Научная статья на тему 'Трудовая миграция в Союзном государстве Беларуси и России: факторы и проблемы регулирования на современном этапе'

Трудовая миграция в Союзном государстве Беларуси и России: факторы и проблемы регулирования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ ИЗ БЕЛАРУСИ / УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / LABOUR MIGRATION / UNION STATE OFRUSSIA AND BELARUS / POST-SOVIET SPACE / LABOUR MIGRANTS FROM BELARUS / MANAGEMENT OF MIGRATION PROCESSES / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Игоревна, Василевская Ирина Валентиновна

Рассматривается процесс трудовой миграции из Беларуси в Россию в условиях развития интеграционной политики Союзного государства. Представлен анализ особенностей трудовой миграции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, а также основных факторов, влияющих на миграционный вектор трудовых перемещений на территории государств-участников интеграционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour Migration in the Union State of Russia and Belarus: Contemporary Factors and Problems of Regulation

The article discusses the process of labor migration from Belarus to Russia in the context of the development of the integration policy of the Union state. The analysis of the peculiarities of labor migration from the Republic of Belarus to the Russian Federation, as well as of the main factors affecting in the migration vector of labor movements in the territory of the States participating in the integration project is given.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в Союзном государстве Беларуси и России: факторы и проблемы регулирования на современном этапе»

£.Ы. Ыванова, Ы$. "Василевская

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

https://doi.org/10.29003/m826.sp_ief_ras2019/383-400

Трудовая миграция как неотъемлемая черта глобализации проявляется во всех значимых для стран-участниц миграционного обмена сферах развития: экономической, социальной, политической, демографической, культурной. В миграционные потоки включается все большее количество людей, различающихся по социальным характеристикам: возрасту, конфессиональной и этнокультурной принадлежности, социально-профессиональному и образовательному статусу.

Проблема трудовой миграции на постсоветском пространстве стала актуальной разу же после распада Советского Союза, в том числе, и на территории двух соседних государств -Республики Беларусь и Российской Федерации.

В декабре 2019 г. отмечается двадцатилетие действия договора Союзного государства (СГ) РФ и Республики Беларусь. Подписание договора о создании союзной конфедерации ставило основной целью формирование единого экономического пространства, единой политики, правовой системы обоих государств, обеспечение социально-экономического и интеллектуального потенциалов, достойной жизни и развития человека.

В условиях формирования единого социального пространства и социально-трудовой сферы, функционирующей по схожим принципам, вопросы трудовой миграции приобретают особую актуальность и являются отражением происходящих процессов в экономической сфере общества и государственной политике двух стран. Причины, масштабы и структура миграции в России и Беларуси во многом определяют современное состояние и пер-

383

спективы существования Союзного государства. Проблемы регулирования процесса перемещения населения приобретают все большую актуальность, в настоящее время ведется активная работа по формированию миграционной политики.

Договор о Союзном государстве между РФ и Республикой Беларусь стал особым видом двустороннего межгосударственного интеграционного проекта на пространстве СНГ. Союзный Договор двух стран охватывает все сферы государственного строительства, закрепляет основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий между государствами-участниками, регулирует полномочия союзных органов, порядок их формирования, а также основные функции и структуру государственных органов СГ. Особой функцией Договора стала декларация статуса белорусов и россиян как граждан единого Союзного государства с равными правами на территории обоих государств-участников. Для граждан России и Беларуси формируется и совершенствуется нормативно-правовая база для обеспечения равноправия в сфере труда, отдыха, здравоохранения, образования. В настоящее время реализуется Программа Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России».

Развитие интеграционных отношений между Россией и Беларусью в рамках Союзного государства наиболее значимо проявляется в сфере формирования и развития общего рынка труда, две страны по отношению друг к другу выступают в качестве как государств-доноров, так и государств-реципиентов трудовых ресурсов. Трудовые миграции стран характеризуются некоторыми сходными тенденциями развития и проблемами, однако имеют и ряд особенностей. К ним относятся, в первую очередь, масштабы и структура процесса.

Всплеск миграционных потоков с территории белорусского государства на территорию России был вызван распадом Советского Союза и последовавшими за этим значительными изменениями в политике, экономике и социальной сфере. В динамике трудовой миграции иностранных рабочих в Россию с момента декларирования ее суверенитета выделяется несколько этапов.

384

Первый этап - до середины 1990-х годов - период трансформации политической системы, активизации миграционных процессов и притока рабочей силы на территорию РФ, в первую очередь, из стран бывшего СССР. Второй этап включает период 1996-2000 гг. Он отмечен снижением использования легальной иностранной рабочей силы. Большинство мигрантов этого периода - русское население бывших республик Советского Союза (60%). На иные этнические группы (включая белорусов) приходилось около 10% всего миграционного притока. Третий этап - с 2006 по 2014 г. - включает период с начала формирования качественно иной миграционной политики и нового миграционного законодательства. Четвертый этап - с 2015 г. по н.в. - проходит в условиях глобальных изменений в миграционном законодательстве РФ (а также мировых миграционных преобразований) и расширения Евразийского экономического сообщества на пространстве СНГ.

Динамика миграционного прироста России за счет миграции из Беларуси во многом соответствует указанным этапам. Как видно, второй период характеризовался постоянным ростом сальдо: от отрицательных значений в конце 1990-х годов до положительных - в 2004-2005 г. Создание нового миграционного законодательства в 2006 г., принятие и последующая реализация Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ способствовали выработке государственной политики в сфере миграции; формированию более полной и достоверной информации о перемещениях иностранных граждан. Данный закон способствовал улучшению государственного статистического наблюдения в сфере миграции, необходимого для прогнозирования последствий указанных перемещений.

Дальнейшие законодательные изменения, прежде всего в законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ограничили въезд иностранных граждан: с 1 января 2015 г. был запрещен въезд в Россию и выезд из России по внутренним паспортам своих стран, для въезда в РФ необходимо предоставить заграничный паспорт. При этом изменения не коснулись стран - членов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, соответственно, Беларуси. Тем не менее, ми-

385

грационный прирост за счет мигрантов из Беларуси существенно сократился к 2016 г. - до уровня кризисного 2010 г. Но падение сменилось стремительным ростом: в 2017 г. наблюдалось максимальное сальдо миграции за счет резкого увеличения притока из Беларуси. С 2016 по 2017 г. он увеличился с 14,5 до 21,3 тыс. чел., или на 32% [1].

Чел.

Рис. 1. Динамика миграционного прироста России за счет мигрантов Беларуси. 1999-2017 гг. (данные Росстата)

Практически весь миграционный поток из Беларуси имеет социально-экономическую направленность. Россия предлагает более выгодные условия занятости, по сравнению с другими странами СНГ. Повышение активности использования иностранных работников в России обусловлено целым рядом факторов. С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в Россию можно свести к двум основным -это различия в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда на территории стран-участниц процесса. Основополагающим фактором трудовой иммиграции в Россию является ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, а так же возможности получения более высоких доходов. В последнее десятилетие в России ВВП на душу населения был значительно выше аналогичного показателя в основных странах СНГ, из которых наблюдается отток мигрантов в Россию.

Оценить объем трудовой миграции из России в Беларусь на сегодняшний день представляется затруднительным. Большая часть трудовых поездок либо не регистрируется вообще, либо

386

регистрируется частично на основании соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств. К тому же, официальная регистрация трудовых мигрантов из России в Беларусь стала осуществляться в Министерстве внутренних дел республики Беларусь лишь с 2015 г., что также усложняет процесс учета трудовых перемещений в границах обоих государств.

По отношению к России (как и мировому рынку труда, в целом) Республика Беларусь выступает в основном как экспортер рабочей силы. Согласно официальным статистическим данным, за период 2000-2016 гг. из Беларуси в Россию было совершено 55,4 тыс. выездов трудовых мигрантов, или 59,6% общего количества, в США - 20,0 тыс. (21,6%); в Великобританию - 4,4 тыс. (4,8%). За период 2000-2016 гг. ежегодная численность выездов трудовых мигрантов из Беларуси на основе договоров и контрактов возросла с 4,9 до 7,4 тыс. человек. За тот же период численность въездов трудовых мигрантов в Беларусь из зарубежных стран на основе договоров и контрактов увеличилась с 1,8 до 20,8 тыс. [2].

Абсолютные числа трудовых мигрантов из Беларуси в РФ за период 2009-2017 гг. варьировали от 3,8 до 10,7 тыс. чел. В 2017 г. число зарегистрированных в Беларуси трудовых мигрантов в Россию достигло максимальных значений, что следует из табл. 3 [3]. Это существенно меньше зарегистрированного в России числа прибывших мигрантов (21,3 тыс. чел. - см. выше). Данное расхождение - следствие не только неполноты учеты выбывших из Беларуси, но и свободного безвизового передвижения между странами.

Преобладающее количество трудовых мигрантов - это жители г. Минска. Их доля в общей численности выезжающих граждан составляет около 70%. При этом заметны колебания в динамике выезжающих трудовых мигрантов из Беларуси на основе договоров и контрактов: в 2012 г. отмечался рост их числа до 6534, снижение в 2014 г. более чем на 1000, и увеличение в 2016-2018 гг. до максимальных значений (табл. 1) [3]. Как видно из приведенных данных за девять лет, во всех регионах происходил рост числа трудовых мигрантов, наиболее интенсивный, более чем в 10 раз, наблюдался в Витебской, Гродненской, Брестской областях.

387

Таблица 1

Внешняя трудовая миграция из Беларуси по регионам оттока населения, чел.

00 00

Регион Беларуси 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г 2016 г. 2017 г. 2018 г. Выехало всего за период

г Минск 2515 2987 3168 3611 3288 2462 2194 2692 3018 3762 29697

Минская 268 365 633 543 267 356 271 104 360 147 3314

Могилев екая 432 571 816 1202 923 1153 1768 1490 1827 1476 11658

Гомельская 365 414 612 607 659 949 1098 903 1606 1711 8924

Витебская 76 314 195 469 490 420 839 1501 1761 1410 7475

Гродненская 98 67 98 91 88 12 121 595 1248 1601 4019

Брестская 92 73 0 11 0 89 37 118 883 986 2289

Выехало всею но ре-

шением 3846 4791 5522 6534 5715 5441 6328 7403 10703 N093 67376

Источник: [3].

И

К К

рэ и о

■Р5 К

СО

со

о: о Я Й а> и о Я

Основной поток трудовых мигрантов из республики приходится на начало года. За январь-март 2017 г. на работу в Россию выехало более 30% общего количества переселенцев за год.

Поток эмигрантов из Беларуси молодеет, что усиливает нагрузку на трудоспособное население республики. Анализ возрастной структуры выезжающих белорусов с целью поиска трудовой деятельности показывает, что преобладающая часть - это молодые люди в возрасте от 20-ти до 24-х лет. Большинство в данной категории составляют девушки, их доля - более 60%. Вторая по значимости - возрастная группа трудовых мигрантов в возрасте 40-44 года, третья - 25-29 лет. Для данных групп характерна тенденция снижения числа женщин по отношению к количеству мужчин. Так, в возрастной категории 25-29 лет доля женщин составляет только 1/3 по отношению к мужчинам-мигрантам [3].

Среди общего количества трудовых мигрантов большую часть составляют мужчины, превышение заметно, начиная с 2010 г. и по настоящее время. В среднем в год за период 2010-2017 гг. выезжало около 4 тыс. мужчин. В то время как среднее число выезжающих на заработки женщин в год за тот же период составило менее 2 тыс. В 2017 г. количество трудовых мигрантов-мужчин по сравнению с 2010 г. увеличилось почти вдвое и составило по официальным данным 4261 чел. Всего в период с 2010 по 2017 г. по трудовым договорам выехало 34096 мужчин и 13558 женщин [3].

Структура миграционных потоков по уровню образования подтверждает указанную выше тенденцию к сохранению преимущественно малоквалифицированного состава мигрантов. Вместе с тем, среди проживающих в России выходцев из Беларуси прослеживается противоположное соотношение. По данным социологического опроса «Россия» за 2017 г., большинство проживающих в России белорусов имеет высшее образование (34%) и среднее специальное образование (31%).

На приток трудовых мигрантов воздействует устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в формальном и неформальном секторах российской экономики, в первую очередь, на работников физического труда. Сферы занятости последних

389

характеризуется низким уровнем оплаты труда, отдаленностью районов приложения труда, большими объемами ручной работы. Основные отрасли, предлагающие вакансии для иностранной рабочей силы, - строительство, сельское хозяйство и транспорт. При этом, карьерный рост мигрантов в указанных отраслях ограничен: большинство из них не изменили ни социального статуса, ни сферы деятельности при переезде в Россию.

Более квалифицированные мигранты, имеющие высшее образование, как правило, работают в учреждениях здравоохранения и образования. По данным социологических опросов, в большинстве случаев, они оказались в ситуации смены статуса.

Профессиональная сфера трудящихся-мигрантов из Беларуси на территории РФ на период 2011 г. была представлена следующим образом: количество квалифицированных рабочих - 46,4%, рабочие сферы обслуживания - 23,2%, рабочие специальности -22%, рабочие, занятые в сфере сельского хозяйства - 6,9%, руководители - 1,5% [4]. К 2016 г. произошло существенное изменение профессиональной структуры эмигрантов из Беларуси: большую часть составляли представители рабочих специальностей (более 70%) [2].

Среди представителей руководящих должностей самым крупным потребителем белорусской рабочей силы является Московский регион, привлекающий высокой заработной платой и карьерными возможностями. Как правило, на переезд в Москву, с целью трудоустройства и повышения собственного дохода, готовы около 7% представителей руководящих слоев Беларуси. За период 2011-2016 гг. отмечалось сокращение числа мигрантов, занимающих руководящие должности: в 2014 и 2015 г. их было всего 7 и 4 чел. в составе мигрантов других слоев. В 2016 г. показатель вырос до 19 чел. Наиболее заметной является динамика снижения выездов на работу в РФ в категории квалифицированных рабочих и специалистов. Если в 2011 г. их число составило 1965 чел., то уже в 2016 г. количество выезжающих сократилось до 40 чел. Количество трудящихся-мигрантов сферы обслуживания и сельского хозяйства в рассматриваемый период оставалось, практически, на одном уровне. Средний показатель выездов составил здесь 756 и 129 чел. соответственно по указанным годам. Наиболь-

390

шее количество выездов на работу в Россию наблюдается среди рабочих специальностей. С 2011-2017 гг. их общее количество составило 17282 чел. Так, в 2015 г. число белорусских рабочих составило 4341 чел., в 2016 г. показатель был незначительно ниже - 3962 чел. по сравнению с 2011 г. Отметим, что среди рабочих специальностей наблюдается динамика повышения количества выезжающих на работу в РФ (табл. 2).

Таблица 2

Распределение трудящихся-мигрантов из Беларуси по сферам их деятельности в России, %

Год выезда Сферы деятельности трудящихся-мигрантов Всего выехало

Руководители Квалифицированные рабочие и специалисты Сфера обслуживания Сельское хозяйство Рабочие специальности

2011 1,5 46,4 23,2 6,9 22,0 100,0

2012 1,2 58,3 40,4 0,0 0,0 100,0

2013 0,3 12,8 15,3 2,8 68,9 100,0

2014 0,1 10,5 12,8 2,7 73,8 100,0

2015 0,1 3,6 10,5 4,9 81,0 100,0

2016 0,4 0,8 11,7 4,1 83,0 100,0

2017 0,3 0,2 8,0 2,0 89,5 100,0

Источник: Рассчитано на основании данных официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2971 (дата обращения: 01.02.2019).

Анализ данных мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси с 2006 г., показывает, что миграционные настроения населения весьма чутко реагируют на изменение социально-экономического положения в Беларуси и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Если проследить динамику миграционных настроений населения страны за 2010-2014 гг., то обнаружится рост доли респондентов, желающих поработать за границей. Опрос населения (осень 2010 г.) показал, что 9,3% респондентов имели желание выехать за рубеж с целью временной работы, а летом 2014 г. их было уже 16,5%. Опросы последующих двух лет отметили резкое сокращение доли респондентов, намеренных поработать за границей, - с 16,5% (опрос - весна 2014 г.) до 9,1% (опрос - весна 2016 г.), или на

391

7,4 проц. п. Одновременно наблюдался рост доля респондентов, желающих выехать за границу на постоянное место жительства: в 2013 г. - 4,8%, в 2016 г. - 10,9% [5, 308]. Падение за два года почти в два раза потенциальной миграционной подвижности с целью работы за границей связано с социально-экономической ситуацией, сложившейся в РФ: снижение спроса на внешних трудовых мигрантов в России, а также резкая девальвация российской валюты, и как результат - снижение уровня заработной платы у трудовых мигрантов. Отметим также как важное обстоятельство рост конкуренции со стороны трудовых мигрантов из среднеазиатских стран. Как только социально-экономическая ситуация в России начала улучшаться, доля респондентов, планирующих выезд за границу с целью временной работы, опять возросла. Данные опроса населения Института социологии НАН РБ, проведенного весной 2017 г., показали значительный рост доли респондентов, планирующих выезд за границу с целью временной работы, -с 9,1% в 2016 г. до 14,0% в 2017 г. [5, с. 309].

Граждане Беларуси предпочитают временную трудовую миграцию в Россию, что подтверждает динамика заключенных срочных договоров. По срокам действия трудовых договоров, на основании которых граждане Беларуси выезжают в Россию на работу, преобладают договора сроком действия до 6 месяцев, хотя в период с 2012 г. по 2015 г. заметна динамика их уменьшения - с 4096 до 2341 договоров (табл. 3).

В этот же период динамика заключенных договоров сроком от 6 до 12 мес. и более 1 года имела тенденцию увеличения. Так, число договоров от 6 до 12 мес. увеличилось с 484 в 2012 г. до 1453 в 2015 г. Количество договоров сроком от 1 года увеличилось с 789 до 1565 в 2012 и 2015 г. соответственно. В статистике 2017 г. преобладали договора сроком до 6 мес. Их количество равнялось 3460 договоров. Число договоров от 6 месяцев до 1 года и более одного года остались приблизительно на одном уровне и составили 1442 и 1258 соответственно. Всего за указанный период было подписано 19042 краткосрочных трудовых договоров на срок до 6 месяцев, 5576 - на срок от 6 месяцев до 1 года и 6897 - долгосрочных (на срок более одного года).

392

Таблица 3

Распределение граждан Республики Беларусь, выехавших на работу в РФ, по срокам действия трудового договора, чел.

Год заключения договора Срок действия трудового договора

до 6 мес. от 6 мес. до 1 года более 1 года

2012 4096 686 536

2013 3765 329 822

2014 2360 773 1651

2015 2341 1453 1565

2017 3460 1442 1258

2018 3020 893 1065

Всего 19042 5576 6897

Среднее значение 3174 930 1150

Источник: Данные официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2971 (дата обращения: 01.02.2019).

Трудовая миграция является следствием низкой оценки потенциальными мигрантами своего уровня жизни, экономической ситуации в стране. Данные оценки для Беларуси, по сравнению с другими странами СНГ, существенно выше. Беларусь выступает одновременно как поставщиком своей рабочей силы, так и ее реципиентом. Тем не менее, уровень заработной платы в Беларуси существенно ниже, чем в России.

На основании данных (табл. 4), можно сделать вывод, что российская заработная плата является наиболее привлекательной по сравнению с оплатой труда мигрантов из Беларуси на родине. В то же время, соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников и величины прожиточного минимума населения складывается в пользу Беларуси.

Основным мотивом, побуждающим искать работу за пределами собственного государства, является неудовлетворенность оплатой труда. На начало 2017 г. средняя зарплата в Беларуси в бюджетной сфере в марте составляла 584,8 руб. РБ (15 881 руб. РФ), что на 185,8 руб. меньше, чем в среднем по республике. В системе здравоохранения средняя заработная плата составляла 626,8 руб. РБ (около 18000 руб. РФ). Самые высокие заработки в здравоохранении наблюдались в Минске, низкие - в Гродненской

393

области. В сфере образования средняя зарплата в 2017 г. составила 567,5 руб. РБ (около 16000 руб. РФ).

Таблица 4

Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и величины прожиточного минимума работников Беларуси и России в 2015-2017 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Периоды по годам

Россия 2015, Рос.руб. Беларусь 2015 Бел. руб. (тыс.) Россия 2016 Рос. руб. Беларусь 2017 Бел. руб. (с учетом деноминации) Россия 2017 Беларусь 2017 Бел. руб. (с учетом деноминации)

Среднемесячная номиналь-

ная начисленная заработ-

ная плата работников (1) 34030 6715,0 30747 722,7 31422 822,7

Величина прожиточного

минимума (в среднем

на душу населения) (2) 9701 1538,0 9828 173,1 10088 197,8

Соотношение (1):(2) (%) 350,8 436,6 312,9 417,5 311,5 415,9

Источники: Стат. бюллетень. Численность и заработная плата работников Республики Беларусь в 2017 г. Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. Минск, 2018. С. 4; Российский стат. ежег. 2018. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.hlm (30.03.2019); URL: https://benefit.by/info/prozhitochnij-minimum/(30.03.2019)

При этом зарплата учителей была меньше, чем у профессорско-преподавательского состава в среднем на треть. Наиболее высокую зарплату получали бюджетники сферы образования столицы, наиболее низкую - бюджетники Минской области [6, с.15]. Для сравнения, на этот же период средняя заработная плата в РФ составляла: в системе здравоохранения -31980 руб., в сфере образования - 30258 руб. [7].

Межстрановые переводы между Россией и Беларусью не являются преобладающими в их общем финансовом потоке, они находятся на 8-й позиции из 10-ти представленных по странам СНГ. Трансграничные переводы между Беларусью и Россией составляют в среднем 2,5-4,5% общей суммы переводов. При этом суммы переводов в Россию значительно ниже суммы обратных переводов.

394

Направления и масштабы миграционных потоков обусловлены не только экономическими, социальными, но и демографическими особенностями развития стран, как отдающих, так и принимающих население. С точки зрения экономических преимуществ, Россия является лидером в экономическом развития (несмотря на присущую ему неустойчивость) среди стран СНГ, полюсом роста, который остается мощным фактором привлечения иностранных рабочих, о чем свидетельствует миграционный прирост. Сама Россия испытывает все возрастающую потребность в дополнительной рабочей силе, в том числе и квалифицированной. Это выступает значимым фактором трудовой миграции из Беларуси.

Демографическая ситуация в обеих странах не менее значима, чем экономическая по степени воздействия на развитие трудовой миграции. И в России, и в Беларуси с 2017 г. вновь заявляет о себе демографический кризис, который проявляется в уменьшении численности населения, особенно, его трудоспособной части. За последние 20 лет основная доминирующая тенденция в России и Беларуси - естественная убыль. Сглаживание неблагоприятной демографической ситуации и в России, и Беларуси достигалось за счет миграционного притока. Миграционный прирост в Беларуси за период 2005-2015 гг. вырос более чем в восемь раз, с 1,9 до 15,7 тыс. чел. Начиная с 2013 г. в течение трех последующих лет он компенсировал отрицательный естественный прирост в республике. Именно в этот период миграция была основной компонентой прироста численности населения. Быстрый рост количества въехавших в Беларусь был обусловлен усилением эмиграции граждан Украины, как беженцев, так и трудовых мигрантов: за два года, 2013-2015 гг., абсолютные числа прибывших возросли в 5 раз - с 2,2 до 10,5 тыс. чел. Тем не менее, по мере исчерпания потока мигрантов из соседней страны, к 2017 г. размеры внешней миграции вновь сократились, так что не смогли перекрыть естественную убыль в 2017 г., которая углубилась и составила -16,1 тыс. чел. Вновь, как и в начале 2000-х годов, миграционный прирост возмещает естественную убыль населения лишь частично (табл. 5).

395

Таблица 5

Естественная убыль и сальдо внешней миграции Республики Беларусь 2005-2017 гг.

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Естественная

убыль (тыс.) -51,3 -29,1 -25,7 -10,6 -7,3 -3,0 -1,0 -1,6 -16,7

Сальдо внешней

миграции (тыс.) 1,9 10,3 9,9 9,3 11,6 15,7 18,5 7,9 3,9

Доля естественной

убыли, которую

покрывает ми-

грационный

прирост(%) 3,8 35,4 38,5 87,7 - - - - 23,4

Источник: [8; 25].

В Беларуси, в отличие от России, не наблюдалось длительного роста населения, даже с учетом положительного миграционного сальдо. За период 2013-2016 гг. численность населения республики возросла всего на 40 тыс. чел. С 2017 г. вновь возобновилась тенденция к его сокращению.

В условиях сохраняющейся тенденции к сокращению численности населения России и Беларуси возникают вопросы регулирования миграционной подвижности населения Союзного государства. Резко снизить смертность и повысить рождаемость в ближайшие годы невозможно в обеих странах. Особенно проблемным будет обеспечение положительного естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, спад которого еще только начинается. Поэтому для Союзного государства значение миграции населения не только повышается, но и становится актуальной проблемой.

В силу отмеченных особенностей миграционного взаимодействия России и Беларуси, Беларусь является более уязвимой вследствие продолжающегося оттока населения из страны, в том числе, с учетом трудовой миграции. Важно отметить и другие причины, осложняющие решение задачи увеличить миграционный прирост в стране. Приток населения в страну, действующий в последние два десятилетия в направлении повышения миграционного сальдо, обеспечивался возвратным миграционным потоком людей, которые ранее выехали из Бе-

396

ларуси. В настоящее время этот источник иммигрантов практически иссяк и не может дать существенного увеличения объемов миграции. Кроме того, расчеты белорусских демографов показали, что 10 тыс и даже 50 тыс ежегодного прироста населения за счет миграции кардинально не решит проблему убыли населения [9].

В Программе демографической безопасности на 2011-2015 гг. РБ для стимулирования притока мигрантов в страну была установлена компенсация иностранным гражданам расходов на переезд в Республику Беларусь и выплату единовременных пособий на обустройство (из республиканского бюджета с 2012 по 2015 г. на эти цели были предусмотрены выплаты в сумме 2,2 млн. долл. на момент подписания программы). В 2011 г. в средствах массовой информации были озвучены и административные меры в отношении мигрантов: предусматривалось лишение их социальных льгот, полная оплата коммунальных платежей. Однако негативные последствия данных мер были осмыслены - они могли вызвать защитную реакцию членов семьи, которые утаили бы отсутствие работающего за пределами страны члена семьи.

В 2017 г. были разработаны мероприятия по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017-2020 годы (Постановление Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. № 21).

Москва и Минск практически завершили подготовку соглашения о взаимном признании виз, и оно может быть подписано в ближайшее время7. Обсуждение визового вопроса идет с 2017 г. Имеются в виду визы для граждан третьих стран, которые следуют транзитом через территорию одной из стран Союзного государства.

Беларусь поддерживает сотрудничество с Россией в рамках Союзного государства. Согласно результатам социологического исследования БГЭУ, граждане Беларуси указали, в первую очередь, на необходимость развивать торговое и промышленное

1 Об этом заявил замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, выступая на заседании Комитета по делам СНГ. См.: http://www.soyuz.by/news/soyuz/43087.html

397

взаимодействие, а также сферу образования, науки, обороны, здравоохранения, культуры, политики [10]. Однако, в целом, информированность населения о деятельности Союзного государства невысока: данной информацией обладают менее половины опрошенных. При этом социологический опрос показал, что люди младшего возраста до 30 лет менее информированы о деятельности интеграционного объединения, чем старшее поколение.

К мерам формирования единого миграционного пространства относится развитие экономического, торгового и бизнес-сотрудничества. К 2019 г. данное направление заметно активизировалось. Так, в Петрозаводске началось строительство нового тракторного завода «Амкодор» на площадке завода «Онежского тракторного завода», старейшего градообразующее предприятия Петрозаводска. На новом предприятии будут собирать лесозаготовительную технику. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 18 млрд. руб. В перспективе планируется принять на работу до 500 чел. Примером экономического взаимодействия является развитие партнерских отношений в бизнесе. В конце марта 2019 г. делегация из Белоруссии передала ростовскому автотранспортному предприятию ООО «Янтарь-1» восемь новых автобусов «Маз» на газомоторном топливе. Это далеко не первый пример сотрудничество региона с Белоруссией в этой сфере - по дорогам уже ездят более 180 единиц техники «МАЗ». Белоруссия - один из самых надежных партнеров региона — считает заместитель губернатора Ростовской области Ю. Молодченко [11].

При оценке миграционных намерений трудоспособного населения в Союзном государстве следует выделить влияние институциональных изменений в обществе, социально-экономическую и пространственную направленность миграции.

С 2014 г. эксперты фиксируют общую тенденцию к увеличению эмиграции из России. Отмечается понижение доли эмиграции высококвалифицированных специалистов и ученых, увеличение доли временных поездок, в том числе с целью временного трудоустройства. Установки на эмиграцию наиболее высоки среди самых молодых, как правило, несемейных респондентов, среди населения с невысокими оценками своего материального уровня и положения в обществе,

398

среди занятых в сфере торговли и предпринимательства [12, с. 106-113]. Во многом социально-экономическая структура миграционных потоков из России совпадает со структурой, характерной для Беларуси. В направлении противодействия эмиграции в Союзном государстве действует ценностно-идеологический фактор. Наблюдаемый в последние годы подъем патриотизма характерен для молодого поколения как в России, так и в Беларуси.

В настоящее время продолжается работа по созданию единого миграционного пространства в Союзном государстве, ориентированного на функционирования единой системы мобильности трудовых ресурсов, формирование единой социально-трудовой сферы. С учетом совокупности характеристик миграции формируются подходы Союзного государства к управлению процессом перемещения населения. Взаимоотношения России и Беларуси как стран-партнеров Союзного государства на сегодняшний день являются одной из форм интеграции на территории постсоветского пространства и задают динамику развития другим интеграционными образованиями. В частности, одной из наиболее перспективных и активно развивающихся международных форм интеграции на территории бывшего СССР является Евразийское экономическое сообщество. Современные условия развития взаимосвязей государств-участников Евразийского экономического союза предполагают и нацелены на формирование, совершенствование и унификацию правового поля трудовых правоотношений на территории стран-участниц договора.

Литература и информационные источники

1. Росстат. Международная миграция. URL: www.gks.rwWps/wcm/connecl/rossШ_main/rosstal/ru/ statistics/population/demography/ (дата обращения 31.03.2019).

2. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов за 2016 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=16721. Дата доступа: 30.10.2018.

3. Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2971 (дата обращения: 01.02.2019).

4. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов за 2011 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=263833. Дата доступа: 30.10.2018.

5. Пушкевич С. А. Тенденции развития внешней трудовой миграции населения Республики Беларусь: статистический и социологический анализ // Социологический альманах. НАНБеларуси. Институт социологии. Вып. 9. 2018. С. 304-315.

399

6. Стат. бюлл. Численность и заработная плата работников Республики Беларусь в 2017 году. Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. Минск, 2018. 34 с.

7. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (дата обращения 30.03.2019).

8. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Стат. сб. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2018. 431 с.

9. Шахотько Л.П. Демографические проблемы Республики Беларусь и пути их решения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. ВолНЦ РАН. 2011. 4(16). С. 73-85.

10. URL: http://www.soyuz.by/news/soyuz/42717.html Дата доступа: 31.03.2019.

11. https://www.karelia.news/news/2347672/.

12. www.donnews.ru/Belorusskaya-delegatsiya-peredala-predpriyatiyu-iz-Rostova-8-sovremennyh-

avtobusov_92035

13. Иванова Е.И. Миграционные намерения современных поколений россиян: новая волна миграции //Проблемы прогнозирования. 2018. № 3. С. 106-118.

4 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.