Научная статья на тему 'Роль рынка труда в экономике стран Персидского залива'

Роль рынка труда в экономике стран Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА / ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ / ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА / LABOR MIGRATION / LABOR MARKET IN THE GULF COUNTRIES / THEORIES OF INTERNATIONAL MIGRATION / DETERMINANTS OF LABOR MARKET TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль Хассан Мохамед

В статье рассматриваются проблемы трансформации рынка труда стран Персидского залива. Выявлены основные особенности формирования рынка труда этих стран, раскрыты основные теоретические подходы к анализу международной трудовой миграции в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рынка труда в экономике стран Персидского залива»

РОЛЬ РЫНКА ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

УДК 331.5

Мохамед Аль Хассан,

аспирант кафедры Экономической теории и инвестирования, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва, РФ Эл.почта: MohamedAlHassan@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы трансформации рынка труда стран Персидского залива. Выявлены основные особенности формирования рынка труда этих стран, раскрыты основные теоретические подходы к анализу международной трудовой миграции в современных условиях.

Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда стран Персидского залива, теории международной трудовой миграции, факторы трансформации рынка труда.

Mohamed Al Hassan,

postgraduate student, Department of Economic Theory and Investment, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Moscow, Russia E-mail: MohamedAlHassan@gmail.com

This paper aims to discover the key problems of labor market transformation in the Gulf Countries. The paper presents the basic peculiar features in the creation of labor market in these countries and examines some theoretical approaches to the analysis of labor migration.

Keywords: labor migration, labor market in the Gulf countries, theories of international migration, determinants of labor market transformation.

К странам Персидского залива относят Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию. 25 мая 1981г. эти государства объединились в региональную закрытую международную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Следует учитывать, что в официальном названии организации (Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) слово «Персидский» отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив «Арабским».

Политика ССАГПЗ определена в Хартии, ратифицированной в 1982 году, и основной целью организации провозглашается координация, сотрудничество и интеграция во всех экономических, социальных и культурных делах. ССАГПЗ также должен стимулировать научный и технологический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и сохранении водных ресурсов. Тарифные барьеры между шестью государствами были упразднены, и декларирована свобода народов Залива в предпринимательской деятельности и реализации контрактов в любом государстве на равных правах. Кроме того, в планах имеется создание объединённых сил обороны для быстрого развертывания. Органы Совета сотрудничества государств Персидского залива включают в себя Верховный совет глав государств, которые встречаются ежегодно, Совет министров, который заседает раз в три месяца. Генеральный секретариат находится в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.

6 марта 2012 года шесть членов ССАГПЗ заявили, что Совет сотрудничества стран Залива будет развиваться от регионального блока в конфедерацию.

Функционирование рынка труда стран Персидского залива во многом определяется двумя ключевыми особенностями экономики этих стран:

•высокой зависимостью от производства и экспорта углеводородного сырья (прежде всего, нефти и газа);

•превалированием иностранных работников (иммигрантов, экспатриантов) среди занятого населения страны.

Залежи нефти были обнаружены в Бахрейне в 1932г., в Саудовской Аравии - в 1938г., затем последовательно в Кувейте, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и, наконец, в 1967г. в Омане [1].

Поступления от экспорта углеводородов составляют значительную часть доходов государства и положительно воздействуют на уровень жизни населения (таблица 1) [2]:

Таблица 1. Поступления от экспорта нефти (2010 г.)

Страна Доходы от экспорта нефтепродуктов (млрд. долл. США) Доходы от экспорта нефтепродуктов на душу населения (тыс. долл. США)

Бахрейн 5,4 4,9

Кувейт 59,1 16,4

Оман 23,9 8,0

Катар 61,0 7,7

Саудовская Аравия 205,4 7,9

ОАЭ 77,5 15,3

Доходы от экспорта углеводородов позволили странам ССАГПЗ за несколько десятилетий преодолеть последствия полуфеодального развития и сформировать основные институты современного общества. Эти процессы обусловили основные особенности становления и трансформации рынка труда данных стран.

Определяющей характеристикой рынка трудовых ресурсов в странах Персидского залива является широкое использование труда иностранных рабочих. В последние десятилетия трудовая миграция превратилась в один из главных факторов экономического развития большинства стран мира. Конечно, и в более ранние периоды миграция оказывала ключевое воздействие на создание и дальнейшее процветание таких стран как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина. Однако именно события последних десятилетий - распад

колониальной системы, переход стран с командной экономикой на рыночные отношения, глобализация, появление на карте мира новых государств, высокая волатильность национальных и мировых рынков - привели к существенным изменениям в причинах трудовой миграции, направлениях перемещения трудовых ресурсов, национальной и гендерной составляющей мигрантов, их профессиях. Например, в течение столетий Западная Европа играла роль поставщика трудовых ресурсов в другие страны; после же 1945г. направление потока миграции диаметрально изменилось, и уже Западная Европа стала реципиентом трудовых мигрантов. Всё это обусловливает необходимость теоретического осмысления процессов, порождающих и сопровождающих международную трудовую миграцию.

Основные теории трудовой миграции

Существуют различные концептуальные подходы, трактовки, теоретические модели международного перемещения трудовых ресурсов. Остановимся на отдельных из них [3]:

Неоклассический подход (У Льюис, М. Тодаро, Дж. Харрис и др.): миграция работоспособного населения из одной страны в другую объясняется существующими отличиями в спросе и предложении на рынке труда в различных странах. Так, если в стране объём трудовых ресурсов превышает объёмы капитала, то это ведет к установлению равновесного уровня заработной платы на относительно низком уровне. Это может подтолкнуть работников к переезду в другую страну, где наблюдается нехватка кадров, в силу чего средний уровень заработной платы выше, что становится привлекательным для претендующих на более высокое вознаграждение за труд..

«Новый экономический подход к миграции» (О. Старк, Е. Кац, Дж. Тейлор) основывается на ключевом предположении, что решение о переезде в другую страну работник принимает, в большей степени, не только (и не столько) на основании оценки своего будущего дохода, а с учетом интересов всей его семьи (домохозяйства). Домохозяйства же, прежде всего, заинтересованы в контроле над риском снижения своего благосостояния. В этой связи они могут принять решение направить своих представителей

в другие страны, в которых экономические тренды слабо или отрицательно коррелированы с динамикой рынков их родных стран. Остальные члены домохозяйства при этом продолжают трудиться на родине.

Снижение угроз для благополучия домохозяйств при реализации такого подхода можно объяснить рядом факторов:

• Если экономическая ситуация на родине начнет ухудшаться, то денежные переводы от родственников из-за границы помогут домохозяйству преодолеть сложный период.

• Страны, в которые перемещаются мигранты, как правило, более развитые, с хорошо отлаженной системой страхования и государственной помощи в случае временной нетрудоспособности. Это гарантирует мигрантам прожиточный минимум, что зачастую может не обеспечиваться на родине.

• Развитая банковская система в новой стране позволяет мигрантам использовать кредиты для решения возникающих проблем - поддержки собственного бизнеса, приобретения недвижимости или иных товаров и т.п.

• Для мигрантов, занятых в области сельского хозяйства, значительные возможности для снижения риска предоставляет система страхования урожая и отлаженный механизм рынка фьючерсных контактов на результаты сельскохозяйственного производства.

• Наличие развитого фондового рынка в стране-реципиенте позволяет мигрантам выгодно инвестировать свои накопления в финансовые инструменты, снижая, таким образом, риск воздействия инфляции на свои доходы.

«Теория двойного рынка труда» (М. Пиоре и др.) отвергает подходы к обоснованию трудовой миграции личными интересами конкретного работника или интересами домохозяйства. Сторонники данной теории считают трудовую миграцию прочно укоренившимся атрибутом современного рынка труда, и международное перемещение работников обусловлено возрастающим спросом на услуги мигрантов со стороны экономик различных стран.

В рамках данной теории, повышение спроса на услуги иностранных работников объясняется рядом факторов:

Во-первых, заработная плата отражает не только равновесный уровень оплаты работника с точки зрения взаимосвязи спроса и предложения на рынке труда, но и определяет ста-

тус, престиж, социальное положение работника. В этой связи работодатели сталкиваются со сложной проблемой: очевидно, что со временем необходимо повышать заработную плату низкооплачиваемым сотрудникам, чтобы избежать трудовых конфликтов. Но это должно немедленно повлечь повышение оплаты труда более квалифицированных сотрудников, иначе они будут воспринимать происходящее как снижение своего статуса. Но одновременное увеличение заработной платы всем сотрудникам требует значительных расходов для работодателей. Поэтому они идут по более простому пути - увольняют низкооплачиваемых работников, а на их место привлекают новых мигрантов, согласных трудиться по низким ставкам зарплаты.

Во-вторых, во многих случаях мигранты выполняют работу, которая считается «непрестижной» для граждан страны пребывания мигрантов -мусорщики, уборщики, подсобные рабочие, домашняя прислуга и т.п.

В-третьих, в экономиках любых стран присутствуют сектора с высокой концентрацией капитала (машиностроение, химическая промышленность) и сектора с высокой концентрацией труда (строительство, коммунальное хозяйство). Для секторов первого типа требуются высококвалифицированные работники, потребность в которых удовлетворяется в основном за счет национальных кадров. Для секторов же второго типа характерны низкий уровень заработной платы, высокая вероятность увольнения, отсутствие перспектив перехода на более престижную работу. Это удерживает национальные кадры от поступления на работу в сектора второго типа, оставляя их для иммигрантов.

В-четвертых, согласие мигрантов на низкооплачиваемую работу обусловлено также демографической ситуацией в их родных странах: в большинстве стран в последние годы на рынок труда активно выходят женщины и молодежь. В этой связи предложение труда резко возрастает, что побуждает работников соглашаться на переезд в другую страну с перспективами работы на низших ступенях иерархической лестницы, но с гарантированным в определенной степени доходом.

Сторонники теории «мировых систем» (А. Портес, Дж. Уолтон, М. Кастелльс, С. Сассен и др.) придерживаются точки зрения, что миграция

трудовых ресурсов - это процесс, объективно сопровождающий проникновение устоев капиталистической экономики развитых стран в страны с нарождающимися или развивающимися рыночными отношениями. Как только фирмы из Западной Европы, Северной Америки, Японии, Китая начинают разрабатывать природные ресурсы в других странах, участвовать в развитии сельского хозяйства, реали-зовывать инфраструктурные проекты, это неминуемо влечет приток мигрантов, в том числе квалифицированных специалистов.

Согласно теории «мировых систем» существует ряд обстоятельств, обусловливающих международное перемещение трудовых ресурсов:

• Проникновение современных технологий в сельское хозяйство других стран сопровождается, с одной стороны, резким повышением производительности труда, но, с другой стороны, бывшие крестьяне в значительных количествах вынуждены оставлять традиционное занятие, и пополняют ряды потенциальных мигрантов.

• Во многих странах иностранный капитал направляется на разработку полезных ископаемых. Этот сектор экономики требует привлечения большого количества работников. Зачастую, таковыми становятся бывшие крестьяне, готовые работать в других странах за относительно низкую заработную плату.

• Проникновение современных производств в страны с низким уровнем развития экономики, в конечном итоге, приводит к тому, что в этих странах появляются собственные высококвалифицированные специалисты, готовые эмигрировать в развитые страны и составить конкуренцию национальным кадрам.

• Развитие рыночных отношений и глобализация обусловливают возникновение современных транспортных и коммуникационных систем, что значительно упрощает не только обмен товарами, информацией, капиталом, но и перемещение работников между странами.

• Для современной экономики характерно формирование очень крупных городов, где сосредоточены банки, финансовые учреждения, административные органы, фирмы по оказанию различных услуг, высокотехнологическое производство и т.п. (Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Лондон, Париж,

Франкфурт, Москва, Токио, Сингапур, Сидней). В таких агломерациях повышается спрос как на высококвалифицированных специалистов, так и на труд низкоквалифицированных кадров (водителей, уборщиков, садовников, официантов, горничных, сиделок). Параллельно происходит перемещение промышленного производства в другие страны, расширяется высокотехнологичный сектор, резко увеличивается спрос на услуги в области медицины и образования. Это приводит к поляризации спроса на рынке труда: наиболее востребованными оказываются специалисты либо с высокой, либо с низкой квалификацией. Поскольку национальные кадры неохотно переходят на работу с низкой квалификацией, считая её «непрестижной», то эту нишу заполняют мигранты.

Теория сетей (Г. Хьюго, Д. Массей, Д. Гурак) пытается объяснить расширяющиеся потоки миграции трудовых ресурсов формированием и совершенствованием сетей взаимосвязи между будущими мигрантами и теми, кто уже покинул страну и закрепился на новом месте пребывания. В основе таких сетей - национальная общность, традиции поддержки родственников и близких. Воздействие «сетей» на потоки мигрантов проявляются по двум основным направлениям:

- во-первых, они позволяют значительно снизить расходы мигрантов на перемещение в другую страну, особенно затраты на обустройство по новому месту жительства;

- во-вторых, «сети» способствуют снижению риска переезда в другую страну: соотечественники помогают с поиском работы, поддерживают в случае её потери и т.п.

Роль «сетей» можно проследить, оценивая миграцию этнических китайцев и вьетнамцев. Этнические диаспоры китайцев («хуацяо») и вьетнамцев («вьеткиеу») за границей активно вовлечены в процессы обеспечения переезда соотечественников за границу. Более того, их деятельность является составной частью государственных программ Китая и Вьетнама по развитию человеческих ресурсов.

Сторонники «институциональной теории» миграции (Р. Аларкон, У Бё-нинг, Дж. Рейчерт и др.) придерживаются следующей точки зрения: возникновение международной миграции трудовых ресурсов потребовало создания особых институтов, способс-

твующих перемещению мигрантов. Прежде всего, учреждений по выдаче виз, транспортному обеспечению переезда, обустройству на новом месте жительства и др. Изначально многие из таких учреждений имели криминальные корни и зачастую обслуживали потоки нелегальных мигрантов. Однако деятельность правоохранительных органов и обществ по защите прав человека способствовала декриминализации большинства подобных учреждений. В настоящее время они оказывают услуги по визовому обеспечению, заключению трудовых контрактов, перемещению мигрантов в новую страну, их обустройству, разрешению возникающих сложностей и т.п. Это существенно упрощает сам процесс переезда мигрантов на новое место жительства.

Отметим, что рассмотренные выше теории трудовой миграции, как и другие существующие теории данного явления, подразумевают учет значительного количества допущений и условий. Это объясняется как сложностью и многообразием причин миграции, так и неоднозначностью воздействия миграционных потоков на экономику стран - реципиентов и стран - доноров трудовых ресурсов. Различные, зачастую противоречивые, теоретические обоснования трудовой миграции во многом объясняют тот факт, что во многих странах разработаны собственные подходы к решению проблем трудовой миграции.

Основные характеристики рынка труда стран ССАГПЗ

Отмеченные выше ключевые особенности экономики стран ССАГПЗ обусловливают и общие черты рынка труда данных стран:

Низкую долю национальных кадров среди общего количества занятого населения. Как свидетельствуют статистические данные, в 2011г. национальные кадры в среднем по всем странам ССАГПЗ составляли 32,9%, находясь в пределах от 5,7% для Катара до 49,4% в Саудовской Аравии.

Высокую сегментацию рынка труда по двум основным направлениям: во-первых, государственный и частный сектор экономики, во-вторых, национальные и местные кадры.

Во всех странах ССАГПЗ государственный сектор предназначен в основном для найма национальных кадров (таблица 2) [4].

Таблица 2. Доля национальных кадров в общем количестве занятых в государственном секторе (%)

Страна 2006 г. 2008 г.

Бахрейн 38 29

Кувейт 87 86

Оман 50 47

Саудовская Аравия 73 72

Катар 89 88

Государственным служащим, как правило, устанавливаются более высокие ставки заработной платы, предоставляются социальные гарантии и пособия при выходе на пенсию, у них менее продолжительный рабочий день, чем у занятых в частном секторе.

В отличие от национальных кадров, экспатрианты в основном заняты в частном секторе экономики, где заработная плата ниже, а уровень конкуренции выше. В этой связи экспатрианты более приспособлены к изменениям на рынке труда, способны менять место работы. Данное обстоятельство усиливает расслоение трудовых ресурсов по направлениям: государственные - частные предприятия и местные кадры - иммигранты.

Высокий уровень безработицы, особенно среди женщин и молодёжи. Статистические ведомства стран ССАГПЗ не предоставляют обширных и достоверных данных об уровне безработицы и динамике её изменения, ограничиваясь зачастую сведениями о безработице среди национальных кадров. Ряд специалистов на основе анализа доступной статистической информации оценивал уровень безработицы среди местных работников в странах ССАГПЗ в 11-12% [5]. Для отдельных стран региона безработица для местного населения в разные годы оценивалась в 15% для ОАЭ (2003г.), 18,5% для Бахрейна (2004г.). Проведенные расчеты давали уровень безработицы среди национальных кадров в 2008г. в ОАЭ в 14%, в Саудовской Аравии - 10%, в Катаре и Кувейте -около 3%.

Безработица среди иностранных рабочих во всех странах ССАГПЗ значительно ниже безработицы среди национальных кадров. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, экспатрианты используются в тех отраслях экономики, где требуется большое количество работников (строительство, торговля, сельское хозяйство, мелкое производство, обслуга в отелях и ресторанах). Во-вторых, на-

циональные кадры рассматривают труд иммигрантов как «непрестижный» и не составляют ощутимой конкуренции экспатриантам в частном секторе экономики. В-третьих, низкий уровень заработной платы не становится препятствием при переходе иностранного работника к другому работодателю. В-четвертых, при наличии контрактной системы найма иммигранты стремятся

сохранить место работы, не склонны к трудовым конфликтам и прекращению трудовых отношений.

Безработица среди женщин и молодежи значительно превышает средний уровень безработицы в каждой стране региона (таблица 3):

Как видим, несмотря на существенные отличия в уровне безработицы этих двух стран, общая тенденция очевидна - ряды безработных чаще всего пополняют женщины и молодежь.

Асимметрию в распределении трудовых ресурсов: значительная часть работников занята в строительстве, производстве товаров массового спроса и в сфере оказания услуг (оптовая и розничная торговля, обслуживание отелей и ресторанов, домашняя прислуга). Женский труд используется

Таблица 3. Уровень безработицы среди женщин и молодежи (национальные кадры)

Страна Общий уровень безработицы Уровень безработицы среди мужчин Уровень безработицы среди женщин

Саудовская Аравия 10,0 6,8 26,9

в том числе в возрасте (лет)

15 - 19 57,1 56,4 66,7

20 - 24 38,4 29,3 72,0

25 - 29 17,7 10,6 41,6

30 - 34 4,4 3,3 9,0

Кувейт 3,6 3,1 4,2

в том числе в возрасте (лет)

15 - 19 6,2 6,4 62,5

20 - 24 10,8 9,8 12,2

25 - 29 5,0 3,3 6,8

30 - 34 1,9 1,1 2,8

Источник: составлено автором.

Таблица 4. Занятость в различных секторах экономики (2009 г.)

Направление экономической деятельности Бахрейн Кувейт Катар Саудовская Аравия ОАЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а атв с е а атв с е а атв с е а атв с е а атв с е

% от общего коли занятых % иностранных работников % от общего коли занятых % иностранных работников % от общего коли занятых % иностранных работников % от общего коли занятых % иностранных работников % от общего коли занятых % иностранных работников

Производство товаров массового спроса 17,2 75,1 5,6 92,6 8,6 99,2 6,5 76,2 7,7 93,9

Строительство 32,8 89,8 8,1 95,2 44,3 99,8 12,8 91,0 12,3 94,7

Оптовая и розничная торговля 17,9 81,6 11,0 99,4 16,6 79,8 15,4 93,9

Отели и рестораны 6,6 89,1 15,3 96,4 2,0 99,9 2,8 89,0 4,0 95,7

Домашняя прислуга 9,1 87,9 42,8 72,4 6,4 100 9,8 99,6 13,1 94,8

Всего: 83,6 71,8 72,3 48,5 52,5

Источник: составлено автором.

практически только в сфере услуг, при этом иммигрантки выполняют обычно функции домашней прислуги, а местное женское население занято в сфере образования и социальных услуг.

Обобщенные данные о распределении трудовых ресурсов по ряду направлений экономической деятельности в странах ССАГПЗ отражает таблица 4 [6].

Как свидетельствуют данные таблицы 4, в странах Персидского залива превалирующая часть всех занятых в экономике (от 48,5% до 83,6%) сосредоточена в указанных пяти направлениях хозяйственной деятельности. Эта же таблица подтверждает сделанный ранее вывод о высокой концентрации экспатриантов среди работников в частном секторе экономики.

5. Широкое использование системы спонсорства (так называемой кафалы) при найме иностранных работников, чтобы регулировать количество временных иностранных работников. В общем случае система спонсорства означает, что временные иностранные работники набираются спонсором, они рассматриваются как временные «гости» своего спонсора или работодателя, их права и уровень заработной платы

ограничиваются. С учетом практически неограниченного предложения дешевого труда из стран Азии и небольшого притока экспатриантов из арабских стран, в долгосрочной перспективе это приводит к тенденции снижения уровня заработной платы мало- и среднеквалифицированных, а зачастую и высококвалифицированных иммигрантов. Данное обстоятельство, а также тот факт что, как уже отмечалось, в государственном секторе заняты в основном национальные кадры, усугубляет расслоение работников по национальному признаку, порождает структурные перекосы в экономике, вследствие чего у частного бизнеса не возникает ни желания, ни возможностей трудоустроить растущее количество местных работников. Кроме того, система спонсорства снижает желание частных компаний инвестировать в человеческий капитал, внедрять современные технологии, в результате чего производительность труда в странах ССАГПЗ остается на низком уровне.

Литература. References.

1. Winckler, O., 2009a. Arab Political Demography, second edition. Brighton: Sussex Academic Press, p. 130

2. Gulf Cooperation Council Countries. Enhancing Economic Outcomes in an Uncertain Global Economy, p. 33.

3. D. Massey, J. Arango, G. Hugo, A. Kouaouci, A. Pellegrino, J. Taylor. Theories of International Migration: A Review and Appraisal. Population and Development Review, Vol. 19, No. 3 (Sep., 1993), pp. 431-466. Population Council Stable, http://www.jstor.org/ stable/2938462

4. Shah, N., 2008. Recent Labor Immigration Policies in the Oil-Rich Gulf: How Effective Are They Likely To Be? Asian Regional Programme on Governance of Labor Migration, Working Paper 3. Bangkok: ILO, table 7.

5. Data on unemployment: Baldwin-Edwards, M., 2011, "Labor Immigration and Labor Markets in the CCArn3 Countries: National Patterns and Trends", Kuwait Programme on Development, Governance, and Globalization in the Gulf States, pp. 19-21.

6. Baldwin-Edwards, M., 2011, "Labor Immigration and Labor Markets in the CCArn3 Countries: National Patterns and Trends", Kuwait Programme on Development, Governance, and Globalization in the Gulf States, p. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.