Научная статья на тему 'Трудовая миграция как фактор социальной стабильности в республике Таджикистан'

Трудовая миграция как фактор социальной стабильности в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / LABOR MIGRATION / EMPLOYMENT / NATIONAL SECURITY / SOCIAL FACTOR / STATE MIGRATION POLICY / URBAN POPULATION / MONEY TRANSFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Адолатжон Толибджоновна

В статье рассматривается проблема регулирования занятости в условиях транзитивной экономики. Автор на основе исследования состояния рынка труда Республики Таджикистан определяет, что в современных условиях денежные переводы мигрантов выступают основным источником внешнего финансирования населения. При этом предполагается разработка и использование специальных законодательных норм, которые должны способствовать решению проблем занятости в республике. В статье также предложены показатели эффективного регулирования занятости государством и разработаны приоритетные направления миграционной политики Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаева Адолатжон Толибджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Migration as a Factor of Social Stability in Tajikistan Republic

The article dwells on the problem concerned with regulation of employment under the conditions of transitive economy. On authority of the explored labor market of Tajikistan Republic the author states that under modern conditions monetary transferences of migrants serve as the main source of outward financing of population. Hereby, they propose an elaboration of special legislative norms with their further introduction into usage bound to promote a solution of the problem of employment in the republic. Suggested indices of effective employment regulation carried out by the state and elaborated priority streamlines of migration policy are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция как фактор социальной стабильности в республике Таджикистан»

Абдуллаева Адолатжон Толибджоновна,

соискатель кафедры мировой экономики ТГУПБП

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В

РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Современное состояние развития национальной экономики Республики Таджикистан предполагает создание и формирование эффективной, гибкой политики занятости, в которой основным направлением является государственная миграционная политика. Современная демографическая ситуация в республике, несмотря на повышение коэффициента роста собственного населения, вызывает серьезную озабоченность. Она связана с увеличением миграционного оттока, особенно людей трудоспособного возраста и высокой квалификации. Причины оттока заключаются прежде всего в снижении доходов, получаемых в отраслях материального производства республики.

Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных групп достигает двухзначной цифры, то есть превышает отношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в отношении 1:6-8), то общество вступает в зону социальной нестабильности [1, 9]. В Таджикистане межотраслевые различия в средней оплате труда в 2011 году колебались, что особенно характерно для работников аграрного сектора экономики.

В соответствии с рекомендациями ООН, нижний предел в сельском хозяйстве должен составлять 3 доллара в час. Если оплата опускается ниже этого показателя, работник теряет стимул к труду. В сельском хозяйстве Таджикистана часовая оплата составляет 0,23 дол. [4, 239] (для сравнения: в России - 1,5 дол., в США - 15,6 дол., в Германии - 22 дол.). Эта ситуация объясняется снижением уровня эффективности сельского хозяйства и говорит о том, что экономическая политика пока не нацелена на повышение эффективности отраслей реального сектора.

Между тем, в последнее десятилетие идет рост трудовой миграции, которая связана с вышеприведёнными утверждениями, следовательно, этот процесс происходит и в нашей стране, но причина характеризуется иным образом.

Во-первых, в РТ после перехода к рыночным отношениям произошёл спад во всех сферах рынка, в том числе и на рынке труда. При этом формирование массового предложения на рынке труда приобрело неорганизованный характер. Низкий уровень заработной платы, отсутствие рабочих мест, дестабилизация экономических отношений в начале переходного периода увеличили остроту проблемы.

Во-вторых, социальная напряженность на рынке труда вызвало отток трудоспособного населения с территории республики. В данном контексте возникло такое

направление трудовой миграции, которое мы назвали вынужденной миграцией и которое выступало как метод снижения напряженности на рынке труда.

В-третьих, уровень бедности в Таджикистане до 2007г. находился на высоком уровне. Причина заключается в нехватке социально-экономической поддержки государства, и бедный слой населения выживал в основном за счет миграции. При этом проблема устранения бедности все еще остается открытой и даже в современных условиях эта проблема имеет место в острых дискуссиях отечественных ученых.

Миграционный отток, и особенно молодёжи в возрасте 18-35 лет, и, как следствие, сокращение численности трудовых ресурсов приводит к возрастанию роли демографических процессов в обеспечении национальной и региональной безопасности в республике. Процесс оттока молодёжи в последние годы принял массовый характер, что может привести к негативным демографическим последствиям.

Таким образом, исследование рынка труда Таджикистана показывает, что в современных условиях трудовая миграция является фактором снижения социальной напряжённости в республике. При этом возникает необходимость регулирования рынка труда в таком контексте, чтобы усилить роль государства в этом направлении.

Важную роль в повышении эффекта государственного регулирования занятости населения может сыграть разработка механизма использования денежных переводов трудовых мигрантов в социально-экономическом развитии Таджикистана. Исследования показывают, что в настоящее время для большинства стран СНГ денежные переводы являются одним из основных источников внешнего финансирования. Так, роль денежных переводов трудовых мигрантов, по данным Всемирного банка по итогам 2011 года, составляла в Таджикистане 47% к ВВП [5].

Подавляющая часть денежных средств мигрантов используется получателями в целях текущего потребления. Практика эмигрантов из Турции в Германию, из ряда стран в Западную Европу показывает, что растущий объём денежных переводов используется для приобретения недвижимости, вложения в человеческий капитал, создания собственного бизнеса и развития местной инфраструктуры, что вызывает необходимость государственного регулирования использования денежных переводов в этих целях в переходной экономике.

Экономическая значимость денежных переводов проявляется в том, что они способствуют приобщению к цивилизованным формам денежных операций через услуги по пересылке денег, что создает необходимые условия расширения сферы оказываемых услуг (кредитование, страхование, операции с ценными бумагами и т.д.). Применение такой практики в конечном итоге, стимулирует не только более активные формы использования полученных за рубежом доходов в национальной экономике, т.е. применение не только прогрессивных и цивилизованных форм потребления, но и инвестирование капиталов. Концентрация значительной части переводов в банковском секторе важна также с точки зрения инвестиционного потенциала таких доходов, который, в конечном счете, будет стимулировать экономический рост и повышение занятости таким образом:

- увеличение платежеспособного спроса населения приведёт к стимулированию производителей отечественных товаров и услуг, расширяя внутреннее производство;

- использование денежных переводов будет способствовать росту жилищного строительства в частном секторе, определяя развитие в целом отрасли строительства, формирующей ВВП. Строительный «бум» в частном секторе Таджикистана происходит особенно в последние 5 лет (2007-2012гг);

- формирование экономической среды и развитие предпринимательской деятельности;

- увеличение затрат получателей денежных переводов на обучение членов семей, которые представляют собой инвестиции в человеческий капитал, эффект от которого проявится в средне и долгосрочном периоде. При этом увеличение затрат на обучение будет ассоциироваться с некоторым ростом занятости в неформальной экономике.

Положительное решение проблемы использования денежных средств трудовых мигрантов в обеспечении роста экономики требует разработки и введения в использование специальных законодательных норм, которые должны способствовать решению следующих задач:

- установление ограничений по трансакции и сбережениям резидентов и нерезидентов в иностранных валютах;

- регулирование ограничений по размерам исходящих и входящих переводов;

- совершенствование внутренних правил операторов денежных переводов.

В государственной программе обеспечения занятости населения развитие международной трудовой миграции в условиях осуществления трансформационных преобразований должны отражаться пути оптимизации трудовых миграционных перемещений, имеющих и основные направления развития потенциала денежных переводов мигрантов. При оценке эффективности вышеуказанного государственного регулирования занятости можно использовать следующие показатели:

- степень влияния денежных переводов трудовых мигрантов на инвестирование развития человеческих ресурсов;

- снижение напряжения на внутреннем рынке труда;

- развитие межгосударственных и региональных рынков труда;

-повышение квалификации и конкурентоспособности трудовых ресурсов на

внешних рынках труда;

- совершенствование системы профессионального образования в соответствии с требованиями труда.

Основные направления государственного регулирования денежных переводов, на наш взгляд, должны осуществляться с помощью:

- организации механизма централизованного сбора данных и отчетности банков и организаций с целью учёта и оценки денежных переводов;

- осуществления опроса среди потребителей денежных переводов для определения их влияния на улучшение жизненных условий и эффективность использования;

- организация обмена информацией между банками и другими финансовыми учреждениями, с одной стороны, и государственными структурами - с другой.

Таким образом, трудовая миграция становится одним из важных источников доходов населения и на сегодняшний день является положительным фактором социальной стабильности в республике. Трудовая миграция в большой степени возникает в силу отсутствия рабочих мест и низкого уровня заработной платы, имеет в Таджикистане интенсивный рост и признана в качестве стратегии государственной политики занятости населения. Соответственно, основные приоритеты государственной миграционной политики Республики Таджикистан должны быть направлены на:

• заключение международных договоров со странами, принимающими эмигрантов из Таджикистана, с целью защиты их законных прав;

• разработку законодательной базы, соответствующей международным правовым нормам, с целью управления внешней трудовой миграцией;

• разработку и осуществление программы по миграции рабочей силы;

• создание системы социальной защиты мигрантов.

Список использованной литературы:

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики.-1994. -№ 12.

2. Концепция государственной миграционной политики РТ. - Душанбе, 2007.

3. Обзор миграции в Таджикистане: миграция и навыки (рабочая версия документа). - Душанбе, 2010.

4. Таджикистан: 20 лет государственной независимости.- Душанбе: Агентство по статистике при Президенте РТ, 2011.

5. http://www. iarex. ru/news/31404. html (22.11.12)

А.Т. Абдуллаева

Трудовая миграция как фактор социальной стабильности в Республике

Таджикистан

Ключевые слова: трудовая миграция, занятость, национальная безопасность, социальный фактор, государственная миграционная политика, сельское население, денежные переводы

В статье рассматривается проблема регулирования занятости в условиях транзитивной экономики. Автор на основе исследования состояния рынка труда Республики Таджикистан определяет, что в современных условиях денежные переводы мигрантов выступают основным источником внешнего финансирования населения. При этом предполагается разработка и использование специальных законодательных норм, которые должны способствовать решению проблем занятости в республике. В статье также предложены показатели эффективного регулирования занятости государством и разработаны приоритетные направления миграционной политики Республики Таджикистан.

A.T. Abdullayeva

Labor Migration as a Factor of Social Stability in Tajikistan Republic

Key words: labor migration, employment, national security, social factor, state migration policy, urban population, money transferences.

The article dwells on the problem concerned with regulation of employment under the conditions of transitive economy. On authority of the explored labor market of Tajikistan Republic the author states that under modern conditions monetary transferences of migrants serve as the main source of outward financing of population. Hereby, they propose an elaboration of special legislative norms with their further introduction into usage bound to promote a solution of the problem of employment in the republic. Suggested indices of effective employment regulation carried out by the state and elaborated priority streamlines of migration policy are presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.