НИЖЕГОРОДЦЕВ Роберт Михайлович
Доктор экономических наук, заведующий лабораторией экономической динамики и управления инновациями
Институт проблем управления РАН
117997, РФ, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65 Контактный телефон: (495) 334-93-09 e-mail: [email protected]
Трудовая миграция как инструмент повышения качества человеческого капитала
Ключевые слова: трудовая миграция; макроэкономическое неравновесие; рынок труда; квалифицированный труд; экономическая политика.
Обсуждается проблема перетока трудовых ресурсов в неравновесных открытых макросистемах. Обосновывается тезис о том, что дешевизна живого труда в среднесрочной перспективе стимулирует стагнацию и консервирует технологическую отсталость макросистемы. Даются рекомендации в области политики занятости и доходов для современной экономики России.
Чтобы разобраться в устройстве современного рынка труда, необходимы разработки в том числе в области экономической теории. Косные представления неоклассического синтеза, не учитывающие институциональных реальностей, стоят на пути понимания проблем развития рынка труда и его адекватного, научно обоснованного регулирования центральными и региональными органами власти. Данная проблема не составляет российской специфики, она относится к мировой экономической науке в целом. Однако отдельные ее аспекты, несомненно, значимы для России, и по ним необходимо вырабатывать определенную политику в области занятости и доходов, которая пока что весьма далека от потребностей российской хозяйственной практики.
Традиционная парадигма в экономической науке (особенно в той ее части, которая оперирует количественными моделями) исходит из предположения, что изучаемые макросистемы равновесны (по Вальрасу или по Кейнсу), протекающие в них процессы линейны, технологическая среда однородна и стабильна, а влиянием внешних процессов, как правило, можно пренебречь.
Широкая распространенность (можно сказать, популярность) этой парадигмы равновесия [1; 2] неудивительна, несмотря на то, что ни одно из приведенных допущений в действительности, как правило, не имеет места. Исследователи мало заботятся о том, насколько формальная модель соответствует реальности, они упрощают задачу для того, чтобы им самим было легче ее решить. Для равновесных макросистем имеют место некоторые естественные законы сохранения, а линейные процессы существенно легче прогнозируются. Таким образом, исследуя реальные макросистемы, ученые, как правило, сперва приписывают им некоторые «удобные» для исследования черты 3 и свойства, затем строят модель и на ее основании делают определенные выводы. Одна-^ ко при таком подходе остается открытым, собственно, главный вопрос: в каком смысле р^ и в какой степени сделанные выводы можно отнести к реальной жизни? | Реальные макросистемы, не выдуманные авторами научных трактатов и учебных ^ пособий, как правило, являются неравновесными. При этом состояния рецессионного й и инфляционного разрывов чаще всего весьма устойчивы, в том смысле, что одна и та же з макросистема способна находиться в определенном состоянии неравновесия в течение © десятков лет, и в течение этого периода она не испытывает часто приписываемого ей
«стремления» к равновесному состоянию. Это значит, что в определенных макросистемах совокупный спрос чаще всего либо отстает от совокупного предложения (этот тип неравновесия называется рецессионным разрывом), либо обгоняет совокупное предложение (инфляционный разрыв) (см. рисунок). При этом циклические колебания, которые испытывает макросистема, представляют собой колебания вокруг определенного неравновесного состояния, а совсем не вокруг состояния равновесия, как об этом говорят учебники неоклассического синтеза.
Таким образом, макроэкономическое неравновесие неправомерно рассматривать как отклонение от состояния равновесия. Неравновесие макросистем является самостоятельным и притом весьма достойным предметом исследования.
Логика неравновесной динамики макросистем позволяет объяснить переливы ресурсов из одних макросистем в другие. В экономике инфляционного разрыва ресурсы недооценены, поэтому в отсутствии барьеров входа/выхода они утекают в макросистемы, пребывающие в рецессионном разрыве, где общий уровень цен превышает равновесный и те же ресурсы оценены более высоко.
Типы макроэкономического неравновесия: а - рецессионный разрыв; б - инфляционный разрыв
Типичным примером этого перемещения является миграция трудовых ресурсов из развивающихся стран в развитые, из деревни в город и т. д. В итоге на одних сегментах рынка труда обостряется конкуренция, тогда как другие, напротив, пребывают в депрессивном состоянии, никак не связанном с перспективами развития отрасли, к которой относится данная проблема.
В качестве примера отметим, что летом 2012 г. исследовательский центр рекрутин-гового портала Superjob.ru обнародовал результаты социологического опроса, посвященного отношению россиян к трудовым мигрантам. Проводился опрос 1 600 респондентов экономически активного населения РФ старше 18 лет в 248 населенных пунктах. Один из результатов был несколько неожиданным: почти каждый пятый респондент (18%) указал, что «лично ему» приходится конкурировать с мигрантами из Средней Азии [3]. На фоне постоянных аргументов о «безобидных» мигрантах, которые занимают лишь низкооплачиваемые места, не пользующиеся спросом у местных жителей, такой процент недовольных российских работников кажется очень большим.
Одна из причин такого положения вещей заключается в том, что доля граждан, обеспокоенных конкуренцией с гастарбайтерами из Средней Азии, меняется в зависимости от ежемесячного дохода. Среди граждан с доходами до 25 тыс. р. в месяц конкуренцию с выходцами из Средней Азии ощущают 23%, с доходами от 25 до 45 тыс. р. в месяц - около 20%, с доходами свыше 45 тыс. р. в месяц - 14% респондентов. В России в 2012 г. было немало регионов, где средний уровень зарплаты не превышал 15 тыс. р. в месяц, т. е. равнялся или был ниже зарплаты многих гастарбайтеров. В таких обстоятельствах конкуренция между «местными» и «приезжими», как легко понять, становится вполне реальной.
3 (53) 2014
Известия УрГЭУ < 7
«Миграция оказывается благом, а не злом, только в том случае, если не происходит концентрации переселенцев из конкретной страны в одном регионе, - говорит специалист Центра демографии и экологии человека. - При этом дозированные вливания мигрантов в массы коренного населения заставляют переселенцев следовать существующим местным традициям, что очень важно для общего комфортного сосуществования наций. Совершенно очевидно, что иммигранты с близкой российскому человеку культурой и языковыми традициями адаптируются в стране более успешно» [4]. По мнению демографов, главными приоритетами миграционной политики должны стать меры по привлечению в страну соотечественников и иммигрантов из стран с близкой России культурой.
В качестве примера отметим, что после войны 1812 г. в России осталось несколько тысяч французов. Российское правительство разрешило им жить и работать в России, приняв российское подданство, но при одном условии: они должны были выбрать себе русские имя и фамилию. Не случайно датчанина Витуса Беринга оформили на службу в русский флот под именем Ивана Ивановича. Так решалась проблема культурной и языковой идентичности мигрантов.
Понятно, что таким способом нельзя решать проблему адаптации временных мигрантов, которые не связывают свою судьбу с Россией, а приезжают в страну исключительно с целью временного решения своих материальных проблем. Но это и означает, что с мигрантами разных категорий необходимо работать по-разному, чего пока не понимают отечественные миграционные службы, нередко возводящие барьеры на пути адаптации тех мигрантов, которые заполняют бреши в высокотехнологичных секторах российской экономики, например в отрасли науки и научного обслуживания, в сфере высшего образования.
В июне 2013 г. вышел Федеральный закон № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором указывается, что любая организация, фирма, участвующая в мероприятиях по подготовке этого чемпионата, может приглашать иностранных работников вне квоты, без разрешения на работу, без наличия необходимых документов, предусмотренных российским законодательством [5], т. е. фирмы, участвующие в подготовке чемпионата мира, могут действовать в ином правовом поле, на них не распространяются нормы миграционного законодательства страны. Это говорит о понимании нашим правительством того факта, что никакая большая стройка не может обойтись без привлечения «дешевых» трудовых мигрантов.
Аналогичные нормативные акты были приняты в связи с олимпийской стройкой в Сочи. Именно тот факт, что участвующие в строительстве спортивных объектов фирмы имели возможность работать вне стандартного правового поля Российской Федерации, обусловил огромные притоки инвестиций в Краснодарский край в течение последних лет. В частности, в 2013 г. этот регион по данному показателю оказался седьмым, обогнав Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Московскую область: прирост инвестиций, по сравнению с 2012 г., в Краснодарском крае составил 17% [6].
Между тем отечественный рынок квалифицированного труда остается закрытым, вход на него для нерезидентов сопровождается необходимостью преодоления многочисленных барьеров, частично оставшихся от эпохи плановой экономики [7]. Различные организации (даже в рамках действующего законодательства, а не в порядке исключения) имеют право привлекать на работу в штат иностранных граждан и лиц без гражданства. Учреждениям Российской академии наук это категорически запрещено, равно как и высшим учебным заведениям, финансируемым (хотя бы частично) за счет средств госбюджета. Таким образом, Россия без проблем импортирует спортсменов и дворников, но не ученых и преподавателей, обладающих действительно высокой
квалификацией. В игровых видах спорта иностранным гражданам разрешено выходить на поле в составе российских команд, тогда как в науке и в высшей школе комплектование персонала по тому же принципу запрещается.
Российским исследователям, не имеющим возможности сформировать научные коллективы из специалистов разных стран, приходится конкурировать с объединенным интеллектуальным потенциалом всего мира. Это абсурдная и губительная политика, в долгосрочной перспективе ведущая к деградации всей системы научных исследований [8].
Для решения этой проблемы, не нужно много денег. Наоборот, если освободить Федеральную миграционную службу от выполнения целого ряда ненужных функций в отношении определенных категорий иммигрантов, это приведет лишь к экономии средств в масштабе всей страны.
Для укрепления отечественной науки нужно заниматься не возвращением в Россию ученых-эмигрантов, предлагая им максимально благоприятные условия, а дать возможность на общих основаниях работать ученым-иностранцам бок о бок с российскими учеными, что будет гарантией реального обмена научной информацией и вовлечения отечественной науки в общемировые процессы научного сотрудничества и взаимодействия.
Чрезмерный акцент на использовании дешевого труда, особенно в тех сегментах экономики, где нельзя обойтись без привлечения работников стандартной или даже высокой квалификации, чреват негативными последствиями для экономики в среднесрочной перспективе. Дешевый живой труд опасен для развития макросистемы по целому ряду причин.
Во-первых, дешевизна труда делает невыгодным для частных агентов обновление производства и тем самым консервирует технологическую отсталость производственных процессов.
Во-вторых, дешевизна труда препятствует формированию элитарного рынка труда [9], и даже люди, получившие хорошее образование, не в состоянии найти внутри страны работу, которая по уровню оплаты соответствовала бы их квалификации. Таким образом, технологическая отсталость становится почти фатальной: даже когда наступает пора неизбежных технологических сдвигов, предприниматели не могут найти людей, способных эти сдвиги осуществить. Как показывают данные последних лет, в условиях промышленного кризиса эта проблема стала актуальной даже для экономики США. Все больше квалифицированных людей (главным образом, иностранцев), получивших образование в Америке, не могут найти работу и уезжают из страны, что вызывает заметное беспокойство правительства, поскольку такая динамика рынка труда чревата утратой лидерства в области инноваций [10].
В-третьих, дешевизна труда стимулирует трудовую эмиграцию в те страны и регионы, где живой труд оценен более высоко. Это касается перетоков любого ресурса, труда в том числе. Основной причиной трудовой миграции является разница в стоимостной оценке живого труда, как бы ни пытались некоторые исследователи поставить во главу угла качество жизни, индекс человеческого развития и прочие трудно измеримые показатели интегрального характера.
В-четвертых, дешевизна труда предполагает, что значительную часть рынка труда макросистемы составляет маргинальный рынок, на котором маргинальной (несправедливо низкой) оплате труда соответствуют и маргинальные условия труда (физически тяжелый, экологически вредный, травматически опасный, низкоэргономичный). Искусственно препятствуя повышению оплаты труда, и частный бизнес, и правительство раздувают данный сегмент трудового рынка, что «привязывает» значительную часть населения к соответствующим видам работы, препятствуя их перетоку в более технологичные сегменты рынка труда [11].
3 (53) 2014 ■ПЗЩЭЗЕ
9
Это пагубно сказывается и на отраслевой структуре производства. Например, если речь идет о временном закрытии угольных шахт с целью их реконструкции и модернизации производственных процессов, то немедленно обнаруживается, что многие из этих шахт являются градообразующими предприятиями и на то время, пока они закрыты, нужно обеспечить людей работой, которая соответствовала бы уровню их квалификации и трудовым компетенциям. Понятно, что из шахтера не сделать программиста за несколько месяцев. Таким образом, правительство сталкивается с проблемой, которая решалась бы существенно проще, если бы труд был более технологичным, квалифицированным и лучше оплачиваемым.
В-пятых (и это одно из следствий четвертого пункта), дешевизна труда способствует тому, что значительная его часть оказывается на криминальном рынке труда. Когда невозможно получить высокий доход в легальной сфере, возникает соблазн попробовать свои силы в системе неформальных институтов, часть которых носит откровенно криминальный характер. В частности, предлагая трудовым мигрантам изнурительный физический труд за гроши, нужно быть готовым к тому, что часть их пополнит ряды криминальных структур, где более высокому уровню риска соответствует более высокий доход.
Трудовая миграция может быть организована таким образом, чтобы стать инструментом повышения качества человеческого капитала страны. Это требует последовательных, взвешенных решений, основанных на понимании того факта, что рынок труда неоднороден и разные его части должны регулироваться в различных режимах.
Источники
1. Нижегородцев Р. М. Неравновесная динамика макросистем и механизмы преодоления мирового кризиса. Новочеркасск : НОК, 2011.
2. Горидько Н. П., Нижегородцев Р. М., Цукерман В. А. Инновационные векторы экономического роста северных регионов: возможности, оценки, прогнозы. Апатиты : Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2013.
3. Башкатова А. Конец мифа о гастарбайтерах: конкуренцию с работниками из азиатских республик ощущает каждый пятый россиянин. Режим доступа: http://www. ng.ru/economics/2012-07-24/1_gastarbaitery.html.
4. Федорова Л. Трудовой рынок России спасут иммигранты. Режим доступа: http:// rbcdaily.ru/market/562949979068245.
5. Кожина Н., Трегубова Е. «Осталось не больше года». Поставнин о грядущем миграционном коллапсе. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/article/66933.
6. Россия разделилась на развитую и неразвитую // Независимая газ. 2014. 14 февр.
7. Нижегородцев Р. М. Барьеры входа на рынке квалифицированного труда и перспективы формирования инновационной экономики в России // Управление инновациями - 2011 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (14-16 ноября 2011 г.) / под ред. Р. М. Нижегородцева. М. : ЛЕНАНД, 2011.
8. Нижегородцев Р. М. Инновационное развитие общества и актуальные проблемы образования в России // Открытое образование : науч.-практ. журн. 2012. № 4 (93).
9. Нижегородцев Р. М. Рынок труда: сегментация и проблема равновесия // Вестн. ИНЖЭКОНа. 2005. № 1.
10. В США забили тревогу из-за оттока квалифицированных рабочих и инженеров. Режим доступа: http://www.km.ru/biznes-i-finansy/2011/10/06/ekonomicheskaya-situatsi-ya-v-mire/v-ssha-zabili-trevogu-iz-za-ottoka-kva#1758456816.
11. Нижегородцев Р. М. Иллюзия равновесия на рынке труда // Экон. стратегии. 2005. № 5-6.