Научная статья на тему 'Трудовая миграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения'

Трудовая миграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1937
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютерева А.Р., Кузнецов М.М.

Статья посвящена анализу международной трудовой миграции в Российской Федерации. Приведены данные по современному состоянию трудовой миграции. Выделены основные факторы, характеризующие миграционную ситуацию в РФ. Рассматривается роль международной трудовой миграции в экономике России. Обоснованы последствия трудовой миграции. Предложены пути решения проблем, вызванных процессом трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. № 3. С. 123-135.

УДК 314.74

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Тютерева А. Р., Кузнецов М. М.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: Anastasiatiutereva@gmail.com

Статья посвящена анализу международной трудовой миграции в Российской Федерации. Приведены данные по современному состоянию трудовой миграции. Выделены основные факторы, характеризующие миграционную ситуацию в РФ. Рассматривается роль международной трудовой миграции в экономике России. Обоснованы последствия трудовой миграции. Предложены пути решения проблем, вызванных процессом трудовой миграции. Ключевые слова: международная трудовая миграция, эмиграция, иммиграция.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Всеобщая глобализация стала основной причиной формирования принципиально новой миграционной ситуации. Неравенство социально-экономического развития и уровня жизни в разных странах продолжает увеличивается, что наиболее активно способствует росту трудовой миграции между различными государствами. Со второй половины ХХ века международная трудовая миграция становится массовым характерным явлением жизни мирового общества. Огромные, невиданные ранее потоки трудовых мигрантов направляются в высокоразвитые страны из развивающихся государств с целью получения более высокой финансово-экономической выгоды. Сегодня международная миграция рабочей силы достигала таких масштабов и такой интенсивности, что вызываемые ею перемены порождают ряд проблем.

Исследование процесса международной трудовой миграции представляется важным, так как масштабные миграционные потоки становятся одним из основных факторов развития международных отношений, активным участником которых является Российская Федерация. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью мирового хозяйства, фактором развития международного рынка труда. Сегодня Россия одновременно является как одним из крупнейших мировых центров притока трудовых мигрантов, так поставщиком рабочей силы на рынки других государств.

Степень изученности. Проблемы миграции трудовых ресурсов исследовали: Т. М Безбородова [10], Т. А. Верещагина [13], Д. Г. Загуляев [14], В. А. Ионцев [3], Ж. Зайончковская [11]; Е. В. Козлова [5], Н. А. Романова [4], С. В. Рязанцев [12] и др.

Цель исследования - на основе анализа современного состояния трудовой миграции в РФ выявить основные проблемы и наметить пути сглаживания негативных последствий миграционного процесса.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Распад СССР оказал огромное влияние на формирование миграционных потоков на постсоветском пространстве и в Российской Федерации вчастности. Так в 2014 году 89,5 % (в 2013 г. - 76 %) всех иммигрантов составили мигранты из стран СНГ. Наибольшая доля иммигрантов приходится на следующие страны: Узбекистан - 22,6 % (в 2013 г. - 31,2 %), Украина - 20 % (в 2013 г. - 10,2 %), Казахстан - 10,2 % (в 2013 г. - 10,7 %), Таджикистан - 9,5 % (в 2013 г. - 16,4 %), Армения - 8 % (в 2013 г. - 8 %), Киргизия - 5 % (в 2013 г. - 7,2 %). Общее количество иммигрантов увеличилось с 482241 чел. в 2013 г. до 578511 чел. в 2014 г. Среди стран дальнего зарубежья наибольшую долю в структуре иммиграции в 2014 г. занимают: Китай - 1,8 %, Грузия - 1,3 %, КНДР - 1 % [1].

Масштабы миграции рабочей силы в Россию постоянно растут. Если в 2006 году количество официально работающих мигрантов достигло 1 млн человек, то в 2014 году этот показатель увеличился до 5,1 млн человек [2]. Однако общий масштаб трудовой миграции в Россию в 2-3 раза превышает официальную статистику, так как существует огромная нелегальная иммиграция.

Большая часть зарегистрированных иностранных мигрантов (более 80 %) занято в основном в таких отраслях: строительство, торговля (включая ремонт), обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых. В этих отраслях количество иностранных рабочих значительно превышает или практически равно числу задействованных национальных трудовых ресурсов (см. рис. 1).

Сельск. и лес. хоз-во Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Строительство Торговля, ремонт Транспорт и связь Финанс. операции с недвижим., услуги Образование Здравоохранение и социальн. Услуги Прочие коммунзл., социальн.услуги Другие виды экон. деятельности

16,3

19,5

42

10 15 20 25 30 35

40 45

I Нац. Работники ■ Иностр. Работники

Рис. 1 Структура занятости национальных и иностранных рабочих по сферам деятельности, 2012, %. Источник: [2]

Трудовые мигранты не равномерно распределяются по территории России, а концентрируются в определенных регионах. Наибольшее количество мигрантов

наблюдается в Центральном федеральном округе - 39 % от всех выданных разрешений на работу в России в рамках квоты в 2013 г., Северо-Западном федеральном округе - 20 %, Уральском федеральном округе - 11 %, Сибирском федеральном округе - 9 % и Дальневосточном федеральном округе - 8,5 %. В разрезе областей трудовые мигранты распределяются следующим образом: Москва и Московская область привлекают 18 % от общего количества иностранных трудовых ресурсов в России, Санкт-Петербург и Ленинградская область - 17 %, Краснодарский край - 5 % [1].

К регионам с наиболее активным экономическим ростом и инвестиционной привлекательностью, привлекающим иностранных трудовых мигрантов, относятся: Свердловская область, Калужская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирская область. Общая доля иностранных работников в структуре занятых в России составляет 3,4 % в 2013 году. Однако она существенно отличается по регионам: Москве - 8 %, в Чукотском АО - 12 %, в Сахалинской области - 6 %, в Еврейской АО - 8 % [1] (речь идет только об официально привлекаемой легальной иностранной рабочей силе).

Общее количество трудовых мигрантов в России, по официальной статистике на 2014 год, составляет 1,84 млн чел. [2]. Однако общий масштаб трудовой миграции в Россию в 4-5 раз превышает официальную статистику, так как существует огромная нелегальная иммиграция. В целом, за последние годы наблюдается позитивная динамика миграционного потока трудовых ресурсов в Россию (см. рис. 2).

281 292 284

245 242 211 212

360 378

_,_

765

136

I

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Разрешения на работу у юрццических лиц ■ Патенты на работу у физических пиц

Рис. 2. Динамика трудовой миграции в Россию в 1994-2013 гг., тыс. человек. Источник: [2]

На графике отмечается, что с 2010 года наблюдается значительный рост патентов на работу у физических лиц, а в 2013 количество выданных разрешений на работу у юридических и физических лиц практически сравнялось.

Анализируя распределение российских мигрантов по регионам мира можно заметить такие изменения: значительно возросло количество эмигрантов в Америку и незначительно - в Африку, снизилась миграция в Европу и Азию (см. табл. 1).

Таблица 1

Изменения в направлениях эмиграции из России по регионам мира

Регион 2000 г. 2010 г.

Европа 46,5 % 28,4 %

Азия 41 % 24,3 %

Африка 3,3 % 6,6 %

Америка 7,9 % 35,9 %

Источник:[1]

Следует заметить, что сокращение населения за счет эмиграции покрывает иммиграция из стран СНГ и ближнего зарубежья. Однако в то же время Россию безвозвратно покидают наиболее квалифицированные кадры, тогда как иммигрируют в основном низкоквалифицированные кадры, то есть происходит «утечка умов», и Россия теряет свой интеллектуальный и научный потенциал.

В последние годы растет трудовая эмиграция российских граждан как в СНГ, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. Среди стран СНГ 1 место по количеству эмигрантов занимает Украина - 3,6 млн человек, 2 - Казахстан - 2,2 млн человек, Беларусь - 680 тыс. человек, Узбекистан - 404 тыс. человек. В страны ближнего и дальнего зарубежья эмигрирует наибольшее количество россиян: в Израиль - 712 тыс. человек, США - 421 тыс. человек, Германию - 299 тыс. человек, Латвию - 203 тыс. [1].

Официальной российской статистикой не полностью отражается реальный масштаб трудовой миграции из России. Официальные данные российской статистики об эмиграции учитывают только тех граждан, которые были легально трудоустроены за рубежом, при помощи посреднических фирм, имеющих лицензию на осуществление такой деятельности.

Таким образом, российская статистика не учитывает граждан, нашедших работу за границей самостоятельно, а также тех, кто устраивается на работу без рабочей визы (по туристической визе). Так, по данным российской статистики в 2010 за рубежом было трудоустроено около 70 тыс. граждан РФ. Количество эмигрантов растет (так, в 1994 г. их было всего 8 тыс. человек) [1].

Российские граждане работают во всех регионах мира, и наиболее привлекательными для них являются США: по данным Росстата каждый шестой российский трудовой мигрант находит себе работу именно в этой стране. Это можно объяснитт тем, что среди компаний-посредников достаточно популярны программы по трудоустройству именно в США (например, программа для студентов Work and Travel).

Профессиональное образование имеют большинство эмигрантов - 72,8 %, почти половина из них имеют высшее образование (см. рис. 3). Уровень образования выезжающих из России трудовых мигрантов намного выше, чем средние показатели в стране. Доля российских граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 58 %, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., что почти на четверть меньше, чем среди эмигрантов, покидающих РФ с целью трудоустройства за границей [1].

0,4

■ высшее профессиональное

■ среднее профессиональное

■ среднее(полное)общее

■ не имеют среднего (полного) общего

Рис. 3 Распределение численности российских граждан, выехавших на работу за рубеж, по уровню образования, 2010 г., %.

Источник: [1]

Профессиональные группы руководителей (директора, капитаны морских и речных судов, прорабы, управляющие) и специалисты представляют треть российских граждан, выезжающих на работу за границу. Среди них особенно высока доля квалифицированных специалистов в области техники и технологии (инженеры, техники, механики, градостроители и т. д.). В профессиональной группе рабочих специальностей половину составляют морские профессии - матросы, шкиперы, боцманы, что связано, с одной стороны, с резким сокращением российского морского коммерческого флота, а с другой стороны, с традиционной конкурентоспособностью российских моряков на мировом рынке труда [3].

Если приблизительно оценить число тех, кто уезжает на работу за границу, минуя официальных российских посредников, т. е. расширить рамки официальной статистики зарубежного трудоустройства, то общее количество ежегодно выезжающих из России трудовых мигрантов составит не менее 120-160 тысяч человек. Среди них, несомненно, будет много занятых на строительных и сезонных сельскохозяйственных работах, в гостиничном бизнесе разных стран, особенно курортных зон, на так называемых женских видах работ: помощь по дому, уход за детьми, уход за престарелыми и т. д., а также немало высококвалифицированных специалистов, приглашенных иностранными фирмами, ведущими целенаправленную «охоту за умами» по всему миру, в том числе и в России [3]. Трудовую миграцию на современном этапе в Российской Федерации характеризуют следующие факторы [4]:

1. Одновременно резкое увеличение как эмиграции, так и потоков иммиграции;

2. Увеличения притока русскоговорящего населения из бывших республик СССР;

3. Увеличение потоков мигрантов из сёл в города;

4. Кардинальные изменения в межрегиональных миграциях в последние десятилетия.

К экономическим причинам международной трудовой миграции в Российской Федерации относятся две основные: состояние рынка труда и межстрановые различия в уровнях оплаты труда. Среди них наиболее важным фактором трудовой иммиграции в РФ является её сравнительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков.

Следующим очень важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, является ситуация, сложившаяся на рынке труда, а именно постоянный спрос на иностранные трудовые ресурсы в Российской Федерации, что сохраняет возможность трудоустройства для иностранных граждан в формальном и неформальном секторах экономики. Исходя из результатов проведенных научных исследований, стимулирующие международную трудовую миграцию факторы можно разделить на такие типы [5, с. 135-136]:

• поддающиеся объективной оценке и анализу экономические факторы (например, стоимость миграционных расходов; величина прожиточного уровня в месте назначения; различия в величине заработных плат в месте отправления и месте назначения трудового мигранта и т. д.);

• слабо поддающиеся объективной оценке (например, привлекательность страны для трудовой миграции с точки зрения социально-экономических критериев ее развития: количество мигрантов в национальной экономической системе, справедливость распределения социальных благ в экономической системе страны, уровень безработицы, внутренний и внешний долг страны, динамика экономического роста и т. д.);

• не поддающиеся объективной оценке социальные (миграционные традиции, воздействие родственников, наличие диаспоры в месте назначения, наличие двухсторонних договоров между странами отправления и назначения, специальные миграционные программы и т. д.).

Таким образом, миграционные потоки в России обусловлены рядом следующих факторов:

1. Неравенство доходов населения России с другими странами. Миграционные потоки обычно направлены из регионов с низкими заработными платами в страны с боле высоким уровнем дохода. Так, население стран с более низкими, чем в России, доходами иммигрируют в РФ, и наоборот: население России эмигрирует в страны с более высоким уровнем доходов (см. табл. 2).

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата и ВВП на душу занятого населения стран -_доноров и реципиентов трудовых ресурсов РФ в 2013г., долл. США_

Страна Среднемесячная заработная плата ВВП на душу занятого населения

Россия 1135 19153

Страны - доноры

Узбекистан 250 16955

Таджикистан 120 6225

Украина 380 10757

Страны-реципиенты

Израиль 2564 42636

США 3263 70242

Германия 4964 42275

Источник: [6]

Величина денежной суммы, которую трудовые мигранты могут заработать и отправить на родину, определяется разницей между величиной средней заработной платы и средней стоимостью проживания в стране - реципиенте трудовых ресурсов.

Главной экономической причиной трудовой миграции является именно эта денежная сумма. В международной трудовой миграции не было бы никакой необходимости, если бы разница между величиной заработной платы и стоимостью проживания в стране - реципиенте рабочей силы была меньше или равна величине средней заработной платы в стране - доноре трудовых ресурсов [5, с. 136].

2. Средняя величина миграционных расходов (стоимость миграции) является важным фактором международной миграции трудовых ресурсов в Российскую Федерацию. Так, наиболее вероятными для России будут потоки трудовых мигрантов из соседних стран СНГ: Белоруссии, Киргизии, Молдовы и Украины (см. табл. 3).

Таблица 3

Оценка вероятности миграционных потоков в Российскую Федерацию_

Россия

Потенциальные страны Средняя зарплата - 1135 долларов Прожиточный минимум - 435 долларов Мультипликатор ППС - 1,2

происхождения Средняя Мультипликатор Миграционные Итоговый

трудовых мигрантов зарплата, долл. США 1111С расходы показатель

Казахстан 750 1,17 164 3,04

Украина 659 1,93 75 10,93

Беларусь 954 2,32 100 9,88

Азербайджан 548 1,35 172 3,36

Молдова 364 2,06 166 5,27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай 609 1,61 465 1,48

Индия 255 2,95 390 3,21

Источник: [5, с. 137-138]

С одной стороны, величина средней стоимости миграции объективно оценивается каждым мигрантом индивидуально (любой трудовой мигрант точно знает, какую сумму денег он и члены его семьи затратили на необходимые административные процедуры, оформление документов, покупку билетов и т. п.). С другой стороны, анализ этого фактора в пределах всей страны (всех мигрантов) значительно затруднен, во-первых, потому что процесс принятия решения о миграции сугубо индивидуален, во-вторых, тем, что каждый трудовой мигрант сам ищет работу в стране-реципиенте рабочей силы и самостоятельно оформляет документы, в-третьих, в прямом доступе отсутствует информация об этих расходах [5, с. 137-138].

3. Демографическая обстановка в стране. Для России, как для большинства промышленно развитых стран, характерны «старение нации», низкий уровень рождаемости и смертности. Так, с 1990 по 2014 г. численность населения России сократилась на 4 миллиона человек и по прогнозам к 2030 г. сократится еще на 5 миллионов человек [1]. В условиях сокращения экономически активного населения Россия всё более нуждается в привлечении трудовых ресурсов. Следовательно, в России наблюдается дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет миграционных ресурсов из развивающихся стран (например из Китая), в которых сохраняется высокий уровень рождаемости и растет экономически активное население, т. е. наблюдается избыток трудовых ресурсов.

4. Дефицит трудовых ресурсов в трудоемких и низкооплачиваемых отраслях. Произошли изменения в структуре занятости коренного населения России, проявляющиеся в неуклонном снижении доли занятых в промышленности, строительстве и на транспорте при росте доли занятых в торговле, сфере услуг, в том числе информационных и финансовых. Структурные сдвиги в занятости привели к тому, что на рынке труда появились специфические иммигрантские ниши, которые практически невозможно заполнить за счет коренного населения. Иммиграция - решение проблемы нехватки трудовых ресурсов в некоторых отраслях и регионах (добыча нефти и газа в Западной Сибири, строительство инфраструктуры в мегаполисах).

5. Появление после распада СССР новых государств со сложной социально-экономической ситуацией и высокой безработицей. Распад СССР привел к массовым миграциям населения с серьезными последствиями для экономики и рынка труда, как: эмиграция или населения из бывших советских республик и возвращение на родину представителей этнических групп, например, оралманов в Казахстан. Стремительные экономические перемены, крах трудоинтенсивных отраслей и сокращение занятости в государственном секторе стали причиной новой волны массовой безработицы. Уровень безработицы в России в 2014 году составил 4,9 %, тогда как на Украине - 9 %, Киргизстане - 10 %., Таджикистане - более 15 % [6]. Однако это официальные данные, реальная безработица в этих странах значительно выше. Чем меньше уровень безработицы, тем сильнее миграционная нагрузка: люди стремятся туда, где есть предложение на рынке труда. Поэтому безработное население этих стран отправляется на поиски работы в Россию.

6. Наличие огромного числа производственных, деловых, родственных, культурных связей со странами СНГ. Именно по этой причине мигранты из бывших республик СССР едут на заработки в Россию. Владение русским языком (в большей или меньшей степени), общие исторические корни, культурная, экономическая взаимосвязь стран помогают социально адаптироваться приезжим работникам. Такая же ситуация наблюдается и с другими международными миграционными потоками, например, между Африкой и Европой, где имеет место общее колониальное прошлое.

7. Становление России как крупного финансового, экономического центра в регионе СНГ. После распада СССР Российская Федерация стала крупнейшей экономикой в данном регионе. За 20 лет ВВП России вырос в 50 раз и в 2014 году составил 3,5 трлн долл. США (1 место в СНГ и 7 в мире) [7]. Растет промышленное производство, строительство и финансовый сектор.

8. Наблюдается нехватка трудовых ресурсов. Это делает РФ центром привлечения мигрантов для соседних менее развитых стран.

9. Военные конфликты и политическая нестабильность в соседних странах. Множество беженцев из развивающихся государств временно обустраиваются в России, рассматривая ее в качестве некого перевалочного пункта при следовании в страны Евросоюза, либо пытаются обустроиться на постоянное место жительства в Российской Федерации. Примером может служить военный конфликт на Украине, вследствие которого за получением статуса беженца в РФ официально обратилось более 500 тысяч украинцев [2].

10. Интеграционные процессы. Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве и, в частности, старт интеграционного процесса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией позволяет наладить и обеспечить свободу движения рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в области миграции.

11. Непроработанное законодательство в сфере миграции и несогласованная миграционная политика. Государством не разработано никаких эффективных мер и программ стимулирования возвращения эмигрантов и снижения оттока высококвалифицированных специалистов за рубеж. Проблема «утечки умов» не решается, и страна продолжает терять свой научный потенциал. Неспособность государства сдерживать эмиграцию своих научных кадров делает еще более сложным их привлечение из других стран. Неразрешенной является проблема нелегальной миграции.

Каждый год в Российской Федерации незаконно работает от 3 до 5 млн мигрантов [8]. Незаконное привлечение работодателями мигрантов увеличивает нелегальную иммиграцию, а также способствует нарушению трудовых прав человека и дискриминации, недобросовестной конкуренции на рынке труда.

Роль иностранных трудовых ресурсов в развитии экономики России и необходимость их привлечения на российский рынок труда неоднозначно оценивается как учеными, так и политиками и гражданами РФ. Это можно объяснить тем, что комплексные убедительные исследования о роли

международной трудовой миграции в экономическом развитии России отсутствуют. Многие считают, что иностранные мигранты вывозят денежные ресурсы из страны, что негативно сказывается на экономике России. Осенью 2008 года ФМС России впервые указала на вклад трудовых мигрантов в экономику нашей страны. По данным Федеральной миграционной службы России, мигранты из СНГ создают 68 % ВВП страны, а российские ученые называют еще более высокий показатель - 910 % ВВП [1].

Также нельзя не учитывать тот факт, что трудовые мигранты не только производят товары и услуги в России, но и потребляют их, то есть они тратят часть заработанных денег в России.

Поэтому можно сделать вывод, что рост показательней денежных переводов трудовых мигрантов из России (см. рис. 4) показывает ряд таких факторов, как распространение легальной трудовой миграции и использование официальных каналов перевода денег за рубеж, общий рост заработной платы в стране, а не только масштабы оттока денежных ресурсов из Российской Федерации. Также следует отметить, что за период с 2006 по 2014 год доля денежных переводов мигрантов не превышала 42 % в общем объёме переведенных за рубеж средств [9].

Рис. 4 Денежные переводы трудовых мигрантов из России в 2006-2014 гг., млн долл. США. Источник: [9]

Таким образом, как и любой процесс, трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным аспектам международной трудовой миграции для Российской Федерации можно отнести следующие её последствия:

1. Ликвидация дефицита рабочей силы и снижение проблемы занятости. В последние годы дефицит трудовых ресурсов сильно тормозит развитие экономики России. В 2005 г., по данным официальной статистики, каждое пятое рабочее место

в промышленности не было заполнено. В течение 2007-2013 гг. количество необходимых рабочих мест в промышленности РФ выросло в 5-7 раз. Российской экономике в ближайшие 50 лет потребуется еще дополнительные 35-70 млн иммигрантов [10].

2. Спрос трудовых мигрантов на товары и услуги в России стимулирует занятость и создание дополнительных рабочих мест для российских граждан, развитие инфраструктуры [11].

3. Вследствие непредвзятости иностранных рабочих в выборе работы, малопривлекательной для местного населения, наблюдается развитие сферы услуг, строительства и сельского хозяйства [10].

4. Привлечение неквалифицированных и малообразованных иностранных работников стимулирует занятость местного населения на работах, требующих высокой квалификации и высшего образования, более высоко оплачиваемых работах, что повышает качество местных трудовых ресурсов [12].

5. Трудовая миграция способствует преодолению демографических проблем. Решение демографической проблемы. Для России, как для большинства промышленно развитых стран, характерны «старение нации», низкий уровень рождаемости и смертности. Так, с 1990 по 2014 численность населения России сократилась на 4 миллиона человек и по прогнозам к сократится еще на 5 миллионов человек [1]. В условиях сокращения экономически активного населения Россия всё более нуждается в привлечении трудовых ресурсов.

Тем не менее также наблюдаются негативные последствия международной трудовой миграции:

1. Снижение заработной платы местных работников на российском рынке труда вследствие притока дешевой рабочей из-за рубежа. По результатам различных социальных опросов, российские граждане негативно относятся к иммигрантам именно потому, что они способствуют снижению уровня заработной платы.

2. Мигранты занимают рабочие места, на которых могло бы быть занято местное население, что усиливает конкуренцию на рынке труда и увеличивает безработицу [10]. Результаты репрезентативного обследования россиян показали, что 35 % респондентов негативно относятся к притоку мигрантов, так как последние занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители [10].

3. Осложнение жилищных проблем, давление на социальную инфраструктуру и увеличение социальных расходов, а также расходов на обучение иностранцев вследствие притока большого количества иммигрантов.

4. В связи с практикой использования более дешевой рабочей силы мигрантов снижается эффективность и производительность труда, сокращается использование технологий и внедрение инноваций в производство [11].

5. Отток денежных ресурсов заработанных мигрантами из России. Львиную долю сбережений мигранты отправляют на родину, что не способствует повышению их платежеспособного спроса в принимающей стране и реинвестированию капитала в экономику [14].

6. Неравномерное распределение трудовых мигрантов по регионам России, отсутствие координации предложения с реальным спросом на рабочую силу

приводят к неэффективному использованию потенциала мигрантов и переизбытку трудовых ресурсов в одних регионах и недостатку рабочий силы в других. К примеру, потоки мигрантов из СНГ в основном направлены в крупные города (где наблюдается переизбыток трудовых ресурсов), а не в сельскохозяйственные районы (где не хватает рабочей силы), что не способствует развитию сельского хозяйства [15].

8. Вследствие эмиграции - проблема «утечки умов» и потери трудового потенциала страны.

9. Значительное увеличение иностранных мигрантов порождает социальные конфликты и угрозу ксенофобии в российском обществе.

В целом, в долгосрочной перспективе трудовая миграция в Российской Федерации будет подвержена воздействию резкого роста миграционной -этноконфессиональной общецивилизационной диффузии - процессов, вызванных как дисбалансом внутри капиталистической мир-экономики, так и катастрофическим расслоением по уровню доходов обществ периферии [16].

Таким образом, при актуализации вопросов трудовой миграции правительству Российской Федерации необходимо учитывать современные процессы, происходящие не только в регионе СНГ, но и во всем геоэкономическом пространстве реализации национальных интересов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, совокупность различных социально-экономических, демографических, политических и культурных факторов способствовала становлению России как одного из крупнейших мировых центров притока трудовых мигрантов, и поставщика рабочей силы на рынки других государств. Это порождает ряд как положительных, так и отрицательных последствий и изменений в социально-экономическом развитии России.

Для решения проблем, вызванных международной трудовой миграцией, и наилучшего использования её положительных аспектов необходимо научно обоснованное миграционное законодательство и скоординированная миграционная политика.

Регулирование миграции не должно базироваться только на одной миграционной политике. Необходимо синтезировать механизмы миграционной политики с государственной социально-экономической и демографической программой. Регулирование трудовой миграции должно состоять из следующего комплекса действий: способствование информированности и толерантности населения; выявление наиболее оптимальных масштабов и направлений иммиграции; содействие процессу адаптации населения; создание привлекательных условий работы. В реализации миграционной политики государство должно привлекать общественные и частные организации.

Также важно международное сотрудничество в данной сфере. Государство должно формировать свою эмиграционную или иммиграционную политику, опираясь на социально-экономическую ситуацию как в своей стране, так и за

рубежом, структуру и потребности национального и международного рынка труда, совместно с другими странами.

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

2. Официальный сайт Федеральной миграционной службы России [электронный ресурс]. URL : http://www.fms.gov.ru.

3. Ионцев В. А., Ивахнюк И. В. Аналитический доклад по проекту на тему: Роль международной трудовой миграции для экономического развития России / CARIM-East RR 2012/28, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2012. 46 с.

4. Романова Н. А. Детерминанты внутренней миграции населения в современной России / Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 1. С. 190-196.

5. Козлова Е. В. Современные факторы динамики международной трудовой миграции и привлекательности стран / Вестник Волгоградского института бизнеса. Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2 (27). С. 135-141

6. Официальный сайт МОТ [электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm.

7. Официальный сайт ЦРУ [электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov.

8. Официальный сайт МОМ [электронный ресурс]. URL: http://www.iom.int/cms/en/sites/iom/home.html.

9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http : //www. cbr.ru.

10. Безбородова Т. М. К вопросу о социально-экономической природе миграции трудовых ресурсов в Россию из стран ближнего зарубежья / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 1. С. 76-80.

11. Зайончковская Ж. Методология и методы изучения миграционных процессов: [Междисциплинарное учебное пособие] / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М.: Центр миграционных исследований, 2007. 370 с.

12. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в России в условиях интеграции в ЕВРАЗЭС / Вопросы экономики. 2008. № 6 . С. 71-83.

13. Верещагина Т. А., Коростелева Е. С. Миграция как фактор социально-экономического развития территории / Вестник Челябинского государственного университета. 2004. Т. 8. № 1. С. 4650.

14. Загуляев Д. Г. Концепция регулирования международного рынка труда наёмных работников исходя из рентного характера мировой экономики / Вестник ЮУрГУ. 2010. № 7. С. 4-10.

15. Эргешбаев У. Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия / Регион: экономика и социология. 2009. № 2. С. 156-165.

16. Никитина М. Г. Концепции формирования геоэкономической стратегии государства в современных условиях // Восточное партнерство: геоэкономическая стратегия Украины : монография. Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2014. С. 17.

Статья поступила в редакцию 09.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.