Научная статья на тему 'Трудовая эмиграция в Крым (1944-1966)'

Трудовая эмиграция в Крым (1944-1966) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / RESETTLEMENT / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СИСТЕМА ЛЬГОТ / СИСТЕМА ПіЛЬГ / SYSTEM OF PRIVILEGES / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / NATIONAL FARMING / RESETTLERS / ПЕРЕСЕЛЕННЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЦі / НАРОДНЕ ГОСПОДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сеитова Э.И.

На основе корпуса архивных материалов, раскрывается проблема переселения в Крым на протяжении 1944-1966 годов. Освещены ход процесса, особенности, трудности, с которыми приходилось сталкиваться организаторам. Также представлена статистика количества переселяемых и охарактеризована система льгот и привилегий для них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor emigration to Crimea (1944-1966)

In this article, based on a bloсk of archive materials, the problem of resettlement in Crimea throughout the years 1955-1966 is uncovered. Light is shed on the course of the processes, peculiarities, and difficulties with which organizers are faced with. Also present are the statistics of the number of resettled people and the description of the system of privileges.

Текст научной работы на тему «Трудовая эмиграция в Крым (1944-1966)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

Серия «Исторические науки». Том 24 (63), № 1 : спецвыпуск «История Украины». 2011 г. С. 139-152.

УДК 325.54+314(477.75)"19"1944—1970

ТРУДОВАЯ ЭМИГРАЦИЯ В КРЫМ (1944-1966)

Сеитова Э. И.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского E-mail: elvina_seitova@mail.ru

На основе корпуса архивных материалов, раскрывается проблема переселения в Крым на протяжении 1944-1966 годов. Освещены ход процесса, особенности, трудности, с которыми приходилось сталкиваться организаторам. Также представлена статистика количества переселяемых и охарактеризована система льгот и привилегий для них.

Ключевые слова: переселение, переселенцы, система льгот, народное хозяйство

Решение о заселении полуострова было принято 18 августа 1944 года. Учитывая то, что стана в это время все еще воевала, данную акцию можно было охарактеризовать как масштабную операцию, целью которой была попытка реанимировать демографически и хозяйственно опустошенный Крым. Уже в сентябре переполненные переселенцами эшелоны из различных регионов РСФСР и УССР: Ростовской, Ставропольской, Курской, Тамбовской, Орловской, Брянской, Воронежской областей, Краснодарского края, Винницкой, Киевской, Житомирской областей, прибыли на свою конечную станцию. Но, несмотря на то, что была дана серьезная разнарядка по привлечению всех ресурсов для максимального закрепления вновь прибывших, больше половины приезжих не смогли адаптироваться на полуострове. В связи с этим все последующие годы процесс переселения не только лишь продолжался, но и рос в масштабах.

С 1944 года по 1951 год переселенческие семьи заселялись в оставшихся домах областных сел и деревень, которые имели воду, растительность, пригодные земли, приусадебные участки. Заселение производилось в основном в горные и предгорные районы. Начиная с 1952 года переселять стали и в степные районы области. Для семей переселенцев колхозы и совхозы стали строить поселки на новых местах, с количеством домов от 40 до 150 и более. С 1944 года по 1955 год область принимала от двух до трех тысяч семей в год, и строили для них от 700 до 2500 домов. Но, начиная с 1956 года, планка поднялась от четырех до семи тысяч семей в год, цифра строительства домов возросла от трех до шести тысяч в год [1]. ЦК КПСС и КГТУ поставили перед Крымской областью новую задачу, а именно превратить Крым в область сплошного садоводства и виноградарства, для реализации этого плана необходимы были силы, соответственно процесс переселения продолжался и набирал обороты.

Факт того, что значительная часть переселенцев выбывала, объяснялось слабой экономикой колхозов и относительно небольшими заработками колхозников. В рыболовецких колхозах не удерживались люди, в связи с тем, что туда прибывали в основном переселенцы рабочие и служащие со специальностями: элекромонтеры, бухгалтера, парикмахеры, трактористы, соответственно, работа в море представлялась для них непривычной и сложной [2]. Процесс переселения на протяжении всех

годов стабильно совершенствовался. Например, в конце 1955 году, готовясь к новому переселенческому году, Отдел оргнабора рабочих и переселения Крымоблис-полкома предложил принять следующие меры. Во-первых, беспрепятственно выдавать колхозам кредиты на строительство домов для переселенцев, независимо от поступления средств от колхозов в счет погашения ранее полученных ими кредитов. Во-вторых, увеличивать завоз стройматериалов по линии райпотребсоюза (ласа, шифера, стекла, цемента) и запретить на местах использовать эти материалы не по назначению. В-третьих, продлить на 1956 год действие постановления Совета министров СССР от 8 сентября 1954 года «О внутриобластном переселении рабочих и служащих из городов и поселков области» [3].

Стоит отметить то, что средняя численность одной переселенческой семьи составляла по плановому переселению составляла 3,9 человека, в том числе трудоспособных было 2,3 человека [4]. Прием переселенцев производился в 126 колхозов девятнадцати районов. Установленный план приема был выполнен всеми районами, а колхозами: Азовского, Евпаторийского, Октябрьского и Черноморского районов -перевыполнен. В целом по области установленный план вселения 1955 года был выполнен на 102,7%. [5].

В целях устранения недостатков в хозяйственном устройстве переселенцев были приняты в частности следующие меры: на бюро Обкома КП Украины был обсужден вопрос об усилении темпов строительства жилых домов для переселенцев; этот же вопрос был обсужден на заседании облисполкома, на котором присутствовали председатели всех райисполкомов; на заседании облисполкома обсуждался вопрос о хозяйственном устройстве переселенцев Сакского, Кировского и Приморского районов; согласно решению бюро Обкома КП Украины была проведена сплошная проверка хозяйственного устройства переселенцев в колхозах с обсуждением итогов на заседаниях райисполкомов; были командированы представители облисполкома по проверке и оказанию помощи районам и колхозам по хозяйственному устройству переселенцев [6].

Характеризируя процесс адаптации переселенцев, отметим, что в 1955 году от новоселов в общей сложности поступило 130 жалоб и заявлений. По своему характеру жалобы были следующего характера: плохое хозяйственное устройство; необеспеченность домами; большое количество неполадок в домах; вопрос о возврате домов; оказание материальной помощи; освобождение от сельхозналога и др.

К концу года руководством и исполнительными структурами подводились итоги переселенческого процесса, и начиналась подготовка плана на грядущий переселенческий год. Например, в ноябре 1955 года во всех колхозах на общих собраниях был обсужден вопрос о плане приема колхозников-переселенцев на 1956 год. Итоговые данные по приему переселенцев, установленные колхозниками, были обсуждены на заседании бюро КП Украины и представлены Главному Управлению оргнабора рабочих и переселения при Совете Министров УССР. На областном семинаре председателей и секретарей сельских советов был заслушан доклад заведующего отделом оргнабора и переселения - о задачах сельсоветов в подготовке к приему и хозяйственном устройстве переселенцев. Итоги приема, хозяйственного устройства переселенцев в 1955 году и задачах по подготовке к приему переселенцев в 1956

140

году были обсуждены на семинаре всех уполномоченных и инспекторов оргнабора и переселения 10 декабря 1955 года в отделе оргнабора и переселения. Все райисполкомы подготовили и представили отделу производственно-экономические характеристики колхозов, которые будут принимать новоселов в 1956 году. В соответствии с указанием Совета Министров и Главного Управления оргнабора и переселения было установлено и доведено до сведения райкомов и райисполкомов задание по подготовке к приему и хозяйственному устройству 860 семей переселенцев, прибывающих в январе месяце в счет плана 1956 года. Переселенцев принимали 21 район, 109 колхозов [7].

В решении Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся №163 от 6 марта 1956 года значиться, что в январе и феврале в организации отбора, перевозок, приеме и размещении переселенцев, прибывших в счет плана 1956 года, имели место серьезные недостатки. Так, например, некоторые колхозы, особенно Приморского и Раздольненского районов, крайне нуждавшиеся в рабочей силе, отбор переселенцев «пустили на самотек», не направили необходимое количество своих представителей в области выхода для отбора переселенцев, в результате чего установленное задание не было выполнено. Черноморский, Раздоль-ненский и Белогорский райисполкомы не организовали своевременной подачи колхозами автотранспорта к приходу эшелонов с переселенцами, в результате чего разгрузка и перевозка переселенцев в колхозы вселения были осуществлены с существенным задержанием. Прибывшие переселенцы в Евпаторийский район переадресовывались на станции по другим колхозам. При этом значительная часть руководителей колхозов, принимавших переселенцев, не проявляли должной заботы о них, не оказывали им помощь в продуктах питания, в выделении топлива, кормов для скота и затягивали оформление прибывших переселенцев. Но самой большой ошибкой было то, что совершенно не были готовы дома для переселенцев.

Естественно, что при такой ситуации значительное количество переселенцев не желало закрепляться на полуострове. Организаторы процесса не могли просто следить за уходом колхозников, соответственно, пытались предпринимать меры. Так, Главное управление организованного набора рабочих и переселения при Совете Министров УССР довело до сведения заведующих отделов оргнабора рабочих и переселения, исполкомов областных советов депутатов трудящихся областей выхода переселенцев Крымской области то, что Совет Министров Союза ССР своим постановлением от 27 января 1951 года №232 (п. 5) установил, что в случае самовольного ухода переселенцев из колхозов Крымской области до истечения пяти лет работы в колхозе, выданное колхознику-переселенцу единовременное пособие, а также все ранее списанные, в связи с переселением, недоимки по налогам, страховым платежам и обязательным поставкам государству сельхозпродуктов, подлежат взысканию с переселенца [8]. В связи с этим Главное управление организованного набора рабочих и переселения при Совете Министров УССР установило следующий порядок учета переселенцев, самовольно выбывших из Крымской области. Отдел ведет учет переселенцев, самовольно выбывших в колхозах, и направляет списки этих переселенцев отделам оргнабора рабочих и переселения областей выхода для взыскания с них выданного единовременного денежного пособия и ранее списан-

141

ных недоимок. Розыск переселенцев, выбывших из колхозов и совхозов вселения, но не прибывших в места выхода, производили одновременно отделы областей выхода и Крымской области [9].

Переселенческий процесс набирал обороты и, на 1958 год было запланировано переселить 6400 человек [10]. Также Совет Министров УССР разрешил председателю исполкома Крымского областного совета депутатов трудящихся в счет плана внутриобластного переселения на 1958 год оформить 400 семей, самостоятельно прибывших в колхозы Крымской области из областей Украины и других республик Советского Союза не предусмотренных планом переселения. Оформление этих семей приказано было произвести в порядке установленном постановлением Совета Министров ССР от 8 сентября 1954 года №1894 при котором выдача переселенческого билета производилась отделом организованного набора рабочих и переселения облисполкома на основании утвержденного райисполкомом решения общего собрания колхозников о приеме прибывшей семьи в члены колхозов с представлением льгот по внутриобластному переселению [11].

В решении Исполнительного Комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся от 5 сентября 1959 года значиться: в связи с тем, что многие колхозы и совхозы области ощущают недостаток в рабочей силе для проведения осенних сельскохозяйственных работ и, учитывая наличие свободных жилых домов, построенных для переселенцев в счет плана на 1960 год исполком областного Совета депутатов трудящихся решил: 1) просить Совет Министров УССР разрешить Крымской области принять из других областей Украины в 1959 году в счет плана переселения на 1960 год 1170 семей; 2) обязать колхозы, совхозы, райисполкомы, отдел оргнабора рабочих и переселения облисполкома вести подготовку к приему и хозяйственному устройству переселенцев [12].

К. Никерин в одном из своих докладов в 1959 году отметил, что успехи досрочного выполнения семилетнего плана по развитию сельского хозяйства в области и, в особенности по увеличению площадей под садами и виноградниками, находится в прямой зависимости от пополнения колхозов и совхозов рабочей силой. Если учесть потребности в рабочей силе в животноводстве и полеводстве крымская область в отличие от прошлых лет (когда речь шла о двух-трех тысячах семей переселенцев в год), должна ежегодно принимать не менее от семи до десяти тысяч семей ежегодно. Заведующий отделом оргнабора рабочих и переселения крымского облисполкома так же подчеркивал, что в успех, который был достигнут Крымом в области сельского хозяйства (область была награждена орденом Ленина) внесли свой весомый вклад переселенцы, которых с 1944 по 1958 год прибыло и закрепилось 34 тысячи семей, с количеством около 70 тысяч трудоспособных [13].

Стоит отметить, что были районы, которые показывали образцовый пример в деле принятия и обустройства переселенцев. Например, для обеспечения приема переселенцев в 1959 году из Хмельницкой области в Раздольненском районе была проведена сплошная проверка готовности колхозов и совхозов к приему колхозников. За каждым колхозом и совхозом был закреплен член бюро райкома или член Исполкома, которые вместе с правлениями колхозов и партийными организациями должны были обеспечить подготовку к приему и непосредственно сам прием, и хо-

142

зяйственное устройство прибывавших переселенцев. Встреча колхозников производилась лично председателем райисполкома, секретарем райкома партии, председателями колхозов и директорами совхозов. На станции выгрузки, как правило, руководство района совместно с прибывшими переселенцами проводило митинг, затем новоселы организованно перевозились в колхозы и совхозы. Где их ждали подготовленные дома и квартиры, куда заранее было завезено топливо, выделены продукты питания. Переселенцам была оказана помощь в приобретении коров, мелкого скота и птицы, а так же была произведена вспашка и осеменение огородов [14].

Но, были и районы, которые не раз получали замечания. Одними из таких были Евпаторийские и Зуйские райисполкомы. Они, в частности, обвинялись в формальном отношении к организации выполнения задания по строительству домов для переселенцев. Так, в колхозах Зуйского района из плана в 48 домов не было построено ни одного, это еще при наличии 276 домов, перешедших с плана 1958 года. В Евпаторийском районе из 40 домов было построено лишь 5, при наличии 166 домов перешедших с 1958 года [15].

Процесс переселения продолжался, не заканчивались и трудности, с которыми приходилось сталкиваться организаторам процесса. Например, Крымский отдел оргна-бора рабочих и переселения негодовал по поводу того, что Закарпатский отдел игнорировал просьбу крымских коллег. Первые, в свою очередь, просили западно-украинских товарищей отбирать переселенцев для Куйбышевского района за счет коренного населения и главным образом колхозников, но они продолжали отселять семьи в большинстве своем не имевших опыта работы в сельском хозяйстве, к тому же из других областей. Крымский отдел был вынужден поставить этот вопрос перед Главным управлением оргнабора рабочих и переселения при Совете министров УССР, так как подобного рода контингент очень плохо закреплялся на полуострове [16].

Довольно острым продолжал оставаться вопрос строительства домов для переселенцев. Это объяснимо, так как от наличия необходимого количества жилой площади зависел успех дела переселения. Решение данной задачи находилось под строгим контролем непосредственно начальника Главного управления организованного набора рабочих и переселения А. Могилы. Весной 1960 года он строго раскритиковал деятельность крымского отдела по хозяйственному устройству переселенцев и строительству для них домов. Подчеркнув, что заведующий областным отделом товарищ Никерин плохо осуществляет руководство работой аппарата отдела, районных уполномоченных и инспекторов, не проявляет требовательности к работе структуры и ответственных на местах за своевременное и четкое выполнение ими служебных обязанностей и поручаемых заданий [17].

На переселенческие нужны обильно выдавались кредиты и материальная помощь. Они действительно в значительной степени способствовали закреплению колхозников и стимулировали их продуктивную работу. Но Исполнительный комитет Крымского областного совета депутатов трудящихся не раз фиксировал нецелевое расходование кредитов. Например, произведенными проверками отдела оргнабора рабочих и переселения и областной конторой Госбанка были установлены в ряде районов «грубые факты нецелевого использования кредитов», выданных на строительство домов для переселенцев и заселения в построенные дома не новосе-

143

лов. Так, в колхозе имени Куйбышева, Куйбышевского района кредит в сумме 213 тысяч рублей, выданный на строительство домов для переселенцев, был израсходован на строительство павильона бытового обслуживания, клуба, школы и на ремонт домов колхозников не переселенцев. А в колхозе «Новая жизнь» Первомайского района кредит в сумме 99 тысяч рублей был использован на оплату трудодней, приобретение комбикорма, угля и на строительство птичника [18].

В 1961 году в Крым стали прибывать новые группы колхозников. Заведующий отделом оргнабора рабочих и переселения крымского облисполкома К. Никерин рапортовал в Киев, что прием и перевозка переселенцев от станции разгрузки к местам вселения проходила организованно, фактов задержки семей на станциях выгрузки из-за отсутствия автотранспорта зафиксировано не было. К тому же, все прибывшие семьи, как правило, были обеспечены домами с надворными постройками. Колхозы и совхозы бесплатно вспахивали приусадебные участки, оказывали помощь в их озеленении и выдавали для посадки семена различных культур. Отдел пытался уделить достаточно внимания вопросу максимального охвата детей дошкольного возраста детскими учреждениями. Это делалось для того, чтобы матери, имевшие малолетних детей, как можно быстрее приступили к участию в колхозном и совхозном производстве. В тоже время, дети школьного возраста своевременно были зачислены в школы. Отстающим оказывалась помощь в получении знаний [19].

В декабре 1963 года был представлен план приема переселенцев в колхозы и совхозы Крымской области на 1964 год.

Наименование областей выхода Наименование районов вселения Количество семей

1. Винницкая Сакский Красноперекопский Всего 680 50 730

2.Волынская Красноперекопский Черноморский Всего 390 50 440

3 .Житомирская Джанкойский 700

4.Закарпатская Сакский 50

5 .Ивано-Франковская Красноперекопский Сакский Всего 360 100 460

6. Киевская Красногвардейский 300

7. Львовская Нижнегорский 280

8. Полтавская Черноморский г. Севастополь Всего 320 70 390

9. Ровенская Нижнегорский 195

10. Сумская Бахчисарайский 640

11. Тернопольская Красногвардейский 410

12. Хмельницкая Черноморский Красноперекопский 320 50

144

Всего 370

Белогорский 390

13. Черкасская Красноперекопский 50

Всего 440

Ленинский 530

14. Черниговская Алуштинский 20

Всего 550

15. Черновицкая Нижнегорский 145

Всего 6100

Внутриобластное переселение 400

Всего 6500

[20].

План приема семей переселенцев из областей выхода был выполнен следующим образом.

Наименование областей выхода Годовой план Переселено семей Процент выполнения плана

1. Винницкая 730 691 94,6

2. Волынская 440 257 58,4

3. Житомирская 700 762 103,8

4 .Ивано-Франковская 460 323 70,2

5. Закарпатская 50 60 120

6. Львовская 260 207 79,6

7.Полтавская 390 509 130,5

8. Ровенская 195 148 75,8

9. Киевская 300 302 100,6

Ю.Тернопольская 410 307 74,8

11. Хмельницкая 370 381 102,9

12. Черниговская 570 516 90,5

13. Черновицкая 145 158 108,9

14. Черкасская 440 525 119,3

15. Сумская 640 658 102,8

16. Херсонская - 5 -

17. Крымская 400 411 102,7

Всего по области 6500 6220 95,6

[21].

Дома для переселенцев строили по типовым проектам. О том, что собой представляли переселенческие дома и о фактически сложившейся стоимости одного такого дома вместе с надворными постройками (сарай, уборная), можем судить из справки о строительстве подобных объектов в совхозе «Большевик» Красногвардейского района от 1964 года._

1. по какому проекту построен дом одинарный ТИП М-2-К

2. размер полезной площади 42 кв. м

3. размер жилой площади 32,2 кв.м

145

4.вид веранды остекленная

5. вид отмосток глинощебневые

6.на каком растворе заложен фундамент глинопесчаный

7. вид внутренней отделки стен, потолков штукатурка

8. вид наружной отделки стен штукатурка

9. чем произведено покрытие крыши дома шифер

10. произведена ли электрификация дома дом электрифицирован

11. размер сарая 3x4

12. чем произведено покрытие крыши сарая черепицей

13. вид уборной деревянная

14. стоимость дома без надворных построек 2553.40 рублей

15. стоимость сарая 317 рублей

16. стоимость уборной 27.60 рублей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. стоимость дома совместно с надворными 2898 рублей

постройками

18. кто осуществляет строительство хозспособом

[22].

Так, благодаря переселенческой политике Крымская область вырастила неплохой урожай 1965 года ряда важнейших сельскохозяйственных культур, добилась увеличения производства животноводческих продуктов и досрочно, с перевыполнением, завершила планы по продаже государству зерна, молока, мяса, яиц, шерсти. Область сдала 367 тыс. тонн зерна, при плане 292 тыс. тонн. По сравнению с прошлым 1964 годом мяса было продано государству больше на 6742 тонны, молока 45614 тонн. Значительных успехов достигли виноградари и садоводы. Хозяйства области продали государству свыше 400 тыс. тонн винограда, при плане 337 тыс. тонн или на 121 тыс. тонн больше, чем в прошлом году; 56 тыс. тонн фруктов или на 20, 4 тыс. тонн больше, чем в 1964 году [23].

В организации выполнения мероприятий по переселению в своей практической деятельности крымский отдел, прежде всего, уделял большое внимание вопросам подготовительной работы по составлению народнохозяйственного плана по приему семей переселенцев и строительству для них домов. Эти вопросы готовились заранее и с перспективой. Проект плана на 1965 год был предварительно разработан в конце 1963 года, а затем в 1964 году он дважды уточнялся.

Наряду с подготовкой материалов к народнохозяйственному плану, отдел организовал разработку конкретных мероприятий по выполнению плана переселения семей и строительству для них домов и внес их на утверждение облисполкома. Эти мероприятия были утверждены 30 января 1965 года и доведены до райисполкомов, производственных управлений и других заинтересованных организаций. В соответствии с областными мероприятиями районные уполномоченные организовали работу по составлению мероприятий по соответствующему району с последующим утверждением их на заседании райисполкома. Районные уполномоченные по Ленинскому району и по Красно-перекопскому району добились утверждения их на бюро райкома партии.

Отдел и многие районные уполномоченные держали под контролем вопросы, связанные с подготовкой к приему семей переселенцев. Заблаговременно, примерно

146

за месяц до начала переселения, во все районы выезжали работники отдела, которые вместе с районными уполномоченными, через райисполкомы, организовывали сплошную проверку готовности хозяйств к приему новоселов. При выявлении недостатков сразу же на месте принимались меры по их устранению. А в случае необходимости результаты проверки рассматривались на заседании райисполкома. При этом обращалось особое внимание на подготовленность домов для заселения, на своевременный завоз топлива, определялись меры по оказанию прибывшим новоселам материальной помощи. Все выше обозначенные мероприятия способствовали более качественному отбору семей для переселения.

Особое внимание придавалось разрешению вопросов, связанных со встречей и размещением прибывших новоселов. За неделю до прибытия эшелонов во все районы вселения выезжали работники отдела, которые вместе с районными уполномоченными разрабатывали и осуществляли мероприятия по встрече и размещению семей переселенцев в хозяйствах. На станцию разгрузки своевременно подавалось необходимое количество транспорта. Для встречи переселенцев, как правило, прибывали руководители хозяйств, представители районных организаций и работники областного отдела [24 д. 170, л. 4-6].

Таким образом, можем констатировать, что переселенческий процесс на протяжении десятилетий являлся для советской власти одной из самых эффективных форм увеличения численности населения полуострова. Переселение было сложно организационным делом в экономическом и хозяйственном отношении. Все этапы реализации данного плана сопровождались ошибками, в результате которых новоселы покидали Крым. Но, с каждым годом внимание переселенцам уделялось все больше и больше, учитывая, конечно, крайнюю необходимость в их труде для экономики полуострова. Результаты стараний со временем проявились - переселенцы значительно меньше стати выбывать за пределы области, а хозяйство Крыма укреплялось.

Список литературы:

1. ГААРК, ф. Р-3508, оп. 1, д. 95, л. 4

2. Там же, д. 18, л. 20.

3. Там же, л. 23.

4. Там же, л. 15.

5. Там же, л. 16.

6. Там же, л. 20.

7. Там же, д. 19, л. 21-22.

8. Там же, л. 30.

9. Там же, д. 38, л . 67.

10. Там же, д. 69, л. 18.

11. Там же, д. 69, л. 71.

12. Там же, д. 92, л. 40.

13. Там же, д. 95, л. 60.

14. Там же, д. 93, л. 21.

15. Там же, д. 90, л. 10.

16. Там же, д. 105, л. 4.

17. Там же, л. 35.

18. Там же, д. 107, л. 89.

19. Там же, д. 119, л. 77.

20. Там же, д. 153, л. 7.

21. Там же, д. 159, л. 22.

147

22. Там же, д. 108, л. 9.

23. Там же, д. 170, л. 2.

24. Там же, л. 4-6.

25. Там же, ф. Р-2888, оп.1, д. 7, л. 1-2; л. 76; д. 29, л. 2, 16

26. Там же, ф. Р-3508, оп.1, д. 172, л. 39

Приложение № 1

Динамика переселения в Крым колхозников-переселенцев: 1944-1953 годы*

Наличие

Наименование районов Вселено в 1944 году (семей) Всего населения на 1.1.46. (чел.) Принято переселенцев в 1950 году (семей/чел.) семей переселенцев в местах вселения на 1.1.53.

1. Азовский 162 13950 57/269 42

2. Алуштинский 2349 9053 221/1003 140

3. Балаклавский 2015 8274 242/1235 160

4. Бахчисарайский 2146 19378 394/1826 286

5. Белогорский 1555 12692 310/1402 222

6. Джанкойский 27 22508 62/275 33

7. Евпаторийский 150 7477 66/287 49

8. Зуйский 212 10440 38/181 31

9. Кировский 428 12809 7/30 7

10. Красно-Перекопский - 14804 - -

11. Куйбышевский 2349 7316 253/1059 187

12. Ленинский - 8589 136/547 74

13. Нижнегорский 320 17921 95/444 52

14. Новоселовский - 5971 26/112 25

15. Октябрьский 57 10887 4/13 3

16. Первомайский - 7752 13/52 7

17. Приморский 204 16270 147/598 104

18. Раздольненский - 8203 4/16 1

19. Сакский - 12719 73/265 55

20. Советский 180 11128 116/489 72

21. Симферопольский 214 25410 155/771 109

22. Старо-Крымский 1268 9846 184/855 109

23. Судакский 2469 5897 175/730 62

24. Черноморский - 8998 83/404 61

25. Ялтинский 935 7451 158/668 111

Итого: 17040 316145 3019/13531 2003

*Данные без учета самовольно прибывшего населения. Но известно, что за период с сентября 1944 года по июль 1947 года в колхозы Крыма для постоянного местожительства самовольно прибыло 2337 семей. [25]

148

CeiToea Е. I Трудова ешграцш до Криму (1944-1966) / Е. I CeiToea // Вчеш записки Тавршсь-кого нацюнального ушверситету ш. В. I. Вернадського. Cepia «1сторичш науки». - 2011. - Т. 24 (63), № 1 : спецвипуск «1стор1я Украши» - С. 139-152.

На основ1 корпусу apxiemix матер1ал1в, розкриваегься проблема переселения до Криму на протяз1 1955-1966 роюв. Освггаеш ыд процесу, особливосп, труднонц, з якими приходилось зустр1тись орга-шзатором. Також представлена статистика кшькосп переселених та охарактеризована система пшьг та прившегв.

Ключев! слова: переселения, переселенщ, система пшьг, народне господарство

Seitova Е. I. Labor emigration to Crimea (1944-1966) / E. I. Seitova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2011. - Vol. 24 (63), No 1 : "History of Ukraine".-P. 139-152.

In this article, based on a block of archive materials, the problem of resettlement in Crimea throughout the years 1955-1966 is uncovered. Light is shed on the course of the processes, peculiarities, and difficulties with which organizers are faced with. Also present are the statistics of the number of resettled people and the description of the system of privileges.

Key words: resettlement, resettlers, system of privileges, national farming

Поступила в редакцию 01.02.2011 г.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.