Научная статья на тему 'Трудовая, финансовая и инвестиционная обеспеченность региона-субъекта РФ'

Трудовая, финансовая и инвестиционная обеспеченность региона-субъекта РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН-СУБЪЕКТ РФ / ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенина Е. В.

Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов вышедшей в свет монографии Е.В. Горшениной «Региональные экономические исследования: теория и практика». В данном номере вниманию читателей предлагается параграф 2.4 из монографии. Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая, финансовая и инвестиционная обеспеченность региона-субъекта РФ»

Горшенина Е.В.

Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с.

Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов вышедшей в свет монографии Е.В. Горшениной «Региональные экономические исследования: теория и практика». В данном номере вниманию читателей предлагается параграф 2.4 из монографии. Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.

2.4. ТРУДОВАЯ, ФИНАНСОВАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНА-СУБЪЕКТА РФ

Организующей силой механизма рыночных преобразований в соответствии со схемой (рис. 2.1.1), разработанной автором, выступает трудовой потенциал региона-субъекта РФ, а финансовая и инвестиционная обеспеченность определены как движущие силы. Поэтому в данном пункте предлагается авторский вариант оценки трудового потенциала на основе конкретизации основных показателей. Кроме того, уточняются источники финансовых ресурсов и инвестиций, обосновываются направления финансовой и инвестиционной обеспеченности региона-субъекта РФ.

Трудовая обеспеченность региона-субъекта РФ

1. Трудовой потенциал. Наличие способности к созидательному труду определяет трудовой потенциал как организующую силу механизма рыночных преобразований в регионе (рис.2.1.1). Трудовой потенциал региона представляет собой комплексную количественную и качественную характеристику способности его трудовых ресурсов создавать материальные блага и оказывать услуги в конкретных социально-экономических условиях.

В экономической практике отсутствует чёткое разграничение таких понятий как, «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «трудовой

потенциал». Они близки по смыслу, но не являются тождественными.

«Современный экономический словарь» [46, с. 347] трактует трудовые ресурсы как «экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности». Следует отметить, что часть трудовых ресурсов - это люди, способные работать, но не работающие по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). Таким образом, в состав трудовых ресурсов включаются население в трудоспособном возрасте, кроме нетрудоспособных, а также фактически работающие подростки и работающие лица пенсионного возраста [50, с. 540].

Современные методологические положения по статистике не выделяют «трудовые ресурсы» и ограничивается лишь определением рабочей силы. «... численность экономически

активного населения включает занятых и безработных» [41,с. 46].

Согласно рекомендациям МОТ всё население делится на экономически активное (рабочую силу) и экономически неактивное [41, с. 46]. Экономически активное население, в свою очередь, делится на безработных и занятых. К занятым относятся работающие либо временно отсутствующие на работе лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов. Экономически неактивное население - это часть населения обследуемого возраста, которое не входит в состав рабочей силы и включает учащихся, домохозяек, пенсионеров, инвалидов и т.д.

Таким образом, трудовые ресурсы включают, кроме экономически активного населения, и часть экономически неактивного, что показано на рис. 2.4.1. Для уточнения категории «трудовые ресурсы» необходимо пояснить, что трудоспособный возраст составляет для мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 года. Основная часть трудовых ресурсов состоит из лиц трудоспособного возраста (более 70 %), пенсионеры и подростки занимают незначительную часть, а на долю трудоспособных лиц, не занятых по разным причинам в общественном производстве, приходятся от 10 до 20 %.

«Трудовой потенциал страны, региона, предприятия - это располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем

трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-

образовательным уровнем, другими качественными характеристиками» [46, с. 347]. На рис. 2.4.1 часть

трудоспособного населения относится к экономически неактивному населению, но входит в состав трудовых ресурсов. Поэтому количественные и качественные характеристики трудового потенциала должны распространяться на все группы трудовых ресурсов. Его количественные характеристики включают. демографическое положение, состояние трудовых ресурсов, эффективность использования рабочей силы (рис. 2.4.2).

2. Демографическое положение (рис. 2.4.2). Первое

направление количественных характеристик трудового потенциала представлено демографическими показателями. Важнейшим среди них, определяющим численность трудовых ресурсов и возможности социально-экономического развития области, является численность населения. Изменение численности населения складывается под влиянием трёх факторов: естественного прироста, миграционного прироста, административно-территориальных преобразований.

Миграция - это процесс территориального перемещения населения. Основные тенденции миграционных процессов в России:

• приток населения из бывших союзных республик, возврат населения с территорий Севера к прежнему месту жительства,

• эмиграция россиян в развитые страны,

• приток мигрантов в сельскую местность.

Рис. 2.4.1. Классификация населения региона по составу рабочей силы и трудовых

ресурсов

143

І

І

І

Демографическое

положение:

численность

населения

рождаемость

смертность

продолжительность

жизни

возрастная структура населения

соотношение мужчин

и женщин

демографическая

нагрузка на

трудоспособное

население

интенсивность

миграционного

оборота

Состояние трудовых ресурсов:

численность трудовых ресурсов доля трудовых

ресурсов во всём постоянном населении

степень вовлечения трудовых ресурсов в экономику распределение занятого населения по отраслям

экономики размещение занятого населения по территории

Эффективность использования рабочей силы:

численность

безработных

удельный вес в

общем числе

безработных

мужчин и женщин

уровень

безработицы

состав

безработных

(причины

увольнения,

образование

возраст)

число безработных на 1 вакантное место

уровень образования профессиональный состав квалификационный уровень

Рис. 2.4.2. Классификация показателей, характеризующих трудовой потенциал региона

Причинами миграции, как правило, являются:

• культурные и бытовые условия жизни,

• выбор профессии,

• экологическая ситуация,

• нарушение структуры населения по полу,

• изменение общественно-политической ситуации.

Миграционные процессы затронули все без исключения

экономические районы России: одни регионы испытывают приток населения, другие - отток. В Центральном экономическом районе имеет место миграционный прирост по всем областям. При отсутствии естественного прироста населения роль миграции в формировании населения и трудовых ресурсов региона возрастает.

Применительно к ситуации на рынке труда миграция может рассматриваться в двух направлениях:

1) как фактор формирования количественных и качественных параметров рабочей силы,

2) как инструмент регулирования численности рабочей силы за счёт стимулирования переселения населения в нужном направлении.

Эффективность первого направления низкая, т. к. миграционная служба слаба и находится в стадии становления.

Второе направление также не может быть задействовано в настоящее время ввиду сложного состояния экономики в целом и неразвитости рынка жилья в частности.

2. Состояние трудовых ресурсов и эффективность использования рабочей силы (рис. 2.4.2). Состояние трудовых ресурсов региона в основном определяется динамикой их численности и степенью вовлечения трудовых ресурсов в экономику. Третья группа (рис. 2.4.2) количественных

характеристик трудового потенциала региона касается эффективности использования рабочей силы или экономически активного населения.

Рыночные отношения невозможны без рынка труда [17; 20; 26; 28; 29; 48; 58]. Рынок труда включает рынок рабочей силы и рынок рабочих мест.

Рынок рабочей силы определяется

• численностью и составом безработных,

• уровнем безработицы в городе и на селе,

• соотношением мужчин и женщин среди безработных,

• долей высвобожденных работников в общей численности безработных,

• числом безработных на одно вакантное место,

• долей безработных со стажем более года,

• уровнем среднедушевых денежных доходов населения,

• приростом населения за счёт миграции,

• долей работающих неполное рабочее время и др.

Рынок рабочих мест определяется

• ёмкостью рынка,

• составом рабочих мест,

• долей убыточных предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первым критерием состояния рынка труда является уровень безработицы, вторым - число безработных на одно вакантное место [4; 8; 9; 32; 42; 45; 60].

Уровень безработицы рассчитывается как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Численность экономически активного населения определяется как сумма занятых и безработных.

Изложенная методика расчёта предложена Госкомстатом России и составлена в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) [41, с. 60]. Кроме того, по методике МОТ следует различать уровень общей безработицы и уровень зарегистрированной безработицы [41, с. 63].

Особо следует затронуть сельский рынок труда, который охватывает проживающих в сельской местности работников как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного профиля, занятых в других отраслях. Формирование этого рынка связано с рядом факторов существенно ограничивающих возможности трудоустройства и специфичных для сельской местности:

• территориальная разбросанность,

• отсутствие рынка жилья,

• трудности с транспортом,

• сезонность процесса сельскохозяйственного производства,

• стандартный для села набор профессий.

Как правило, уровень безработицы в сельской местности регионов РФ ниже, чем в городе, но продолжительность безработицы характеризует её как застойную. Такая ситуация, учитывая монопсонический характер рынка труда на селе,

является негативной и трудноразрешимой. Поэтому практически единственным реальным путем смягчения безработицы сегодня является перемещение трудоспособного населения в личное подсобное хозяйство, разработка региональных программ

развития ЛПХ.

3.Качественные характеристики трудового потенциала (рис. 2.4.2) имеют важнейшее значение, как определяющие образовательный и квалификационный задел.

Основными элементами инфраструктуры рынка труда являются

• система профессионального обучения и переподготовки,

• органы службы занятости.

В РФ сложилась многоуровневая система профессионального образования, включающая пять уровней:

1) высшие учебные заведения (ВУЗ);

2) средние специальные учебные заведения (ССУЗ);

3) средние профессионально-технические училища (СПТУ);

4) курсы, учебные комбинаты и пр.;

5) профессиональная подготовка непосредственно на предприятиях.

Для большинства регионов-субъектов РФ характерна следующая ситуация - все пять уровней имеются только в областном центре. Например, в Тверской области ССУЗ и СПТУ расположены в нескольких районных городах, а 12 районов области вообще имеют учебные заведения только четвёртого и пятого уровней. Серьёзным недостатком является то, что многие СПТУ готовят работников только для сельского хозяйства и швейной промышленности, уровень подготовки низкий, связи с предприятиями нарушены.

Поэтому возникает необходимость изменения содержания образования в сторону его диверсификации, разработки новых методов организации образовательного процесса, укрепления связей с практикой, ориентации на региональные проблемы. А последнее обстоятельство должно способствовать не только совершенствованию образовательных программ с учётом конкретных условий развития региона, но и перепрофилированию

части образовательных учреждений в соответствии с меняющимся спросом на работников различных профессий и специальностей.

В условиях нарастающей безработицы важное значение приобретает работа службы занятости в регионе, которая не только смягчает напряжённость на рынке труда, но и расширяет возможности трудоустройства [19].

Служба занятости использует разные формы удовлетворения спроса и предложения на рабочую силу, и в частности ведёт переподготовку лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве. Особое внимание уделяется как безработным, так и имеющим работу квалифицированным специалистам, для них формируется банк данных высококвалифицированных работников (ВКР).

Службой занятости, кроме вышеперечисленных направлений деятельности, должны проводиться более активные меры на рынке труда, например, по созданию дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В этом случае должны выделяться финансовая помощь из средств фонда занятости и определяться приоритетные направления её использования. Учитывая существенную территориальную дифференциацию по состоянию рынка труда, следует оказывать особую поддержку отдельным городам и районам с наиболее напряжённой обстановкой или занять более последовательную позицию по квотированию рабочих мест для молодёжи и инвалидов, для этого уже есть законодательная основа.

Финансовая и инвестиционная обеспеченность региона-субъекта РФ

1. Классификация финансовых ресурсов региона.

Потребность в финансовых ресурсах для стабилизации и последующего развития отраслей экономики

определяется необходимостью восстановления и реконструкции производственного потенциала на более совершенной технической и технологической базе с учётом структурных преобразований, связанных с переходом к рыночным отношениям [38; 40; 51]. Столь масштабные изменения должны обеспечиваться крупномасштабными инвестициями [5; 10; 13; 30; 61]. В таких условиях стало фактом определяющее значение инвестиционного процесса в развитии экономики региона. Поэтому автором финансовая и инвестиционная обеспеченность определена как движущая сила механизма рыночных преобразований в регионе (рис. 2.1.1).

В современных условиях функции по регулированию социально-экономических процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Это, в частности, касается финансов и инвестиций региона как части общей финансово-инвестиционной системы государства. В настоящее время роль региональных финансов и инвестиций усиливается, вопросы их формирования и использования становятся всё более актуальными.

«Финансы - обобщающий экономический термин, обозначающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчётами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег» [46, с. 362]. Рассмотрим подробно лишь финансовые ресурсы региона, т. к. финансы как экономические отношения выходят за рамки нашего исследования.

Финансовые ресурсы региона представляют собой совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов,

распределения денежных средств, их накопления и использования [46, с. 361]. Источники финансовых ресурсов региона

подразделяются на централизованные (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и децентрализованные (средства предприятий) (рис. 2.4.3).

Рис. 2.4.3. Источники финансовых ресурсов региона

Следует подчеркнуть, что регулированию и контролю со стороны региональных органов государственной власти подвергаются не все из перечисленных частей финансовых ресурсов (рис. 2.4.3). Финансы предприятий и формирование фондов социального развития на них практически невозможно регулировать на региональном уровне. Из внебюджетных фондов можно контролировать лишь областные, да и то косвенно. В полной мере под регулирующим воздействием со стороны региональной власти находится лишь региональный бюджет, который и составляет основу региональных финансов.

2. Региональный бюджет (рис. 2.4.3). Бюджетная система

государства имеет три уровня:

1) общий федеральный бюджет,

2) бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты),

3) местные бюджеты.

Структура финансовых ресурсов консолидированного бюджета примерно такова: 46-48 % сосредоточены в федеральном

бюджете, 30-33 % - в бюджетах субъектов Федерации, 20-23 % -на уровне местных бюджетов.

Проведённая в 1994 году реформа межбюджетных отношений расширила права субъектов Федерации, однако к настоящему времени межбюджетные отношения далеки от совершенства, до сих пор не ясно, является ли экономически оправданным существующее распределение основных налогов (НДС, налог на прибыль, НДФЛ) между уровнями бюджетной системы.

Бюджетные и налоговые полномочия РФ и её субъектов закреплены и разграничены Конституцией. Полномочия субъектов РФ включают формирование и исполнение региональных бюджетов, создание бюджетной системы региона. Региональный бюджет является главной финансовой базой региональных органов государственной власти [7; 11; 33; 36; 37; 57].

Доходная часть регионального бюджета формируется за счёт закреплённых и регулирующих источников дохода.

К закреплённым (собственным) налоговым доходам относятся:

• налог на прибыль,

• налог на доходы физических лиц,

• транспортный налог,

• сборы на содержание общеобразовательных учреждений,

• налог на добавленную стоимость,

• акцизы,

• налог на имущество предприятий,

• лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольных напитков,

• прочие лицензионные и регистрационные сборы,

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и подземные воды,

• земельный налог и др.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов составляют отчисления от федеральных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, НДФЛ), на их долю приходится до 60% от всех налоговых поступлений. К собственным неналоговым доходам относятся доходы от реализации прав на имущество, доходы от государственной собственности или деятельности, прочие неналоговые доходы.

К регулирующим доходам относятся поступления из федерального бюджета в виде трансфертов, межбюджетных ссуд и др. Бюджетная зависимость территорий определяется долей

федеральных бюджетных средств. Трансферты в виде субсидий, дотаций, субвенций передаются с целью регулирования доходов и расходов региона, осуществления целевых федеральных программ, федеральных программ по развитию регионов и составляют значительную часть регионального бюджета.

Расходы регионального бюджета утверждаются по разделам и подразделам функциональной классификации. Основные направления расходов:

• государственное управление,

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности,

• фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу,

• народное хозяйство,

• социально-культурная сфера,

• дотации в нижестоящие бюджеты,

• прочие расходы.

В регионах, как правило, определяется перечень

приоритетных сфер народного хозяйства и защищенных статей текущих расходов. Например, приоритетными могут быть агропромышленный комплекс, здравоохранение, народное образование, социальная защита, культура. В них подлежат первоочередному финансированию следующие статьи:

• заработная плата с учётом начислений;

• стипендия учащимся средних учебных заведений, финансируемых из областного бюджета;

• приобретение продуктов питания и медикаментов;

• противоэпидемические мероприятия в животноводстве;

• пособия и компенсации на детей и др.

Бюджетная обеспеченность региона складываются из двух составляющих:

1) бюджетной обеспеченности населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу населения),

2) бюджетной обеспеченности региональных властей (зависимость бюджета региона от поступлений из федерального бюджета) [12; 35; 43; 59].

3. Региональные внебюджетные фонды (рис. 2.4.3). Они

предназначены для финансирования комплекса мероприятий по

решению социальных, экономических и общественно значимых задач. Внебюджетные фонды представляют собой образованную в рамках действующего законодательства РФ, региона-субъекта РФ и решений представительных органов местного самоуправления обособленную часть финансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники формирования. Внебюджетные фонды позволяют аккумулировать денежные средства с их дальнейшим целевым использованием.

Система внебюджетных фондов имеет три уровня: федеральный, областной (региональный) и местный. В регионах работают все три уровня.

Первый уровень представлен действующими структурными подразделениями следующих федеральных внебюджетных фондов:

государственный пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения, дорожные фонды, экологические фонды,

фонды финансового регулирования в отдельных отраслях народного хозяйства.

Второй уровень составляют областные (региональные)

внебюджетные фонды, например:

• фонд развития территорий,

• фонд социальной поддержки населения,

• фонд администрации области,

• экологический фонд области,

• фонд развития жилищного строительства,

• иные фонды, имеющие собственные источники

формирования.

Образование местных внебюджетных фондов,

представляющих третий уровень, находится в ведении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Средства внебюджетных фондов используются на основе их организационной самостоятельности, поэтому регулированию и контролю со стороны региональных органов государственной

власти подвергается только второй уровень внебюджетных фондов, да и то косвенно.

Эффективность деятельности внебюджетных фондов всех уровней напрямую зависит от своевременности поступления в них денежных средств. Нехватка средств негативно сказывается на реализации конкретных социально значимых задач, поставленных перед фондами.

4. Средства предприятий региона (рис. 2.4.3). Финансовые средства предприятий - основная ячейка финансовой системы страны и региона. Региональный финансовый потенциал зависит в первую очередь от финансового положения предприятий, расположенных на данной территории: массы создаваемой

прибыли, уровня рентабельности, доли убыточных предприятий [21; 47; 55].

Состояние финансов предприятий определяется рядом внутренних факторов:

• отраслевой принадлежностью,

• степенью равномерности производства и реализации продукции,

• уровнем рентабельности,

• конкурентоспособностью продукции,

• состоянием активов и их оборачиваемостью,

• источниками формирования активов.

Однако наиболее негативное влияние на экономику предприятий оказывают внешние факторы:

• общий кризис в отраслях экономики,

• стагфляция,

• неблагоприятная налоговая и бюджетная политика государства,

• жесткая кредитная политика,

• сжатие спроса и кризис сбыта.

В существующих условиях предприятиям чрезвычайно сложно обеспечить устойчивость своего финансового состояния и поддерживать необходимый уровень платёжеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Поэтому убыточные и неплатёжеспособные предприятия имеют место во всех отраслях экономики многих регионов-субъектов РФ. Кроме того, амортизационные отчисления сегодня фактически потеряли свои

экономические функции и не являются действенным источником финансовых средств.

Прибыль - важнейший показатель деятельности предприятий и главный источник формирования финансовых средств

предприятий, направляемых на развитие региональной инфраструктуры. Однако при постоянно снижающейся прибыли или её отсутствии формирование фондов социального развития на предприятиях становится невозможным и в такой ситуации финансы предприятий фактически не участвуют в решении социально-экономических проблем региона.

Очевидно, что нехватка или отсутствие финансовых средств в регионе негативно сказываются на инвестиционном процессе в целом.

5. Инвестиционный процесс в регионе. Инвестиции -

V V п

относительно новый для нашей экономики термин. В

социалистический период использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно включает

• реальные инвестиции (капитальные вложения в реальные активы),

• финансовые, или портфельные, инвестиции (вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги).

Инвестиции - это долгосрочные вложения финансовых ресурсов, имущества, интеллектуального продукта, как в производственную, так и в интеллектуальную сферы, в предприятия разных отраслей; крупные предпринимательские проекты, социально-экономические программы для получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Для оценки перспективы оживления инвестиционной деятельности в регионе необходимо исследовать базовые характеристики инвестиционного процесса:

• спрос и предложение на финансовые ресурсы (наличие и характер),

• источники и величину имеющихся инвестиционных ресурсов,

• институты инвестиционного процесса,

• структуру инвестиций,

• инвестиционный климат,

• инвестиционную привлекательность.

Интенсивность инвестиционного процесса зависит от двух факторов:

1) наличия спроса и предложения на финансовые ресурсы,

2) характера спроса и предложения на финансовые ресурсы [22, с. 7].

Рассмотрим первый фактор. Растущая или перестраивающаяся экономика всегда проявляет устойчивый спрос на финансовые ресурсы как на микроуровне

(воспроизводство, реконструкция, расширение предприятия и др.), так и на макроуровне (покрытие бюджетного дефицита,

финансирование федеральных и региональных программ и Сложнее обстоит дело с предложением финансовых средств [22, с. 8-10], т. к. число их поставщиков ограничено (табл. 2.4.1).

Важным источником инвестиций являются сбережения

населения в виде вкладов в банках (особенно долгосрочных),

ценных бумаг, наличных денег. В конце 80-х годов они являлись существенным ресурсом инвестирования, т. к. составляли 20% от национальных сбережений. Сегодня этот источник практически иссяк по ряду причин.

Во-первых, под давлением инфляционных процессов

существенно возросли краткосрочные сбережения населения.

Во-вторых, снижение уровня доходов не позволяет сегодня подавляющей части населения аккумулировать сбережения на покупку товаров и имущества.

В-третьих, подорвано доверие населения к государственным и коммерческим финансовым структурам, что сокращает приток средств в банки.

В-четвёртых, средства на непредвиденный случай и старость, накапливаемые ранее самостоятельно, отвлекаются в пенсионные и страховые фонды, являющиеся посредниками.

Таблица 2.4.1 Основные источники инвестиций в регионе_________

Источник Вид сбережений Характер сбережений *

Сбережения населения • текущие • средства на покупку товаров длительного пользования • средства на непредвиденный случай и старость • средства, вложенные в ценные бумаги • КС • ДС • ДС • КС и ДС

Сбережения предприятий и • амортизация • прибыль • • ДД О о и К о

организаций

Сбережения государства • средства региональных и местных бюджетов • централизованные средства федерального бюджета • КС и ДС • КС и ДС

Внешние сбережения • средства иностранных инвесторов • кредиты международных финансовых организаций • КС и ДС • КС и ДС

Прочие сбережения • кредиты коммерческих банков • прочие средства • КС • КС и ДС

* КС - краткосрочные, ДС - долгосрочные.

Для изменения ситуации необходимо не только урегулировать работу банков с населением и гарантировать неприкосновенность частной собственности, но и значительно улучшить уровень и качество жизни в стране.

Г осударственные инвестиции образуются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, других государственных источников. Доля федерального бюджета инвестиций в основной капитал составляет

по регионам РФ от 5 до 50%. Доля бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не превышает 25%, инвестиции предприятий и организаций составляют наибольшую часть в структуре инвестиций.

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Под капитальными вложениями понимается капитальное строительство в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, а также приобретение зданий, сооружений и др.

Перспективы иностранных инвестиций в экономику регионов и страны в целом можно назвать благоприятными, но всё ещё не отлажена система законов, защищающая инвестора, не выработаны гарантии, льготы и преференции для зарубежных предпринимателей, вкладывающих деньги в экономику нашей страны [1; 16; 18; 34; 56]. О формировании масштабных

поступлений, соответствующих потребности российской экономики, пока говорить не приходится. Кроме того, зарубежные инвесторы вкладывают деньги, как правило, под гарантии государства либо другие гарантии и лишь в отрасли с быстрым оборотом капитала или в сырьевые отрасли, что не всегда соответствует потребностям экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику жизненно важно в условиях истощения внутренних финансовых ресурсов. Однако даже если средства иностранных инвесторов удаётся привлечь в страну, они часто распределяются не в пользу регионов и остаются практически недоступными для многих регионов РФ. Причина неудовлетворительности регионального распределения иностранных инвестиций кроется не только в малоэффективной региональной политике государства, но и в неспособности регионов привлечь инвесторов.

Рассмотрим второй фактор, влияющий на интенсивность инвестиционного процесса, а именно характер спроса и предложения на финансовые ресурсы. В настоящее время долгосрочный характер спроса на финансовые ресурсы не соответствует краткосрочному характеру их предложения. В такой ситуации необходимо либо переориентировать предъявителей спроса на краткосрочные ресурсы, либо создать систему гарантий для владельцев сбережений для увеличения срока их накоплений.

И то и другое остаются чисто теоретическими и нереализуемыми в условиях кризисной экономической и политической ситуации в стране. Наиболее эффективной могла бы быть система перераспределения и комбинирования предложенных финансовых ресурсов через создание института посредников для удовлетворения имеющегося спроса (рис. 2.4.4). Имеющаяся банковская система и система трастов позволяют аккумулировать и перераспределять средства, но более эффективны в рыночных условиях инвестиционные фонды.

Рис. 2.4.4. Схема перераспределения финансовых ресурсов

6. Инвестиционная политика в регионе. Инвестиционный рынок - важнейший элемент современных рыночных отношений, а инвестиционная политика - неотъемлемая часть экономической политики федеральных, региональных и местных органов государственной власти, отдельных предприятий [3; 27; 52; 53]. Основными задачами инвестиционной политики в регионе являются:

• активизация процесса инвестирования через создание благоприятного инвестиционного климата,

• установление структуры, величины и направлений использования инвестиций.

Кроме того, необходимо концентрировать инвестиционный потенциал в той сфере, где регион имеет сравнительные преимущества. Однако ситуация, складывающаяся на протяжении всех лет реформ, свидетельствует о слабой инвестиционной деятельности практически во всех регионах.

Причём спад в инвестиционной сфере остаётся более глубоким, чем по промышленности и народному хозяйству в целом.

Оживление инвестиционного процесса и формирование

благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне - это важнейшая задача современного этапа развития экономики. Инвестиционный подъём обычно имеет место при стабильной

экономике, наличии долговременных и выгодных условий для инвесторов [14; 15; 23; 24].

Администрация Тверской области занимает активную позицию в осуществлении инвестиционной политики, что способствует формированию положительного имиджа региона и притоку

инвестиций. Администрацией региона выработаны как

направления инвестиционной политики, так и формы поддержки инвесторов. Направления инвестиционной политики Тверской области:

1. Оказание административной и информационной поддержки отечественным и иностранным инвесторам при реализации инвестиционных проектов на территории Тверской области.

2. Оказание содействия действующим предприятиям и организациям в привлечении инвестиций и реализации инвестиционных проектов.

3. Формирование положительного имиджа региона на межрегиональном и международном уровнях.

Формы поддержки инвесторов в Тверской области включают информационную поддержку, административную поддержку, кадровую поддержку, финансовую поддержку, поддержку в инфраструктурном обустройстве площадки, РК-поддержку.

Информационная поддержка (предоставление информации инвесторам) осуществляется по следующим направлениям:

1. Характеристика и описание земельных участков, собственников и пользователей.

2. Логистика, инженерные коммуникации, социальная инфраструктура.

3. Действующие тарифы.

4. Информация о процедуре реализации проекта с момента обращения в администрацию.

5. Потенциальные партнёры и поставщики.

В рамках административной поддержки предусмотрены:

• работа с инвестором в «одно» окно - через управление регионального развития Тверской области;

• фиксация договорённостей и подписание с компанией инвестиционного договора, в котором закрепляются льготы и преференции со стороны областной администрации;

• закрепление куратора за крупными проектами из числа заместителей губернатора области;

• предоставление инвестиционных проектов Тверской области на крупных инвестиционных форумах.

В рамках кадровой поддержки планируются установка и запуск специальных обучающих программ в местных профессиональных училищах и колледжах, ориентированных на производство инвестора, а также включение обучающих программ инвестора в действующие президентские и правительственные программы для эффективного запуска нового производства.

Финансовая поддержка предполагает субвенции и компенсации инвестору. Так, в 2007 году был осуществлён возврат в виде субвенций инвесторам - налоговым резидентам: 1/6 часть

уплаченного налога на прибыль и 100% налога на имущество (уплачиваемых в региональный бюджет) на срок окупаемости проекта (не более 7 лет при инвестициях более 150 млн/ руб. за 3 года). За этот же год осуществлена компенсация 50% по кредитам взятым в российских банках на реализацию инвестиционных проектов, в сумме до 5 млн руб. в год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка в инфраструктурном обустройстве площадки касается прежде всего реконструкции подъездных дорог и подведения инженерных коммуникаций в зависимости от объёмов предполагаемых поступлений в областной и местный бюджеты после реализации проекта.

РК-поддержка проводится в традиционных формах: освещение проекта в СМИ, помощь в установлении контактов как с региональными, так и с федеральными СМИ.

Список литературы

1. Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. -№ 9. - С.60-66.

2. Белоусова О. Государственные инвестиционные программы: методология оценки, экспертиза, аудит эффективности // Проблемы теории и практики управления - 2007. - № 5. - С.82-92.

3. Бернштам Е. Региональное распределение инвестиций в России (материалы к лекции и семинарам) // Российский экономический журнал. - 2002. - № 2. -С.99-109; № 3. - С.76-83.

4. Бреев Б.Д. Безработица в современной России - М.: Наука, 2005. - 270с.

5.Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе / Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 1994. - 141 с.

6. Валиуллин Х.Х., Шакирова Э.Р. Неоднородность инвестиционного пространства России: региональный аспект // Проблемы прогнозирования. -2003. - № 1. - С.157-162.

7. Воронин Ю. Вопросы оптимизации расходов региональных бюджетов / А. Лавров, А.Бараховский, Е.Дмитришина, В.Климанов // Экономист. - 2002. -№ 11. - С.59-66.

8. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия // Социологические исследования - 2001. - № 5. - С.67-76.

9. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. - 2000. - № 1. - С.24-34.

10. Горохолинский А.С., Шамрин А.Г. Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика. - 1996. - № 6. - С. 131-141.

11. Горский И. В. Фискальная политика регионов // Финансы, 1995. - № 10. - С.8-10.

12. Гранберг А. Г., Суслов В. И., Суспицын С.А. Подходы к анализу финансового положения регионов и их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 4. - С. 73-106.

13. Гусева К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики. - 1995. - № 3. - С. 129-134.

14. Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климат // Вопросы экономики. - 1996. - № 6. - С. 90-99.

15. Гусева К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах // Экономист. - 1997. - № 5.- С. 38-44.

16. Гутман Г., Доничев О. Иностранные инвестиции в экономике области // Экономист. - 1995. - № 8. - С. 38-44.

17.Дадашев А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики. - 1995. - № 5. - С. 63-70.

18.Дейнеко В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Финансы. - 2000. - № 12. - С.21-23.

19. Динамика и факторы эффективности профессионального обучения и переподготовки безработных // Вопросы экономики. - 2002. - № 11. - С.76-90.

20. Заславский И.Е. Современные проблемы регулирования рынка труда: федеральный и региональные аспекты. - М.: Парнас-Пресс, 2000. - 116с.

21. Илясов Г. Оценка финансового состояния предприятия // Вопросы экономики.

- 2004. - № 6. - С.49-54.

22. Инвестиционно-финансовый портфель / Отв. ред. Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин.

- М.: СОМИНТЭК, 1993. - 752 с.

23. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999-2000 годы // Эксперт. -

2000. - № 41. - С.68-94.

24. К соизмерению отдельных составляющих регионального инвестиционного риска // Регион: экономика и социология. - 1999. - № 4. - С.32-37.

25. Казанцев С. В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2008-2010 гг. // Регион: экономика и социология. -2007. - № 3. - С.92-102.

26. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. - 2003. - № 4. - С.83-100.

27. Караваев В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт // Вопросы экономики. - 1995. - № 3. - С. 135-143.

28. Корель Л.В., Корель И.И. Напряженность рынка труда в России: особенности региональной дифференциации // ЭКО. - 2001. - № 3. - С.93-115.

29. Королев А. Г. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования. - 2005. -№ 4. - С.28-49.

30. Кравченко Н.А. Проблемы формирования инвестиционных рынков: региональный аспект. - Новосибирск, 1998. - 216с.

31. Лайкам К., Шаромова В. и др. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами // Экономист. - 1998. - № 5. - С. 55-60.

32. Лапин А.Е. Неполная занятость и скрытая безработица: региональные аспекты / Лапин А.Е., Баширов К.Э., Соснина Т.П. // Вопросы статистики. -2002. - № 9. - С.27-31.

33. Ларина Н.И. Взаимосвязь налоговой, бюджетной и региональной политики // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 3. - С. 3-20.

34. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал. - 1998. - № 3. - С. 29-38.

35. Лексин В., Швецов А. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С.71-87.

36. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональные бюджетноналоговые системы // Российский экономический журнал. - 1993. - № 12. - С. 50-60.

37. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональные бюджетноналоговые системы (продолжение) // Российский экономический журнал. -1994. - № 1. - С. 23-32.

38. Маршак В.Д. Оценка финансового рынка региона // Регион: экономика и социология. - 1997. - № 1. - С. 28-43.

39. Маршак В.Д. Сбережения населения как инвестиционный ресурс // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 1. - С. 172-182.

40. Маршалова А.С., Марчук Е.А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. - Новосибирск: ИЭИОПП, 1995. - 124 с.

41. Методологические положения по статистике. / Госкомстат России. -М.: Логос, 1996. - Вып. 1 - 674 с.

42. Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. -№ 4. - С.70-78.

43. Нестеренко Т. Г. Основные принципы межбюджетных отношений // Финансы. -

2001. - № 11. - С.32-35.

44. Новоселов А.С. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. - Новосибирск: ЭКОР, 1996. - 288 с.

45. Парфирьева Е.Н. Безработица и ее социально-экономические последствия // Актуальные проблемы современной науки. - 2004. - N 6. - С.81-83.

46. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА, 1997. - 494 с.

47. Слепов В.А. Финансовая политика компании // Финансы. - 2003. - № 9. - С.56-59.

48. Соболева И. Социальная защищенность работников на российском рынке труда // Общество и экономика. - 2004. - № 7-8. - С.21-38.

49. Соболева С.В. Демографические процессы в региональном социальноэкономическом развитии. - Новосибирск: Наука, 1988. - 98 с.

50. Статистический словарь / Под ред. М. А. Королёва- М.: Финансы и статистика, 1989. - 623 с.

51. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. - 1998.- № 3. - С. 4-17.

52. Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики. - 1997. - № 1. - С. 69-76.

53. Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. - 1997. - №

2. - С. 3-9.

54. Уровень жизни населения регионов России / Всероссийский центр уровня жизни. - М.: Минтруда России, 1996. - 56 с.

55. Фащевский В. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления // Экономист. - 1997. - № 1. - С. 58-64.

56. Фельзенбаум В. Иностранные инвестиции в России // Вопросы экономики. -1994. - № 8. - С. 10-24.

57. Финансы и налогообложение в России / Под ред. А.З. Дадашева. - М.: ГАУ,

2002. - 112 с.

58. Формирование сельских трудовых ресурсов / Отв. за вып. В.Я. Малахова. - М.: ВНИЭСХ, 1997. - 157 с.

59. Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики. - 2002. - № 2. - С.4-18.

60. Четвернина Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. -2002. - № 11. - С.59-75.

61. Шепелевич И. Регулирование инвестиционного процесса на региональном уровне // Финансы и бизнес. - 1997. - № 4. - С. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.