Научная статья на тему 'ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ'

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНА / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лаврентьева Е. А., Бровкина А. В.

В статье рассматриваются основные проблемы формирования трудового потенциала территорий, относящихся к Арктической зоне и Северному морскому пути (СМП). В качестве основного объекта исследования рассматриваются основные демографические показатели, влияющие на потребность в трудовых ресурсах арктических территорий, в состав которых входит СМП: доля трудоспособного населения, плотность населения, естественный и миграционный прирост и отток жителей, транспортная доступность. На основании обобщенных статистических данных авторы делают выводы о проблемах сохранения и привлечения трудоспособного населения в эти регионы. В статье подчеркиваются основные факторы, влияющие на отток необходимой рабочей силы из регионов Арктической зоны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лаврентьева Е. А., Бровкина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR POTENTIAL OF THE ARCTIC ZONE REGIONS AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

The article deals with the main problems of the formation of the labor potential of the territories belonging to the Arctic zone and the Northern Sea Route (NSR). As the main object of the study, the main demographic indicators affecting the need for labor resources of the Arctic territories, which include the NSR, are considered: the share of the able-bodied population, population density, natural and migration growth and outflow of residents, transport accessibility. Based on the generalized statistical data, the authors draw conclusions about the problems of preserving and attracting the able-bodied population to these regions. The article highlights the main factors influencing the outflow of necessary labor from the regions of the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»

УДК 331:332

DOI 10.52375/20728689_2022_2_49

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Лаврентьева Е.А., д.э.н., профессор, проректор по развитию образовательного комплекса и взаимодействию с учебно - методическими объединениями, заведующий кафедрой «Организационно - экономического обеспечения деятельности транспортных организаций»

ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: e_lavrentieva@mail.ru, Бровкина А.В., доцент кафедры Организационно - экономического обеспечения деятельности транспортных организаций», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: brovkinaav@mail.ru

В статье рассматриваются основные проблемы формирования трудового потенциала территорий, относящихся к Арктической зоне и Северному морскому пути (СМП). В качестве основного объекта исследования рассматриваются основные демографические показатели, влияющие на потребность в трудовых ресурсах арктических территорий, в состав которых входит СМП: доля трудоспособного населения, плотность населения, естественный и миграционный прирост и отток жителей, транспортная доступность. На основании обобщенных статистических данных авторы делают выводы о проблемах сохранения и привлечения трудоспособного населения в эти регионы. В статье подчеркиваются основные факторы, влияющие на отток необходимой рабочей силы из регионов Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевые слова: Арктическая зона, Северный морской путь, трудовой потенциал, характеристики региона, транспортная доступность.

LABOR POTENTIAL OF THE ARCTIC ZONE REGIONS AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Lavrenteva E., Doctor of Economics, professor, Vice-Rector for the Development of the Educational Complex and Interaction with Educational and Methodological Associations, Head of the Organizational and Economic Support for the Activities of Transport Organizations chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: lavrentievaea@gumrf.ru, Brovkina A., assistant professor of the Organizational and Economic Support for the Activities of Transport Organizations chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: brovkinaav@mail.ru

The article deals with the main problems of the formation of the labor potential of the territories belonging to the Arctic zone and the Northern Sea Route (NSR). As the main object of the study, the main demographic indicators affecting the need for labor resources of the Arctic territories, which include the NSR, are considered: the share of the able-bodied population, population density, natural and migration growth and outflow of residents, transport accessibility. Based on the generalized statistical data, the authors draw conclusions about the problems of preserving and attracting the able-bodied population to these regions. The article highlights the main factors influencing the outflow of necessary labor from the regions of the Arctic zone of the Russian Federation.

Keywords: Arctic zone, Northern Sea Route, labor potential, characteristics of the region, transport accessibility.

Северный морской путь (СМП) является важным транспортным стратегическим направлением развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), которому уделяется большое государственное внимание. Как главная транспортная система в российской Арктике он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское, Чукотское), соединяет европейские и дальневосточные порты страны, а также устья судоходных сибирских рек. Длина пути составляет около 5 600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения. Таким образом, СМП затрагивает следующие регионы с запада на восток: Ямало - Ненецкий АО, Таймырский район Красноярского края, республику Саха (Якутия), Чукотский АО. Ключевыми портами являются - Сабетта, Дудинка, Диксон, Хатанга, Тикси, Певек, Провидения. К Арктической зоне помимо них

относятся Мурманская область, республика Карелия, Архангельская область (в т.ч Ненецкий АО).

Характерной чертой распределения численности населения в Арктической зоне РФ является концентрация населения в районах добычи полезных ископаемых. Это коррелирует с распределением населения по опорным поселениям Арктической зоны. (рис.1.)[1].

В проекте Транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 года предполагается увеличение грузопотока по СМП до 110 млн. тонн в год1. В Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года отмечается,

1 Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года

с прогнозом на период до 2035 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, с. 73

Рис. 1. Опорные поселения регионов Арктической зоны РФ

Факторы, сдерживающие развитие Арктической зоны РФ

> природные (климатические)

> социальные (низкое качество жизни, неразвитая инфраструктура)

> военные (конфликтные)

> энергетические

> предпринимательские

> дефицит квалифицированных и высококвалифицированных кадров

Рис. 2. Основные факторы, сдерживающие развитие Арктической зоны РФ

что значение СМП как международного транспортного коридора будет возрастать2. В Стратегии так же выделены следующие основные факторы, сдерживающие развитие Арктической зоны РФ (рис. 2).

Решение кадровой проблемы во многом зависит от развития человеческих ресурсов регионов, расположенных вдоль Арктического побережья, в состав которых входит значительная доля моногородов (монопрофильных поселений), социально - бытовые условия жизни в этих регионах, этнические особенности жизни коренных малочисленных народов, а также ограниченная транспортная доступность отдельных районов.

Численность населения Арктики исследуется как на международном, так и национальном уровнях[2].Доля населения Арктики в мире совсем не значительна и колеблется около десятой доли процента (рис.3). Однако правомерно подчеркнуть, что за достаточно представительный временной период с 1900годачисленность арктического населения в мире возросла более, чем в 4 раза. Наиболее активно этот регион осваивался Россией, численность населения которой там увеличилась свыше, чем в 10 раз.

Конечно, такая значительная цифра в России относительно других стран вызвана тем, что у России самая продолжительная Арктическая береговая линия, но при этом и самые значительные запасы полезных ископаемых в шельфовой зоне. Целесообразность добычи которых, зависит, в том числе, от наличия развитой инфраструктуры в регионе и доступности квалифицированной рабочей силы, а скачок роста населения во многом связан с промышленным развитием арктических территорий.

В настоящее время России основные демографические показатели за 2020 год приведены на рисунках 4-6.

Несмотря на то, что наибольшая численность постоянного населения показана в Архангельской области, Якутии и Мурманской области на рис. 5 мы можем отметить, что доля работающего населения в этих регионах находится примерно на уровне 50%. Со-

2 Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года

ответственно количество работающего населения во всех регионах Арктической зоны (кроме ЧАО) примерно одинакова.

Региональный валовый продукт, согласно официальной статистике, наибольшее значение имеет в Ямало - Ненецком автономном округе, Красноярском крае и Якутии. Это вполне объяснимо тем, что наибольшие среднедушевые доходы и средняя заработная плата достигнуты в Чукотском и Ямало - Ненецком автономных округах.

Важную роль в развитии потенциала регионов играют такие экономические показатели, как валовый региональный продукт, инвестиции в основной капитал и основные фонды в экономике, которые представлены на рисунке 6.

Среди основных демографических региональных характеристик необходимо выделить плотность и динамику численности населения.

Показатель плотности населения в анализируемых регионах существенно отличается.

Таблица 1. Плотность населения регионов Арктической зоны

Регион Арктической зоны Плотность населения, чел./кв.км.

Архангельская область 7,78

Мурманская область 1,24

Ямало - Ненецкий автономный округ 0,71

Республика Саха (Якутия) 0,32

Красноярский край 0,18

Чукотский автономный округ 0,07

Эти показатели рассчитаны авторами по данным Росстата3. Такая низкая плотность населения подчеркивает объективно необходимое создание береговых инфраструктурных точек притяжения для технического и технологического обеспечения функционирования Северного морского пути.

3 Статистический сборник «Экономические и социальные показатели районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в 2000-2020 годах». https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13279 (дата обращения 18.02.2022)

1950 1980 1990 2С00 2010

I Россия я Финляндия I Швеция Норвегия ■ Исландия Рис. 3. Численность населения государств арктической зоны, тыс. чел.

| население региона, тыс. чел взрослое население (

Рис. 4. Численность населения регионов арктической зоны РФ, тыс. чел.

В организационном плане важно оценить динамику численности населения северных территорий, относящихся к Северному морскому пути. Необходимо отметить отрицательную динамику этого показателя, что показано на рис.7-8.

Практически по всем территориям наблюдается снижение численности населения и только в Ямало - Ненецком и Чукотском автономных округах можно отметить определенную стабильность,

а в Якутии - и небольшой рост. Демографическое состояние рассматриваемых регионов является основой наличия и развития трудового потенциала для обеспечения функционирования Северного морского пути.

Можно сделать вывод, что наиболее благополучным с позиций прироста населения является республика Саха (Якутия), однако необходимо учитывать, что приведенные статистические данные

Рис. 5. Доля работающего населения в регионах арктической зоны РФ

18РП (в текущих ценах), млрд, руб

Инвестиции в основной капитал, млрд.руб | Основные фонды в экономике [по полной учетной стоимости), млрд. руб. Рис. 6. Основные показатели арктических регионов

Рис.7. Динамика численности населения северных территорий России, тыс. чел4.

представлены по региону в целом, а не только по районам Крайнего севера. Общий вывод характеризует существенный миграционный отток. Основными факторами, провоцирующими отток населения из регионов, являются:

- ограниченное предложение рабочих мест с достойной заработной платой;

-низкая транспортная доступность отдельных населенных пунктов и, как следствие, дороговизна большинства товаров, включая продовольственные;

- низкое качество медицинского обслуживания и социальной инфраструктуры;

- сложные климатические условия.

Развитие СМП позволит дать толчок к преодолению значительного числа негативных факторов, и, в первую очередь, улучшит транспортную инфраструктуру. Следует отметить, что развитие транспортной инфраструктуры имеет мультипликативный эффект для развития экономики любого региона.

Открытые статистические данные не позволяют с достаточной достоверностью определить численность работников на транспортных предприятиях Северного морского пути, однако эксперты оценивают количество занятых на всех видах транспорта в АЗРФ более 40 тыс. чел., что составляет 9,5% в общей численности занятых в экономике (в среднем по России - 7,3%). При этом в полностью арктических регионах этот показатель еще выше (11,8%), а в Ямало-Ненецком АО на транспорте занято 14,2% от общей численности в экономике [4, с.62].

4 Рисунок подготовлен авторами на основании данных Шрв:// rosstat.gov.ru/compendium/document/13279 (дата обращения 18.02.2022)]

Многие ученые затрагивают проблемы различных вариантов освоения Арктики, как с общемировых тенденций [3, 5-8], так и с позиции отдельных территорий[9,10].

Для развития территорий очень важно обеспечить транспортную доступность городов и поселков городского типа. Заслуживают внимания и одобрения результаты исследований в этой области, опубликованные в научной литературе[1,2].В статье рассматривается бальная оценка транспортной доступности, критерии которой приведены на рисунке 9 [1].

Конечно, транспортная доступность - это не единственный, но крайне важный критерий, для обеспечения мобильности населения и удешевления перевозки грузов. Так же в значительной степени на отток необходимой рабочей силы также влияют: степень загрязнения окружающей среды, связанная с добычей полезных ископаемых,

- низкий уровень медицинского обслуживания;

- высокий уровень цен даже для значительного уровня заработной платы и в некоторых регионах низкое качество доставляемых продуктов.

Ключевой задачей для развития трудового потенциала является создание благоприятных медико - демографических условий в опорных населенных пунктах.

литература:

1. Методика определения опорных поселений российской Арктики / В.В. Фаузер, А.В. Смирнов, Т.С. Лыткина, Г.Н. Фаузер // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 25-43. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.2

; Естественный прирост (+), убыль (-) населения, тыс. человек I Миграционный прирост (+), (-), тыс. чел.

Рис 8. Естественный и миграционный прирост населения территорий арктической зоны России, тыс. чел.

Рис. 9.Оценкатранспортнойдоступностигородови поселков городского типа в Арктической зоне РФ

2. Смирнов А.В. Население мировой Арктики: динамика численности и центры расселения // Арктика и Север. 2020. № 40. С. 270-290. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.270

3. Бхагават Д. Судоходство на Северном морском пути: необходимо уделять больше внимания сотрудничеству и безопасности. Часть I // Арктика и Север. 2020. № 39. С. 5-25. DOI: 10.37482/ issn2221-2698.2020.39.5

4. Социально-экономическое развитие северо-арктических территорий России: монография / коллектив авторов; под науч. ред. Т. П. Скуфьиной, Е. Е. Емельяновой. — Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2019. — 119 с. DOI: 10.25702/KSC.978.5.91137.408.2

5. Healy A. Innovation in circumpolar regions: new challenges for smart specialization. The Northern Review, 2017, no. 45, pp. 11-32. DOI: 10.22584/nr45.2017.002.

6. Petrov A. Exploring the Arctic's "other economies": knowledge, creativity and the new frontier. The Polar Journal, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 51-68. DOI: 10.1080/2154896X.2016.1171007.

7. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика // Арктика: экология и экономика. 2018. № 3 (31). С. 6-22. DOI: 10.25283/2223-45942018-3-6-22

8. Дружинин П. В., Поташева О. В. Роль инноваций в развитии экономики северных и арктических территорий // Арктика: экология и экономика. — 2019. — № 3 (35). — С. 4—15. — DOI: 10.25283/2223-4594-2019-3-4-15

9. Торцев А. М. Освоение природных ресурсов и социально-экономическое развитие прибрежных территорий архангельской области /Арктика: экология и экономика, №2 (38), с. 109-121, doi: 10.25283/2223-4594-2020-2-109-121.

10. Рыженков А. А. Прибрежные поселения ненецкого автономного округа: проблемы и перспективы // Региональная экономика. — 2020. — № 7, т. 2, - с. 116-129. - DOI: 10.34684/ ek.up.px.2020.07.02.015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.