics of the practice of forming and using such elements of internal control as information support in autonomous institutions. It is noted that information support has two sources of formation - internal and external information resources, of which the most significant role is played by internal sources and first of all the accounting (financial) statements. The article emphasizes that at the present stage, in autonomous institutions, along with reporting, management accounting begins to play a significant role, especially when integrating internal control with management accounting. At the same time, the article notes that constituent documents are called upon to become important components, namely, the Charter with a list of paid services and internal regulatory documents of the institution, such as the Model Provision on the Internal Control Service with attachments. It was concluded that effective information support will allow creating an effective system of internal control, and with the use of management accounting information - reliable, reliable and high-quality accounting (financial) reporting. Therefore, it is advisable to organize the internal control system in autonomous institutions together with management accounting.

Keywords: internal control, information, information support, autonomous institution, accounting, financial statements, sources of information

Ощутимый вклад в рассмотрение и изучение элементов системы внутреннего контроля внесли отечественные исследователи, такие как О.Е. Качкова [1;2;3], Т.И. Кришталева [1;2;3], И.Д. Демина[1;2;3], Е.Н. Доб-ровская [2;3], Е.Ф. Колесник [14], А.В Порфирьева [9], Т.Ю. Серебрякова [9], Л.А. Чайковская [6;7], О.В. Костина [8] и другие ученые. Одним их важнейших элементов системы внутреннего контроля является информационное обеспечение, аспекты применения которого в автономных учреждениях являются целью рассмотрения данной статьи.

Информационное обеспечение автономного учреждения представляет собой систему сбора, накопления данных и преобразования собранных данных в достоверную экономическую информацию для удовлетворения потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации [14]. Одним из внутренних пользователей информации является система внутреннего контроля учреждения, эффективное функционирование которой, определяемое работой системы информационного обеспечения, состоит в предоставлении необходимой информации для принятия управленческих действенных решений [7] и является залогом успешного функционирования автономных учреждений. Следует заметить, что эффективность внутреннего контроля на современном этапе развития может быть обеспечена только при условии компьютеризации, как важнейшего элемента информационных технологий, предполагающей использование электронных носителей информа-

ции или телекоммуникационных каналов связи для составления и передачи электронных документов.

Информационные системы любой организации, в т.ч. и автономного учреждения, с соответствии с рекомендациями Минфина РФ, являются основным источником информации для принятия стратегических и тактических решений и эффективности внутреннего контроля. Все источники информационного обеспечения с позиции их формирования можно подразделить на внутренние, т.е. находящиеся в границах автономного учреждения, и внешние, находящиеся за пределами учреждения (табл. 1) [7].

Среди представленных в табл.1 источников информации самым значимым для характеристики деятельности автономного учреждения выступает бухгалтерская отчетность. На за последнее время в информационных потоках, наряду с бухгалтерской отчетностью на первые позиции стала выходить также экономическая информация управленческого учета, представляющая совокупность данных о состоянии внутренней среды и факторах влияния внешней среды учреждения и являющаяся важнейшим связующим элементом для решения определенных управленческих задач[7].

Следовательно, можно сказать, что информационное обеспечение является связующим мостом между учетом и внутренним контролем и если система внутреннего контроля автономного учреждения интегрирована с системой управленческого учета, у него появляются новые дополнительные возможности повышения достоверно-

Turischeva Tatyana Borisovna economic

INFORMATION SUPPORT ... sceinces

сти и существенности информации за счет задействования новых методов контроля.

Таблица 1 - Источники информационного обеспечения внутреннего контроля автономного учреждения

№ п/п Виды источников Источники информации

1 Внутренние источники - учредительные документы юридического лица; - внутренние нормативно-правовые документы; - формы бухгалтерской отчетности; - отчеты о результатах проведенных проверок; - формы статистической отчетности - информация управленческого учета

2 Внешние источники - сводные базы данных; - информация интернет-сайтов; - обзоры товарных рынков; - аналитические статьи; - рекламная информация -статические обзоры и статистические справочники

При этом, если учет аккумулирует информацию по объектам внутреннего контроля, для выявления отклонений и разработки мероприятий по недопущению их в будущем, внутренний контроль, являясь продолжением учета, анализирует предоставленную учетную информацию и предлагает варианты управленческих решений для ликвидации выявленных проблем, позволяющих повысить эффективность деятельности автономных учреждений.

Информационная система автономного учреждения призвана обеспечивать ведение бухгалтерского и управленческого учета, а также составление бухгалтерской отчетности[6]. Состав и порядок представления отчетности государственных (муниципальных) автономных учреждений регулируется Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений,, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.20ll №33н (с соотв. изм.), формы которой приведены ниже в табл. 2.

Таблица 2 - Формы бухгалтерской отчетности автономного учреждения, представляемые учредителю[15]

Периодичность представления Даты составления отчетов Формы бухгалтерской отчетности

Квартальная 1.На 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января 2. На 1 апреля. 1 июля, 1 октября, 1 января 3.На 1 июля,1 октября, 1 января 4. На 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января 5. На 1 июля, 1 января 1.Справка по консолидируемым расчетам, ф.0503725 2.Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, ф.0503737 З.Отчет об обязательствах, Ф.0503738 4.Пояснительная записка к Балансу, ф.0503760 5.Отчет о движении денежных средств, ф.0503723

Годовая 1.На 1 января следующего за отчетным года 2.На 1 января следующего за отчетным года 3.На 1 января следующего за отчетным года 4. На 1 января следующего за отчетным года 5.На 1 января следующего за отчетным. года 6. на 1 января следующего за отчетным года 1.Баланс, ф.0503730 2.Отчет о финансовых результатах деятельности, ф.0503721 3.Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, ф.0503737 4.Отчет об обязательствах, ф.0503738 5.Справка по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года, ф.0503710 6.Пояснительная записка к Балансу, ф.0503760

320 Azimuth of Scientific

Автономные учреждения сдают отчетность учредителю, который в свою очередь представляет сводную отчетность в Казначейство России, в котором могут открывать лицевые счета учреждения[16].

Следует заметить, что дополнительно к годовой бухгалтерской отчетности предоставляется информация о ее рассмотрении наблюдательным советом автономного учреждения в соответствии с действующим законодательством России[15].

Важными составляющими внутренних источников информационного обеспечения внутреннего контроля автономных учреждений, кроме отчетности и управленческого учета, являются учредительные документы и внутренние нормативные документы, которые должны включать, прежде всего, Устав учреждения и Типовое Положение об отделе (управлении, службе, Департаменте), осуществляющем функции внутреннего контроля.

Данное Типовое Положение о службе (отделе, управлении и т.п.) внутреннего контроля в автономном учреждении может состоять из следующих разделов:

1. Общие положения, касающиеся деятельности службы (отдела, управления и т.п.) внутреннего контроля в автономном учреждении

2. Принципы, задачи и функции организации и деятельности службы (отдела, управления и т.п.) внутреннего контроля

3. Взаимоотношения службы (отдела, управления и т.п.) внутреннего контроля с другими структурными подразделениями автономного учреждения

4. Порядок, методы и инструментарий организации проверок и отражения результатов проверок в автономном учреждении

5. Права и обязанности сотрудников и руководителя службы (отдела. управления и т.п.) внутреннего контроля

6. Заключительные положения

Типовое положение в зависимости от особенностей автономного учреждения может включать дополнительный раздел «Направления деятельности, требующие дополнительного контроля» с перечислением платных услуг и схем финансового обеспечения. Кроме основных разделов для полноты информационного обеспечения внутреннего контроля к Типовому Положению следует разрабатывать в учреждении следующие приложения.

Приложение. 1 Квалификационные требования к руководителю СВК (разрабатываются конкретным учреждением)

Приложение 2 Схема (модель) взаимоотношений СВК и других подразделений (разрабатываются конкретным учреждением).

Приложение 3 Методика разработки процедур внутреннего контроля

Приложение 4 Механизм оценки операционной эффективности системы внутреннего контроля

Резюмируя, следует заметить, что важнейшей функцией системы информационного обеспечения для эффективного внутреннего контроля в автономном учреждении, должно быть:

- обеспечение полной информацией системы учета и отчетности;

- наличие широкого спектра внутренних нормативно-правовых документов, как-то Устава с перечнем платных услуг, Типового положения о службе внутреннего контроля и регламента контрольной деятельности, схемы организационной структуры управления;

- многогранное и всеобъемлющее использование информационных технологий, включающее программное обеспечение «учет и отчетность» информационной системы «Электронный бюджет», представление бухгалтерской отчетности в виде электронных документов, с представлением их. на электронных носителях и с использованием телекоммуникационной связи.

_Для формирования действенного информацион-

Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

экономические науки

Турищева Татьяна Борисовна ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...

ного обеспечения, а также для экономии ресурсов, как представляется целесообразно систему внутреннего контроля в автономных учреждениях создавать и организовывать параллельно с постановкой в учреждении управленческого учёта, и желательно на базе центров финансовой ответственности.

Такой подход с использованием экономической информации управленческого учета позволит сформировать эффективный информационный источник внутреннего контроля - достоверную, надежную и качественную бухгалтерскую отчетность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Современная концепция бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Монография./ О.Е. Качкова, И.Д. Демина, М.А. Вахрушина, Т.И. Кришталева и др. М, РУСАЙНС, 2018.

2. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях. Монография./ О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н.Домбровская. М., РУСАЙНС, 2016.

3. Научное обоснование и разработка системы управления рисками для осуществления внутреннего финансового аудита в государственных (муниципальных) учреждениях. Монография/ О.Е.Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н.Домбровская. М., РУСАЙНС, 2017.

4. Управленческий учет в государственных (муниципальных) учреждениях: методология организации и направления совершенствования. Монография /Под ред. д.э.н. проф. М.А. Вахрушиной. М., Новые технологии, 2015.

5. Турищева Т.Б. Внутренний контроль и управленческий учет в автономных учреждениях: механизм взаимосвязи. Монография. М., КноРус, 2018.

6. Чайковская Л.А. Эффективный внутренний контроль и факторы, оказывающие на него влияние / Л.А. Чайковская// Аудит и финансовый анализ. М.: 2016 (февраль). - № 1.

7. Чайковская Л.А. Информационное обеспечение внутреннего контроля / Л.А. Чайковская// Сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции «Модернизация экономических систем: взгляд в будущее». Прага, Чешская Республика (6 ноября 2015).

8. Костина О.В. Автономные учреждения: порядок создания и функционирования. М., Альфа-М, Инфра-М, 2015.

9. Порфирьева А.В., Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль: методология сквозного контроля автономных учреждений. Монография. М., ИНФРА-М, 2016.

10. Федеральный закон РФ от 03.11.2006№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (вред. от 03.07.2016 № 286-ФЗ)

11. Турищева Т.Б. Об особенностях организации бухгалтерского учета и контроля в автономных образовательных учреждениях в условиях реформирования //Аудитор — 2016. Т.2 -№ 6.

12. Турищева Т.Б. Роль и место внутреннего контроля в системе управления автономных учреждений. // Аудитор — 2018. Т.4 - №2. С.11-15

13. Турищева Т.Б. Основы формирования, роль и место внутреннего контроля в системе управления автономных учреждений. // Экономика и предпринимательство. 2017 - №8-1(85-1)

14. Колесник Н.Ф. Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля /Н.Ф. Колесник, А.А. Кузьмичев //Экономические науки. 2010. -11(72)

15. Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Утв. приказом Минфина РФ от 25.03.2011 №33н (в ред. Приказов Минфина России от 26.10.2012 № 139, от 29.12.2014 № 172н, от 20.03.2015 № 43н, от 17.12.2015 № 199н, от 16.11.2016 № 209н, от 14.11.2017 № 189н, от 07.03.2018№ 42н)

16. Электронный ресурс. URL/ http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/svodnaya-informatsiya-po-byudzhetnym-i-avtonomnym-uchrezhdeniyam/poyasneniya-k-razdelu/

Статья поступила в редакцию 05.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.