осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности школьника в социально-практическую.
Список литературы
1. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. М: МПГУ; Москва, 2017.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2006.
3. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЕК», 2004.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бых Е.В.
Бых Елена Васильевна - воспитатель, Муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, п. Урск, Кемеровская область
Аннотация: в статье анализируется грамотный подход к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, которое закладывает основу их успешной трудовой деятельности во взрослой жизни и способствует их полноценному развитию. Ключевые слова: трудовое воспитание, формирование, труд, дошкольник, развитие, принцип, навык.
Отношение человека к труду начинает закладываться с самого раннего детства. В дошкольный период у детей формируются начальные представления о том, как устроена жизнь, о закономерностях её явлений, а также о том, как труд человека влияет на его жизнь. Активно знакомясь с окружающим миром, дошкольники наиболее склонны к формированию трудовых навыков, способствующих наилучшему усвоению знаний и развитию личности в целом. Ввиду этого, трудовое воспитание является одной из основных составляющих воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы и задачи трудового воспитания
Главным принципом процесса приучения детей к труду является не делать за них то, что они способны сделать самостоятельно. Развитие навыков самообслуживания способствует формированию важных привычек и качеств.
В ходе выполнения элементарных и более сложных для детей поручений у них развивается самостоятельность и ответственность, чувство долга.
Необходимо постепенно заинтересовывать дошкольников трудом, вызывать их желание работать, обучая элементарным навыкам трудовой деятельности и развивая трудолюбие. Воспитатель должен помочь детям осознать общественное значение труда, привлекая их к общественно-полезному труду совместно с взрослыми. Важно подчёркивать объединяющее значение трудового процесса, требующего организованности, слаженности и чёткого распределения обязанностей, приводя жизненные примеры взаимопомощи и взаимной заботы, которые проявляются в ходе трудовой деятельности.
Основными задачами формирования трудовых навыков детей являются:
• развитие трудовых способностей;
• обогащение представлений об окружающей среде и устройстве жизни (в ходе посильного участия в трудовой деятельности);
• формирование потребности работать в коллективе и готовности к коллективному
труду;
• умственное развитие, в том числе развитие восприятия информации, представлений о происходящем, понимания значения действий, осознание значения и способов использования орудий труда, приобретение способностей планировать трудовой процесс и предвидеть результаты труда;
• нравственное и личностное развитие (приобретение уважения к труду других людей, стремления помогать им; развитие самостоятельности, активности; формирование коллективизма, взаимопомощи, готовности к общественно-полезной деятельности, умения завершить начатое;
• развитие речи (обогащение словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков);
• физическое развитие (развитие усидчивости, координации движений, мелкой моторики и т.д.);
• эстетическое развитие (приобретение желания и способности выполнять работу не только правильно и быстро, но и красиво).
Перед воспитателем стоит цель подвести детей к осознанию значимости знания своего дела, а также ценности труда, делая акцент на том, что труд приносит удовлетворение, его результат может доставить радость и удовольствие. При этом стоит помнить, что труд является естественной формой активности дошкольников.
Содержание занятий
Процесс трудового воспитания заключается в совершенствовании трудовых способностей, а также в расширении, углублении и обобщении представлений детей о труде взрослых, чему способствуют индивидуальные и групповые занятия, прогулки, экскурсии. Детям важно раскрыть значение труда, они должны осознать, что трудиться -означает заботиться о ком-то. Дошкольников необходимо ознакомить с пятью компонентами трудового процесса, включающего:
1) замысел (что делать);
2) материалы труда (из чего делать);
3) инструменты труда (с помощью чего делать);
4) последовательность действий (как делать);
5) результат труда (который соответствует замыслу).
До начала работы детей знакомят с предметами, материалами и инструментами, необходимыми для её осуществления. Чтобы эмоционально вовлечь дошкольников в процесс, проводится чтение стихотворений или поучительных рассказов о труде.
Решение задач трудового воспитания осуществляется посредством:
• самообслуживания;
• вовлечения в хозяйственно-бытовую деятельность;
• работы в уголке природы;
• ручного труда;
• работы на природе.
Каждый из этих видов деятельности должен представлять интерес для детей, поскольку упущения в этом будет тяжело наверстать в будущем. В период младшего возраста дети особенно охотно выполняют поручения взрослых, нуждаясь в одобрении своих усилий. Помимо поручения, к методическим приёмам формирования навыков труда относятся: указание, объяснение, демонстрация, напоминание. Правильный подход способствует успешному приучению детей к самостоятельному наведению порядка и соблюдению чистоты, а также развитию трудолюбия, необходимого для дальнейшей жизни.
Процесс трудового воспитания
Детям младшего возраста в первую очередь важно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Помимо этого, следует приучать детей заботиться не только о себе, но и о других. С этой целью можно применять следующие занятия:
• «Чистота - залог здоровья» - формирование культурно-гигиенических навыков;
• «Давайте познакомимся»- ознакомление с видами профессий;
• «Наши помощники» - ознакомление с бытовой техникой;
• «Зелёные друзья» - привлечение к уходу за растениями;
• «Живой уголок» - знакомство с уходом за животными (рыбками и т.д.);
• «Вкусная мастерская» - ознакомление с азами кулинарии, задействование в процессе приготовления простых блюд.
В ходе ежедневной работы воспитателя с детьми они постепенно приучаются самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, надевать одежду и обувь, приводить в порядок содержимое тумбочек, шкафов, полочек с одеждой и игрушками. В форме бесед и в игровой форме дошкольникам прививается здоровый образ жизни, потребность в чистоте и правильном уходе за телом.
Детей важно задействовать в процессе регулярных и генеральных уборок в группе. Нужно позволять детям участвовать в разработке плана уборки и распределении задач, стимулируя выполнение элементарных трудовых заданий (убрать игрушки, привести в порядок книжные полки, помыть рабочий материал, протереть полочки и т.п.).
При благоприятных погодных условиях детей необходимо задействовать в уходе за растениями, клумбами; они с удовольствием будут рыхлить почву, поливать растения, а также собирать природные материалы для занятий по ручному труду. Во время прогулок детей учат посильными способами поддерживать порядок на улице, где они могут убирать мусор, подметать песок вокруг песочниц, расчищать лавочки от снега и т.д.
Стоит учитывать, что наилучшие результаты в процессе группового обучения труду достигаются при распределении обязанностей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и взаимоотношений между детьми. Объединение в процессе совместного труда разных по характеру детей, к примеру, нерешительных с активными, способствует хорошим результатам.
Детей необходимо знакомить с работой воспитательного учреждения, профессиями, задействованными в его функционировании. Можно проводить экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, прачечную; организовывать сюжетно-ролевые игры на тему различных профессиональных видов деятельности, к примеру, играть в больницу, стройку, магазин, салон красоты.
Своевременное и правильное приучение детей к труду играет важнейшую роль в их жизни. Грамотный подход к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста закладывает основу их успешной трудовой деятельности во взрослой жизни и способствует их полноценному развитию.
Список литературы
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания // Учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 141 с.
2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 135 с. (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений // Програм.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 143 с.
4. Маркова Т.А. Трудолюбие у дошкольников. М., 1991.
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. // Издательский центр «Академия», 2002.
6. Нечаева В.Г. Дошкольники в труде, 1990.
7. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. М., 1990. № 6. С. 10-21.
8. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде // Педагогика, 1990. 174 [1] с. (Педагогика - родителям).