Научная статья на тему 'Трудовая мотивация и ценностные ориентации сельских жителей Псковщины (по результатам социологического исследования)'

Трудовая мотивация и ценностные ориентации сельских жителей Псковщины (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая мотивация и ценностные ориентации сельских жителей Псковщины (по результатам социологического исследования)»

ОБЩЕСТВО И ДЕМОГРАФИЯ

Г. В. Антонов, З. М. Антонова

ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ПСКОВЩИНЫ (по результатам социологического исследования)

Данное исследование можно считать первым приближением к изучению поставленной проблемы, которое даст в дальнейшем возможность проследить динамику мотивов и структуры ценностей сельских жителей в процессе реализации "государственной программы развития сельского хозяйства".

Исследование провела социологическая группа кафедры социально-гуманитарных дисциплин ВГСХА. Опрошено 130 сельских жителей в 13 селах преимущественно южных районов Псковской области. В качестве основного метода использовалось формализованное интервью. Были использованы и другие источники, в частности, статистические данные по социально-трудовой сфере села Псковской области, публикации результатов социологических исследований по аналогичной тематике, пресса.

Одним из важнейших показателей состояния социально-трудовой сферы села является материальное положение населения, денежный доход и структура его формирования.

Семейный доход сельских жителей Псковщины складывается, по данным исследования, прежде всего из заработной платы

(45,3% от общего дохода); доходов от личного подсобного хозяйства (27%); пенсий; продажи продуктов леса: грибов, ягод; помощи родственников, проживающих в городах; предпринимательской деятельности и некоторых дополнительных заработков. Закономерность такова, что чем ниже доля заработной платы в общем доходе, тем больше сельские жители вынуждены продавать продукты домашнего подсобного хозяйства и использовать другие источники денежного дохода.

Респонденты показали, что семейный денежный доход в декабре 2007 г. в расчете на одного человека находился в пределах от 550 руб. до 7500 руб. Причем о доходе от 5000 до 7500 руб. на человека в семье показали 14% от давших ответ на этот вопрос. У остальных в среднем получается на 1 человека 2568 руб., т.е. эта сумма меньше величины прожиточного минимума по Псковской области в IV квартале 2007 г. в размере 3559 руб. [3].

Эти сведения подтверждаются и такими данными: 10,5% опрошенных жителей села утверждают, что денег не хватает даже на питание. Этот показатель, кстати, совпадает с официальной статистикой по стране о 10% росси-

ян, живущих ниже черты бедности. Почти 24% респондентов отметили, что на питание денег хватает, но не хватает на покупку одежды и обуви, а 35% - денег не хватает на покупку бытовой техники. Таким образом, почти 70% опрошенных селян имеют доход, явно недостаточ-

ный для обеспечения достойного уровня жизни и содержания детей.

На вопрос "Ваше материальное положение за последний год улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось?" ответы распределились следующим образом (в %):

Рис. 1. Оценка респондентами изменения материального положения сельских жителей за последний год (в %)

Обозначения:

безусловно улучшилось скорее ухудшилось | |

скорее улучшилось □

ухудшилось почти не изменилось затрудняюсь ответить

Из рисунка видно, что в совокупности 31% респондентов считают, что их положение улучшилось или скорее улучшилось. Устойчивость же ситуации (50,1%) при низком материальном уровне оправданно можно рассматривать как негативную оценку. Тем более, что изменения к лучшему в жизни села в последнее время не видят 95,9% опрошенных жителей, а улучшение в своем районе отметило 15,4% респондентов, остальные считают, что ничего не меняется или скорее ухудшается.

По мнению психологов, длительная жизнь в бедности формирует психологический портрет человека, который характеризуется следующими чертами:

- кратковременными видами на будущее: такой человек не заглядывает вдаль, живет сегодняшним днем;

- ему присущ внешний локус контроля, т. е. он считает, что его положение зависит не от него, а от внешних обстоятельств, которые он не в силах изменить, от случайностей, удач, поэтому он мало активен;

- у бедного человека, как правило, слабо выражено стремление к успеху, он не уверен в своих возможностях, покорно мирится со своим положением, любая неудача приводит к резкому снижению активности, т.е. мотив избегания неудачи преобладает над мотивом достижения;

- бедный человек приобретает заниженную самооценку, низкое чувство собственного достоинства;

- бедность вымывает высокие духовные, культурные потребности.

Мы попытаемся рассмотреть, насколько верен данный психологический портрет в отношении исследуемых нами респондентов.

Труд - главный источник жизнедеятельности человека, удовлетворения его разнообразных потребностей. Хотя потребности разных людей имеют индивидуальное преломление, но в то же время они являются достаточно общими. Именно потребности мотивируют повседневную трудовую деятельность. Под мотивом понимаются причины поведения

Трудовая мотивация связана с теми возможностями, которые открывает труд и, прежде всего, по улучшению материального положения. На вопрос: "Может ли добросовестный труд значительно улучшить Ваше материальное положение?" - были получены следующие ответы:

человека, вследствие которых он поступает именно так, а не иначе, причем мотив - это внутреннее побуждение личности, внешнее -это стимул. Мотивация - это совокупность факторов, процессов, направляющих поведение человека на удовлетворение потребностей, это обоснование выбора практических действий.

%

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

да вполне возможно вряд ли нет, не думаю затрудняюсь

ответить

Рис. 2. Оценка роли труда в возможном улучшении материального положения сельских жителей (в %)

Обозначения:

Варианты

ответов

Как видно из рисунка, большинство жителей достаточно оптимистично оценивают роль труда в возможном повышении их жизненного уровня, хотя каждый третий респон-

%

дент или сомневается в этом, или отрицает роль добросовестного труда в улучшении его материального положения.

Что же может побудить человека к добросовестному труду?

Достойная з/п любовь к уважение уважение трудолюбие затрудняюсь

своему труду близких соседей ответить

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос:

" Что может побудить человека к добросовестному труду? "

Обозначения:

мужчины

женщины

Таким образом, важнейшим мотивом добросовестного труда является достойная зарплата, следующими по значимости - любовь к своему труду, трудолюбие, прилежание, уважение близких и соседей, причем последние мотивы наиболее значимы для женщин. Естественно, людям нужны деньги, материальный мотив - необходимое условие нормального существования, но далеко не единственный. Люди хотят получать удовлетворенность от самой работы, без этого нет ощущения полноты жизни. Нельзя также преуменьшать значимость социальных связей и отношений (семейных, родственных, соседских, общесельских). Группы социологов и психологов, длительное время глубоко изучавшие трудовую мотивацию крестьян Белгородской области по приглашению компании ЭФКО, пришли к выводу, что есть почва, на которой можно построить всю систему мотивации: единственно значимыми вещами для крестьян является система межличностной зависимости, мнение окружающих, искренность, открытость.

У сельских жителей глубоко развито эмоционально-чувственное восприятие, которое защищает их от иллюзий и на интуитивном уровне помогает понимать и оценивать людей и жизненные ситуации. Возможно, в этом проявляется коллективизм русского человека, как национальной черты, коллективизм, который формировался веками, а индивидуализм всегда рассматривался как отрицательное качество человека. Поэтому в России до сих пор не сложилась на селе позитивная индивидуальная мотивация, в то время как в больших городах она постепенно приживается [10].

В глубоком исследовании В. В. Пациор-ковского "Сельская Россия: 1991-2001 гг. обосновывается, что в принципе коллективные хозяйства представляли собой вполне подходящую форму производственной кооперации мелкого и среднего крестьянства. Они обеспе-

чивали к тому же социальное обслуживание сельских жителей. У акционерных предприятий другая цель - приумножать свой капитал. АО, ТОО перестали отвечать за социальную инфраструктуру села. Верным ли был поспешный разгон коллективных хозяйств в плохо подготовленных для успеха условиях? [7].

В ответах наших респондентов звучали предложения "открывать какие-нибудь производства для создания рабочих мест", " восстановить колхозы и совхозы", так как "фермерство себя не оправдывает, фермеры едва могут себя прокормить". По нашим данным, единицы высказали желание заняться фермерством.

В. В. Пациорковский считает, что основной путь развития сельскохозяйственного производства связан с созданием в сельской местности на основе частной собственности многопрофильных предприятий. Такие предприятия должны интегрировать посредством различных форм кооперации крупные и фермерские хозяйства, а так же мелких производителей в лице сельских домохозяйств [7].

Руководство ЭФКО в Белгородской области создало такую форму социально-экономических отношений, при которой человек как бы включен в коллектив, где действует взаимный контроль крестьян. ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной организации сельскохозяйственного производства. Компания является совладельцем бывших колхозов, выделила необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции, привнесла свой опыт организации. При этом сохраняется общественный характер организации производства сельскохозяйственной продукции [10].

В связи с этим стоит обратить внимание на ответы наших респондентов на следующий вопрос: "Если Вы работаете в коллективном хозяйстве, акционерном обществе, то что дает Вам эта работа?"

%

Варианты

ответов

Зарабатывание нравиться ощущение общение со уход от не нравится затрудня-

денег работать в своей знакомыми, домашней работать в юсь

коллективе бесполез- друзьями суеты коллективе ответить

ности

Рис. 4. Оценка респондентами личностной значимости работы в коллективе (в %)

Обозначения:

мужчины

женщины

Как видно из рисунка, нравится работать в коллективе больше женщинам, в основном имеющим высшее и среднее специальное образование, желание отвлекаться от домашней суеты, хотя многие из них (как правило, старше 55 лет) затруднились с ответом; мужчинам больше нравится ощущать свою полезность, общаться со знакомыми и друзьями, здесь доминируют мужчины активного трудоспособного возраста.

Таким образом, имеют место различные мотивы, лежащие в основе трудовой деятельности, даже если она внешне одинаковая.

Чтобы выяснить локус контроля сельских жителей, мы попросили их ответить от чего в большей степени зависит их материальное положение - лично от них, от их усилий, характера, трудолюбия и т.д., или от внешних обстоятельств: от ситуации в стране, случайностей, удачи и т.д.

Почти половина респондентов склонны считать, что их положение зависит в основном от них, в большинстве своем это мужчины, и столько же ответивших уверены, что их положение зависит от внешних обстоятельств, причем здесь преобладают ответы женщин.

Первая половина респондентов - это люди с преобладанием внутреннего локуса контроля, они способны принимать на себя

ответственность, достаточно уверены в себе, имеют более высокую самооценку. Только с внутренним локусом контроля люди могут браться за самостоятельное дело. Конечно, это важная характеристика, но далеко не единственная и недостаточная. Но уже можно сделать однозначный вывод о недоисполь-зованности большого трудового потенциала работников села.

Об этом красноречиво свидетельствует состояние с трудовой занятостью на селе. 35,5% селян, ответивших на вопрос о занятости на селе, утверждали, что много безработных, работать негде; каждый третий уверен, что за работу платят так мало, что нет желания работать, причем большинство из них молодые мужчины со средним и средним специальным образованием; 16,2% респондентов сказали, что много людей, которые просто не хотят трудиться, и это подтвердило еще 23,3% респондентов, которые убеждены, что если есть желание, то работу можно найти.

Низкий уровень оплаты труда снижает или сводит на нет трудовую мотивацию, ведет к неудовлетворенности, озлобленности, стремлению минимизировать свой труд.

В современном обществе работа важна не только для выживания, достойного существования, но и для самоуважения. Безработ-

ный человек чувствует себя потерянным, у него неизбежно снижается чувство собственного достоинства, уважение к себе, укореняется установка на выживание сейчас и сегодня, деградирует или сильно деформируется трудовая мотивация, что зачастую ведет к пьянству, преступлениям и самоубийствам.

Среди проблем села, которые беспокоят сельских жителей в наибольшей степени, по данным опроса, на первом месте стоит пьянство, затем безработица, плохое отношение к труду, нехватка молодежи, и только потом следуют проблемы недостаточного медицинского обслуживание, плохие дороги, плохая работа общественного транспорта, отсутствие благоустроенного жилья, проблемы с обучением детей и др.

Решение этих проблем, считают крестьяне, зависит, прежде всего, от областных и районных органов власти (47,3% опрошенных), а также от центральных органов (33%).

Вместе с тем 71,4% респондентов убеждены, что власти не понимают и не учитывают интересы таких людей, как они. Исправлять положение, по их мнению, надо с изменения законов по сельскому хозяйству, с повышения ответственности руководителей на местах, "чтобы они меньше говорили, а больше делали". "Надо уважать крестьян, повернуться к ним лицом".

Сельские жители с глубокой заинтересованностью говорят о необходимости возрождения сельского хозяйства, улучшения его финансирования, создания производств для увеличения рабочих мест и условий для нормального добросовестного труда, избавления людей от алкогольной зависимости, создания условий, которые бы привлекали молодежь на село.

Наряду с общественными проблемами, которые беспокоят не только селян, но и всю страну, каждый человек имеет и сугубо личностные желания, отражающиеся в сознании в форме ценностных ориентаций. Мотивация к работе - лишь часть мотивации к жизни. Труд не исключает и не поглощает других жизненных устремлений человека. Мотивационная сфера личности является многовершинной и должна быть таковой.

Вопрос о личностных ценностях был сформулирован в нетривиальной форме: "Вы

помните сказку А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке? Представьте, что Вы поймали золотую рыбку, и она просит отпустить ее в море, а взамен готова выполнить три Ваших желания. О чем бы Вы ее попросили?"

Не стало неожиданностью, что самыми важными личностными ценностями для сельских жителей являются так называемые терминальные ценности: хорошее здоровье для себя, для своих близких и детей, желание дожить до лучших времен, благополучие и спокойствие в семье.

На втором месте по количеству ответов стоит желание иметь деньги, хорошую зарплату, "чтобы жить, а не существовать", "вырастить и выучить детей, чтобы у детей жизнь была лучше, чем у нас".

Далее идут ценности, которые можно отнести к так называемым инструментальным, выражающим пути, средства достижения целей. Несколько неожиданными оказались многочисленные ценности в качестве личностных: мир без войн, спокойствие в стране, восстановление сельского хозяйства, хорошая и любимая работа, "чтобы молодежь была на селе".

Но есть и разовые, индивидуальные желания, которые, конечно, нельзя сбрасывать со счетов: найти хорошую жену, богатого мужа, устроить личную жизнь, иметь добротный дом, построить баню с колодцем, развивать медицинское обслуживание, общественный транспорт, уехать в город, иметь собственный бизнес, приюты для бездомных и др.

На наш взгляд, комментарии здесь не нужны. В этих желаниях - ценностях отражены все проблемы сельского населения: демографические (желание пожить подольше, дожить до лучших времен - интересно, что об этом говорят люди сравнительно молодые), нехватка рабочих мест, низкая оплата труда, низкий материальный уровень, забота о будущем детей и молодежи, недостаток молодых кадров.

Кроме того, выявилось резко критическое отношение сельских жителей к власти разных уровней, но прежде всего к районной и областной власти, к "руководителям, которые много говорят, но мало делают". Люди болеют за положение в сельском хозяйстве, хотят добросовестно трудиться, они ждут помощи в решении их проблем.

Мониторинг социально-трудовой сферы

села поможет отследить грядущие перемены, которые, на наш взгляд, должны происходить в процессе реализации национальных проектов, что в большей степени должно быть продолжено на региональном и муниципальном уровнях, и переломить запущенную ситуацию.

"Речь должна идти о формировании вокруг человека современной социальной среды, которая работает на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышения его доходов и личной конкурентоспособности" [6].

Литература

1. Бондаренко Л. Социально-психологический климат в российской деревне // АПК: экономика, управление. 2005, № 11.

2. Волкова М. Эликсир долголетия для села // Российская газета. 2008, 14 февраля.

3. Где в России жить хорошо? Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации // Российская газета. 2008, 14 марта.

4. Лашин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996, № 5.

5. Медведев Д. А. Точки над "И" // Российская газета, 2008, 16 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Национальный проект и долгая здоровая жизнь // Российская газета. 2008, 29 февраля.

7. Пациорковский В. В. Сельская Россия. 1991-2002. - М.: Финансы и статистика. 2003.

8. Трухачев В. И., Тарасенко Н. В. Мониторинг социально-трудовой сферы села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006, № 4.

9. Уровень жизни населения Псковской области в 2006 г.: аналитическая записка. - Псков, 2007.

10. Хисамова З. Что подумает сосед Василий? // Эксперт. 2002, № 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.