Научная статья на тему 'Трудовая миграция как ключевой фактор формирования и трансформации рынка труда стран Персидского залива'

Трудовая миграция как ключевой фактор формирования и трансформации рынка труда стран Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИММИГРАНТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА / ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохамед Аль Хассан

В статье раскрывается воздействие международной миграции трудовых ресурсов на трансформацию рынка труда стран Персидского залива. Исследуется взаимосвязь трудовой миграции и безработицы, анализируется динамика национального состава иммигрантов, освещаются проблемы участия женщин в трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция как ключевой фактор формирования и трансформации рынка труда стран Персидского залива»

Мохамед Аль Хассан, аспирант Московский государственный университет, экономики, статистики и информатики

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

[email protected]

В статье раскрывается воздействие международной миграции трудовых ресурсов на трансформацию рынка труда стран Персидского залива. Исследуется взаимосвязь трудовой миграции и безработицы, анализируется динамика национального состава иммигрантов, освещаются проблемы участия женщин в трудовой деятельности.

Ключевые слова: международная трудовая миграция, национальный состав иммигрантов на рынке труда, гендерные проблемы рынка труда._

В настоящее время под воздействием глобализации усиливаются трансформационные процессы в экономике, включая рынок труда. Для последнего характерна значительная миграция трудовых ресурсов, которая имеет присущие каждой стране особенности. Это относится и к странам Персидского залива - Бахрейну, Катару, Кувейту, Объединенным арабским эмиратам, Оману и Саудовской Аравии, которые в 1981г. объединились в региональную закрытую международную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Рабочая сила стран ССАГПЗ оценивается в 16,5 млн. человек, из которых треть составляют собственные граждане, а две трети - мигранты.

В отличие от стран Западной Европы, где иммигранты лишь дополняют национальные кадры, зачастую выполняя непрестижную работу, в странах ССАГПЗ иностранные работники (экспатрианты) превратились в доминирующую часть занятых в большинстве секторов экономики. Доля экспатриантов в общем количестве занятых для разных стран ССАГПЗ распределяется неравномерно - от 94,3% в Катаре до 50,6 в Саудовской Аравии. При этом за прошедшие двадцать пять лет во всех странах ССАГПЗ (за исключением Саудовской Аравии) эта доля либо возросла (Бахрейн, Оман), либо существенно не изменилась (Кувейт, Катар, ОАЭ).

Высокая концентрация иммигрантов в общем количестве занятых фактически отражает реалии стран ССАГПЗ, где выходцы из других стран составляют значительную долю общего населения. Удельный вес иностранцев в общем населении ряда стран ССАГПЗ за последние тридцать лет значительно возрос: в Бахрейне доля иностранцев увеличилась более чем в 2 раза, в Омане - в 1,8 раза, в Катаре - почти в 1,5 раза. В то же самое время, в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии доля иностранцев в общем населении страны изменилась не столь существенно [3, табл. 1-6].

Миграция оказывает существенное воздействие на процессы трансформации рынка труда в странах ССАГПЗ и порождает достаточно сложные проблемы. Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Иммиграция и безработица. Безработица среди национальных кадров является наиболее острой проблемой для всех стран ССАГПЗ. Поскольку во всех странах ССАГПЗ отмечаются высокие темпы прироста работоспособного населения, то одним из направлений борьбы с безработицей является снижение доли иностранных работников на рынке труда. Принимаемые для этого руководством стран ССАГПЗ меры нашли отражение в реализуемой ими политике «национализации» рынка труда. В каждой стране ССАГПЗ такая политика имеет собственное название: в Омане - «оманизация», в Саудовской Аравии - «саудизация» и т.п.

В той или иной мере результаты «национализации» рынка труда могут характеризовать следующие факты:

- За период 2000-2010гг. в странах ССАГПЗ было создано 7072 тыс. новых рабочих мест, в том числе 1799 тыс. для местных кадров. Из этого количества 6258 тыс. мест было создано в частном секторе, из которых 1401 тыс. мест предназначено национальным кадрам, в общественном секторе эти цифры составляют 814 тыс. мест и 398 тыс. мест соответственно. Тем не менее, в Бахрейне, Омане, и Саудовской Аравии почти 100% созданных мест в общественном секторе заняли местные работники (в Кувейте - 22,5%, в Катаре - 47,5%, в ОАЭ -8,7%).[2, с.39]

- Уровень безработицы среди национальных кадров не претерпевает значительных изменений, и в ряде стран остаётся достаточно высоким. Специфика использования иностранных работников (непрестижная, низкооплачиваемая работа) обусловливает низкий уровень безработицы среди иммигрантов [1, с.19]

- Ни в одной стране ССАГПЗ не достигнута одна из главных целей «национализации» рынка труда - широкое вовлечение национальных кадров в частный сектор экономики с наиболее высоким уровнем конкуренции. Как показывают проведенные оценки, доля иммигрантов в частных предприятиях везде превышает 80%, и какой-либо выраженной динамики по снижению этой доли не наблюдается [1, с.17]

Это обстоятельство, несмотря на принимаемые меры по расширению государственного сектора и сокращению доли экспатриантов среди государственных служащих, не позволяет заметно снизить уровень безработицы в странах ССАГПЗ.

Иммиграция и трансформация национального состава рабочей силы. На трансформацию рынка труда в странах ССАГПЗ значительное воздействие оказывает национальный состав прибывающих из-за границы работников, который в последние годы претерпевает существенные изменения. Так, в прошлом массовый приток иностранных работников в страны ССАГПЗ происходил в основном за счет выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки - Египта, Йемена, Иордании, Палестины, Сирии. Это объясняется рядом обстоятельств -общностью языка и вероисповедания, близостью культурных и социальных корней, географической близостью (что снижало затраты на перемещение работников), достаточно высоким уровнем квалификации арабских специалистов. На это накладывалась избыточность рабочей силы в данных странах и готовность работников к перемещению в другую страну.

Однако последствия арабо-израильских войн, внутренние конфликты в ряде арабских стран, неурегулированные споры, отсутствие единства в арабском мире привели к усилению позиций радикальных элементов. В этих условиях руководство стран ССАГПЗ посчитало, что угроза проникновения революционных идей из арабских стран вместе с прибывающими иммигрантами вполне реальна. Поэтому направление потока иностранных работников изменилось, и приоритет был отдан выходцам из стран Азии -Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии.

Приоритет выходцам из стран Азии обусловливался и другими причинами [4, с.7]:

- Во-первых, их наём обходится дешевле, чем привлечение выходцев из арабских стран.

- Во-вторых, согласно заключенным контрактам выходцы из стран Азии не имели права перемещать с собой свою семью, в то время как арабские иммигранты прибывали со своими родственниками и селились компактно, образуя национальные анклавы. Это увеличивало веро-

ятность конфликтов между местным населением и иммигрантами.

- В-третьих, бум нефтяных цен после 1973г. привел к резкому росту доходов от экспорта нефти, и страны ССАГПЗ направили эти средства на беспрецедентное преобразование своей экономики. Так, к началу 80-х годов суммарные инвестиции в этих странах возросли в десять раз по сравнению с 1973г. В Саудовской Аравии, например, ежегодный прирост реального капитала в течение десяти лет составил в среднем 27,8%. В этих условиях спрос на иностранных работников превысил возможное предложение трудовых ресурсов арабскими странами.

- В-четвертых, многие государства Южной и Юго-Восточной Азии стали поощрять эмиграцию своих работников в страны ССАГПЗ. Это позволяло снизить уровень безработицы в собственных странах. Кроме того, денежные переводы иммигрантов своим родственникам на родине обеспечивали прирост ВВП.

- В-пятых, исторически страны ССАГПЗ имели более тесные торговые и деловые связи именно со странами Южной Азии (прежде всего, Индией, Пакистаном, Бангладеш), чем с арабскими странами. Поэтому с точки зрения логистики перемещение выходцев из стран Азии было проще, чем арабских переселенцев.

- В-шестых, многие выходцы из стран Азии также исповедуют ислам, что упрощало их адаптацию в странах ССАГПЗ, население которых достаточно чувствительно к проблемам религиозных отношений.

В результате уже к 2005г. соотношение выходцев из стран Азии и из Ближнего Востока и Северной Африки изменилось, и доля представителей арабского мира среди иностранных работников во всех странах ССАГПЗ сократилась в несколько раз [1, с.25]

На региональное распределение прибывающих иностранных работников и трансформацию рынка труда стран ССАГПЗ оказывает существенное воздействие уровень образования и квалификация иностранных работников. Изначально приглашение арабских специалистов объяснялось отсутствием в странах ССАГПЗ квалифицированных кадров в области нефтепереработки. В этой связи иностранные работники имели высокий уровень образования и квалификации. По мере переориентации потока иммигрантов на выходцев из стран Азии приоритет был отдан малоквалифицированным кадрам, что в целом устраивало частный бизнес. Так, по имеющимся оценкам, в 2002-2006гг. процент безграмотных иммигрантов в ОАЭ и Омане превышал 20%, во всех странах ССАГПЗ (кроме Катара) среди экспатриантов около 30% могли

только читать и писать. Лишь в Катаре 64% иностранных работников имели высшее образование. Обращает на себя внимание и неестественно низкая доля европейцев и выходцев из стран Америки, которые обычно представляют высококвалифицированных специалистов. [1, с.35-36]

Это может свидетельствовать о том, что проводимая в странах ССАГПЗ иммиграционная политика пока не способствует интенсивному развитию наукоемкой экономики, которой имманентно использование труда высококвалифицированных специалистов, в том числе и среди экспатриантов. Данный вывод определяет необходимость внесения изменений в стратегию трансформации рынка труда стран ССАГПЗ.

В среднесрочной перспективе страны ССАГПЗ не смогут отказаться от привлечения иностранных работников в свою экономику. Это обусловливает необходимость проведения адекватной иммиграционной политики, которая учитывала бы потребность стран ССАГПЗ в развитии современного высокотехнологичного производства и снижении зависимости от конъюнктуры рынка углеводородов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Baldwin-Edwards, M., 2011. Labor Immigration and Labor Markets in the ССАГПЗ Countries: National Patterns and Trends.

http: //www2.lse.ac .uk/government/research/les groups/kuwait/documents/Baldwin-Edwards,%20Martin.pdf

2. Gulf Cooperation Council Countries. Enhancing Economic Outcomes in an Uncertain Global Economy.

http://www.imf.org/external/pubs/ft/dp/2011/1 101mcd.pdf

3. Kapiszewski, A., 2001. Nationals and Expatriates. Reading: Ithaca Press.

4. Kapiszewski, A., 2006. Arab versus Asian Migrant Workers in the ССАГПЗ Countries. Paper prepared for UN Expert Group Meeting on International Migration and Development in the Arab Region, Population Division, UN Secretariat, 15-17 May, Beirut.

http://www.un.org/esa/population/meetings/E GM Ittmig Arab/P02 Kapiszewski.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.