Научная статья на тему 'Трудовое воспитание в детском саду и семье тесно взаимосвязаны между собой'

Трудовое воспитание в детском саду и семье тесно взаимосвязаны между собой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / СЕМЬЯ / ТРУД / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиналиева Сайра Булатовна

В статье раскрывается проблема совместной работы детского сада и семьи в воспитании трудолюбия у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое воспитание в детском саду и семье тесно взаимосвязаны между собой»

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ Жиналиева С.Б.

Жиналиева Сайра Булатовна - воспитатель высшей категории,

дошкольные группы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11 Муниципального образования «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: в статье раскрывается проблема совместной работы детского сада и семьи в воспитании трудолюбия у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: детский сад, семья, труд, воспитание.

Главное условие воспитания трудолюбия у дошкольников — это совместная работа детского сада и семьи. Трудовое воспитание ребят в детском саду не может осуществляться в отрыве от воспитания в семье. Любовь к труду прививают, прежде всего, дома. А детский сад учитывает этот опыт трудовой деятельности ребенка в семье, опираясь на него. При отсутствии правильного трудового воспитания дома детский сад устанавливает тесную связь с родителями, которая поможет в правильности трудового воспитания в семье.

Изучение трудовой направленности у детей разных возрастных групп детского сада свидетельствует о том, что воспитанники приходят в детский сад с различным отношением к труду, с разным уровнем трудовых умений и навыков. Эти различия могут проявляться и у первоклассников. Некоторые дети с большим желанием и интересом берутся за выполнение любой работы, выражают желание самостоятельно справиться с трудовым поручением воспитателя, проявляют инициативу, владея при этом некоторыми трудовыми умениями. Другие же охотно принимаются за порученное дело, но тут обнаруживаются отсутствие навыков. Встречая затруднения, дошкольники оставляют работу незавершенной ссылаются на неумение: «Трудно», «Я не знаю, как», «Не умею». Третьи не желают выполнять предложенное задание или принимаются за работу весьма неохотно; даже в тех случаях, когда поручение не требует особых умений, они все-таки предпочитают, чтобы оно было выполнено другими детьми.

Выясняя причины столь различного поведения воспитанников, можно увидеть, что оно определяется своеобразием семейного воспитания.

Одни дети получают в семье правильное воспитание: их приучают самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно есть. Некоторые дети старшего дошкольного возраста несут в семье постоянные обязанности — моют посуду, поливают цветы, гладят носовые платки. Эти дети легко, с готовностью выполняют порученное дело, стараются самостоятельно преодолеть встречающиеся препятствия.

В поведении этих дошкольников выступают такие качества, как любознательность, активность, интерес к процессам труда, известная настойчивость при выполнении трудового поручения.

Другие же дети не получают в семье необходимого трудового воспитания, при первых же затруднениях на помощь ребенку приходит взрослый. При этом часто наблюдается непоследовательность родителей в оказании помощи: иногда ребенок одевается самостоятельно, и взрослый оказывает ему только минимальную помощь, в другой раз ребенка полностью одевают.

Чаще всего это бывает тогда, когда мать спешит на работу. При таких условиях у детей не воспитывается самостоятельность, их навыки самообслуживания непрочны, постоянных поручений в семье у этих детей нет.

Такие дети не обладают необходимым постоянством поведения, у них не развита настойчивость, они оказываются не в состоянии преодолеть препятствие, но они любознательны и активны.

А третьи же получают в семье неправильное воспитание. Детей не приучают к самообслуживанию, к труду, их излишне опекают, вследствие чего они не имеют необходимых трудовых навыков, пассивны, несамостоятельны.

У них отсутствует желание действовать самостоятельно, они охотно передают свои поручения другим, не способны преодолеть встретившиеся препятствия. Некоторые сразу же отказываются выполнить поручение, не предприняв ни одной попытки. Лишь немногие из них после нескольких попыток доводят дело до конца.

Мой многолетний опыт воспитания детей дошкольного возраста показал, что характер их поведения, их привычки довольно динамичны, они изменяются под воздействием различных факторов, и прежде всего под влиянием правильно поставленного трудового воспитания в детском саду, оказывающего свое влияние на семейное воспитание ребенка.

Список литературы

1. Куцакова Л.В., Комарова Т.С., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Москва.

Мозаика-синтез, 2005. С. 65.

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Демиденко Л.В.

Демиденко Лариса Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 43, г. Озерск, Челябинская область

Аннотация: в статье раскрыта теория дидактических игр, куда входят актуальность, значение дидактических игр в развитии детей, воспитательное значение дидактической игры. Материал представлен из опыта моей работы «Дидактические игры и упражнения в умственном развитии детей». Ключевые слова: дидактические игры, умственное воспитание, дошкольник, развитие, воспитание, игры.

Актуальность. Сегодня нашему времени нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все это в дошкольном возрасте можно сформировать с помощью игры.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра - это неотъемлемая часть человеческой культуры.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому, что проливает свет на ее природу. И по сей день, высказываются взгляды на игру, как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.